Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВ ЖЕРТВЕННОСТИ В ПРОЗЕ Т. ТОЛСТОЙ И С. ВАСИЛЕНКО

Работа №33350

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
291
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-9
Глава 1. Жертвенность как ключевая ценность русской культуры.
1.1. Истоки жертвенности в русской культуре 10-19
1.2. Жертвенность в русской литературе 20-25
Выводы по первой главе 26
Глава 2 Воплощение мотива жертвенности в произведениях Т. Толстой и
С. Василенко.
2.1. Мотив жертвенности в прозе Т. Толстой (на примере рассказов «Соня» и
«Милая Шура») 27-34
2.2. Мотив жертвенности в прозе С. Василенко (на примере романа
«Дурочка» и рассказа «Звонкое имя») 35-41
2.3. Образная система произведений: сравнительный
анализ 42-49
Выводы по второй главе 50
Заключение 51-52
Список использованной литературы

Актуальность исследования: на сегодняшний день жертвенность представляет собой основополагающий идеал религиозного самосознания русского человека. Важно отметить, что жертвенность является предметом изучения в работах представителей разных областей знания: культурологии, философии, теологии, психологии, литературы и др.
Для того, чтобы понять сущность этого феномена необходимо привлечь знания, полученные и из обыденной жизни, поэтому мы обращаемся и к статьям из периодических изданий. Однако в первую очередь феномен жертвенности мы рассматриваем в органическом единстве с религиозными понятиями, так как истоки жертвенности лежат прежде всего в религии.
Объект исследования - мотив жертвенности как ключевая ценность русской культуры в контексте женской прозы.
Предмет исследования - мотив жертвенности в творчестве Т. Толстой и С. Василенко.
Творчество Т.Толстой неоднократно становилось предметом осмысления в работах не только российских, но и зарубежных исследователей и критиков. Это, например Е. Гощило, И. Грекова, Н. Лейдерман, М. Липовецкий, А. Генис и П. Вайль. Стилевые искания, новые способы воплощения характеров становятся главной особенностью текстов прозаика.
Метафоричность, яркость образов, своеобразная игра со словом («словесный артистизм»), «неожиданность словесных сближений и сцеплений», особый поэтически ритмизованный язык произведений Толстой, по мнению большинства исследователей, создают необычный, индивидуализированный и узнаваемый стиль Толстой, становятся способом авторской «сказочной эстетизации» действительности. Как отмечают А. Генис и П. Вайль метафора в творчестве Толстой выполняет не только изобразительную функцию, но и является важным сюжетообразующим элементом, благодаря которому обнаруживается множество микросюжетов в рамках одного рассказа.
И. Грекова одна из первых отметила умение Толстой писать целые предложения и абзацы только определенной частью речи, создавать полноценные образы только из прилагательных, существительных, глаголов или местоимений .
Современная критика подчеркивает, что произведения Толстой поднимают нравственные и социально -психологические вопросы современной жизни. Ее творения - лиричны, исполнены иронией, направленные на сочувствующего читателя. «Мир в прозе Толстой предстает как бесконечное множество разноречивых сказов о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтических», - заявляют исследователи Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий.
Творческая личность Т.Н. Толстой - одна из самых неординарных в литературном процессе эпохи. Рождение литератора вытекает с северной столицы России, в семье с обеих сторон, имеющие творческие пристрастия. Образование Толстая получает в Питерском университете на факультете филологического классического искусства, по окончании располагается в Москве. В этот период публикует ранние произведения, в том числе критические статьи. Дебютное творение Толстой, рассказ под названием «На золотом крыльце сидели...» признается наиболее удачным творческим началом в 80-х годах прошлого века. Творческий багаж Толстой в дальнейшем объединяется в цикл рассказов, после выхода, которого Татьяна Никитична становится действительным членом Союза писателей СССР.
В начале 90-х годов XX века Толстая приглашается на работу в США в качестве преподавателя художественного письма и классической литературы. В паре с сестрой Натальей Толстая в это время выпускает книгу под названием «Сестры».
Наиболее известным произведением является первый роман Толстой «Кысь», ставший популярным и получила многочисленные награды, а также многократно ставили на театральных постановках.
