ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме одаренности 6
1.2 Психосоциальное развитие одаренного ребенка младшего школьного
возраста 12
1.3 Развитие одаренности детей младшего школьного возраста на уроках
технологии 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 25
2.1 Организация исследования и методики диагностики одаренности
детей младшего школьного возраста 25
2.1 Анализ результатов исследования 29
2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности младших
школьников на уроках технологии 33
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Одаренность, как одно из самых интересных и загадочных явлений
природы, традиционно занимает одно из ведущих мест. Интерес к этому
явлению в настоящее время очень высок. Не случайно, в очередном
Послании Президента Федеральному Собранию, в 2018 году была озвучена
идея о «формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров
поддержки одаренных детей» Было подчеркнуто, что вся системы
образования России должен опираться на принцип: каждый ребенок,
подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в
профессии и в жизни.
Успех нашей страны зависит от раскрытие талантов подрастающего поколения [1].
Современная ситуация требует от системы образования подготовки таких выпускников, которые будут способны адаптироваться к изменяющимся условиям, обладающих такими компетенциями, которые бы помогли им стать значимыми в самых разных сферах человеческой деятельности. Это означает то, что одарённость нужно рассматривать как достижения и как возможность достижений в будущем. В связи с этим, школа 21 века ориентируется на личностно-ориентированный подход, который на первый план выдвигает личностное развитие и самореализацию обучающегося. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.
Личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии в корне меняют подход к детям с неординарными способностями и рассматривают высокий интеллект как ценность. Перед системой образования остро встает вопрос о выявлении и развитии высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления становятся одной из актуальных проблем образовательного процесса.
Проблемой одаренности занимался целый ряд отечественных и зарубежных исследователей: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, П. Торренс Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и др. Психологический подход к развитию одаренности у детей младшего школьного возраста осуществлялиН.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской и др. В основе их работ лежит мысль о том, что работа с одаренными - это один из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При этом, однако, мало раскрытым остается вопрос развития одаренности детей младшего школьного возраста на уроке технологии. Общие программы образования в школе, оказывается,не очень хорошо приспособлены для работы на уроках технологии с теми, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Отсюда вытекает проблема, как перестроить систему обучения в целом и в частности на уроках технологии, чтобы изменить отношение к «нестандартным» детям.
Исходя из актуальности проблемы, была определена цель нашей работы: выявить одаренность детей младшего школьного возраста на уроке технологии.
Объект исследования: одаренность детей младшего школьного
возраста.
Предмет исследования: исследование одаренности детей младшего школьного возраста на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по проблеме одаренности личности.
2) Раскрыть содержание понятия одаренность как социальнопсихологического феномена.
3) Проанализировать методы и способы организации психологопедагогической деятельности на уроках технологии направленной на развитие одаренности детей.
4) Провести эмпирическое исследование с целью выявленияодаренности детей младшего школьного возраста.
5) Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования.
6) Составить методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках технологии.
Гипотеза исследования: методы и формы работы, используемые на уроках технологии способствуют развитию одаренности у детей младшего школьного возраста
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, сравнительный анализ общей одаренности и степень выраженности способностей студентов. Сравнительный анализ умственных способностей.
Методики исследования: В качестве основных диагностических методик мы использовали Тест структуры интеллекта Амтхауэра; Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч.
В качестве эмпирической базы исследования выступила МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Мензелинска РТ. Выборка включала 30 человек, обучающиеся четвертых классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
гуманистический подход, признающий человека высшей ценностью; системный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостность; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности. Мы опирались так же на теоретические положения по проблеме развития одаренности, разработанные Г.Айзенком. А.М. Матюшкиным, Б.М. Тепловым, А.Г.Петровским, В.Штерном; по проблеме личностного развития младшего школьника - на труды С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконинаи других.
Практическая значимость: Результаты нашего исследования можно рекомендовать использовать учителям технологии для изучения одаренности детей, а так же для студентов педагогических вузов. Данные нашей работы можно применять как методический материал при чтении курса лекций по диагностике одаренности личности.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Интерес к проблеме одаренности в настоящее время очень высок.
Послании Президента Федеральному Собранию 2018 года содержит мысль о
«формировании в регионах на базе лучших вузов и школ центров поддержки
одаренных детей»
Личностно-ориентированный подход и развивающие образовательные
технологии изменили отношение к детям с неординарными способностями.
Система образования должна сегодня таким образом выстраивать свою
политику, чтобы своевременно выявлять и развивать одаренных и
талантливых детей на всех этапах их обучения.
