Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ И СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ
§ 1. Избирательные органы и вопросы организации выборов в России
§ 2. Эволюция системы избирательных органов в России
§ 3. Понятие правового статуса избирательных органов в России
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
§1. Понятие, значение и правовой статус избирательных комиссий в
Российской Федерации
§2. Система, функции и основные характеристики избирательных
комиссий в Российской Федерации
§ 3. Организация деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации
§ 4. Особенности осуществления контроля и вопросы ответственности
избирательных комиссий в Российской Федерации
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
§ 1. Актуальные проблемы правового статуса избирательных
комиссий в Российской Федерации
§ 2. Проблемы правового статуса избирательных комиссий как
юридических лиц в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ И СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ
§ 1. Избирательные органы и вопросы организации выборов в России
§ 2. Эволюция системы избирательных органов в России
§ 3. Понятие правового статуса избирательных органов в России
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
§1. Понятие, значение и правовой статус избирательных комиссий в
Российской Федерации
§2. Система, функции и основные характеристики избирательных
комиссий в Российской Федерации
§ 3. Организация деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации
§ 4. Особенности осуществления контроля и вопросы ответственности
избирательных комиссий в Российской Федерации
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
§ 1. Актуальные проблемы правового статуса избирательных
комиссий в Российской Федерации
§ 2. Проблемы правового статуса избирательных комиссий как
юридических лиц в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Смена государственно-политического строя России, естественно, затронула и процедуру легитимации власти. За последние четверть века в России произошло значительное изменение избирательной системы как в узком смысле слова - в смысле порядка определения победителей на выборах, так и в широком смысле - как системы общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Радикально изменилось избирательное законодательство России. К настоящему времени накопилась обширная практика проведения выборов на основе этого законодательства.
Российское избирательное право является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей конституционного права. В период с 1989 года, когда были проведены первые альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР, в РСФСР, а затем в России было принято более десяти общероссийских законов, регулирующих исключительно избирательный процесс. В 1994, 1997 и 2002 годах были приняты три последовательно отменявшие друг друга федеральных закона с одинаковым названием «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - законы, которые являются основополагающими для других федеральных и региональных избирательных законов. В результате этой эволюции российское избирательное законодательство приобрело вид, в основном соответствующий международным избирательным стандартам.
Можно утверждать, что законодательное регулирование избирательного процесса стало более подробным и четким. Однако следует заметить, что российское избирательное законодательство претерпевало именно эволюционные, а не революционные изменения; оно сохраняет определенные черты, унаследованные от законодательства советского периода. В такой преемственности есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Одним из значительных недостатков российского избирательного законодательства является унаследованная им от советского законодательства недостаточная определенность статуса избирательных органов, то есть органов, организующих и проводящих выборы. Иначе говоря, «недоопределенность» правового статуса российских избирательных комиссий, а в некоторой степени, и сама концепция системы избирательных комиссий, негативно влияет на институт российских выборов в целом.
Поэтому представляется, что проблема правового статуса избирательных комиссий в настоящее время является весьма актуальной.
Интенсивное развитие избирательного законодательства значительно опережает процесс теоретического осмысления правовых проблем статуса избирательных комиссий.
Актуальность проблемы признается как государствоведами, так и практиками - организаторами выборов. Проблема очень активно обсуждалась при разработке и принятии последнего Федерального закона №67-ФЗ, что сказалось и на самом законе. В действующем законе более определенно прописаны процедуры формирования и полномочия комиссий, уточнена иерархия избирательных комиссий.
Необходимо отметить, что в новом законе сделан шаг вперед в направлении уточнения правового статуса избирательных комиссий. Тем не менее, большая часть проблем, касающихся статуса избирательных комиссий и системы избирательных комиссий в целом, осталась нерешенной, что также предполагает актуальность избранной темы исследования.
