ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИАСИСТЕМ КИТАЯ И РОССИИ В XXI ВЕКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»
|
Введение 03
Глава 1.Теоретические основы изучения взаимодействия СМИ 11
1.1. Основные характеристики понятия медиавзаимодействия 11
1.2. Типы и виды медиавзаимодействия 28
1.3. Участие журналистов в процессе медиавзаимодействия 37
Глава 2. Медиапроекты как инновационная форма медиавзаимодействия ... 49
2.1. Особенности взаимодействия китайских и российских СМИ 49
2.2. Цели и результаты медиавзаимодействия двух стран 56
2.3. Тенденция развития медиавзаимодействия двух стран 66
Заключение 71
Список использованной литературы и источников 76
Глава 1.Теоретические основы изучения взаимодействия СМИ 11
1.1. Основные характеристики понятия медиавзаимодействия 11
1.2. Типы и виды медиавзаимодействия 28
1.3. Участие журналистов в процессе медиавзаимодействия 37
Глава 2. Медиапроекты как инновационная форма медиавзаимодействия ... 49
2.1. Особенности взаимодействия китайских и российских СМИ 49
2.2. Цели и результаты медиавзаимодействия двух стран 56
2.3. Тенденция развития медиавзаимодействия двух стран 66
Заключение 71
Список использованной литературы и источников 76
Актуальность темы исследования. Средства массовой информации в современном обществе играют значимую роль. СМИ стали важнейшим социальным институтом общества, сегодня они оказывают влияние на политические процессы, помогают сформировать национальную идентичность, сохранять и распространять культуру и традиции, а главное - влиять на сознание каждого человека и общества в целом. А внешние СМИ являются одним из важных источников «мягкой» реальной силы и играют ключевую роль в формировании «мягкой» реальной силы страны. В качестве канала внешней коммуникации средства массовой информации играют важную роль в дипломатии страны.
С помощью средств массовой информации, особенно в сфере социальных медиа, государство может распространять информацию в других странах в определенных областях. Это позволяет влиять на общественное мнение и создавать образ государства с целью укрепления доверия среди людей в других странах, поддержки и развития связей с ними, а также косвенно влиять на поведение других стран. Поэтому улучшение международных коммуникационных возможностей является стратегическим шагом, имеющим долгосрочное значение для укрепления «мягкой» реальной силы государства.
Благодаря появлению в 2014 году проекта «Один пояс - один путь», сотрудничество в СМИ между Китаем и Россией становится важнейшим. В этом сотрудничестве играют значительную роль следующие проекты:
1) Мобильное приложение «Россия - Китай: главное »;
2) Проект «Годы обменов между китайскими и российскими СМИ»;
3) Совместный проект Первого канала и CCTV «Всекитайский телевизионный конкурс по русскому языку»;
4) Привлечение рекламной продукции;
5) Международный телеканал «CGTN Русский».
Таким образом, актуальность существующей проблемы и ее практическая значимость повлияли на выбор темы магистерской диссертации.
Степень изученности темы исследования. Современная научная литература уделяет достаточно внимания вопросам взаимодействия СМИ, однако стоит отметить, что процесс медиавзаимодейсвия разных стран и изданий становится важнейшим, если развивать международные медиакоммуникации. Следовательно, становится актуальным изучение особенностей медиапроектов взаимодействия СМИ в рамках инновационного проекта «Один пояс - один путь», которые на данный момент недостаточно глубоко изучены.
Исследование темы взаимодействия медиасистемы Китая и России требует междисципалинарного подхода и обращения к разным областям
знаний. По теме магистерской диссертации нами был изучен и систематизирован теоретический материал по следующим направлениям:
- теоретические основы медиавзаимодействия, его виды и типы, а также проблемы в процессе медиавзаимодействия Китая и России в рамках проекта «Один пояс - один путь» достаточно полно освещены в трудах китайских исследователей: Ли Кай, Чжао Синьян, Сюй Тинтин, Ян Сяомин и Чен Хонгхонг и пр. Однако российские исследователи обращаются к данной теме не так часто. Нами отмечены работы А.Ю. Питеровой, В.В. Томина, Н.В. Максименка и других исследователей, которые посвящены взаимодействию СМИ, изучению деятельности международного телеканала “CGTN-Русский”, полноценных исследований взаимодействия медиасистем Китая и России на примере проекта «Один пояс - один путь» нами не выявлено;
- экономические основы медиавзаимодействия исследуются в трудах русскоязычных исследователей в рамках инициативы «Один пояс - один путь» Е.В. Савковича, Д.С. Маркова, С. Гунеева, Ли Мин и пр.
