ВВЕДЕНИЕ 3
1. НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ 7
1.1. Социальные медиа: понятие, виды, основные характеристики 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование Интернет-сетей в рамках
государственной информационной политики 16
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПРОЦЕССЕ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 24
2.1. Анализ региональной специфики использования сетевых онлайн-
методов в процессе реализации информационной политики (на примере г. Москва, республик Башкортостан и Татарстан, Самарской и Свердловской области) 24
2.2. Исследование социальной востребованности в регионах РФ
государственно-гражданских онлайн-коммуникаций 50
2.3. Рейтинговая оценка состояния социальных медиа как инструмента
реализации государственной информационной политики в субъектах РФ 64
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ .... 77
3.1. Проблемы развития новых социальных медиа в контексте развития
гражданского общества и реализации государственной информационной политики 77
3.2. Рекомендации по совершенствованию региональной информационной
политики субъектов РФ в сфере новых социальных медиа 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЯ
Новые социальные медиа являются моделью массовой коммуникации, отличающейся от традиционных средств массовой информации более децентрализованным и демократичным характером общения. Отныне каждый из участников является инициатором и создателем формируемого пользовательского контента. Новые социальные медиа открывают возможности для эффективного взаимодействия, основанного на обратной связи, а не на свойственной традиционным медиа односторонней передаче информации. Причем развитие информационно-коммуникационных технологий способствовало не только появлению новых публичных акторов социальнополитической жизни общества, но и повысило роль и значение новых медиа как совокупности информационно-коммуникационных платформ и инструмента публичной политики.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выстраивания государственно-гражданской коммуникации и дальнейшего ее развития в целях совместного стратегического планирования и формирования региональной информационной политики в соответствии с реалиями каждого отдельного субъекта Российской Федерации.
Цель нашего исследования - проанализировать развитие новых социальных медиа в контексте реализации региональной информационной политики и разработать предложения по совершенствованию сетевых государственно-гражданских коммуникаций.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
• определить понятие и раскрыть сущность новых социальных медиа;
• изучить текущее нормативно-правовое регулирование сетевого пространства;
• проанализировать активность использования социальных сетей региональными органами власти г. Москвы, Самарской и Свердловской области, республик Татарстан и Башкортостан, выявить основные тематические направления онлайн-коммуникаций в контексте информационной политики;
• определить востребованность населением регионов в государственногражданских онлайн-коммуникациях;
• провести сравнительный анализ состояния и основных направлений использования социальных медиа в процессе реализации информационной политики в субъектах РФ;
• выявить актуальные проблемы развития новых социальных медиа в регионах РФ и предложить рекомендации по их решению;
• разработать Стратегию развития новых социальных медиа в контексте региональной информационной политики.
Объект исследования - информационная политика в сети Интернет. Предмет - развитие новых социальных медиа в контексте реализации региональной информационной политики.
Информационную базу исследования составили в первую очередь международные нормативно-правовые акты, закрепляющие право свободно выражать и придерживаться своего мнения, распространять его без какого-либо вмешательства: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. и Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. Права и свободы граждан на российском уровне определены Конституцией РФ.
Нормативно-правовыми актами, содержащими положения касательно хранения, распространения, обмена и формирования общей и частной информации, являются: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149 - ФЗ, Федеральный закон №152 "О персональных данных" от 27.07.2006.
Регулирование непосредственно сетевого пространства обусловлены Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О противодействии терроризму"; Федеральным законом "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" от 06.07.2016 N 375-ФЗ; Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О связи" и ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также Указом Президента РФ от 17.03.2008 г. № 351 “О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена”. Российское законодательство также предусматривает публикацию открытых данных о деятельности органов власти в рамках: Федерального закона от 9.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и ФЗ "О муниципальной службе в РФ" от 30.06.2016 N 224-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти".
