Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТОЛСТОВСТВО КАК АНАРХИЗМ

Работа №33473

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
639
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО 8
§1. ХРИСТИАНСКИЕ ОСНОВЫ ТОЛСТОВСКОГО АНАРХИЗМА 8
§2. ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ГОСУДАРСТВО 19
ГЛАВА II. ТОЛСТОВСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 37
§1. ЭВОЛЮЦИЯ ТОЛСТОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ 37
§2. АНАРХИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ТОЛСТОВСКИХ КОММУН 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Источники: 65
Литература: 67


Фигура Л.Н. Толстого (1828-1910) и её восприятие в современном российском обществе остаются крайне неоднозначными. На официальном уровне сохраняется пиетет к творчеству Толстого как художника, при этом полностью выносится за скобки его деятельность как общественного мыслителя. Миф о Толстом, сформировавшийся в советское время, поддерживается и по сей день. Широкой общественности малоизвестен «запрещённый» Толстой, беспощадный критик государства и церкви, Толстой-анархист.
Данная дипломная работа посвящена рассмотрению толстовского учения в призме анархистского дискурса. Впервые в ракурсе «идеолога» анархизма Л.Толстой был рассмотрен П.Эльцбахером в книге «Анархизм», в которой исследователь аккумулировал выдержки из произведений 7 авторов, повлиявших на становление анархической мысли, включая Толстого.
Работа Эльцбахера была написана при жизни Толстого, и последний имел возможность ознакомиться с ней. Толстой писал Эльцбахеру в 1900 году: «Ваша книга чрезвычайно понравилась мне. Она совершенно объективна, понятна и, насколько я могу судить, в ней прекрасно обработаны источники. Мне кажется только, что я не анархист в смысле политического реформатора. В указателе вашей книги при слове «принуждение» сделаны ссылки на страницы сочинений всех прочих разбираемых вами авторов, но не встречается ни одной ссылки на мои писания. Но есть ли это доказательство того, что учение, которое вы приписываете мне, но которое, на самом деле, есть лишь учение Христа - есть учение не политическое, а религиозное?»
Противопоставление «политического» и «религиозного», на мой взгляд, кажется чрезвычайно важным в данном контексте. В широком смысле политикой является всё. Однако толстовское движение сложно
назвать «политическим» в полном смысле этого слова. Подобное затруднение возникает, в частности, потому, что толстовство (как общественный феномен) сильно выпадает из привычных представлений об осуществлении политической деятельности, ключевой осью которой (вне зависимости от направленности) является тема власти. Власть - это политическая категория, основывающаяся на принципе подчинения одних групп людей другим и лежащая в основе всякой идеологии.
Главной чертой анархизма любого рода - несмотря на огромное внутреннее разнообразие его дискурса - является отрицание власти в системе общественных отношений. Выстраивание конструктивного нарратива строится вокруг необходимости уничтожить власть, причём последняя выступает здесь в качестве некоей метафизической категории абсолютного зла, корня социальных проблем. В этом смысле анархизм можно считать «антиидеологией».
Отношение к власти является самым важным основанием для рассмотрения толстовства в качестве разновидности анархизма. В своей статье «По поводу христианского анархизма» В.Г. Чертков, один из главных деятелей толстовского движения, говоря о всё том же сочинении П. Эльцбахера, подчёркивает принципиальное отличие Толстого от
-5
«политических» анархистов. Помимо него, в работе немецкого исследователя рассматриваются также идеи У. Г одвина, П.Ж. Прудона, М. Штирнера, М. Бакунина, П. Кропоткина и Б. Такера. Отличие, на которое указывает В.Г. Чертков, зиждется на религиозном содержании толстовского анархизма. С моей точки зрения, термин «религиозный» не совсем подходящий, поскольку Толстой и его последователи воспринимали христианство единственно как этическое учение, чётко отделяя его от христианской метафизики. Впрочем, Толстой не был первым мыслителем, синтезирующим в своих произведениях идеи христианства и анархизма. Для дальнейшей чёткости повествования необходимо определиться с терминами.
