ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИХ ОСНОВ СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ В РУССКОЯЗЫЧНОМ И АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИАДИСКУРСАХ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ СОШ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ ... 7
1.1 Основные определения стратегической коммуникации 7
1.2 История развития понятия "стратегическая коммуникация" 9
1.3 Лингвопрагматический аспект стратегической коммуникации 13
1.4 Определение и характеристики медиадискурса 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 22
Глава 2. ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ) 24
2.1 Анализ лингвопрагматических основ стратегии коммуникации
компании Газпром нефть 24
2.2 Анализ лингвопрагматических основ стратегии коммуникации
компании Exxonmobil 52
2.3 Комплекс упражнений для старшего звена СОШ 74
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы «Использование лингвопрагматических основ стратегии коммуникации в русскоязычном и англоязычном медиадискурсах» не вызывает сомнений с точки зрения актуальности, так как ее объектом выступает такое сложное и многокомпонентное явление как медиадискурс. Важно так же отметить, что влияние крупных компаний на жизнь современного государства, осуществляется посредством медиадискурса, механизмы которого, в том числе лингвистические, на данный момент нуждаются в полноценном исследовании.
Целью дипломной работы было выявить основные лингвопрагматические особенности стратегии коммуникации на примере таких крупных компаний, как ExxonMobil и Газпром нефть.
Задачи дипломной работы:
1. Отобрать материал для составления теоретической базы исследования;
2. Составить критерии для анализа медиа текстов (рекламных роликов в том числе) на основании теоретической базы, раскрывающей основные компоненты стратегической коммуникации;
3. Проанализировать отобранный материал;
4. Сопоставить англоязычный и русскоязычный медиадискурсы, выявив основные лингвопрагматические особенности русского и английского языков;
5. Сделать выводы, расширяющие наши представления о лингвистических особенностях стратегии коммуникации указанных компаний, сформировать необходимые знания о механизмах воздействия на аудиторию.
Объект исследования — медиадискурс нефтяной отрасли.
Предмет исследования — лингвопрагматические особенности стратегической коммуникации прослеживаемые на материале статей и рекламных роликов крупных нефтяных компаний: российской «Газпром нефть», а так же американской “ExxonMobil”.
Методологические основы исследования: анализ теоретической базы лингвопрагматической коммуникации был произведен посредством изучения англоязычной и русскоязычной литературы по теме исследования. Сюда входят различные книги и пособия по риторике, истории, маркетингу и стратегическим коммуникациям. Так же использовался системно — структурный анализ деятельности компаний Газпром нефть и ExxonMobil в СМИ. В качестве источников информации для дальнейшего анализа были использованы официальные сайты компаний, их социальные сети, издаваемые ими журналы, рекламные ролики, презентации для инвесторов и др. Затем происходил синтез данных полученных из отобранных источников, их последующая обработка, обобщение, распределение согласно классификациям, взятым из обзорной литературы. На последнем этапе исследования происходило сравнение лингвопрагматических методов стратегической коммуникации, которыми пользуются русскоязычная компания Газпром нефть, и англоязычная компания ExxonMobil, фиксировались успешные практики и области, требующие доработки.
Научная новизна: в рамках лингвистики стратегии коммуникации крупных компаний практически не изучаются, не говоря уже о лингвопрагматических основах. Чаще всего к тексту подходят лишь со стороны филологического анализа, который не учитывает прагматические аспекты и тот факт, что текст может быть использован в маркетинговых целях для достижения определенных результатов. В данном же исследование учитываются не только филологические особенности текса, но и элементы анализа прагматической составляющей высказываний, отслеживаются и фиксируются методы убеждения и аргументации.
В качестве языкового материала использовались новостные, информационные тексты, взятые с официальных сайтов gazprom-neft.ru и exxonmobil.com, а так же рекламные тексты, взятые с youtube и набравшие наибольшее количество просмотров, за счет которых выбранные для анализа компании выстраивали и выстраивают свои внешние стратегические коммуникации с миром.