Теоретическую базу исследования новых социальных медиа, их сущности и видов составили труды отечественных и зарубежных ученных, монографии, материалы российских научно-исследовательских конференций, периодической печати и Интернет-ресурсы. История развития и становления социальных медиа и Веб 2.0 рассматриваются в работах Р.А. Дукина, А.М. Каплана, П. Гиллена. Основные принципы и специфичные характеристики новых социальных медиа, их функции анализируются Е.Л. Вартановой, С. Блэком, П. Кузнецовым, С.В. Володенковым, Н.К. Сендюковым. Разграничение понятий «социальные медиа» и «социальные сети» встречаются в работах Б. Солиса. Особенности коммуникации в сети Интернет рассматриваются Н.С. Козловым, А.И. Бартюком, В.И. Буренко, Н.Е. Беловой, С.Е. Туркулец, Г.Н. Неяскиным.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, конкретно-научные методы. Среди них: методы анализа, сравнения, обобщения и аналогии, методы расчета совокупного индекса и ранжирования, статистического анализа, а также метод социологического опроса и контент - анализа.
Таким образом, выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключения, библиографического списка и приложения. Первая глава включает в себя два параграфа, посвященные теоретическим и правовым основам регулирования новых социальных медиа. Первый параграф рассматривает существующие различные точки зрения на понятие и сущность новых социальных медиа, а также их классификацию. Второй параграф - специфику нормативно-правового регулирования Интернет-пространства в России, а также основные права, свободы и запреты ее участников. Вторая глава включает в себя три параграфа. В рамках первого подводятся итоги проводимого контент-анализа социальных сетей региональных органов власти с целью рассмотрения использования онлайн-методов реализации информационной политики. Во втором параграфе определяется востребованность формирования онлайн-коммуникации между властью и обществом с точки зрения населения регионов РФ в соответствии с результатами проводимого социологического опроса в виде Google- анкетирования. Третий параграф подытоживает анализ развития новых социальных медиа в рамках реализации информационной политики в субъектах РФ в виде рейтинговой оценки. Заключительная, третья глава включает в себя два параграфа, первый из которых направлен на выявление основных проблем использования социальных медиа региональными органами власти, во второй - рекомендации по их преодолению, а также по совершенствованию информационной политики в виде стратегии развития.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование состояния новых социальных медиа как инструмента реализации государственной информационной политики для предложения собственных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию. Для достижения поставленной цели в первую очередь нами были рассмотрены теоретические аспекты изученность темы. Было определено, что новые социальные медиа представляют собой интерактивные цифровые способы доставки информации, средство коммуникации, где главным коммуникативным источником является Интернет. Среди основных функций новых социальных медиа выделяются: информирование население, формирование дискуссионных площадок и ассоциаций граждан, а также гражданская мобилизация. В отличие от традиционных медиа ресурсов Интернет обладает более высокой степенью доверия благодаря своей открытости и доступности. Таким образом, новые социальные медиа способствуют формированию обратной связи, а не односторонней передаче информации.
Особая роль в регулировании в таком случае уделяется гражданскому обществу, которое препятствует чрезмерному вмешательству государства, способствует аккумуляции гражданских инициатив, выдвижению общественных проблем на уровень органов власти. Несмотря на это, в РФ активно создается нормативно-правовая база для обеспечения легального, доступного функционирования сформировавшихся социальных медиа. Базовым документом регулирования является Конституция РФ. Основными принципами нормативно-правового регулирования Интернет пространства в РФ являются: гарантия свободы мысли и слова, прав и свобод человека, открытости, безопасности и достоверности информации. Основными тенденциями в последнее время также стало повышение открытости функционирования органов власти за счет создание электронного правительства, базы открытых
данных, предоставление общедоступной информации государственными служащими.
В результате проведенного нами исследования выбранной темы в рамках контент-анализа было определено, что социальные сети являются потенциальным инструментом реализации информационной политики, а также формирования государственно-гражданской коммуникации. В частности, информационный ресурс «Вконтакте» наиболее оптимален для создания активного и открытого диалога власти и общества с сопутствующей обратной связью и поднятием общественно значимых проблем; «Instagram» - для привлечения масштабной аудитории, например, к актуальным событиям, информированию, а также для публикации развлекательного контента.
