ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы применения игровых технологий в рамках преподавания иностранных языков 8
1.1 Понятие «игровая технология» и её особенности 8
1.2 Обучающая игра, её классификация и методическая структура 18
1.3 Роль применения игровых технологий в преподавании иностранных
языков на средней ступени обучения в СОШ 27
Глава 2. Игровые технологии как средство повышения мотивации в рамках преподавания иностранных языков 32
2.1 Сущность понятия «мотивация» и мотивы учебной деятельности 32
2.2 Факторы развития мотивации и условия ее устойчивого формирования 35
Глава 3. Организация учебного процесса с применением обучающих игр на средней ступени СОШ 38
3.1 Обучающие игры, применяемые для преподавания иностранного
языка в СОШ 38
3.2 Организация опытного обучения на основе игровых технологий на
средней ступени СОШ 43
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 62
Приложение 5 65
Приложение 6 67
Приложение 7 68
Приложение 9 70
Приложение 10 71
Приложение 11 72
Приложение 12 73
Приложение 13 74
Приложение 14 76
Глава 1. Теоретические основы применения игровых технологий в рамках преподавания иностранных языков 8
1.1 Понятие «игровая технология» и её особенности 8
1.2 Обучающая игра, её классификация и методическая структура 18
1.3 Роль применения игровых технологий в преподавании иностранных
языков на средней ступени обучения в СОШ 27
Глава 2. Игровые технологии как средство повышения мотивации в рамках преподавания иностранных языков 32
2.1 Сущность понятия «мотивация» и мотивы учебной деятельности 32
2.2 Факторы развития мотивации и условия ее устойчивого формирования 35
Глава 3. Организация учебного процесса с применением обучающих игр на средней ступени СОШ 38
3.1 Обучающие игры, применяемые для преподавания иностранного
языка в СОШ 38
3.2 Организация опытного обучения на основе игровых технологий на
средней ступени СОШ 43
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 62
Приложение 5 65
Приложение 6 67
Приложение 7 68
Приложение 9 70
Приложение 10 71
Приложение 11 72
Приложение 12 73
Приложение 13 74
Приложение 14 76
Республика Татарстан в наши дни - это активный участник событий на международной арене. Согласно данным международного выставочного центра “Казань Экспо”, торгово-экономическими партнерами Татарстана являются 155 стран мира [22]. В Республике за последние несколько лет также прошли такие масштабные международные мероприятия, как Летняя Универсиада 2013, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 и Чемпионат мира по футболу 2018. Необходимость в установлении множественных экономических, социальных и культурных связей привела к повышению запроса на изучение иностранных языков. С 2019 / 2020 учебного года изучение второго иностранного языка станет обязательным во всех регионах России, включая Татарстан. Согласно методическим рекомендациям Министерства образования и науки РТ “изучение второго иностранного языка является позитивной тенденцией, так как позволяет сохранять наличие традиционно изучавшихся европейских языков в российской системе общего образования” [14, с. 3]. В условиях повышенного внимания к изучению иностранных языков важным вопросом является процесс обеспечения мотивации учащихся школ. Особенно актуальной такая проблема является в средней школе, так как при формировании мотивации к изучению иностранных языков в данный период происходит смена учебных мотивов. Мотивация ученика всё меньше зависит от таких внешних факторов, как похвала учителя или коммуникация с одноклассниками во время урока, и всё больше зависит от познавательности и интересности урока. Именно поэтому исследования в области образовательных технологий, способствующих повышению мотивации, как никогда важны в наше время. Задачей является сделать учебный процесс не только эффективным, но также и интересным для учеников. Одним из способов повышения мотивации учеников к изучению иностранного языка является игровое обучение. Согласно статье «Ребёнок и игра: теоретический подход и педагогическое применение» («L’enfant et le jeu:
Approches theoriques et applications pedagogiques»), опубликованной ЮНЕСКО, обучающая игра является одной из наиболее эффективных методик преподавания [54, с. 66].
Данная выпускная квалификационная работа анализирует роль игры на занятиях по иностранному языку на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе (СОШ), выявляет влияние использования игровой методики на мотивацию учащихся и анализирует эффективность игр, представленных в источниках на русском, французском и английском языке.