Христианский анархизм - это социально-философское направление, объединяющее в себе христианское вероучение (в любой из его форм) и основные анархические идеи. В христианском анархизме политическое измерение подчинено этике, основой для которого служит учение Иисуса Христа, изложенное в Евангелиях. Вполне очевидно, что в зависимости от персональных взглядов каждого конкретного представителя христианского анархизма, само отношение к личности Христа и роли Церкви видоизменяется. В частности, Лев Николаевич Толстой и его единомышленники воспринимали христианство исключительно как свод этических законов, строго отделяя этику от метафизики. С этим связано отрицание Толстым божественности Иисуса Христа, догмата о Святой Троице, непорочного зачатия и т.д. Сама Церковь в его восприятии - это институт государства, полностью ему подконтрольный. Фактически Толстой отрицал христианство как религию, видя в нём исключительно философско-этическое учение.
Таким образом, толстовство - это социально-этическое учение, возникшее в 1880-е годы под воздействием идей Л.Н. Толстого. Исходя из интерпретации этической стороны евангельских текстов, Л.Н. Толстой и его единомышленники конструировали свою собственную философию, включавшую в себя, в частности, идею о «лжеучении» государства, которая - наряду с перечнем иных идей - позволяет классифицировать толстовское движение как анархизм.
Существует целый ряд обстоятельств, которые препятствуют изучению толстовства как полноценного анархического общественного движения. Среди них можно выделить наиболее ключевые:
1) Полное отождествление толстовства с личностью Л.Н.
Толстого, сужающее представление об этом движении как об узкой секте, лишённой внутреннего разнообразия и с ограниченным набором своеобразных «догматов» (представление, во многом заложенное тенденциозной советской историографией, анализировавшей толстовство с классовых позиций).
2) Недооценка исторического социального потенциала толстовства, степени его радикализма и нонкомформизма, отзывчивости по отношению ко многим актуальным социально-экономическим, политическим, религиозным и моральным вопросам конца XIX- начала ХХ веков.
3) Неизученность колоссального запаса источников по истории толстовства, главным образом из личных фондов ключевых личностей толстовского движения - в том числе,
В.Г. Черткова, П.И. Бирюкова, В.Ф. Булгакова и т.д.
Проблематика данной дипломной работы может быть раскрыта по- разному. «Толстовство как анархизм» может быть проинтерпретировано в плане самоидентификации себя как представителей анархического течения, взаимоотношения толстовцев с российскими и зарубежными организациями анархистов, толстовского опыта антиэтатистского воспитания и т.д. Однако настоящая работа не рассчитана на детализацию отдельных локальных аспектов толстовского общественного движения.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала 1880-х по конец 1930-х годов. От первых «толстовских» публикаций Л.Н. Толстого до ликвидации последней толстовской коммуны на территории СССР.
В данной работе мной использовались сравнительносопоставительный и диалектический метод исследования, сочетавшиеся с критическим подходом к изучению всех имеющихся источников и литературы.
Степень изученности темы. Толстовство является сравнительно малоизученной темой научных исследований, особенно редко оно рассматривается в научной литературе как анархизм. Существует весьма ограниченный набор статей на русском языке, подвергающих толстовское движение анализу в спектре анархических учений, однако «анархизм» Толстого периодически упоминается исследователями как одна из возможных трактовок его социально-этической философии. В настоящее время не существует фундаментальных научных исследований, аналогичных тематике данной дипломной работы. Помимо прочего, можно найти ряд научных статей на английском языке, в которых толстовство рассматривается как разновидность анархизма.
Источниковой базой данного дипломного исследования предсказуемо стали произведения (включая дневниковые записи) Льва Николаевича Толстого, полный перечень которых находится в соответствующем списке. Помимо наследия Л.Н. Толстого, важную роль при написании данной работы сыграли произведения В.Г.Черткова, И.М. Трегубова, В.Ф. Булгакова, а также мемуары крестьян-толстовцев за 19101930-годы (В.В. Янов, Е.Ф. Шершенева, Б.В. Мазурин, Д.Е. Моргачёв, И.Я. Драгуновский).
Особую ценность для создания данной дипломной работы имели научные изыскания И.А. Гордеевой, Е.В. Агарина, Т.В. Петуховой, Е.Д. Мелешко. Все вышеперечисленные исследователи фокусировались в своих работах на разных аспектах толстовства (как практических, так и теоретических), и будет справедливо отметить, что их научные выводы оказали неоценимую помощь при написании настоящей работы.
