ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме одаренности 6
1.2 Психосоциальное развитие одаренного ребенка младшего школьного
возраста 12
1.3 Развитие одаренности детей младшего школьного возраста на уроках
технологии 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Организация исследования и методики диагностики одаренности
детей младшего школьного возраста 25
2.1 Анализ результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности младших
школьников на уроках технологии 33
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме одаренности 6
1.2 Психосоциальное развитие одаренного ребенка младшего школьного
возраста 12
1.3 Развитие одаренности детей младшего школьного возраста на уроках
технологии 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Организация исследования и методики диагностики одаренности
детей младшего школьного возраста 25
2.1 Анализ результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности младших
школьников на уроках технологии 33
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Одаренность, как одно из самых интересных и загадочных явлений
природы, традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к этому
явлению в настоящее время очень высок. Не случайно, в очередном
Послании Президента Федеральному Собранию, в 2018 году была озвучена
идея о «формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров
поддержки одаренных детей» Было подчеркнуто, что вся системы
образования России должен опираться на принцип: каждый ребенок,
подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в
профессии и в жизни.
Успех нашей страны зависит от раскрытие талантов подрастающего поколения [1].
Современная ситуация требует от системы образования подготовки таких выпускников, которые будут способны адаптироваться к изменяющимся условиям, обладающих такими компетенциями, которые бы помогли им стать значимыми в самых разных сферах человеческой деятельности. Это означает то, что одарённость нужно рассматривать как достижения и как возможность достижений в будущем. В связи с этим, школа 21 века ориентируется на личностно-ориентированный подход, который на первый план выдвигает личностное развитие и самореализацию обучающегося. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.
Личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии в корне меняют подход к детям с неординарными способностями и рассматривают высокий интеллект как ценность. Перед системой образования остро встает вопрос о выявлении и развитии высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.
Проблемой одаренности занимался целый ряд отечественных и зарубежных исследователей: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др. Психологический подход к развитию одаренности у детей младшего школьного возраста осуществлялиН.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской и др. В основе их работ лежит мысль о том, что работа с одаренными - это один из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При этом, однако, мало раскрытым остается вопрос развития одаренности детей младшего школьного возраста на уроке технологии. Общие программы образования в школе, оказывается,не очень хорошо приспособлены для работы на уроках технологии с теми, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Отсюда вытекает проблема, как перестроить систему обучения в целом и в частности на уроках технологии, чтобы изменить отношение к «нестандартным» детям.
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель нашей работы: выявить одаренность детей младшего школьного возраста на уроке технологии.
Объект исследования: одаренность детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования: исследование одаренности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по проблеме одаренности личности.
2) Раскрыть содержание понятия одаренность как социальнопсихологического феномена.
3) Проанализировать методы и способы организации психологопедагогической деятельности на уроках технологии направленной на развитие одаренности детей.
4) Провести эмпирическое исследование с целью выявленияодаренности детей младшего школьного возраста.
5) Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.
6) Составить методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках технологии.
Гипотеза исследования: методы и формы работы, используемые на уроках технологии способствуют развитию одаренности у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, сравнительный анализ общей одаренности и степень выраженности способностей студентов. Сравнительный анализ умственных способностей.
Методики исследования: В качестве основных диагностических методик мы использовали Тест структуры интеллекта Амтхауэра; Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч.
В качестве эмпирической базы исследования выступила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Мензелинска РТ. Выборка включала 30 человек, обучающиеся четвертых классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостность; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности. Мы опирались так же на теоретические положения по проблеме развития одаренности, разработанные Г.Айзенком. А.М. Матюшкиным, Б.М. Тепловым, А.Г.Петровским, В.Штерном; по проблеме личностного развития младшего школьника - на труды С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконинаи других.