Социологический опрос среди жителей г. Москвы, Самарской и Свердловской области, республик Татарстан и Башкортостан показал, что пользователи сети Интернет наиболее открыты к коммуникации в Вконтакте, в частности к ним относится аудитория 16-35 лет. Опрошенными отмечено, что в основном активность властных органов в Интернете сводится к информированию об их деятельности, о возможности участия в общественных мероприятиях. Однако это не способствует повышению ее открытости, но может стать благоприятной для дальнейшего взаимодействия власти и гражданского общества.
Активное онлайн-взаимодействие, по нашему мнению, должно стать основой формирования информационной политики. Среди рассмотренных регионов к такому адаптирована Москва. В соответствии с сформированным рейтингом состояния новых социальных медиа г. Москва является лидером с совокупным индексом 0,84, что обусловлено высоким показателем развития официальных сайтов исполнительных органов и социальных сетей. Приблизительно на одном уровне находятся Башкортостан (0,52), Самарская область (0,48) и Татарстан (0,47). Более высокий показатель РБ обусловлен общественной оценкой деятельности региональной власти в сети Интернет. Самое низкое значение совокупного индекса по блокам имеет Свердловская область, не сумев опередить вышеупомянутые регионы ни по одному из индексов.
По результатам проведенного исследования состояния новых социальных медиа в рамках реализации информационной политики региона нами определены основные проблемы. Среди них: нормативное закрепление только развития информационно-коммуникационных технологий; активность органов власти упирается в социальные сети и официальные сайты, лишь в ряде регионов создаются возможности участия в краудсорсинг и иных онлайн - проектах, повышающих политическую активность населения; ведение публичных сообществ в основном сводится к односторонней коммуникации, информировании, что препятствует государственно-гражданскому онлайн- взаимодействию; отсутствие ответной реакции пользователей.
Таким образом, по нашему мнению, основные мероприятия по преодолению выявленных в рамках исследования проблем были изложены в предложенной Стратегии развития новых социальных медиа в контексте ГИП, которая определяет место и роль Интернет-пространства в формировании государственно-гражданских коммуникаций. Основной целью правительства субъекта РФ должно стать повышение активности региональных органов власти в сети Интернет, повышение политической активности населения через социальные сети и порталы совместных решений «предлагай - выбирай - контролируй». На основе данных информационных ресурсов предполагается формирование единого информационного пространства управления региональной политикой, что предполагает: активное взаимодействие,распределение ответственности между властью и гражданским обществом, совместное формирование основных направлений развития региона исходя из интересов каждого ее субъекта.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Г енер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. -
2001. - №3.
3. Конституция Российской Федерации. - М.: Приор, 2001. - с. 17-64.
4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
5. Федеральный закон №152 "О персональных данных" от 27.07.2006 / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
6. Федеральный закон от 9.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
7. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
8. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 30.06.2016 N
224-ФЗ / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
9. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
10. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно -процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" от 06.07.2016 N 375-ФЗ / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
11. Федеральный закон от 01.05.2019 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
17.10.2018) .
12. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года № 40-ЗРТ
«Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» / Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации АО «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru (дата
обращения: 17.10.2018)
13. Указ Президента Российской Федерации от 17.03.2008 г. № 351 “О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена” / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
14. Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти" / Портал Г арант.ру. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.10.2018)
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р “Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года” / Портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.10.2018)
16. Постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 №140-ПП " О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 9 августа 2011 г. № 349-ПП" / Портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru (дата обращения:
17.10.2018)
17. Постановление Правительства Москвы № 513-ПП «О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года» / Портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.10.2018)
18. Постановление Правительства Москвы от 6.06.2016 №312-ПП «О стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года» / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
19. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.06.2012 №251 “О государственной программе "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан" / Портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.10.2018)
20. Постановление Правительства РБ от 20.12.2018 №624 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
21. Постановление Кабмина №1000 от 17.12.2013 “Государственная программа «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014 - 2020 годы»
22. Постановление Самарской области 0т 27.10.2013 №681 “Об
утверждении государственной программы Самарской области "Развитие
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" на 2014 - 2021 годы” / Портал Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 17.10.2018)
23. Постановление Свердловской области от 29.12.2017 №1050 -ПП “Об утверждении государственной программы Свердловской области "Информационное общество Свердловской области до 2024 года" / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.10.2018).