Эти два направления являются основными в исследовании медиавзаимодействия.
Объектом исследования являются особенности медиавзаимодействия китайских и российских СМИ в рамках проекта «Один пояс - один путь», а предметом - проектная деятельность как перспективная форма международного взаимодействия в сфере медиа.
Целью данной работы является выявление особенностей взаимодействия медиасистем Китая и России в рамках инициативного проекта «Один пояс - один путь». Поставленная цель может быть достигнута в результате решения следующих задач:
1) Проанализировать теоретические основы медиавзаимодействия с уточнением основных понятий и категорий.
2) Выявить основные виды и типы медиавзаимодействия в условиях сотрудничества медиасистем Китая и России.
3) Изучить текущее состояние и перспективы сотрудничества в СМИ двух стран в формате медиапроектирования.
4) Выявить характерные черты медиапроектов Китая и России и их роль в обменах между китайскими и российскими СМИ.
5) Проанализировать практику участия журналистов в процессе медиавзаимодействия.
Эмпирическая база исследования представлена медиапрактикой международного телеканала «CGTN-РУССКИИ» за период с 2009 г. по настоящее время; мобильного приложения «Россия-Китай: главное» за период с 2016 г. по настоящее время, проекта «Годы обменов между китайскими и российскими СМИ» (2016-2017 гг.) и совместного проекта Первого канала (Россия) и CCTV (Китай) «Всекитайский телевизионный конкурс по русскому языку» (2015-2019 гг.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы российских и китайских исследователей, посвященных проблемам медиавзаимодействия: Семёновой А.В., Дугина Е.Я., Куприянова О.А., Жеребцовой К. С., В.В. Томина, Н.В. Максименка и т.д.
Гипотеза исследования. Для успешного медиавзаимодействия на международном уровне важное значение приобретают проектные форматы, в условиях которых возможно повышение эффективности и целеустремленности практик медиавзаимодействия. Основными факторами данного процесса являются: успешный промоушен проекта; диалоговые основы проектной кооперации/колаборации; постоянство обмена мнениями между двумя странами; целевое сотрудничество в рамках инициативного проекта.
Методологической основой послужили идеи и положения, выработанные в аналогичных работах монографического плана российских и китайских ученых.
В работе использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, методы системного изложения, сравнительного анализа, описания фактов и событий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Медиавзаимодействие позволяет объединить информационное поле между изданиями и программами и установить долгосрочные полезные контакты с представителями разных сфер через совместные проекты в
рамках сотрудничества в СМИ.
2. С точки зрения целей, медиавзаимодействие может быть представлено в двух видах: «дружеское» и «враждебное»; эти два вида взаимодействия существует одновременно. Каждый вид взаимодействия по своим принципам определяет тему, аудиторию и форму передачи информации.
3. Участие журналистов является необходимой частью в процессе медиавзаимодействия, так как журналист умеет грамотно донести свою или чужую мысль и идею до разума человека посредством слова. А также влияние журналиста на развитие различных процессов и событий в обществе велико.
4. В рамках инициативы «Один пояс - один путь» появляются медиапроекты, которые изменяют форму распространения информационных сообщений о Китае и России. Благодаря разработанным медиапроектам продвижение медиавзаимодействия имеет существенные особенность и значимость. Несколько лет назад в основном взаимодействие СМИ произошло по форме «Один на один», а после создания новых медиапроектов сотрудничество в СМИ между изданиями могут провести по формам «Один на много» или наоборот.