Теория и методология исследования базируются на рассмотрении ключевых понятий и классификаций, существующих в разделах стратегической коммуникации, лингвистики, прагматики, а так же медиадискурса.
Теоретическая ценность работы объясняется широким использованием стратегических коммуникаций государственными ведомствами, политическими объединениями и коммерческими организациями для позиционирования своей роли и выстраивания эффективного общения с аудиторией. Понимание механизмов создания «доброго имени», а так же взаимодействия с публикой посредством различных медиа каналов, позволяет выстроить общение с внешним миром наиболее эффективным способом, достигая заданных целей. На лингвопрагматическом уровне понимание данных механизмов приводит к овладению навыками аргументации, точному и красочному изложению своих мыслей, созданию качественного информационного, новостного, рекламного и продающего текста.
Практическая значимость работы заключается в том, что наработанный материал по данной теме в последующем можно будет использовать на курсах по обучению написанию качественных текстов, нацеленных на определенную аудиторию и направленных на достижение конкретного результата. Большую значимость данная работа представляет для студентов, обучающихся на специальностях: журналистика, реклама и связи с общественностью, филология, педагогическое образование.
Работа прошла апробацию во время итоговой научно-практической конференции студентов КФУ в Институте филологии и межкультурной коммуникации, где были представлены материалы исследования в форме доклада.
Структура работы
В первой главе представлена обзорно — теоретическая база исследования, в которую входят: определение стратегической коммуникации (СК), история, лингвопрагматический аспект, определение и характеристики медиадискурса.
Вторая глава представляет собой практическое исследование стратегической коммуникации посредством анализа деятельности компаний “ExxonMobil” и «Газпром нефть», осуществляемом в медиа пространстве. Анализ стратегических коммуникаций компаний производится по критериям определенным на основании изучения теоретических основ прагматики и лингвистики и представляет собой некое маркетинговое исследование и лексико-прагматический анализ медиа текста.
В ходе исследования нами был отобран и проанализирован материал, взятый из медиа дискурса нефтяной индустрии. Мы сопоставили англоязычный и русскоязычный медиадискурсы, выявив основные лингвопрагматические особенности русского и английского языков, что дало нам возможность расширить наши представления о лингвопрагматических особенностях стратегии коммуникации.
Для позиционирования себя на рынке компания «Газпром нефть» ведет активную информационно-новостную политику: открыто взаимодействует с различными представителями СМИ, создает качественный материал для наполнения сайта, ежемесячно выпускает журнал, в котором освещает ключевые события отрасли и достижения компании. Лендинговая страница компании «Газпром нефть» по наполнению и количеству информации опережает компанию “ExxonMobil”, в которой различные блоки сайта заполнены весьма скудно и не обновлены. Больший упор компания «Газпром нефть» делает на текстовый формат представления информации, в то время как “ExxonMobil” выстаивает свои коммуникации больше визуальными способами.
Рекламные ролики “ExxonMobil”, а так же короткие отраслевые видео компании пользуются огромной популярностью у аудитории. С точки зрения маркетинговых коммуникаций “ExxonMobil” выстраивает свое общение более грамотно, используя язык и визуальные составляющие как средства достижения результата (узнаваемости, признания авторитета. Слоган компании “ExxonMobil. Energy lives here” появляется в каждом официальном ролике, имена уважаемых в отрасли людей звучат в каждой статье. Учитывая экологические проблемы, создаваемые нефтяной отраслью, пресс-центр “ExxonMobil” чаще упоминает о новых биотехнологиях и подчеркивает свой вклад в социальные проекты, тем самым перекрывая негативные аспекты. Лингвистически и психологически данная модель выстраивания общения с аудиторией кажется более целенаправленной и успешной.