Практическая значимость: Результаты нашего исследования можно рекомендовать использовать учителям технологии для изучения одаренности детей, а так же для студентов педагогических вузов. Данные нашей работы можно применять как методический материал при чтении курса лекций по диагностике одаренности личности.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
природы, традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к этому
явлению в настоящее время очень высок. Не случайно, в очередном
Послании Президента Федеральному Собранию, в 2018 году была озвучена
идея о «формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров
поддержки одаренных детей» Было подчеркнуто, что вся системы
образования России должен опираться на принцип: каждый ребенок,
подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в
профессии и в жизни.
Успех нашей страны зависит от раскрытие талантов подрастающего поколения [1].
Современная ситуация требует от системы образования подготовки таких выпускников, которые будут способны адаптироваться к изменяющимся условиям, обладающих такими компетенциями, которые бы помогли им стать значимыми в самых разных сферах человеческой деятельности. Это означает то, что одарённость нужно рассматривать как достижения и как возможность достижений в будущем. В связи с этим, школа 21 века ориентируется на личностно-ориентированный подход, который на первый план выдвигает личностное развитие и самореализацию обучающегося. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.
Личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии в корне меняют подход к детям с неординарными способностями и рассматривают высокий интеллект как ценность. Перед системой образования остро встает вопрос о выявлении и развитии высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.
Проблемой одаренности занимался целый ряд отечественных и зарубежных исследователей: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др. Психологический подход к развитию одаренности у детей младшего школьного возраста осуществлялиН.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской и др. В основе их работ лежит мысль о том, что работа с одаренными - это один из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При этом, однако, мало раскрытым остается вопрос развития одаренности детей младшего школьного возраста на уроке технологии. Общие программы образования в школе, оказывается,не очень хорошо приспособлены для работы на уроках технологии с теми, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Отсюда вытекает проблема, как перестроить систему обучения в целом и в частности на уроках технологии, чтобы изменить отношение к «нестандартным» детям.
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель нашей работы: выявить одаренность детей младшего школьного возраста на уроке технологии.
Объект исследования: одаренность детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования: исследование одаренности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по проблеме одаренности личности.
2) Раскрыть содержание понятия одаренность как социальнопсихологического феномена.
3) Проанализировать методы и способы организации психологопедагогической деятельности на уроках технологии направленной на развитие одаренности детей.
4) Провести эмпирическое исследование с целью выявленияодаренности детей младшего школьного возраста.
5) Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.
6) Составить методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках технологии.
Гипотеза исследования: методы и формы работы, используемые на уроках технологии способствуют развитию одаренности у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, сравнительный анализ общей одаренности и степень выраженности способностей студентов. Сравнительный анализ умственных способностей.
Методики исследования: В качестве основных диагностических методик мы использовали Тест структуры интеллекта Амтхауэра; Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч.
В качестве эмпирической базы исследования выступила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Мензелинска РТ. Выборка включала 30 человек, обучающиеся четвертых классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостность; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности. Мы опирались так же на теоретические положения по проблеме развития одаренности, разработанные Г.Айзенком. А.М. Матюшкиным, Б.М. Тепловым, А.Г.Петровским, В.Штерном; по проблеме личностного развития младшего школьника - на труды С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконинаи других.
Практическая значимость: Результаты нашего исследования можно рекомендовать использовать учителям технологии для изучения одаренности детей, а так же для студентов педагогических вузов. Данные нашей работы можно применять как методический материал при чтении курса лекций по диагностике одаренности личности.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Интерес к проблеме одаренности в настоящее время очень высок.
Послании Президента Федеральному Собранию 2018 года содержит мысль о
«формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров поддержки
одаренных детей»
Личностно-ориентированный подход и развивающие образовательные
технологии изменили отношение к детям с неординарными способностями.
Система образования должна сегодня таким образом выстраивать свою
политику, чтобы своевременно выявлять и развивать одаренных и
талантливых детей на всех этапах их обучения.