Кроме того, нельзя не отметить ряд англоязычных исследователей толстовства, чей иностранный взгляд на проблему оказался не менее ценен. Отдельного внимания заслуживают работы таких авторов, как Alexandre Christoyannopoulus, Robert Higgs, Antoni Blanch. Подробный перечень работ, использованных при написании моего диплома, можно обнаружить в списке литературы.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы выявить характерные особенности теории и практики толстовства, позволяющие причислить его к анархическим учениям.
Задачи настоящей работы могут быть сформулированы следующим образом:
1) поиск художественных и публицистических произведений Л.Н. Толстого и его идейных последователей (В.Г. Чертков, И.М. Трегубов), в которых отражены концепции, созвучные анархизму.
2) проанализировать генезис толстовства как общественного движения, выявить основные вехи его развития.
Объектом данной дипломной работы можно социальные движения в России конца XIX - начала ХХ века.
Предметом - социально-этическое движение толстовства как разновидность анархизма.
Необходимо отметить, что структура дипломной работы состоит из двух глав, содержание которых призвано отразить поставленные задачи. Помимо двух глав, в моей дипломной работе имеются заключение, список источников и литературы. Хронологической точкой отсчета настоящей работы является зарождение толстовства как социально-этического учения Л.Н. Толстого (1880-е годы), а финальной точкой - ликвидация советским правительством последней толстовской коммуны на территории СССР (конец 1930-х).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время толстовское движение является не только недостаточно изученным исторически, но и недостаточно определённым по своей сущности. Цель данной дипломной работы состояла в том, чтобы выявить характерные особенности толстовства, позволяющие причислить его к анархизму. Проанализировав толстовское движение со всех точек зрения (включая его теоретическую и практическую части), можно заключить, что по всем ключевым параметрам толстовство может быть классифицировано как анархическое учение.
Ранее уже было сказано, что толстовский анархизм - это христианский анархизм. Л.Н. Толстой редуцировал христианство к этике, точно также он поступил с политикой. В свете этого логично отметить, что Толстой - это, прежде всего, этический мыслитель. Он не является политическим лидером, отрицая необходимость политической власти как таковой. Однако его учение в своем практическом воплощении неизбежно становится политическим - и политической формой толстовства является анархизм.
Анархизм никогда не являлся основой толстовского движения. Толстовский анархизм возникает при переходе от теории к практике - от декларации идей к попытке построить нечто большее, чем есть. Если допустить мысленный эксперимент и представить, что толстовство в своем развитии ограничилось публицистикой Л.Н. Толстого, то можно было бы назвать это анархизмом? Вероятно, можно, однако в этом случае «анархизм» Толстого служил бы некоторой художественной формой, выражением несогласия графа с существующим мироустройством. В настоящем же случае, «толстовский анархизм» представляется не специфической абстракцией, а, напротив, искренней попыткой определения сущности толстовского движения.
Подлинной «родиной» толстовского анархизма было христианство - в том виде, в котором его «прочитал» Л.Н. Толстой. Конечно, данное прочтение ни в коем случае не является однозначным и подвергается критике, в том числе, за свой «псевдохристианский» характер.
Данная работа не призвана рассматривать тонкости подобного рода, поскольку эта тема требует подробного разбора того, что является христианским и в каком смысле. Для меня, как для исследователя, принципиальным было то, что Толстой черпал свои идеи из христианского вероучения, несмотря на то, что он тщательно отделял христианскую мистику от христианской этики. Факт есть факт: толстовство является учением христианским, даже если под «христианством» в данном случае понимается лишь христианское этическое учение. Также стоит отметить, что Толстой не был первым мыслителем, который, взявшись за христианство, получил анархизм. Однако толстовский анархо-христианский опыт является едва ли не самым массовым в истории, а потому представляет дополнительный интерес для изучения.
Как у всякого анархизма, заглавная политическая цель толстовства состоит в том, чтобы не утвердить власть, а отказаться от неё. Вероятно, это делает спектр анархических учений более утопичным, поскольку полный отказ от осуществления власти представляется практически невозможным. Однако в данном случае важна не финальная цель, а пути её - пусть и неполного - достижения. Толстовцы вслед за своим учителем редуцировали власть. Для них категория власти всегда являлась синонимом насилия, лжи и гипнотизации человечества. Толстовцы не признавали никакой человеческой иерархии, видя в ней проявления власти. Они пошли дальше, распространив свои убеждения за пределы человечества - отсюда радикальное вегетарианство толстовского движения, закрепляющее отказ от насилия человека над животным, отрицающее человеческую власть над ними.