С точки зрения выбора языковых средств компания «Г азпром нефть» проявляет большее разнообразие в новостных и публицистических текстах, используя огромное количество профессиональной лексики, принадлежащей нефтяной отрасли. Лексическое разнообразие рекламного жанра компании базируется в основном на таких явлениях как синонимия и антонимия. В свою очередь компания “ExxonMobil” в своих новостных текстах использует больше нейтральную лексику, но так же прибегает к жаргонизмам. К отбору лексики для рекламного жанра компания “ExxonMobil” подходит с большим креативом: слова используются не сколько для описательной функции, столько для создания какого-либо эффекта. Для рекламы “ExxonMobil” так же характерно единство форм употребляемых глаголов (например, использование только герундия)
1) Augustine, St. (1958). On Christian doctrine. (D. W. Robertson, Trans.). New York, NY: Liberal Arts Press.
2) Burke, K. (1969). A Rhetoric of motives. California, CA: University of California Press.
3) Butt, D., Fahey, R., Feez, S., Spinks, S., & Yallop, C. (2000). Using functional grammar: An explorer's guide (2nd ed.). Sydney: National Centre for English Language Teaching and Research.
4) Cicero (2009). De Oratore [On the Ideal orator]. Excerpt. (J. M. May & J. Wisse, Trans.). In J. D. Williams (Ed.), An introduction to classical rhetoric: Essential readings.Chichester, England: Wiley-Blackwell.
5) Cicero, M. T. (1891). The Orations of Marcus Tullius Cicero. (C. D. Yonge,
Trans.). London, England: George Bell & Sons. Retrieved from
http: //www.perseus.tufts .edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.02.00 20%3Atext%3DMil.%3Asection%3D1 Cicero (1967). De Oratore [On the Ideal orator]. (E. W. Sutton, & H. Rackham, Trans.). Loeb Classical Library. Cambridge, MA: Harvard University Press.
6) Conley, T. M. (1994). Rhetoric in the European Tradition. Chicago, IL: University of Chicago Press.
7) Cooper, M. D., and William L. Nothstine, Power Persuasion: Moving an Ancient Art into the Media Age (Greenwood, IN: Educational Video Group, 1996), 48.
8) Deetz, S. A. (1992). Democracy in an age of corporate colonization. Developments in communication and the politics of everyday life. New York: State University of New York Press.
9) Department of Defense, Report on Strategic Communication, Washington, D.C., December 2009, p. 1.
10) Eggins, S., & Slade, D. (1997/2004). Analysing casual conversation. London: Cassell (1997)/Equinox Publishing (2004).
11) Fafner, J. (2000). Retorik. Klassisk & modeme [Rhetoric. Classical & modem]. Copenhagen, Denmark: Akademisk Forlag.
12) Farwell, J. P. (2012). Persuasion and power: the art of strategic communication. Washington, DC: Georgetown University Press.
13) Fletcher, L., How to Design and Deliver Speeches, 7th ed. (New York: Longman, 2001), 342.
14) Fulkerson, R. (1996). Teaching the argument in writing. Urbana, IL: NCTE.
15) Grice 1975 — Н. Р. Grice. Logic and conversation // Syntax and semantics. Vol. 3. N. Y., Academic Press, 1975
16) Hallahan, K., Holtzhausen, D. R., Van Ruler, B., VerCiC, D., & Sriramesh, K. (2007). Defining strategic communication. International Journal of Strategic Communication, 1(1), 3-35.
17) Hallahan, K., Holtzhausen, D., van Ruler, B., VerCiC, D. & Sriramesh, K. (2007). Defining strategic communication. International Journal of Strategic Communication, 1(1), 3-35.
18) Halliday, M. A. K., & Hasan, R. (1976). Cohesion in English. London: Longman.
19) Hoffe, O. (1992). Aristoteles (384-322 f. Kr.) (K. K. Jensen, Trans.). In O. Hoffe (Ed.), Filosofi. Antikken & Middelalderen fra Fmrsokratikerne til Cusanus [Philosophy: antiquity and the middle ages from the Presocratics to Nicholas of Cusa], pp. 59-90. Copenhagen, Denmark: Politikens Forlag.
