ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты изучения уровня и качества жизни населения как
объекта государственного управления 6
1.1 Понятие уровня и качества жизни населения 6
1.2 Индикаторы уровня и качества жизни населения в России и Республике
Татарстан 13
1.3 Государственное регулирование качества жизни населения 21
2 Управление уровнем и качеством жизни населения в муниципальном
образовании город Набережные Челны 30
2.1 Общая характеристика деятельности Управления экономического
развития и поддержки предпринимательства муниципального образования города Набережные Челны 30
2.2 Мониторинг уровня и качества жизни населения в муниципальном
образовании город Набережные Челны 35
3 Анализ деятельности органов местного самоуправления и предложения по
улучшению качества жизни населения города Набережные Челны 47
3.1 Анализ деятельности органов местного самоуправления города
Набережные Челны по повышению уровня и качества жизни населения 47
3.2 Рекомендации по повышению уровня и качества жизни населения
города Набережные Челны 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Одна из приоритетных задач государственной и муниципальной политики - повышение уровня и качества жизни населения. Современная макроэкономическая ситуация ставит перед российскими органами власти непростую задачу: в условия экономического спада максимально выполнить свои социальные обязательства перед населением страны в целом, и каждого региона, в частности, и предотвратить существенное ухудшение уровня и качества его жизни [23, с.328].
Текущий экономический спад повлиял на снижение реального уровня жизни населения. Общий тренд за 2016-2018 годы - ухудшение уровня жизни населения, связанное, как с объективными данными по снижению реальной заработной платы, ростом цен и обесцениванием денег, задержками в зарплате, ростом безработицы, так и субъективным восприятием населения ухудшения ситуации.
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения [22, с.516].
Для определения перспектив развития экономики Российской Федерации возникает необходимость детального исследования различных сторон повышения жизненного уровня населения, в особенности на субфедеральном уровне. В качестве основы целесообразна подробная характеристика самого понятия жизненного уровня, связанного с важнейшими человеческими потребностями, выделение ряда наиболее значимых позиций, определяющих пути и меры осуществления эффективной социально-экономической политики. Базируясь на определении уровня жизни, закономерен переход к анализу показателей, его характеризующих. Их применение дает возможность оценки состояния уровня жизни населения России и соответствующей корректировки социально-экономической политики.
Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, отсутствие должного внимания к зарубежному опыту обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы.
Степень разработанности проблемы. При подготовке данной выпускной квалификационной работы были использованы результаты исследований ведущих специалистов в области изучения уровня и качества жизни, раскрывающие систему показателей, факторов и инструментов их регулирования, таких как: С. Айвазян, Н. Римашевская, Е. Кузнецова, А. Бачурин, Б. Генкин, В. Жеребин, Р. Кудрявцева, С. Кузнецов, Л. Нестеров, С. Глазьев, Г. Соловьева, А. Суворов, А. Суринов и др.
Целью исследования является изучение уровня и качества жизни населения как объекта муниципального управления и разработка рекомендаций по их повышению.
На основе данной цели были поставлены следующие задачи:
- обосновать теоретические подходы к определению уровня и качества жизни;
- исследовать показатели уровня и качества жизни в России, Республике Татарстан и г. Набережные Челны;
- выявить основные направления деятельности органов местного самоуправления муниципального образования г. Набережные Челны в области регулирования уровня и качества жизни населения;
- разработать рекомендации по повышению уровня и качества жизни населения г. Набережные Челны.
Объект исследования - муниципальное образование г. Набережные Челны.
Предмет исследования - показатели уровня и качества жизни населения г. Набережные Челны.
Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов в области изучения уровня и качества жизни населения. Информационная база проведенного исследования представлена законодательными актами федерального и регионального уровня, научными монографиями, статьями и авторефератами диссертаций по вопросам управления уровнем и качеством жизни населения страны и региона, отчетами Правительства, данными Госкомстата и других официальных источников.
Методическая основа исследования. В данной выпускной квалификационной работе использовались аналитический, сравнительный и логический и системный метод, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе исследованы теоретические основы уровня и качества жизни населения, рассмотрены показатели в России и Республике Татарстан, а также определены основные направления государственной политики в области регулирования уровня и качества жизни населения. Вторая глава посвящена оценке уровня и качества жизни населения города Набережные Челны. В третьей главе проведен анализ деятельности органов местного самоуправления города, а также сформулированы рекомендации по повышению уровня и качества жизни населения города.
