Введение...........................................................................................................3
Глава I. Арктика как стратегический регион мира................................9
§ 1.1. Формы освоения Арктического шельфа..............................................9
§ 1.2. Современная Арктика: точки соприкосновения интересов России и
США в регионе..........................................................................................................19
Глава II. Арктика как объект внимания различных государств........37
§ 2.1. Официально признанные приарктические страны, кроме России... 37
§ 2.2. Второстепенные игроки за право влиять в Арктическом регионе.. .53
Глава III. Политика, проводимая Россией на Континентальном
шельфе.......................................................................................................................60
§ 3.1. Национальные интересы Российской Федерации..............................60
§ 3.2. Формы и методы реализации российской арктической политики.. .69
Заключение.....................................................................................................80
Список источников и литературы.............................................................83
Актуальность темы исследования. В глубинах Арктики сосредоточено приблизительно треть от общего мирового запаса природного газа, колоссальное количество нефтяных ресурсов, залежи угля, золота и других металлических руд. В водах Северного Ледовитого океана находятся значимые для биологического мира ресурсы. Увеличение взаимосвязи всемирной экономики с различными видами энергоресурсов подогревает заинтересованность многих государств в стремлении формировать новые стратегии развития собственных национальных интересов в Арктическом регионе. Следовательно, актуальность этой тематики обуславливается тем, что на повестку дня актуальной геоэкономики, геостратегии и геополитики пришли проблемы развития подходящих стратегий субъектами международной политической деятельности в регионе, и кроме того новых путей к государственному контролю освоения региона Крайнего Севера.
Арктика считается ярким примером такого развития событий, когда в недалёком прошлом этот регион оставался достаточно отдалённым от области стратегического развития какого-либо государства, то уже сейчас всё больше и больше субъектов мирового сообщества прилагают немалые усилия для того, чтобы закрепиться на этой территории. В связи с тем, что происходит процесс глобального потепления, многовековые арктические льды начинают таять, что открывает доступ к многовекторному обширному потенциалу региона. По мнению большинства экспертов, данный регион способен играть очень важную роль военно-стратегического характера. Основными игроками на данный момент считаются пять приарктических стран, которые имею непосредственный доступ к границам Арктического региона. Официально признанными арктическими государствами принимаются: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. В число других субъектов, которые стремятся занять своё место в процессе освоения региона, также входят: Исландия, Финляндия и Швеция. Помимо прочего, с каждым годом интерес к Арктике проявляют и другие страны, которые находятся в значительной удалённости от региона, прежде всего речь идёт о государствах Восточной Азии.
Вместе с тем сегодняшнюю геополитическую обстановку в этом регионе затрудняют нехватка, скорее даже отсутствие, эффективных международных систем безопасности, разногласия пяти официально-признанных арктических стран вокруг прав на закрепление за собой определённых территорий Арктики. Как уже было сказано, некоторые части Арктики считаются спорными, поэтому были проведены специальные разведочные работы, в частности первое погружение на дно Северного Ледовитого океана специалистами из Российской Федерации для уточнения границ хребта Ломоносова и Менделеева. В ходе экспедиции было собрано достаточное количество доказательств для подачи заявки на рассмотрение комиссии ООН по арктическим вопроса с целью закрепить данные района за официальными границами России, т к донья этих хребтов являются продолжением российского плоскогорья. Разделение территория на данный момент является одним из важных вопросов в развитии Арктики, т.к. закрепив за собой ту или иную область, государство может претендовать за все богатства, находящееся в её недрах, на возможность расположить свои военные объекты и на хозяйственное развитие региона.
Относительно российского освоения региона произошло некоторое приостановление в виду санкций, введённых в виду разногласий с западными странами по поводу украинского кризиса. Доступ к большому количеству технологий и рынков капитала затормозило полноценное освоение региона. Российская сторона попыталась привлечь альтернативных инвесторов в лице азиатских партнеров, но должного эффекта достигнуто не было.
Ключевую роль на данный момент играет диалог по интересующим все субъекты темам. Это и экономическое освоение региона, обеспечение экологической безопасности, то есть защита уникальных природных комплексов Арктики, решение вопросов глобального потепления и др. Помимо прочего, данный регион рассматривается в качестве платформы, которая помогла бы занять лидирующую позицию в мире с расчетом на долгосрочную перспективу, поэтому в процессе освоения континентального шельфа заинтересовано большое количество государств, транснациональных корпораций и международных организаций.