20) Hojlund, H. & Knudsen, M. (Ed.). (2003). Organiseret kommunikation— systemteoretiske analyser [Organized communication—system theory analyses]. Frederiksberg, Denmark: Samfundslitteratur.
21) Holtzhausen, D. R. (2008). Strategic communication. In W. Donsbach (Ed.), The International Encyclopedia of Communication (Vol. 10, pp. 4848-4855). Malden, MA: Blackwell.
22) Holtzhausen, D. R., & Zerfass, A. (2013). Strategic communication—Pillars
and perspectives on an alternate paradigm. In K. Sriramesh, A. Zerfass, & J.-N.
86
Kim (Eds.), Current Trends and Emerging Topics in Public Relations and Communication Management (pp. 283-302). New York, NY: Routledge.
23) Hunston, S., & Thompson, G. (Eds.). (2000). Evaluation in text: Authorial stance and the construction of discourse. Oxford: Oxford University Press.
24) Johansen, K. F. (1991). Den europжiske filosofis historie (Bind 1) [History of European philosophy(Vol. 1]. Viborg, Denmark: Nyt Nordisk Forlag Arnold Busck A/S.
25) Kirszner, L.G, & Mandell, S.R. (2004). Patterns for college writing: A rhetorical reader and guide (9th ed.). Bostan, MA: Bedford/ St.Martin’s Press.
26) Kjeldsen, J. E. (2001). Scandinavian rhetorical studies: the challenges of the media society in defining rhetoric as a science and subject. Rhetorica Scandinavica 20, 18-31.
27) Kock, C. (2011). Retorikken i nyere tid [Modern rhetoric], In R. Jorgensen & L. Villadsen (Eds.), Retorik. Teoriog praksis [Rhetoric: Theory and practice], (pp. 63-83). Gylling: Samfundslitteratur.
28) Mahoney, J. (2013). Strategic Communication - Principles and Practices. South Melbourne, Australia: Oxford University Press.
29) Plato (1984). The dialogues of Plato. Vol. 1 (R. E. Allen, Trans.). New Haven, CT; London, England: Yale University Press.
30) Plato. (n.d.). Apology (B. Jowett, Trans.). The Internet classics archive. Retrieved from http://classics.mit.edu/ Plato/apology.html (accessed October 8, 2014).
31) Plato. Gorgias. (B. Jowett, trans). The Internet Classics Archive. Retrieved from http://classics.mit.edu/Plato/gorgias.html (accessed October 8, 2014).
32) Platon (1992a). Sokrates’ forsvarstale. In Platon Skrifter 1 [The Apology of Socrates. Plato: Writings 1]. (C. Hoeg & H. Rader, Trans.) (p. 267-296). Gylling, Denmark: Hans Reitzels Forlag.
33) Platon (1992b). Gorgias. Platon Skrifter 2. (Plato: Writings 2). (C. Hoeg & H. Rader, Trans.). (p. 117-222). Gylling, Denmark: Hans Reitzels Forlag.
34) Platon (1992c). Faidros. Platon Skrifter 6. (Plato: Writings 6). (C. Hoeg & H. Rader, Trans.). (p. 13-92). Gylling, Denmark: Hans Reitzels Forlag.
35) QDR Execution Roadmap for Strategic Communication, Washington, D.C., 2006, p. 3.
36) Quintilian. (1933). The Institutio Oratoria. (H. E. Butler, Trans.). Loeb Classical Library. Cambridge, MA: Harvard University Press.
37) Roer, H. (2011). Den retoriske tradition [The rhetorical tradition]. In R. Jorgensen, R. & L. Villadsen (Eds.), Retorik. Teori og praksis [Rhetoric: theory and practice] (pp. 37-62). Gylling, Denmark: Samfundslitteratur.
38) Schultz, D. E., Tannenbaum, S. I. & Lauterborn, R. F. (1994). [Integrated Marketing Communications] The New Marketing Paradigm. Chicago, IL: NTC Business Books.
39) Simon Moberg Torp (2015). The Strategic Turn in Communication Science On the History and Role of Strategy in Communication Science FromAncient Greece Until the Present Day.
