ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Вероучительное содержание иконы 5
Раздел 2 Типы и формы литургического почитания икон 18
Раздел 3 Человек- образ (икона) Божия 29
Раздел 5 Функции иконы 39
Раздел 6 Другие типы и формы почитания икон 42
Раздел 7 Богословие исихазма в христианском искусстве ( иконописи) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Почитание святых икон имеет в Православной Церкви важное догматическое значение. Икона есть гораздо больше чем образ. Тем более икона не просто украшение храма или иллюстрация Священного Писания, икона - полное соответствие Первообразу. Именно этим объясняется большая роль иконы в Церкви. Будучи на таком положении, икона в течение своей большой истории, в борьбе с язычеством и ересями, в частности иконоборческой, выработала свой особенный художественный язык и символизм, который скрывает в себе глубокий богословский смысл.
Иконы часто называют «богословием в красках». И это действительно так. Почитание их догматично. Этот догмат сформулирован Седьмым Вселенским Собором (787 г.) и вытекает из основного исповедания Церкви - вочеловечения Сына Божия.
В иконе выражается вся полнота православного богословского вероучения, она неразрывно связана с самой внутренней жизнью Церкви, поэтому существование и рассмотрение иконы вне жизни церковной невозможно.
Данная выпускная работа посвящена чествованию священных изображений (иконы и плащаницы) в пространстве храма - вне богослужения и в самом литургическом действии, а также рассматриваются обряды и их значение, которые совершаются перед святыми иконами в современном богослужении, предусмотренные Уставом (предписаниями Типикона), и местные обычаи почитания икон, сложившиеся в г. Владивостоке.
Православный храм сложно представить без святых ликов Спасителя, Пресвятой Девы Богородицы и святых, которые помещаются по периметру храма и составляют иконостас (алтарную перегородку). Отец Павел Флоренский писал, что своей главной целью икона имеет «вывести сознание в мир духовный, показать тайные и сверхъестественные зрелища».
Объектом данного исследования становятся литургические иконы. Предмет исследования - процесс почитания икон в православии.
Цель данного исследования - определить особенности почитания икон в православии.
Задачи исследования:
1. изучить вероучительное содержание иконы,
2. определить типы и формы литургического почитания икон,
3. охарактеризовать человека, как образа божия,
4. выявить функции икон,
5. проанализировать богословие исихазма в христианском искусстве. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, в том числе и церковной, исторический метод, описательный и аналитический.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении почитания литургических икон в православии.
Структура работы. Исследование состоит из введения, семи разделов, заключения, списка использованной литературы.
Итак, икона — это окно в священный (сакральный) мир и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону. Поэтому так важно, чтобы икона не потеряла своего назначения и своего богословского содержания.
Икона существует только для того, чтобы сам человек стал иконой Бога, ведь именно так и сотворил его Бог. Образ, явленный в иконе, свидетельствует о том, что человек есть икона Бога.
Икона изображает не то, что привычно для человека в его повседневности, а то, чего еще нет или нет в полноте в его земном опыте. Икона пишется с точки зрения вечности, изображает Царство Небесное, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа — победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее — натуралистический способ передачи, язык иконы — символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Христа и Его Царства. Мир иконы — это мир, невидимым нашим физическим зрением, но созерцаемый в духе.
Икона являет собой Царство небесное. Икона не дает представление о том, выглядит Иисус Христос, она ставит нас лицом к лицу с Богом. Поэтому лики на иконах представлены фронтально, анфас. Икона изображает образ полноты бытия. Икона являет полноту мировидения; изображение закончено и его нельзя просто расширить как импрессионистическую картину, как случайный кусочек здешнего мира.
Икона - образ вечности, поэтому в ней все иное, чем в нашем мире, иное пространство и время. В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
Икона изображает свет и не изображает тьму, в ней нет ночи, а вечно длится день, тела не отбрасывают тени. В традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Святые, изображаемые на иконе, лишены недостатков душевных и телесных, они одухотворены. Но это движение от материи к духу никогда не приводило к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без антропоморфных форм.
Православная икона стоит на фундаменте веры в Боговоплощение, которое не только не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти.
Икона являет не лицо земного человека, а лик небожителя. В иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов. Лики — это самое главное в иконе, они свидетельствует о личности святого. К личному относится не только лик, но и руки.
Конечно, многое в иконописи зависит и от художественного таланта самого иконописца, и от его духовного состояния, и от характера эпохи, в которой он живет.