ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКИХ ВУЗОВ: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава I. Молодежный жаргон как объект лингвистики
1.1. Изучение жаргона в современной лингвистике 6
1.2. Специфика молодежного жаргона 9
1.3. Виды жаргона 13
1.4. Дифференциация сленга и жаргона 15
1.5. Источники пополнения и причины употребления жаргонной лексики.. ..21
Выводы к главе 1 30
Глава II. Студенческий жаргон: лексико-семантические, словообразовательные, функционально-стилистические аспекты
2.1. Лексико-семантические особенности студенческого жаргона 32
2.2. Производная лексика в студенческой жаргонной речи 36
2.3. Стилистические особенности жаргонной лексики 47
Выводы к главе II 56
Глава III. Лингвометодические основы изучения жаргонной лексики
3.1. Методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школьном курсе
русского языка 59
3.2. Анализ программ и учебников 63
3.3. Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе по теме «Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления» 71
Выводы к главе III 84
Заключение 86
Литература 90
Источники 94
Условные сокращения 95
Глава I. Молодежный жаргон как объект лингвистики
1.1. Изучение жаргона в современной лингвистике 6
1.2. Специфика молодежного жаргона 9
1.3. Виды жаргона 13
1.4. Дифференциация сленга и жаргона 15
1.5. Источники пополнения и причины употребления жаргонной лексики.. ..21
Выводы к главе 1 30
Глава II. Студенческий жаргон: лексико-семантические, словообразовательные, функционально-стилистические аспекты
2.1. Лексико-семантические особенности студенческого жаргона 32
2.2. Производная лексика в студенческой жаргонной речи 36
2.3. Стилистические особенности жаргонной лексики 47
Выводы к главе II 56
Глава III. Лингвометодические основы изучения жаргонной лексики
3.1. Методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школьном курсе
русского языка 59
3.2. Анализ программ и учебников 63
3.3. Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе по теме «Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления» 71
Выводы к главе III 84
Заключение 86
Литература 90
Источники 94
Условные сокращения 95
В последние десятилетия особенно резко изменились условия функционирования языка. Жизнь современного общества отличается стремительностью, многообразием и полярностью своих явлений и процессов. Язык как живой организм находится в постоянном развитии, принимая различные формы и вариации. Новые формы общественных отношений в определенной мере отразились на молодежи - социально наиболее перспективном слое общества, языковая компетенция и речевое поведение которого во многом определяет направление развития и других социальных подсистем языка, в том числе разговорной речи и литературного языка. Молодежный жаргон как повседневный язык общения молодежи является своеобразным показателем их уровня развития, интересов, вкусов и потребностей. Он меняется чрезвычайно быстро, так как отражает последние тенденции в языке и речи. Именно поэтому в настоящее время изучение молодежного жаргона, в том числе жаргонизмов студенческой молодежи, является одной из интереснейших областей лингвистики. Лингвисты рассматривают молодежный жаргон с различных точек зрения (Н.Н. Беседова, И.А. Грачев, Г.Г. Никитина, К.Н. Дубровина, Е.Г. Борисова, Н.В. Батюкова, С И. Иванищев, Е.Н. Скаженик, О.Е. Андросова). В наибольшей степени влиянию и изменениям подвержена речь студенческой молодежи.
Актуальность данного исследования определяется масштабностью процессов жаргонизации русской речи на рубеже XX-XXI вв., а также значимостью вопросов семантизации субстандартных жаргонных языковых единиц в учебных пособиях как предмету обучения русскому языку.
Новизна данной работы состоит в том, что исследованию подвергается студенческий жаргон студентов казанских вузов. Жаргон студентов рассматривается как самостоятельная лексическая подсистема общемолодежного субъязыка, как особый социальный диалект. Исследуются производные лексические единицы и способы их словопроизводства с учетом активных общеязыковых процессов. Выделяются тематические группы студенческого жаргона и анализируются особенности их употребления.
Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей жаргонной лексики студентов казанских вузов.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) определить сущность понятий «жаргон», «студенческий молодежный жаргон»; установить место студенческого молодежного жаргона в системе современного русского языка; выявить источники пополнения лексического состава молодежного жаргона;
2) описать современное состояние лексического состава молодежного жаргона на собранном фактическом материале
3) выделить основные тематические группы студенческого жаргона;
4) классифицировать способы пополнения лексического состава молодежного жаргона;
5) выявить структурно-семантические особенности молодежных жаргонизмов.
