Введение
1. Теоретико - методические основы разработки программы
продвижения продукта
1.1. Программа продвижения продукта: понятие и структура
1.2 Основные этапы разработки программы продвижения продукта
1.3 Особенности политики продвижения на рынке В2В
2. Оценка политики продвижения компании ООО «ТД Дюссо»
2.2. Основные тренды развития торговой отрасли в РФ и в РТ
2.3. Оценка политики продвижения компании ООО ТД «Дюссо»
3. Разработка основных направлений совершенствования политики продвижения продукта компании ООО «ТД Дюссо»
3.1. Рекомендации по совершенствованию политики продвижения
компании
3.2. Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию
политики продвижения компании
3.3 Рекомендации по разработке системы управления программой
продвижения продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Организация эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций процесс сложный, для реализации которого требуется четкая и слаженная работа квалифицированных специалистов маркетинговых подразделений компаний. Это в свою очередь, предопределяет выстраивание всего процесса разработки мероприятий по продвижению продукции компании. Следует также отметить, что продвижение является одним из неценовых факторов рыночной конкуренции и позволяет четко выразить конкурентное преимущество и потребительское ожидание.
При разработке системы продвижения продукта для конкретной компании необходимо знать запросы потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как простроить систему сбыта товара; как рекламировать и продвигать товар на рынке.
Исследование различных средств по продвижению продукта включает выбор и предварительные испытания, а также - изучение эффективности их воздействия после применения.
Сегодня актуальность продвижения продукта не вызывает сомнения, так как оно играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является её важным элементом. Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, как реклама и персональная продажа, то он перестанет вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Функциями продвижения продукта являются: передача информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение их в необходимости приобретения товара. От обычных информационных сообщений продвижение отличается заинтересованностью в конечном результате - увеличении спроса на товар.
Продвижение продукта - это особая наука, где есть свои правила и законы. Она использует знания экономики, маркетинга, психологии, социологии для решения проблем компании. Извлечь максимальную выгоду из продвижения в специфических российских условиях можно лишь при условии глубокого изучения и грамотного осмысления этой науки.
Программа продвижения позволяет наметить цели и задачи, которые необходимо реализовать, определить способы и средства для их достижения.
В настоящее время возникают новые условия организации и ведения бизнеса, которые требуют разработки маркетинговой политики и программ продвижения компании на рынке, изменения взглядов на сущность и содержание маркетинговых функций для обеспечения эффективной деятельности организации в целом. В условиях жесткой конкуренции грамотная разработанная программа продвижения зачастую играет важную роль, так как в результате поверхностного подхода к самой разработке программы продвижения принятые решения, зачастую, ошибочны, что в итоге может привести к неоправданным затратам, и как следствие, снижение конкурентоспособности компании. Таким образом, в современных условиях актуальность разработки программы продвижения не вызывает сомнения, что и определило выбор темы магистерской работы.
В этой связи актуализируется необходимость формирования эффективной программы продвижения продукции компании, как сложного, многоструктурного, динамического звена экономических отношений. Детализированная программа продвижения продукта на рынок в рамках маркетинговой деятельности компании позволяет обоснованно принимать решения, рационально использовать конкурентные преимущества, снижать степень риска.
Продвижение продукта в той или иной форме используется всеми компаниями, работающими на рынке потребительских товаров. Специфика этих рынков такова, что зачастую именно брэнд, или реклама являются решающим фактором в принятии покупателями решения о приобретении товара или отказе от него. Расходы на продвижение могут достигать 40% от цены товара. Таким образом, уменьшение затрат даже на несколько процентов может значительно увеличить прибыль компании.
Оптимально спланированное продвижение товаров и услуг может значительно увеличить размер клиентской базы компании, что, в свою очередь, приведет к увеличению выручки, уменьшению издержек в расчете на одну товарную единицу и, в конечном итоге, росту прибыли.
Брэнд и правильно размещаемая привлекательная реклама дают компании значительные конкурентные преимущества на рынке и являются существенным аргументом неценовой конкуренции. Желание менеджмента компании опередить своих конкурентов, развитие технологий распространения информации и креативных способностей сотрудников рекламных агентств, привело к большому разнообразию используемых методов продвижения и усложнению связей между ними.
Актуальность работы обусловлена тем, что на сегодняшний день лишь немногие компании пользуются эффективной программой продвижения товаров. В большинстве случаев средства рекламного воздействия на покупателя выбираются на интуитивном уровне без предварительного расчета окупаемости рекламной компании. Именно поэтому была выбрана данная тема магистерской диссертации. Данная работа обобщает весь материал и заостряет внимание именно на особенностях продвижения товара на рынке, как одном из компонентов маркетинга.