Актуальность темы: Социальная значимость избранной темы обусловлена социальным заказом общества на повышение уровня и качества образования, в том числе языкового образования. Также тема является актуальной в рамках введения обязательного преподавания второго иностранного языка в школах России. В научном плане теоретическое значение исследования состоит в анализе педагогического опыта использования обучающих игр в таких странах, как Франция, Россия и США, что может стать теоретической базой для написания научных работ. С педагогической точки зрения актуальность исследования заключается в увеличении числа преподавателей, использующих на практике игровую методику на уроках иностранного языка в школе.
Объектом исследования является учебный процесс по иностранному языку на средней ступени СОШ.
Предметом исследования выступает процесс использования игровых методик на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ.
Целью нашей работы является выявление влияния игровой методики преподавания иностранных языков на процесс формирования мотивации и коммуникативной компетенции у учеников на средней ступени СОШ. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1) определить, что включают в себя понятия «мотивация», «игровая
технология» и «обучающая игра»;
2) изучить классификацию обучающих игр, выявить их роль в образовательном процессе на средней ступени СОШ и их влияние на мотивацию учеников;
3) рассмотреть игры, использующиеся на уроках иностранного языка во Франции, России и США, и проанализировать результаты их применения в рамках учебного процесса на средней ступени СОШ. Методы исследования. В ходе написания научной работы
использовались теоретические методы (системный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования), технология SPOT-анализа и эмпирические методы (педагогическое наблюдение, эксперимент, анкетирование). Они позволили выявить взаимосвязь дидактических идей и определить некоторые тенденции в развитии проблемы.
Методологической основой исследования являются труды М.Ф. Стронина, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.К. Селевко, Ф. Шиллера, А.К. Макаровой, Д. Рендерс.
Новизна исследования состоит в попытке сравнить организацию педагогического процесса с использованием обучающих игр в США, Франции и России с целью нахождения оптимальной игровой методики, которую можно реализовать в рамках учебного процесса по иностранным языкам на средней ступени СОШ.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении степени влияния тех или иных типов обучающих игр, применяемых в учебном процессе по иностранным языкам на средней ступени СОШ, на мотивацию, познавательный интерес учеников и формирование коммуникативной компетенции.
Практическая значимость выражается в возможности использования результатов данной работы в учебном процессе на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ, а также при обучении педагогов на университетском уровне. Результаты, которых мы достигли, могут служить методической рекомендацией для тех, кто решился приобщиться к профессии преподавателя.
Апробация результатов исследования: основные положения по результатам исследования докладывались на Итоговой научно-практической студенческой конференции (Казанский Федеральный Университет, Казань, 2019) и отражены в тезисах «Игровые технологии как средство повышения мотивации обучаемых в рамках учебного процесса по иностранным языкам в средней общеобразовательной школе», опубликованных по результатам данной конференции.
Теоретические и практические разработки апробированы в рамках учебного процесса по английскому языку в пятом классе МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» и по французскому языку в шестом классе МБОУ «Гимназия № 9».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объём работы - 56 страниц машинописного текста. Она содержит 14 таблиц, 1 рисунок и 14 приложений.
Approches theoriques et applications pedagogiques»), опубликованной ЮНЕСКО, обучающая игра является одной из наиболее эффективных методик преподавания [54, с. 66].
Данная выпускная квалификационная работа анализирует роль игры на занятиях по иностранному языку на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе (СОШ), выявляет влияние использования игровой методики на мотивацию учащихся и анализирует эффективность игр, представленных в источниках на русском, французском и английском языке.
Актуальность темы: Социальная значимость избранной темы обусловлена социальным заказом общества на повышение уровня и качества образования, в том числе языкового образования. Также тема является актуальной в рамках введения обязательного преподавания второго иностранного языка в школах России. В научном плане теоретическое значение исследования состоит в анализе педагогического опыта использования обучающих игр в таких странах, как Франция, Россия и США, что может стать теоретической базой для написания научных работ. С педагогической точки зрения актуальность исследования заключается в увеличении числа преподавателей, использующих на практике игровую методику на уроках иностранного языка в школе.