Проблемы правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации достаточно подробно разработаны в трудах известных российских ученых - правоведов. Исследованию теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы посвящены работы С.А. Авакьяна, Т.Т. Алиева, И.С. Алехиной, О.И. Амельчакова, О.Е. Артемова, С.И. Архипова, В.Н. Бабенко, Ю.А. Веденеева, А.А. Вишнякова, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е.Кутафина, В.В. Лапаевой, В.И. Лысенко, В.В. Маклакова, М.С. Матейковича, А.Е. Постникова, Б.А. Страшуна, В.И.Фадеева и др.
Однако, работы, связанные с правовым статусом избирательных органов, составляют лишь небольшую долю в общем объеме этих исследований. Между тем, регламентация правового статуса избирательных органов является важнейшей составляющей избирательного права в целом.
Нормативной базой данного исследования являются: Конституция РФ, действующие и утратившие силу российские законы о выборах в части, регулирующей статус избирательных органов. В некоторых случаях мы обращаемся к избирательному законодательству субъектов Российской Федерации, а также к подзаконным актам, издаваемым федеральными органами власти, в первую очередь - к Постановлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Целью данного исследования является анализ юридических норм, определяющих статус российских избирательных комиссий различного уровня, и выявление проблемы, связанных с этим статусом.
Исходя из поставленной цели нами был определен ряд задач, которые необходимо было решить в процессе проведенного исследования:
- раскрыть понятие избирательных органов и особенности организации выборов в России;
- рассмотреть особенности эволюции системы избирательных органов в России;
- отразить особенности правового статуса избирательных комиссий в избирательной системе России;
- исследовать проблемные аспекты законодательного регулирования статуса избирательных комиссий.
Объектом данного исследования является российское избирательное законодательство и практика организации выборов.
Предмет исследования: правовой статус избирательных комиссий всех уровней, положение избирательных комиссий в системе государственных и муниципальных органов, взаимоотношения между избирательными комиссиями и органами власти.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретноисторический, системно функциональный, формально- юридический, сравнительно правовой, логический и другие методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые столь подробно дан комплексный анализ проблемных аспектов правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации.
Результаты и научная новизна диссертационного исследования раскрываются в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1) исследование исторической эволюции правового статуса избирательных комиссий в России;
2) рассмотрение вопроса о содержании понятия « статус избирательных комиссий»; исследование системности, полноты и непротиворечивости действующего федерального законодательства о выборах в части, касающейся системы и статуса избирательных комиссий;
3) рассмотрение всех норм действующего Закона №67 ФЗ о гарантиях избирательных прав, определяющих правовой статус избирательных комиссий;
4) исследование вопроса о наличии у избирательных комиссий признаков государственных или муниципальных органов, а также вопроса о совокупности избирательных комиссий как подсистеме государственных органов.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Сформулированные положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы для дальнейших научных исследований в сфере правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации.
Апробация результатов проведённого исследования. Магистерская диссертация была подготовлена на кафедре международного права юридического факультета Казанского ( Приволжского) Федерального университета, где были обсуждены основные положения и выводы работы, и она была рекомендована к защите.
Структура магистерской диссертации обусловлена её целями и задачами и состоит из введения, трёх глав, включающих 10 параграфов, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов и специальной литературы.
Российское избирательное право является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей конституционного права. В период с 1989 года, когда были проведены первые альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР, в РСФСР, а затем в России было принято более десяти общероссийских законов, регулирующих исключительно избирательный процесс. В 1994, 1997 и 2002 годах были приняты три последовательно отменявшие друг друга федеральных закона с одинаковым названием «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - законы, которые являются основополагающими для других федеральных и региональных избирательных законов. В результате этой эволюции российское избирательное законодательство приобрело вид, в основном соответствующий международным избирательным стандартам.
