Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТУРГИЧНОСТЬ ИКОНЫ. ФОРМЫ ПОЧИТАНИЯ ИКОН

Работа №33285

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Вероучительное содержание иконы 5
Раздел 2 Типы и формы литургического почитания икон 18
Раздел 3 Человек- образ (икона) Божия 29
Раздел 5 Функции иконы 39
Раздел 6 Другие типы и формы почитания икон 42
Раздел 7 Богословие исихазма в христианском искусстве ( иконописи) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Почитание святых икон имеет в Православной Церкви важное догматическое значение. Икона есть гораздо больше чем образ. Тем более икона не просто украшение храма или иллюстрация Священного Писания, икона - полное соответствие Первообразу. Именно этим объясняется большая роль иконы в Церкви. Будучи на таком положении, икона в течение своей большой истории, в борьбе с язычеством и ересями, в частности иконоборческой, выработала свой особенный художественный язык и символизм, который скрывает в себе глубокий богословский смысл.
Иконы часто называют «богословием в красках». И это действительно так. Почитание их догматично. Этот догмат сформулирован Седьмым Вселенским Собором (787 г.) и вытекает из основного исповедания Церкви - вочеловечения Сына Божия.
В иконе выражается вся полнота православного богословского вероучения, она неразрывно связана с самой внутренней жизнью Церкви, поэтому существование и рассмотрение иконы вне жизни церковной невозможно.
Данная выпускная работа посвящена чествованию священных изображений (иконы и плащаницы) в пространстве храма - вне богослужения и в самом литургическом действии, а также рассматриваются обряды и их значение, которые совершаются перед святыми иконами в современном богослужении, предусмотренные Уставом (предписаниями Типикона), и местные обычаи почитания икон, сложившиеся в г. Владивостоке.
Православный храм сложно представить без святых ликов Спасителя, Пресвятой Девы Богородицы и святых, которые помещаются по периметру храма и составляют иконостас (алтарную перегородку). Отец Павел Флоренский писал, что своей главной целью икона имеет «вывести сознание в мир духовный, показать тайные и сверхъестественные зрелища».
Объектом данного исследования становятся литургические иконы. Предмет исследования - процесс почитания икон в православии.
Цель данного исследования - определить особенности почитания икон в православии.
Задачи исследования:
1. изучить вероучительное содержание иконы,
2. определить типы и формы литургического почитания икон,
3. охарактеризовать человека, как образа божия,
4. выявить функции икон,
5. проанализировать богословие исихазма в христианском искусстве. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, в том числе и церковной, исторический метод, описательный и аналитический.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы работы могут быть использованы при дальнейшем изучении почитания литургических икон в православии.
Структура работы. Исследование состоит из введения, семи разделов, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, икона — это окно в священный (сакральный) мир и мир этот распахивается перед человеком, взирающим на икону. Поэтому так важно, чтобы икона не потеряла своего назначения и своего богословского содержания.
Икона существует только для того, чтобы сам человек стал иконой Бога, ведь именно так и сотворил его Бог. Образ, явленный в иконе, свидетельствует о том, что человек есть икона Бога.
Икона изображает не то, что привычно для человека в его повседневности, а то, чего еще нет или нет в полноте в его земном опыте. Икона пишется с точки зрения вечности, изображает Царство Небесное, новое небо и новую землю, где уже совершена победа Христа — победа добра над злом, жизни над смертью. Поэтому для иконы не подходит реалистический, вернее — натуралистический способ передачи, язык иконы — символы и знаки, в которых прозревается образ грядущего Христа и Его Царства. Мир иконы — это мир, невидимым нашим физическим зрением, но созерцаемый в духе.
Икона являет собой Царство небесное. Икона не дает представление о том, выглядит Иисус Христос, она ставит нас лицом к лицу с Богом. Поэтому лики на иконах представлены фронтально, анфас. Икона изображает образ полноты бытия. Икона являет полноту мировидения; изображение закончено и его нельзя просто расширить как импрессионистическую картину, как случайный кусочек здешнего мира.