На данный момент идут обсуждения о важности развития инфраструктуры, создания транспортных маршрутов в этом регионе. Ведь одним из ключевых моментов для освоения Арктики как для России, так и для других стран мира является Северный морской путь . Также нельзя не упомянуть и о том, что Артика оказывает большое влияние на состояние окружающей среды во всем мире. С каждым годом конкуренция за право освоения региона растёт. Какой именно путь для развития Арктики следует выбрать, кто сможет извлечь наибольшую выгоду в этом процессе, как будет проходить работа по экологическому аспекту на данной территории, какие государства воспользуются возможностью развернуть свои военные базы на этом участке Земли - все эти вопросы являются актуальными на данный момент. Именно этим определяется необходимость изучения деятельности государств и других международных акторов в рамках Арктического вопроса.
Степень изученности. На данный момент монографических работ по такой тематике нет. Ряд исследователей затрагивали отдельные вопросы, которые освящены в содержании работы. Вместе с тем тема вызывает неподдельный интерес самых различных исследователей - и российские, и американские, и европейские ученые затрагивают данную тему и проявляют немалый интерес по отношению к стремлениям различных субъектов мирового сообщества в арктическом регионе. Серия работ российских авторов относятся к исторической составляющей освоения Арктики и ее современной роли в международной системе. Работы таких исследователей как Лагутина М.Л. ,Мазур И.И. демонстрируют, в первую очередь, место арктического пространства в нынешней системе международных отношений и политике России, проводимой в Арктике. Некоторые же зарубежные же исследователи, имеют некие иные мнения на занимаемые роли некоторых государств в регионе и степень важности различных направлений, касающихся Арктики.
Целью исследования является сопоставить приоритетные направления стратегий различных международных игроков и государств, в особенности Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки, для достижения определённых целей, касающихся освоения Арктики и извлечения наибольшей выгоды из их деятельности, а также проанализировать все возможные способы по осуществлению данной работы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать Арктическое пространство как ресурсную базу для каждого причастного государства.
2) Рассмотреть все преимущества освоения данного региона для отдельных участников процесса.
3) Проанализировать эффективность трех центральных форм освоения территорий Крайнего Севера.
4) Сопоставить интересы Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки на данном участке Земли и рассмотреть имеющиеся разногласия по некоторым вопросам.
5) Сформулировать приоритетные направления для России в геополитическом, геостратегическом и геоэкономическом аспектах.
6) Определить формы и методы реализации российской арктической политики.
Таким образом, объектом исследования является Арктическое пространство, а предметом исследования - геополитическая, геоэкономическая и геостратегическая стратегия вовлечённых в этот регион государств.
Источниковую базу, к которой автор обращался при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
1) Источники официального происхождения - ряд официальных документов, таких, как Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву , Конвенция о континентальном шельфе . Также за основу были взяты официальные документы Российской Федерации, среди них: Конституция Российской Федерации , документ Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г. и др.
2) Различные книжные издания по заданной тематике, к примеру, работы таких авторов, как Ачкасов В.А. , Барциц И.Н. , а также иностранных авторов K. Atland , S.R.Stephenson .
3) Интернет-ресурсы1314, которые, так или иначе, связаны с деятельностью арктических государств непосредственно в регионе.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в оборот внедрены работы иностранных авторов, работы которых не были задействованы в научном дискурсе по данной проблеме. Данная процедура дала возможность провести сравнительный анализ разных позиций и определить мнения на этот счёт оппонентов отечественных авторов.
Для достижения цели исследования, в работе были использованы следующие методы: описательный (историко-генетический), сравнительный, типологический и системный методы. Описательный метод позволяет реконструировать процесс освоения Арктики в контексте современных международных отношений. Типологический метод позволяет выявить ведущие тенденции изменений. Сравнительный метод позволяет выявить общее и особенное в деятельности заинтересованных государств, и таким образом определить роль Арктики в современном мире. Системный метод позволяет рассмотреть деятельность всех вовлечённых субъектов международного сообщества как единого целого и вывить взаимосвязь составляющих его частей для реализации общих целей в регионе.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют дополнить существующие представления о деятельности и взаимодействии арктических стран, и могут быть учтены экспертами в сфере международных отношений и дипломатии при разработке проблем, связанных с изучением роли Арктического региона в системе международных отношений.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка источников и литературы
Рассмотрев большое количество процессов, происходящих в Арктическом регионе, рассмотрев все положительные стороны освоения данного региона, обозначив приоритетные направления в стратегиях различных государств и других крупных мировых игроков в активном развитии своей деятельности здесь, можно сделать о том, что территория Крайнего Севера с каждым годом завоёвывает внимания всё большего количества субъектов мирового сообщества. Очень привлекательной стороной данной области является её колоссальные запасы различных природных ресурсов, в числе которых нефть, газ, уголь и другие виды энергетического сырья, а также природные минералы, руды и др. Ввиду такого объёма ресурсов, по мнению многих специалистов, этот регион является очень значимым для будущих поколений всего мира. Кроме того Арктика характеризуется территорией, обладающей уникальными природными комплексами, которых больше нигде нет на планете Земля. Помимо выгоды, которую можно получить от разработки энергоресурсов, важным элементом освоения Арктики является транспортная составляющая. Северный морской путь - это кратчайший путь, который соединяет Европейскую часть Российской Федерации и Дальний Восток. Помимо непосредственного значения этого морского коридора для России, он представляет интерес и для других стран, так как это достаточно экономически выгодный путь для транспортировки различных товаров. Некоторые эксперты полагают, что Северный морской путь, в будущем сможет стать так называемым видом Холодного Шёлкового пути.