Ее произведения пользуются большой популярностью и успехом. Язык автора очень красочен, богат эпитетами, метафорами. Она не описывает внешность своих героев, а показывает их через поступки, отношения к миру, через их речевые характеристики. Через свои произведения она выражает множество тем, которые задевают читателя. Ее герои полны веры в жизнь, в исполнения желаний.
Творчеству Светланы Василенко посвящено меньше исследований. Среди работ последних лет стоит выделить следующие: диссертация на тему: «Чувство природы в женской прозе конца ХХ века», автор Гаврилина Ольга Вадимовна. Также касалась творчества Светланы Василенко Ровенская Татьяна Александровна в статье «Женская проза конца 1980 -х - начала 1990х годов».
Василенко Светлана Владимировна - прозаик, драматург, а также член Союза российских писателей, член Союза кинематографистов России. В 1996 году избрана первым секретарем Правления Союза российских писателей. Первая публикация - рассказ «За сайгаками» (журнал «Литературная учеба», 1982 г.) была отмечена критиками как лучшее произведение года. В 1988 году Светлана Василенко вместе с Ларисой Ванеевой создали группу женщин-писателей «Новые амазонки», вышло несколько сборников женской прозы и поэзии. Произведения Светланы Василенко публиковались в семи коллективных литературных сборниках, шестнадцати журналах (среди них - «Юность», «Знамя», «Новый мир», «Работница» и др.), изданы семью отдельными изданиями. По сценарию Светланы Василенко поставлено семь художественных и документальных фильмов.
Однако широкую известность писателю приносит рассказ «Звонкое имя», которые впервые был напечатан в журнале «Юность» в 1988 году.
Многие произведения писателя, включая рассказ «Звонкое имя» содержат биографические элементы. С. Василенко рассказывает об обычной жизни простых людей, которая в действительности кажется невыносимой.
Стоит отметить, что долгий период рассказы С. Василенко не печатались. Причиной этому послужил излишний натурализм, а также акцент на отсутствие духовности в жизни народа. Тем не менее, С. Василенко не ставит своей главной целью поразить читателя остротой социального обвинения, в отличие от некоторых других современных писателей. В ее прозе, напротив, сочетаются тонкий лиризм и жесткий реализм, а также отчетливо видны религиозно-экзистенциальные мотивы. Именно в этом и состоит своеобразие творчества писателя - ее произведения могут одновременно потрясать читателей суровой правдой жизни, а также примирять с окружающей действительностью.
Целью нашего исследования является раскрытие мотива жертвенности в женской прозе. В качестве практического материала используется творчество Т. Толстой и С. Василенко.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. Изучить истоки жертвенности в русской культуре;
2. Проанализировать мотивы жертвенности в русской литературе, в частности в женской прозе;
3. Рассмотреть жертвенность как свойство русского человека в произведениях литературы;
4. Определить ключевые моменты жертвенности на примере творчества Т. Толстой и С. Василенко;
5. Сравнить проявление жертвенности в произведениях на примере
образов главных героев.
Методологические подходы и методы исследования: теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблеме жертвенности.
В рамках нашей дипломной работы была подробно исследованы работы Маргарет Кормак . Следует отметить, что исследование Маргарет Кормак относит корни самопожертвования в религиозную сферу, и эту религиозную связь поддерживают также большое количество исследований темы самопожертвования. Кормак связывает самопожертвование с героизмом, но также обсуждает вопрос, в чем разница между самопожертвованием и мученичеством.
Соглашаясь с другими исследователями (А. Дроге и Д. Табором), она считает, что разница этих двух понятий зависит от человека, автор также перечисляет некоторые черты мученичества. Мученики считают благородным, необходимым и героическим действием выбор умереть и саму идею о пользе этого действия.
Эти особенности мученичества поднимаются в дискурсе иудаизма, но в своей работе Кормак исследует данную тему также и в христианстве, исламе и индуизма. Это говорит о том, что идея самопожертвования - достаточно глобальный феномен, однако опять же в религиозной сфере различных культур.
