ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА
|
Введение 3
1 глава. Теоретические основы формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода... .7
1.1 Понятие «речевая культура» на современном этапе развития
образовательной системы 7
1.2 Обучение речевой культуре в начальных классах 14
1.3 Культуроведческий подход в обучении русскому языку 19
Вывод по 1 главе 29
2 глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого
подхода 31
2.1 Анализ практики реализации культуроведческого подхода в
обучении младших школьников речевой культуре 31
2.2 Педагогические условия формирования речевой культуры учащихся
начальных классов на основе культуроведческого подхода 48
2.3 Анализ результатов эксперимента 56
Вывод по 2 главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 75
1 глава. Теоретические основы формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода... .7
1.1 Понятие «речевая культура» на современном этапе развития
образовательной системы 7
1.2 Обучение речевой культуре в начальных классах 14
1.3 Культуроведческий подход в обучении русскому языку 19
Вывод по 1 главе 29
2 глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого
подхода 31
2.1 Анализ практики реализации культуроведческого подхода в
обучении младших школьников речевой культуре 31
2.2 Педагогические условия формирования речевой культуры учащихся
начальных классов на основе культуроведческого подхода 48
2.3 Анализ результатов эксперимента 56
Вывод по 2 главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 75
Актуальность исследования. Реалии современного мира требуют всё больше внимания уделить изучению языка не сколько как средство общения и познания мира, а именно как средство приобщения учащихся к национальной культуре.
В современном начальном образовании реализация функций языка сводится к созданию немногочисленного набора строго определенных школьных жанров письменной речи, к анализу литературных источников в соответствии с заданным планом, к использованию разговорно-обиходного стиля литературного языка.
В начальной школе на уроках русского языка национально-культурный компонент становится одним из ведущих средств развития духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Для качественного усвоения культурного компонента языковых единиц, который отражает понятия духовных и нравственных ценностей народа, красоты и выразительности речи, большое значение необходимо придавать культуроведческому аспекту в обучении русскому языку.
Проблема речевой культуры младших школьников в настоящее время является актуальной по причине того, что традиционно ее относят к «атрибуту взрослого языка». Но современные программы предъявляют высокие требования к речи выпускника начальной школы. При этом вопросы методики реализации культуроведческого подхода в обучении речевой культуре младших школьников остаются недостаточно разработанными в связи выявленным противоречием, была определена тема исследования «формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода».
Основоположниками подхода к преподаванию русского языка в взаимосвязи с культурно-историческим фоном являются Буслаев Ф.И., Срезневский И.И., Ушинский К.Д. и др.
В современной методике обучения русскому языку вопросам культуроведческого подхода уделяют внимание такие методисты как Быстрова Е.А, Ходякова А.Л., Новикова Л.И.
В настоящее время культуроведческий подход имеет два направления в познании особенностей культуры народа: во-первых, путем отражения их в фразеологии, в лексике и литературе, во-вторых, в диалоге культур, т.е. во взаимодействии с другими языковыми культурами.
Расширяющими понимание речевой культуры являются исследования К.А. Абульхановой, Е.Н. Зарецкой, И.А. Зимней, Н.М. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова и др., рассматривающие речь как продукт социального развития (так как развитие речевой способности связано с развитием форм и способов общения), как передатчик общественных знаний о мире данной этнической общности, формирующий субъект познания через понятие «социального мышления личности»
Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании мы рассматриваем культуроведческий подход в обучении на уроках русского языка в Республике Татарстан.
Использование регионального компонента Республики Татарстан позволяет не только формировать эффективные коммуникативные компетенции, но и способствует развитию речевой культуры младших школьников.
Предмет: педагогические условия и формирование речевой культуры учащихся начальных классов в культуроведческом аспекте.
Объект: процесс овладения младшими школьниками языковыми нормами.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия развития речевой культуры младших школьников на основе культуроведческого подхода.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение уровня речевой культуры учащихся второго класса.
3. Разработка программы внеурочной деятельности,
направленной на формирование и развитие речевой культуры младших школьников в контексте культуроведческого подхода.
4. Определение педагогических условий формирования речевой культуры учащихся начальных классов на основе культуроведческого подхода.
Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Рубинштейн С.Л.; идеи духовно-нравственного воспитания личности средствами языка Ушинского К.Д., Буслаева Ф.И., Шахматова А.А., Щерба Л.В., Баранова М.Т., Поливанова Л.И. и Срезневского И.И.; положение о взаимосвязи языка и культуры, языка и осознания согласно Леонтьеву А.А., Леонтьеву А.Н., Карасику В.И., Масловой В.А.; ценностный культуроведческий системный подход к процессу обучения русскому языку Ходяковой Л.А., Быстровой Е.А., Львова М.Р., Баранова М.Т., Дейкиной
А.Д., Донсковой Т.К., Чижовой Т.Н.; положения о коммуникативнодеятельностном подходе в обучении согласно Дейкиной А.Д., Пузанковой Е.Н., Зыбина Т.М., Архиповой Е.В., Воителевой Т.М., Ладыженской Т.А., Антоновой Е.С.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы в области языкознания,
психологии, лингвистике текста, педагогики, теории речевой деятельности и методики преподавания русского языка в начальной школе; наблюдение за процессом обучения младших школьников, анкетирование учителей; констатирующие срезы и анализ речевых, логических ошибок учеников;
констатирующий и обучающий эксперименты, статистический анализ полученных результатов и их интерпретация.
Гипотеза исследования: Формирование речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода будет эффективным, если:
- процесс формирования речевой культуры будет проходить поэтапно;
- разработать и внедрить комплекс упражнений на повышения уровня речевой культуры на основе культуроведческого подхода учеников начальных классов;
- мотивировать учеников младших классов к коммуникативной активности.
Практическая значимость исследования: Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов по формированию речевой культуры младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе:
МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района, г. Казани.
Структура данной магистерской диссертации.
Введение, теоритическая часть, состоящая из четырех разделов и выводов по ней, практическая часть, состоящая из трёх разделов и выводов по данной части, заключение, список литературы и приложения.
В современном начальном образовании реализация функций языка сводится к созданию немногочисленного набора строго определенных школьных жанров письменной речи, к анализу литературных источников в соответствии с заданным планом, к использованию разговорно-обиходного стиля литературного языка.
В начальной школе на уроках русского языка национально-культурный компонент становится одним из ведущих средств развития духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Для качественного усвоения культурного компонента языковых единиц, который отражает понятия духовных и нравственных ценностей народа, красоты и выразительности речи, большое значение необходимо придавать культуроведческому аспекту в обучении русскому языку.
Проблема речевой культуры младших школьников в настоящее время является актуальной по причине того, что традиционно ее относят к «атрибуту взрослого языка». Но современные программы предъявляют высокие требования к речи выпускника начальной школы. При этом вопросы методики реализации культуроведческого подхода в обучении речевой культуре младших школьников остаются недостаточно разработанными в связи выявленным противоречием, была определена тема исследования «формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода».
Основоположниками подхода к преподаванию русского языка в взаимосвязи с культурно-историческим фоном являются Буслаев Ф.И., Срезневский И.И., Ушинский К.Д. и др.
В современной методике обучения русскому языку вопросам культуроведческого подхода уделяют внимание такие методисты как Быстрова Е.А, Ходякова А.Л., Новикова Л.И.
В настоящее время культуроведческий подход имеет два направления в познании особенностей культуры народа: во-первых, путем отражения их в фразеологии, в лексике и литературе, во-вторых, в диалоге культур, т.е. во взаимодействии с другими языковыми культурами.
Расширяющими понимание речевой культуры являются исследования К.А. Абульхановой, Е.Н. Зарецкой, И.А. Зимней, Н.М. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова и др., рассматривающие речь как продукт социального развития (так как развитие речевой способности связано с развитием форм и способов общения), как передатчик общественных знаний о мире данной этнической общности, формирующий субъект познания через понятие «социального мышления личности»
Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании мы рассматриваем культуроведческий подход в обучении на уроках русского языка в Республике Татарстан.
Использование регионального компонента Республики Татарстан позволяет не только формировать эффективные коммуникативные компетенции, но и способствует развитию речевой культуры младших школьников.
Предмет: педагогические условия и формирование речевой культуры учащихся начальных классов в культуроведческом аспекте.