Однако, сегодня все же не до конца решена проблема - как должно
быть организовано обучение одаренных детей. Отсюда вытекает важнейшее
направление работы школы, предполагающее создание условий для
оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в
настоящий момент может быть еще не проявившейся. Эту задачу предстоит
решать и учителям технологии. Работа с одаренными детьми на уроках
технологии должна осуществляться в рамках комплексной и
индивидуализированной программы, с использованием различных форм и
методов работы, направленных на развитие их творческого потенциала.
Комплексный подход предполагает проводить эффективную работу с
одаренными детьми по следующим этапам:
1-й этап работы - диагностический, который выявляет в развитии
младшего школьника его интересы и склонности, а так же проявления
одаренности.
2-ой этап - уточнение методов работы с одаренными детьми, с опорой
на дополнительную информацию отродителей и из специальной литературы.
3-ий этап - создание специальных педагогических условий для
развития одаренных детей, с использованием на уроках различных форм и
методов работы.43
4-й этап - анализируются промежуточные результаты сопровождения
развития одаренного ребенка.
Критериями эффективности учебно-воспитательной работы с одаренными
детьми на уроках технологии являются:
высокий уровень познавательного интереса к предмету «Технология»;
участие в олимпиадах по технологии, в различных Интернет - проектах
(конкурсах) по технологии.
Современному учителю технологии, работающему с одаренными детьми
есть необходимость опиратьсяв своей работе на принцип единства
содержательной и процессуальной сторон обучения и уделять внимание их
когнитивному развитию, доминированию развивающих возможностей
учебного материала над его информационной насыщенностью, практической
работе, максимальному расширению круга интересов младших школьников,
формированию способности к критическому мышлению
Послание Президента Федеральному Собранию.
http://kremlin.ru/events/president/news/56957
2. Выступление Президента России В.В. Путина на встрече в День знаний
с воспитанниками и педагогами образовательного центра для
одаренных детей «Сириус» // Вестник образования России. 2015. 19
окт. С. 14.
3. Андреева, Н.Ю. Учащихся и ее развитие в условиях образовательного
процесса // Научное обеспечение системы повышения квалификации
кадров, 2011. Выпуск 3(8). – С.104-108.
4. Белова, Е. С. Психологические условия познавательного развития
одарённых дошкольников // Психологический институт в современном
научно-психологическом пространстве: междунар. Челпановские
чтения 2014 / под ред. В. В. Рубцова. - М., 2014. - С. 277-283.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детстве.
Психологический очерк: Книга. для учителя. – М.: Просвещение, 2015 -
245 с.
6. Губина, Ж.В. Проблема социальной адаптации и особенности развития
личности одаренных / Материалы Всероссийской научно-практической
конференции: В 4-х частях. Часть II: Педагогика одаренности:
Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Кучмистов Т.А.
30-31 октября 2014 г., г. Томск. – Томск: Томский ЦНТИ, 2014. – С.11-20
7. Гусева, Е.И., Мигович, О.И., Тихомирова, Л.Ф., Хитрова, Г.В.
Диагностика одаренных детей // Ярославский педагогический вестник.
– 2016. - №4. – С.13-19.
8. Доровская, А.И. В классе - одаренные дети: как с ними работать
А.И.Доровской; Народное образование. № 5. 2010.- с. 211.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -
СПб., 2011. – 448 с.45
10.Карпова, Л.Г.Развитие творческих способностей младших школьников
// Омский научный вестник. – 2016. – №2 (36). – С.137-139
11.Комаров, Р.В. Введение в психологию одаренности: учеб. пособие /
Р.В. Комаров. – М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2015. – 116 с.
12.–Ларионова, Л.И. Культурно-психологические факторы развития
интеллектуальной одаренности. – М.: Издательство Институт
психологии РАН, 2011. – 320 с.
13.Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия:
избранные произведения. - М .: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК" .- 2013.
- 464 с.
14.Лейтес ,Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии.
- 2013. - №4.- с. 13-18.
15.Лебедева, Н.В. Педагогические условия воспитания одаренного
ребенка в семье / Материалы Всероссийской научно-практической
конференции: В 4-х частях. Часть II: Педагогика одаренности:
Региональные практики / Под ред. Тоболкиной И.Н., Кучмистов Т.А.
30-31 октября 2014 г., г. Томск. – Томск: Томский ЦНТИ, 2014. – С.111-
116
16.Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиски собственного Дж. М .:
Академический проект. - 2015. - 195 с.
