Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы

Работа №33318

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы32
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
432
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы 5
1.1 Учебник по русскому языку УМК «Школа России» как средство обучения 5
1.2 Анализ содержания учебников УМК «Школа России» с точки зрения формирования у младших школьников умения работать с упражнениями на уроках русского языка 9
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Экспериментальное исследование уровня сформированности у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы (УМК «Школа России») 21
2.1 Процедура и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 23
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 33


Актуальность исследования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (Далее – ФГОС НОО), учебник предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Учебник нового типа со всеми его структурными компонентами – целостная психолого-дидактическая система. Ее составляют синтез ряда наук и неразрывно связанная с ним культура, которая, прежде всего, представлена художественными и познавательными текстами. Это стало основополагающей идеей создания таких учебников. Причем синтез наук включает современную лингвистику, литературоведение, общую и педагогическую психологию, дидактику, возрастную физиологию, логику, а также методику, обслуживающую эту целостную, синтетическую систему.
В настоящее время работа с учебником на уроках русского языка в начальной школе не вызывает проблемы у учителей, при этом существует проблема формирования у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы. В условиях малокомплектной школы на уроках русского языка большое внимание уделяется самостоятельной деятельности учащихся. Если у учащихся 2-4 классов уже сформированы начальные умения самостоятельно работать с упражнениями учебника русского языка, то у учащихся 1-го класса данный вид деятельности вызывает особенные затруднения. В этой связи данное исследование направлено на изучение проблемы формирования у младших школьников умения работать с упражнениями в условиях малокомплектной школы (УМК «Школа России»).
Цель исследования – изучить проблему формирования у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру учебника русского языка (УМК «Школа России»).
2. Определить возможности учебников по русскому языку (УМК «Школа России») для создания условий по формированию у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка.
3. Выявить в эмпирическом исследовании уровень сформированности у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у учащихся 4-го класса уровень сформированности умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы будет выше, чем у учащихся 3-го класса.
Объект исследования – умения работать с упражнениями учебника русского языка.
Предмет исследования – проблема формирования у младших школьников умения работать с упражнениями учебника русского языка в условиях малокомплектной школы.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение.
Методологическую основу работы составили научные труды П.С. Жодек, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, В.Г. Горецкого и др. Проблема формирования у учащихся начальной школы умения работать с упражнениями учебника на уроках русского языка раскрыт в исследованиях Т.А. Креславской, Е.В. Мельниковой, Т.И. Савенковой, Л.Г. Саяховой и др.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основным средством реализации программного материала является учебник. Учебник, как основное пособие определяет деятельность в педагогическом процессе и учителя и ученика. Материалом, его расположением и последовательностью, характером заданий и системой, учебник как бы подсказывает учителю тот методический путь, по которому он должен идти в соей работе. Хорошо организованная и систематически поставленная работа по учебнику, является одним из решающих условий успешного усвоения обучающимися знаний по русскому языку. Работа с учебником, усвоение его материала – главный момент на уроке.
Учебники русского языка для 1-4 классов УМК «Школа России» построены по принципу изучения разных сторон языка посредством упражнений, проведения сравнений, противопоставлений, классификации грамматических явлений. Материал расположен ступенчато, по классам для того, чтобы каждое понятие о том или ином явлении языка и грамматики развивалось у обучающихся постепенно, с определённым нарастанием трудностей, с опорой на изученное. Такое равномерное, рациональное распределение материала по классам важно и с точки зрения постепенного привития навыков самостоятельности.
В некоторых случаях может быть выполнено не все упражнения, а только часть его, в другом – тексты упражнений могут быть использованы для выборочных диктантов, или несколько изменены задания, или взять их для написания под диктовку, что часто в своей работе делаю я. Итак, необходимо приучать школьников сознательно пользоваться учебником для получения знаний, а не только выполнять по нему упражнения. Основная цель учебника заключается в том, чтобы с его помощью обучающиеся получали стройную систему знаний и могли воспроизводить и закреплять полученные знания.
