ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие о двигательных способностях 6
1.2. Виды и методы развития двигательных способностей 7
1.3. Физическая активность детей школьного возраста 25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 30
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ 31
2.1. Методики исследования 31
2.3. Организация исследования 34
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 35
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Проблема физического воспитания подрастающего поколения служит одним из важных показателей социального благополучия и является предметом постоянного изучения многих специалистов [5, с.57].
Формирование и совершенствование человеческого организма происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее чувствителен к внешним воздействиям детский организм, когда формируются жизненно важные базовые двигательные навыки и умения, из элементов которого слагается впоследствии вся двигательная деятельность будущего взрослого человека.
Детский возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе роста и развития человека, когда интенсивно изменяются физические, двигательные и функциональные качества, необходимые для укрепления здоровья [4, с.37].
В настоящее время вопрос о приспособлении детского организма к изменениям режима двигательной активности занимает одно из центральных мест в оздоровление современных школьников. Это связано со многими причинами - с малоподвижным образом жизни и повышением частоты заболеваний у современных школьников [6, с. 91].
Важнейшим подтверждением большого значения физического воспитания в школе является его влияние на общее состояние здоровья детей школьного возраста. Благоприятное неспецифическое воздействие систематических занятий физическими упражнениями, проявляющееся в повышении устойчивости к неблагоприятным влияниям факторов внешней среды (охлаждение, перегревание, инфекционные агенты и др.), играет большую роль в увеличении сопротивляемости организма различным заболеваниям. Исключительно велика роль физических упражнений в сочетании с закаливанием в предупреждении инфекционных болезней, а также стрессов, связанных с перегрузкой учащихся учебным материалом, уплотненным режимом дня и т. д. [1, с. 45].
Широкое применение подвижных игр в физическом воспитании объясняется несколькими причинами: доступностью игры для различного возраста; возможностью использования для всестороннего развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, в качестве активного отдыха при организации досуга детей; высоким зрелищным эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры [18, с. 63].
Нормирование двигательной активности, обоснование рационального двигательного режима для школьников является одной из сложных и требующих решения проблем физического воспитания. Поэтому изучение влияния занятий физической культурой на формирование двигательных способностей детей школьного возраста является актуальной задачей современной педагогики.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования - методика воспитания двигательных способностей учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что методика воспитания двигательных способностей учащихся младшего школьного возраста, включающая занятия подвижными играми окажет благотворное влияние на показатели физической подготовленности детей 7-10 лет.
Цель исследования - оценить эффективность методики воспитания двигательных способностей у детей 7-10 лет.
Задачи исследования.
1. Теоретически обосновать проблему физического
воспитания учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта.
2. Изучить исходные показатели физической подготовленности детей 7-10 лет.
3. Оценить эффективность методики воспитания двигательных способностей учащихся младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая статистика.
Практическая значимость заключается в целенаправленном и систематическом использовании занятий подвижными играми для повышения показателей двигательных качеств детей младшего школьного возраста. Результаты исследования могут использоваться в работе учителей физической культуры в процессе физического воспитания учащихся школьного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 50 страницах машинописного текста, содержит 3 таблицы, 7 рисунков,
список литературы включает 50 источников.
Анализ литературных источников по теме исследования выявил, что современные школьники ведут малоподвижный образ жизни, который приводит к замедлению процессов роста и физического развития, возникновению функциональных нарушений и развитию заболеваний дыхательной, сердечнососудистой и нервной систем, поэтому основная цель физического воспитания учащихся для педагогов заключается в том, что бы подобрать методы, средства и формы обучения, которые смогут заинтересовать детей и повысить их интерес к занятиям физической культурой и спортом.
В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным стимулом физического развития.
Гармоничность физического развития один из показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Роль двигательной активности особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма - в детском возрасте.
На уроках физической культуры в любом возрасте решаются одновременно задачи освоения новых движений, совершенствования разученных ранее и развития двигательных качеств.
Исследование проводилось поэтапно:
Первый этап - сделан анализ научно-методической литературы по теме исследования, поставлена цель исследования, определены гипотеза и задачи исследования, осуществлялся подбор методов исследования.
Второй этап исследования включал тестирование обследуемых учеников, изучались исходные показатели. В начале эксперимента обе группы были однородны. Анализ результатов тестирования исследуемых детей до эксперимента показал, что развитие двигательных качеств находится на нижнем и среднем уровне возрастных норм. Для повышения исследуемых показателей в условиях педагогического эксперимента применялась методика развития двигательных качеств у детей младшего школьного возраста (приложение 4-6), которая включала комплексы физических упражнений и подвижные игры, соответствующее физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.
В экспериментальной методике использовались подвижные игры на развитие координации движений и ловкости. В них включались бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложнялись правила, повышались требования к точности выполнения. Использовался текст, определяющий ритм движений. Вводились в игры двигательные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы им (перетягивание, толкание и т.п.). В игры вносились элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Полезно проводить подвижные игры на свежем воздухе. К детям предъявлялись достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.
В условиях педагогического эксперимента школьники экспериментальной группы занимались дополнительно 3 раза в неделю по данной методике, затем проводилось повторное тестирование физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп.
Третий этап - было проведено повторное тестирование обследуемых школьников, сделан сравнительный анализ и оценка эффективности методики развития двигательных способностей у исследуемых школьников.
На основании результатов исследования были сделаны следующие выводы:
1. .Литературный обзор выявил, что детский возраст является важным этапом физического воспитания, благоприятным для начала занятий физической культурой и спортом.
