Введение 3
1 глава. Теоретические основы формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода... .7
1.1 Понятие «речевая культура» на современном этапе развития
образовательной системы 7
1.2 Обучение речевой культуре в начальных классах 14
1.3 Культуроведческий подход в обучении русскому языку 19
Вывод по 1 главе 29
2 глава. Опытно-экспериментальная работа по формированию речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого
подхода 31
2.1 Анализ практики реализации культуроведческого подхода в
обучении младших школьников речевой культуре 31
2.2 Педагогические условия формирования речевой культуры учащихся
начальных классов на основе культуроведческого подхода 48
2.3 Анализ результатов эксперимента 56
Вывод по 2 главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 67
Приложение 75
Актуальность исследования. Реалии современного мира требуют всё больше внимания уделить изучению языка не сколько как средство общения и познания мира, а именно как средство приобщения учащихся к национальной культуре.
В современном начальном образовании реализация функций языка сводится к созданию немногочисленного набора строго определенных школьных жанров письменной речи, к анализу литературных источников в соответствии с заданным планом, к использованию разговорно-обиходного стиля литературного языка.
В начальной школе на уроках русского языка национально-культурный компонент становится одним из ведущих средств развития духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Для качественного усвоения культурного компонента языковых единиц, который отражает понятия духовных и нравственных ценностей народа, красоты и выразительности речи, большое значение необходимо придавать культуроведческому аспекту в обучении русскому языку.
Проблема речевой культуры младших школьников в настоящее время является актуальной по причине того, что традиционно ее относят к «атрибуту взрослого языка». Но современные программы предъявляют высокие требования к речи выпускника начальной школы. При этом вопросы методики реализации культуроведческого подхода в обучении речевой культуре младших школьников остаются недостаточно разработанными в связи выявленным противоречием, была определена тема исследования «формирования речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода».
Основоположниками подхода к преподаванию русского языка в взаимосвязи с культурно-историческим фоном являются Буслаев Ф.И., Срезневский И.И., Ушинский К.Д. и др.
В современной методике обучения русскому языку вопросам культуроведческого подхода уделяют внимание такие методисты как Быстрова Е.А, Ходякова А.Л., Новикова Л.И.
В настоящее время культуроведческий подход имеет два направления в познании особенностей культуры народа: во-первых, путем отражения их в фразеологии, в лексике и литературе, во-вторых, в диалоге культур, т.е. во взаимодействии с другими языковыми культурами.
Расширяющими понимание речевой культуры являются исследования К.А. Абульхановой, Е.Н. Зарецкой, И.А. Зимней, Н.М. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова и др., рассматривающие речь как продукт социального развития (так как развитие речевой способности связано с развитием форм и способов общения), как передатчик общественных знаний о мире данной этнической общности, формирующий субъект познания через понятие «социального мышления личности»
Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании мы рассматриваем культуроведческий подход в обучении на уроках русского языка в Республике Татарстан.
Использование регионального компонента Республики Татарстан позволяет не только формировать эффективные коммуникативные компетенции, но и способствует развитию речевой культуры младших школьников.
Предмет: педагогические условия и формирование речевой культуры учащихся начальных классов в культуроведческом аспекте.
Объект: процесс овладения младшими школьниками языковыми нормами.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить
педагогические условия развития речевой культуры младших школьников на основе культуроведческого подхода.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определение уровня речевой культуры учащихся второго класса.
3. Разработка программы внеурочной деятельности,
направленной на формирование и развитие речевой культуры младших школьников в контексте культуроведческого подхода.
4. Определение педагогических условий формирования речевой культуры учащихся начальных классов на основе культуроведческого подхода.
