Психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты психических состояний студентов 8
1.1 Понятие психического состояния 8
1.2 Психологические особенности студентов 18
1.3 Особенности психических состояний студентов 26
2. Методы и организация исследования эмпирического исследования
психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы и методики исследования психических состояний студентов . 37
2.3 Психические состояния в учебной деятельности студентов различных
курсов обучения 39
2.4 Практические рекомендации, направленные на преодоление
негативных психических состояний у студентов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Теоретические аспекты психических состояний студентов 8
1.1 Понятие психического состояния 8
1.2 Психологические особенности студентов 18
1.3 Особенности психических состояний студентов 26
2. Методы и организация исследования эмпирического исследования
психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Методы и методики исследования психических состояний студентов . 37
2.3 Психические состояния в учебной деятельности студентов различных
курсов обучения 39
2.4 Практические рекомендации, направленные на преодоление
негативных психических состояний у студентов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебно-профессиональная деятельность является ведущей деятельностью в студенческом возрасте, представляющем собой юношеский период развития человека, знаменующий собой начало самостоятельной, взрослой жизни. Традиционно учебно-профессиональная деятельность определяется как деятельность студента по овладению знаниями, умениями, навыками благодаря решению специально поставленных преподавателем учебно-профессиональных задач [9, с.17]. В то же время в психологической литературе учебно-профессиональная деятельность рассматривается и как деятельность, направленная на саморазвитие студента, становление его субъектного опыта [17, с.22].
Как показывают психологические исследования, одними из существенных оснований поведения, деятельности и различных форм взаимодействия субъекта с окружающим миром являются психические состояния [1, с.54]. Порождаясь деятельностью, психические состояния не только являются ее неотъемлемым компонентом, но и активно выполняют функцию ее регуляции.
Проблеме психических состояний посвящено большое число теоретических работ и экспериментальных исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн [51], А.Н.Леонтьев [32], В.К.Вилюнас [10], К.Изард [22], и др.). Особенности психических состояний студентов как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания. Имеются немногочисленные исследования, в которых рассматриваются отдельные свойства и проявления психических состояний. Почти не изучены вопросы проявления психических состояний студентов различных курсов обучения.
Изучением психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности занимались Л. М. Аболин, И. А. Васильев,
Л. В. Винокурова, Г. Ш. Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н. Б. Пасынкова, Н. М. Пейсахов, А. О. Прохоров, В. П. Шарай и др. Хотя работы этих авторов являются значительным вкладом в разработку проблемы, в них изучены не все ее аспекты. Не рассматривались, например, в полной мере вопросы, связанные с динамикой негативных психических состояний студентов высших профессиональных учебных заведений в процессе подготовки и сдачи экзаменов.
Системный анализ психических явлений является многомерным, сложно организованным и развивающимся.
Специфика системного познания состоит в возможности описания, объяснения и понимания интегральных образований психики и поведения. В этом контексте психические явления должны изучаться в их динамике и развитии, так как целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как "полисистемный процесс" [2, с.32].
Анализ литературных источников по данной проблеме показал недостаточное количество соответствующих методик. Поэтому для изучения психических состояний студентов различных курсов обучения была разработана анкета. В контексте нашего исследования эмоционально-нейтральный период - период учебной деятельности, включающий получение теоретико-практических знаний, умений и навыков по комплексу запланированных дисциплин, информации, базирующихся на научной основе, предполагает преобладание оптимальных психических состояний, соответствующих нормам и правилам сосуществования людей в обществе, а эмоционально-окрашенный период напряженный период учебной деятельности, включающий проверку знаний в форме итоговой аттестации, модульных контролей, зачета, экзамена, защиты выпускных, дипломных, магистерских работ, предполагает нервно-психическое напряжение, проявление деструктивных психических состояний.
Вместе с тем, можно констатировать наличие существующих противоречий:
- между необходимостью исследования психических состояний студентов различных курсов обучения и недостаточной разработанностью методик их исследования.
- между недостаточной методической разработанностью проблемы психических состояний студентов различных курсов обучения и потребностью вузов в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Проблема исследования: каковы особенности проявления
психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Цель исследования - изучить психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Объект исследования - психические состояния студентов.