Булгаков В.Ф. Опомнитесь, люди-братья! История воззвания единомышленников Л.Н. Толстого против мировой войны 1914-1918 г.г. /
В.Ф. Булгаков - М.: «Задруга», 1922. - [электронный источник] - http:/www.az.lib.ru/b/bulgakow w f/text 0040.shtml.
Булгаков В.Ф. Толстой-моралист / В.Ф. Булгаков - М.: «Задруга», 1917. - [электронный источник] -
http:/www.az.lib.ru/b/bulgakow w f/text 0040.shtml.
Булгаков В.Ф. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого / В.Ф. Булгаков - М.: Издание издательской комиссии Московского Совета Солдатских Депутатов, 1917. - 237 с.
Толстой Л.Н. Воскресенье / Л.Н. Толстой - М.: Художественная литература, 1978. - 397 с.
Толстой Л.Н. Единое на потребу. О государственной власти / Л.Н. Толстой. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 77 с.
Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви / Л.Н. Толстой. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 54 с.
Толстой Л.Н. Исповедь. В чём моя вера? Что такое искусство? / Л.Н. Толстой. - М.: Книговек, 2015. - 432 с.
Толстой Л.Н. Народные рассказы / Л.Н. Толстой. - М.: Росмэн- Пресс, 2012. - 142 с.
Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство / Л.Н. Толстой. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 51 с.
Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: т. 85: письма к В.Г. Черткову, 1883-1886 / Л.Н. Толстой. - М.: Гос. изд-во, 1935. - 463 с.
Толстой Л.Н. Рабство нашего времени / Л.Н. Толстой. - М.: Живая литература, 2011. - 152 с.
Толстой Л.Н. Соединение и перевод четырёх Евангелий / Л.Н. Толстой. - М.: Всемирный вестник, 1906. - [электронный источник] - https://www.e-reading.mobi/book.php?book=56882
Толстой Л.Н. Солдатская памятка. Офицерская памятка / Л.Н. Толстой. - М.: Изд-во Т8, 2011. - 35 с.
Толстой Л.Н. Суеверие государства / Л.Н. Толстой. - Таллинн: репринтное изд-во Интербрук, 1990. - 211 с.
Толстой Л.Н. Холстомер / Л.Н. Толстой. - М.: Советская Россия, 1978. - 122 с.
Толстой Л.Н. Христианство и патриотизм / Л.Н. Толстой. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 42 с.
Толстой Л.Н. Царство Божие внутри вас / Л.Н. Толстой. - М.: Изд-во Т8, 2016. - 228 с.
Трегубов И.М. О всеобщей мирной стачке / И.М. Трегубов // Анархизм: pro et contra. - СПб.: РХГА, 2015 - с.305-324.
Чертков В.Г. О революции. Насильственная революция или христианское освобождение? / В.Г. Чертков // Издание «Свободного слова». - №89 - Christchurch, Hants, England, 1904. - [электронный источник] - http:/www.az.lib.ru/c/chertkow w g/text 0032.shtml
Чертков В.Г. По поводу христианского анархизма / В.Г. Чертков // Анархизм: pro et contra. - СПб.: РХГА, 2015 - с.324-329.
Янов В.В., Шершенева Е.Ф., Мазурин Б.В., Моргачев Д.Е., Драгуновский Я.Д., Драгуновский И.Я. Воспоминания крестьян- толстовцев. 1910-1930-е годы / В.В. Янов, Е.Ф. Шершенева, Б.В. Мазурин, Д.Е. Моргачев, Я.Д. Драгуновский. - М.: Букинистическое издание, 1989. - 512 с.
Литература;
Christoyannopoulos A. Christian Anarchism: The forgotten politics of Jesus’ rule of love / A. Christoyannopoulos // University of Kent, 2006. - 43-58
pp.
Christoyannopoulos A. Eccentric yet still prophetic: Leo Tolstoy’s Christian anarchist thought / A. Christoyannopoulos // School of Social, Political and Geographical Sciences Loughborough University, 2013. - 111138 pp.