Научная новизна и значимость предпринятого исследования заключается в том, что на основе анализа созданы теоретические обоснования медапроектирования как важной сферы медиавзаимодействия двух стран, описаны факторы эффективности медиапроектов в процессе сотрудничества России и Китая, выявлены особенности взаимодействия китайских и российских СМИ.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении направлений для исследований медиавзаимодействия Китая и России и в углублении имеющихся теоретических знаний о сущности и характере влияния медиавзаимодействия на общественное сознание.
Практическая значимость исследования. Сведения, обобщенные в работе, могут пригодиться в практике взаимодействия СМИ между различными странами, в авторской журналистской деятельности, при создании информационных платформ и передаче достоверной информации, а также в укреплении коммуникации и взаимного доверия между странами и народами.
Апробация. Основные положения диссертации были представлены в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Телевидение и общество» (Казань, 2018 г.), а также на семинарах и круглых столах кафедр Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ в 2017-2019 гг. По материалам диссертации опубликована научная статья «Роль международного канала «CGTN-РУССКИИ» в медиавзаимодействии Китая и России» в сборнике научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Телевидение и общество» (Казань, 2018).
Структура исследования. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения, а также списка использованной литературы и источников.
С помощью средств массовой информации, особенно в сфере социальных медиа, государство может распространять информацию в других странах в определенных областях. Это позволяет влиять на общественное мнение и создавать образ государства с целью укрепления доверия среди людей в других странах, поддержки и развития связей с ними, а также косвенно влиять на поведение других стран. Поэтому улучшение международных коммуникационных возможностей является стратегическим шагом, имеющим долгосрочное значение для укрепления «мягкой» реальной силы государства.
Благодаря появлению в 2014 году проекта «Один пояс - один путь», сотрудничество в СМИ между Китаем и Россией становится важнейшим. В этом сотрудничестве играют значительную роль следующие проекты:
1) Мобильное приложение «Россия - Китай: главное »;
2) Проект «Годы обменов между китайскими и российскими СМИ»;
3) Совместный проект Первого канала и CCTV «Всекитайский телевизионный конкурс по русскому языку»;
4) Привлечение рекламной продукции;
5) Международный телеканал «CGTN Русский».
Таким образом, актуальность существующей проблемы и ее практическая значимость повлияли на выбор темы магистерской диссертации.
Степень изученности темы исследования. Современная научная литература уделяет достаточно внимания вопросам взаимодействия СМИ, однако стоит отметить, что процесс медиавзаимодейсвия разных стран и изданий становится важнейшим, если развивать международные медиакоммуникации. Следовательно, становится актуальным изучение особенностей медиапроектов взаимодействия СМИ в рамках инновационного проекта «Один пояс - один путь», которые на данный момент недостаточно глубоко изучены.
Исследование темы взаимодействия медиасистемы Китая и России требует междисципалинарного подхода и обращения к разным областям
знаний. По теме магистерской диссертации нами был изучен и систематизирован теоретический материал по следующим направлениям:
- теоретические основы медиавзаимодействия, его виды и типы, а также проблемы в процессе медиавзаимодействия Китая и России в рамках проекта «Один пояс - один путь» достаточно полно освещены в трудах китайских исследователей: Ли Кай, Чжао Синьян, Сюй Тинтин, Ян Сяомин и Чен Хонгхонг и пр. Однако российские исследователи обращаются к данной теме не так часто. Нами отмечены работы А.Ю. Питеровой, В.В. Томина, Н.В. Максименка и других исследователей, которые посвящены взаимодействию СМИ, изучению деятельности международного телеканала “CGTN-Русский”, полноценных исследований взаимодействия медиасистем Китая и России на примере проекта «Один пояс - один путь» нами не выявлено;
- экономические основы медиавзаимодействия исследуются в трудах русскоязычных исследователей в рамках инициативы «Один пояс - один путь» Е.В. Савковича, Д.С. Маркова, С. Гунеева, Ли Мин и пр.
Эти два направления являются основными в исследовании медиавзаимодействия.