Под качеством жизни в современных зарубежных концепциях понимают характеристику социально-экономических, политических, культурно - идеологических, экологических факторов и условия существования личности, положение человека в обществе. При этом понятие «качество жизни» формируется следующим образом: «качество жизни - это интегральная категория, которая качественно оценивает степень комфортности различных сфер жизни человека и уровня социально-духовного развития личности».
Уровень жизни населения можно определить как сложную социально - экономическую категорию, отражающую степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, образования, а также характеризует состояние здоровья, природную среду обитания и т.д.
Наиболее общим и популярным показателем и индикатором качества жизни и уровня развития стран мира является индекс развития человеческого потенциала (ИЧР), который зависит от трех показателей: продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения.
В итоге рассматривая индекс развития человеческого потенциала в целом как показатель, мы можем говорить о том, что уровень жизни в России не так уж и низок, однако определенно есть к чему стремиться и какие проблемы решать. Эти самые проблемы как раз-таки видны, при рассмотрении составляющих ИЧР: невысокая продолжительность жизни (проблемы здравоохранения и экологии), падение уровня грамотности (проблемы образования и культуры), а так экономические проблемы страны (зависимость от ресурсов и т.п.).
Что касается Республики Татарстан, то можно утверждать, что уровень жизни населения находится на достаточно высоком уровне. Республика Татарстан входит в число лидеров среди всех субъектов РФ по рейтингу регионов по качеству жизни и занимает 4-е место. Необходимо отметить, что Республика Татарстан была одним из первых субъектов Российской Федерации, применивших программный подход в стратегическом планировании. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года.
После проведения мониторинга основных индикаторов уровня и качества жизни населения города Набережные Челны, можно сделать вывод, что в целом для города характерен высокий уровень жизни населения, но имеются проблемы, несущие угрозу снижения уровня и качества жизни населения города в будущем, например:
- сокращение численности населения трудоспособного возраста и рост демографической нагрузки на трудоспособное население;
- миграция трудоспособного населения и наиболее активной молодежи;
- низкий уровень заработной платы и денежных доходов населения;
- проблема бедности, а именно высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- низкая заинтересованность молодежи в получении начального и среднего профессионального образования;
- недостаток и непрестижность вакансий на рынке труда, низкий уровень предлагаемой оплаты, плохие условия труда, дискриминация по признаку возраста;
- высокая востребованность медицинского обслуживания, проблема дефицита врачебных кадров;
- отсутствие интереса к общественно-полезной деятельности у населения.
- В целях снижения риска усугубления данных проблем, предложен план мероприятий, который может способствовать повышению уровня и качества жизни населения города Набережные Челны.
Целями Дорожной карты являются:
а) Повышение качества и уровня жизни населения в городе Набережные Челны;
б) обеспечение перспективного развития в г. Набережные Челны;
в) сохранение в городе высококвалифицированных специалистов и привлечение специалистов из других городов и регионов;
г) предоставление всем категориям населения возможность принять участие в решении проблем г. Набережные Челны, развитии ее инфраструктуры, общественно-политической, социальной и культурной жизни;
Реализация мероприятий «дорожной карты» позволит:
1) повысить уровень и качество жизни населения;
2) модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;
3) привлечь дополнительные инвестиции за счет внебюджетных источников на решение социально значимых проблем;
4) оптимизировать средства бюджета города, выделяемые на решение социальных проблем;
5) увеличить численность занятых.
Реализация данного плана мероприятий будет способствовать формированию организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения города Набережные Челны достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства РФ. - 2015. - №4.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 15.02.2016).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 №1662-р.
4. Стратегия социально-экономического развития Приволжского
федерального округа до 2020 года от 07.02.2011 Ш65-р.
5. Стратегия социально - экономического развития Республики Татарстан до 2030 года от 17.06.2015 Ж0-ЗРТ.
6. Стратегия социально - экономического развития города Набережные Челны до 2030 года от 07.04.2016 N7/6.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 №1662-р.
II. Монографии и научные статьи
8. Айвазян С.А. К методологии измерения синтетических категорий качества жизни населения /С.А. Айвазян // Экономика и математические методы. - 2017. - Т. 39. - № 2. - С.33-53.
9. Агапова Е.Н. Повышение качества жизни населения как важнейшая цель социальной политики муниципального образования /Е.Н. Агапова// Вопросы экономики и управления. - 2016. -№2.
10. Бойцова Б.В. Антология русского качества / Б.В. Бойцова// - М. : РИА Стандарты и качество, 2016 - 426с.
11. Глаголев С.Н., Гугелев А.В. Эволюция стандартов в области менеджмента качества /С.Н. Глаголев, А.В. Гугелев// Вестник Саратовского
государственного социально-экономического университета. - 2016. - № 1 (25). С.30-32.
