Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников па уроках обществознания

Работа №33340

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
970
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого потенциала личности 9
1.1. Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и
особенностях его развития у обучающихся 9
1.2. Развитие творческого потенциала старшеклассников средствами
педагогических технологий 18
1.3. Педагогические условия, способствующие развитию творческого
потенциала личности 29
Глава 2. Развитие творческого потенциала обучающихся старших классов на уроках обществознания 35
2.1. Разнообразие методов развития творческого потенциала
старшеклассников на уроках обществознания 35
2.2. Применение творческих заданий для развития творческого потенциала
старшеклассников 39
2.3. Организация исследования и результаты констатирующего
эксперимента 48
2.4. Развитие творческого потенциала старшеклассников на уроках
обществознания в ходе реализации комплекса учебных мероприятий 56
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложение


Актуальность. Современное образование и современное российское общество предъявляют новые требования к общекультурному, личностному и творческому развитию учащихся старших классов. Настоящие исследования отражают многообразие идей и практических подходов к обучению старшеклассников, однако вопросам целенаправленного развития творческого потенциала личности в основном образовании и оценки уровня его развития не уделяется должного внимания.
Следует отметить, что старший школьный возраст - наиболее благоприятный формирования творческого потенциала личности. Именно старшая школа помогает обеспечить его развитие, что должно помочь старшекласснику в дальнейшем выборе профессии.
Практикоориентированный аспект проблемы обеспечения развития творческого потенциала обучающегося подтверждает актуальность исследования.
В то же время в психолого-педагогической литературе недостаточно освещены вопросы по развитию творческого потенциала старшеклассников, с учетом актуальных возможностей современного образования:
- отсутствует методика оценки уровня развития творческого потенциала обучающихся в старших классах;
- не разработан комплексный подход к организации учебной деятельности, способствующей эффективному развитию творческого потенциала обучающихся.
Выявленные недостатки обозначили противоречия между:
- потребностями общества в творчески активных личностях и низкой эффективностью образовательного процесса по их развитию;
- имеющимся в педагогической науке интересом к теоретическому изучению проблемы развития творческого потенциала личности и недостаточной разработанностью возможностей практической реализации этого процесса у школьников старших классов в учебной деятельности.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие
эффективному развитию творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и практически реализовать комплекс педагогических условий развития творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в старшей школе по развитию творческого потенциала старшеклассников.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания повысится, если обосновать и реализовать в учебно-познавательном процессе комплекс педагогических условий, включающих:
- разработку и внедрение комплекса мероприятий по раскрытию индивидуально-личностных качеств учащихся на основе обеспечения мотивационного компонента творческой учебной деятельности и активизации познавательной деятельности;
- педагогическое стимулирование эмоционального уровня освоения изучаемых на обществознании явлений и процессов посредством включения в предметную деятельность элементов художественного, литературного, декоративно-прикладного творчества и проведения игровых занятий;
- планомерное сочетание состязательности и самостоятельности в групповой и индивидуальной деятельности старшеклассников при выполнении учебных проектов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и структуру творческого потенциала старшеклассников на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Уточнить понятие «творческий потенциал старшеклассников»;
3. Теоретически обосновать педагогические условия, направленные на развитие творческого потенциала старшеклассников;
4. Определить особенности развития творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- работы известных ученых в области педагогики и психологии (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других);
- труды в области изучения сущности и содержания творческого потенциала личности (Г.В. Ахметжановой, Ф. Вильямса, Дж. Гилфорда, Е.А. Глуховской, Л.А. Даринской, С.А. Ильиных, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Мартишиной, К.В. Петрова, В.Г. Рындак, Г.С. Самигуллиной, И.А. Хорошевой, Н.В. Увариной, Е.В. Шкетик и других);
- исследования в области образовательных технологий (М.Н. Гусловой, Н.Н. Деменевой, Н.В. Ивановой, Е.Л. Мельниковой, Г.К. Селевко, В.В. Фирсова, И.С. Якиманской, Е.В. Яновицкой и других).