Объект: процесс овладения младшими школьниками языковыми нормами.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия развития речевой культуры младших школьников на основе культуроведческого подхода.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение уровня речевой культуры учащихся второго класса.
3. Разработка программы внеурочной деятельности,
направленной на формирование и развитие речевой культуры младших школьников в контексте культуроведческого подхода.
4. Определение педагогических условий формирования речевой культуры учащихся начальных классов на основе культуроведческого подхода.
Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Рубинштейн С.Л.; идеи духовно-нравственного воспитания личности средствами языка Ушинского К.Д., Буслаева Ф.И., Шахматова А.А., Щерба Л.В., Баранова М.Т., Поливанова Л.И. и Срезневского И.И.; положение о взаимосвязи языка и культуры, языка и осознания согласно Леонтьеву А.А., Леонтьеву А.Н., Карасику В.И., Масловой В.А.; ценностный культуроведческий системный подход к процессу обучения русскому языку Ходяковой Л.А., Быстровой Е.А., Львова М.Р., Баранова М.Т., Дейкиной
А.Д., Донсковой Т.К., Чижовой Т.Н.; положения о коммуникативнодеятельностном подходе в обучении согласно Дейкиной А.Д., Пузанковой Е.Н., Зыбина Т.М., Архиповой Е.В., Воителевой Т.М., Ладыженской Т.А., Антоновой Е.С.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы в области языкознания,
психологии, лингвистике текста, педагогики, теории речевой деятельности и методики преподавания русского языка в начальной школе; наблюдение за процессом обучения младших школьников, анкетирование учителей; констатирующие срезы и анализ речевых, логических ошибок учеников;
констатирующий и обучающий эксперименты, статистический анализ полученных результатов и их интерпретация.
Гипотеза исследования: Формирование речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода будет эффективным, если:
- процесс формирования речевой культуры будет проходить поэтапно;
- разработать и внедрить комплекс упражнений на повышения уровня речевой культуры на основе культуроведческого подхода учеников начальных классов;
- мотивировать учеников младших классов к коммуникативной активности.
Практическая значимость исследования: Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов по формированию речевой культуры младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе:
МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района, г. Казани.
Структура данной магистерской диссертации.
Введение, теоритическая часть, состоящая из четырех разделов и выводов по ней, практическая часть, состоящая из трёх разделов и выводов по данной части, заключение, список литературы и приложения.
В данной работе мы теоретически обосновали и экспериментально проверили педагогические условия развития речевой культуры учеников младших классов на основе культуроведческого подхода.
Изучив процесс овладения детьми языковых нормам, мы пришли к ряду выводов:
- Важным фактором данного процесса является компетентность педагога, его методологическая осведомленность и умение использовать культуроведческий подход в обучении младших школьников;
- Степень использования регионального компонента напрямую влияет на кругозор детей, их знания о родной стране, малой Родине, культуре, обычаях, традициях и особенностях своего народа и народов, проживающих рядом и ними. Что в свою очередь обосновывает воспитание патриотов и здорового общества в целом;
- Через изучение Русского языка ребенок познает свою страну и в то же время, через культуроведческую составляющую и элементы регионального компонента изучает Русский язык;
- Речевая культура в современном обществе имеет серьезные проблемы с ее освоением, а потому требует особого внимания. Главным образом влияние на поднятие уровня речевой культуры детей оказывает пример педагога, что говорит о необходимости в первую очередь развиваться в этом направлении самому учителю. При этом ему стоит помнить о необходимости развивать речевую культуру коммуникативными приемами;
Изучив значительный объем методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу о том, что культороведческому подходу не уделяется должное внимание. Поэтому с учетом уровня речевой культуры младших школьников мы разработали комплекс упражнений для развития речевой культуры с помощью культуроориентированных элементов. Целью нашего комплекса упражнений было выбрано повышение общего уровня речевой культуры учеников начальной школы.
Так же комплекс помогает на основе культуроведческого подхода выявить условия формирования речевой культуры детей, что может стать основой для дальнейших исследований.