Предмет исследования - лексические, словообразовательные и стилистические особенности жаргонной речи студентов, в частности, лексики, связанной с учебной деятельностью, общекультурными интересами и бытом современных студентов казанских университетов.
Объект исследования - лексические жаргонизмы, функционирующие в студенческой речи.
В работе использовались такие методы исследования, как:
1) метод включенного наблюдения за речью студентов казанских вузов;
2) метод семантического анализа слов;
3) метод компонентного анализа языковых единиц;
4) словообразовательный метод;
5) стилистический метод;
6) анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики жаргона в современной лингвистике русского языка; в расширении диапазона знаний о функционировании молодежного жаргона; в формировании имеющиеся в лингвистике представления о понятии «сленг», «жаргон, как одного из социальных диалектов, а также разграничении сфер использования терминов; выделяются отдельные виды жаргонов, а также описываются причины и источники появления жаргонных единиц в речи молодых людей в процессе коммуникации.
Практическая часть исследования состоит в возможности использования результатов работы на занятиях по лексикологии, словообразованию, стилистике, неологии русского языка в вузе, а также в практике преподавания русского языка в школе.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы и отдельные проблемы, рассмотренные в выпускной квалификационной работе, были отражены в научно-просветительском проекте, посвященном популяризации русского языка и творчества А.С. Пушкина (2017г.); в региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры «Русский язык и славянский мир» (2017г., 2018г.); в конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых Республики Татарстан в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» (2018г); в итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ ( 2019г.).
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, литературу и источники.
Актуальность данного исследования определяется масштабностью процессов жаргонизации русской речи на рубеже XX-XXI вв., а также значимостью вопросов семантизации субстандартных жаргонных языковых единиц в учебных пособиях как предмету обучения русскому языку.
Новизна данной работы состоит в том, что исследованию подвергается студенческий жаргон студентов казанских вузов. Жаргон студентов рассматривается как самостоятельная лексическая подсистема общемолодежного субъязыка, как особый социальный диалект. Исследуются производные лексические единицы и способы их словопроизводства с учетом активных общеязыковых процессов. Выделяются тематические группы студенческого жаргона и анализируются особенности их употребления.
Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей жаргонной лексики студентов казанских вузов.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) определить сущность понятий «жаргон», «студенческий молодежный жаргон»; установить место студенческого молодежного жаргона в системе современного русского языка; выявить источники пополнения лексического состава молодежного жаргона;
2) описать современное состояние лексического состава молодежного жаргона на собранном фактическом материале
3) выделить основные тематические группы студенческого жаргона;
4) классифицировать способы пополнения лексического состава молодежного жаргона;
5) выявить структурно-семантические особенности молодежных жаргонизмов.
Предмет исследования - лексические, словообразовательные и стилистические особенности жаргонной речи студентов, в частности, лексики, связанной с учебной деятельностью, общекультурными интересами и бытом современных студентов казанских университетов.
Объект исследования - лексические жаргонизмы, функционирующие в студенческой речи.
В работе использовались такие методы исследования, как:
1) метод включенного наблюдения за речью студентов казанских вузов;
2) метод семантического анализа слов;
3) метод компонентного анализа языковых единиц;
4) словообразовательный метод;
5) стилистический метод;
6) анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики жаргона в современной лингвистике русского языка; в расширении диапазона знаний о функционировании молодежного жаргона; в формировании имеющиеся в лингвистике представления о понятии «сленг», «жаргон, как одного из социальных диалектов, а также разграничении сфер использования терминов; выделяются отдельные виды жаргонов, а также описываются причины и источники появления жаргонных единиц в речи молодых людей в процессе коммуникации.
Практическая часть исследования состоит в возможности использования результатов работы на занятиях по лексикологии, словообразованию, стилистике, неологии русского языка в вузе, а также в практике преподавания русского языка в школе.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы и отдельные проблемы, рассмотренные в выпускной квалификационной работе, были отражены в научно-просветительском проекте, посвященном популяризации русского языка и творчества А.С. Пушкина (2017г.); в региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры «Русский язык и славянский мир» (2017г., 2018г.); в конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых Республики Татарстан в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» (2018г); в итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ ( 2019г.).
