Введение 4
Глава 1. Теоретические основы применения игровых технологий в рамках преподавания иностранных языков 8
1.1 Понятие «игровая технология» и её особенности 8
1.2 Обучающая игра, её классификация и методическая структура 18
1.3 Роль применения игровых технологий в преподавании иностранных
языков на средней ступени обучения в СОШ 27
Глава 2. Игровые технологии как средство повышения мотивации в рамках преподавания иностранных языков 32
2.1 Сущность понятия «мотивация» и мотивы учебной деятельности 32
2.2 Факторы развития мотивации и условия ее устойчивого формирования 35
Глава 3. Организация учебного процесса с применением обучающих игр на средней ступени СОШ 38
3.1 Обучающие игры, применяемые для преподавания иностранного
языка в СОШ 38
3.2 Организация опытного обучения на основе игровых технологий на
средней ступени СОШ 43
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 62
Приложение 5 65
Приложение 6 67
Приложение 7 68
Приложение 9 70
Приложение 10 71
Приложение 11 72
Приложение 12 73
Приложение 13 74
Приложение 14 76
Республика Татарстан в наши дни - это активный участник событий на международной арене. Согласно данным международного выставочного центра “Казань Экспо”, торгово-экономическими партнерами Татарстана являются 155 стран мира [22]. В Республике за последние несколько лет также прошли такие масштабные международные мероприятия, как Летняя Универсиада 2013, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 и Чемпионат мира по футболу 2018. Необходимость в установлении множественных экономических, социальных и культурных связей привела к повышению запроса на изучение иностранных языков. С 2019 / 2020 учебного года изучение второго иностранного языка станет обязательным во всех регионах России, включая Татарстан. Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки РТ “изучение второго иностранного языка является позитивной тенденцией, так как позволяет сохранять наличие традиционно изучавшихся европейских языков в российской системе общего образования” [14, с. 3]. В условиях повышенного внимания к изучению иностранных языков важным вопросом является процесс обеспечения мотивации учащихся школ. Особенно актуальной такая проблема является в средней школе, так как при формировании мотивации к изучению иностранных языков в данный период происходит смена учебных мотивов. Мотивация ученика всё меньше зависит от таких внешних факторов, как похвала учителя или коммуникация с одноклассниками во время урока, и всё больше зависит от познавательности и интересности урока. Именно поэтому исследования в области образовательных технологий, способствующих повышению мотивации, как никогда важны в наше время. Задачей является сделать учебный процесс не только эффективным, но также и интересным для учеников. Одним из способов повышения мотивации учеников к изучению иностранного языка является игровое обучение. Согласно статье «Ребёнок и игра: теоретический подход и педагогическое применение» («L’enfant et le jeu:
Approches theoriques et applications pedagogiques»), опубликованной ЮНЕСКО, обучающая игра является одной из наиболее эффективных методик преподавания [54, с. 66].
Данная выпускная квалификационная работа анализирует роль игры на занятиях по иностранному языку на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе (СОШ), выявляет влияние использования игровой методики на мотивацию учащихся и анализирует эффективность игр, представленных в источниках на русском, французском и английском языке.
Актуальность темы: Социальная значимость избранной темы обусловлена социальным заказом общества на повышение уровня и качества образования, в том числе языкового образования. Также тема является актуальной в рамках введения обязательного преподавания второго иностранного языка в школах России. В научном плане теоретическое значение исследования состоит в анализе педагогического опыта использования обучающих игр в таких странах, как Франция, Россия и США, что может стать теоретической базой для написания научных работ. С педагогической точки зрения актуальность исследования заключается в увеличении числа преподавателей, использующих на практике игровую методику на уроках иностранного языка в школе.
Объектом исследования является учебный процесс по иностранному языку на средней ступени СОШ.
Предметом исследования выступает процесс использования игровых методик на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ.