Объектом исследования являются особенности медиавзаимодействия китайских и российских СМИ в рамках проекта «Один пояс - один путь», а предметом - проектная деятельность как перспективная форма международного взаимодействия в сфере медиа.
Целью данной работы является выявление особенностей взаимодействия медиасистем Китая и России в рамках инициативного проекта «Один пояс - один путь». Поставленная цель может быть достигнута в результате решения следующих задач:
1) Проанализировать теоретические основы медиавзаимодействия с уточнением основных понятий и категорий.
2) Выявить основные виды и типы медиавзаимодействия в условиях сотрудничества медиасистем Китая и России.
3) Изучить текущее состояние и перспективы сотрудничества в СМИ двух стран в формате медиапроектирования.
4) Выявить характерные черты медиапроектов Китая и России и их роль в обменах между китайскими и российскими СМИ.
5) Проанализировать практику участия журналистов в процессе медиавзаимодействия.
Эмпирическая база исследования представлена медиапрактикой международного телеканала «CGTN-РУССКИИ» за период с 2009 г. по настоящее время; мобильного приложения «Россия-Китай: главное» за период с 2016 г. по настоящее время, проекта «Годы обменов между китайскими и российскими СМИ» (2016-2017 гг.) и совместного проекта Первого канала (Россия) и CCTV (Китай) «Всекитайский телевизионный конкурс по русскому языку» (2015-2019 гг.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы российских и китайских исследователей, посвященных проблемам медиавзаимодействия: Семёновой А.В., Дугина Е.Я., Куприянова О.А., Жеребцовой К. С., В.В. Томина, Н.В. Максименка и т.д.
Гипотеза исследования. Для успешного медиавзаимодействия на международном уровне важное значение приобретают проектные форматы, в условиях которых возможно повышение эффективности и целеустремленности практик медиавзаимодействия. Основными факторами данного процесса являются: успешный промоушен проекта; диалоговые основы проектной кооперации/колаборации; постоянство обмена мнениями между двумя странами; целевое сотрудничество в рамках инициативного проекта.
Методологической основой послужили идеи и положения, выработанные в аналогичных работах монографического плана российских и китайских ученых.
В работе использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, методы системного изложения, сравнительного анализа, описания фактов и событий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Медиавзаимодействие позволяет объединить информационное поле между изданиями и программами и установить долгосрочные полезные контакты с представителями разных сфер через совместные проекты в
рамках сотрудничества в СМИ.
2. С точки зрения целей, медиавзаимодействие может быть представлено в двух видах: «дружеское» и «враждебное»; эти два вида взаимодействия существует одновременно. Каждый вид взаимодействия по своим принципам определяет тему, аудиторию и форму передачи информации.
3. Участие журналистов является необходимой частью в процессе медиавзаимодействия, так как журналист умеет грамотно донести свою или чужую мысль и идею до разума человека посредством слова. А также влияние журналиста на развитие различных процессов и событий в обществе велико.
4. В рамках инициативы «Один пояс - один путь» появляются медиапроекты, которые изменяют форму распространения информационных сообщений о Китае и России. Благодаря разработанным медиапроектам продвижение медиавзаимодействия имеет существенные особенность и значимость. Несколько лет назад в основном взаимодействие СМИ произошло по форме «Один на один», а после создания новых медиапроектов сотрудничество в СМИ между изданиями могут провести по формам «Один на много» или наоборот.
Научная новизна и значимость предпринятого исследования заключается в том, что на основе анализа созданы теоретические обоснования медапроектирования как важной сферы медиавзаимодействия двух стран, описаны факторы эффективности медиапроектов в процессе сотрудничества России и Китая, выявлены особенности взаимодействия китайских и российских СМИ.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении направлений для исследований медиавзаимодействия Китая и России и в углублении имеющихся теоретических знаний о сущности и характере влияния медиавзаимодействия на общественное сознание.
Практическая значимость исследования. Сведения, обобщенные в работе, могут пригодиться в практике взаимодействия СМИ между различными странами, в авторской журналистской деятельности, при создании информационных платформ и передаче достоверной информации, а также в укреплении коммуникации и взаимного доверия между странами и народами.