Можно утверждать, что законодательное регулирование избирательного процесса стало более подробным и четким. Однако следует заметить, что российское избирательное законодательство претерпевало именно эволюционные, а не революционные изменения; оно сохраняет определенные черты, унаследованные от законодательства советского периода. В такой преемственности есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Одним из значительных недостатков российского избирательного законодательства является унаследованная им от советского законодательства недостаточная определенность статуса избирательных органов, то есть органов, организующих и проводящих выборы. Иначе говоря, «недоопределенность» правового статуса российских избирательных комиссий, а в некоторой степени, и сама концепция системы избирательных комиссий, негативно влияет на институт российских выборов в целом.
Поэтому представляется, что проблема правового статуса избирательных комиссий в настоящее время является весьма актуальной.
Интенсивное развитие избирательного законодательства значительно опережает процесс теоретического осмысления правовых проблем статуса избирательных комиссий.
Актуальность проблемы признается как государствоведами, так и практиками - организаторами выборов. Проблема очень активно обсуждалась при разработке и принятии последнего Федерального закона №67-ФЗ, что сказалось и на самом законе. В действующем законе более определенно прописаны процедуры формирования и полномочия комиссий, уточнена иерархия избирательных комиссий.
Необходимо отметить, что в новом законе сделан шаг вперед в направлении уточнения правового статуса избирательных комиссий. Тем не менее, большая часть проблем, касающихся статуса избирательных комиссий и системы избирательных комиссий в целом, осталась нерешенной, что также предполагает актуальность избранной темы исследования.
Проблемы правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации достаточно подробно разработаны в трудах известных российских ученых - правоведов. Исследованию теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы посвящены работы С.А. Авакьяна, Т.Т. Алиева, И.С. Алехиной, О.И. Амельчакова, О.Е. Артемова, С.И. Архипова, В.Н. Бабенко, Ю.А. Веденеева, А.А. Вишнякова, С.Д. Князева, Е.И. Колюшина, О.Е.Кутафина, В.В. Лапаевой, В.И. Лысенко, В.В. Маклакова, М.С. Матейковича, А.Е. Постникова, Б.А. Страшуна, В.И.Фадеева и др.
Однако, работы, связанные с правовым статусом избирательных органов, составляют лишь небольшую долю в общем объеме этих исследований. Между тем, регламентация правового статуса избирательных органов является важнейшей составляющей избирательного права в целом.
Нормативной базой данного исследования являются: Конституция РФ, действующие и утратившие силу российские законы о выборах в части, регулирующей статус избирательных органов. В некоторых случаях мы обращаемся к избирательному законодательству субъектов Российской Федерации, а также к подзаконным актам, издаваемым федеральными органами власти, в первую очередь - к Постановлениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Целью данного исследования является анализ юридических норм, определяющих статус российских избирательных комиссий различного уровня, и выявление проблемы, связанных с этим статусом.
Исходя из поставленной цели нами был определен ряд задач, которые необходимо было решить в процессе проведенного исследования:
- раскрыть понятие избирательных органов и особенности организации выборов в России;
- рассмотреть особенности эволюции системы избирательных органов в России;
- отразить особенности правового статуса избирательных комиссий в избирательной системе России;
- исследовать проблемные аспекты законодательного регулирования статуса избирательных комиссий.
Объектом данного исследования является российское избирательное законодательство и практика организации выборов.
Предмет исследования: правовой статус избирательных комиссий всех уровней, положение избирательных комиссий в системе государственных и муниципальных органов, взаимоотношения между избирательными комиссиями и органами власти.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретноисторический, системно функциональный, формально- юридический, сравнительно правовой, логический и другие методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые столь подробно дан комплексный анализ проблемных аспектов правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации.
Результаты и научная новизна диссертационного исследования раскрываются в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1) исследование исторической эволюции правового статуса избирательных комиссий в России;
2) рассмотрение вопроса о содержании понятия « статус избирательных комиссий»; исследование системности, полноты и непротиворечивости действующего федерального законодательства о выборах в части, касающейся системы и статуса избирательных комиссий;
3) рассмотрение всех норм действующего Закона №67 ФЗ о гарантиях избирательных прав, определяющих правовой статус избирательных комиссий;
4) исследование вопроса о наличии у избирательных комиссий признаков государственных или муниципальных органов, а также вопроса о совокупности избирательных комиссий как подсистеме государственных органов.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Сформулированные положения и выводы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы для дальнейших научных исследований в сфере правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации.