В данной работе были использованы исследования следующих авторов: Котлер Ф., Ламбен Ж.Ж., Траут Д., Энджелл Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Армстронг Г., Сондерс Д.,-Вонг В., Азоев Г.Л., Марущак Н.Н., Юдина О. В., Вусик И.В., Карцева Н.С., Бачинский А.Г., Гончарова А.В., Дашков Л.П. и многие другие.
Целью данной работы является исследование теоретических и методических аспектов формирования программы продвижения продукта для разработки инструментария оценки эффективности политики продвижения торговой компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методические основы разработки программы продвижения продукта: понятие и структура программы продвижения продукта; основные этапы разработки программы продвижения продукта; особенности политики продвижения на рынке В2В;
- оценить политику продвижения продукта торговой компании;
- изучить подходы к методике оценки эффективности программы продвижения продукта; выявить основные тренды развития торговой отрасли в РФ и в РТ; рассмотреть и оценить политику продвижения торговой компании;
- разработать основные направления совершенствования политики продвижения продукта торговой компании.
Предметом исследования является система организационно-управленческих отношений формирующих методы продвижения продукции торговой компании.
Объектом исследования выступает торговая компания ООО «ТД Дюссо».
Теоретико-методологической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, монографии, учебники, посвященные вопросам продвижения продукта.
Методами исследования в работе выбраны: системно-структурный,
расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический, экономического анализа.
Информационной базой исследования послужили данные фактического материала, содержащегося в- периодической литературе, статистических сборниках, бухгалтерской и финансовой отчетности компании ООО «ТД Дюссо», а, также эмпирические данные, полученные автором в процессе проведенного исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию процесса продвижения продукта и
последующего практического использования результатов работы в деятельности исследуемой компании.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной, представлены в следующих положениях:
- уточнено понятие «продвижение продукта торговой компании»;
выявлены проблемы, связанные с разработкой направлений продвижения продукта компании в исследуемой отрасли;
- предложены критерии формирования и реализации программы продвижения продукта й показатели оценки эффективности мероприятий по продвижению.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Подводя итоги работы над магистерской диссертацией, можно сделать следующие выводы: в первой главе рассмотрены теоретические основы продвижения товаров, даны многочисленные определения понятия продвижения, выделены основные этапы продвижения, а также автором дано уточнение понятия продвижения товаров торговыми компаниями.
Следует отметить, что маркетинговая деятельность компании включает в себя различные направления, такие как маркетинговые исследования, разработка ценовой политики, организация рекламной деятельности, формирование портфеля заказов, разработка стратегии продвижения. Одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности является продвижение товаров на рынок.
Вместе с тем, ужесточение конкуренции заставляет компанию Дюссо производить совершенствование маркетинговой деятельности с целью обеспечения дальнейшей его успешной деятельности и получения дохода.
Наиболее эффективным представляется совершенствование политики продвижения на принципах системного подхода.
Продвижение товара - это деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю над физическим перемещением товаров от мест их производства к местам потребления с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для компании. Продвижение товара является неотъемлемой частью маркетинга.
Для успешного осуществления деятельности по продвижению товара компанией может быть использован достаточно широкий набор инструментов, позволяющий оказывать влияние на потребность потенциальных потребителей в определенном товаре или услуге.
Функция продвижения товара имеет ряд основных подфункций:
- персональная продажа;
- реклама с использованием средств массовой информации;
- стимулирование сбыта;
- торговля;
- спонсорство;
Все эти подфункции вместе составляют структуру продвижения.
Под продвижением понимается - комплекс мероприятий, призванных дать целевым аудиториям представление об общей маркетинговой стратегии фирмы посредством направления им специальных сообщений о товаре, цене, способах продажи с целью вызвать их интерес и побудить к приобретению товара.
Во второй главе Магистерской диссертации н дана оценка политики продвижения исследуемой компании Дюссо, Компания Дюссо является дистрибьтером на рынке продовольственных и непродовольственных товаров. Следовательно, целесообразно представлены основные тренды развития оптовой и розничной торговли в РФ и РТ.
Как показали исследования, политика продвижения компании Дюссо проводится по следующим направлениям, которые нацелены на информационное обеспечение и увеличение объема реализации продукции:
- стимулирование сбыта (продажа продукции в кредит, снижение продажной цены (система скидок));
- паблисити (проведение и посещение выставок, участие в ярмарках);
- реклама (выпуск полиграфической и сувенирной продукции, проведение презентаций новых видов продукции, информирование об узнаваемости компании).