Апробация. Основные положения диссертации были представлены в докладе на Всероссийской научно-практической конференции «Телевидение и общество» (Казань, 2018 г.), а также на семинарах и круглых столах кафедр Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ в 2017-2019 гг. По материалам диссертации опубликована научная статья «Роль международного канала «CGTN-РУССКИИ» в медиавзаимодействии Китая и России» в сборнике научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Телевидение и общество» (Казань, 2018).
Структура исследования. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения, а также списка использованной литературы и источников.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. В международных коммуникациях эпоха конвергенции СМИ создала возможности для участия многих развивающихся стран и новых СМИ. На новом этапе создания нового глобального порядка коммуникации, роль международных СМИ и медиа-обменов будет еще более заметной.
2. Отношения с российскими коллегами в процессе сотрудничества в СМИ заложили прочную основу для дальнейшего углубления взаимодействия СМИ между двумя сторонами. Китайские и российские СМИ осознают важность развития всех средств массовой информации и расширения возможностей международного дискурса. В этом отношении по-прежнему существует большое пространство для сотрудничества между двумя сторонами.
3. Российские СМИ имеют беспрецедентное влияние в русскоязычных
регионах, а глобальная китайская аудитория также огромна. В рамках китайско-российского медиа-обмена обе стороны будут прилагать совместные усилия для совершенствования проекта «Один пояс - один путь» и продолжать «дружеское» взаимодействие между китайскими и
российскими СМИ.
4. В развитии экономики страны пропаганда играет важную роль. На раннем этапе конкурентной борьбы, успех ее зависит от рекламной конкуренции, поэтому открытая и инновационная рекламная продукция особенно важна для индустрии пропаганды. Поэтому в будущем реклама станет важной частью «дружеского» взаимодействия СМИ двух стран.
Таким образом, для того чтобы предоставить больше возможностей китайским и российским СМИ объединить свои силы в распространении актуальной информации, связанной с общими интересами двух стран, необходимо укрепить коммуникацию и создать среду общественного мнения для развития двусторонних отношений. С целью продвижения медиавзаимодействия и достижения устойчивого развития двух сторон, сделаны следующие предложения:
1. Создание нормализированной платформы для сотрудничества российских и китайских СМИ. В настоящее время в Китае существует немало платформ для сотрудничества между китайскими и российскими СМИ, таких как веб-сайт Китайско-российского медиафорума, веб-сайт “People's Daily” на русском языке и веб-сайт «Годы обменов между китайскими и российскими СМИ» и т.д. Эти платформы имеют большое значение для продвижения медиавзаимодействия, однако, они в основном направлены на форму «один на один». После основных событий, соответствующие веб-сайты в основном не обновляются вовремя, не обладают свойствами долгосрочности и непрерывности. Следовательно, необходимо интегрировать медиаресурсы двух стран, создать нормализированную китайско-российскую платформу сотрудничества в сфере СМИ и содействовать тому, чтобы китайские и российские СМИ совместно распространяли истории двух народов для расширения сотрудничества между двумя странами.