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ философской, психолого
педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, контрольный этапы), метод экспертной оценки;
- статистические: качественный и количественный анализ данных, статистическая обработка, идентификация и прогнозирование результатов, полученных в процессе педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования. Работа осуществлялась на базе МБОУ «Большекабанская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, на ее базе были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Второй базой исследования выступила МБОУ Гимназия №1 города Лаишево Республики Татарстан, на ее базе был проведен констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет: На первом этапе (2016 - 2017 гг.) осуществлялось уточнение понятия творческий потенциал, были выделены педагогические условия на основе междисциплинарного подхода, сочетания разнообразных методов преподавания; разработки творческих заданий; оказания корректная педагогическая поддержки учащимся.
На втором этапе (2017 г.) выбраны современные педагогические технологии для развития творческого потенциала, а также показатели уровня развития творческого потенциала старшеклассников. Составлены и адаптированы анкеты, опросные листы, диагностические методики.
На третьем этапе (2017-2018 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности выделенных педагогических условий; обобщались результаты исследования; осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных. В течение этого периода публиковались материалы исследования в журналах, сборниках научно-практических конференций, формулировались выводы, определялись перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Научная новизна результатов исследования заключается в уточнении понятия «творческий потенциал старшеклассников», обосновании педагогических условий по развитию творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания; разработке творческих заданий для повышения творческого потенциала старшеклассников экспериментальном обосновании повышения уровня творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания средствами творческих заданий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении сущности понятия «творческий потенциал личности (старшеклассников)» в учебной деятельности: сущности, содержания, структуры и основных компонентов творческого потенциала старшеклассников, возможностей современных педагогических технологий в его развитии, разработке методики его оценки на основе интегрального показателя.
Практическая значимость исследования состоит в реализации педагогических условий, разработке и внедрении в учебный процесс комплекса мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания, по следующим направлениям: мотивационное обеспечение творческой учебной деятельности; активизация познавательной деятельности; развитие креативности и самостоятельности школьников в решении проблем творческого характера; интеллектуальное развитие старшеклассников.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытно-экспериментальной работой.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано 2 научные работы и 2 материала отправлено публикацию. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня: на VII Районной научно-практической конференции педагогов «РК-2017. Образование. Технологии. Качество» (Лаишево, 2017); на Международной научно-практической конференции «Опыт практической деятельности педагогов» (Чебоксары, 2018); на научно-практической конференции «Школьные дни науки в МБОУ БСШ» (с.Большие Кабаны, 2018); на II Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая мастерская» (респ. Мордовия, 2018); на Республиканской педагогической конференции «Особенности преподавания специальных дисциплин в современных условиях» (г. Лаишево, 2018).
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческий потенциал старшеклассников представляет собой сложное интегративное свойство личности, состоящее в объединении интеллектуальных и креативных возможностей самовыражения и проявляющееся в активной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности. На уроках обществознания творческий потенциал старшеклассников реализуется на основе мотивационных ресурсов и актуализирует творческие возможности личности для высоких достижений в учебно-познавательном процессе.
2. Педагогические технологии развивающего обучения (технология мотивационного обучения и технологии креативного обучения) дают значительные возможности для развития творческого потенциала старшеклассников в учебной деятельности.
3. Внедрение в учебно-познавательную деятельность условий, которые соответствуют компонентам развития творческого потенциала личности, дает возможность повысить уровень его развития, а интегральный показатель позволяет определить уровень развития творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, содержит таблицы и рисунки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе диссертационного исследования установлено, что теоретический аспект понятия «творческий потенциал личности» рассмотрен с разных сторон: с философской, психологической и педагогической. Анализ состояния проблемы исследования позволил установить, что понятие «творческий потенциал» не имеет однозначного толкования, существует несколько междисциплинарных подходов к определению сущности творческого потенциала личности: аксиологический, онтологический, деятельностный, способностный, ресурсно-энергетический, интегративный. В то же время во всех исследованиях творческий потенциал подразумевает способность к созданию нового и оригинального.