Целью нашей работы является выявление влияния игровой методики преподавания иностранных языков на процесс формирования мотивации и коммуникативной компетенции у учеников на средней ступени СОШ. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1) определить, что включают в себя понятия «мотивация», «игровая
технология» и «обучающая игра»;
2) изучить классификацию обучающих игр, выявить их роль в образовательном процессе на средней ступени СОШ и их влияние на мотивацию учеников;
3) рассмотреть игры, использующиеся на уроках иностранного языка во Франции, России и США, и проанализировать результаты их применения в рамках учебного процесса на средней ступени СОШ. Методы исследования. В ходе написания научной работы
использовались теоретические методы (системный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования), технология SPOT-анализа и эмпирические методы (педагогическое наблюдение, эксперимент, анкетирование). Они позволили выявить взаимосвязь дидактических идей и определить некоторые тенденции в развитии проблемы.
Методологической основой исследования являются труды М.Ф. Стронина, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.К. Селевко, Ф. Шиллера, А.К. Макаровой, Д. Рендерс.
Новизна исследования состоит в попытке сравнить организацию педагогического процесса с использованием обучающих игр в США, Франции и России с целью нахождения оптимальной игровой методики, которую можно реализовать в рамках учебного процесса по иностранным языкам на средней ступени СОШ.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении степени влияния тех или иных типов обучающих игр, применяемых в учебном процессе по иностранным языкам на средней ступени СОШ, на мотивацию, познавательный интерес учеников и формирование коммуникативной компетенции.
Практическая значимость выражается в возможности использования результатов данной работы в учебном процессе на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ, а также при обучении педагогов на университетском уровне. Результаты, которых мы достигли, могут служить методической рекомендацией для тех, кто решился приобщиться к профессии преподавателя.
Апробация результатов исследования: основные положения по результатам исследования докладывались на Итоговой научно-практической студенческой конференции (Казанский Федеральный Университет, Казань, 2019) и отражены в тезисах «Игровые технологии как средство повышения мотивации обучаемых в рамках учебного процесса по иностранным языкам в средней общеобразовательной школе», опубликованных по результатам данной конференции.
Теоретические и практические разработки апробированы в рамках учебного процесса по английскому языку в пятом классе МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» и по французскому языку в шестом классе МБОУ «Гимназия № 9».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объём работы - 56 страниц машинописного текста. Она содержит 14 таблиц, 1 рисунок и 14 приложений.
Чтобы обеспечить выполнение целей развития образования и введения обязательного изучения второго иностранного языка в России, учёное сообщество должно обратить своё внимание на действия, которые должны быть предприняты для осуществления такого развития. Данная работа подчёркивает необходимость введения игровой методики в практику преподавания, в особенности она рассматривает необходимость практического использования игр на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ.
Все поставленные в работе задачи исследования выполнены. На основе изученных определений мы дали своё определение игровой технологии. Игровая технология - это педагогическая технология, применяемая в рамках образовательной программы, нацеленная на передачу общественного опыта учащимся, процесс создания которой включает в себя изучение средств активизации психических процессов, средств диагностики игр, их коррекции и адаптации к условиям современной жизни. Также было разработано определение обучающей игры - социальной деятельности состязательного характера, ограниченной правилами, предоставляемыми учителем, организованной с целью развития навыков и умений учеников.
Различными учёными были представлены классификации игр, поэтому вопрос классификации можно считать хорошо изученным. О.С. Газман, М.А. Бесова, М.В. Осипова делят обучающие игры на различные категории, исходя из наличия правил, направленности игр, места их проведения, наличия контроля в игре. М.Ф. Стронин, исследуя результаты применения игр на уроках английского языка, предложил разделять игры, используемые на уроках иностранного языка, на фонетические, грамматические, лексические и орфографические.
Опираясь на работы таких учёных как А.К. Маркова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.В. Кряжева, К.К. Платонов, Л.И. Божович, Е.С. Гущина, Ю.В. Захарова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, Б. Вэйнер, мы сделали вывод о непосредственном влиянии применения игровых технологий на повышение мотивации учеников. Нами также были рассмотрены и проанализированы шесть игр, применяемых в рамках учебного процесса по иностранному языку в России, Франции и США. Мы дали методические рекомендации по их применению в рамках средней ступени обучения в СОШ. На основе этой разработки нами было проведено опытное обучение, результаты которого доказали необходимость использования обучающих игр в рамках учебного процесса на средней ступени СОШ.