Однако, стоит отметить, выявленные мероприятия по продвижению требуют тщательной доработки, а также не используются современные, эффективные способы продвижения.
Эффективное продвижение продукта требует разработки четкого плана (программы) продвижения. План продвижения, как правило, состоит из трех частей: целей продвижения, структуры продвижения и его бюджета. Цели продвижения подразделяются на две большие сферы: стимулирование спроса и улучшение образа компании. При установлении конкретных целей по спросу компания может использовать модель иерархии воздействия, показывающую среднесрочные и долгосрочные цели продвижения, которые компания намерена преследовать: осознание, знание, благожелательное отношение, предпочтение, убеждение и покупка.
На стадиях убеждения и покупок целями продвижения становятся стимулирование и сохранение намерений потребителей.
Структура продвижения - это общая и конкретная коммуникационная программа фирмы, состоящая из сочетаний рекламы, PR, спонсорства, брендинга, личных продаж, прямого маркетинга и стимулирования сбыта.
Компании Дюссо следует использовать сложные коммуникационные системы для поддержания контактов с посредниками, потенциальными клиентами, потребителями, с различными общественными организациями. В этом плане понятия маркетинговые коммуникации и методы продвижения продукта в существенной мере являются идентичными.
По результатам исследования политики продвижения компании Дюссо в третьей главе данной работы были предложены следующие мероприятия:
- разработка комплекса мероприятий по продвижению товаров (программа продвижения);
- повышение эффективности управления продвижением (стратегия интегрированных маркетинговых коммуникаций);
- совершенствование планирования рекламной деятельности;
- использование телекоммуникационных технологий (Интернет - реклама, веб-сайт, директ-маркетинг).
Интернет - это один из наиболее эффективных маркетинговых каналов в современных условиях. Надо знать его возможности, законы и использовать по назначению. Надо пробовать, надо ставить реальные задачи и применять соответствующие средства. Уже есть провайдеры и студии дизайна, которые способны не только создать дизайн сайта, но и серьезно занимаются решением маркетинговых задач с помощью Интернет.
Основные надежды и основания для усилий в области Интернет сегодня - постоянный рост объемов продаж через Интернет, затрат на рекламу в Сети, все большая доступность Интернет и рост его возможностей. Конкретнее - стремительный рост количества Интернет-проектов, все новые технологические и технические возможности (баннерные сети, Интернет-магазины, базы данных в Интернет, и т.д.), рост конкуренции провайдеров и как следствие, падение цен на услуги и т.д.
И наконец, одной из перспективных форм продвижения в настоящее время является предоставление потребителю оформить заказ на веб-сайте компании. Данная форма работы с потребителями продукции позволяет существенно сократить время на проведение переписки, согласование сроков и условий поставки продукции, заказанной посредством Интернет, что в конечном итоге приводит к снижению затрат на коммерческие расходы и повышает рентабельность деятельности компании в целом.
Произведенные прогнозные расчеты оценки эффективности рекламных мероприятий позволили сделать вывод об их целесообразности, так как увеличиться однодневный товарооборот до 2426,21 тыс.руб., и рентабельность продаж составит 12,1% (по данным 2017 года данный показатель составляет 6%).
Разработка и реализация программы продвижения позволит обеспечить доведение до потребителей необходимой информации о товарах, увеличить объём продаж, повысить конкурентоспособность компании Дюссо.
Планирование мероприятий программы продвижения является необходимым элементом в маркетинговой деятельности компании ТД Дюссо.
Основное содержание такого плана дает информацию о самих мероприятиях по продвижению, о тех, на косо они направлены, а также инструментах воздействия. Все это позволит свести воедино все виды мероприятий в соответствии с целями компании с ее ресурсами. На базе планируемых мероприятий формируется бюджет продвижения, осуществляется контроль рыночного поведения и результатов деятельности компании Дюссо.
1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2009г. №381-Ф3 с изм. и доп. от 28.12.2013 N 446-ФЗ. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Федеральный Закон от 18.07.1995 г. №Ю8-Ф3 "О рекламе" (в ред. Федеральных Законов от 18.06.2001,14.12.2001,30.12.2001,20.08.2004).
3. Правила оказания услуг и продажи товаров; Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" [Текст]: нормативный документ. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 335с.
4. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения. - Введ. 01.01.2000.- Москва: Изд-во стандартов, 1999. -9с.