На основе анализа сущности и структуры, предложенной различными исследователями, теоретически доказано, что можно определить «творческий потенциал старшеклассников» как сложное интегративное свойство личности состоит в объединении интеллектуальных и креативных возможностей самовыражения и проявляется в активной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Процесс развития творческого потенциала личности чрезвычайно индивидуален и требует тщательного учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Учебная деятельность у старшеклассников выступает ведущей деятельностью, так как основные достижения обучающегося на данном этапе развития связаны с дальнейшим образованием.
Под творческой учебной деятельностью понимается такая деятельность, которая обладает следующими признаками: направлена на решение творческих задач, для которых характерно отсутствие в предметной области способа решения задачи; связана с созданием новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи; характеризуется наличием неопределенности в отношении разработки новых знаний и на их основе способа решения задачи.
На основе изученной литературы по теме, в данной работе мы использовали несколько педагогических условий, которые были реализованы в ходе формирующего эксперимента на уроках обществознания и применены на практике для повышения творческого потенциала старшеклассников, а именно:
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по раскрытию индивидуально-личностных качеств учащихся на основе обеспечения мотивационного компонента творческой учебной деятельности и активизации познавательной деятельности;
- педагогическое стимулирование эмоционального уровня освоения изучаемых на обществознании явлений и процессов посредством включения в предметную деятельность элементов художественного, литературного, декоративно-прикладного творчества и проведения игровых занятий;
- планомерное сочетание состязательности и самостоятельности в групповой и индивидуальной деятельности старшеклассников при выполнении учебных проектов.
Был предложен комплекс мероприятий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, и направленный на развитие творческих способностей старшеклассников на уроках обществознания.
Для достоверного изучения компонентов творческого потенциала обучающихся был использован пакет диагностических методик. При отборе методик учитывался их диагностико-активизирующий характер, достаточная валидность, надежность, актуальность.
На констатирующем этапе экспериментального исследования диагностика с помощью предложенной методики позволила получить информацию об учебном процессе, его протекании, результатах.
В процессе формирующего эксперимента разработан и внедрен комплекс мероприятий по развитию творческого потенциала старшеклассников на уроках обществознания по следующим направлениям: мотивационное обеспечение творческой учебной деятельности; активизация познавательной деятельности; развитие креативности и самостоятельности школьников в решении проблем творческого характера; интеллектуальное развитие старшеклассников.
При внедрении в учебный процесс данного комплекса мероприятий обеспечено признание значимости и необходимости развития творческого потенциала старшеклассников, как ценностного внутреннего ресурса, качественные изменения в организации, содержании и технологиях учебно - воспитательного процесса, развитие творческого потенциала педагогических работников, адекватное ресурсное обеспечение учебной деятельности.
При проведении формирующего эксперимента была выдвинута гипотеза, что внедрение в практику учебно-воспитательной работы данного комплекса мероприятий способствует повышению уровня развития творческого потенциала старшеклассников.
Для проверки гипотезы на контрольном этапе экспериментального исследования проведен анализ результатов развития всех компонентов творческого потенциала старшеклассников.
Таким образом, экспериментально доказано, что повышению уровня развития творческого потенциала старшеклассников способствовал разработанный и внедренный в учебный процесс комплекс мероприятий.
Цель, поставленная перед началом работы, достигнута, задачи решены. Выводы и факты, полученные в ходе исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию творческого потенциала старшеклассников в учебной деятельности. Перспективы исследования проблем развития творческого потенциала личности связаны с необходимостью разработки специальных развивающих программ школьного образования, совершенствованием организации учебно-воспитательного процесса и построением здоровьесберегающей образовательной среды.



1. Адамский, М.Я. Дидактические проблемы успешного обучения в контексте времени [Текст] / М.Я. Адамский - СПб: 2010. - 10 с.
