СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Социально-экономическое развитие городов как важнейшее
направление деятельности исполнительных органов муниципального образования 7
1.1 Административно-территориальное районирование городов: понятие,
цели, значение 7
1.2 Роль исполнительных органов в социально-экономическом развитии
городов 11
2 Система управления социально-экономическим развитием
Центрального района города Набережные Челны 20
2.1 Характеристика Центрального района города Набережные Челны.... 20
2.2 Анализ деятельности Исполнительного комитета Центрального района
города Набережные Челны 32
3 Направления улучшения управления Центральным районом города
Набережные Челны 51
3.1 Пути повышения эффективности системы управления Центральным
районом города Набережные Челны 51
3.2 Социально-экономическая эффективность разработанных мероприятий повышения эффективности управления Центральным районом города Набережные Челны 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Социально-экономическое развитие городов как важнейшее
направление деятельности исполнительных органов муниципального образования 7
1.1 Административно-территориальное районирование городов: понятие,
цели, значение 7
1.2 Роль исполнительных органов в социально-экономическом развитии
городов 11
2 Система управления социально-экономическим развитием
Центрального района города Набережные Челны 20
2.1 Характеристика Центрального района города Набережные Челны.... 20
2.2 Анализ деятельности Исполнительного комитета Центрального района
города Набережные Челны 32
3 Направления улучшения управления Центральным районом города
Набережные Челны 51
3.1 Пути повышения эффективности системы управления Центральным
районом города Набережные Челны 51
3.2 Социально-экономическая эффективность разработанных мероприятий повышения эффективности управления Центральным районом города Набережные Челны 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
В условиях демократизации общества и повышения роли местных органов власти в управлении муниципальными образованиями актуальными становятся вопросы управления социально-экономическим развитием городов, так как от эффективности деятельности администрации города зависит качество жизни на территории города.
Проблемы управления социально-экономическим развитием городов, особенно в быстро меняющихся условиях экономических реформ, постоянно усложняются. В связи с тем, что вступление российского общества в рыночные отношения происходило без ясного обоснования целей, последовательности, использования возможностей саморазвития первичных территориальных звеньев для улучшения качества жизни населения, в начале реформ произошло резкое падение жизненного уровня большинства горожан, обострение экологической ситуации и ряд других негативных факторов, которые привели к демографическим проблемам, до сих пор негативно сказывающимся на социально-экономическом развитии городов.
В последние годы в большинстве городов стал наблюдаться социальноэкономический подъем, улучшилось качество жизни населения, интенсивно развивалась экономика городов, но мировой финансовый кризис 2014 года негативно повлиял на дальнейшее социально-экономическое развитие городов. В результате на первый план вышли такие проблемы, как рост безработицы, нехватка финансовых ресурсов у предприятий реального сектора экономики на оплату труда работников, на закупку сырья и материалов, что привело к необходимости сокращения производства и соответственно сокращения персонала. Чтобы эффективно решать эти социально-экономические проблемы, реализовывать и расширять имеющийся научный, технологический потенциал, нужны более совершенные и гибкие механизмы управления социально-экономическим развитием городов, основные на программноцелевом подходе к развитию территорий.
Степень разработанности проблемы. В основу работы положены нормативные документы по муниципальному управлению, в частности, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также научная литература по муниципальному управлению, в частности, труды таких авторов, как Абрамова Р.А., Богомоловой И.В., Машенцовой Л.С. Сазонова С.П. и др. Роль исполнительных комитетов в социально-экономическом развитии городов достаточно полно представлена в работах Бардецкой Л.Г., Костенко К.С., Царевой Н.А., Хмелевой Г.А. и др.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий социально-экономического развития Центрального района города Набережные Челны.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть социально-экономическое развитие городов как важнейшее направление деятельности исполнительных органов муниципального образования.
2. Проанализировать систему управления социально-экономическим развитием Центрального района города Набережные Челны.
3. Разработать пути повышения эффективности системы управления Центральным районом города Набережные Челны и дать ее социально-экономическую эффективность.
Объект исследования - Исполнительный комитет Центрального района города Набережные Челны.