В ходе проведенного экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что преобладание среднего и низкого уровней сформированности умения самостоятельно выполнять упражнения на уроках русского языка у учащихся 3-го класса и среднего уровня у учащихся 4-го класса можно объяснить тем, что в начальной школе ещё не каждый обучающийся может самостоятельно перестроить известный ему способ решения задачи, однако он способен принять правильное решение с помощью учителя.
Таким образом, современный учебник русского языка для начальной школы (УМК «Школа России») в контексте новых образовательных стандартов – это коммуникативно-ориентированный учебник, с реализованными в нем системно-деятельностным, текстоцентрическим, коммуникативно-когнитивным и культурологическим подходами, обеспечивающими личностные, метапредметные и предметные результаты, заявленные ФГОС.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. – Москва : Издательский центр «Академия». 2010. – 448 с.
2. Аркадьева, Э. В. Живая методика преподавания русского языка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Э. В. Аркадьева. – Москва : Дрофа, 2005. – 345 с.
3. Байбородова, Л. В. Воспитание и обучение в сельской малочисленной школе [Текст] / Л. В. Байбородова. – Ярославль, 2013. – 340 с.
4. Бутенко, А. В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в малокомплектной школе [Текст] / А. В. Бутенко // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 587-588.
5. Гамазкова, О. В. Современный учебник по русскому языку для младших школьников [Текст] / О. В. Гамазкова: материалы 3 конгресса РОПРЯЛ. – Санкт-Петербург : Мирс, 2012. – 127 с.
6. Гузиекова, С. М. Инновационные подходы в методике преподавания русского языка [Текст] / С. М. Гузиекова, С. К. Хачак // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – № 2. – 2013. – С. 4-6.
7. Гужова, З. В. Организация и содержание одновременной работы с разными классами на однопредметных уроках [Текст] / З. В. Гужова // Педагогика. – 2009. – №9. – С. 60 – 65.
8. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для СПО [Текст] / Т. И. Зиновьева и др. – Москва : Наука, 2016. – 309 c.
9. Ермолаева, М. Г. Современный урок : анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие [Текст] / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 225 с.
10. Какорина, Е. В. О базовых принципах и методах преподавания русского языка в школе [Текст] / Е. В. Какорина // Начальная школа. – № 7. – 2018. – С. 22-24.
11. Карабанова, О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы [Текст] / О. А. Карабанова // Управление начальной школы – 2014. – №12 – С. 9-11.
12. Креславская, Т. А. Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной сельской школе [Текст] / Т. А. Креславская // Наука и школа. – 2009. – № 11. – С. 81–84.
13. Лысакова, И. П. Русский язык в сельских школах [Текст] / И. П. Лысакова : методика обучения русскому языку. – Москва : Дрофа, 2004. – 213 с.
14. Львов, М. Р. Русский язык в школе : история преподавания [Текст] / М. Р. Львов. – Москва : Академия, 2012. – 452 с.
15. Мельникова, Е. В. Развитие общеучебных умений – путь к функционально-грамотной личности [Текст] / Е. В. Мельникова // Начальная школа плюс До и После – 2016. – №9. – С. 3-14.
16. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2016. – 120 с.
17. Рабочая программа учебного предмета по русскому языку : составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы курса русского языка для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого «Русский язык» [Текст]. – Москва : Просвещение, 2012. – 126 с.
18. Русский язык. 1 класс. [Текст] / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 211 с.
19. Русский язык. 2 класс. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 199 с.
20. Русский язык. 2 класс. 2 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 203 с.
21. Русский язык. 3 класс. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 211 с.
22. Русский язык. 3 класс. 2 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 215 с.
23. Русский язык. 4 класс. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 224 с.
24. Русский язык. 4 класс. 2 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2013. – 247 с.
25. Рябухина, Е. А. Теоретические основы моделирования обучения русскому языку в школе в логике компетентностного подхода [Текст] / Е. А. Рябухина. – Пермь : ПГПУ, 2012. – 183 с.
26. Савенкова, Т. И. Организация учебной деятельности учащихся в условиях малокомплектной школы [Текст] / Т. И. Савенкова // Педагогика. – 2014. – №17. – С. 7–20.
27. Саяхова, Л. Г. Учебник русского языка : соответствие ФГОС [Текст] / Л. Г. Саяхова : материалы 3 конгресса РОПРЯЛ. – Санкт-Петербург : Мирс, 2012. – 104 с.
28. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное [Текст] / М. С. Соловейчик, П. С. Жодек, В. Г. Горецкий и др. – Москва : Академия, 2015. – 456 с.
29. Судакова, Н. Л. Программа по русскому языку для 1-4 классов [Текст] / Н. Л. Судакова, М. И. Шурпаева. – Махачкала : Издательство НИИ педагогики, 2015. – 286 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