Christoyannopoulos A. Tolstoy: the peculiar Christian Anarchist / A. Christoyannopoulos // School of Social, Political and Geographical Sciences Loughborough University, 2011. - 33-38 pp.
Higgs R. Tolstoy’s Manifesto on the State, Christian Anarchy, and Pacifism / R. Higgs // The Independent Review, 2015 - v. 19, n. 3 - 471-479
pp.
Blanch A. Leo Tolstoy, Political Prophet and Evangelical Anarchist / A. Blanch // Comillias Pontifical University (Madrid), 2014. - 22-55 pp.
Агарин Е.В. Толстовское движение после Первой русской революции / Е.В. Агарин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №2 (1). - с.202-210.
Введенский А.И. Анархизм и религия / А.И. Введенский // Петроградский вестник. - 1918. - [электронный источник] -
http://odinblago.ru/anarchizm i religia/
Воробьев И.А. Толстовские колонии в Англии во второй половине 1890-х годов / И.А. Воробьев // Вестник Балтийского федерального университета им И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - Калининград, 2011. - Выпуск 6. - с. 141-146.
Гордеева И.А. «Все люди - братья»: российские радикальные пацифисты во время Первой мировой войны // Материалы Толстовских чтений 2014 г. в Государственном Музее Л.Н. Толстого. - М.: ГМТ, 2015. - с. 227-235.
Гордеева И.А. Самиздат «толстовцев» 1920-х - начала 1930-х годов / И.А. Гордеева // Прямухинские чтения 2012 года. - М.: Регтайм, 2013. - с. 199-209.
Гордеева И.А. «Толстовцы» как анархисты / И.А. Гордеева // Прямухинские чтения 2015 года. - М.: Регтайм, 2016. - с. 145-160.
Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители: нравственные учения от Моисея до наших дней / А.А. Гусейнов. - М.: Вече, 2008. - 484 с.
Гундзи А. Толстовское движение в Японии / А. Гундзи // Мир русского слова. - 2012. - №1. - с. 65-67.
Зубец О.П. Аристократический анархизм Льва Толстого / О.П. Зубец // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. - Т.1. - №3 (27). - с.74-89.
Мелешко Е.Д., Каширин А.Ю. Толстовское движение: опыт непротивления и толерантности / Е.Д. Мелешко, А.Ю. Каширин // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2011. - В.16. - №8 (106). - с. 72-80.
Мелешко Е.Д. Толстовские земледельческие коммуны / Е.Д. Мелешко // Анархия работает. Примеры из истории России.- М.: 2015.- с.75-86.
Мелешко Е.Д. Христианская этика Л.Н. Толстого / Е.Д. Мелешко. - М.: Наука, 2006. - 309 с.
Назарова Ю.В. Толстовское движение и Орден российских тамплиеров / Ю.В. Назарова // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. - Т.1. - №3 (27). - с.89-94.
Петухова Е.В. Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917-1929) / Е.В. Петухова. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 124 с.
Рождественская И.В. Критика христианской церкви в религиознофилософских исканиях Л.Н. Толстого / Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2012. - №3. - с.62-64.
Римский В.П., Резник С.В., Мюльгаупт К.Е. Учение Л.Н. Толстого о насилии и ненасилие в зеркале русских революций / В.П. Римский, С.В. Резник, К.Е. Мюльгаупт // Наука. Искусство. Культура. - Белгород, 2017. - Выпуск 3 (15) - с. 75-93.
Стоянов Б.С. Л.Н. Толстой и анархизм / Б.С. Стоянов // Анархизм: pro et contra. - СПб.: РХГА, 2015 - с.330-336.
Троицкий К.Е. Полемика вокруг учения Льва Толстого о непротивлении злу насилием в первое десятилетие после 1917 года / К.Е. Троицкий // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. - Т.1. - №3 (27). - с.95-114.
Шимко Р.Н. Аристократический анархизм Л.Н. Толстого / Р.Н. Шимко // Известия Алтайского государственного университета. - 2003. - №13. - с.121-129.
Эльцбахер П. Анархизм / П. Эльцбахер. - М.: Neoclassic, 2010. - 143 c.
Юртаева И.А. Толстовское вероучение: уроки и практика. Об истории толстовской коммуны «Жизнь и Труд» / И.А. Юртаева // Вестник КемГУ. - 2013. - Т.3 - №3 (55). - с.43-48.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