Объектом исследования является учебный процесс по иностранному языку на средней ступени СОШ.
Предметом исследования выступает процесс использования игровых методик на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ.
Целью нашей работы является выявление влияния игровой методики преподавания иностранных языков на процесс формирования мотивации и коммуникативной компетенции у учеников на средней ступени СОШ. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1) определить, что включают в себя понятия «мотивация», «игровая
технология» и «обучающая игра»;
2) изучить классификацию обучающих игр, выявить их роль в образовательном процессе на средней ступени СОШ и их влияние на мотивацию учеников;
3) рассмотреть игры, использующиеся на уроках иностранного языка во Франции, России и США, и проанализировать результаты их применения в рамках учебного процесса на средней ступени СОШ. Методы исследования. В ходе написания научной работы
использовались теоретические методы (системный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования), технология SPOT-анализа и эмпирические методы (педагогическое наблюдение, эксперимент, анкетирование). Они позволили выявить взаимосвязь дидактических идей и определить некоторые тенденции в развитии проблемы.
Методологической основой исследования являются труды М.Ф. Стронина, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.К. Селевко, Ф. Шиллера, А.К. Макаровой, Д. Рендерс.
Новизна исследования состоит в попытке сравнить организацию педагогического процесса с использованием обучающих игр в США, Франции и России с целью нахождения оптимальной игровой методики, которую можно реализовать в рамках учебного процесса по иностранным языкам на средней ступени СОШ.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении степени влияния тех или иных типов обучающих игр, применяемых в учебном процессе по иностранным языкам на средней ступени СОШ, на мотивацию, познавательный интерес учеников и формирование коммуникативной компетенции.
Практическая значимость выражается в возможности использования результатов данной работы в учебном процессе на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ, а также при обучении педагогов на университетском уровне. Результаты, которых мы достигли, могут служить методической рекомендацией для тех, кто решился приобщиться к профессии преподавателя.
Апробация результатов исследования: основные положения по результатам исследования докладывались на Итоговой научно-практической студенческой конференции (Казанский Федеральный Университет, Казань, 2019) и отражены в тезисах «Игровые технологии как средство повышения мотивации обучаемых в рамках учебного процесса по иностранным языкам в средней общеобразовательной школе», опубликованных по результатам данной конференции.
Теоретические и практические разработки апробированы в рамках учебного процесса по английскому языку в пятом классе МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №80 с углубленным изучением отдельных предметов» и по французскому языку в шестом классе МБОУ «Гимназия № 9».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объём работы - 56 страниц машинописного текста. Она содержит 14 таблиц, 1 рисунок и 14 приложений.
Чтобы обеспечить выполнение целей развития образования и введения обязательного изучения второго иностранного языка в России, учёное сообщество должно обратить своё внимание на действия, которые должны быть предприняты для осуществления такого развития. Данная работа подчёркивает необходимость введения игровой методики в практику преподавания, в особенности она рассматривает необходимость практического использования игр на уроках иностранного языка на средней ступени СОШ.
Все поставленные в работе задачи исследования выполнены. На основе изученных определений мы дали своё определение игровой технологии. Игровая технология - это педагогическая технология, применяемая в рамках образовательной программы, нацеленная на передачу общественного опыта учащимся, процесс создания которой включает в себя изучение средств активизации психических процессов, средств диагностики игр, их коррекции и адаптации к условиям современной жизни. Также было разработано определение обучающей игры - социальной деятельности состязательного характера, ограниченной правилами, предоставляемыми учителем, организованной с целью развития навыков и умений учеников.
Различными учёными были представлены классификации игр, поэтому вопрос классификации можно считать хорошо изученным. О.С. Газман, М.А. Бесова, М.В. Осипова делят обучающие игры на различные категории, исходя из наличия правил, направленности игр, места их проведения, наличия контроля в игре. М.Ф. Стронин, исследуя результаты применения игр на уроках английского языка, предложил разделять игры, используемые на уроках иностранного языка, на фонетические, грамматические, лексические и орфографические.