Икона - образ вечности, поэтому в ней все иное, чем в нашем мире, иное пространство и время. В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.
Икона изображает свет и не изображает тьму, в ней нет ночи, а вечно длится день, тела не отбрасывают тени. В традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Святые, изображаемые на иконе, лишены недостатков душевных и телесных, они одухотворены. Но это движение от материи к духу никогда не приводило к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без антропоморфных форм.
Православная икона стоит на фундаменте веры в Боговоплощение, которое не только не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти.
Икона являет не лицо земного человека, а лик небожителя. В иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов. Лики — это самое главное в иконе, они свидетельствует о личности святого. К личному относится не только лик, но и руки.
Конечно, многое в иконописи зависит и от художественного таланта самого иконописца, и от его духовного состояния, и от характера эпохи, в которой он живет.



1. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting / М.В. Алпатов. - М.: Искусство, 1978. - 332 с.: ил.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская. - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.: ил.
3. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю.Г. Бобров. - СПб.: МИФРИЛ, 1995. - 103 с.
4. Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы.// Философия русского религиозного искусства М.: Прогресс, 1993. -129 с.
5. Буслаев Ф. Общие понятия о русской иконописи // О литературе: исследования и статьи, М.: Худ. литература, 1990.-186 с.
6. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. - М.- СПб.: Питер, 2015. - 430с.
7. Г олубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - СПб.: Питер, 2014. - 330с.
8. Данилова М.Е. Византийская икона "Благовещение" 14 века // Этюды о картинах. М.: Искусство, 1986.-331 с.
9. Евсеева А.М. Живопись Древней Твери / А.М. Евсеева, И.А. Кочетков, В.Н. Сергеев. - М.: Искусство, 1974. - 160 с.: ил.
10. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли италийской. - М.: Православие, 2016. - 139с.
11. Живопись домонгольской Руси / Автор-составитель О.А. Корина. - М.: Советский художник, 1974. - 128 с.
12. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи / Н.А. Замятина. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия). - 274 с.
13. Иконостас. Происхождение, развитие, символика. - М.: Юнити- Данта,2013. - 330с.
14. Ильинская Е. Секреты иконописца / Екатерина Ильинская. - М.:
Иконописная мастерская Екатерины Ильинской, 2010. - 177 с.
15. История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX века. - М.: Арт-БМБ, 2002. - 288 с.: ил.
16. Иэрхарт Байрон Религиозные традиции мира. В 2-х томах. Т. 2. / Пер. с английского. — М.: Крос-пресс, 1996. - 73с.
17. Келеберда Н.Г.От религиозного к светскому восприятию иконы как символа христианской духовности. Монография. Ростов-на-Дону, 2006.124 с.
18. Клокова Г.С. Русская иконопись / Г.С. Клокова. - М.: Новости, 1991. - 196 с.
19. Колпакова Г. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Галина Колпакова // Новая история искусства. - М.: Азбука, 2010. - 528 с.
20. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери, т. 1-2. - М.: Валдос, 2014. - 219с.
21. Кондаков Н.П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - М.: Валдос, 2015. - 330с.
22. Кондаков Н.П. Русская икона / Н.П. Кондаков. - С.-Петербургъ, 1905. - 242 с.
23. Корнеева Н.И. Азы древнерусской иконописи. Иконография Христа / Н.И. Корнеева. - М.: Юный художник, 2002. - 34 с.: ил.
24. Кравченко А.С. Икона. Секреты ремесла: Пособие для художников, реставраторов / А.С. Кравченко, А.П. Уткин. - М.: Стайл А ЛТД, 1993. - 126 с.
25. Лазарев В.Н. Новгородская иконопись / В.Н. Лазарев. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 204 с.
26. Малеев М. Юным о русской иконописи / Михаил Малеев. - М.: Приход Храма Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2001. - 144 с.