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, литературу и источники.
Молодежный жаргон является одной из постоянных, «вечных» социальных подсистем русского языка. Русский молодежный жаргон представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он функционирует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Наряду со стилем поведения и одежды, стиль общения молодых людей характеризует не столько их причастность к определенным неформальным группам, сколько тип мышления молодежи, который с течением времени преобразуется во взрослый. Молодежному жаргону свойственен ряд черт, который отличает его от других разновидностей жаргона: игра со словом, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языкового выражения; первобытность жаргона, которая проявляется в нестабильности и постоянной изменяемости во временном и пространственном измерении; размытость значений входящих в него слов; ограниченность тематики; наличие богатой системы синонимов. Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Они черпает из следующих источников, отражающих интересы среды: компьютерные технологии; компьютерные игры, видео, мультфильмы, современная музыкальная культура, уголовная среда, английский, немецкий, татарский языки.
Изучение материала показало, что сегодня студенческий жаргон отражает склонность молодых людей гиперболизированным универсальным оценочным средствам. В отличие от профессионального жаргона студенческий обусловлен эмоционально-психологическим запросом, поскольку выражает эмоциональную избыточность, максимализм, особое представление о жизненных ценностях, стиль и манеры поведения, свойственные молодым людям. Студенческий жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации учебного процесса. Отражается в жаргоне и общие тенденции разговорной речи (криминализация лексики). В студенческом жаргоне отражается картина мира и уровень культуры говорящего. Студенческий жаргон сочетает в себе достаточно разнородные лексические группы, которые характеризуют не только речевую деятельность представителей различных молодежных субкультур, но и типы их мышления. Каждый индивид входит в несколько групп различных типов, в каждой из которых ему присуще использование четких кодов, в том числе и речевых, наиболее важных для самоопределения и сепарации.
Проведенный анализ производных лексических единиц русского студенческого жаргона свидетельствует о том, что ядром подсистемы русского молодежного жаргона был и остается студенческий жаргон. Содержательная сторона его отражает в основном «производственные» отношения студентов и общества. Основная - экспрессивная - функция определяет отбор словообразовательных средств для создания жаргонизмов. Словообразование является одним из источников пополнения жаргонной лексики молодежи. Производные жаргонные лексемы активно образуются морфологическим способом, когда путем присоединения экспрессивных словообразовательных суффиксов производятся как отглагольные, так и отыменные дериваты, выражающие позитивную или негативную оценку.
Другим широко распространенным способом пополнения жаргонной лексики является семантическая деривация. Наибольшее количество семантических инноваций появляется в результате различных семантических трансформаций.
Еще одним распространенным средством пополнения студенческой жаргонной лексики является заимствование. Значительная часть лексики, пришедшая в современный русский студенческий жаргон из других языков (английского, татарского, украинского, испанского, цыганского), подвергается дальнейшему переоформлению и активно вовлекается в процесс словообразования.
В студенческом жаргоне значительная часть лексических единиц направлена на достижение комического эффекта. Зачастую лексике студентов свойственна отрицательная эмоционально-экспрессивная оценка (неодобрение, пренебрежение, презрение, уничижение). Основное назначение этой лексики - быть средством эмоционально-экспрессивного выражения, средством самоутверждения говорящих, своеобразным выражением «протеста» против привычного словоупотребления. Высмеивая все и вся, иронизируя над явлениями злободневной реальности, юноши и девушки пытаются найти свое место в этом мире, а насмешка - это своего рода защитная реакция на происходящее. Анализ анкет позволил составить речевой портрет личности практически каждого респондента. Жаргонизмы, присутствующие в речи студента, отражают его внутреннее психологическое состояние, восприятие им окружающего мира (положительно, отрицательно, индифферентно), описывают его привычки и хобби.
Состав жаргонной лексики очень подвижен, быстро изменяется. поэтому лексика данного пласта представляет научный интерес для лингвистов, социологов, психологов, методистов и др. Труды М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В. Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Однако в методике работы над словом в школе по русскому зыку не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово . Лексика как раздел науки о языке в школе изучают и вобразовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них умении применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексикосемантическими группами слов). Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, и др. Это имеет большое практическое значение. Именно в неофициальном общении во многом реализуется задача установления понимания и интерпретации лексических единиц, принадлежащих внелитературной составляющей современного русского языка - слов со сниженной стилистической окраской, включая вульгаризмы, просторечные элементы и, безусловно, повсеместно употребляемые жаргонизмы.