Положительные сдвиги в области образования сейчас и в будущем зависят от каждого человека, поэтому данная работа видит необходимость привлечения внимания исследователей к вопросу применения обучающих игр на уроке иностранного языка на средней ступени СОШ. Занимаясь более глубокой разработкой данного вопроса с теоретической и практической сторон, научные работники и методисты совместно с разработчиками компьютерного программного обеспечения могли бы пополнять методическую базу таких игр. Вопрос практического применения обучающих игр затрагивает также учителей, которые могут начать более широко их использовать на своих уроках; а кроме того учеников и их родителей, которые могут посоветовать учителям применять такую методику, а также прибегать к ней во внеучебное время для дополнительного образования. Наконец, этот аспект повышения качества преподавания иностранных языков касается и представителей органов, контролирующих образование, которые также должны приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить максимальное включение обучающих игр в учебный процесс.
1. Авдулова, Т.П. Психология игры: Учебник для академического
бакалавриата / Т.П. Авдулова. - М.: Юрайт, 2018. - 232 с. - URL: https://books.google.com/books?id=aiFZDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl =rn#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 01.05.2019).
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и
практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство Икар, 2009. - 448 с. - URL:
http://szlavintezet.elte.hu/russian/segedanyag/tanari_ma_anyagok/azimov_slova r.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
3. Алижанова, Х.А. Игровые технологии обучения основам менеджмента /
Х.А. Алижанова, Г.М. Гаджиев. - Махачкала: Дагестанский
Государственный Педагогический Университет, 2011. - 12 с. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/igrovye-tehnologii-obucheniya-osnovam- menedzhmenta (дата обращения: 01.05.2019).
4. Ахметов, Н. Теория и технология игры / Н. Ахметов, Ж. Хайдаров. - Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1998. - 295 с.
5. Бегларян, С.Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе / С.Г. Бегларян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 77-79.
6. Бесова, М.А. К познанию мира - через игру / М.А. Бесова. - Мн.: Высшая школа, 1995. - 210 с.
7. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 44 с.
8. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бодовская, А.А. Реан. - СПб: Питер,
2006. - 307 с. - URL:
http: //vovann90. narod.ru/images/V GIPU/OiMVR/Bordovskaia. pdf обращения: 01.05.2019).
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1966. - № 6. - С.40- 52.
10. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание / О.С. Газман. - М.: Педагогика, 1988. - 149 с.
11. Гущина, Е.С. Мотивация учения - основное условие успешного обучения / Е.С. Гущина, Ю.В. Захарова // Открытый урок. - М., 2010. - URL: http://xn- -i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1%82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/569621/ (дата обращения: 01.05.2019).
12. Деркач, А.А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения
иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. - М.: Педагогика, 1991. - 224 с.
13. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина.
- М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.
14. Иванова, Л.Ф. Особенности преподавания учебного предмета
«Иностранный язык. Второй иностранный язык» в 2018/2019 учебном году: методические рекомендации / Л.Ф. Иванова. - Казань: ИРО РТ, 2018. - 40 с.
- URL: http://irort.ru/files/metod_r/4.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и
средних педагогических учреждений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ACADEMA, 2003. - 171 с. - URL:
https: //docs. google. com/document/d/1 -
to80RE7Zjlqobnobry7up87IlyOJ81fwP9j5iWatNo/edit?pH=1 (дата обращения:
01.05.2019) .
16. Комарова, Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1992. - 145 с. - URL:
http://igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-9 (дата обращения: 01.05.2019) .
17. Кряжева, Е.В. Развитие технического мышления у будущих специалистов / Е.В. Кряжева. - Ярославль: ЯГПУ, 2009. - 22 с.
18. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1940. - 120 с.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:
Пособие для учителя / A.K. Маркова. - М: Просвещение, 1983. - 96 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-1.shtml (дата обращения: 01.05.2019) .
20. Маркова, А.К. Возрастные особенности мотивации учения и умение школьников учиться / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 49 с.
21. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М Фридман. - М.: Знание, 1983. - 64 c.
