Роль аудитивных игр при формировании навыков аудирования на начальном этапе обучения иностранному языку
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков аудирования на основе аудитивных игр 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Технология обучения аудированию 11
1.3. Исследование влияния системы аудитивных упражнений при
формировании навыков аудирования 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Роль аудитивных игр при формировании навыков аудирования на начальном этапе обучения иностранному языку в СОШ 23
2.1. Принципы и методы определения уровня сформированности
навыков аудирования на начальном этапе обучения в СОШ 23
2.2. Проведение экспериментальной работы по использованию
аудитивных игр на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения в СОШ 29
2.3. Диагностика уровня сформированности навыков аудирования на
начальном этапе обучения в СОШ 36
Выводы по 2 главе 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков аудирования на основе аудитивных игр 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности 6
1.2. Технология обучения аудированию 11
1.3. Исследование влияния системы аудитивных упражнений при
формировании навыков аудирования 17
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Роль аудитивных игр при формировании навыков аудирования на начальном этапе обучения иностранному языку в СОШ 23
2.1. Принципы и методы определения уровня сформированности
навыков аудирования на начальном этапе обучения в СОШ 23
2.2. Проведение экспериментальной работы по использованию
аудитивных игр на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения в СОШ 29
2.3. Диагностика уровня сформированности навыков аудирования на
начальном этапе обучения в СОШ 36
Выводы по 2 главе 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение
Основной целью обучения иностранным языкам считают развитие коммуникативных навыков и умений у обучающихся. Развитие коммуникативных навыков и умений невозможно без такого вида речевой деятельности, как аудирование, так как восприятие иностранной речи на слух является важной составляющей речевого общения. В обучении навыкам аудирования младших школьников используются аудитивные игры, ведь именно игра является одной из ведущих форм деятельности учащегося младшего школьного возраста. Использование игр в процессе обучения аудированию является эффективным методом обучения, поскольку игры делают процесс обучения более интересным и увлекательным.
Актуальностью данного исследования является недостаточная изученность применения аудитивных игр как формы обучения навыкам аудирования. Кроме того, в современной школе обучению навыкам аудирования не уделяется достаточное количество внимания по причине недооценивая данного навыка. Однако обучение навыкам аудирования является одним из важных составляющих учебного процесса. Без навыков аудирования невозможно научить детей понимать иностранный язык и использовать его в речи. Кроме того, данный навык помогает освоить и другие виды речевой деятельности - говорение, чтение и письмо.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринимается попытка разработки методики по внедрению аудитивных игр на уроке иностранного языка в СОШ с целью повышения уровня сформированности навыков аудирования младших школьников. Количество исследований, посвященных практической работе с аудитивными играми на уроках иностранного языка, немногочисленно.
Объектом исследования является урок английского языка в начальной
школе.
Предметом исследования является аудитивная игра при работе над формированием навыков аудирования.
Целью данной работы является раскрытие роли аудитивных игр при обучении навыкам аудирования на начальном этапе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования;
• раскрыть сущность понятий «аудирование» и «игра»;
• разработать тест для определения уровня сформированности навыков аудирования;
• разработать комплекс игр, направленный на развитие слуховых умений;
• провести опытно - экспериментальное исследование по развитию сформированности навыков аудирования;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• изучение, теоретический анализ и обобщение методической литературы;
• изучение опубликованного педагогического опыта;
• изучение и анализ использования аудитивных игр на уроке иностранного языка в СОШ на начальном этапе обучения.
Мы выдвигаем гипотезу о том, что более глубокое изучение использования аудитивных игр будет способствовать лучшему пониманию необходимости применения слуховых игр в процессе обучения и повысит уровень сформированности навыков аудирования школьников.
Теоретическая база исследования состоит из трудов таких ученых, как Е.Н. Соловова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы обобщить теоретические знания и подробнее изучить игровую деятельность на начальном этапе обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов, которые содержатся в работе при обучении аудированию младших школьников, при формировании коммуникативных навыков и умений младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание,
введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Актуальностью данного исследования является недостаточная изученность применения аудитивных игр как формы обучения навыкам аудирования. Кроме того, в современной школе обучению навыкам аудирования не уделяется достаточное количество внимания по причине недооценивая данного навыка. Однако обучение навыкам аудирования является одним из важных составляющих учебного процесса. Без навыков аудирования невозможно научить детей понимать иностранный язык и использовать его в речи. Кроме того, данный навык помогает освоить и другие виды речевой деятельности - говорение, чтение и письмо.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе предпринимается попытка разработки методики по внедрению аудитивных игр на уроке иностранного языка в СОШ с целью повышения уровня сформированности навыков аудирования младших школьников. Количество исследований, посвященных практической работе с аудитивными играми на уроках иностранного языка, немногочисленно.