2. Анализ результатов тестирования выявил, что до эксперимента двигательные способности обследуемых детей соответствует низкому и среднему уровню возрастной нормы, различия по изучаемым показателям между школьниками контрольной и экспериментальной групп являются статистическими незначимыми.
3. В связи с ростом и развитием организма после эксперимента в исследуемых группах произошли возрастные изменения, но за период наблюдения прирост исследуемых показателей у детей экспериментальной группы выше, чем контрольной, что подтверждает рабочую гипотезу об эффективности методики воспитания двигательных способностей у детей 7-10 лет.
Таким образом, результаты исследования не противоречат литературным данным, что составной частью физического воспитания школьников является развитие двигательных способностей, которые способствуют всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка, достижению высокой устойчивости организма к неблагоприятным экологическим условиям, повышению физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах современного общества.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 224с.
2. Бабушкин Г.Д. Психология - спорту/Г.Д. Бабушкин. - Омск, 2018. - С. 23.
3. Бавина А.В. Специфика физического воспитания/А.В. Бавина. - М., 2017. - 159с.
4. Бальсевич В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека/В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - М.: Новое время. 2017. - № 7. - 120 с.
5. Бальсевич В. К. Физическая культура: молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева//Теория и
практика физ. культуры. - М.: Новое время. 2018. - № 4. - 198 с.
6. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого/ В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 2018. - 267с.
7. Визитей Н.Н. Физическая культура личности/Н.Н. Визитей. - Кишинев, 2016. - 178с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский //Вопросы психологии. - М., 2016, №6.
9. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория/М.В. Выдрин // Теория и практика физической культуры. - М.: Новое время. 2017. - №5. - 139 с.
10. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов/ Е.М. Геллер. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - С.25.
11. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Академия. 2016. - 160 с.
12. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию/И.А. Гуревич. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 350с .
13. Давыдова Л. И. Настроение/ Л.И. Давыдова//Начальная школа. - М., 2014. - №7. - С. 187.
14. Дуркин П. К. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования ЗОЖ/ П.К. Дуркин//Физическая культура в школе. - М., 2015. - №2. - С. 206.
15. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре/ П.К. Дуркин // Архангельск, Трикста. 2017. - С. 43.
16. Дусавицкий А.К. Формула интереса/А.К, Дусавицкий. - М.: Просвещения. 2009. -С. 176.
17. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании/И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 156с.
18. Зобков В.А. Формирование активного положительного отношения младших школьников к физической культуре/В.А. Зобков. - Набережные Челны, 2011. - С. 41.
19. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания/Е.П. Ильин. - М., «Просвещение», 2013. -219 с.
20. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: педагогическое пособие для студентов/Е.П. Ильин. - М., 2017. - 285с.
21. Качашкин В.Н. Физическое воспитание в начальной школе/ В.Н. Качашкин. - М.: Просвещение, 2018. - 207с.
22. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников/В.А. Крутецкий. - М., 2016.
23. Лебедева Н.Т. Повышение оздоровительной
направленности физического воспитания младших
школьников/ Н.Т. Лебедева. - Минск: ФИЗО. 2014. - 249 с.
24. Леонтьев А.Н. Концептуальный подход к
формированию у школьников интереса к физической культуре/А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов. - М., 2010. - 142.
25. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания/П.Ф, Лесгафт. - М., 2011. - 416с.
26. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры и человека/Л.И. Лубышева. - М.:ЦОЛИФК, 2012. - 278с.
27. Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания в школе/ Л.Е. Любомирский. - М., 2014. -143с.
28. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации/В.И. Лях//Теория и практика физической культуры. - М., 2018, № 9, с. 49-51
29. Мальгинова Г.Д. Час здоровья в системе физического воспитания школьников/Г.Д. Мальгинова. - Холмск, 2018. - 267с.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П. Матвеев. - М.: ФиС, 2011- 296 с.
31. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 496 с.
32. Общая психология/ В.В. Богословский. М.: Просвещение, 2001. - 383 с.
33. Педагогика/В.В. Белорусовой, И.Н. Решетень. - М., «Физкультура и спорт», 2017.
34. Педагогика/ В.А. Сластенин. - М.: Школа-Пресс, 2017. - 512 с.
35. Попов Г.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта / Г.И. Попов // Вестник учебных заведений физической культуры. - М., 2014.
36. Психология/В.М. Мельникова. - М., «Физкультура и спорт», 2007.
37. Романова О.А. Методика физического воспитания в школе/ О.А. Романова. - М., 2016. - 235с.
38. Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии в школе/Е.Г. Сайкина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
39. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка/Э.Я. Степаненкова. - М., 2016. - 368 с.
40. Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации/ В.И. Столяров. - М.: РГАФК, 2015. - 289с.
41. Теория и методика физической культуры/Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
42. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания/А.А. Тер-Ованесян. - М., «Физкультура и спорт», 2008, - 206с.
43. Физическая культура студента/В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
44. Фомин Н.А. Возрастные основы физического
воспитания/ Н.А. Фомин, В.Е. Фомин. - М.: Физиология и спорт. 2018. - 378с.
45. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М., Академия, 2010. - 256с.
46. Черник Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры/Е.С. Черник. - М., 2012. - 274с.
47. Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей школьного возраста/Ю.К. Чернышенко, Л.С. Дворкин. - Краснодар, 2017. - 267с.
48. Щербаков Е.П. Формирование интереса к спорту у школьников/ Е.П. Щербаков. - Омск, 2018. - 256 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И. Щукина. - М.: Педагогика. 2018. - 367с.
50. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии/Д.К. Эндрюс//Теория и практика физической культуры. - М., 2013.