Апробация результатов проведённого исследования. Магистерская диссертация была подготовлена на кафедре международного права юридического факультета Казанского ( Приволжского) Федерального университета, где были обсуждены основные положения и выводы работы, и она была рекомендована к защите.
Структура магистерской диссертации обусловлена её целями и задачами и состоит из введения, трёх глав, включающих 10 параграфов, заключения и списка использованных нормативно - правовых актов и специальной литературы.
Завершая проведенное исследование, необходимо сделать следующие выводы. Правовой статус избирательных комиссий всегда являлся предметом активного обсуждения специалистов и ученых - правоведов в сфере избирательного права. Бесспорным является тот факт, что Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» более четко по сравнению с предыдущим аналогичным Законом определил статус некоторых видов избирательных комиссий.
И все- таки проблема статуса избирательных комиссий в Российской Федерации далека от разрешения.
Правовой статус избирательных комиссий представляет из себя законодательно закрепленную совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законодательно установленных полномочий. Таким образом, нельзя относить к правовому статусу комиссий порядок их работы и структуру системы избирательных комиссий.
Указанные характеристики тесно связаны с правовым статусом, но они являются внутренними характеристиками данной системы. Статус - это внешняя характеристика избирательной комиссии или системы избирательных комиссий, которая отражает взаимодействие избирательных комиссий с другими органами и организациями, хотя в конечном счете внешнее проявление определяется внутренними характеристиками (кадровым составом, порядком работы и пр.) в рамках внешних ограничений (полномочий, традиций, имеющихся ресурсов и пр.).
Основные компоненты правового статуса избирательных комиссий, в частности Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) следующие:
- природа избирательных комиссий как постоянно действующих органов (за исключением нижестоящих избирательных комиссий), занимающих особое место в системе государственных органов и механизме функционирования принадлежащей народу всей полноты государственной власти;
- характеристики избирательных комиссий как многоуровневых и многофункциональных элементов единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации;
- характеристики высшего звена избирательных комиссий как государственных постоянно действующих на профессиональной основе органов, призванных обеспечить волеизъявление избирателей в ходе проведения свободных выборов;
- компетенция избирательных комиссий, их права, обязанности, ответственность за соблюдение требований законодательства о выборах и реализацию предоставленных полномочий;
- механизм и порядок формирования, срок полномочий избирательных комиссий;
- механизм взаимодействия с другими государственными органами и органами местного самоуправления, а также с субъектами избирательного процесса;
- статус юридического лица.
Необходимо отметить, что большая часть этих характеристик описывает статус избирательных комиссий опосредованно; они, скорее, определяют в общем виде те основания, на которых зиждется статус избирательных комиссий.
На наш взгляд, компонентами правового статуса избирательных комиссий надо считать:
- правила формирования избирательных комиссий, в частности обязательность включения в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных определенными избирательными объединениями, избирательными блоками, а также (в некоторых случаях) комиссиями более высокого уровня;
- независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий (в пределах их компетенции) от органов власти и самоуправления, невмешательство в деятельность комиссий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан;
- обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;
- полномочия (права и обязанности) комиссий.
Если вести речь о современном состоянии избирательных комиссий в Российской Федерации, то можно утверждать, что для комиссий нижнего уровня (участковых, территориальных) по-прежнему сохраняет актуальность их характеристика как своеобразной формы самоорганизации избирателей. В то же время такие избирательные комиссии, как ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в связи с их изменившимся правовым статусом уже не могут рассматриваться в качестве непосредственной формы самоорганизации избирателей.
ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами, а территориальные комиссии (в том числе комиссии муниципальных образований) могут быть муниципальными органами. Остальные комиссии не получили какого-либо государственного или общественного статуса.