2. Создание китайско-российского центра медиаисследований. В условиях глубоких изменений в области международных СМИ, успешный опыт российских СМИ в расширении своего влияния в мировых СМИ признан китайскими коллегами. В то же время китайские СМИ также стремятся расширить свои возможности по международному общению и все чаще выражать свои голоса, чтобы привлечь большое внимание международного сообщества. Взаимное обучение, сотрудничество и обмен между китайскими и российскими СМИ не только способствуют развитию самих китайских и российских СМИ, но и способствуют диверсифицированной и сбалансированной международной структуре СМИ. Медиавзаимодействие Китая и России демонстрирует тесную связь между СМИ и политикой, экономикой, дипломатией, обществом и гуманитарными науками. Это, в свою очередь, позволяет считать медиа-дискурс политиков, ученых и представителей СМИ мощным ресурсом для формирования общественного мнения. Проблемы и риски, стоящие перед прочным миром и стабильным развитием в современном мире, возрастают. В этих условиях крайне важно создать китайско-российский научно-исследовательский аналитический центр СМИ. Центр медиаисследований может полагаться на университеты или исследовательские институты. В настоящее время, в число китайских университетов, которые добились успехов в этой области, входят Китайский народный университет и университет коммуникации Китая. Кроме того, центр медиаисследований может также интегрировать университеты и исследовательские институты с высококачественными ресурсами, такие как Пекинский университет, Китайская академия социальных наук, Университет Хэйлунцзян и Пекинский университет иностранных языков, в сфере международной культурной коммуникации и преподавания русского языка. После создания китайско-российского аналитического центра медиаисследованйя, можно ежегодно создавать одну или несколько основных тем для проведения форумов, симпозиумов, круглых столов и так далее. Центр медиаисследований может предоставить стратегию для развития китайско-российского сотрудничества в области СМИ, особенно китайско-российских отношений, и обсудить актуальные темы китайско-российских отношений или острые вопросы международного общения.
3. В полной мере оценить роль университетов и исследовательских институтов в обучении журналистов для медиавзаимодействия.
Благодаря углублению обменов и сотрудничества между Китаем и Россией в области политики, экономики, культуры, науки и технологии, Китай и Россия уделяют все больше внимания подготовке высококачественных китайских и российских мультимедийных журналистов. В последние годы некоторые китайские и российские университеты или исследовательские институты достигли определенных успехов в совместной подготовке молодых мультимедийных журналистов.
Университет коммуникаций Китая и Московский университет на протяжении многих лет поддерживают дружеские контакты и сотрудничество в области академических обменов и научных исследований. 16-е заседание Китайско-российского комитета по гуманитарному сотрудничеству регламентировало укрепление подготовки кадров для средств массовой информации и укрепление связей между китайскими и российскими университетами. В 2016 году в Пекине был основан «Союз российских и китайских университетов журналистского образования». Первыми членами стали 35 университетов и институтов из Китая и России, в том числе Китайский университет Жэньминь, Пекинский университет, Университет Цинхуа, Университет Фудань, Университет коммуникаций Китая, Пекинский университет иностранных языков, Университет Хэйлунцзян ,Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Московский государственный институт международных отношений и Московский государственный лингвистический университет и другие китайские и российские университеты.
1. В международных коммуникациях эпоха конвергенции СМИ создала возможности для участия многих развивающихся стран и новых СМИ. На новом этапе создания нового глобального порядка коммуникации, роль международных СМИ и медиа-обменов будет еще более заметной.
2. Отношения с российскими коллегами в процессе сотрудничества в СМИ заложили прочную основу для дальнейшего углубления взаимодействия СМИ между двумя сторонами. Китайские и российские СМИ осознают важность развития всех средств массовой информации и расширения возможностей международного дискурса. В этом отношении по-прежнему существует большое пространство для сотрудничества между двумя сторонами.
3. Российские СМИ имеют беспрецедентное влияние в русскоязычных
регионах, а глобальная китайская аудитория также огромна. В рамках китайско-российского медиа-обмена обе стороны будут прилагать совместные усилия для совершенствования проекта «Один пояс - один путь» и продолжать «дружеское» взаимодействие между китайскими и
российскими СМИ.
4. В развитии экономики страны пропаганда играет важную роль. На раннем этапе конкурентной борьбы, успех ее зависит от рекламной конкуренции, поэтому открытая и инновационная рекламная продукция особенно важна для индустрии пропаганды. Поэтому в будущем реклама станет важной частью «дружеского» взаимодействия СМИ двух стран.