Предмет исследования - особенности проявления психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Задачи исследования:
- определить понятие психического состояния в психологии;
- рассмотреть психологические особенности студентов;
- описать особенности психических состояний студентов в учебной деятельности;
- организовать и провести эмпирическое исследование психических состояний студентов различных курсов обучения;
- проанализировать результаты исследования психических состояний студентов различных курсов обучения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существуют различия в проявлении психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Методологической основой исследования являются положения отечественной психологии о причинной обусловленности психических состояний, об их динамичности, о том, что психические свойства - и предпосылка и результат поведения личности, выработанные Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и др.; фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский и др.). Базовыми для исследования являются идеи и концепции общей психологии, психологии развития, психофизиологии (Н.Д.Левитов, Л.В.Куликов, В.А.Ганзен, М.Ю.Горький и др.).
Непосредственной теоретико-методологической основой исследования стали теоретические принципы и положения концепции психических состояний, предложенные А. О. Прохоровым.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, эксперимента, включали: анкетирование и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении психических состояний с позиции их проявления студентами на разных курсах обучения. Создана методологическая база исследования психических состояний студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении теоретических аспектов психических состояний студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на преодоление негативных психических состояний у студентов. Данные рекомендации могут быть использованы преподавателями вузов. В исследовании проанализированы особенности проявления психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Достоверность исследования. Достоверность определяется использованием результатов, основанных на научных, доказанных выводах, полученных с помощью стандартизированных, проверенных практикой методов, подвергнутых многократным проверкам, соответствующих результатам других научных исследований, прошедших статистическую проверку.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Как показывают психологические исследования, одними из существенных оснований поведения, деятельности и различных форм взаимодействия субъекта с окружающим миром являются психические состояния [1, с.54]. Порождаясь деятельностью, психические состояния не только являются ее неотъемлемым компонентом, но и активно выполняют функцию ее регуляции.
Проблеме психических состояний посвящено большое число теоретических работ и экспериментальных исследований, как в зарубежной, так и отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн [51], А.Н.Леонтьев [32], В.К.Вилюнас [10], К.Изард [22], и др.). Особенности психических состояний студентов как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания. Имеются немногочисленные исследования, в которых рассматриваются отдельные свойства и проявления психических состояний. Почти не изучены вопросы проявления психических состояний студентов различных курсов обучения.
Изучением психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности занимались Л. М. Аболин, И. А. Васильев,
Л. В. Винокурова, Г. Ш. Габдреева, М. М. Гарифуллина, Ю. М. Десятникова, Э. Л. Носенко, Н. Б. Пасынкова, Н. М. Пейсахов, А. О. Прохоров, В. П. Шарай и др. Хотя работы этих авторов являются значительным вкладом в разработку проблемы, в них изучены не все ее аспекты. Не рассматривались, например, в полной мере вопросы, связанные с динамикой негативных психических состояний студентов высших профессиональных учебных заведений в процессе подготовки и сдачи экзаменов.
Системный анализ психических явлений является многомерным, сложно организованным и развивающимся.
Специфика системного познания состоит в возможности описания, объяснения и понимания интегральных образований психики и поведения. В этом контексте психические явления должны изучаться в их динамике и развитии, так как целостность и дифференцированность психических явлений возникают, формируются или разрушаются в ходе развития индивида, которое выступает как "полисистемный процесс" [2, с.32].
Анализ литературных источников по данной проблеме показал недостаточное количество соответствующих методик. Поэтому для изучения психических состояний студентов различных курсов обучения была разработана анкета. В контексте нашего исследования эмоционально-нейтральный период - период учебной деятельности, включающий получение теоретико-практических знаний, умений и навыков по комплексу запланированных дисциплин, информации, базирующихся на научной основе, предполагает преобладание оптимальных психических состояний, соответствующих нормам и правилам сосуществования людей в обществе, а эмоционально-окрашенный период напряженный период учебной деятельности, включающий проверку знаний в форме итоговой аттестации, модульных контролей, зачета, экзамена, защиты выпускных, дипломных, магистерских работ, предполагает нервно-психическое напряжение, проявление деструктивных психических состояний.
Вместе с тем, можно констатировать наличие существующих противоречий:
- между необходимостью исследования психических состояний студентов различных курсов обучения и недостаточной разработанностью методик их исследования.
- между недостаточной методической разработанностью проблемы психических состояний студентов различных курсов обучения и потребностью вузов в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Проблема исследования: каковы особенности проявления
психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Цель исследования - изучить психические состояния в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Объект исследования - психические состояния студентов.
Предмет исследования - особенности проявления психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Задачи исследования:
- определить понятие психического состояния в психологии;
- рассмотреть психологические особенности студентов;
- описать особенности психических состояний студентов в учебной деятельности;
- организовать и провести эмпирическое исследование психических состояний студентов различных курсов обучения;
- проанализировать результаты исследования психических состояний студентов различных курсов обучения.