Большое значение для некоторых стран, в особенности США, Арктика имеет в качестве военно-стратегической платформы. После окончания холодной войны, СССР свернули свои военные базы на арктической территории, в то время как Белый дом сохранил их. В последующем, Норвегия выступила в качестве пункта, где Штаты разместили свой радар ПРО США Globus II, что позволяет им отслеживать запуск межконтинентальных ракет с территории РФ.
Наибольшим по протяжённости побережьем Арктики обладает Российская Федерация. Поэтому освоение и постоянная активная деятельность в данном регионе всегда остаётся важным направлением в политике страны. В связи с введёнными несколько лет назад санкциями со стороны западных стран, некоторые работы по освоению данной области были приостановлены, но Россия прилагает все свои усилия на поиски альтернативных вариантов: поиски инвесторов, разработка технологий, которые раньше предоставлялись зарубежными партнёрами и т.д. Вдобавок ко всему, Россия проделывает определённые работы по расширению границ своего арктического пространства, споры на счёт которых у неё имеются с Норвегией и Данией. Важным пунктом для эффективного освоения Арктики является тот факт, что около 2 млн российский граждан проживают за Полярным кругом, а это требует ещё более ответственного отношения к развитию региона. Создания необходимой инфраструктуры для комфортного проживания и сохранения коренного населения.
Что касается азиатских государств, которые заинтересованы в хозяйственной деятельности в данном регионе, то, по большей части, речь должна идти о трёх странах: КНР, Республика Корея и Япония. Они не являются официальными арктическими государствами, но все три государства подписали Конвенцию Организации Объединённых Наций по морскому праву, чтобы иметь возможность принимать участие в решении различных вопросов касательно этого региона. Помимо прочего, данные восточноазиатские страны стали занимать место постоянных наблюдателей в Арктическом совете, что также говорит об их желании участвовать в развитии Арктики. В целом, эти государства не имеют прямого выхода к арктическому шельфу, а потому они ищут различные пути для развёртывания своей деятельности, например, в качестве инвесторов различных проектов, либо занимаются проведением научных исследований и др.
На данный момент в Арктическом регионе имеется ряд нерешённых вопросов, к примеру, вопросов, касающихся климатических изменений, глобального потепления, сохранения биологического разнообразия, загрязнения окружающей среды, разливы нефти в ходе добычи транспортировки и др. Поэтому необходимым считается выстраивание конструктивного диалога между арктическими государствами и остальными заинтересованными акторами данного процесса для нахождения путей решения таковых проблем. Важным также является поддержание международного сотрудничества и взаимный учёт интересов в регионе для более продуктивной работы.
Как уже было сказано ранее, Арктика - регион, обладающий огромным потенциалом. При эффективном освоении данной области, установлении чётко-контролирующих режимов осуществления деятельности, налаживании международного сотрудничества с целью решения экологических и иных проблем, установлении точных границ территории, этот участок земли в долгосрочной перспективе способен стать локомотивом ведущих экономик мира.
1. Закон о гренландском самоуправлении. [Электронный ресурс]. URL:http : //naalakkersuisut.gl/~/media/Nanoq/Files/Attached%20Files/ Engelske-tekster/Act%20on %20Greenland.pdf
2. Конвенция о континентальном шельфе (Женева, 29 апреля 1958 г.) // «КонсультантПлюс» - справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // United Nations - Treaty Series. 1994. - Vol. 1834. - № 31363. - РР. 179-370.
