Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАРГОННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ СТУДЕНТОВ КАЗАНСКИХ ВУЗОВ: МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №33202

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Молодежный жаргон как объект лингвистики
1.1. Изучение жаргона в современной лингвистике 6
1.2. Специфика молодежного жаргона 9
1.3. Виды жаргона 13
1.4. Дифференциация сленга и жаргона 15
1.5. Источники пополнения и причины употребления жаргонной лексики.. ..21
Выводы к главе 1 30
Глава II. Студенческий жаргон: лексико-семантические, словообразовательные, функционально-стилистические аспекты
2.1. Лексико-семантические особенности студенческого жаргона 32
2.2. Производная лексика в студенческой жаргонной речи 36
2.3. Стилистические особенности жаргонной лексики 47
Выводы к главе II 56
Глава III. Лингвометодические основы изучения жаргонной лексики
3.1. Методы и принципы изучения раздела «Лексика» в школьном курсе
русского языка 59
3.2. Анализ программ и учебников 63
3.3. Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе по теме «Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления» 71
Выводы к главе III 84
Заключение 86
Литература 90
Источники 94
Условные сокращения 95


В последние десятилетия особенно резко изменились условия функционирования языка. Жизнь современного общества отличается стремительностью, многообразием и полярностью своих явлений и процессов. Язык как живой организм находится в постоянном развитии, принимая различные формы и вариации. Новые формы общественных отношений в определенной мере отразились на молодежи - социально наиболее перспективном слое общества, языковая компетенция и речевое поведение которого во многом определяет направление развития и других социальных подсистем языка, в том числе разговорной речи и литературного языка. Молодежный жаргон как повседневный язык общения молодежи является своеобразным показателем их уровня развития, интересов, вкусов и потребностей. Он меняется чрезвычайно быстро, так как отражает последние тенденции в языке и речи. Именно поэтому в настоящее время изучение молодежного жаргона, в том числе жаргонизмов студенческой молодежи, является одной из интереснейших областей лингвистики. Лингвисты рассматривают молодежный жаргон с различных точек зрения (Н.Н. Беседова, И.А. Грачев, Г.Г. Никитина, К.Н. Дубровина, Е.Г. Борисова, Н.В. Батюкова, С И. Иванищев, Е.Н. Скаженик, О.Е. Андросова). В наибольшей степени влиянию и изменениям подвержена речь студенческой молодежи.
Актуальность данного исследования определяется масштабностью процессов жаргонизации русской речи на рубеже XX-XXI вв., а также значимостью вопросов семантизации субстандартных жаргонных языковых единиц в учебных пособиях как предмету обучения русскому языку.
Новизна данной работы состоит в том, что исследованию подвергается студенческий жаргон студентов казанских вузов. Жаргон студентов рассматривается как самостоятельная лексическая подсистема общемолодежного субъязыка, как особый социальный диалект. Исследуются производные лексические единицы и способы их словопроизводства с учетом активных общеязыковых процессов. Выделяются тематические группы студенческого жаргона и анализируются особенности их употребления.
Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей жаргонной лексики студентов казанских вузов.
Поставленная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1) определить сущность понятий «жаргон», «студенческий молодежный жаргон»; установить место студенческого молодежного жаргона в системе современного русского языка; выявить источники пополнения лексического состава молодежного жаргона;
2) описать современное состояние лексического состава молодежного жаргона на собранном фактическом материале
3) выделить основные тематические группы студенческого жаргона;
4) классифицировать способы пополнения лексического состава молодежного жаргона;
5) выявить структурно-семантические особенности молодежных жаргонизмов.
Предмет исследования - лексические, словообразовательные и стилистические особенности жаргонной речи студентов, в частности, лексики, связанной с учебной деятельностью, общекультурными интересами и бытом современных студентов казанских университетов.
Объект исследования - лексические жаргонизмы, функционирующие в студенческой речи.
В работе использовались такие методы исследования, как:
1) метод включенного наблюдения за речью студентов казанских вузов;
2) метод семантического анализа слов;
3) метод компонентного анализа языковых единиц;
4) словообразовательный метод;
5) стилистический метод;
6) анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики жаргона в современной лингвистике русского языка; в расширении диапазона знаний о функционировании молодежного жаргона; в формировании имеющиеся в лингвистике представления о понятии «сленг», «жаргон, как одного из социальных диалектов, а также разграничении сфер использования терминов; выделяются отдельные виды жаргонов, а также описываются причины и источники появления жаргонных единиц в речи молодых людей в процессе коммуникации.
