Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ II ПОДРОСТКОВ

Работа №33414

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
870
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I АРТПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Понятие, задачи, функции и значение артпедагогики 6
1.2. Виды артпедагогических технологий 9
1.3. Роль артпедагогических технологий в дополнительном образовании
детей и подростков 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА II МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 16
2.1. Виды артпедагогической работы с детьми и подростками в системе
дополнительного образования 16
2.2. Разработка артпедагогических упражнений для развития детей и
подростков с особыми образовательными потребностями 20
2.3. Экспериментальное исследование эффективности использования артпедагогических технологий в дополнительном образовании детей и подростков с особыми образовательными потребностями 33
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Современное образование является зеркалом общества, в связи с этим находится в постоянном поиске путей и технологий, которые способны помочь педагогу в достижении главной образовательной цели - воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать. Именно поэтому существует необходимость подготовки педагогов, которые обладают творческим потенциалом.
Педагогические технологии содействуют в развитии творческого потенциала будущего учителя. Артпедагогика является одной из таких технологий. На сегодняшний день под артпедагогикой мы понимаем формы, методы и средства искусства. В процессе обучения они позволяют создавать условия для развития личности, выражения внутреннего мира, развития творческих способностей [39].
В последнее время специалисты уделяют большое внимание на механизм воздействия искусства на обучающегося с проблемами в ходе воспитания и обучения.
Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, которые обладают развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность [32]
Артпедагогические упражнения могут помочь в развитии у обучающихся воображения, памяти, внимания, мышления. Также артпедагогика позволяет развивать у обучающихся навыки принятия решений, спонтанность, умения свободно выражать свое настроение, реализовать свою способность к творчеству. Это педагогическое направление облегчает процесс обучения и обучающемуся и педагогу, помогая наладить взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, создавая максимально благоприятные условия для ведения диалога, а также содействуя адаптации личности в социуме.
В артпедагогике цели воспитания и развития преобладают над дидактическими целями. В ходе творческой деятельности взаимодействие педагога и обучающегося существенно усиливает эффективность эмоционально-личностного развития ребенка, способствуя процессам самосовершенствования, самопознания, самораскрытия, саморазвития и самореализации.
Отличительной чертой артпедагогики является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим потенциалом.
При правильном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня, появляется возможность применять в процессе обучения практически все виды искусства. Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности.
Средствами артпедагогики могут являться виды современной арттерапии: изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, кинезитерапия, игротерапия, куклотерапия, цветотерапия [10].
Сфера деятельности артпедагогики как инновационной технологии в образовании — использование в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства.
Артпедагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников, в следствие чего встает необходимость подготовки будущих педагогов к использованию инновационных технологий и методик, которые бы позволили им успешно работать с детьми в условиях инклюзивного образования [38]. Артпедагогика является эффективным средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Этот вопрос рассматривали с разных точек зрения Е.В. Таранова, И.Ю. Левченко, М.В. Киселева, Е.А. Копытин, Л.Д. Лебедева. Исходя из актуальности была выбрана тема исследования «Использование артпедагогических технологий в дополнительном образовании детей и подростков».
Объект исследования: дополнительное образование детей и подростков.
Предмет исследования: использование артпедагогических технологий в дополнительном образовании детей и подростков.
Цель работы: выявить эффективность использования артпедагогических технологий в дополнительном образовании детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать источники информации по проблеме исследования.
2. Определить роль артпедагогических технологий в дополнительном образования.
3. Разработать цикл артпедагогичесих упражнений.
4. Провести апробацию предложенных методических разработок в региональной общественной организации молодежи и детей инвалидов «Планета Добра» (г. Елабуга, РТ).
Гипотеза исследования: занятия по артпедагогике с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями способствуют созданию творческой атмосферы, формированию благоприятного эмоционального фона и развитию художественных способностей обучающихся.
Методы исследования:
- изучение и анализ источников информации;
- опрос;
- наблюдение;
- анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
- интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработанный цикл упражнений может быть полезен для педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное исследование подтверждает актуальность и значимость выбранной темы.
