ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 МЕСТО ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 4
§ 2 НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА 6
§ 3 ОБЪЕКТ И НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА 8
§ 4 НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД 11
§ 5 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, а сроки и качество строительных программ напрямую зависят от своевременности его получения. Кроме того, транспортный налог имеет большое социальное значение, поскольку затрагивает финансовые интересы десятков миллионов граждан, являющихся владельцами автомобилей, чьи доходы существенно различаются.
Цель данной работы – исследовать основные элементы налогообложения транспортным налогом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить место транспортного налога в системе налогов и сборов;
- рассмотреть налогоплательщиков транспортного налога;
- выявить объект и налоговую базу транспортного налога;
- исследовать налоговые ставки и налоговый период;
- определить порядок исчисления и уплаты транспортного налога и авансовых платежей.
Объект исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие обложение транспортным налогом на территории Российской Федерации.
Предмет исследования – элементы налогообложения по транспортному налогу.
Методологической основой исследования являются такие общенаучные и специальные методы как анализ и синтез, логический подход к оценке изучаемых явлений, сравнение.
Структурно работа состоит из введения, 5 разделов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
Исследование показало, что транспортный налог является региональным, а значит, он устанавливается как непосредственно самим Налоговым кодексом РФ, так и законами субъектов РФ. Подлежит зачислению данный вид налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Особая значимость транспортного налога заключается в его направленности на финансирование программ экономического и социального развития региона (финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования).
Налогоплательщиками транспортного налога являются: граждане, индивидуальные предприниматели и организации. При этом основным критерием для признания лица плательщиком транспортного налога является факт регистрации на нем транспортного средства.
К объектам налогообложения транспортным налогом относятся автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке в рамках российского законодательства. Налоговая база - это мощность двигателя в лошадиных силах (л.c.), указанных в документах регистрации. Для водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, налоговая база - это единица транспорта.
Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются региональными законами и напрямую зависят от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспорта и года выпуска (срока эксплуатации). Граждане уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Транспортный налог и авансовые платежи юридические лица, в отличие от обычных граждан, рассчитывают самостоятельно.
. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.
2. О транспортном налоге: Закон Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-ОЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.
3. Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации: Приказ Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 // Российская газета. - № 80. - 09.04.2014.
4. По вопросу уплаты транспортного налога в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства за период менее одного месяца: Письмо ФНС России от 19.06.2017 № БС-4-21/11566 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.
5. Об оставлении без изменения решения Кемеровского областного суда от 23.07.2015, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений статьи 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-ОЗ «О транспортном налоге»: Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.10.2015 № 81-АПГ15-63 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система.
6. Авдеев, В. В. Транспортный налог по водному транспорту [Текст] // Налоги. - 2018. - № 29. - С. 18 - 21.
7. Аналитическая справка о поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФНС России. - Режим доступа : https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 15.10.2019).
8. Бабкин, А. И. Транспортный налог: особенности возникновения и исполнения налоговой обязанности (краткий обзор судебной практики) [Текст] // Налоги. - 2018. - № 3. - С. 3 - 5.
9. Разумова, И. Уплата транспортного налога [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2017. - № 35. - С. 14.
10. Чуряев, А. Любишь кататься - люби за саночки платить [Текст] // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 28. - С. 14.