Гипотеза исследования. Предполагается, что существуют различия в проявлении психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Методологической основой исследования являются положения отечественной психологии о причинной обусловленности психических состояний, об их динамичности, о том, что психические свойства - и предпосылка и результат поведения личности, выработанные Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым и др.; фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский и др.). Базовыми для исследования являются идеи и концепции общей психологии, психологии развития, психофизиологии (Н.Д.Левитов, Л.В.Куликов, В.А.Ганзен, М.Ю.Горький и др.).
Непосредственной теоретико-методологической основой исследования стали теоретические принципы и положения концепции психических состояний, предложенные А. О. Прохоровым.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, эксперимента, включали: анкетирование и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении психических состояний с позиции их проявления студентами на разных курсах обучения. Создана методологическая база исследования психических состояний студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении теоретических аспектов психических состояний студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на преодоление негативных психических состояний у студентов. Данные рекомендации могут быть использованы преподавателями вузов. В исследовании проанализированы особенности проявления психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Достоверность исследования. Достоверность определяется использованием результатов, основанных на научных, доказанных выводах, полученных с помощью стандартизированных, проверенных практикой методов, подвергнутых многократным проверкам, соответствующих результатам других научных исследований, прошедших статистическую проверку.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В психологии наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т.е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.
Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н.Д.Левитова, психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Опираясь на данное определение, Н.Д.Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие: состояния личностные и ситуативные;
состояния более глубокие и более поверхностные; состояния, положительно или отрицательно действующие на человека; состояния продолжительные и кратковременные; состояния более или менее осознанные.
Подводя итоги проделанной работе, отметим, что, на наш взгляд, наиболее удачным словосочетанием, отражающим суть «психического состояния», являющимся его наиболее релевантным аналогом, является термин-словосочетание «psychological states». Оно наиболее полно раскрывает психическое состояние как синдром (функциональный комплекс), имеющий различные проявления. В то же время, при переводе термина «состояние» на английский язык необходимо учитывать качество доминирующего компонента состояния. Так, эмоциональные состояния (радость, гнев и др.) более правильно переводить как «emotional state» или «emotion», а при переводе интеллектуальных состояний (удивление, сомнение и др.) допускается термин «mental state».
Функция психических состояний, сопровождающих процесс учебной деятельности, определяется их целесообразностью, которая предопределена природой и поэтому должна быть только позитивной. Позитивное психическое состояние - это целостная характеристика эффективности деятельности психики за определенный отрезок времени, которая демонстрирует сознанию позитивный характер субъективных переживаний, расширяющий сознание эффект в познавательной деятельности.
В структуру психического состояния входят разного уровня и интенсивности субъективные переживания: переживание собственного физического благополучия и активности (субъективное отражение динамики психических функций); интереса к деятельности (оценка побудительных мотивов); эмоционального спокойствия; удовлетворённости (позитивная субъективная оценка успешности деятельности); позитивное настроение эмоций.
Сегодня студенческой молодежи присущи, с одной стороны, недостаточная внутренняя профессиональная мотивация, с другой — сильная эмоциональная отзывчивость, желание проявить себя, самоутвердиться в выбранной профессии. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.
Успех в профессиональной деятельности является лучшим мотиватором интереса и стимулом успешного обучения. Правильная организация производственной практики, работа с реальными клиентами помогает обучающимся успешно осваивать профессиональные компетенции.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования успешной профессиональной деятельности будущего специалиста в сфере сервиса есть непрерывный процесс, заключенный в поэтапном овладении профессиональными компетенциями как умением или способностью интегрировать взаимосвязанные виды профессиональной деятельности (коммуникативную, диагностико-профилактическую, технологоэстетическую, художественно-технологическую) в контексте личностноориентированной профессиональной траектории развития. Сформированность каждой профессиональной компетенции определяется через критерии: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно - практический и рефлексивный.
В ходе эмпирического исследования было установлено следующее.
Для студентов 1 курса значимо чаще характерно следующее.
По сравнению со студентами 2, 3 и 4 курса:
- проявления статуса не благоприятного состояния самочувствия.
- проявления статуса не благоприятного состояния активности.
- проявления статуса не благоприятного настроения, им характерно сниженное настроение, они пассивны, испытывают тягостные чувства.
Для студентов 2 курса значимо чаще характерно следующее.