Практическая часть исследования состоит в возможности использования результатов работы на занятиях по лексикологии, словообразованию, стилистике, неологии русского языка в вузе, а также в практике преподавания русского языка в школе.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы и отдельные проблемы, рассмотренные в выпускной квалификационной работе, были отражены в научно-просветительском проекте, посвященном популяризации русского языка и творчества А.С. Пушкина (2017г.); в региональной научно-практической конференции студентов и школьников, посвященной Дню славянской письменности и культуры «Русский язык и славянский мир» (2017г., 2018г.); в конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых Республики Татарстан в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» (2018г); в итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ ( 2019г.).
Структура работы включает в себя введение, 3 главы, заключение, литературу и источники.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Молодежный жаргон является одной из постоянных, «вечных» социальных подсистем русского языка. Русский молодежный жаргон представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками. Он функционирует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Наряду со стилем поведения и одежды, стиль общения молодых людей характеризует не столько их причастность к определенным неформальным группам, сколько тип мышления молодежи, который с течением времени преобразуется во взрослый. Молодежному жаргону свойственен ряд черт, который отличает его от других разновидностей жаргона: игра со словом, метафоризация словесных значений с целью создания экспрессивных, эмоционально окрашенных средств языкового выражения; первобытность жаргона, которая проявляется в нестабильности и постоянной изменяемости во временном и пространственном измерении; размытость значений входящих в него слов; ограниченность тематики; наличие богатой системы синонимов. Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Они черпает из следующих источников, отражающих интересы среды: компьютерные технологии; компьютерные игры, видео, мультфильмы, современная музыкальная культура, уголовная среда, английский, немецкий, татарский языки.
Изучение материала показало, что сегодня студенческий жаргон отражает склонность молодых людей гиперболизированным универсальным оценочным средствам. В отличие от профессионального жаргона студенческий обусловлен эмоционально-психологическим запросом, поскольку выражает эмоциональную избыточность, максимализм, особое представление о жизненных ценностях, стиль и манеры поведения, свойственные молодым людям. Студенческий жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации учебного процесса. Отражается в жаргоне и общие тенденции разговорной речи (криминализация лексики). В студенческом жаргоне отражается картина мира и уровень культуры говорящего. Студенческий жаргон сочетает в себе достаточно разнородные лексические группы, которые характеризуют не только речевую деятельность представителей различных молодежных субкультур, но и типы их мышления. Каждый индивид входит в несколько групп различных типов, в каждой из которых ему присуще использование четких кодов, в том числе и речевых, наиболее важных для самоопределения и сепарации.
Проведенный анализ производных лексических единиц русского студенческого жаргона свидетельствует о том, что ядром подсистемы русского молодежного жаргона был и остается студенческий жаргон. Содержательная сторона его отражает в основном «производственные» отношения студентов и общества. Основная - экспрессивная - функция определяет отбор словообразовательных средств для создания жаргонизмов. Словообразование является одним из источников пополнения жаргонной лексики молодежи. Производные жаргонные лексемы активно образуются морфологическим способом, когда путем присоединения экспрессивных словообразовательных суффиксов производятся как отглагольные, так и отыменные дериваты, выражающие позитивную или негативную оценку.
Другим широко распространенным способом пополнения жаргонной лексики является семантическая деривация. Наибольшее количество семантических инноваций появляется в результате различных семантических трансформаций.
Еще одним распространенным средством пополнения студенческой жаргонной лексики является заимствование. Значительная часть лексики, пришедшая в современный русский студенческий жаргон из других языков (английского, татарского, украинского, испанского, цыганского), подвергается дальнейшему переоформлению и активно вовлекается в процесс словообразования.
В студенческом жаргоне значительная часть лексических единиц направлена на достижение комического эффекта. Зачастую лексике студентов свойственна отрицательная эмоционально-экспрессивная оценка (неодобрение, пренебрежение, презрение, уничижение). Основное назначение этой лексики - быть средством эмоционально-экспрессивного выражения, средством самоутверждения говорящих, своеобразным выражением «протеста» против привычного словоупотребления. Высмеивая все и вся, иронизируя над явлениями злободневной реальности, юноши и девушки пытаются найти свое место в этом мире, а насмешка - это своего рода защитная реакция на происходящее. Анализ анкет позволил составить речевой портрет личности практически каждого респондента. Жаргонизмы, присутствующие в речи студента, отражают его внутреннее психологическое состояние, восприятие им окружающего мира (положительно, отрицательно, индифферентно), описывают его привычки и хобби.
