Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе 13
1.1 Воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и
понятие 13
1.2 Формы воспитательной работы в современной начальной школе 39
1.3 Педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию 50
Выводы по главе 1 60
Глава 2. Педагогическое обеспечение процесса совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе (на примере экологического воспитания) 62
2.1 Изучение исходного уровня экологической культуры у детей младшего
школьного возраста (результат констатирующего этапа исследования) 62
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию
содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию 71
2.3 Методические рекомендации в организации воспитательной работы по экологическому воспитанию для учителей начальных классов 87
Выводы по главе 2 91
Заключение 93
Список литературы 96
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации, социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.
Ситуация выживания в которой оказалось наше общество объективно порождает формы социального падения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Перестала выполнять свои воспитательные функции семья - основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих - недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.
За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений. Сегодня целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа - вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы [9].
Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель начального воспитания вполне соответствовала такому представлению, то в последние годы начальная школа вошла в систему неполного, а затем и полного среднего образования.
Стало очевидно, что она не может оставаться обособленным звеном. Уже в 40-60 годы в работах М.А. Данилова [21], Б.П. Есипова, И.Я. Лернера [36], М.Н. Скаткина [53] и других определяется новый подход в понимании сущности и характера образования и воспитания в начальной школе. Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний и задающего, «ставящего» правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся.
Концепция М.А. Данилова [21] определяла наиболее актуальные и сегодня идеи стимулирования внутренних сил личности, организации учебной и внеурочной деятельности так, чтобы востребовались самостоятельность мысли и действия. Однако для достижения этой цели потребовалось усиление влияния традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. Данной проблемой на протяжении многих лет занимаются Е.Н. Степанова [17], Е.В. Алексеева, И.М. Витковская, которые раскрываю содержание и сущность воспитательной системы в теоретическом и практическом ее понимании [13].
Возникает необходимость интеграции образования и воспитания с доминирующей функцией последнего, и создания иной новой воспитательной системы, отвечающей новым условиям современного общества.
Требовалась совершенно иная структура управления воспитательным процессом, объединяющая в себя весь процесс социализации ребенка на данном возрастном этапе и к тому же управляемая, прогнозируемая и понятная всем участникам воспитательного процесса.
Степень разработанности проблемы. Анализ психологопедагогических исследований, посвященных организации воспитательной работы в начальной школе, и изучение массовой практики начальной школы показали, что на сегодняшний день при большой вариативности различных воспитательных систем и подходов, необходимо совершенствование содержания и форм воспитательной работы в начальной школе, а также педагоги начальной школы слабо владеют методикой воспитательной деятельности.
Методологический фундамент современной практики начального обучения представлен широким спектром теорий и концепций (Ш.А. Амонашвили [2], В.В. Давыдов [20] и Д.Б. Эльконин [68], Л.В. Занков и др.), экспериментальных программ (Н.Ф. Виноградова [11], Н.Б. Истомина, AA. Леонтьев [34] и др.). Программы воспитания младших школьников разработаны в настоящее время как в отечественной (В.И. Максакова, Н.К. Поливанова, Г.А. Цукерман [9], Н.Е. Щуркова [65; 66; 67] и др.), так и в зарубежной (Л. Кумекер [33], Д.С. Шейн [33], П. Прутцман и др.) теории и практике воспитания.
Широкий круг вопросов, связанных с воспитательной деятельностью, нашел отражение в психолого-педагогических исследованиях: методики воспитательной работы в начальной школе (О.С. Богданова [5] и др.); организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем (М.М. Анцибор [], Н.Ф. Голованова [3] и др.); деятельности педагога по формированию ученического коллектива (В.А. Караковский [40; 58], А.В. Мудрик [69], Л.И. Новикова [40], Н.Л. Селиванова [40] и др.); разработки модели института освобожденных классных руководителей (Т.В. Осокина [41], О.С. Фомичева [59] и др.); профессиональной позиции педагога как воспитателя (Н.И. Болдырев [7], В.А. Сластенин [15; 39] и др.); его взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса (Н.Ф. Дик [23], Н.С. Дежникова [22] и др.), содержания деятельности классного руководителя, учителя начальных классов в гуманистической воспитательной системе школы (Ю.П. Азаров [1], Л.В. Ковинько [13] и др.).