24. Положение о департаменте информационной политики Администрации Губернатора Самарской области / Официальный сайт компании КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
17.10.2018) .
Монографии и статьи
25. Бартюк А.И. «Мотив страха» как инструмент влияния на общественное мнение в социальных медиа.: выпускная квалификационная работа НИУ ВШЭ / А.И.Бартюк. - М., 2017. - 123 с.
26. Белова Н.Е. Социальные медиа как инструмент реализации гражданской активности. / Н.Е. Белова // Приволжский научный вестник. - 2014. - №3. - С. 122-125.
27. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз: пер. с анг. / С. Блэк. - Ростов- на-Дону.: Феникс, 2011. - 417 с.
28. Буренко В.И., Бронников И.А. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? / В.И. Буренко, И.А. Бронников. // Знание. Понимание. Умение. - №1. - 2012. - С. 44-51.
29. Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. / Е.Л. Вартанова - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 412 с.
30. Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества. / Н.В. Волкова,
Л.А. Гусева // Современные проблемы науки и образования. - № 5. - 2013. — С. 80-81.
31. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. / С.В.Володенков. - М.: Изд-во "Проспект", 2015. - 96 с.
32. Гилярова М.Г., Богданов С.И. Правовые основы Интернетвзаимодействия пользователей в условиях формирования электронной экономики информационного общества. / М.Г.Гилярова, С.И.Богданов. // Науковедение. - 2015. - №6. - С. 1-11.
33. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа. / П.А. Гудков // Пензенский государственный университет. Учебное пособие. Под редакцией профессора А.М. Бершадского. - Изд-во Пенз. гос. ун-та. - Пенза, 2008. - 81 с.
34. Дукин Р.А. К вопросу определения понятия “социальные медиа”. / Р.А.Дукин. // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №4. - С. 37-39.
35. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 768 с.
36. Каплан А.М., Хайнлайн М. Пользователи мира, объединяйтесь! Проблемы и возможности социальных медиа. / А.М.Каплан, М.Хайнлайн. // Бизнес-горизонты. - 2010. - Т.53 - №1 - С. 59-68.
37. Ковалева М. М. Содержание и структура понятия «государственная информационная политика». / М.М. Ковалева. // Средства массовой информации в современном мире. - СПб., 2010. - С. 496-501.
38. Козлова Н.С. Самопрезентация личности в условиях виртуальной коммуникации (на примере немецкоязычных блогов). / Н.С. Козлова. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. -
2012. - С. 113-115.
39. Костин Н.А. Общие основы теории информационной политики. / Н.А. Костин. - 2008. - № 3. - 201 с.
40. Меньшиков П.В. Эволюция государственной информационной политики в России. / П.В. Меньшиков. // Международные коммуникации. - 2016. - №4. - С. 20-26.
41. Местергази Е.Г. Литература нон-фикшн. Экспериментальная энциклопедия. / Е.Г. Местергази. - М.: Совпадение, 2007. - 234 с.
42. Минбалеев А.В. Основы правового регулирования сети Интернет. /
A. В. Минбалеев. // Право и кибербезопасность. - 2014. - №1. - С. 43-50.
43. Низамов Р.Р. Электоральная активность молодежи: понятие и современное состояние. / Р.Р. Низамов. // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 62-64.