Опираясь на работы таких учёных как А.К. Маркова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.В. Кряжева, К.К. Платонов, Л.И. Божович, Е.С. Гущина, Ю.В. Захарова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, Б. Вэйнер, мы сделали вывод о непосредственном влиянии применения игровых технологий на повышение мотивации учеников. Нами также были рассмотрены и проанализированы шесть игр, применяемых в рамках учебного процесса по иностранному языку в России, Франции и США. Мы дали методические рекомендации по их применению в рамках средней ступени обучения в СОШ. На основе этой разработки нами было проведено опытное обучение, результаты которого доказали необходимость использования обучающих игр в рамках учебного процесса на средней ступени СОШ.
Положительные сдвиги в области образования сейчас и в будущем зависят от каждого человека, поэтому данная работа видит необходимость привлечения внимания исследователей к вопросу применения обучающих игр на уроке иностранного языка на средней ступени СОШ. Занимаясь более глубокой разработкой данного вопроса с теоретической и практической сторон, научные работники и методисты совместно с разработчиками компьютерного программного обеспечения могли бы пополнять методическую базу таких игр. Вопрос практического применения обучающих игр затрагивает также учителей, которые могут начать более широко их использовать на своих уроках; а кроме того учеников и их родителей, которые могут посоветовать учителям применять такую методику, а также прибегать к ней во внеучебное время для дополнительного образования. Наконец, этот аспект повышения качества преподавания иностранных языков касается и представителей органов, контролирующих образование, которые также должны приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить максимальное включение обучающих игр в учебный процесс.
Все поставленные в работе задачи исследования выполнены. На основе изученных определений мы дали своё определение игровой технологии. Игровая технология - это педагогическая технология, применяемая в рамках образовательной программы, нацеленная на передачу общественного опыта учащимся, процесс создания которой включает в себя изучение средств активизации психических процессов, средств диагностики игр, их коррекции и адаптации к условиям современной жизни. Также было разработано определение обучающей игры - социальной деятельности состязательного характера, ограниченной правилами, предоставляемыми учителем, организованной с целью развития навыков и умений учеников.
Различными учёными были представлены классификации игр, поэтому вопрос классификации можно считать хорошо изученным. О.С. Газман, М.А. Бесова, М.В. Осипова делят обучающие игры на различные категории, исходя из наличия правил, направленности игр, места их проведения, наличия контроля в игре. М.Ф. Стронин, исследуя результаты применения игр на уроках английского языка, предложил разделять игры, используемые на уроках иностранного языка, на фонетические, грамматические, лексические и орфографические.
Опираясь на работы таких учёных как А.К. Маркова, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Е.В. Кряжева, К.К. Платонов, Л.И. Божович, Е.С. Гущина, Ю.В. Захарова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, Б. Вэйнер, мы сделали вывод о непосредственном влиянии применения игровых технологий на повышение мотивации учеников. Нами также были рассмотрены и проанализированы шесть игр, применяемых в рамках учебного процесса по иностранному языку в России, Франции и США. Мы дали методические рекомендации по их применению в рамках средней ступени обучения в СОШ. На основе этой разработки нами было проведено опытное обучение, результаты которого доказали необходимость использования обучающих игр в рамках учебного процесса на средней ступени СОШ.
Положительные сдвиги в области образования сейчас и в будущем зависят от каждого человека, поэтому данная работа видит необходимость привлечения внимания исследователей к вопросу применения обучающих игр на уроке иностранного языка на средней ступени СОШ. Занимаясь более глубокой разработкой данного вопроса с теоретической и практической сторон, научные работники и методисты совместно с разработчиками компьютерного программного обеспечения могли бы пополнять методическую базу таких игр. Вопрос практического применения обучающих игр затрагивает также учителей, которые могут начать более широко их использовать на своих уроках; а кроме того учеников и их родителей, которые могут посоветовать учителям применять такую методику, а также прибегать к ней во внеучебное время для дополнительного образования. Наконец, этот аспект повышения качества преподавания иностранных языков касается и представителей органов, контролирующих образование, которые также должны приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить максимальное включение обучающих игр в учебный процесс.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА
СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В
ОБУЧЕНИИ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ВТОРОМУ
ИНОСТРАННОМУ НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ СОШ
Бакалаврская работа, французский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Процесс обучения иностранному языку на основе использования ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2013