Предмет исследования - деятельность Исполнительного комитета Центрального района города Набережные Челны по управлению социально-экономическим развитием района.
Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов в области изучения социально-экономического развития.
Информационная база проведенного исследования представлена законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня, научными монографиями, статьями.
Методологической основой исследования служит, поход к сбору необходимой информации, методы индукции и дедукции, сравнительный анализ, анализ локальных нормативных актов, Устава, Положений и иных официальных документов Исполнительного комитета Центрального района города Набережные Челны.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности реализации разработанной программы в целях социально-экономического развития Центрального района города Набережные Челны.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первой главе работы раскрываются теоретические вопросы социально-экономического развития городов, в частности, дается понятие административного районирования городов, роль исполнительных органов в социально-экономическом развитии городов.
Во второй главе работы проведен анализ деятельности Исполнительного комитета Центрального района города Набережные Челны, в рамках данной части дается характеристика Центрального района в структуре города Набережные Челны, характеристика Исполнительного комитета Центрального района, анализ существующей системы управления социально-экономическим развитием города, оценка эффективности системы управления социально - экономическим развитием района.
В третьей главе работы разработаны меры по социально-экономическому развитию Центрального района города Набережные Челны, дана их социально-экономическая эффективность.
Проблемы управления социально-экономическим развитием городов, особенно в быстро меняющихся условиях экономических реформ, постоянно усложняются. В связи с тем, что вступление российского общества в рыночные отношения происходило без ясного обоснования целей, последовательности, использования возможностей саморазвития первичных территориальных звеньев для улучшения качества жизни населения, в начале реформ произошло резкое падение жизненного уровня большинства горожан, обострение экологической ситуации и ряд других негативных факторов, которые привели к демографическим проблемам, до сих пор негативно сказывающимся на социально-экономическом развитии городов.
В последние годы в большинстве городов стал наблюдаться социальноэкономический подъем, улучшилось качество жизни населения, интенсивно развивалась экономика городов, но мировой финансовый кризис 2014 года негативно повлиял на дальнейшее социально-экономическое развитие городов. В результате на первый план вышли такие проблемы, как рост безработицы, нехватка финансовых ресурсов у предприятий реального сектора экономики на оплату труда работников, на закупку сырья и материалов, что привело к необходимости сокращения производства и соответственно сокращения персонала. Чтобы эффективно решать эти социально-экономические проблемы, реализовывать и расширять имеющийся научный, технологический потенциал, нужны более совершенные и гибкие механизмы управления социально-экономическим развитием городов, основные на программноцелевом подходе к развитию территорий.
Степень разработанности проблемы. В основу работы положены нормативные документы по муниципальному управлению, в частности, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также научная литература по муниципальному управлению, в частности, труды таких авторов, как Абрамова Р.А., Богомоловой И.В., Машенцовой Л.С. Сазонова С.П. и др. Роль исполнительных комитетов в социально-экономическом развитии городов достаточно полно представлена в работах Бардецкой Л.Г., Костенко К.С., Царевой Н.А., Хмелевой Г.А. и др.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий социально-экономического развития Центрального района города Набережные Челны.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть социально-экономическое развитие городов как важнейшее направление деятельности исполнительных органов муниципального образования.
2. Проанализировать систему управления социально-экономическим развитием Центрального района города Набережные Челны.
3. Разработать пути повышения эффективности системы управления Центральным районом города Набережные Челны и дать ее социально-экономическую эффективность.
Объект исследования - Исполнительный комитет Центрального района города Набережные Челны.
Предмет исследования - деятельность Исполнительного комитета Центрального района города Набережные Челны по управлению социально-экономическим развитием района.
Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов в области изучения социально-экономического развития.
Информационная база проведенного исследования представлена законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня, научными монографиями, статьями.
Методологической основой исследования служит, поход к сбору необходимой информации, методы индукции и дедукции, сравнительный анализ, анализ локальных нормативных актов, Устава, Положений и иных официальных документов Исполнительного комитета Центрального района города Набережные Челны.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности реализации разработанной программы в целях социально-экономического развития Центрального района города Набережные Челны.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В первой главе работы раскрываются теоретические вопросы социально-экономического развития городов, в частности, дается понятие административного районирования городов, роль исполнительных органов в социально-экономическом развитии городов.