4. Конституция Российской Федерации (в ред. от 30.12.2008 №6- ФКЗ, от
30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // «Право.ш» - справочно-правовая система. Режим доступа:
http://docs.pravo.ru
5. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). РЕЗОЛЮЦИЯ MSC.385(94) (принята 21 ноября 2014 года)
6. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву: Федеральный закон Российской Федерации от 26.02.1997 № 30-ФЗ // «Право.ш» - справочно-правовая система. Режим доступа: http://docs.pravo.ru
7. Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.02.2010 № 146 // «Право.ш» - справочно-правовая система. Режим доступа: http://docs.pravo.ru
8. Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации на период до
2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 27.07.2001 № Б/Н // «Право.ш» - справочно-правовая система. Режим доступа:
http://docs.pravo.ru
9. Об утверждении Основ государственной политики Российской
Федерации в Арктике на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу: Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2008 № 1969 // «Право.ш» - справочно-правовая система. Режим доступа:
http://docs.pravo.ru
10. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18.09.2008
11. Официальный сайт Гринпис России. Статья «Угрозы Арктике». 08.02.
2017 г [Электронный ресурс]. URL:
http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/protect-the-arctic/threat-to- the-Arctic/
12. Официальный сайт Правительства Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.china.org.cn/english/GS-e/44.htm
13. Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/
14.Официальный сайт Правительства США [Электронный ресурс]. URL: https://www.usa.gov/
15. Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс].URL: http://kremlin.ru/
16. Официальный сайт проекта «Ямал СПГ». [Электронный ресурс].URL: http : //yamallng . ru/
17. Официальный сайт Российского совета по международным делам. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil. ru/
18. Совместное заявление Президента РФ и Президента США по сотрудничеству в регионе Берингова пролива. 26 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.en.kremlin.ru/supplement/938
19. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств, 1 июня 1990 г., ст. 2. Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901756969
20. Стратегия Канады в Северных регионах. Электронный ресурс]. URL: http : //www . northernstrategv . ca/index- eng . asp
21.Частичное пересмотренное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. Резюме, 2015 г. Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/depts/los/clcs new/submissions files/rus01 rev15/2015 08 03 Exec Summary Russian.pdf
На английском языке:
22. National Strategy for the Arctic Region. - 2013.- Р. 2, 5, 11.
23. Report to Congress on Arctic Operations and the Northwest Passage. Washington. - M.: DoD. - May 2011. Р. 9-10. URL: http://www.defense.gov/ Portals/ 1/Docum ents/pubs/T ab_A_Arctic_Report_Public.pdf
24. United States of America: Notification regarding the submission made by the
Russian Federation to the Commission on the Limits of the Continental Shelf - 2002. - February 28. URL:
http://www.un.org/depts/los/clcs new/submissions files/rus01/CLC
25.S_01_2001_LOS USAtext.pdf; United States Mission to the United Nations.
New York. - Diplomatic Note. - 2015. - October 30. URL: http://www.un.org/ depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2015_11_02_US_NV_RUS _001_en.pdf
28. Ассамблея «Арктический круг»: Открыт приём предложений на организацию сессионных заседаний. 20.01.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.uarctic.org/novosti/2017/1/assambleya-arkticheskii-krug- otkryt-priem-predlozhenii-na-organizafiyu-sessionnykh-zasedanii/
29. Банько Ю. Стратегия освоения месторождений арктического шельфа
России. // Север промышленный. - М.: Гелион, 2008. - № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://helion- ltd.ru/strategiya- osvoeniya-
mestorozhdeniy-arkticheskogo- shelfa-rossii/
30. Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Дело, 2017. - С. 210-230.
31. Валеева Э.И., Московченко Д.В., Экологические и ландшафтные
исследования: Региональный анализ антропогенной трансформации
ландшафтов Ханты-Мансийского автономного округа // Вестник экологии, лесоведения и ландшафтоведения. - 2007. - № 8. - С. 15-21
32. Гаджиев, К. С. Метаморфозы глобализации: геополитическое
измерение. // Власть. - 2014. - № 11. - С. 72-77.
33. Гусейнов В., Гончаренко А. «Новая» Арктика и интересы России: Арктические нефтегазовые проекты. - М.: Красная Звезда, 2012. - 260 с.
34. Доценко С. А. Общая характеристика деятельности Канады в качестве председателя арктического совета в 2013-2014 годах. - Благовещенск: АГУ,2015. - С. 3
35. Дяченко Н.С. Доклад о будущем сотрудничестве северных стран в области внешней политики и политики безопасности передан министрам иностранных дел северных стран. // Norge.ru. - 2009. - 13 февраля. [Электронный ресурс]. URL:
http : //www . norge.ru/news/2009/02/13/7133.html
36. Еремина Н. Евросоюз включается в «большую игру» в Арктике // Евразия
эксперт. - 2016.- 22 декабря [Электронный ресурс]. URL:
http://eurasia.expert/evrosoyuz-vklyuchaetsya-v-bolshuyu-igru-za-arktiku/
37.Загорский А.В. Международно-политические условия развития
Арктической зоны Российской Федерации. - М.: Магистр, 2015. - С. 7677.
