Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков аудирования на основе аудитивных игр 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Технология обучения аудированию 11
1.3. Исследование влияния системы аудитивных упражнений при
формировании навыков аудирования 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Роль аудитивных игр при формировании навыков аудирования на начальном этапе обучения иностранному языку в СОШ 23
2.1. Принципы и методы определения уровня сформированности
навыков аудирования на начальном этапе обучения в СОШ 23
2.2. Проведение экспериментальной работы по использованию
аудитивных игр на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения в СОШ 29
2.3. Диагностика уровня сформированности навыков аудирования на
начальном этапе обучения в СОШ 36
Выводы по 2 главе 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение
Основной целью обучения иностранным языкам считают развитие коммуникативных навыков и умений у обучающихся. Развитие коммуникативных навыков и умений невозможно без такого вида речевой деятельности, как аудирование, так как восприятие иностранной речи на слух является важной составляющей речевого общения. В обучении навыкам аудирования младших школьников используются аудитивные игры, ведь именно игра является одной из ведущих форм деятельности учащегося младшего школьного возраста. Использование игр в процессе обучения аудированию является эффективным методом обучения, поскольку игры делают процесс обучения более интересным и увлекательным.
Актуальностью данного исследования является недостаточная изученность применения аудитивных игр как формы обучения навыкам аудирования. Кроме того, в современной школе обучению навыкам аудирования не уделяется достаточное количество внимания по причине недооценивая данного навыка. Однако обучение навыкам аудирования является одним из важных составляющих учебного процесса. Без навыков аудирования невозможно научить детей понимать иностранный язык и использовать его в речи. Кроме того, данный навык помогает освоить и другие виды речевой деятельности - говорение, чтение и письмо.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринимается попытка разработки методики по внедрению аудитивных игр на уроке иностранного языка в СОШ с целью повышения уровня сформированности навыков аудирования младших школьников. Количество исследований, посвященных практической работе с аудитивными играми на уроках иностранного языка, немногочисленно.
Объектом исследования является урок английского языка в начальной
школе.
Предметом исследования является аудитивная игра при работе над формированием навыков аудирования.
Целью данной работы является раскрытие роли аудитивных игр при обучении навыкам аудирования на начальном этапе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования;
• раскрыть сущность понятий «аудирование» и «игра»;
• разработать тест для определения уровня сформированности навыков аудирования;
• разработать комплекс игр, направленный на развитие слуховых умений;
• провести опытно - экспериментальное исследование по развитию сформированности навыков аудирования;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• изучение, теоретический анализ и обобщение методической литературы;
• изучение опубликованного педагогического опыта;
• изучение и анализ использования аудитивных игр на уроке иностранного языка в СОШ на начальном этапе обучения.
Мы выдвигаем гипотезу о том, что более глубокое изучение использования аудитивных игр будет способствовать лучшему пониманию необходимости применения слуховых игр в процессе обучения и повысит уровень сформированности навыков аудирования школьников.
Теоретическая база исследования состоит из трудов таких ученых, как Е.Н. Соловова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы обобщить теоретические знания и подробнее изучить игровую деятельность на начальном этапе обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов, которые содержатся в работе при обучении аудированию младших школьников, при формировании коммуникативных навыков и умений младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание,
введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В результате проведенного исследования мы раскрыли роль аудитивных игр при обучении навыкам аудирования детей младшего школьного возраста. Аудирование, являясь довольно сложным видом речевой деятельности, вызывает много трудностей у школьников. В процессе изучения литературы по теме исследовательской работы, нами были выделены следующие трудности:
• трудности, обусловленные условиями проведения аудирования;
• трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи;
• трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.
Преодолеть все возникающие трудности нам помогает метод игры. Именно игра является основным видом деятельности младших школьников, поэтому использование игровой деятельности при обучении аудированию на уроках английского языка в начальной школе будет иметь большой успех. Играя, дети увлечены процессом игры так, что не отвлекаются на посторонние предметы, а значит процесс обучения становится более интересным.
Овладение навыками аудирования на начальном этапе через аудитивные игры позволяет учить детей акцентировать внимание на том, что они слышат и в процессе мыслительной деятельности понимать услышанное.
Таким образом, нельзя недооценивать роль аудирования при обучении английскому языку через аудитивные игры. Овладение навыками аудирования поможет школьникам освоить и другие виды речевой деятельности (говорение, чтение и письмо), так как все виды речевой деятельности имеют тесную связь друг с другом.
В эксперименте приняло участие 20 учащихся 4 «Б» класса. Из них 10 человек было в экспериментальной группе и 10 человек было в контрольной группе. В начале опытно - экспериментальной работы были определены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На каждом из этапов была определена цель и задачи для ее решения.
Констатирующий этап включал в себя разработку теста для определения уровня сформированности навыков аудирования и разработку критериев для оценки результатов теста. Учащиеся были распределены в две подгруппы: экспериментальную и контрольную. При проведении тестирования были отмечены средние результаты сформированности навыков аудирования. 7 учащихся из 20 продемонстрировали низкий уровень сформированности навыков аудирования.