Во второй главе работы проведен анализ деятельности Исполнительного комитета Центрального района города Набережные Челны, в рамках данной части дается характеристика Центрального района в структуре города Набережные Челны, характеристика Исполнительного комитета Центрального района, анализ существующей системы управления социально-экономическим развитием города, оценка эффективности системы управления социально - экономическим развитием района.
В третьей главе работы разработаны меры по социально-экономическому развитию Центрального района города Набережные Челны, дана их социально-экономическая эффективность.
Анализ теории и практики управления социально-экономическим развитием городов позволяет сформулировать: город - это крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр. Современный город - это средоточие производственных, обслуживающих, социальных и других объектов, относительно обособленных с многоэлементной структурой и сложными экономическими связями.
Административное районирование представляет собой разделение территории города на основе выделения административных частей, которые являются субъектами города и управляемые собственными организационными органами. Оно применяется для обеспечения эффективного управления городом в целом.
Управление городом - способ проведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы город как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.
В процессе управления социально-экономическим развитием города выполняются основные функции менеджмента: планирование, организация и контроль. Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития. Организация как функция муниципального менеджмента предполагает закрепление за той или иной должностной единицей заложенной в план цели. В качестве инструментов такого закрепления могут быть использованы: распределение сфер
ответственности между субъектами, координация взаимодействия между различными функциональными звеньями и уровнями, определение порядка финансирования и обеспечения ресурсами плановых целей и задач. Контроль в муниципальной сфере подразделяется, в соответствии с принципом разделения властей, на три вида: исполнительный, законодательный и судебный.
Исполнительные органы регулируют различные стороны развития муниципального образования: промышленное развитие, социальное развитие, развитие жилищно-коммунального хозяйства и территориального общественного самоуправления, развитие потребительского рынка и услуг и другие сферы.
Центральный район занимает достаточно большую территорию города Набережные Челны, включает центральные комплексы и основные места отдыха населения города, что требует от органов исполнительного комитета Центрального района особых усилий. По численности населения Центральный район находится на первом месте, имеет развитую инфраструктуру, но на территории района нет крупных спортивных объектов.
Исполнительный комитет Центрального района является обособленным структурным подразделением Исполнительного комитета города Набережные Челны и осуществляет управленческие функции на территории района. Руководит деятельностью исполнительного комитета глава администрации, которому подчиняются начальники отделов по направлениям деятельности организации. Основной целью деятельности Исполнительного комитета является решение вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством. В рамках управления социально-экономическим развитием района Исполнительный комитет Центрального района выполняет функции планирования, организации и контроля. Все эти функции реализуются по направлениям деятельности Исполнительного комитета. Каждое структурное подразделение имеет свои планы работы, на основе которых формируется планирование деятельности всего Исполнительного комитета с учетом планов социально-экономического развития города. Исполнительный комитет Центрального района ведет огромную работу в сфере социальноэкономического развития района, что непосредственным образом сказывается на общем социально-экономическом развитии города. В рамках управления районом Исполнительный комитет ведет работу с населением, проводит мероприятия по развитию территориального общественного самоуправления; социальной поддержки и содействия занятости населения; работу по содержанию, благоустройству и озеленению придомовых территорий района; содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства; созданию условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, досуговыми услугами, тем не менее, Исполнительным комитетом района еще не в полной мере используется потенциал информационных технологий и мер государственной поддержки в сфере социального предпринимательства. Но, не смотря на это, Исполнительный комитет в полной мере осуществляет свои управленческие функции. Проведенное исследование в рамках третьей главы показало значительный финансовый и технологический потенциал совершенствования управления в Центральном районе. Использование информационных технологий направлено на большее взаимодействия местной власти с населением района. Центральный район имеет большой потенциал меценатского движения, которое может обрести новое веяние в системе муниципального управления, где муниципалитеты становятся активными проводниками меценатства в России. Данные мероприятия были предложены как меры с целью совершенствования управления социально-экономическим развитием Центрального района, что позволит, на наш взгляд, реализовать в полном объеме планы социально-экономического развития района на современном этапе и будет направлено на сохранение и укрепление здоровья, повышению качества жизни населения.