5. ГОСТ Р 51304 - 99.Услуги розничной торговли. Общие требования,- Введ. 01.01.2000. - Москва: Изд-во стандартов, 1999. -1с:
6. ГОСТ Р 51305-99. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу. - введ. 01.01.2000. - Москва: Изд-во стандартов, 1999. -7с.
7. ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий. - Введ. 01.01.2002.- Москва: Изд-во стандартов, 2001. - 13с.
Монографии, диссертации
8. Адлер Ю.П. Качество и рынок, или «Как организация настраивается на обеспечение требований потребителей» - Поставщик и потребитель. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2013. - 224с.
i
9. Алексунин В.А. Маркетинговые коммуникации/ В.А. Алексунин, Е.В. Дубаневич, Скляр Е.К. - Москва: Дашков и Ко, 2012. - 193с.
10. Алиева 3. М. Теория и методология формирования потребительского предпочтения в розничной торговле в контексте маркетинга отношений: дис. д- ра.экон.наук : 08,00.05 / Алиева Зульфия Магомедовна. - Белрогод, 2014. - 316с.
П.Амбросов В.В. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2016.- 212с.
12. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. - М.: Экономика, 2014.
-52 с.
13. Басовский Л.Е. Стратегический Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 210с.
14. Васильев, Г. А. Основы рекламной деятельности [Текст] : учебное
^ пособие для вузов / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - Москва: ЮНИТИ, 2014. -
414с.
15. Веселов А. Организация работы отдела продаж: системный подход/ А. Веселов, М. Горбачев. - Москва: Феникс, 2013. - 176с.
16. Вусик И. В. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями : автореф. дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 / Вусик Ирина Владимировна. - Москва, 2014. - 27с.
17. Голова А. Г. Управление продажами: учебник для экон. вузов / А. Г. Голова. - Москва : Дашков и К, 2010. - 278с.
18. Голубкова Е.П. Маркетинговые коммуникации / Е.П. Голубкова - М.:
'
Издательство «Финпресс», 2013. - 256 с.: ил. - (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом), -107с.
19. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / Л. И. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва :Дашков и К, 2011. - 699с.
20. Дашков, Л. П. Организация, технология й проектирование торговых предприятий: учебник для вузов / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2010. - 509 с.
I
21. Интегрированные маркетинговые коммуникации / Под ред. И.М. Синяевой. - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 504 с.
22. Карасев, Н. Как разработать выставочную концепцию? / Н. Карасев Фабрикамебели. - 2013. - N 6. - С. 112-115.
22. Карцева Н.С., Бачинский А.Г., Валиуллова Р.И., Перевезенцева А.Д. //Аналитика и этапы продвижения продукта на промышленном предприятии. Продвижение промышленных веб-сайтов// Молодой ученый. 2016. №20(124). -
С.284-286.
23. Кеворков В.В. Стратегический маркетинг. Разработка нового товара или услуги: как избежать ошибок и рисков. - М.: Юнити, 2011. - 589 с.
24. Китова. О. В. Управление эффективностью маркетинга и продаж: методические аспекты/ О. В. Китова // Российское предпринимательство. - 2011. - N 12 (ВЫП.2). - с.73-78.
25. Кондрашов, В. М. Менеджмент продаж : учеб.пособие для вузов / В. М. Кондрашов. - Москва: Вузовский учебник, 2011. - 278с.
26. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; Пер с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 211 с. - ISBN 9785961411676.
27. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.М.Вильямс, - 2003. -560 с.
28. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: ПитерКом, 1999. -320с.
29. Козлов В.А. Управление системой маркетинга на предприятии. - М.: ЮНИТИ,2012. - 167с.
30. Ламбен Ж.Ж., Стратегический маркетинг. Европейския перспектива. Пер. с французского / Ж.Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 1996. - 384 с.
31. Росситер Дж., Перси Л.. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Питер, 2007. - 470 с.
Статьи и материалы периодической печати
32. Алешина Е.Б. Методы активизации творческого мышления при разработке новых продуктов. Процесс и регламент разработки нового продукта
I
// Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. № 03 (75). - С.250.
33. Гончарова А. В. Роль интегрированных маркетинговых коммуникаций в формировании лояльности потребительского рынка/ А. В. Гончарова, Ю. В. Брезе//Управление экономическими системами. - 2015 - №2.- С. 127.
34. Кузьмичева М.Б., Мерчендайзинг - эффективный метод продаж торгового предприятия/ М. Б. Кузьмичева // Конъюнктура товарных рынков. - 2011. - N 2. - С.16-20.