12. Епинина В.С. Формирование эффективного механизма взаимодействия органов публичной власти и населения /В.С. Епинина// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС.-
2017. - №4. С. 188-194.С.192.
13. Марасанова А.А. Принципы оценки уровня жизни населения/ А.А. Марсанова// Известия ИГЭА.- 2016 -№5.
14. Прищепова А.О. Статистическое исследование индекса человеческого развития /А.О. Прищепова// Вопросы экономики и управления. - 2018. -№3.1.- С. 114-117.
15. Россошанский А.И., Чекмарева Е.А. Современное состояние и развитие теории и методологии исследования качества жизни населения /А.И. Россошанский, Е.А. Чекмарева// Проблемы развития территории. 2018 - №1 (81).
16. Сарайкина С.В. Качество жизни населения стран Тропической Африки: социально-географический анализ: автореф. дис. канд.соц. наук /
С.В.Сарайкина//.- М., 2016 - 21с.
17. Слинкова О.К. Уровень и качество жизни населения как результирующие показатели социально -экономического развития / Слинкова О.К.// Социально-экономические и общественные науки.
18. Амосов, Игорь Влияние демографических процессов на
национальную безопасность России / Игорь Амосов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 200 c.
19. Зеленин, Алексей Государственная молодежная политика РФ / Алексей Зеленин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 596 c.
20. Бычкова, Оксана Инновации развития молодежной политики России / Оксана Бычкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 319 c.
21. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. - М.: Минэкономразвития, 2017. - 88с.
22. Лобачева Е.Н. Экономическая теория: учебник / Е.Н. Лобачева. — М.: Academia, 2013. - 516с.
23. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов. - М.: Экзамен, 2015.—
328 с.
24. Румянцева В.Е. Национальная доктрина развития человеческого капитала / В.Е. Румянцева // Кадровый менеджмент. - 2015. — №3. — С. 56 — 59.
25. Сулакшин С.С. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / С.С. Сулакшин. — М.: Научный эксперт, 2016. — c 218.
26. Сухарев О.С. Эффективность социальной политики: методы оценки/ О.С. Сухарев // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. - №11. — С. 32.
27. Человеческое развитие: новое измерение социально -экономического прогресса: учебное пособие / под общ. ред. В.П. Колесова. — М.: Права человека, 2017. — 348с.
28. Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни - отражение инвестиций в человеческий капитал / О.В. Данилова // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. №15. — С. 56 —59.
29. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. — М.: Дело и Сервис, 2016. — 528с.
30. Зенькова А.В., Ляликова В.И. Основные факторы, влияющие на качество жизни населения // Экономика и управление. 2016. —14c.
31. Абдрахманова, И.И, Лубова Т.Н. Уровень жизни населения в России // Башкирский ГАУ. — Уфа-2017. — 311-312c.
32. Харченко, К.В. Муниципальное стратегическое планирование. От
теории к технологии / К.В. Харченко. - М.: Авторское издание, 2009. - 378 с.
33. Резник, С.Д. Менеджмент в социальных и экономических системах непроизводственной сферы. Учебное пособие / С.Д. Резник. - М.: РИОР, 2017. - 264 с.
34. Соколова, Е.С. Мировая экономика и мировые финансы: глобальные проблемы и перспективы. / Е.С. Соколова. - М.: Русайнс, 2017. - 107 с.
IV Электронные материалы
35. Всероссийский научно-исследовательский институт технической
эстетики (ВНИИТЭ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.advtech.ru/vniite/lifequal.htm (дата обращения 12.04.2019)
36. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://isp.hse.ru/monitoring (дата обращения 24.04.2019)
37. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни - 2018. РИА Рейтинг [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life 2018.pdf (дата обращения 27.04.2019)
38. Рейтинг самых бедных городов России в 2018 году. Финансовый
Университет при Правительстве РФ. Департамент социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/chair/priklsoc/Documents
/12_Russian_Poverty_2018.pdf (дата обращения 17.05.2019) 26
https://www.kazan.kp.ru/daily/26741.7/3769008/
39. Образовательные учреждения в Набережных Челнах // Справочник
Orgpage.ru. URL: http://www.orgpage.ru/naberezhnyie-chelnyi/obrazovatelnye-
uchrezhdeniya/ (дата обращения: 08.06.2019).
40. Управление экономического развития и поддержки предпринимательства // Официальный сайт города Набережные Челны. URL: http://nabchelny.ru/company/38 (дата обращения: 08.06.2019).