В исследованиях Л.А. Борисовой [56], А.А. Галицких [63], Е.В. Титовой [57], Л.В. Швецовой [63], И.А Шапошниковой [62] и других воспитательная работа представлена как целостное восприятие мира.
Вопрос о необходимости совершенствования воспитательной работы с младшими школьниками рассматривается в работах В.Р. Ясницкой [69], Н.Е. Щурковой [65; 55; 67] и др.
В последнее время внимание педагогов все больше привлекает проблема совершенствования содержания и форм воспитательной работы в начальной школе, что нашло отражение в диссертационных исследованиях А.И. Пушкаревой, Р.Р. Аетдиновой, Р.А. Исламовой.
В начале 21 века российская педагогическая общественность пришла к пониманию того, что именно воспитанию в системе образования должно уделяться приоритетное внимание. Необходимо воспитать новое поколение молодых людей, достойных называться гражданами России, любящих свою страну, семью, труд, готовых к исполнению своего гражданского долга.
Современная образовательная организация для достижения современного воспитательного идеала, который дается в материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, должна выстраивать воспитательную систему, где системообразующим компонентом должна стать цель - результат, которой предъявлен в ФГОС начального общего образования по формированию «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [17].
При всей значимости выполненных научных исследований остаются недостаточно разработанными теоретические, методические и организационно-практические аспекты совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по проблеме исследования между:
- между социальным заказом общества на всесторонне развитую личность и недостаточным вниманием к ее формированию в образовательном процессе;
- между признанием воспитательной системы важнейшим педагогическим фактором реализации институционального влияния школы на становление личности младшего школьника и недостаточной разработанностью технологии включения в систему ее главного субъекта - самого воспитанника с его сущностными стремлениями и задачами личностного роста, потенциалом развития и дарований;
- между необходимостью совершенствования содержания и форм воспитательной работы в начальной школе и не разработанностью организационно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: особенности модернизации педагогических условий содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе.
Объект исследования - процесс воспитания в современной начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе.
Гипотеза исследования будет более эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику понятий «воспитательная работа»
- раскрыть специфику воспитательной системы в начальной школе;
- учитывать разнообразные формы воспитательной работы в воспитательном процессе;
- выявить, обосновать и в опытно-экспериментальной работе доказать эффективность педагогических условий совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятий «воспитательная работа», «воспитательная система».
2. Изучить понятие «форма воспитательной работы» в педагогической литературе.
3. Проанализировать воспитательную систему в начальной школе как педагогическое явление и понятие.
4. Изучить исходный уровень экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
5. Дать научно-практическое обоснование педагогических условий совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию, предложить методические рекомендации по внедрению программы через внеурочную деятельность «Юный эколог».
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме совершенствования содержания и форм воспитательной работы в начальной школе: Ш.А. Амонашвили [2], В.В. Давыдова [20], Д.Б. Эльконина [68], Н.Ф. Виноградовой [11], AA. Леонтьева [34], Г.А. Цукерман, Н.Е. Щурковой [65; 66; 67], Л. Кумекер [33], Д.С. Шейна [33], О.С. Богдановой [5], М.М. Анцибор [3], Н.Ф. Головановой [3], В.А. Караковского [40; 58], А.В. Мудрика [69], Л.И. Новиковой [40], Н.Л. Селивановой [40], Т.В. Осокиной [41], О.С. Фомичевой [59], Н.И. Болдырева [7], В.А. Сластенина [15; 39], Н.Ф. Дика [23], Н.С. Дежниковой [22], Ю.П. Азарова [1], Л.В. Ковинько [13], Л.А. Борисовой [56], А.А. Галицких [63], Е.В. Титовой [57], Л.В. Швецовой [63], И.А.Шапошниковой [62], В.Р. Ясницкой [69] и др.
Методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, систематизация);
- эмпирические (тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент);
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе МАОУ «Лицей № 121» г. Казани, всего в исследовании приняло участие 48 детей младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа.
На первом этапе - поисково-теоретическом - проводился анализ проблемы исследования, изучалась сущностно-содержательная характеристика понятия «воспитательная работа», выявлялась специфика понятия «форма воспитательной работы» в педагогической литературе, изучалась воспитательная система в начальной школе как педагогическое явление и понятие, определялись педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном - был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем - осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию:
- создание целостной системы экологического воспитания, в которой все ее подструктуры (когнитивная, деятельностная, эмоциональночувственная) направлены на воспитание ценностей, среди которых природа занимает особое место;
- организация экологически целесообразной посильной трудовой деятельности детей на пришкольном участке;
- активное участие детей в экологически направленной деятельности в походах и экскурсиях на природу.
2. В опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы «Юный эколог», в которой в совокупности нашли отражение выявленные педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий воспитательной работы в начальной школе. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции совершенствования содержания и форм воспитательной работы в начальной школе и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации воспитательной работы в начальной школе, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам воспитательной работы.
Теоретические аспекты проведенного исследования позволяют расширить представления об организации процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста, обогащают имеющиеся представления о содержании и формах воспитательной работы, в том числе и по экологическому воспитанию младших школьников.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию. Разработана и апробирована программа «Юный эколог», позволяющая сформировать экологическую культуру у детей младшего школьного возраста. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью повышения процесса экологического воспитания младших школьников.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на совершенствование содержания и форм воспитательной работы в начальной школе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Форма воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
2. Педагогические условия совершенствования содержания и форм воспитательной работы в современной начальной школе по экологическому воспитанию:
- создание целостной системы экологического воспитания, в которой все ее подструктуры (когнитивная, деятельностная, эмоционально - чувственная) направлены на воспитание ценностей, среди которых природа занимает особое место;
- организация экологически целесообразной посильной трудовой деятельности детей на пришкольном участке;
- активное участие детей в экологически направленной деятельности в походах и экскурсиях на природу.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены теоретически анализом современных достижений психолого-педагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно - экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня экологической культуры младших школьников, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Структура работы. Работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ проблемы совершенствования содержания и форм воспитательной работы в начальной школе позволил нам сделать следующие выводы:
1. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Рассматривая различные определения понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей: целенаправленность воздействий на воспитанника; социальную направленность этих воздействий; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных ролей.
2. Целью воспитательной работы школы является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
3. Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Методы, с помощью которых формируются взгляды (представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами (внушение, повествование, диалог, диспут, инструктаж, реплика, развернутый рассказ).
Методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование).
Методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также оцениваются поступки учащихся (соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, порицание, наказание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика).
3. Форма воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Нами рассмотрены разнообразные формы воспитательной работы.
4. Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Нами выделены компоненты воспитательной системы: индивидуальногрупповой компонент; ценностно-ориентационный компонент; функционально-деятельностный компонент; диагностико-аналитический компонент; пространственно-временной компонент.
5. Результаты констатирующего эксперимента показали, что экологическое воспитание в группе испытуемых находится на низком уровне, экологическая культура у детей развита слабо, в группе испытуемых преобладают практический и прагматический тип мотиваций взаимодействия с природными объектами.
6. На основе выявленных педагогических условий была разработана программа «Юный эколог», которая включала применение различных форм и методов организации внеклассной работы по развитию экологической культуры младших школьников.