По сравнению со студентами 3 курса:
- проявления статуса благоприятного настроения, им характерно хорошее настроение, они бодры, не испытывают никаких тягостных чувств, им все доступно и всё в радость.
По сравнению со студентами 4 курса:
- проявления статуса благоприятного состояния самочувствия.
- проявления статуса благоприятного состояния активности.
- проявления статуса благоприятного настроения, им характерно хорошее настроение, они бодры, не испытывают никаких тягостных чувств, им все доступно и всё в радость.
Для студентов 3 курса значимо чаще характерно следующее.
По сравнению со студентами 4 курса:
- проявления статуса благоприятного состояния самочувствия.
- проявления статуса благоприятного состояния активности.
- проявления статуса благоприятного настроения, им характерно хорошее настроение, они бодры, не испытывают никаких тягостных чувств, им все доступно и всё в радость.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 2 и 3 курса, имеют высокий уровень тревожности и низкий уровень спокойствия. Они озабочены, чувствуют себя скованно, встревожено, переживают некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозны, волнуются, раздражены.
Студенты 2 и 3 курса определили у себя низкий уровень тревожности и высокий уровень спокойствия. Для них является характерным ощущение полного благополучия, уверенность и чувство непринужденности, исключительная хладнокровность, на редкость уверенность и отсутствие волнения, непоколебимая уверенность в себе.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 3 курса, так же, как студенты 4 курса, по сравнению со студентами 2 курса, выявили низкий уровень энергичности и высокий уровень усталости. Такие респонденты оценивают себя как неинициативных, пассивных, инертных.
Студенты 2 и 3 курса определили наличие энергии, сильную потребность в действии, испытывают порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 2 и 3 курса, выявили высокий уровень подавленности и беспомощности и низкий уровень приподнятости. Такие респонденты имеют подавленное и несколько унылое настроение.
Студенты 2 и 3 курса определили наличие очень хорошего самочувствия, жизнерадостности. Такие студенты постоянно возбуждены, находятся в приподнятом состоянии, испытывают восторженность и жизнерадостность. Всегда в хорошем расположении духа.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 2, 3 и 4 курса, беспомощны и не уверены в себе. Они считают, что их умения и способности ограничены. Подавлены своей слабостью и недостатком способностей, такие студенты чувствуют себя жалкими и несчастными, они устал от своей некомпетентности.
Студенты 2, 3 и 4 курса выявили высокий уровень уверенности в себе. Они уверены в себе, для них нет ничего невозможного. У них способностей достаточно и перспективы хорошие.
Установлено, что у студентов I курса чаще учеба ассоциируется с негативными эмоциями и чувствами, что может быть связано с незавершенным адаптационным периодом обучения в вузе, разочарованием в выбранной специальности и/или вузе.
Для второкурсников более типичны положительные эмоциональные состояния: вдохновение, уважение, бодрость, приподнятость, уверенность в себе. На III курсе так же преобладают положительные эмоциональные состояния. При этом, необходимо отметить их многообразие. У студентов IV курса выявлена уверенность, которая может быть связана с этапом прохождения практики и осознанием правильности выбранной профессии, уверенности, что и на практическом этапе у них определились достаточные умения для дальнейшего развития.
В то же время, для студентов всех курсов характерно достаточно интенсивное проявление такого эмоционального состояния, как усталость. Возможно, это объясняется большой интеллектуальной и физической нагрузкой студентов, определяемой спецификой содержания и организации обучения в вузе (большим объемом заучиваемой наизусть информации, переездами из одних учебных корпусов в другие).
Такие эмоции, как гордость, интерес, спокойствие, уважение, уверенность, удовлетворенность, удовольствие назывались студентами всех курсов. Такие эмоции, как безопасность, блаженство, восторг, признательность, самодовольство, сопричастность были названы только студентами I курса. Такие эмоции, как доверие, оправдание ожиданий, признательность были названы только студентами II курса. Такие эмоции, как веселье, оценка по достоинству свойственна только студентам III курса, при этом, появились общие эмоции со студентами IV курса - мечтательность, надежда, оправдание ожиданий, признательность, расслабленность. Студенты IV курса не определили эмоций, отличных от других курсов.
Отметим, что такие эмоции, как разочарование, растерянность, тревога были названы студентами всех курсов.