Объектом исследования является урок английского языка в начальной
школе.
Предметом исследования является аудитивная игра при работе над формированием навыков аудирования.
Целью данной работы является раскрытие роли аудитивных игр при обучении навыкам аудирования на начальном этапе.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретическую и методическую литературу по теме исследования;
• раскрыть сущность понятий «аудирование» и «игра»;
• разработать тест для определения уровня сформированности навыков аудирования;
• разработать комплекс игр, направленный на развитие слуховых умений;
• провести опытно - экспериментальное исследование по развитию сформированности навыков аудирования;
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• изучение, теоретический анализ и обобщение методической литературы;
• изучение опубликованного педагогического опыта;
• изучение и анализ использования аудитивных игр на уроке иностранного языка в СОШ на начальном этапе обучения.
Мы выдвигаем гипотезу о том, что более глубокое изучение использования аудитивных игр будет способствовать лучшему пониманию необходимости применения слуховых игр в процессе обучения и повысит уровень сформированности навыков аудирования школьников.
Теоретическая база исследования состоит из трудов таких ученых, как Е.Н. Соловова, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, чтобы обобщить теоретические знания и подробнее изучить игровую деятельность на начальном этапе обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов, которые содержатся в работе при обучении аудированию младших школьников, при формировании коммуникативных навыков и умений младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание,
введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
В результате проведенного исследования мы раскрыли роль аудитивных игр при обучении навыкам аудирования детей младшего школьного возраста. Аудирование, являясь довольно сложным видом речевой деятельности, вызывает много трудностей у школьников. В процессе изучения литературы по теме исследовательской работы, нами были выделены следующие трудности:
• трудности, обусловленные условиями проведения аудирования;
• трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи;
• трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.
Преодолеть все возникающие трудности нам помогает метод игры. Именно игра является основным видом деятельности младших школьников, поэтому использование игровой деятельности при обучении аудированию на уроках английского языка в начальной школе будет иметь большой успех. Играя, дети увлечены процессом игры так, что не отвлекаются на посторонние предметы, а значит процесс обучения становится более интересным.
Овладение навыками аудирования на начальном этапе через аудитивные игры позволяет учить детей акцентировать внимание на том, что они слышат и в процессе мыслительной деятельности понимать услышанное.
Таким образом, нельзя недооценивать роль аудирования при обучении английскому языку через аудитивные игры. Овладение навыками аудирования поможет школьникам освоить и другие виды речевой деятельности (говорение, чтение и письмо), так как все виды речевой деятельности имеют тесную связь друг с другом.
В эксперименте приняло участие 20 учащихся 4 «Б» класса. Из них 10 человек было в экспериментальной группе и 10 человек было в контрольной группе. В начале опытно - экспериментальной работы были определены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На каждом из этапов была определена цель и задачи для ее решения.
Констатирующий этап включал в себя разработку теста для определения уровня сформированности навыков аудирования и разработку критериев для оценки результатов теста. Учащиеся были распределены в две подгруппы: экспериментальную и контрольную. При проведении тестирования были отмечены средние результаты сформированности навыков аудирования. 7 учащихся из 20 продемонстрировали низкий уровень сформированности навыков аудирования.
Формирующий этап заключался в проведении комплекса аудитивных игр для младших школьников. Всего было разработано семь аудитивных игр. В процессе проведения игр было видно, что игровая деятельность очень увлекла и заинтересовала учащихся. Учащиеся, которые проявляли себя пассивно, заинтересовались и включились в работу. Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует включению в процесс обучения всех учащихся.
Контрольный этап включал в себя повторное проведение теста на определение сформированности навыков аудирования и сравнение полученных результатов с предыдущими показателями. Проведя тест повторно, мы пришли к выводу, что учащиеся контрольной подгруппы, которые занимались по стандартной программе, не улучшили свои результаты. Учащиеся экспериментальной подгруппы, наоборот, показали хорошие результаты, и всего один учащийся показал низкий уровень сформированности навыков аудирования.
Экспериментальная проверка влияния комлекса аудитивных игр на формирование навыков аудирования показала, что аудитивные упражнения развивают и улучшают у учащихся слуховое восприятие иностранной речи. Кроме того, все учащиеся включаются в процесс обучения, так как игровая деятельность является основной деятельностью младших школьников.