Формирующий этап заключался в проведении комплекса аудитивных игр для младших школьников. Всего было разработано семь аудитивных игр. В процессе проведения игр было видно, что игровая деятельность очень увлекла и заинтересовала учащихся. Учащиеся, которые проявляли себя пассивно, заинтересовались и включились в работу. Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует включению в процесс обучения всех учащихся.
Контрольный этап включал в себя повторное проведение теста на определение сформированности навыков аудирования и сравнение полученных результатов с предыдущими показателями. Проведя тест повторно, мы пришли к выводу, что учащиеся контрольной подгруппы, которые занимались по стандартной программе, не улучшили свои результаты. Учащиеся экспериментальной подгруппы, наоборот, показали хорошие результаты, и всего один учащийся показал низкий уровень сформированности навыков аудирования.
Экспериментальная проверка влияния комлекса аудитивных игр на формирование навыков аудирования показала, что аудитивные упражнения развивают и улучшают у учащихся слуховое восприятие иностранной речи. Кроме того, все учащиеся включаются в процесс обучения, так как игровая деятельность является основной деятельностью младших школьников.
Экспериментально проверена и доказана эффективность использования комплекса аудитивных упражнений при формировании навыков аудирования в ходе подготовки и проведения данного комплекса аудитивных игр, а также в ходе оценки и сравнительной анализе полученных результатов.
Проведенное нами исследование доказывает, что аудитивные игры способствуют повышению уровня сформированности навыков аудирования школьников. Использование полученных данных и разработанных аудитивных игр позволяет усовершенствовать педагогический процесс обучения и воспитания в практике работы учителей.
1. Аллахверанова Р.Х. Роль игровой деятельности на уроках иностранного языка / Р.Х. Аллахверанова // Аллея науки. - 2017. - Т. 2 № 12. - С. 56 -570.
2. Ашрапова А.Х. К проблеме восприятия текста при обучении иностранному языку (на примере аудирования) / А.Х. Ашрапова, Г.Ж Фахрутдинова, И.Т. Хайруллин // Казанская наука. - 2018. - № 2. - С. 29-31.
3. Белоус Е.Н. Психологические особенности аудированного восприятия текста в обучении / Е.Н. Белоус // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. - 2016. - № 2. - С. 17-22.
4. Белякова С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста / С.В. Белякова // - Иностранные языки в школе,2012. - № 6. - С. 25-28.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и тория школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: «Русский язык», 1997. - 288 с.
6. Бирюкова Е.А. Обучение аудированию на уроках английского языка в начальной школе / Е.А. Бирюкова // Педагогический журнал, 2015. - №
6. - С. 83-95.
7. Вердеш А.А. Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку / А.А. Вердеш //Молодой ученый. -
2015. - № 10. - С. 1110-1113.
8. Ветлухина Я.Е. Обучение игры на уроках иностранного языка в начальной школе / Я.Е. Ветлухина, Я.Е. Милюткина // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С19.
9. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова - М., АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М., Академия, 2006. - 336 с.
12. Голенко Н.В. Обучение аудированию как одно из приоритетных направлений обучения иностранным языкам / Н.В. Голенко // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. -
2018. -С. 173-181.
13. Горбач Н.Л. Использование современных технологий при обучении речевой деятельности / Н.Л. Горбач, Т.М. Кальченко // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - № 12-4. - С. 4244.
14. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии / Е.Н. Гусарова - М.: АПК и ПРО, 2004. - 402 с.
15. Жильцова Ю.Л. Теоретические основы обучения аудированию как виду речевой деятельности на уроках иностранного языка / Ю.Л. Жильцова // Проблемы и перспективы развития образования в России.
2016. - № 8. - С. 157-162.
16. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя - М., Просвещение, 1991. - 222 с.
17. Иванова А.И. Трудности в обучении аудированию / А.И. Иванова, Т.В. Иоффе // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1. - С. 120-121.
18. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 с.
19. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. Пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева - М. Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
20. Косарева Д.С. Обучение аудированию на начальном этапе изучения иностранного языка / Д.С. Косарева // Наука сегодня: вызовы и решения. - 2019. - С. 96-98.
21. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е.
Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
22. Крупнова Н.А. К вопросу о контролирующих аудитивных упражнениях / Н.А. Крупнова, Д.Л. Морозов // Язык и культура. - 2014. - № 2. - С. 118-122.
23. Лучина Е.В. Классификация трудностей слуховой рецепции иноязычной речи / Е.В. Лучина // Вопросы методики преподавания. -
2014. - № 3. - С. 396-404.
24. Маслова М.В. Проблемы формирования аудитивных умений школьников / М.В. Маслова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24. - № 178.- С. 27-34.
25. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов - М., Высшая школа, 1982. - 373 с.
26. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
27. Мирошниченко А.Л. Технология обучения аудированию в условиях школы / А.Л. Мирошниченко, В.В. Кончич, Ю.Г. Лайко - Английский язык. Все для учителя. 2015. - № 6. - С. 4-15.
28. Морозов Д.Л. Роль психологических механизмов в обучении иноязычному аудированию / Д.Л. Морозов, Н.А. Крупнова // Филологические науки. - 2016. - № 3-1. - С. 207-210.
29. Морозов Д.Л. Теоретические основы обучения иноязычному аудированию / Д.Л. Морозов // Вестник Воронежского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 164-169.
30. Нагорнова А.Ю. Основы педагогики и психологии младшего школьника / А.Ю. Нагорнова, Г.М. Денисова, С.А. Карпеев, Г.А. Стрюкова, С.Б. Гнездова, Л.И. Еремина, О.А. Абрамова - Ульяновск,УлГПУ, 2012. - 329 с.
31. Новикова М.О. Развитие аудитивных навыков на уроках иностранного языка / М.О. Новикова // Современные образовательные технологии в
системе образования. - 2017. - С. 72-75.
32. Новикова М.О. Роль игровых форм деятельности на уроках английского языка / М.О. Новикова // Современные методы и модели в преподавании иностранных языков. 2015. - № 12. - С. 203-208.
33. Новикова О.Н. Подходы к обучению аудированию на иностранном языке / О.Н. Новикова // Известия Регионального финансово - экономического института. - 2014. - № 2(5). - С.7.
34. Пассов Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева - Ростов/Д: Феникс; М: Глосса - Пресс, 2010. - 640с.
35. Певцова А.А. Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе / А.А. Певцова, М.В. Фоминых - Молодой ученый. 2015. - № 5. - С. 20-21.
36. Перевалова Е.А. К вопросу о методологии аудирования / Е.А. Перевалова // Символ науки. - 2018. - № 1-2. - С. 156-159.
37. Перфилова С.Е. Обучение аудированию на начальном этапе / С.Е. Перфилова // Новый филологический вестник. - 2010. - № 6. - С. 154158.
38. Плетнева Н.Д. Формирование аудитивных умений учащихся в начальной школе / Н.Д. Плетнева // проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-4. - С. 212-218.
39. Попова Е.С. Использование игр и игровых приемов в процессе обучения английскому языку в начальной школе / Е.С. Попова // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 2. - С. 151-155.
40. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка / Ю.Я. Пучкова - М., Астрель, 2005. - 78 с.
41. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова- М., Просвещение, 1991. - 287 с.
42. Рудякова Т.И. Роль языковой догадки в формировании рецептивных навыков на уроках английского языка / Т.И. Рудякова // Крымский гуманитарный вестник. Сборник научных статей. - 2018. - С. 68-72.
43. Синева Ю.О. Обучение аудированию на начальных этапах обучения иностранному языку / Ю.О. Синева, О.А. Крапивкина - ВЕСТНИК ИрГТУ. - № 10. - 2015. - С. 245-249.
44. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова - 4-е изд. - М: Просвещение, 2006. - 239с.
45. Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов / А.Г. Соломатина // Иностранные языки в школе. 2012. - № 9. - С. 71-74.
46. Сухарев В.В. Использование игр и ролевых игр в обучении английскому языку / В.В. Сухарев // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. - 2016. - № 4. - С.19.
47. Фалилев А.Е Особенности применения игровых технологий на младшей ступени обучения английскому языку / А.Е. Фалилев, Б. Мухаметджанов - Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 112-114.
48. Фалилев А.Е. Технология обучения аудированию на младшей ступени обучения / А.Е. Фалилев, А. Рахымджанов - Стерлитамак: АМИ, 2017. - С. 110-112.
49. Федорова Г.Н. Игры на уроках английского языка / Г.Н. Федорова - М., ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону, 2005. - 128 с.
50. Чепанов С.Н. Использование игр в обучении английскому языку в начальной школе / С.Н. Чепанов // Символ науки. - 2018. - № 5. - С. 139-142.
51. Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / Г.И. Шайметова // ФЭН - наука. - 2011. - № 3. - С. 37-38.
52. Шамов, А.Н. Методика обучения иностранным языкам: практикум /
А.Н. Шамов. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 384 с.
53. Шаповалова Л.И. Игра как метод активного обучения иностранным языкам учащихся средней школы / Л.И. Шаповалова, О.А. Троилина //
Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. - № 5. - С. 184-190.
54. Шемелева И.Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе: учебно - методическое пособие. - Орск: ОГТИ, 2015. - 118 с.
55. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М., Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
56. Яковлева О.И. Методические аспекты обучения аудированию / О.И. Яковлева // Гуманитарные науки. - 2012. - № 7. - С. 315-321.
57. Якунина Л.Д. Значимость игры в учебном процессе / Л.Д. Якунина, Е.Л. Бак // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С.4.