Такие эмоции, как гнев, досада, жалость, недоверие, огорчение, отвращение, отчаяние, печаль, презрение, были названы только студентами I курса. Такие эмоции, как волнение, недоверие, обида, подозрение, скука, смятение, сомнение, усталость были названы только студентами II курса. Такие эмоции, как нетерпеливость характерна только для студентов III курса. Такие эмоции, как опасение свойственно для студентов IV курса.
При этом, отметим, что на 3 и IV курсе появилась эмоция цинизма.
Таким образом, студенты, описывая свои психические состояния в учебной деятельности, чаще используют одинаковые положительные эмоции и более разнообразные негативные эмоции.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что существуют различия в проявлении психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Так, по мнению Н.Д.Левитова, психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Опираясь на данное определение, Н.Д.Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие: состояния личностные и ситуативные;
состояния более глубокие и более поверхностные; состояния, положительно или отрицательно действующие на человека; состояния продолжительные и кратковременные; состояния более или менее осознанные.
Подводя итоги проделанной работе, отметим, что, на наш взгляд, наиболее удачным словосочетанием, отражающим суть «психического состояния», являющимся его наиболее релевантным аналогом, является термин-словосочетание «psychological states». Оно наиболее полно раскрывает психическое состояние как синдром (функциональный комплекс), имеющий различные проявления. В то же время, при переводе термина «состояние» на английский язык необходимо учитывать качество доминирующего компонента состояния. Так, эмоциональные состояния (радость, гнев и др.) более правильно переводить как «emotional state» или «emotion», а при переводе интеллектуальных состояний (удивление, сомнение и др.) допускается термин «mental state».
Функция психических состояний, сопровождающих процесс учебной деятельности, определяется их целесообразностью, которая предопределена природой и поэтому должна быть только позитивной. Позитивное психическое состояние - это целостная характеристика эффективности деятельности психики за определенный отрезок времени, которая демонстрирует сознанию позитивный характер субъективных переживаний, расширяющий сознание эффект в познавательной деятельности.
В структуру психического состояния входят разного уровня и интенсивности субъективные переживания: переживание собственного физического благополучия и активности (субъективное отражение динамики психических функций); интереса к деятельности (оценка побудительных мотивов); эмоционального спокойствия; удовлетворённости (позитивная субъективная оценка успешности деятельности); позитивное настроение эмоций.
Сегодня студенческой молодежи присущи, с одной стороны, недостаточная внутренняя профессиональная мотивация, с другой — сильная эмоциональная отзывчивость, желание проявить себя, самоутвердиться в выбранной профессии. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические методы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.
Успех в профессиональной деятельности является лучшим мотиватором интереса и стимулом успешного обучения. Правильная организация производственной практики, работа с реальными клиентами помогает обучающимся успешно осваивать профессиональные компетенции.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования успешной профессиональной деятельности будущего специалиста в сфере сервиса есть непрерывный процесс, заключенный в поэтапном овладении профессиональными компетенциями как умением или способностью интегрировать взаимосвязанные виды профессиональной деятельности (коммуникативную, диагностико-профилактическую, технологоэстетическую, художественно-технологическую) в контексте личностноориентированной профессиональной траектории развития. Сформированность каждой профессиональной компетенции определяется через критерии: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностно - практический и рефлексивный.
В ходе эмпирического исследования было установлено следующее.
Для студентов 1 курса значимо чаще характерно следующее.
По сравнению со студентами 2, 3 и 4 курса:
- проявления статуса не благоприятного состояния самочувствия.
- проявления статуса не благоприятного состояния активности.
- проявления статуса не благоприятного настроения, им характерно сниженное настроение, они пассивны, испытывают тягостные чувства.
Для студентов 2 курса значимо чаще характерно следующее.
По сравнению со студентами 3 курса:
- проявления статуса благоприятного настроения, им характерно хорошее настроение, они бодры, не испытывают никаких тягостных чувств, им все доступно и всё в радость.
По сравнению со студентами 4 курса:
- проявления статуса благоприятного состояния самочувствия.
- проявления статуса благоприятного состояния активности.
- проявления статуса благоприятного настроения, им характерно хорошее настроение, они бодры, не испытывают никаких тягостных чувств, им все доступно и всё в радость.
Для студентов 3 курса значимо чаще характерно следующее.
По сравнению со студентами 4 курса:
- проявления статуса благоприятного состояния самочувствия.
- проявления статуса благоприятного состояния активности.
- проявления статуса благоприятного настроения, им характерно хорошее настроение, они бодры, не испытывают никаких тягостных чувств, им все доступно и всё в радость.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 2 и 3 курса, имеют высокий уровень тревожности и низкий уровень спокойствия. Они озабочены, чувствуют себя скованно, встревожено, переживают некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозны, волнуются, раздражены.