7. Экспериментальная проверка выявленных педагогических условий совершенствования содержания и форм воспитательной работы по экологическому воспитанию и программы «Юный эколог» по развитию экологической культуры позволила нам сделать вывод о достаточной их эффективности. После проведения эксперимента в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 96% детей любят бывать на природе, из них 42% для того, чтобы наслаждаться природой, 22% дышать свежим воздухом; у детей расширились представления о правилах поведения на природе, 57% детей стали использовать правила поведения в реальной жизни; 56% ухаживают за домашними животными, птицами, растениями; 72% детей смотрят телевизионные передачи о природе для того, чтобы узнать что-то новое, познавательное о мире природы; дети отмечают, что по- прежнему любят ходить за грибами, ягодами, но теперь используют полученные знания. Дети стали больше читать книг о природе - 66%; отмечают, что стараются помогать попавшим в беду животным.
8. По результатам экспериментальной работы были разработаны рекомендации по организации воспитательной работы по экологическому воспитанию младших школьников. Формирование экологических понятий у младших школьников должно осуществляться с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Результаты проделанной работы доказывают достоверность выдвинутой гипотезы.
1. Портал стандартов -https://fgos.ru/
2. Закон «Об образовании» - http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
3. Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО - http://nachalka1-4.ucoz.ru/index/normativnaja_baza/0-86
4. Нормативно-правовая база начальной школы - http://www.shkola30khv.ru/index.php?id=59&Itemid=79&layout=item&option=c om_k2&view=item
5. Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1971. - 126 с.
6. Амонашвили Ш.А. Как любить детей. Опыт самоанализа / Ш.А. Амонашвили. - М.: Литрес, 2017. - 140 с.
7. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем / М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова. - М.: Просвещение, 1990. -159 с.
8. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Academia, 2000. - 188 с.
9. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах / О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 284 c.
11. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1981. - 223 с.
12. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников /Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2012. - 300 с.
13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: Сфера, 2009. - 267 с.
14. Вербицкий А.А. Основы концепции непрерывного
экологического образования: монография / А.А. Вербицкий. - М.: Педагогика. 2010. - 42 с.
15. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф Виноградова. - М.: Сфера, 2009. - 178 с.
16. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.М. Витковская. - Псков: Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 2000. - 96 с.
17. Воспитание младшего школьника / сост. Л.В. Ковинько. - М.: Academia, 2000. - 287 с.
18. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова и др. - М.: Владос, 2001. - 239 с.
19. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 333 с.
20. Воспитательный процесс: сущность, содержание, технология / В.К. Кириллов [и др.]. - Чебоксары: БИ, 1994 . - 275 с.
21. Воспитательная система класса: теория и практика / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2005. - 324 с.
22. Гайсин И.Т. Традиционное природопользование: Учебнометодическое пособие / И.Т. Гайсин. - Казань: КФУ, 2014. - 16с.
23. Гунина Е. В. Учет особенностей темперамента в учебновоспитательной работе / Е.В. Гунина, Т.Г. Любимова, Н.В. Смирнова. - Чебоксары: РИПКРНО, 1992. - 31 с.
24. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2008. - 244 с.
25. Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы / М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 1985. - 303 с.
26. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова и др. - М.: Эксмо, 2010. - 220 с.
27. Дик Н.Ф. Воспитываем личность / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 315 с.
28. Дик Н.Ф. Начальная школа от А до Я / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 313 с.
29. Егорова З.В. Диалектические противоречия педагогического процесса и развивающейся личности, их система, целостность / З.В. Егорова, В.М. Никитин. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ин-т, 1997. - 271 с.
30. Кашлев С.С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для учителей / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2015. - 110 с.
31. Коган М.С. На природу с классом! Праздники, игры, затеи летом и осенью / М.С. Коган. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
32. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания / О.Н. Козлова. - М.: Интерпракс, 1994 . - 208 с.
33. Коллективно-творческие интересы в классе / сост. Н.С. Криволап,
О.А. Минич. - Минск: Красико-Принт, 2005. - 173 с.
34. Кудрявцева М.Н. Экологическое воспитание: цели, задачи, сущность: географические исследования в Саратовском государственном университете: сборник научных трудов / сост. М.Н. Кудрявцева. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2008. - С. 212-216
35. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 509 с.
36. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д.: МарТ, 2002. - 315 с.
37. Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить / Л. Кумекер, Шейн Дж. С. - М.: Нар. образование, 1994. - 159 с.
38. Леонтьев А.А. Путешествие по карте языков мира / А.А. Леонтьев. - М.: Варгус, 2009. - 276 с.
39. Лепнева О.А. Классный коллектив: технология формирования /
О.А. Лепнева, Е.А. Тимошко. - М.: ЦГЛ, 2005. - 127 с.
40. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: 1981. - 186 с.
41. Лескова С.В. Формирование экологической культуры / С.В. Лескова // Начальная школа. - 2013. - N 7. - С. 56-61
42. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М.: Ноосфера, 1999. - 299 с.
43. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Academia, 2002. - 144 с.
44. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. - М.: Сфера, 2000. - 245 с.
45. Осокина Т.В. Проблема развития личности ребенка в коллективе в теории и истории педагогики (1960-1980) / Т.В. Осокина. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ин-т, 1997. - 160 с.
46. Пазова Р.И. Формирование экологической культуры младших школьников средства абазинской народной педагогики: диссертация канд. пед. наук / Р.И. Пазова. - Пятигорск, 2010. - 148 с.
47. Перекатьева О.В. Современные праздники в начальной школе /
О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 189 с.
48. Планирование воспитательной работы в классе / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Сфера, 2005. - 128 с.
49. Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в средней школе / под ред. М.И. Денисова. - Рязань: РГПИ, 1992. - 114 с.
50. Программа и логика воспитания школьников / под ред. Ю.П. Сокольников. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2001. - 219 с.
51. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 254 с.
52. Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Минск: Беларус. навука, 1998. - 319 с.
53. Ряднова С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами рекреативно-оздоровительных технологий: диссертация канд.пед.наук /С.А. Ряднова. - Тамбов, 2008. - 150 с.
54. Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 319 с.
55. Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание / Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов; под общ. ред. А.Н. Хузиахметова. - Казань: Матбугат йорты, 1999. - 212 с.
56. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов и др. - М.: Варгус, 2013. - 300 с.
57. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы / М.Н. Скаткин. - М.: Просвещение, 1982. - 324 с.
58. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств / Ю.П. Сокольников. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2001. - 42 с.
59. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин; под ред. П.В. Конаныхина. - Кострома: КГПИ, 1994. - 108 с.
60. Теория и методика воспитания / сост. Л.А. Борисова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2002. - 37 с.
61. Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания / Е.В. Титова. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.
62. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского. - М.: Пед. об-во России, 1999. - 261 с.
63. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке / О.С. Фомичева. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 192 с.
64. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы) / Е.В. Хохлова. - Ставрополь: Сервисшкола, 2011. - 221 с.
65. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 176 с.
66. Шапошникова И.А. Внеурочная деятельность по формированию единого экологического пространства / И.А.Шапошникова // Биология, 2012. N 13. - С.101-107
67. Швецова Л.В. Воспитательные программы современной школы / Л.В. Швецова, А.А. Галицких. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
68. Щербаков Ю.И. Психолого-педагогические основы формирования экологической культуры в современных образовательных организациях // Мир науки, культуры, образование: междунар. науч. журнал. - Горно-Алтайск, 2014. - 356 с.
69. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 77 с.
70. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2001. - 94 с.
71. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 118 с.
72. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльклнин. - М.: НПО «Модек», 2005. - 416с.
73. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. - М.: Academia, 2004. - 349 с.
74. Basu B. National integration and education. - Hyderabad, (India) 1986. - 178 P.
75. Fontana D. Psychology for teachers.- L., 1983. -385 P.
76. Krutetskii. V. A. The Psychology of the Mathematical Abilities of the School Children. Chicago: University of Chicago Press, 1976.
77. Radnizky G. Quality and equality: Human capital in the EC after 1992 // University in the service of truth and utility. Frank furta. V. Etc.- 1991. Р. 11-31