Целью применения артпедагогических технологий является развитие способности к самовыражению, самопознанию, к приобретению коммуникативных навыков. Дополнительное образование обладает огромным преимуществом в реализации артпедагогики как современной технологии.
Нами была выявлена эффективность использования артпедагогических технологий в дополнительном образовании детей и подростков при помощи цветового теста Люшера. Мы определили, что артпедагогические упражнения благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние детей.
По изученным и проанализированным источникам информации по проблеме исследования мы выяснили, что сфера деятельности артпедагогики как инновационной технологии в образовании — использование в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства.
Определена роль артпедагогических технологий в дополнительном образования. Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели - помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. Данное направление имеет хорошие перспективы для своего развития.
Видами артпедагогической работы с детьми и подростками в системе дополнительного образования могут являться такие как: лепка, рисование, конструирование из бросового материала, музыкальная и театрализованная деятельность.
Мы разработали цикл артпедагогических упражнений. Данные упражнения мы провели в региональной общественной организации молодежи и детей инвалидов «Планета Добра» (г. Елабуга, РТ).
По результатам наблюдения в ходе проведения занятий изотерапии, сказко- терапии мы выяснили, что артпедагогические технологии положительно влияют на эмоциональное состояние детей, улучшается настроение, появляется желание контактировать, взаимодействовать друг с другом и с педагогом. У большинства обучающихся возникали чувства удовлетворения творческим процессом, многие отмечали, что во время занятий улучшается настроение, расслабление.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза подтвердилась. Исследование не может считаться полностью завершенным, так как данную тему можно рассмотреть в различных аспектах.



1. Алексеева, М.Ю. Артпедагогика ее отличие от арттерапии [Электронный ресурс] / М.Ю. Алексеева. - Режим доступа: https: //infourok.ru/artpedago gika- ee-otlichie-ot-art-terapii-828935.html
2. Барсуков, О.В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в
работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / О.В. Барсукова. - Режим доступа:
https://moluch.ru/th/4/archive/48/1614/
3. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика. Учебное пособие для вузов / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2012. - 219 с.
4. Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2013. - 231 с.
5. Гуро, О.С. Методическая копилка «Картотека арт-терапевтических
упражнений» [Электронный ресурс] / О.С. Гуро. - Режим доступа:
https://infourok.ru/metodicheskaya-kopilka-kartoteka-artterapevticheskih-uprazhneniy- 1201924.html
6. Дубикова, Е.С. Артпедагогика и арттерапия в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] / Е.С. Дубикова. - Режим доступа: https://urait.ru/uploads/pdf review/DEF85678554C44E6A8B7145092C02F9E.pdf
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2014. - 310 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2019. - 176 с.
9. Караваева, И.И. Методы сказкотерапии [Электронный ресурс] / И.И.
Караваева. - Режим доступа: https: //naturopiva.com/art-terapiva/vidv-i-
metodv/metodv-skazkoterapii-primerv-primeneniya.html
10. Киселёва, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселёва. - СПб.: Речь, 2015. - 336 с.
11. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми / М.В. Киселева. - М.: Речь, 2014. - 160 с.
12. Колошина, Т. Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь. - М.: Речь, 2011. - 189 с.
13. Копытин, А. И. Арт-терапия: разнообразие методов / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2012. - 120 с.
14. Копытин, А.И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие / А.И. Копытин. - СПб.: Академия, 2017. - 165 с.
15. Копытин, Е. А. Арт-терапия / Е.А. Копытин. - М.: Новые горизонты,
2006. - 336 с.
16. Корженко, О. М. Артпедагогика сегодня: цели и перспективы развития / О.М. Корженко, Е.А. Заргарьян // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013 — С. 95-97.
17. Лебедева, Л.В. Арт-педагогика в образовательном пространстве [Электронный ресурс] / Л.В. Лебедева. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/librarv/2016/01/26/opvt-rabotv
18. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева // СПб.: Речь, 2013 - 256 с.
19. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике / Л.Д. Лебедева // Педагогика. - 2000. - № 9. - С. 27-34.
20. Левченко, И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / И.Ю. Левченко - M.: Академия, 2014. - 248 с.