22. Международный выставочный центр «Казань Экспо». - URL: http://www.kazanexpo.ru/about-tatarstan/ (дата обращения: 01.05.2019).
23. Мухиддинова, С.А. Роль игры в процессе изучения английского языка в школе / С.А. Мухиддинова, Д.С. Уралова // Молодой ученый. - Казань: Издательство Молодой учёный, 2013. - №7. - С. 397-399.
24. Мырзабекова, А. 7 кинетических игр на уроках английского языка / А. Мырзабекова // EduNeo: актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. - 2018. - URL: https://www.eduneo.ru/7-kineticheskix-igr-na-urokax-anglijskogo- yazyka/ (дата обращения: 01.05.2019).
25. Надолинская, Т.В. Феномен игры в контексте истории философии,
культуры и педагогики / Т.В. Надолинская // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-igry-v-kontekste-istorii-filosofii- kultury-i-pedagogiki (дата обращения: 01.05.2019).
26. Новиков, А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 275 с. - URL: https://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
27. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. - М: Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 1999. - 2314 с. - URL: http://cyberlan.com.ua/wp-
content/uploads/2015/07/Tolkovij-slovarj-russkogo-yazika.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
28. Осипова, М.П. Воспитание / М.П. Осипова // Ориентир. - Брест: БрГУ, 2001. - №1. - С. 1-54.
29. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
30. Петровский, А.В. Психологический словарь / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М: Просвещение, 2013. - 494 с.
31. Платон. Собрание сочинений. Научно-исследовательское издание / А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи, В.С. Соловьев, М.С. Соловьева, С.Я. Шейнман-Топштейн. - М.: Мысль, 1990. - Т.1. - 632 с.
32. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 309 с.
33. Постникова, В.А. Игровые приемы на уроках английского языка в
начальной школе / В.А. Постникова. - С.-Пб: ГОУ лицей №378, 2010. - 2 с. - URL: http://www.kirov.spb.ru/sc/378/doc2/post.pdf (дата обращения: 01.05.2019) .
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 248 с.
35. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с. - URL: http://stavcvr.ru/metod- kopilka.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
36. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология: Учебное пособие для
академического бакалавриата / Е.А. Сорокоумова. - М.: Юрайт, 2018. - 22 с. - URL: http://www.urait.ru/uploads/pdf_review/09662232-2EEF-4914-B698- 68BAF14AD300.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
37. Старжинская, Н.С. Дружим и играем вместе / Н.С. Старжинская. - Мн.: Высшая школа, 1994. - 168 с.
38. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. - М.: Просвещение, 2001. - 370 с.
39. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский. - М.: Учпедгиз, 1946. - 223 с.
40. Шведун, А.Ф. Игра как способ развития эмоционального интеллекта (из
опыта работы) / А.Ф. Шведун // Молодой ученый. - Казань: Издательство Молодой учёный, 2017. - №24. - С. 391-396. - URL:
https://moluch.ru/archive/158/44643/ (дата обращения: 01.05.2019).
41. Шиллер, Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер // Собр. Соч. в 7т. - Т.6. - М: Художественная; литература, 1957. - 794 с.
42. Штерн, Э. «Серьёзная игра» в юношеском возрасте / Э. Штерн // Психология
подростка: хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1997. - С. 20-32.
43. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
44. Agito. Faire travailler la description physique en FLE: le jeu de des. - URL: https://agi.to/enseigner/ressource/description-physique-fle-jeu-de-des/ (дата обращения: 01.05.2019).
45. Barhelemy-Ruiz, С. Conseils pour marier l’eau et le feu. Le jeu en classe / C. Barhelemy-Ruiz // Les cahiers pedagogiques. - Paris: le CRAP, 2006. - № 448. - P. 20.
46. Benhammoud, M. Une classification des jeux dans une perspective d’apprentissage de FLE / M. Benhammoud // Synergies Algerie. - Jijel: Universite de Jijel, 2010. - № 4. - P. 67-73. - URL:
https://gerflint.fr/Base/Algerie9/benhammoud.pdf (дата обращения: 01.05.2019) .