В настоящее время жаргон и его единицы стали составной частью дидактической базы в освоении русского языка в школе. В отношении школьников как вторичных языковых личностей освоение подобного пласта единиц представляется сложной задачей, для решения которой необходимо знание закономерностей, связанных с восприятием, пониманием и интерпретацией языковых фактов.
Изучение материала показало, что сегодня студенческий жаргон отражает склонность молодых людей гиперболизированным универсальным оценочным средствам. В отличие от профессионального жаргона студенческий обусловлен эмоционально-психологическим запросом, поскольку выражает эмоциональную избыточность, максимализм, особое представление о жизненных ценностях, стиль и манеры поведения, свойственные молодым людям. Студенческий жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации учебного процесса. Отражается в жаргоне и общие тенденции разговорной речи (криминализация лексики). В студенческом жаргоне отражается картина мира и уровень культуры говорящего. Студенческий жаргон сочетает в себе достаточно разнородные лексические группы, которые характеризуют не только речевую деятельность представителей различных молодежных субкультур, но и типы их мышления. Каждый индивид входит в несколько групп различных типов, в каждой из которых ему присуще использование четких кодов, в том числе и речевых, наиболее важных для самоопределения и сепарации.
Проведенный анализ производных лексических единиц русского студенческого жаргона свидетельствует о том, что ядром подсистемы русского молодежного жаргона был и остается студенческий жаргон. Содержательная сторона его отражает в основном «производственные» отношения студентов и общества. Основная - экспрессивная - функция определяет отбор словообразовательных средств для создания жаргонизмов. Словообразование является одним из источников пополнения жаргонной лексики молодежи. Производные жаргонные лексемы активно образуются морфологическим способом, когда путем присоединения экспрессивных словообразовательных суффиксов производятся как отглагольные, так и отыменные дериваты, выражающие позитивную или негативную оценку.
Другим широко распространенным способом пополнения жаргонной лексики является семантическая деривация. Наибольшее количество семантических инноваций появляется в результате различных семантических трансформаций.
Еще одним распространенным средством пополнения студенческой жаргонной лексики является заимствование. Значительная часть лексики, пришедшая в современный русский студенческий жаргон из других языков (английского, татарского, украинского, испанского, цыганского), подвергается дальнейшему переоформлению и активно вовлекается в процесс словообразования.
В студенческом жаргоне значительная часть лексических единиц направлена на достижение комического эффекта. Зачастую лексике студентов свойственна отрицательная эмоционально-экспрессивная оценка (неодобрение, пренебрежение, презрение, уничижение). Основное назначение этой лексики - быть средством эмоционально-экспрессивного выражения, средством самоутверждения говорящих, своеобразным выражением «протеста» против привычного словоупотребления. Высмеивая все и вся, иронизируя над явлениями злободневной реальности, юноши и девушки пытаются найти свое место в этом мире, а насмешка - это своего рода защитная реакция на происходящее. Анализ анкет позволил составить речевой портрет личности практически каждого респондента. Жаргонизмы, присутствующие в речи студента, отражают его внутреннее психологическое состояние, восприятие им окружающего мира (положительно, отрицательно, индифферентно), описывают его привычки и хобби.
Состав жаргонной лексики очень подвижен, быстро изменяется. поэтому лексика данного пласта представляет научный интерес для лингвистов, социологов, психологов, методистов и др. Труды М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В. Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Однако в методике работы над словом в школе по русскому зыку не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово . Лексика как раздел науки о языке в школе изучают и вобразовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них умении применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексикосемантическими группами слов). Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, и др. Это имеет большое практическое значение. Именно в неофициальном общении во многом реализуется задача установления понимания и интерпретации лексических единиц, принадлежащих внелитературной составляющей современного русского языка - слов со сниженной стилистической окраской, включая вульгаризмы, просторечные элементы и, безусловно, повсеместно употребляемые жаргонизмы.
В настоящее время жаргон и его единицы стали составной частью дидактической базы в освоении русского языка в школе. В отношении школьников как вторичных языковых личностей освоение подобного пласта единиц представляется сложной задачей, для решения которой необходимо знание закономерностей, связанных с восприятием, пониманием и интерпретацией языковых фактов.