Состав жаргонной лексики очень подвижен, быстро изменяется. поэтому лексика данного пласта представляет научный интерес для лингвистов, социологов, психологов, методистов и др. Труды М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В. Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Однако в методике работы над словом в школе по русскому зыку не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово . Лексика как раздел науки о языке в школе изучают и вобразовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них умении применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексикосемантическими группами слов). Работа над усвоением лексики формирует у школьников умения и навыки пользоваться различными словарями: толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, и др. Это имеет большое практическое значение. Именно в неофициальном общении во многом реализуется задача установления понимания и интерпретации лексических единиц, принадлежащих внелитературной составляющей современного русского языка - слов со сниженной стилистической окраской, включая вульгаризмы, просторечные элементы и, безусловно, повсеместно употребляемые жаргонизмы.
В настоящее время жаргон и его единицы стали составной частью дидактической базы в освоении русского языка в школе. В отношении школьников как вторичных языковых личностей освоение подобного пласта единиц представляется сложной задачей, для решения которой необходимо знание закономерностей, связанных с восприятием, пониманием и интерпретацией языковых фактов.



1. Авдевнина О. Ю. Лингвометодический потенциал нетрадиционных жанров школьного сочинения // Труды Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - Вып. 2.: Филология. Лингвистика.- С.242-256.
2. Антонова Л.Г. Медиаграмотность и способы ее формирования. Коммуникативные исследования. - Воронеж.: Истоки, 2005. - C.4-6.
3. Апресян Ю. Д. Проблемы структурной лингвистики. К построению языка для описания синтаксических свойств речи. - М.: Наука,2005. - 325с.
4. Бабайцева В. В. Сборник научных и научно-методических статей.
- М.: Ставрополь: Ставр. ун-та, 2005. - С. 340-351.
5. Бабайцева В. В. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы. - М.: Дрофа, 2017. - 126с.
6. Баранникова Л. И. К вопросу о развитии функционально - стилевого многообразия языка. Статья первая // Общее и русское языкознание: Избранные работы. - М.: КомКнига, 2005. - С. 122-135.
7. Бауман Э. С. Жаргон автолюбителей (по материалам Интернетконференций) // Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы. Тезисы докладов международной конференции. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 147-149.
8. Беликов В. И. Уголовный жаргон в системе русских социолектов // Язык и общество на пороге нового тысячелетия: итоги и перспективы. Тезисы докладов международной конференции. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- С. 149-151.
9. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М.: УРАО, 2002.
- 160с.
10. Береговская Э.М. Языковая игра в русском молодежном арго / Э.М. Береговская // Риторика в свете современной лингвистики. Смоленск. СмолГУ, 2009. — с. 9 - 11.
11. Бондалетов В. Д. Молодежный жаргон. Что это? // Слово в словаре и дискурсе // Сб. науч. ст. М.: Элпис. - 2006. - С. 46-50.
12. Гак В. Г. К эволюции способов речевой номинации. // Вопросы языкознания. - М.: Наука. - 1985. - №4. - С. 28-42.
13. Гальперин И.Р. О термине «сленг» // Вопросы языкознания / И.Р. Гальперин. -1956. - № 6. - с.107-114.
14. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - С. 45-55.
15. Г олуб И.Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие / И.Б. Г олуб.
- М.: Рольф, 1997. - 83с.
16. Г олуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001. - 240 с.
17. Гридина Т. А., Н. И. Коновалова. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. - 3-е изд. - Москва.: Наука. - 2009. - 155с.
18. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2 частях. Часть 1. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 480 с.
19. Дягилева И. Б. Уважай язык - уважай себя! // Мир русского слова.
- СПб: МИРС, 2011. - № 4. - С. 12
20. Егорычев В. Горькие плоды свободы слова: [о жаргонизации русского литературного языка]. Наш современник. - 2009. - № 12. - С. 301303.
21. Емельянова О.В., Зеленщиков А.В. A New University English Grammar. - М.: Академия, 2003. — 640 с.
22. Жаркова Т.И. О сленге современной французской молодежи // Иностранные языки в школе / Т.И. Жаркова. - 2005. - № 1. с. 96-100.
23. Иванова Н.С. Молодежный жаргон в лингвокультурологическом освещении: автореф. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 22с.
24. Кронгауз М. А. Механизмы появления новых слов в русском языке. - Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 2. -С. 4-6.
25. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л.П. Крысин. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 888с.
26. Кудрявцева Л. А. Моделирование динамики словарного состава языка. - 2-е изд., испр. - К.: ИПЦ «Киевский университет», 2004. - 208 с.
27. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы. - М.: Просвещение, 2013. - 93с.
28. Левикова С. И. Неформальная молодежная субкультура /
С.И. Левикова. - М.: Вузовская книга, 2010. - 616 с.
29. Лекант П. А. Современный русский язык. - М.: Дрофа, 2007. -
345с.