Административное районирование представляет собой разделение территории города на основе выделения административных частей, которые являются субъектами города и управляемые собственными организационными органами. Оно применяется для обеспечения эффективного управления городом в целом.
Управление городом - способ проведения в необходимое соответствие всех внутренних структур системы город как общим условиям и тенденциям развития, так и конкретным задачам функционирования и развития данной системы.
В процессе управления социально-экономическим развитием города выполняются основные функции менеджмента: планирование, организация и контроль. Планирование в схеме развития территориального образования предполагает разработку последовательности выполнения намеченных целей и задач, ориентированных на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, совершенствования и развития. Организация как функция муниципального менеджмента предполагает закрепление за той или иной должностной единицей заложенной в план цели. В качестве инструментов такого закрепления могут быть использованы: распределение сфер
ответственности между субъектами, координация взаимодействия между различными функциональными звеньями и уровнями, определение порядка финансирования и обеспечения ресурсами плановых целей и задач. Контроль в муниципальной сфере подразделяется, в соответствии с принципом разделения властей, на три вида: исполнительный, законодательный и судебный.
Исполнительные органы регулируют различные стороны развития муниципального образования: промышленное развитие, социальное развитие, развитие жилищно-коммунального хозяйства и территориального общественного самоуправления, развитие потребительского рынка и услуг и другие сферы.
Центральный район занимает достаточно большую территорию города Набережные Челны, включает центральные комплексы и основные места отдыха населения города, что требует от органов исполнительного комитета Центрального района особых усилий. По численности населения Центральный район находится на первом месте, имеет развитую инфраструктуру, но на территории района нет крупных спортивных объектов.
Исполнительный комитет Центрального района является обособленным структурным подразделением Исполнительного комитета города Набережные Челны и осуществляет управленческие функции на территории района. Руководит деятельностью исполнительного комитета глава администрации, которому подчиняются начальники отделов по направлениям деятельности организации. Основной целью деятельности Исполнительного комитета является решение вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством. В рамках управления социально-экономическим развитием района Исполнительный комитет Центрального района выполняет функции планирования, организации и контроля. Все эти функции реализуются по направлениям деятельности Исполнительного комитета. Каждое структурное подразделение имеет свои планы работы, на основе которых формируется планирование деятельности всего Исполнительного комитета с учетом планов социально-экономического развития города. Исполнительный комитет Центрального района ведет огромную работу в сфере социальноэкономического развития района, что непосредственным образом сказывается на общем социально-экономическом развитии города. В рамках управления районом Исполнительный комитет ведет работу с населением, проводит мероприятия по развитию территориального общественного самоуправления; социальной поддержки и содействия занятости населения; работу по содержанию, благоустройству и озеленению придомовых территорий района; содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства; созданию условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, досуговыми услугами, тем не менее, Исполнительным комитетом района еще не в полной мере используется потенциал информационных технологий и мер государственной поддержки в сфере социального предпринимательства. Но, не смотря на это, Исполнительный комитет в полной мере осуществляет свои управленческие функции. Проведенное исследование в рамках третьей главы показало значительный финансовый и технологический потенциал совершенствования управления в Центральном районе. Использование информационных технологий направлено на большее взаимодействия местной власти с населением района. Центральный район имеет большой потенциал меценатского движения, которое может обрести новое веяние в системе муниципального управления, где муниципалитеты становятся активными проводниками меценатства в России. Данные мероприятия были предложены как меры с целью совершенствования управления социально-экономическим развитием Центрального района, что позволит, на наш взгляд, реализовать в полном объеме планы социально-экономического развития района на современном этапе и будет направлено на сохранение и укрепление здоровья, повышению качества жизни населения.
Подобные работы
- Моногорода Республики Татарстан: инструменты оценки устойчивости социально-экономического развития
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ).
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Управление повышением качества среды моногорода (на примере г. Менделеевска)
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 85 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Немецкий. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка
проекта многоуровневой автостоянки
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