Выбор методов исследования обусловлен спецификой материала. В частности, выбор методологических ориентиров исследования осуществлялся с учетом концепций, предложенных А. Веселовским, Л. Гроссманом, Д. Дюришиным, В. Жирмунским, Ю. Лотманом.
В дипломной работе использовались следующие методы исследования: историко-литературный, герменевтический, интертекстуальный, сравнительно-типологический.
Историко-литературный метод предполагает изучение художественной литературы в контексте конкретной исторической и культурной эпохи. Предпосылкой метода является суждение, согласно которому литературный текст всегда историчен, несмотря на вечностный характер обсуждаемых в нем проблем.
Герменевтический метод - способ изучения литературы, основанный на искусстве толкования смыслов высказывания. В герменевтике на первый план выходит процесс понимания чужого слова на основе письменного текста. При этом понимание не сводится лишь к рациональной сфере и логическим операциям, оно допускает участие интуитивных сторон восприятия. Благодаря этому читатель преодолевает неполноту первоначального понимания смысла, хотя интерпретация, какой бы стройной она ни была, не способна в полной мере отразить истину о произведении.
Сравнительно-типологический метод имеет дело с выявлением общих основ в рассматриваемых произведениях. Сравнение подчеркивает внутреннее сходство при внешнем отличии.
Интертекстуальный анализ - процесс, который требует от читателя замечать отсылки к чужим текстам. Центральной категорией метода является понятие интертекстуальности. В научный обиход оно было введено Ю.Кристевой, французским теоретиком постструктурализма, в процессе переосмысления методологических трудов М.М.Бахтина.
Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость. Теоретическая значимость заключается в анализе истоков мотива жертвенности, ее появление и развитие в рамках литературы и истории. Систематизация и анализ теоретического материала может послужить базой для дальнейшего исследования по данной теме.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования выводов исследования на уроках литературы в школе, а также в высших учебных заведения при изучении творчества Т. Толстой и С. Василенко.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, раскрываются цели, задачи, а также объект и предмет исследования. Рассматриваются методы и теоретическая база исследования, а также практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе анализируется теоретический материал по теме исследования. Рассматриваются истоки появления мотива жертвенности в культуре в общем, и в литературе в частности. Кроме того, анализируется жертвенность как черта русского человека.
Во второй главе мотив жертвенности анализируется в конкретных произведениях. В рамках нашей дипломной работы мы остановились на женской прозе, в частности на произведениях Т. Толстой и С. Василенко.
В заключении подводятся итоги работы и формируются выводы по всему исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Корни жертвенности уходят глубоко в историю человечества и в основы религиозного мышления. Следует отметить, что концепт «жертвенность» существует довольно долгое время и связан он, в первую очередь с тем, что в мире долго существовало крепостное право. Данный аспект особенно следует учитывать при анализе мотива жертвенности, поскольку в России крепостное право было отменено в последнюю очередь, то русский народ еще долгое время ощущал его влияние в последующие десятилетия.
Говоря об историческом ракурсе развития мотива жертвенности, отдельно нужно сказать о Второй Мировой войне, события которой отразились на литературе и образе жизни людей советского и постсоветского периода.
Многие литературоведы, критики и писатели связывали два понятия - жертвенность и героизм - находя в них много общего. В частности, С. Булгакова утверждает, что для русского народа понятие жертвенности было синонимично героизму.
Изучая работы религиозных мыслителей, можно также сделать вывод, что мотив жертвенности уходит корнями в религию. В православной религии мотив жертвенности является ключевым, поскольку люди верили, что самопожертвование является высшей ценностью.
Говоря о ценностях современного мира, стоит отметить, что мотив жертвенности до сих пор присутствует в произведениях писателей. На сегодняшний день наиболее актуальным становится мотив женской жертвенности. Поэтому мы выбрали произведения Т. Толстой («Соня» и «Мила Шура») и С. Василенко («Дурочка» и «Звонкое имя»).
Мотив жертвенности тесно переплетается с героизмом. Это отчетливо можно заметить в рассказе «Соня» и «Дурочка», где главные героини могут пожертвовать собой ради спасения близких людей.