35. Кузнецова Ю. В. Новые способы продвижения товаров: современные формы маркетинговых коммуникаций в России //Вестник Евразии. - 2016. - №2.- С.15-17.
36. Кравченко О. Н. Проблемы продвижения услуг на рынке В2В [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. - С. 24-27.
37. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи предприятий/ В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2013. - №1. - С.10-19.
38. Малеев П.П. Разработка коммуникативной стратегии продвижения услуг фирмы в социальных медиа: : дис. кан.экон.наук : 08.00.05 / Малеев Павел Павлович. - Санкт-Петербург, 2016. - 122с.
39. Молотков А. От идеи к полке / А. Молотков // Консультант. - 2012. - №19.-С.196
40. Мчедлидзе Н., Программы продаж в рознице [Текст] / Н.Мчедлидзе II Управление магазином. - 2013. - N 5. - С. 19-24.
41. Парадоксы выбора и пути повышения продаж // Маркетолог. - 2010. - N6.-C. 11-13.
42. Парамонова Т.Н. Маркетинг торгового предприятия/ Т.Н. Парамонова, И.Н.Красюк, В.В. Лукашевич . - Москва: Дашков и Ко, 2013. - 284с.
43. Писарева Е.В. Методология формирование моделей интегрированного маркетинга компаний: дис. д-ра .экон.наук : 08.00.05 / Писарева Екатерина Владимировна. - Санкт-Петербург, 2016. - 321с.
44. Поведение потребителей / Энджелл Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. - Пер. с англ. - СПб: Питер Ком., 1999.
45. Рамазанов, И. А. Продажа товаров по методу АВС / И. А. Рамазанов, Т. Н. Парамонова // Мерчендайзер. - 2011. - N 8. - С.28-31.
46. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации/ И.М. Синяева, С.В.
агентство по образованию, Краснояр. гос. торгово-эконом. ин- т. - Красноярск : Печатные технологии, 2015. - 132с.
48. Тайминов, Э. Семь инструментов быстрого повышения уровня продаж в магазине/ Э. Тайминов // Управление магазином. - 2013. - N 4. - С. 51 -
54.
49. Траут Д. Сила простоты. Руководство по созданию эффективных маркетинговых стратегий / Д.Траут, С.Ривкин: пер. с англ. Т. Мамедовой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 186с.
50. Увеличение продаж с помощью автоматизированных торговых систем [Текст] // Современная торговля. - 2011. - N 9. - С. 52-55.
51. Управление продажами в условиях конкуренции (от маркетинга к логистике) / А. И. Клевлин, И. А. Быков ; ред. Н. К. Моисеева. - Москва: Омега- Л, 2016. - 358с.
52. Чернов И.В., Эффективные складские технологии и ассортиментная политика как факторы повышения объема продаж / И. В. Чернов // Управление продажами. - 2008. - N 1. - С. 42-52.
53. Чернышева А. Стратегии продаж розничного магазина: технология обслуживания клиентов - "семерка успеха"/ А. Чернышева // Управление магазином. -2010. - N 6. - С. 30-32.
54. Швецов Д.В., Новый закон о торговле: statusguo и прогнозируемые последствия/ Д. В. Швецов // Российское предпринимательство. -2010.- N 9(ВЫП.1) - С. 129-133. I
55. Яковлев, Г. А. Основы коммерции : учеб.пособие для вузов / Г. А. Яковлев. - Москва : ИНФРА-М, 2012. - 223с.
Электронные ресурсы
56. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.consuItant.ru/document/cons doc LAW 95629/
57. Кравченко А.В., Гутник И.А. Тенденции и перспективы развития
V1
торгово-розничного сектора экономики РФ в сложившихся экономических условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2015 - №8-3. С. 556-560. [Электронный ресурс]. - Режим доступа.
- URL: http://cvberleninka.rn/article/n/tendentsii-i-perspektivv-razvitiya-torg...
58. Ромахина Е.В. Розничная торговля: проблемы и их решение. 2015.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа. -
URL: http://imspm.spb.ru/articles/88043.php
59. Торговля в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М. - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bl5 58/Main.htm
60. Федеральная служба государственной статистики.[Электронный ресурс]. Режим доступа. URL:
hltp://www.gks.m/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ent.
61. Юдина О. В. Развитие концепции интегрированных маркетинговых
коммуникаций/ О. В. Юдина // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №3-1.URL:
http://cyberleninka. m/article/n/razvitie-kontseptsii - integrirovannyh-marketingovyh
- kommunikatsiy (дата обращения: 16.09.2018).