Экспериментально проверена и доказана эффективность использования комплекса аудитивных упражнений при формировании навыков аудирования в ходе подготовки и проведения данного комплекса аудитивных игр, а также в ходе оценки и сравнительной анализе полученных результатов.
Проведенное нами исследование доказывает, что аудитивные игры способствуют повышению уровня сформированности навыков аудирования школьников. Использование полученных данных и разработанных аудитивных игр позволяет усовершенствовать педагогический процесс обучения и воспитания в практике работы учителей.
• трудности, обусловленные условиями проведения аудирования;
• трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи;
• трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала.
Преодолеть все возникающие трудности нам помогает метод игры. Именно игра является основным видом деятельности младших школьников, поэтому использование игровой деятельности при обучении аудированию на уроках английского языка в начальной школе будет иметь большой успех. Играя, дети увлечены процессом игры так, что не отвлекаются на посторонние предметы, а значит процесс обучения становится более интересным.
Овладение навыками аудирования на начальном этапе через аудитивные игры позволяет учить детей акцентировать внимание на том, что они слышат и в процессе мыслительной деятельности понимать услышанное.
Таким образом, нельзя недооценивать роль аудирования при обучении английскому языку через аудитивные игры. Овладение навыками аудирования поможет школьникам освоить и другие виды речевой деятельности (говорение, чтение и письмо), так как все виды речевой деятельности имеют тесную связь друг с другом.
В эксперименте приняло участие 20 учащихся 4 «Б» класса. Из них 10 человек было в экспериментальной группе и 10 человек было в контрольной группе. В начале опытно - экспериментальной работы были определены три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На каждом из этапов была определена цель и задачи для ее решения.
Констатирующий этап включал в себя разработку теста для определения уровня сформированности навыков аудирования и разработку критериев для оценки результатов теста. Учащиеся были распределены в две подгруппы: экспериментальную и контрольную. При проведении тестирования были отмечены средние результаты сформированности навыков аудирования. 7 учащихся из 20 продемонстрировали низкий уровень сформированности навыков аудирования.
Формирующий этап заключался в проведении комплекса аудитивных игр для младших школьников. Всего было разработано семь аудитивных игр. В процессе проведения игр было видно, что игровая деятельность очень увлекла и заинтересовала учащихся. Учащиеся, которые проявляли себя пассивно, заинтересовались и включились в работу. Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность способствует включению в процесс обучения всех учащихся.
Контрольный этап включал в себя повторное проведение теста на определение сформированности навыков аудирования и сравнение полученных результатов с предыдущими показателями. Проведя тест повторно, мы пришли к выводу, что учащиеся контрольной подгруппы, которые занимались по стандартной программе, не улучшили свои результаты. Учащиеся экспериментальной подгруппы, наоборот, показали хорошие результаты, и всего один учащийся показал низкий уровень сформированности навыков аудирования.
Экспериментальная проверка влияния комлекса аудитивных игр на формирование навыков аудирования показала, что аудитивные упражнения развивают и улучшают у учащихся слуховое восприятие иностранной речи. Кроме того, все учащиеся включаются в процесс обучения, так как игровая деятельность является основной деятельностью младших школьников.
Экспериментально проверена и доказана эффективность использования комплекса аудитивных упражнений при формировании навыков аудирования в ходе подготовки и проведения данного комплекса аудитивных игр, а также в ходе оценки и сравнительной анализе полученных результатов.
Проведенное нами исследование доказывает, что аудитивные игры способствуют повышению уровня сформированности навыков аудирования школьников. Использование полученных данных и разработанных аудитивных игр позволяет усовершенствовать педагогический процесс обучения и воспитания в практике работы учителей.
Подобные работы
- Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у
учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения
иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Использование аудиоматериалов на старшем этапе обучения иностранному языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ/РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности отбора материала при обучении аудированию на старшем
этапе обучения в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - РАБОТА С ЮМОРИСТИЧЕСКИМИ ВИДЕОТЕКСТАМИ НА УРОКАХ РКИ(НА ПРИМЕРЕ КИНОЖУРНАЛА «ЕРАЛАШ» И СКЕТЧ-ШОУ «6 КАДРОВ»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Методика применения образовательных
мобильных технологий, как способа формирования и развития умений
восприятия и понимания звучащей речи на иностранном языке
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Эрратологический аспект в обучении иностранному языку в Средней
общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Методические особенности разработки олимпиадных заданий по аудированию для учеников 2-4 классов средней школы
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ РКП
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