2. Адамский, М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей [Текст] / М.Я. Адамский, Е.В. Яновицкая - СПб: Валери СПД, 2000. - 326 с.
3. Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности [Текст] / Е.А. Алексеева - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
4. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер - М.:Альпина Бизнес Букс, 2007. - 400 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
6. Артёмова, Т.Н. Проблемное обучение [Электронный ресурс] / Т.Н.
Артёмова. - Электрон. текстовые дан. - 2012. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2012/08/15/tekhnologiya-problemnogo-obuchemya, свободный.
7. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: 3-е изд., испр. и доп. / А.Г. Асмолов - М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
8. Ахметжанова, Г.В. Многоуровневая система развития педагогической функции будущего учителя в процессе непрерывного образования [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Г.В. Ахметжанова - Ульяновск: 2006. - 37 с.
9. Ахметжанова, Г.В. Системно-деятельностный подход к развитию педагогической функции личности [Текст] / Полиаспектная подготовка современного педагога: монография / Г.В. Ахметжанова, И.В. Руденко, И.В. Груздова, Е.Н. Дрыгина, Ю.А. Кустов, Г.А. Медяник, Л.А. Сундеева; под общ. ред. Г.В. Ахметжановой - М.: 2011. - С. 45-66.
10. Ахметжанова, Г.В. Технология формирования творческих качеств личности в современной образовательной среде [Текст] / Г.В. Ахметжанова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2015. - № 88. - С. 20-22.
11. Ахметжанова, Г.В. Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе [Текст] / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 1 (23). - С. 302-304.
12. Ахметжанова, Г.В. Практическая педагогика [Текст]: учебнометодическое пособие / Г.В. Ахметжанова, И.В. Непрокина, Л.А. Сундеева. - Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2011. - 58 с.
13. Баулина, Н. А. Формирование инновационного мышления школьников - задача современной школы [Текст] / Н.А. Баулина // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 116-121.
14. Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова - М.: Феникс, 2013. - 384 с.
15. Белоусова, О.А. Творческая активность как отражение процесса реализации творческого потенциала [Текст] / О.А. Белоусова, М.А. Чистякова // Ученые записки. - 2012. - № 2. - С. 151-154.
16. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и привлекательными [Текст] / Д. Берджес; перев. В. Черников. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 240 с.
17. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
18. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] / А.В. Брушлинский - М.: Знание, 1983. - 96 с.
19. Брушлинский, А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления [Текст] / А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2 (10). - С. 10 -16.
20. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 160 с.
21. Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного школьника [Текст] / Л.К. Веретенникова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. -2010. - № 1. - С. 15-24.
22. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков - М.: Педагогика, 1982. - 88 с.
23. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - СПб: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
24. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
25. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин - М.: КДУ, 2011. - 400 с.
26. Герасенкова, О.Н. Разноуровневое обучение на уроках русского языка как способ формирования навыка самостоятельного принятия решений у учащихся начальной школы [Текст] / О.Н. Герасенкова, Е.В. Слизкова // Кон-цепт. - 2014. - № 2. - С. 1-6.
27. Главатских, Р. Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников [Текст] / Р.Р. Главатских - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. - 304 с.
28. Глуховская, Е. А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности [Текст]: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Е.А. Глуховская - Оренбург: 1997. - 249 с.
29. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] / М.Н. Г услова - М.: Академия, 2011. - 288 с.
30. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
31. Данельченко, Т. А. Педагогические условия активизации учебноисследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала школьников [Электронный ресурс] / Т.А. Данельченко // Мир науки, культуры, образования. - Электрон. журн. - 2011. - № 4. - С. 121-125. - Режим доступа к журн.: http://elibrary.ru/download/27971932.pdf
32. Даринская, Л.А. Гуманитарные основания развития творческого потенциала учащихся [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Л.А. Даринская - СПб: 2006. - 44 с.
33. Даринская, Л.А. Педагогика творческого развития личности [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская - СПб: СПбГУ, 2007.- 84 с.