27. Малков Ю. Тема иконопочитания в древнерусской литературе XI-XIII веков// Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного писания в России. 1(12). -М., 1997.-76 с.
28. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца / М.Н. Соколова. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. - 225 с.
29. Никольский М.Н. История русской церкви. - М.: Изд.полит.литер. 1983. -446 с.
30. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. - М.: Альма-пресс, 2015. - 490с.
31. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. - СПб.: Питер, 2012. - 430с.
32. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб.: Питер, 2014. - 344с.
33. Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства / Н.В. Покровский. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1900. - 681 с.
34. Православная икона. Канон и стиль. К богословскому рассмотрению образа. / Сборник. М.: Альма-пресс, 2016. - 677с.
35. Православные иконы / Автор-составитель Наталья Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 320 с.
36. Прот. Салтыков А. - Расшифровка аудиозаписи 8 лекций по Иконоведению прот. Александра Салтыкова. - 1996. - 58 с.
37. Рауменбах Б.В. Пространственые построения в живописи. Очерк основных методов / Б.В. Рауменбах. - М.: Наука, 1980. - 288 с.
38. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века / Д.А. Ровинский. - СПб.: А.С. Суворин, 1903. - 333 с.
39. Рудаков А. Краткая история христианской церкви.. Изд.Св.- Троиц. Серг.Лавра, 2000 ( по изд.1879 ). - 286 с .
40. Русское православие. Вехи истории. - М.: Изд.полит.литер., 1989. - 720 с.
41. Сарабьянов В.Д.. История древнерусской живописи / В.Д.
Сарабьянов, Э.С. Смирнова- М.: Православный Свято-Тихоновский
Гуманитарный Университет, 2007. - 752 с.: ил.
42. Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства / Ю.П. Сергеев. - М.: Юный художник, 2000. - 33 с.: ил.
43. Сингаевский В.Н. Православные иконы / В.Н. Сингаевский. - СПб.: Полигон, 2005. - 320 с.: ил.
44. Слава Византии. Искусство и культура средневизантийской эпохи (843 - 1261 гг.) / Под ред. Е.К. Эванс, У.Д. Виксон. - The Metropolitan Museum of Art, 1997. - 604 с.
45. Соколов Е.Г. Христианство: Пособие для преподавателей. - СПб.:Питер, 2015. -340 с.
46. Соколова Л.И. О церковной живописи / Л.И. Соколова. - М.: Общество святителя Василия Великого, 1998. - 380 с.
47. Стародубцев О.В. Русское церковное искусство X-XX веков /
О.В. Стародубцев. - М.: Лепта Книга, издательство Сретенского монастыря, 2007. - 728 с.
48. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.-69 с.
49. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н. Трубецкой. - Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. - 112 с.
50. Успенский Л.А. Богословие иконы в православной церкви. М., 1963.-210 с.
51. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви / Л.А. Успенский. - Коломна: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. - 656 с.
52. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. - М.: Православие, 2016. - 210с.
53. Флоренский П. Иконостас // Кисилев А. Чудотворные иконы Божий Матери в русской истории. М., 1992.-126 с.
54. Шеко Е.Д. Основы иконописного рисунка / Е.Д. Шеко, М.И.
Сухарев. - М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2010. - 85 с.
55. Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. / И.К. Языкова. - М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.: ил.
56. Крест // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. - М.: Энциклопедия, 2013 - С. 233-245.
57. Охлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики.- М.: Энциклопедия,2012. -297 с.
58. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве Пер. с английского А. Е. Майкалара. - М.: КРОН- ПРЕСС, - 656 с.
59. Христианство (энциклопедический словарь) в 3-х томах. М.: БСЭ, 1995. 1 том ( А-К)- 862 с.
60. Цеханская К.В. Иконы в народной жизни // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX bb.http://www.rchgi.spb.ru/christian/arsenyevl.html
61. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: изд-во Общедоступного
Православного университета, 1995208.
http: //magazines.russ. ru/znamia/1999/10/konfer.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