Данная проблема правового статуса избирательных комиссий в настоящее время так и не нашла законодательного решения.
На наш взгляд, все избирательные комиссии обладают признаками государственных или муниципальных органов, но наделены не характерной для любых других государственных органов спецификой, что предполагает их особый статус в государственной структуре.
И все- таки проблема статуса избирательных комиссий в Российской Федерации далека от разрешения.
Правовой статус избирательных комиссий представляет из себя законодательно закрепленную совокупность их взаимоотношений с органами власти, организациями, гражданами, а также совокупность их законодательно установленных полномочий. Таким образом, нельзя относить к правовому статусу комиссий порядок их работы и структуру системы избирательных комиссий.
Указанные характеристики тесно связаны с правовым статусом, но они являются внутренними характеристиками данной системы. Статус - это внешняя характеристика избирательной комиссии или системы избирательных комиссий, которая отражает взаимодействие избирательных комиссий с другими органами и организациями, хотя в конечном счете внешнее проявление определяется внутренними характеристиками (кадровым составом, порядком работы и пр.) в рамках внешних ограничений (полномочий, традиций, имеющихся ресурсов и пр.).
Основные компоненты правового статуса избирательных комиссий, в частности Центральной избирательной комиссии (ЦИК) и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) следующие:
- природа избирательных комиссий как постоянно действующих органов (за исключением нижестоящих избирательных комиссий), занимающих особое место в системе государственных органов и механизме функционирования принадлежащей народу всей полноты государственной власти;
- характеристики избирательных комиссий как многоуровневых и многофункциональных элементов единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации;
- характеристики высшего звена избирательных комиссий как государственных постоянно действующих на профессиональной основе органов, призванных обеспечить волеизъявление избирателей в ходе проведения свободных выборов;
- компетенция избирательных комиссий, их права, обязанности, ответственность за соблюдение требований законодательства о выборах и реализацию предоставленных полномочий;
- механизм и порядок формирования, срок полномочий избирательных комиссий;
- механизм взаимодействия с другими государственными органами и органами местного самоуправления, а также с субъектами избирательного процесса;
- статус юридического лица.
Необходимо отметить, что большая часть этих характеристик описывает статус избирательных комиссий опосредованно; они, скорее, определяют в общем виде те основания, на которых зиждется статус избирательных комиссий.
На наш взгляд, компонентами правового статуса избирательных комиссий надо считать:
- правила формирования избирательных комиссий, в частности обязательность включения в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных определенными избирательными объединениями, избирательными блоками, а также (в некоторых случаях) комиссиями более высокого уровня;
- независимость (самостоятельность, автономность) избирательных комиссий (в пределах их компетенции) от органов власти и самоуправления, невмешательство в деятельность комиссий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан;
- обязательность решений комиссий, принятых в пределах их компетенции, для определенных субъектов избирательного процесса;
- полномочия (права и обязанности) комиссий.
Если вести речь о современном состоянии избирательных комиссий в Российской Федерации, то можно утверждать, что для комиссий нижнего уровня (участковых, территориальных) по-прежнему сохраняет актуальность их характеристика как своеобразной формы самоорганизации избирателей. В то же время такие избирательные комиссии, как ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в связи с их изменившимся правовым статусом уже не могут рассматриваться в качестве непосредственной формы самоорганизации избирателей.
ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации являются государственными органами, а территориальные комиссии (в том числе комиссии муниципальных образований) могут быть муниципальными органами. Остальные комиссии не получили какого-либо государственного или общественного статуса.
Данная проблема правового статуса избирательных комиссий в настоящее время так и не нашла законодательного решения.
На наш взгляд, все избирательные комиссии обладают признаками государственных или муниципальных органов, но наделены не характерной для любых других государственных органов спецификой, что предполагает их особый статус в государственной структуре.
Подобные работы
- Избирательные комиссии субъекта РФ: проблемы конституционно-правового
статуса
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Реализация полномочий территориальной избирательной комиссии (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус Республики Алтай
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