Таким образом, мы можем выявить значимость использования культуроведческого подхода и программы, основанной на нем. Главной составляющий здесь являются принципы общего всестороннего развития детей и профессиональный рост педагогов. Так же немаловажную роль играет воспитание младших школьников в патриотическом духе и через любовь к стране и родному языку выращивать грамотных членов общества. Важность умения правильно и точно излагать свои мысли нельзя переоценить.
Ко всему перечисленному необходимо добавить важность практической реализации нашего исследования. Оно имеет практическую значимость для педагогов русского языка, работающих в начальной школе, а так же может быть использовано в при разработке факультативов как для будущих педагогов, так и для практикующих. Занятия построенные на основе культуроведческого подхода дают возможность продуктивно работать с младшими школьниками по обучению грамотной речи и письму.
Использование культуроведческого подхода обосновано необходимостью сохранения русского литературного языка и формирования системы ценностей с этапа обучения в начальной школе. Для этих целей повышенное внимание стоит уделить развитию речевой культуры учащихся в начальных классах процессе обучения.
Мы пришли к выводу о том, что качественное и полноценное использование кульуроведческого подхода позволит сформировать эффективные коммуникативные компетенции и будет способствовать развитию речевой культуры младших школьников.
Изучив процесс овладения детьми языковых нормам, мы пришли к ряду выводов:
- Важным фактором данного процесса является компетентность педагога, его методологическая осведомленность и умение использовать культуроведческий подход в обучении младших школьников;
- Степень использования регионального компонента напрямую влияет на кругозор детей, их знания о родной стране, малой Родине, культуре, обычаях, традициях и особенностях своего народа и народов, проживающих рядом и ними. Что в свою очередь обосновывает воспитание патриотов и здорового общества в целом;
- Через изучение Русского языка ребенок познает свою страну и в то же время, через культуроведческую составляющую и элементы регионального компонента изучает Русский язык;
- Речевая культура в современном обществе имеет серьезные проблемы с ее освоением, а потому требует особого внимания. Главным образом влияние на поднятие уровня речевой культуры детей оказывает пример педагога, что говорит о необходимости в первую очередь развиваться в этом направлении самому учителю. При этом ему стоит помнить о необходимости развивать речевую культуру коммуникативными приемами;
Изучив значительный объем методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу о том, что культороведческому подходу не уделяется должное внимание. Поэтому с учетом уровня речевой культуры младших школьников мы разработали комплекс упражнений для развития речевой культуры с помощью культуроориентированных элементов. Целью нашего комплекса упражнений было выбрано повышение общего уровня речевой культуры учеников начальной школы.
Так же комплекс помогает на основе культуроведческого подхода выявить условия формирования речевой культуры детей, что может стать основой для дальнейших исследований.
Таким образом, мы можем выявить значимость использования культуроведческого подхода и программы, основанной на нем. Главной составляющий здесь являются принципы общего всестороннего развития детей и профессиональный рост педагогов. Так же немаловажную роль играет воспитание младших школьников в патриотическом духе и через любовь к стране и родному языку выращивать грамотных членов общества. Важность умения правильно и точно излагать свои мысли нельзя переоценить.
Ко всему перечисленному необходимо добавить важность практической реализации нашего исследования. Оно имеет практическую значимость для педагогов русского языка, работающих в начальной школе, а так же может быть использовано в при разработке факультативов как для будущих педагогов, так и для практикующих. Занятия построенные на основе культуроведческого подхода дают возможность продуктивно работать с младшими школьниками по обучению грамотной речи и письму.
Использование культуроведческого подхода обосновано необходимостью сохранения русского литературного языка и формирования системы ценностей с этапа обучения в начальной школе. Для этих целей повышенное внимание стоит уделить развитию речевой культуры учащихся в начальных классах процессе обучения.
Мы пришли к выводу о том, что качественное и полноценное использование кульуроведческого подхода позволит сформировать эффективные коммуникативные компетенции и будет способствовать развитию речевой культуры младших школьников.
Подобные работы
- КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация социокультурного подхода
к обучению английскому языку
в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения деловому английскому языку в элективном спецкурсе (продвинутый уровень, специальность “Мировая экономика”)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Исследование влияния игровой учебной деятельности на формирование межкультурной компетенции студентов вуза
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЭЛЕКТИВНОМ СПЕЦКУРСЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА
ОСНОВЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