40) Stiff, J. B., and Paul A. Mongeau, Persuasive Communication, 2nd ed. (New York: Guilford Press, 2003), 105.
41) Torp, S. (2009). Integrated Communications: From one look to normative consistency. Corporate Communications: An International Journal, 14(2), 190206.
42) Werlich, Egon 1976: A Text Grammar of English. Heilderberg: Quell and Meyer.
43) Остин Дж.Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов: Сб. научн. трудов / Общ. ред. Б.Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. С. 22-129.
44) Серль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. С. 170-194.
45) Серль Дж.Р. Что такое речевой акт? // Новое взарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов: Сб. научн. трудов / Общ. ред. Б.Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. С. 22-129.
Электронные ресурсы:
46) LNG portfolio - URL: https://corporate.exxonmobil.com/energy-and- environment/energy-resources/natural-gas/liquefied-natural-gas/a-broad- portfolio-of-global-liquefied-natural-gas-operations-continues-to-grow (дата обращения: 24.03.2019)
47) News. Data transformation in America’s energy frontier - URL: https://energyfactor.exxonmobil.com/news/a-data-transformation-in- americas-energy-frontier/ (дата обращения: 24.03.2019)
48) Newsroom. Permian basin news - URL: https://corporate .exxonmobil .com/news/newsroom/news-
releases/2019/0305_exxonmobil-to-increase-accelerate-permian-output-to-1 - million-barrels-per-day-by-2024 (дата обращения: 24.03.2019)
49) Newsroom. She counts program - URL: https://corporate .exxonmobil .com/news/newsroom/news- releases/2019/0308_exxonmobil-grants-to-support-women-entrepreneurs- and-she-counts-program (дата обращения: 24.03.2019)
50) Журнал «Сибирская нефть» - URL: https://www.gazprom-
neft.ru/files/journal/SN158.pdf (дата обращения: 24.03.2019)
51) Официальный сайт ExxonMobil - URL:
https://corporate.exxonmobil.com/ (дата обращения: 24.03.2019)
52) Официальный сайт Газпром нефть - URL: https://csr2016.gazprom- neft.ru/#about-the-company (дата обращения: 24.03.2019)
53) Пресс-центр. Новости - URL: https://www.gazprom-neft.ru/press- center/news/2552772/(дата обращения: 24.03.2019)
54) Пресс-центр. Новости - URL: https://www.gazprom-neft.ru/press- center/news/2546002/ (дата обращения: 24.03.2019)
55) Реклама моторных масел «Газпромнефть» - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=fwVLJEZBVT0 (дата обращения:
24.03.2019)
56) Реклама топлива «Дизель опти» - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=UOjt-yQeVRM (дата обращения:
24.03.2019)
57) Рекламный ролик “Energy lives here™ anthem” - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=FZ3S2EOBbwE (дата обращения:
24.03.2019)
58) Рекламный ролик “Once upon a job” - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Z2owPz_xQ5k (дата обращения:
24.03.2019)
59) Рекламный ролик “Plants” - URL:
https://www.youtube.com/channel/UCvNc3rg1Aa9wSPECYWEfcPg (дата обращения: 24.03.2019)
60) Рекламный ролик “The energy of progress”. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=g5wvFcVYTg0&list=PLIrXlHj7zayazdT jo7OQaiw_1zklsQ3HO (дата обращения: 24.03.2019)
61) Рекламный ролик корпоративного бренда «Газпром нефть»: «Время»
- URL:
https://www.youtube.com/watch?v=ige2khodkX8&list=RDQMr64jBYzlKHc &start_radio=1 (дата обращения: 24.03.2019)
62) Сеть АЗС «Газпромнефть»: ТВ-ролик «Зимняя сказка» - URL: https://www.youtube.com/watch?v=dm8RnCB9K38&list=PLYUrUDm- Y1Sh54-G_rB-QiADYXFydX1jo&index=22 (дата обращения: 24.03.2019)