38.ЗагорскийА.В. Арктика. Предложения к дорожной карте международного сотрудничества. - М.: Спецкнига, 2012. - с. 7, 31.
39. Заявление секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева, сделанное 20 августа 2016 г.
40.Золотова М. Шельфовая геополитика // Труд. - 2015. - 18 декабря. - №
096.
41. Кирьянов О. Южнокорейское судостроение оказалось в глубоком кризисе // Российская газета.ш. - 2016. - 4 февраля. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/02/04/iuzhnokorejskoe-sudostroenie-okazalos-v-glubokom- krizise.html
42. Козьменко С.Ю., Селин В.С. Геоэкономические процессы в Арктике и развитие морских коммуникаций. - М.: Кольский научный центр РАН,
2014. - 266 с.
43. Колтуков В.М., Мальцев К.В. Глобализация экономики (вопросы теории и методологии). - М.: АСТ, 2008. - 108 с.
44. Конышев В. Н., Сергунин А.А., Прокофьева И.В. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? - М.: РИСИ, 2011. - 194 с.
45. Коровин С.Д., Соловьев А.А., Федоров А.Э. Милитаризация Арктики // Вестник Сибирского Отделения Академии Военных Наук. - Омск, 2014. - № 25. - С. 3 - 36.
46. Лунев С. Индия устремилась в Арктику // Российский Центр освоения Арктики - 2012. URL: http://arctic-rf.ru/mejdunarodnaya deyatelnost/indiya- ustremilas-v-arktiku
47. Макаренко Г., Ратников А. Дания заявила о притязаниях на сектор Арктики в 20 раз больше ее самой. // РБК. - 2014. - 14 декабря.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbc.ru/politics/15/12/2014/548eb89b2ae596ed20131dd1
48. Петров В. Валентина Матвиенко предложила разработать закон о развитии Арктики // Российская Газета. - 2015. - 26 июня. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/26/arktika-site.html
49. Пилясов А. Н. Потенциал российской Арктики для международного сотрудничества // Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: Спецкнига, 2015. - №17. - С.120
50. Путин: приоритеты РФ в Арктике вряд ли изменятся // ТАСС. - 2017. - 30 марта. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4139391
51. Российские владения в Арктике // ТАСС. - 2017. - 28 марта. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/info/2505058
52. Россия и Норвегия поделили спорный участок дна в Арктике // BBS news.
- 2010. - 15 сентября. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.bbc.com/russian/international/2010/09/100915 russia norway ar ctic sea border. shtml
53. Руф Р., Хантингтон Г. Судоходство в Беринговом проливе: навстречу общему двустороннему подходу // Арктические ведомости. Информационно-аналитический журнал. - 2016. - № 16. - С. 28-35.
54. Савин А.С. Дания: претензия на хребет Ломоносова представлена комиссии ООН. // Рубежи. - 2016. - 2 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://newhorizons.fi/?p=3224
55. Совместная политка четырех равноправных партнеров: Европейского союза (ЕС), Российской Федерации, Норвегии и Исландии.
56. США и Канада объявили о новой программе сотрудничества по Арктике // РИА Новости. - 2016. - 10 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/arctic/20160310/1387796950.html
57. Топалов А. Китай получит российские недра // газета.ру. - 2015. - 28 мая.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www . gazeta.ru/business/2015/02/27/6428765. shtml
58. Тулупов, Д. С. Арктическая политика Дании, Норвегии и России (1990-е гг. - XXI в.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. Наук. - СПб,
2013. - 20 с.
59. Уход Shell с Арктического шельфа - экономика или экология? // BBC news. Русская служба. - 2015. - 28 сентября. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/business/2015/09/150928 shell arctic drilling
60. Федотова А. Япония в Арктике: комплексная стратегия развития региона // Российский совет по международным делам (РСМД). - 2016. - 3 февраля. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/blogs/arctic/ 2301/
61. Хилл К., Милн Р., пер. Невельский А. Нефтяные компании замораживают
проекты в Арктике // Вестник. - 2015. - 6 февраля. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/02/06/neftyanie-
kompanii-zamorazhivayut-proekti-v-arktike