34. Даринская, Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика [Текст]: монография / Л.А. Даринская - СПб: 2005. - 293 с.
35. Даринская, Л.А. Технологии педагогического мастерства [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Даринская - СПб: НОУ Экспресс. 2010.- 116 с.
36. Даутова, О. Современные педагогические технологии. Основная школа. [Текст] / О. Даутова, Е. Иваньшина, О. Ивашедкина, Т. Казачкова, О. Крыло-ва, И. Муштавинская. - М.: КАРО, 2015. - 176 с.
37. Деменева, Н.Н. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Н. Деменева, Н.В. Иванова - М.: АРКТИ, 2015. - 224 с.
38. Дегтярев, С.Н. Дидактические средства активизации креативного потенциала учащихся в процессе решения творческих задач [Текст] / С.Н. Дегтярев // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - №
9. - С. 56-63.
39. Доржиева, Т. В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях социокультурной среды города и села [Текст] / Т.В. Доржиева -
Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2005. - 80 с.
40. Дорофеева, Е.В. Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Е.В. Дорофеева - Казань: 2006. - 24 с.
41. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003. - 336 с.
42. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
43. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. В 2 т. [Текст] / Т.Ф. Ефремова - М.: Русский язык, 2000. - 1209 с.
44. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский - М.: Академия, 2006. - 192 с.
45. Зайцева, Н.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей [Текст] / Н.В. Зайцева, Д.В. Зайцев // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 11-17.
46. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2012. - 434 с.
47. Ильиных, С.А. Творческий потенциал личности: определение феномена и условия его развития [Текст] / С.А. Ильиных // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 2. - С. 8 -11.
48. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи [Текст] / М.С. Каган - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 384 с.
49. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган - СПб: ТОО ТК Петрополис, 1996. - 416 с.
50. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя [Текст] / В.А. Кан-Калик - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
51. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] / В.А. Кан- Калик, Н.Д. Никандров - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
52. Карпов, А.В. Психология рефлексии: [Текст]: монография / А.В. Карпов, И.М. Скитяева. - Ярославль: 2001. - 203 с.
53. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике [Текст] / А.В. Кирьякова - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.
54. Кирьякова, А. В. Аксиологический инструментарий развития
инновационной образовательной практики современного университета. [Электронный ресурс] / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая // Инновации в науке: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. - Электрон. текстовые дан. - Новосибирск: СибАК, 2012. - Режим доступа:
http://sibac.info/conf/innovation/ix/28251, свободный.
55. Козырева, Л.А. Интеллектуально-творческое саморазвитие учащихся лицея [Текст] / Л.А. Козырева, Л.Н. Нугуманова // Вектор науки ТГУ. - 2013. - № 3. - С. 427-430.
56. Колосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М.В. Колосова - М.: 1994. - 21 с.
57. Комарова, М.Ю. К вопросу о развитии творческого потенциала студентов вуза [Текст] / М.Ю. Комарова // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». - 2014. - Т. 8. - С. 3944.
58. Комарова, И. В. Развитие творческого потенциала школьников в проектно-исследовательской деятельности [Текст] / И.В. Комарова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3, № 1. - С. 79-84.
59. Коршунова, О.В. Возможности образовательных технологий в развитии творческого потенциала педагогов и учащихся [Электронный ресурс] / О.В. Коршунова - Электрон. текстовые дан. - 2012. - Режим доступа:
http: //www.rusnauka. com/5_SWMN_2012/Pedagogica/5_100680.doc. htm, свободный.
60. Кравчук, П.Ф. Формирование инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде [Текст]: монография / П.Ф. Кравчук, Е.И. Боев, Е.Г. Каменский - Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2012. - 175 с.
61. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / Н.В. Кузьмина - Л.: Издательство ЛГУ, 1980. - 172 с.
62. Кулюткин, Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ [Текст] / Ю.Н. Кулюткин - СПб: СПбГУПМ, 2002. - 83 с.
63. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
64. Луя, О. В. Программа развития творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 81-84.
65. Любарт, Т. Психология креативности [Текст] / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни - М.: «Когито-Центр», 2009. - 216 с.
66. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности школьников. В 2 частях. Часть 1. [Текст] / С.В. Максимова - М.: Издательство «Русское слово - учебник», 2013. - 56 с.
67. Максимова, С. В. Диагностика развития творческой активности школьников. В 2 частях. Часть 2. [Текст] / С.В. Максимова - М.: Издательство «Русское слово - учебник», 2013. - 48 с.
68. Марданова, Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы [Текст]: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Г.М. Марданова - Ижевск: 2005. - 154 с.
69. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
70. Мартишина, Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук /Н.В. Мартишина - Рязань: 2009. - 40 с.
71. Мартишина, Н.В. Творческий потенциал педагога: сущность, структура, развитие [Текст] / Н.В. Мартишина, Г.С. Вяликова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 4. - С. 83-86.
72. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. МАтюшкин - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
73. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сборник материалов. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.
74. Мещерякова, Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.В. Мещерякова - Челябинск: 1998. - 261 с.
75. Мотков, О.И. Природа и гармония личности: от теории к исследованию [Текст] / О.И. Мотков - Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 285 с.
76. Мясникова, Т.В. Творческий потенциал студента и его развитие в условиях студенческого научного общества [Текст] / Т.В. Мясникова // Молодой учёный. - 2014. - № 18. - С. 614-616.
77. Николко, В.Н. Творчество как инновационный процесс. Философско-онтологический анализ [Текст] / В.Н. Николко - Симферополь: «Таврия», 1990. - 190 с.
78. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов - М.: Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
79. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. [Текст] / А.П. Панфилова - М.: Академия, 2012. - 192 с.
80. Педагогика: учеб. пособие [Текст] / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк и др.; под ред. проф. В.Г. Рындак. - М.: Высш. шк., 2006. - 495 с.
81. Первушина, Е. Мой ребёнок - гений. Развитие интеллектуального и творческого потенциала. [Текст] / Е. Первушина - М.: Амфора, 2014. - 62 с.
82. Перевалова, А. А. Формирование творческого потенциала студентов вуза (на начальном этапе обучения) [Текст]: диссертация на соискание учёной степе-ни кандидата педагогических наук / А.А. Перевалова - Кемерово: 2004. - 210 с.
83. Петров, К.В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук / К.В. Петров - М.: 2008. - 65 с.
84. Петрышева, Л. А. Развитие творческого потенциала учащихся при выполнении проектов по технологии [Текст] / Л.А. Петрышева // Школа и производство. - 2011. - № 8. - С. 37-39.
85. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже - М.: Римис, 2008. - 448 с.
86. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарев - М.: Наука, 1976. - 304 с.
87. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
88. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2002. - 694 с.
89. Предеина, В.С. Особенности развития творческой активности учащихся в психолого-педагогическом аспекте [Текст] / В.С. Предеина // Молодой учёный. - 2013. - № 2. - С. 395-397.
90. Просянникова, С. М. Развитие творческого потенциала учащихся посредством использования технологии «творческие мастерские» на уроках русско-го языка и литературы [Текст] / С.М. Просянникова // Одарённый ребенок. - 2011. - № 5 (сент.-окт.). - С. 122-128.
91. Психологическая диагностика: учебное пособие [Текст] / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 304 с.
92. Психолого-педагогическая диагностика в начальном образовании: методические рекомендации к дисциплинам психолого-педагогического цикла [Текст] / Сост. И.В. Комарова, Л.А. Корожнева, С.В. Сафарова. - Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. - 84 с.
93. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии [Текст] / Под ред. Я.А. Пономарева - М.: МФО: ИФ АН РФ, 2000. - 127 с.
94. Рубцов, В.В. Теория и практика работы с одарёнными детьми [Текст] / В.В. Рубцов, В.С. Юркевич // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1. - С. 9-15.