44. Паламарчук А.В. Правовое регулирование правоотношений в сети Интернет. / А.В. Паламарчук. // Законность. - 2011. - № 12. - С. 108-114.
45. Гиллен П. Новые агенты влияния. / П. Гиллен // USA: Society for New Communication Research. - 2009. - 80 с.
46. Попов В. Д. Информационная политика: Учебник. / Под общ. ред.
B. Д. Попова - М., РАГС, 2003. - 205 с.
47. Сендюков Н.К. Интернет-СМИ и особенности их функционирования. / Н.К. Сендюков. // Управленческое консультирование. - СПб, 2014. - №12. - С. 180-190.
48. Тавокин Е. П. Информационная политика: системный подход. / Е.П. Тавокин. // Государственная информационная политика: концепции и перспективы- М., РАНХиГС, 2001. - С. 4.
Электронные ресурсы
49. Аудитория пользователей интернета в России в 2017 году составила
87 млн. человек. [Электронный ресурс] / Конференция Рунета «РИФ+КИБ 2017». - режим доступа: http://2017.russianinternetforum.ru/news/1298/,
свободный.
50. Аудитория интернета в России выросла на 4%. РИФ 2018. [Электронный ресурс] - режим доступа: https://2018.rif.ru/news/auditoriya-
interneta-v-rossii-virosla-na-4 - свободный.
51. Внедрение СЭД и сокращение персонала в госсекторе и бизнесе. [Электронный ресурс]. // Издание itWeek. - 2015. - режим доступа: https://www.itweek.ru/ecm/article/detail.php?ID=173427 - свободный
52. Владимир Путин подписал закон о Рунете. [Электронный ресурс]. //
Интернет-портал «Российской газеты». - 2018. - режим доступа:
https://rg.ru/2019/05/01/vladimir-putin-podpisal-zakon-o-runete.html - свободный.
53. Взломать блогеров: история отношений российской власти с
интернетом. [Электронный ресурс] / Tjoumal. - 2017. - режим доступа: https://tjournal.ru/45422-vzlomat-blogerov-istoriya-otnosheniy-rossiyskoy-vlasti-s- internetom, свободный.
54. В Екатеринбурге на Площади Труда почти одновременно прошли сразу два митинга [Электронный ресурс]. / Комсомольская правда. - 2013. - режим доступа: https://www.hab.kp.ru/daily/26108/3004232/, свободный.
55. ГИС РТ “Народный контроль”. Министерство информатизации и
связи РТ. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://mic.tatarstan.ru/rus/gosudarstvennaya-informatsionnaya-sistema.htm -
свободный.
56. Годовой отчет проекта “Активный гражданин” за май 2018 г.
[Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://ag.mos.ru/docs/godovoy_otchet_2018_ag_site.pdf - свободный.
57. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
[Электронный ресурс] // «Пси-фактор». - 2007. - режим доступа:
http://psyfactor.org/lib/k-a.htm - свободный.
58. Исследование социальных медиа в России. Интернет-издание о
маркетинге и коммуникациях в цифровой среде Cossa. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Cossa. - 2010. - режим доступа:
https://www.cossa.ru/149/2467, свободный.
59. Кремль предложил завлекать на выборы с помощью селфи и семейных игр. Сообщения и материалы информационного агентства «РБК» [Электронный ресурс]. / Официальный сайт РБК. - 2018. - режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/10/01/2018/5a54defa9a79478eb66eceac, свободный.
60. Кузнецов П. Роль социальных сетей и других новых медиа в
формировании гражданского общества и национальной идентификации в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. / Стратегическая мысль. - 2011. - режим доступа: http://gomel-experts.org/obschestvo/2603-soc-media.html,
свободный.
61. Краудсорсинг проект “Музеи Москвы”. [Электронный ресурс]. -
2017. - режим доступа: https://crowd.mos.ru - свободный.
62. Манаев О.Т. Контент-анализ - описание метода [Электронный
ресурс] // «Пси-фактор». - 2003. - режим доступа:
http://psyfactor.org/lib/kontent.htm - свободный.