Важно также отметить, что мотив жертвенности представляет собой отклик от глубокой темы маленького человека, которая активно поднималась в произведениях великих классиков и находит свое отражение и в современной литературе.
Еще одной темой, переплетающейся с мотивом жертвенности, является тема несбывшихся надежд, которая ярко фигурирует во многих произведениях современной литературы. В рамках наших работ, это особенно показано в рассказах «Звонкое имя» и «Милая Шура», где героини живут сплошными воспоминаниями о прошлом и не делают ничего, чтобы исправить ситуацию в настоящем.
Важно отметить еще один аспект, который берет свои истоки в религии. Это тема самопожертвования и страдания, которая идет из православной религии.
Данный аспект особенно проявляется в романе «Дурочка» С. Василенко, где героиня, находясь в постоянных скитаниях, находит в итоге свое предназначение в жизни. Более того, те, кто постоянно смеялись над ее «интеллектуальными способностями» в конечном итоге боготворят ее и приходят к ней за помощью.
Перспективой исследования может быть расширение материала исследования: привлечение произведений других авторов, где поднимается проблема женской жертвенности.


1. Платонов А. Песчаная учительница / А. Платонов. - М.: Современник, 1990. - 8 с.
2. Распутин В. Уроки французского / В Распутин. - М.: Искатель, 2016. - 96 с.
3. Василенко С.В. Дурочка / С.В. Василенко. М.: Вагриур, 2000. - 360 с.
4. Василенко С.В. Звонкое имя / С.В. Василенко. - М.: Вагриур, 2000. - 56 с.
5. Толстая Т. Соня / Т. Толстая. - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016.
6. Толстая Т. Милая Шура / Т. Толстая. - М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2016.
7. Толстой Л.Н. Война и Мир / Л.В. Толстой. - М.: Эксмо, 2004. - 2 том.
8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский.
- М.: Дрофа-Вече, 2006. - 605 с.
9. Достоевский Ф.М. Бедные люди / Ф.М. Достоевский. - М.: Лениздат, 2013. -160 с.
10. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита / Михаил Булгаков. - М.: АСТ, 2010. - 470 с.
Теоретическая и научно-критическая литература
11. Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение / Ж.Батай // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994. - 265 с.
12. Байдин В. Женщина в Древней Руси / В.Байдин // Русская женщина и православие. - СПб.: -1997. - 201 с.
13. Белов А.В. Отношения Европы и России. / А.В.Белов // Русская Этнополитология и национальная идея. - М.: Дом «Граница», -2006. - 206 с.
14. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / Н.А.Бердяев. — М.: Канон, 1999. - 290 с.
15. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж.Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. -259 с.
16. Булгаков С. Религия человекобожия в Русской революции // Христианский социализм (С. Н. Булгаков): Споры о судьбах России / С. Булгаков. - Новосибирск, 1991. - 290 с.
17. Ванчуков В. Женщины в философии: Из истории России XIX - XX веков / В. Ванчуков. - М.: -1996. - 304 с.
18. Вайль П. Генис А. Городок в табакерке / П.Вайль. А.Генис. - 148с.
19. Грекова И. Расточительность таланта / И.Грекова. - 253 с.
20. Дряхлов Н.И. Давыденко В.А Социокультурные ценности россиян / Н.И.Дряхлов. - Социс, 1997.-№7. - 110-115 с.
21. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: глава 2-ая: июнь 1876. / Ф.М.Достоевский - М.: Ин-т русской цивилизации. - 2010. - 873 с.
22. Есаулов И. Жертва и жертвенность / И. Есаулов // Соцреалистический канон. — СПб.: Академический проект. - 2000. - 190 с.
23. Косиков Г.К. Поэтика и герменевтика / Г.К.Косиков // Вопросы литературы. - 1993. - № 2. - 37-42 с.
24. Коленченков Н.В. Духовно-нравственные основы Русской Православной цивилизации. / Н.В. Коленченков // Русская этнополитология и национальная идея. - М.: Дом «Граница», 2006. - 154 с.
25. Круглова И. Жертвенность как символическое бытие: Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, Р. Жирар / И.Круглова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2013. № 10. - 308-310 с.