Методологическую основу исследования составляют: теория речевой деятельности Леонтьева А.А., Леонтьева А.Н., Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Рубинштейн С.Л.; идеи духовно-нравственного воспитания личности средствами языка Ушинского К.Д., Буслаева Ф.И., Шахматова А.А., Щерба Л.В., Баранова М.Т., Поливанова Л.И. и Срезневского И.И.; положение о взаимосвязи языка и культуры, языка и осознания согласно Леонтьеву А.А., Леонтьеву А.Н., Карасику В.И., Масловой В.А.; ценностный культуроведческий системный подход к процессу обучения русскому языку Ходяковой Л.А., Быстровой Е.А., Львова М.Р., Баранова М.Т., Дейкиной
А.Д., Донсковой Т.К., Чижовой Т.Н.; положения о коммуникативнодеятельностном подходе в обучении согласно Дейкиной А.Д., Пузанковой Е.Н., Зыбина Т.М., Архиповой Е.В., Воителевой Т.М., Ладыженской Т.А., Антоновой Е.С.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы в области языкознания,
психологии, лингвистике текста, педагогики, теории речевой деятельности и методики преподавания русского языка в начальной школе; наблюдение за процессом обучения младших школьников, анкетирование учителей; констатирующие срезы и анализ речевых, логических ошибок учеников;
констатирующий и обучающий эксперименты, статистический анализ полученных результатов и их интерпретация.
Гипотеза исследования: Формирование речевой культуры учащихся начальной школы на основе культуроведческого подхода будет эффективным, если:
- процесс формирования речевой культуры будет проходить поэтапно;
- разработать и внедрить комплекс упражнений на повышения уровня речевой культуры на основе культуроведческого подхода учеников начальных классов;
- мотивировать учеников младших классов к коммуникативной активности.
Практическая значимость исследования: Данные материалы могут быть использованы в практической деятельности учителя начальных классов по формированию речевой культуры младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе:
МБОУ «Гимназия №28» Вахитовского района, г. Казани.
Структура данной магистерской диссертации.
Введение, теоритическая часть, состоящая из четырех разделов и выводов по ней, практическая часть, состоящая из трёх разделов и выводов по данной части, заключение, список литературы и приложения.
В данной работе мы теоретически обосновали и экспериментально проверили педагогические условия развития речевой культуры учеников младших классов на основе культуроведческого подхода.
Изучив процесс овладения детьми языковых нормам, мы пришли к ряду выводов:
- Важным фактором данного процесса является компетентность педагога, его методологическая осведомленность и умение использовать культуроведческий подход в обучении младших школьников;
- Степень использования регионального компонента напрямую влияет на кругозор детей, их знания о родной стране, малой Родине, культуре, обычаях, традициях и особенностях своего народа и народов, проживающих рядом и ними. Что в свою очередь обосновывает воспитание патриотов и здорового общества в целом;
- Через изучение Русского языка ребенок познает свою страну и в то же время, через культуроведческую составляющую и элементы регионального компонента изучает Русский язык;
- Речевая культура в современном обществе имеет серьезные проблемы с ее освоением, а потому требует особого внимания. Главным образом влияние на поднятие уровня речевой культуры детей оказывает пример педагога, что говорит о необходимости в первую очередь развиваться в этом направлении самому учителю. При этом ему стоит помнить о необходимости развивать речевую культуру коммуникативными приемами;
Изучив значительный объем методической, психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу о том, что культороведческому подходу не уделяется должное внимание. Поэтому с учетом уровня речевой культуры младших школьников мы разработали комплекс упражнений для развития речевой культуры с помощью культуроориентированных элементов. Целью нашего комплекса упражнений было выбрано повышение общего уровня речевой культуры учеников начальной школы.
Так же комплекс помогает на основе культуроведческого подхода выявить условия формирования речевой культуры детей, что может стать основой для дальнейших исследований.
Таким образом, мы можем выявить значимость использования культуроведческого подхода и программы, основанной на нем. Главной составляющий здесь являются принципы общего всестороннего развития детей и профессиональный рост педагогов. Так же немаловажную роль играет воспитание младших школьников в патриотическом духе и через любовь к стране и родному языку выращивать грамотных членов общества. Важность умения правильно и точно излагать свои мысли нельзя переоценить.