Однако, сегодня все же не до конца решена проблема - как должно
быть организовано обучение одаренных детей. Отсюда вытекает важнейшее
направление работы школы, предполагающее создание условий для
оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в
настоящий момент может быть еще не проявившейся. Эту задачу предстоит
решать и учителям технологии. Работа с одаренными детьми на уроках
технологии должна осуществляться в рамках комплексной и
индивидуализированной программы, с использованием различных форм и
методов работы, направленных на развитие их творческого потенциала.
Комплексный подход предполагает проводить эффективную работу с
одаренными детьми по следующим этапам:
1-й этап работы - диагностический, который выявляет в развитии
младшего школьника его интересы и склонности, а так же проявления
одаренности.
2-ой этап - уточнение методов работы с одаренными детьми, с опорой
на дополнительную информацию отродителей и из специальной литературы.
3-ий этап - создание специальных педагогических условий для
развития одаренных детей, с использованием на уроках различных форм и
методов работы.43
4-й этап - анализируются промежуточные результаты сопровождения
развития одаренного ребенка.
Критериями эффективности учебно-воспитательной работы с одаренными
детьми на уроках технологии являются:
высокий уровень познавательного интереса к предмету «Технология»;
участие в олимпиадах по технологии, в различных Интернет - проектах
(конкурсах) по технологии.
Современному учителю технологии, работающему с одаренными детьми
есть необходимость опиратьсяв своей работе на принцип единства
содержательной и процессуальной сторон обучения и уделять внимание их
когнитивному развитию, доминированию развивающих возможностей
учебного материала над его информационной насыщенностью, практической
работе, максимальному расширению круга интересов младших школьников,
формированию способности к критическому мышлению
Послании Президента Федеральному Собранию 2018 года содержит мысль о
«формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров поддержки
одаренных детей»
Личностно-ориентированный подход и развивающие образовательные
технологии изменили отношение к детям с неординарными способностями.
Система образования должна сегодня таким образом выстраивать свою
политику, чтобы своевременно выявлять и развивать одаренных и
талантливых детей на всех этапах их обучения.
Однако, сегодня все же не до конца решена проблема - как должно
быть организовано обучение одаренных детей. Отсюда вытекает важнейшее
направление работы школы, предполагающее создание условий для
оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в
настоящий момент может быть еще не проявившейся. Эту задачу предстоит
решать и учителям технологии. Работа с одаренными детьми на уроках
технологии должна осуществляться в рамках комплексной и
индивидуализированной программы, с использованием различных форм и
методов работы, направленных на развитие их творческого потенциала.
Комплексный подход предполагает проводить эффективную работу с
одаренными детьми по следующим этапам:
1-й этап работы - диагностический, который выявляет в развитии
младшего школьника его интересы и склонности, а так же проявления
одаренности.
2-ой этап - уточнение методов работы с одаренными детьми, с опорой
на дополнительную информацию отродителей и из специальной литературы.
3-ий этап - создание специальных педагогических условий для
развития одаренных детей, с использованием на уроках различных форм и
методов работы.43
4-й этап - анализируются промежуточные результаты сопровождения
развития одаренного ребенка.
Критериями эффективности учебно-воспитательной работы с одаренными
детьми на уроках технологии являются:
высокий уровень познавательного интереса к предмету «Технология»;
участие в олимпиадах по технологии, в различных Интернет - проектах
(конкурсах) по технологии.
Современному учителю технологии, работающему с одаренными детьми
есть необходимость опиратьсяв своей работе на принцип единства
содержательной и процессуальной сторон обучения и уделять внимание их
когнитивному развитию, доминированию развивающих возможностей
учебного материала над его информационной насыщенностью, практической
работе, максимальному расширению круга интересов младших школьников,
формированию способности к критическому мышлению
Подобные работы
- Воспитание гражданственности детей младшего школьного возраста в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Развитие выносливости обучающихся младшего школьного возраста на уроках по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста на занятиях «Вокальное исполнительство» в ДМШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



