Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика образа тела подростков

Работа №33373

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы31
Год сдачи2019
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
477
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения специфики отношения к своему телу подростков 6
1.1 Отношение человека к собственному телу как социокультурному феномену 6
1.2 Проблема изучения влияние специфики своего тела в подростковом возрасте на психическое развитие 10
1.3 Условия и особенности построения адекватного образа тела
у подростков 15
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики образа тела
подростков 21
2.1 Процедура и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 31



Актуальность исследования. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема изучения влияния специфики образа и тела подростков. Данная проблема в психологии возникла не случайно. Она объясняется тем, что очень часто в практике оказания психологической помощи подросткам возникает внутренняя глубинная проблема, связанная с оказанием всестороннего содействия специалиста психолога, направленного на реагирование подростком на свое внутреннего психического напряжения, препятствующего его самостоятельному выходу из сложившейся проблемной ситуации. Важно отметить, что в работе с подростками психологи сталкиваются с ситуацией, когда специфические особенности образа тела влияют на психическое становление и личностное развитие подростков. При этом данная проблема касается как девочек, так и мальчиков подростков, проживающих кризис подросткового возраста с его многообразными психическими и морфофункциональными изменениями. Не является исключением и формирование такого компонента образа себя, как Я-образа, связанного с наличием специфических особенностей формирования тела. Это выражается в том, что подростковый возраст сам по себе является периодом гормональной психической перестройки. То, что ранее казалось нормальным, приемлемым в образе своего тела, на момент наступления кризисного подросткового возраста является чем-то сложно воспринимаемым, с преобладанием ярко выраженных эмоциональных переживаний и внутренних конфликтов, которые без специально организованной помощи психолога могут приводить к развитию внешних и внутренних комплексов неполноценности.
Наличие комплексов неполноценности, сказываясь на формировании образа своего тела, негативно влияет и на внутреннем психологическом состоянии подростка, что в свою очередь приводит к развитию депрессивных расстройств, нарушения в самооценке и оценке своих возможностей и особенностей. В такой ситуации подросткам очень часто кажется, что мир вокруг отличается враждебностью, непредсказуемостью и жестокостью, в рамках которой подростки затрудняются самостоятельно проживать свои кризисные особенности подросткового возраста, связанные с принятием себя и отождествлением себя с окружающими людьми.
Сказанное указывает на то, что специфические особенности образа тела подростков являются важным структурным компонентом Я-концепции, подразумевающим формирование у подростков реального и идеального Я. При этом, реальное Я выступает в плане формирования реальной оценки себя самого в различных жизненных ситуациях, а идеальное Я является внутренним прообразом желаемых подростком изменений в образе своего тела. Расхождение между реальным и идеальным Я очень часто приводит к развитию разного рода депрессивных личностных расстройств. В результате у подростков возникают множественные нарушения схемы своего тела и представления о себе, как о самодостаточной личности. Всё это отрицательно сказывается на процессе обучения, общения с окружающими людьми, а также на успешности адаптации подростка в различных жизненных ситуациях. Следовательно, изучение специфики формирования образа тела в подростковом возрасте приобретает особую значимость и актуальность, так как своевременное воздействие на сильные и слабые стороны психики и личности подростка в ряде случаев позволяет достигать значительных результатов в плане формирования у подростков положительного отношения к себе в различных жизненных ситуациях.
Цель исследования – изучение специфики образа тела подростков.
Объект исследования – специфика образа тела.
Предмет исследования – специфика образа тела у подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что специфические особенности формирования образа тела в подростковом возрасте связаны с его самооценкой и самоотношением.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования образа тела у подростков;
2. Изучение основных условий и факторов формирования специфики образа тела подростков;
3. Выявление специфики образа тела у подростков в эмпирическом исследовании.
Теоретико-методологические основания исследования. Особенности формирования образа тела раскрыты в трудах Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, В.А. Подорога, С.Л. Рубинштейна и др. Проблема принятия своего тела освещена в работах Т.Н. Горобец, А.В. Микляевой, В.М. Розина и др. Т.Я. Богомолова, И.В. Дубровина и др. проанализировали условия формирования образа тела у детей подросткового возраста.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез психологической литературы, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (анкетирование) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1. Методика «Опросник образа собственного тела (ООСТ)» О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи.
2. Методика семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда (модифицированный вариант, автор Т.Д. Шевеленкова).
Экспериментальная база и характеристика выборки: Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 23 подростка, из них 15 девочек и 8 мальчиков.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Личность другого человека приобретает важное значение в подростковом возрасте. Это объясняется тем, что благодаря разнонаправленному межличностному взаимодействию подростков с окружающими людьми, он начинает представлять себя в различных социальных ролях: роль педагога, родителя, что в значительной степени влияет на формирование схемы своего тела. Данная особенность выражается в поведении самих подростков.
Помимо физической составляющей, формирование образа тела подростка и понимание себя зависит и от психологических составляющих, влияющих на формирование целостного адекватного образа себя. К числу важных компонентов относятся: эмоциональный и мотивационный компоненты.
Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символами, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Наличие комплексов неполноценности, сказываясь на формировании образа своего тела, негативно влияет и на внутреннем психологическом состоянии подростка, что в свою очередь приводит к развитию депрессивных расстройств, нарушения в самооценке и оценке своих возможностей и особенностей. В такой ситуации подросткам очень часто кажется, что мир вокруг отличается враждебностью, непредсказуемостью и жестокостью, в рамках которой подростки затрудняются самостоятельно проживать свои кризисные особенности подросткового возраста, связанные с принятием себя и отождествлением себя с окружающими людьми. Наличие подобных переживаний приводит к необходимости разработки специально организованных психологических мероприятий, направленных на оказание психологической помощи по формированию специфических особенностей образа своего тела в подростковом возрасте.
В ходе эмпирического исследования по методике «Опросник образа собственного тела (ООСТ)» О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи было выявлено, что 4 испытуемых подростка (17%) реально воспринимают свое тело; 9 (39%) находятся на уровне допустимого восприятия своего тела, 10 (44%) негативно воспринимают свое тело. В результате применения методики семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда (модифицированный вариант, автор Т.Д. Шевеленкова) было установлено, что 5 (21%) подростков заботятся о здоровье своего тела, 4 (18%) заботятся о красоте своего тела, 5 (21%) подростков постоянно дают оценку физическому состоянию своего тела, 2 (8%) подростков осознают привлекательность своего тела, 3 (14%) подростков способны устанавливать и поддерживать контакт со своим телом, 4 (18%) подростков воспринимают свое тело, как комфортный дом.
Проведенные результаты исследования позволяют сформулировать итоговый вывод о том, что формирование образа тела у подростков, а также развитие собственного самопонимания и самоотношения к себе, обладает определёнными особенностями, отличающими его от самосознания и формирования образа тела, характерного для младшего школьника. Подросток становится в состоянии рассуждать абстрактно, логично и адекватно реагировать на особенности своего тела.



1. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования [Текст] / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 154 с.
2. Бахтин, М. М. К философии поступка личности [Текст] / М. М. Бахтин. – Москва: Эксмо, 2013. – 368 с.
3. Богомолова, Т. Я. Самоотношение подростков [Текст] / Т. Я. Богомолова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 51-59.
4. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии [Текст] / Ф. Е. Василюк. – Москва : Смысл, 2003. – 240 с.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
6. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
7. Горобец, Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т. Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67-73.
8. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.
9. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
10. Еромасова, А. А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента. 2-е издание [Текст] / А. А. Еромасова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 138 с.
11. Ильин, Г. Л. История психологии. Учебник для вузов [Текст] / Г. Л. Ильин. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 389 с.,
12. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2014. – 506 с.
13. Кулагина, И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учеб. Заведений [Текст] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
14. Лебедев, С. А. Методология научного познания [Текст] / С. А. Лебедев. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 153 с.
15. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва : АСТ, 2015. – 455 с.
16. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
18. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
19. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : АСТ, 2013 – 471 с.
20. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков [Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31.
21. Падорога, В. А. Факторы формирования самоотношения личности [Текст] / В. А. Подорога. – Екатеринбург, 2008. – 166 с.
22. Розин, В. М. Как можно помыслить тело человека, или На пороге антропологической революции [Текст] / В. М. Розин // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(53). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 100-105.
23. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2010. – 789 с.
24. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики [Текст] / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
25. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 671 с.
26. Суркова, Е. Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков [Текст] / Е. Г. Суркова. – Москва : Аспект Пресс, 2008. – 319 с.
27. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – Москва : Инфра-М, 2011. – 412 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