30. Липатов А. Т. Аббревиация и сленг // Социальные варианты языка-Ш. Материалы международной научной конференции. - Н. Новгород.: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. - С. 246-251.
31. Липатов А.Т Русский язык на лингвокарте мира в условиях глобализации // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского - 2010. - №4(2). - C.600-603.
32. Лукашанец Е.Г. Вариативность как специфическая черта онлайн- словарей сленга и разговорной лексики // Вопросы лексикографии, 2014 - №2 1 (5). С. 16-31.
33. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность
школьников: сущность и возможности формирования. методические
рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск: ИПК ПРО,
1998. - 64с.
34. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс. В 2-х ч. Часть 1. - М.: Мнемозина, 2009. - 367 с.
35. Маслова В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2010. - 208 с.
36. Мизюрина Т. В. Сленг как одно из ключевых понятий когнитивной лингвистики // Личность в контексте межкультурного взаимодействия. - Томск: Изд-вот ТГУ, 2011. - 212 с.
37. Мокиенко В.М., Вальтер, Г. (Грайфсвальд). Славянские социолекты в прошлом и настоящем // Славянский мир: общность и многообразие. - М.: Институт славяноведения РАН, 2013. - 223 с.
38. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В., Богданова Г. А. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5-9 классов образовательной школы. - М.: Дрофа, 2015-2016.
39. Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: Учеб. Пособие. М.: Флинта; Наука, 2011- 199с.
40. Розина Р. И., Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Семантические процессы при образовании жаргона. Слова, с которыми мы встречались. - М.: Азбуковник, 1999. - C. 28-35.
41. Россихина М. Ю. Молодежный жаргон в немецкой лексикографии XIX- начала ХХвека // Журнал «Филологические науки», 2010. - № 5, 6. - 123с.
42. Скворцов Л.И. Литературная норма и просторечие / Л.И Скворцов. - М.: Наука, 1977. - 256c.
43. Скоробогатова К. По спикаем эбаут сленг: [о сленге,
молодежном языке, которого не понимает старшее поколение россиян]. Природа и СВЕТ. -2011. - № 8. - C.18-20.
44. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Теория обучения. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — 4-е изд. исправленное. — М.: Академия, 2006. - 423 с.
45. Судзиловский Г. А. Сленг - что это такое? Английская просторечная военная лексика: Англо-русский словарь военного сленга. - М.: Воениздат, 1973. -182с.
46. Текучев А. В. Теория и методика преподавания русского языка. Практические занятия. Часть 1. — М.: МГПИ, 2006. — 189 с.
47. Тимофиевич М.И., Фокина, И.С. Молодежный сленг как форма современной коммуникации // Личность в контексте межкультурного взаимодействия. - Томск: Изд-во ТГУ, 2011. - 212 с.
48. Трахтенберг В.Ф. Блатная музыка ("жаргон" тюрьмы). СПб.: 1908 - 116 с.
49. Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода: автореф. дис. ... канд. фил. наук / В.А. Хомяков, 1980. - 39с.
50. Хомяков В.А. О взаимодействии языковых уровней в просторечии и социолектах (на материале английского и русского языков) // Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии. Вып. 4. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - С. 184-191.
51. Шамне Н.Л. Поле пространства в русском и немецком языках (культурологические аспекты лингвистического анализа текстов) // Проблемы речевой коммуникации. - Сарат. ун-та, 2008. С. 43-50.
Источники
52. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с.
53. Балдаев Д.С., Белко В.К. и др. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). - М.: Края Москвы, 1992. — 526 с.
54. Балдаев Д.С., Белко В.К., Исупов И.М. Словарь тюремно-лагерноблатного жаргона. -М.: "Края Москвы", 1997. - 526с.
55. Грачев М.А. Словарь современного молодежного жаргона / М. А. Грачев. - М.: Эксмо, 2006. - 672 с.
56. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. Том 1. - Русский язык. Медиа, 2006. -348с.
57. Дьяков А. И. Словарь английских заимствований русского языка /
А. И. Дьяков. - Новосебирск. - Новосибирское книжное издательство, 2010. - 588 с. 121
58. Елистратов В.С. Словарь русского арго: Материалы 1980-1990 гг.: ок. 9000 слов, 3000 идиоматических выражений / В. С. Елистратов. - М.: Русские словари, 2000. - 694 с.
59. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М.: Эксмо, 2005.- 939 с.
60. Никитина Т.Г. Молодежный сленг. Толковый словарь. - М.: АСТ,2007.-912 с. 11.
61. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
62. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1993. - 1632 с.
63. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века: ок. 1500 слов / Е.Н. Шагалова. - М.: АСТ; Астрель, 2011.- 766 с.
64. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 5987с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