Студенты 2 и 3 курса определили у себя низкий уровень тревожности и высокий уровень спокойствия. Для них является характерным ощущение полного благополучия, уверенность и чувство непринужденности, исключительная хладнокровность, на редкость уверенность и отсутствие волнения, непоколебимая уверенность в себе.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 3 курса, так же, как студенты 4 курса, по сравнению со студентами 2 курса, выявили низкий уровень энергичности и высокий уровень усталости. Такие респонденты оценивают себя как неинициативных, пассивных, инертных.
Студенты 2 и 3 курса определили наличие энергии, сильную потребность в действии, испытывают порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 2 и 3 курса, выявили высокий уровень подавленности и беспомощности и низкий уровень приподнятости. Такие респонденты имеют подавленное и несколько унылое настроение.
Студенты 2 и 3 курса определили наличие очень хорошего самочувствия, жизнерадостности. Такие студенты постоянно возбуждены, находятся в приподнятом состоянии, испытывают восторженность и жизнерадостность. Всегда в хорошем расположении духа.
Студенты 1 курса, по сравнению со студентами 2, 3 и 4 курса, беспомощны и не уверены в себе. Они считают, что их умения и способности ограничены. Подавлены своей слабостью и недостатком способностей, такие студенты чувствуют себя жалкими и несчастными, они устал от своей некомпетентности.
Студенты 2, 3 и 4 курса выявили высокий уровень уверенности в себе. Они уверены в себе, для них нет ничего невозможного. У них способностей достаточно и перспективы хорошие.
Установлено, что у студентов I курса чаще учеба ассоциируется с негативными эмоциями и чувствами, что может быть связано с незавершенным адаптационным периодом обучения в вузе, разочарованием в выбранной специальности и/или вузе.
Для второкурсников более типичны положительные эмоциональные состояния: вдохновение, уважение, бодрость, приподнятость, уверенность в себе. На III курсе так же преобладают положительные эмоциональные состояния. При этом, необходимо отметить их многообразие. У студентов IV курса выявлена уверенность, которая может быть связана с этапом прохождения практики и осознанием правильности выбранной профессии, уверенности, что и на практическом этапе у них определились достаточные умения для дальнейшего развития.
В то же время, для студентов всех курсов характерно достаточно интенсивное проявление такого эмоционального состояния, как усталость. Возможно, это объясняется большой интеллектуальной и физической нагрузкой студентов, определяемой спецификой содержания и организации обучения в вузе (большим объемом заучиваемой наизусть информации, переездами из одних учебных корпусов в другие).
Такие эмоции, как гордость, интерес, спокойствие, уважение, уверенность, удовлетворенность, удовольствие назывались студентами всех курсов. Такие эмоции, как безопасность, блаженство, восторг, признательность, самодовольство, сопричастность были названы только студентами I курса. Такие эмоции, как доверие, оправдание ожиданий, признательность были названы только студентами II курса. Такие эмоции, как веселье, оценка по достоинству свойственна только студентам III курса, при этом, появились общие эмоции со студентами IV курса - мечтательность, надежда, оправдание ожиданий, признательность, расслабленность. Студенты IV курса не определили эмоций, отличных от других курсов.
Отметим, что такие эмоции, как разочарование, растерянность, тревога были названы студентами всех курсов.
Такие эмоции, как гнев, досада, жалость, недоверие, огорчение, отвращение, отчаяние, печаль, презрение, были названы только студентами I курса. Такие эмоции, как волнение, недоверие, обида, подозрение, скука, смятение, сомнение, усталость были названы только студентами II курса. Такие эмоции, как нетерпеливость характерна только для студентов III курса. Такие эмоции, как опасение свойственно для студентов IV курса.
При этом, отметим, что на 3 и IV курсе появилась эмоция цинизма.
Таким образом, студенты, описывая свои психические состояния в учебной деятельности, чаще используют одинаковые положительные эмоции и более разнообразные негативные эмоции.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что существуют различия в проявлении психических состояний в учебной деятельности студентов различных курсов обучения.
Подобные работы
- Феноменологические особенности познавательных психических состояний студентов различных курсов обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2017 - СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Психические состоянии и учебной деятельности магистров различных курсов обучения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Динамические особенности познавательных состояний студентов в ходе учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Рефлексия познавательных психических состояний студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Динамика познавательных состояний студентов с разным уровнем рефлексии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