Ко всему перечисленному необходимо добавить важность практической реализации нашего исследования. Оно имеет практическую значимость для педагогов русского языка, работающих в начальной школе, а так же может быть использовано в при разработке факультативов как для будущих педагогов, так и для практикующих. Занятия построенные на основе культуроведческого подхода дают возможность продуктивно работать с младшими школьниками по обучению грамотной речи и письму.
Использование культуроведческого подхода обосновано необходимостью сохранения русского литературного языка и формирования системы ценностей с этапа обучения в начальной школе. Для этих целей повышенное внимание стоит уделить развитию речевой культуры учащихся в начальных классах процессе обучения.
Мы пришли к выводу о том, что качественное и полноценное использование кульуроведческого подхода позволит сформировать эффективные коммуникативные компетенции и будет способствовать развитию речевой культуры младших школьников.
1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 228 с.
3. Антонова Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательных школах: Дис... докт. пед. наук. - М., 2001. - 335 с.
4. Антонова Е.С. Тайна текста и секреты методики // Русский язык в школе. - 2015. - № 2. - С. 3 - 12.
5. Архипова Е.В., Пирогова Т.В. Уроки развития речи в начальной школе: Учеб.-метод. пособие. - Рязань: Ряз. обл. институт развития образования, 2002. - 113 с.
6. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1969. - 608 с.
7. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе, 2014. - №
2. - С.3-6.
8. Баранов М.Т. Русский язык в школе: К 120-летию включения в учебные планы // Русский язык в школе. - 1996. - № 4. - С. 59-65.
9. Беляева Е. Б. Развитие психических процессов школьников в процессе игры как ведущей форм - ния / Е. Б. Беляева // Муниципальное образование и эксперимент. - 2011. - № 6. - С. 69-72.
10. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 72 - 75.
11. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе, 1996. - № 1. - С. 3 - 8.
12. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в национальной школе // Русская словесность. - 2003. - № 8. - С. 66-74.
13. Быстрова Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания // Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: Под ред. Е.А. Быстровой. - М.: Дрофа, 2004. - С. 131 - 155.
14. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Дом быта языка. В поисках новых путей развития лингвострановедения: Концепция логоэпистемы. - М.: Госуд. институт рус. яз. им. A.C. Пушкина: Изд-во ИКАР, 2000. - 124 с.
15. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Уче5. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2006. - 319 с.
16. Воителева Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5-9 классов на уроках русского языка: Автореф. дисс. ... д- ра пед. наук. - М., 2000 - 41 с.
17. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 1. - С. 5 - 19.
18. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. - М., 1956. -С. 348-496.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. - М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
20. Вырыпаева Л.М. Инокультурный текст и формирование
этнолингво- культурологической компетенции языковой личности // Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика.
Лексикография / Под ред. В.В. Воробьева, Л.Г. Саяховой. - Уфа: Издательство БГУ, 2017. - С. 180 - 201.
21. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин; Под ред. А.И. Подольского; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Воронеж: Моск. психол.-соц. ин-т; МОДЭК, 2003. - 478 с.
22. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981.- 139 с.
23. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 5-е изд., испр. - М.: Рольф, 2018.-448 с.
24. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1978. - С. 180-205.
25. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
26. Дейкина А.Д. Русский язык в системе ценностных представлений учителя и ученика // Современные проблемы филологического образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2. / Под ред. доктора пед. наук профессора С.А. Леонова. - Москва-Ярославль.: МПГУ-РЕМДЕР, 2002. - 254 с.
27. Еремеева А.П. Проблема разработки единой лингвометодической концепции развития речи учащихся // Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А.П. Еремеевой. - М.: Просвещение, 1980. - С. 8-15.
28. Еремеева А.П. Характер речевой деятельности при создании текста, его обучающие возможности // Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и выступлений участников научно-практической конференции (7-8 апреля 1994 г.) / Сост. М.Т. Баранов. - М.: МГЛУ им.
В.И. Ленина, 1994. - С. 35-37.
29. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства // Русский язык в школе. - 2004. - № 6. -№6.-С. 8- 15.
30. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс - М.: Гно- зис, 2004.-390 с.
31. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2015. - 382 с.
32. Леонтьев А.А; Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. - М.: Изд-во МГУ, 1967. - С. 56 - 66.
33. Леонтьев A.A. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации // Синтаксис текста / Отв. ред. Г.А. Золотова. - М.: Наука, 1979. - С. 18 - 36.
34. Леонтьев A.A., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. - М.: Смысл, 2005. - 413 с.
35. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
36. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Наука, 1969. - 306 с.
37. Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред.
A. A. Леонтьев.-M.: Наука, 1974.-С. 189-220.
38. Леонтьев A.A. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. A.A. Леонтьев. - M.: Наука, 1974. - С. 5 - 20.
39. Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 448 с.
40. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Едиториал УРСС, 2003.-216 с.
41. Леонтьев А.Н. Предисловие к книге П. Фреса и Ж. Пиаже «Экспериментальная психология». Вып. 4. - М.: Прогресс, 1973. - 343 с.
42. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии. - М.: Наука, 1965.-573 с.
43. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2002. - 464 с.
44. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000. - 242 с.
45. Львов М.Р., Рамзаева Т.П., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
46. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности // Русский язык в школе. -2001. -№ 4. - С. 3 - 8.
47. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. - М.: Дидакт, 1993. - 183 с.
48. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. - М.: Наследие, 1997.207 с.
49. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие / В.А. Маслова. - М.: ТетраСистемс, 2004. - 256 с.
50. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Сост. Т.П. Сальников. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 240 с.
51. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1991.-240 с.
52. Никитенко, З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования [Текст]: ав тореф. дис. ... д-ра пед. наук / З. Н. Никитенко. - М., 2015. - 54 с.
53. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974
54. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Ра- пацевич. - М.: Современное слово, 2015. - 720 с.
55. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 1-го кл. четырехлет. нач. шк. /
A. B. Полякова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
56. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 2-го кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 1 /
A. B. Полякова. - М.: Просвещение, 2017. - 142 с.
57. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 2-го кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 2 /
A. B. Полякова. - М.: Просвещение, 2017. - 142 с.
58. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 1 /
A. B. Полякова. - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
59. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 3-го кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 2 /
A. B. Полякова. - М.: Просвещение, 2017. - 126 с.
60. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 4-го кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 1 /
A. B. Полякова. - М.: Просвещение, 2016. - 126 с.
61. Полякова А. В. Русский язык: Учеб. для 4-го кл. нач. шк. В 2-х ч. Ч. 2 /
A. B. Полякова. - М.: Просвещение, 2016. - 126 с.
62. Рамзаева Т.Г. Методическое письмо «О роли учебника «Русский язык» в развитии письменной связной речи младших школьников» // Начальная школа, 1995. - № 8. - С. 66.
63. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1-го нач. шк. - 5-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2004. - 112 с.
64. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2-го нач. шк. - 5-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2004. - 112 с.
65. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3-го нач. шк. - 6-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001.-256 с.
66. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4-го нач. шк. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.
67. Рамзаева Т.Г. Языковое образование и его реализация в программе по русскому языку // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. - СПБ: Специальная литература, 1996.-167 с.
68. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 1-го кл. четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова). -М.: Вита-Пресс, 2011.-96 с.
69. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. Ч. 1. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс,
2013. - 160 с.
70. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В.. Русский язык: Учебник для 2-го класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. Ч. 2. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс,
2015. - 144 с.
71. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. Ч. 1. 1 - 5-е изд. - М.: Вита- Пресс, 2012.- 176 с.
72. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык: Учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. Ч. 2. 2 - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс,
2013. - 176 с.
73. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык: Учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. Ч. 1. 3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 192 с.
74. Репкин В.В. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа. - Томск: Пеленг, 1997. - 103 с.
75. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.