47. Boyle, S. Teaching toolkit: an introduction to games based learning / S. Boyle. -
Dublin: UCD Teaching and Learning, 2016. - 10 p. - URL:
https://www.ucd.ie/t4cms/UCDTLT0044.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
48. Bradshaw, M.J. Fuszard's innovative teaching strategies in nursing / M.J. Bradshaw, I.N. Lowenstein, A.J., B.Fuszard. - Gaithersburg: Aspen Publishers,2001. - 120 p.
49. Claparede, E. Il classe les jeux en deux categories / E. Claparede. - Paris: L’Harmattan, 2004. - 13 p.
50. De Grandmont, N. Pedagogie du jeu: Jouer pour apprendre / N. De Gramdmont. - Louvain-la-Neuve: De Boeck, 1997. - 134 p.
51. Godwin, R. Games in language learning: Opportunities and challenges. /
R. Godwin // Language Learning & Technology: A Refereed Journal for Second and Foreign Language Educators. - 2014. - №18. - P. 1-15. - URL: https://hum.edu-lib.com/szbrannoe/psihologicheskiy-slovar-pod-red-a-v- petrovskogo-onlayn (дата обращения: 01.05.2019).
52. Kahoot! Learning games. Make learning awesome. - URL: https://kahoot.it/ (дата обращения: 01.05.2019).
53. Lafon, R. Vocabulaire de psychopedagogie et de psychiatrie de l’enfant / R.
Lafon. - Paris: Puf, 1991. - p. 644. - URL:
http://www.doyoubuzz.com/var/f/uS/i5/uSi5V0bso3tFMDJpjH_B8RfTQgIqPE9 NOAvU6hGKyWl4kn1mXe.pdf (дата обращения: 01.05.2019).
54. L'enfant et le jeu: Approches theoriques et applications pedagogiques. - Paris:
UNESCO, 1979. - 71 p. - URL:
https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000134046 (дата обращения: 01.05.2019) .
55. Martinelli, S. Methodology in Language Learning T-kit / S. Martinelli. - Strasbourg: Council of Europe publishing, 2000. - 82 p. - URL: https://pjp- eu.coe.int/documents/1017981/1667913/tkit2.pdf/3ef38319-220b-474f-8960- 8c0e1ae62444 (дата обращения: 01.05.2019).
56. Mead, G. H. The social psychology: Selected writings / G.H. Mead. - Chicago: University of Chicago Press, 1956. - 298 p.
57. Parten, M. Social participation among pre-school children / M. Parten // Journal of Abnormal Psychology. - Washington, D.C.: American Psychological Association, 1932. - № 27. - P. 243 - 269.
58. Piaget, I. La formation du symbole chez l'enfant / I. Piaget. - Paris: Neuchatel, 1945. - 310 p.
59. Quick, Draw. - URL: https://quickdraw.withgoogle.com (дата обращения:
01.05.2019) .
60. Renders, D. Jouer pour apprendre, apprendre pour jouer / D. Renders. - Bruxelles: Federation des Associations de Parents de l’Enseignement Officiel, 2016. - 16 p.
- URL: http://www.fapeo.be/wp-content/uploads/2016/04/3_15_Le-j eu.pdf
(дата обращения: 01.05.2019).
61. Schmoll, L. L’emploi des jeux dans l’enseignement des langues etrangeres : Du traditionnel au numerique / L. Schmoll // Sciences du jeux. - 2010. - URL: https://journals.openedition.org/sdj/628#tocto1n3 (дата обращения:
01.05.2019) .
62. Scholz, K. Encouraging free play: Extramural digital game-based language learning as a complex adaptive system / K. Scholz // CALICO Journal. - 2017.
- №34(1). - P. 39-57.
63. Sigurthardottir, S.D. The use of games in the language classroom / S.D.
Sigurthardottir. - Reykjavik: University of Iceland, 2010. - 42 p. - URL: j https: //skemman.is/bitstream/1946/6467/1/Sigridurdogg2010. pdf (дата
обращения: 01.05.2019).
64. Werner, B.A theory of motivation for some classroom experiences / B.A. Werner // Journal of Educational Psychology. - Washington, D.C.: American Psychological Association, 1999. - №71. - P. 3-25.