21. Лубовский, В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями / В.И. Лубовский // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города : Сборник статей. - М.: ООО «Издательство "Спутник+», 2011. - С. 5-7.
22. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М.: Академия, 2016. - 248 с.
23. Михеева, С.А. Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / С.А. Михеева. - Режим доступа: https://открытыйvрок■рф/статьи/528412/
24. Неретина, Т.Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Т.Г. Неретина. - Режим доступа: https://docplayer.ru/44502552- Ispolzovanie-artpedagogicheskih-tehnologiv-v-korrekcionnov-rabote-s-detmi-s- osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami.html
25. Петрушин, В.И. Теоретические основы артпедагогики и арттерапии [Электронный ресурс]. / В.И. Петрушин. - Режим доступа: https://lektsia.com/6x3203.html
26. Подпорина, В.Г. Сказка и сказкотерапия как народный элемент артпедагогики в воспитании детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.Г. Подпорина. - Режим доступа: http://www.sinobr.ru/artcls/a15 33.html
27. Сазонова, Т.В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности / Т.В. Сазонова. - М.: Просвещение, 2016. - 246 с.
28. Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогика: пересечение смыслов [Электронный
ресурс] / Н.Ю. Сергеева. - Режим доступа: ipk.ulstu.ru/files/ipk/proiect-
dialog/tezis/sergeeva.doc
29. Сергеева, Н.Ю. Содержание понятия «Артпедагогика» / Н.Ю. Сергеева. Известия ВГПУ. - 2008. - №1. - С. 23-28.
30. Сигал, Н.Г. Концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежной педагогике / Сигал Н.Г. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 3. - С. 133-143.
31. Соколова, Т.А. Научно-методические подходы к выявлению одаренных детей и решение их проблем с использованием артпедагогических технологий / Т.А. Соколова. - М.: Академия, 2013. - 125 с.
32. Соловьева, О.В. Использование метода арт-терапии в дополнительном образовании» [Электронный ресурс] / О.В. Соловьева. - Режим доступа: https: //nsportal .ru/kultura/sotsialno -kulturnava- devatelnost/librarv/2016/05/19/ispolzovanie-metoda-art-terapii-v
33. Таранова, Е.В. Анализ термина «артпедагогика» в понятийном поле педагогических и арт-терапевтических категорий / Е.В. Таранова // Педагогика и психология. - 2012. - №1 (2). - С. 8-12.
34. Тарасова, Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. пособие / Е.Г. Тарасова. Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н., доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. Тамбов: ТОИПКРО, 2006. - 49 с.
35. Флоринская, С.К. Упражнения с элементами арт-терапии [Электронный ресурс] / Флоринская С.К. - Режим доступа: http://www.kind-
land.ru/psvchology/art-training/
36. Халилова, Т.Ш. Виды деятельности в артпедагогике [Электронный
ресурс] / Т.Ш. Халилова. - Режим доступа:
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bd69b4c43a88421306c27 0.html
37. Хрисанова, Е. В. Артпедагогика в системе современного воспитания / Е.В. Хрисанова, Н.Ю. Сергеева // Народное образование. - 2003. - № 3. - С. 137145.
38. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. Полный вариант методики [Электронный ресурс] / М. Люшер. - Режим доступа: https://psvcabi.net/testv/553- tsvetovoi -test-lvushera-polnvj -variant-metodiki
39. Шатунова, О. В. Артпедагогика в инклюзивном образовании / О.В Шатунова, И.А. Талышева, Г.В. Хабибуллина // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 7. - С. 33-39.
40. Шатунова, О. В. Возможности артпедагогики в деятельности учителя /
О.В Шатунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 18. - С. 131-133.
41. Шишлянникова, Е.В. Арт-педагогические приемы работы с детьми [Электронный ресурс] / Е.В. Шишлянникова. - Режим доступа: https://mypresentation.ru/presentation/artpedagogicheskie priemy raboty s detmi v o brazovatelnom processe na zanvativax iskusstvovedcheskogo шк!аё
42. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг. - М.: Серебряные нити,
2018. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