63. Массовые коммуникации. / Официальный сайт Роскомнадзор. [Электронный ресурс]. - 2018. - режим доступа: https://rkn.gov.ru, свободный.
64. Минкомсвязь представила рейтинг информатизации регионов-2017.
Экспертный центр электронного государства. [Электронный ресурс]. // Официальный сайт D-Russia. - 2017. - режим доступа: http://d-
russia.ru/minkomsvyaz-predstavila-rejting-informatizatsii-regionov-2017.html - свободный.
65. На все случаи данных. Информетр [Электронный ресурс]. // Информетр. - 2017. - режим доступа: http://read.infometer.org/opendata_sources, свободный.
66. Неяскин Г.Н. Влияние социальных медиа на бизнес-коммуникации. : доклад Интернет-конференции «Диалогические коммуникации в бизнесе». [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33378753/, свободный.
67. Органы власти придут в социальные сети. Известия^ [Электронный ресурс]. // Известия^. - 2011. - режим доступа: https://iz.ru/news/499449, свободный.
68. Представленность федеральных органов исполнительной власти в
популярных социальных сетях. Этап I: «Вконтакте» [Электронный ресурс]. // Инфометр. - 2014. - режим доступа:
http://www.infometer.org/analitika/foiv_smm_2014, свободный.
69. Приоритетные направления деятельности [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Минкомсвязь. - режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/, свободный.
70. Проект стратегии “Москва “Умный город-2030”. [Электронный
ресурс]. 2019. - режим доступа:
https://www.mos.ru/upload/alerts/files/3_Tekststrategii.pdf - свободный.
71. Ращупкина М.Г. Информационное взаимодействие власти и общества [Электронный ресурс]. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - режим доступа: https://www.applied- research.ru/ru/article/view?id=8299 - свободный.
72. Региональное измерение. Рейтинг официальных сайтов высших
региональных органов власти [Электронный ресурс]. / Проектный центр «Инфометр». - 2018. - режим доступа:
https://read.infometer.org/region2018#rec72074285 - свободный
73. Рейтинг социальных сетей. Глобальная статистика Интернета от SEO- AUDITOR [Электронный ресурс]. // Официальный сайт SEO-AUDITOR. - 2017. - режим доступа: http://gs.seo-auditor.com.ru/socials/, свободный.
74. Совет блогеров: кто пришел на первое заседание в Госдуму
[Электронный ресурс]. // Сетевое издание «360tv.ru». - 2017. - режим доступа: https://360tv.ru/news/tekst/sovet-blogerov-kto-prishel-na-pervoe-
zasedanie-v-gosdumu-118949/, свободный.
75. Статистика социальных сетей. Аналитика информационного поля бренда Brand Analytics [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Brand Analytics. - режим доступа: https://br-analytics.ru, свободный.
76. Стребков Д.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения. / Д.О. Стребков // Материалы Интернет-конференции.
Социология и Интернет: перспективные направления исследования - 2017. - режим доступа: https://iq.hse.ru/more/sociology/sociologicheskie-oprosi-v-internete - свободный.
77. Т.О'Райли. What Is Web 2.0 [Электронный ресурс]. // O'Reilly. - режим доступа: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html, свободный.
78. Туркулец С.Е., Туркулец А.В. Гражданское общество в современной России и национальная идея [Электронный ресурс]. / С.Е. Туркулец, А.В. Туркулец. // Электронная библиотека. Гражданское общество в России. - Хабаровск,2009.- режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Turkulez.pdf, свободный.
79. Юсупов Р., Заболотский В., Наумов В., Демидов А.О концептуальных
основах региональной информационной политики. [Электронный ресурс]. // Информационные ресурсы России. - №5. - 2007. - режим доступа:
http://www.aselibrary.ru/press center/iournal/irr/2007/number 5/number 5 1/numbe r 5 1690/ - свободный.