95. Рындак, В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя [Текст]: автореферат диссертации на со-искание учёной степени доктора педагогических наук / В.Г. Рындак - Челябинск: 1996. - 42 с.
96. Рындак, В.Г. Педагогика креативности [Текст] / В.Г. Рындак - М.: Университетская книга, 2012. - 284 с.
97. Рындак, В.Г. Педагогические стимулы воспитания творца в будущем учителе [Текст] / В.Г. Рындак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 5 (80). - С. 49
55.
98. Самигуллина, Г.С. Развитие творческого потенциала учителя естественнонаучных дисциплин в процессе повышения квалификации [Текст]: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук / Г.С. Самигуллина - Казань: 2006. - 245 с.
99. Самигуллина, Г. С. Развитие творческого потенциала учащихся [Текст] / Г.С. Самигуллина // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 55-58.
100. Санникова, А.И. Развитие творческого потенциала личности средства-ми образования: теория и опыт научного исследования [Текст] / А.И. Санникова // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - Выпуск № 2-1. - С. 93-100.
101. Саяпин, А. В. Профессиональная подготовка будущих учителей к развитию творческого потенциала - 2011. - № 2. - С. 173-177.
102. Севрюкова, А.А. Осмысление школьников как педагогическая
проблема [Текст] / А.В. Саяпин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия Педагогика, психология. понятия «творческий потенциал». [Электронный ресурс] / А.А. Севрюкова - Электрон. текстовые дан. - 2012. - Ре-жим доступа:
http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/Pedagogica/2_ 111581.doc.htm,
свободный.
103. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
104. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. [Текст] / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
105. Семенов, И.Н. Методологические проблемы рефлексивной
психологии творчества: от изучения креативности к развитию
инновационной деятельности [Текст] / И.Н. Семенов // Россия: тенденции и
106. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов. / Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна - изд. 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
107. Сергеева, В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии. [Текст] / В. Сергеева, Э. Никитина, Т. Щербакова, Е. Шашенкова, Г. Сороковых, М. Недвецкая, И. Сергеева, О. Полежаева, О. Волкова; под ред. Сергеевой В. - М.: Академия, 2012. - 320 с.
108. Современные проблемы теории и практики начального
образования. [Текст]: монография / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьёва, Ю.Н. Егорова, Н.А. Измайлова, Л.А. Козырева, Ю.Л. Поспелова, Г.Н. Симдянова, Т.Г. Смирнова, Е.Ю. Тогобецкая, Н.И. Троицкая, У.К. Шамсрахманова, Е.В. Юткина; под общ. ред. Г.В. Ахметжановой. - Тольятти: Изд-во
Тольяттинского государственного университета, 2013. - 179 с.
109. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин - М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
110. Старкова, В. Развитие творческого потенциала школьника [Текст] /
В. Старкова // Учитель. - 2011. - № 2. - С. 49-51.
111. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст] / С.С. Степанов - М.: Сфера, 1999. - 35 с.
112. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Текст] / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко - 4-е изд. - М.: Юрайт, 2015. - 144 с.
1 13. Торгашина, Т. И. Научно-исследовательская работа студентов
педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала
[Текст]: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических
наук / Т.И. Торгашина - Волгоград: 1999. - 209 с.
114. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика
творческого мышления [Текст] / Е.Е. Туник - СПб: Питер, 2013. -320 с. 115.
Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса [Текст] / Е.Е. Туник - СПб: Речь, 2003. - 96 с.
116. Тэкэкс, К. Счастливые родители одарённых детей [Текст] / К. Тэкэкс // Одарённые дети. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М: Прогресс, 1991. - С. 15-146. 117. Уварина, Н. В. Актуализация творческого потенциала школьников в образовательном процессе [Текст]: монография / Н.В. Уварина - Челябинск: Взгляд, 2007. - 298 с.
118. Уварина, Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности,
принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе [Текст] / Н.В Уварина // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование.
Педагогические науки. -2012. - № 4 (263). - С. 34-37.
119. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - 2012. - Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie- dok.html, свободный.
120. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануй-лов - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
121. Фирсов, В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения [Текст] / В.В. Фирсов - М:1994. - 170 с. 122. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Под ред. В.
В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
123. Харитонова, Г.И. Каждому ученику - гарантия успешного обучения на базе «Пятиуровневой системы обучения» Е.В. Яновицкой [Текст]: методическое пособие для учителей начальных классов / Г.И. Харитонова - СПб: Школьная лига, Лема, 2014. - 72 с.
124. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен - СПб: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
125. Хорошева, И.А. Интеллектуально-творческий потенциал школьников как основной критерий формирования ключевых компетенций [Текст] / И.А. Хорошева // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 1. - С. 52-55. 126. Челпанов, Г.И. Психология и школа [Текст] / Г.И. Челпанов - М.: Ленанд, 2016. - 216 с.
127. Цыренова, Т.Л. Развитие творческого потенциала учащихся как педагогическая проблема [Текст] / Т.Л. Цыренкова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - № 1. - С. 131-136.
128. Шарипов, Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб-ное пособие / Ф.В. Шарипов - М.: Логос, 2012. - 448 с.
129. Шиян, О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. [Текст] / О.А. Шиян - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 с.
130. Шкетик, Е.В. Творческий потенциал личности: подходы к определению феномена, компоненты, особенности развития [Текст] / Е.В. Шкетик // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов / под ред. Е.В. Чмелевой - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. - С. 153-157.
131. Шурыгина, И.А. Активное учение как фактор оптимизации активности субъекта в учебной деятельности [Текст] / И.А. Шурыгина // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.) - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 89-91. 132. Энгельмейер, П.К. Теория творчества [Текст] / П.К. Энгельмейер; с пре-дисл. Д.Н. ОвсяникоКуликовского, Э. Маха. - М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2010. - 208 с.
133. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская - М: Сентябрь, 2000. - 176 с.
134. Якиманская, И.С. Разноуровневое обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская - М: 1999. - 289 с.
135. Яновицкая, Е.В. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении [Текст] / Е.В. Яновицкая, М.Я. Адамский - СПб: 2005. - 326 с.
136. Яновицкая Е.В. Разноуровневое обучение: великая дидактика без
домашних заданий, но в окружении 1000 спасительных мелочей [Электронный ресурс] / Е.В. Яновицкая, М.Я. Адамский. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://setilab.ru/modules/article/
view.article.php/c24/190, свободный.
137. Яновицкая, Е.В. Как учить и учиться на уроке так, чтобы учиться
хотелось, и удавалось учиться успешно в условиях коллективного обучения в современной общеобразовательной массовой школе [Текст]: альбом-
справочник / Е.В. Яновицкая - СПб: Школьная лига, Издательство «Лема», 2012. - 160 с.
138. Яцкова, О.Ю. Анализ понятия «Творческий потенциал» в современной педагогической литературе [Текст] / О.Ю. Яцкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца. 2012. - С. 25-27.
139. Яцкова, О.Ю. Развитие творческого потенциала учащихся как основное направление реализации образовательного стандарта [Текст] / О.Ю. Яцкова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3, № 1. -
С. 64-67.
140. Guilford, J.P. The Nature of Human Intelligence [Текст] / J.P. Guilford - New York: McGraw-Hill, 1967.
141. Torrance, E.P. Experiences in developing creativity measures: Insights, discoveries, decisions. Manuscript submitted for publication [Текст] / E.P. Torrance - 2001.
142. Vishnyakova, N.F. The ABC’s of Creativity, Talent and Spirituality. Practical Psychology of Children’s Potential Self-development [Текст] / N.F. Vishnyakova - California USA: «Xlibris Corporation», 2011. - 617 p.
143. Williams, F. Creativity Assessment Packet (CAP). [Текст] / F. Williams - D.O.K. Publishers. Inc. Buffalo. - New York: 1980.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