17.Матюшкина, А.М. Сиск, Д. Одаренные и талантливые дети: Под ред.
А.М, матюшкин, Д.Сиск. – М.: Академия. №4 – 2005. - С.47
18.Майсак, Н.В. Личностные особенности младшего подростка / Н.В.
Майсак // Вопросы педагогики. – 2016. – №3. – С. 68 – 69.
19.Мандель, Б. Р. Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. -
М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. - 352 с.
20.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для ВУЗов [Текст] / В.С. Мухина. – М.:
Изд. центр «Академия», 2014. – 456 с.46
21.Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога в
системе «учитель – одаренный ребенок» / Л.М. Митина // Проблемы
одаренности в контексте устойчивого развития природы и общества/
отв.ред. М.В. Наянова. – Самара: ООО «Офорт»: ГБОУ ВПО
Сасмарская государственная областная академия. – 2014. – С. 199 –
214.
22.Милованов, К.Ю., Никитина Е.Е. Научно-методическое сопровождение
одаренных детей в национальной системе образования // Вестник
РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование» - 2017. – №4. –
С.70-81
23.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: 6-
е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 688 с.
24.Неустроева, М.И. Исследование одаренных детей младшего школьного
возраста // Internationalscientificreview, 2018. – С.46-47
25.Никитина, Е.Е. Коммуникативная и информационно-образовательная
среда современного музея // Образовательное пространство в
информационную эпоху (EEIA - 2016): Сб. материалов междунар.
науч.-практ. конф. М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2016. С. 184-192.
26.Теоретические и прикладные аспекты формирования
здоровьесберегающего и социально- адаптивного образовательного
пространства: монография. – Кн.1. Психолого-педагогические,
физиологические и медико-социальные подходы к проблеме здоровья,
адаптации и развития детей и подростков / Казин Э.М., Касаткина Н.П.,
Красношлыкова О.Г. и др.// под научной ред. Э.М. Казина. – Кмерово:
Изд-во КРИПКиПРО. М.: ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ», 2017. - -363 с.
27.Перкина, К.В. Одаренные дети и особенности работы с ними /
Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 4-х
частях. Часть II: Педагогика одаренности: Региональные практики /
Под ред. Тоболкиной И.Н., Кучмистов Т.А. 30-31 октября 2014 г., г.
Томск. – Томск: Томский ЦНТИ, 2014. – С.52-54-47
28.Савенков, А.И. Одаренные дети в школе и дома: методическое пособие.
– Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
29.Саакова, А. А. Система заданий по формированию творческих
способностей младших школьников по технологии ТРИЗ // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С.
141–145.
30.Современные образовательные технологии: учебное пособие /
коллектив авт.; под ред. Н.В. Бордовской. – 3-е изд., стер. – Москва:
КНОРУС, 2016. – 432 с.
31.Современная система выявления, развития и поддержки одаренных
детей и молодежи Самарской области: материалы научно-практической
конференции по проблемам работы с одаренными детьми 8 февраля
2017 года/ [редкол.: Т.И. Кобелева (отв. ред.), Е.Г. Мангулова]. –
Самара: Издательство «СНЦ РАН», 2017 – 362 с.
32.Теплов, Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных
различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. - 404 с.
33.Утёмов, В. В., Зиновкина, М. М. Структура креативного урока по
развитию творческой личности уча-щихся в педагогической системе
НФТМ-ТРИЗ // Концепт. –2013 . Современные научные исследования.
Выпуск 1. – С. 45-51.
34.Утёмов, В. В., Зиновкина, М. М., Горев П. М. Педагогика
креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие.
–Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. –212 с.
35.Фролов, С.С. Проблемы определения и развития творческой
одаренности // Вестник Астраханского государственного технического
университета. 2004. №3. – с. 277-283
36.Щебланова, Е.И. Концепция А. М. Матюшкина о творческой
одаренности как предпосылке развития творческой личности //
Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология
образования. Психология развития. – 2018. – Т7. Вып.1 (25). – С.26-2948
37.Шадриков, В. Д. Способности человека // Основные современные
концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. -
416 с.
38.Шумакова, Н. Б. Система развития детей с общей одаренностью //
Дифференционно-интеграционная теория развития : в 2 кн. / под ред.
Н. И. Чуприковой, Е. В. Волковой. М., 2014. Кн. 2. – С. 645-658.
39. Эльконин, Э.Б. Психология развития. – ю М.: Изд. Цент «Академия»,
2014. – 144 с.
40.Юнг, К.Г. Феномен одаренности // Конфликты детской души. М., 1995.
С.151-164