26. Липовецкий М. Контекст: мифологии творчества Татьяна Толстая / М.Липовецкий // Русская литература 20-го века в зеркале критики. - М: 2003. - 507 с.
27. Любезная Е. Авторские жанры в художественной публицистике и прозе Татьяны Толстой / Е.Любезная. - Тамбов, 2006. - 387 с.
28. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте / Т.Мелешко. - Кемерово, 2001. - 326 с.
29. Мережковский Д.С. Из книги «о причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» / Д.С. Мережковский // Преступление и наказание. Ф.М. Достоевский. - М.: 1995. - 289 с.
30. Михайлова М.В. Внутренний мир женщины и его изображение в русской и женской прозе серебрянного века / М.В. Михайлова // Преображение. - 1996. № 4. - 138-158 с.
31. Михайлова М.В. Писательницы Серебряного века в литературном контексте эпохи / М.В. Михайлова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. - 2001.- N1.- 35- 43 с.
32. Назиров Р. Фабула о мудрости безумца в русской литературе / Р. Назиров // Русская литература 1870 1890 годов: сб. статей / Уральск, гос. ун-т / Под ред. И.П. Кувшиновой. - Свердловск, 1980. - 103-116 с.
33. Недзвецкий В. А.Статьи о русской литературе XIX и XX вв. [Текст] / В. А. Недзвецкий. - Нальчик, 2011. - 178 с.
34. Николаев П.А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий // Филологические науки / П.А.Николаев. - 1996. - № 3. - 313 с.
35. Пастухова Е.Е. Русская "женская проза" рубежа XX-XXI веков в осмыслении отечественной и зарубежной литературной критики (автореферат) диссертация на соискание учебной степени, кандидата филологических наук / Е.Е. Пастухова. - Саратов, 2010 -17 с.
36. Пушкарева Н.Л. Женщина в русской семье: традиции и современность / Н.Л. Пушкарева // В.А. Тишков (ред.) Семья. Гендер. Культура. - М.: 1997. - С. 177-189 с.
37. Плукс П. Постановка и решение женского вопроса в русской литературе середины XIX в. / П.Плукс // Ученые записки Рязанского педагогического института. -1967. - 342 с.
38. Поддубная Р. Традиции Достоевского и сюжет Христа в отечественном романе XX века (Человек, Бог, Вселенная) / Р. Поддубная // Достоевский и современность. Материалы «Старорусских чтений 1991 г.». - Новгород.: 1992 - 110-115 с.
39. Поддубная Р. Традиции Достоевского и сюжет Христа в романе XX века / Р. Поддубная // Достоевский и современность. Материалы «Старорусских чтений». Часть 2. - Новгород.: 1991. - С. 138-143.
40. Савкина И.Л. Женская проза без кавычек / И.Л. Савкина // Литературная учеба. - 1998. - №3. - 71-75 с.
41. Савкина И.Л. Кто и как пишет историю русской женской литературы / И. Л. Савкина // Новое лит.обозрение. - 1997.- N24.- С. 359372.
42. Толстая Т. Золотая середина: Интервью журналу «Итоги» // Т. Толстая // Двое: разное. - М.: 2001. - 96 с.
43. Тарланова Е.З. Женская литература в России рубежа веков: (Социальный аспект) / Е.З. Тарланова // Историко - литературный журнал. - М., 1999.- N1.- 134-144 с.
44. Чуприн С. Другая проза / С.Чуприн // Литературная газета. - 1989. № 6. 8 февраля.
45. Фатеева Н.А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе / Н.А.Фатеева. // Известия РАН (отдел литературы и языка). - 1997. - Т. 56. - № 5. - 23-56 с.
46. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - 817 с.
47. Лейдерман Н.Л. Липовецкий М.Н. Татьяна Толстая // Н.Л Лейдерман., Современная русская литература: Книга 3. - М.: 2001. 215 - 220 с.
48. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. / О.Б. Лебедева. - М.: Высшая школа, 2003. - 415 с.
49. Минералов Ю.И. Минералова И.Г. История русской литературы XX века (1900-1920-е годы). / Ю.И. Минералов, И.Г.Минералова - М.: Высшая школа, 2004. - 430 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