Таким образом, для того чтобы предоставить больше возможностей китайским и российским СМИ объединить свои силы в распространении актуальной информации, связанной с общими интересами двух стран, необходимо укрепить коммуникацию и создать среду общественного мнения для развития двусторонних отношений. С целью продвижения медиавзаимодействия и достижения устойчивого развития двух сторон, сделаны следующие предложения:
1. Создание нормализированной платформы для сотрудничества российских и китайских СМИ. В настоящее время в Китае существует немало платформ для сотрудничества между китайскими и российскими СМИ, таких как веб-сайт Китайско-российского медиафорума, веб-сайт “People's Daily” на русском языке и веб-сайт «Годы обменов между китайскими и российскими СМИ» и т.д. Эти платформы имеют большое значение для продвижения медиавзаимодействия, однако, они в основном направлены на форму «один на один». После основных событий, соответствующие веб-сайты в основном не обновляются вовремя, не обладают свойствами долгосрочности и непрерывности. Следовательно, необходимо интегрировать медиаресурсы двух стран, создать нормализированную китайско-российскую платформу сотрудничества в сфере СМИ и содействовать тому, чтобы китайские и российские СМИ совместно распространяли истории двух народов для расширения сотрудничества между двумя странами.
2. Создание китайско-российского центра медиаисследований. В условиях глубоких изменений в области международных СМИ, успешный опыт российских СМИ в расширении своего влияния в мировых СМИ признан китайскими коллегами. В то же время китайские СМИ также стремятся расширить свои возможности по международному общению и все чаще выражать свои голоса, чтобы привлечь большое внимание международного сообщества. Взаимное обучение, сотрудничество и обмен между китайскими и российскими СМИ не только способствуют развитию самих китайских и российских СМИ, но и способствуют диверсифицированной и сбалансированной международной структуре СМИ. Медиавзаимодействие Китая и России демонстрирует тесную связь между СМИ и политикой, экономикой, дипломатией, обществом и гуманитарными науками. Это, в свою очередь, позволяет считать медиа-дискурс политиков, ученых и представителей СМИ мощным ресурсом для формирования общественного мнения. Проблемы и риски, стоящие перед прочным миром и стабильным развитием в современном мире, возрастают. В этих условиях крайне важно создать китайско-российский научно-исследовательский аналитический центр СМИ. Центр медиаисследований может полагаться на университеты или исследовательские институты. В настоящее время, в число китайских университетов, которые добились успехов в этой области, входят Китайский народный университет и университет коммуникации Китая. Кроме того, центр медиаисследований может также интегрировать университеты и исследовательские институты с высококачественными ресурсами, такие как Пекинский университет, Китайская академия социальных наук, Университет Хэйлунцзян и Пекинский университет иностранных языков, в сфере международной культурной коммуникации и преподавания русского языка. После создания китайско-российского аналитического центра медиаисследованйя, можно ежегодно создавать одну или несколько основных тем для проведения форумов, симпозиумов, круглых столов и так далее. Центр медиаисследований может предоставить стратегию для развития китайско-российского сотрудничества в области СМИ, особенно китайско-российских отношений, и обсудить актуальные темы китайско-российских отношений или острые вопросы международного общения.
3. В полной мере оценить роль университетов и исследовательских институтов в обучении журналистов для медиавзаимодействия.
Благодаря углублению обменов и сотрудничества между Китаем и Россией в области политики, экономики, культуры, науки и технологии, Китай и Россия уделяют все больше внимания подготовке высококачественных китайских и российских мультимедийных журналистов. В последние годы некоторые китайские и российские университеты или исследовательские институты достигли определенных успехов в совместной подготовке молодых мультимедийных журналистов.
Университет коммуникаций Китая и Московский университет на протяжении многих лет поддерживают дружеские контакты и сотрудничество в области академических обменов и научных исследований. 16-е заседание Китайско-российского комитета по гуманитарному сотрудничеству регламентировало укрепление подготовки кадров для средств массовой информации и укрепление связей между китайскими и российскими университетами. В 2016 году в Пекине был основан «Союз российских и китайских университетов журналистского образования». Первыми членами стали 35 университетов и институтов из Китая и России, в том числе Китайский университет Жэньминь, Пекинский университет, Университет Цинхуа, Университет Фудань, Университет коммуникаций Китая, Пекинский университет иностранных языков, Университет Хэйлунцзян ,Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Московский государственный институт международных отношений и Московский государственный лингвистический университет и другие китайские и российские университеты.



