ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ. ЕЁ ВИДЫ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ
|
Введение……………………………………………………………............... 3
1. Понятие и юридическое содержание легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем…………………………………………………………………………. 9
1.1. Понятие и признаки легализации (отмывания) денежных средств
или иного имущества, приобретенных преступным путем………………. 9
1.2. Причины и условия, способствующие легализации (отмыванию)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем …………………………………………………………………………. 16
1.3. Принципы, формы и методы противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем………………………………………………………….. 23
2. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем…………………………………………………………………………. 37
2.1. Анализ объективных признаков преступлений, предусмотренных
статьями 174 и 174.1 УК РФ ……………………………………………… 37
2.2. Характеристика субъективных признаков преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ …………………………… 46
2.3. Квалифицированные виды легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем,
предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ ……………..…………… 51
3. Международно-правовые основы и зарубежный опыт
противодействия легализации (отмыванию) преступных
доходов………….…………………………………………………………… 57
3.1. Правовые основы борьбы с легализацией (отмыванием) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в
зарубежных странах……………………………………………………….. 573
3.2. Международное сотрудничество в области противодействия
легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества,
приобретенных преступным путем………………………………………… 68
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованной литературы
1. Понятие и юридическое содержание легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем…………………………………………………………………………. 9
1.1. Понятие и признаки легализации (отмывания) денежных средств
или иного имущества, приобретенных преступным путем………………. 9
1.2. Причины и условия, способствующие легализации (отмыванию)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем …………………………………………………………………………. 16
1.3. Принципы, формы и методы противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем………………………………………………………….. 23
2. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем…………………………………………………………………………. 37
2.1. Анализ объективных признаков преступлений, предусмотренных
статьями 174 и 174.1 УК РФ ……………………………………………… 37
2.2. Характеристика субъективных признаков преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ …………………………… 46
2.3. Квалифицированные виды легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем,
предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ ……………..…………… 51
3. Международно-правовые основы и зарубежный опыт
противодействия легализации (отмыванию) преступных
доходов………….…………………………………………………………… 57
3.1. Правовые основы борьбы с легализацией (отмыванием) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в
зарубежных странах……………………………………………………….. 573
3.2. Международное сотрудничество в области противодействия
легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества,
приобретенных преступным путем………………………………………… 68
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованной литературы
Происходящие в последние десятилетия изменения в общественнополитической и социально-экономической сферах в Российской Федерации
способствовали появлению и развитию ранее практически неизвестных в нашей
стране общественно опасных деяний, одним из которых является легализация
(отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных
преступным путем.
Легализация доходов, приобретенных преступным путем, способствует
криминализации практически всей системы общественных отношений в
современной России. Это социально-негативное явление приобрело
международный характер и создает финансовую базу для существования
преступности, в том числе организованной и транснациональной.
В этой связи в современных условиях отмывание преступных доходов
является, как правило, многоэтапным преступлением, включающим в себя
систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть
первоначальный источник происхождения полученных преступным путем
средств, в том числе и путем их перевода из одной страны в другую.
Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в
гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет
получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает
неблагоприятный инвестиционный климат и негативно влияет на развитие
национальной экономики. Привлечение средств из преступных источников
вызывает, в свою очередь, дестабилизацию финансовых отношений, угрожает
стабильности банковской системы в целом.
По подсчетам экспертов Международного валютного фонда (МВФ),
ежегодно легализуется 2–3 % от общего мирового валового внутреннего
продукта (ВВП). Общий объем легализованных денежных средств в мире
составляет не менее 2 200 млрд. дол. США. Наличие такого количества
денежных средств, приобретенных в результате преступной деятельности,5
негативно сказывается на внутригосударственных и международных
экономических показателях, способствует существенному росту теневого
сектора экономики и в целом тормозит развитие экономических процессов в
государстве1.
Кроме того, проникновение «грязных денег» в легальный оборот
представляет собой опасность не только для экономики отдельных государств и
их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества, так
как легализация (отмывание) преступных доходов напрямую связана с
возможностью финансирования террористической деятельности. В данном
контексте противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов
приобретает особую актуальность ввиду возросшей террористической угрозы в
современном мире. Так, доходы, полученные от преступной деятельности,
согласно данным ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с
отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF), в дальнейшем часто
используются для финансирования террористических актов.
Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в
число приоритетных задач, учитывающихся при формировании
антикриминальной политики России, ведь по данным МВД РФ, до 70%
доходов, приобретенных преступным путем, вкладываются в различные формы
предпринимательской деятельности2.
Данные факторы предопределяют особую актуальность проведения
исследований в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных
доходов. В ряду значимых вопросов, требующих своего неотложного решения,
находятся, прежде всего, те, которые связаны с внедрением в российское
законодательство норм международного права, направленных на борьбу с
легализацией (отмыванием) преступных доходов; исследованием элементов и
признаков составов легализации (отмывания) денежных средств или иного
1 Опасно, легализация! // Ведомости: электр. период. изд-е. 2016. 18 мая. URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/05/18/641411-opasno-legalizatsiya (дата обращения: 25.04.2019)
2
Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание)
доходов, приобретенных преступным путем. – М.: Издательская группа «Юрист», 2007. – С.2.6
имущества, приобретенных преступным путем; а также вопросы
совершенствования и повышения эффективности действующего уголовного
законодательства в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
возникающие в области легализации (отмывания) денежных средств или иного
имущества, приобретенных преступным путем.
Предметом исследования являются гражданско-правовые, а также
уголовно-правовые нормы об ответственности за легализацию (отмывание)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
нормы законодательства зарубежных стран в рассматриваемой сфере; нормы
международного права в сфере противодействия легализации преступных
доходов.
Цель данной работы заключается в формулировании комплексного
представления об актуальном правовом регулирования преступлений в сфере
легализации преступных доходов, анализе проблем в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и
решения следующих задач:
определить понятие легализации (отмывания) денежных средств или
иного имущества, приобретенных преступным путем;
установить причины и условия, способствующие легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем;
изучить принципы, формы и методы противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем;
проанализировать объективные признаки преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ;
рассмотреть субъективные признаки преступлений, предусмотренных
статьями 174 и 174.1 УК РФ;7
определить квалифицированные виды легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем,
предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ;
исследовать правовые основы борьбы с легализацией (отмыванием)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в
зарубежных странах;
проанализировать эффективность международного сотрудничества в
области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или
иного имущества, приобретенных преступным путем.
Теоретическую основу исследования составляют: научные труды Г. А,
Русанова, В. М. Алиева, Б. В. Волженкина, Л. Н. Анисимова, Г. В. Бушуева, А.
Ю. Викулина, Н. М. Голованова, А. И. Долговой, Н. Д. Дурманова, В. В.
Колесникова, Н. И. Коржанского, Н. А. Лопашенко, В. А. Никулиной, В. С.
Обнинского и других, а также материалы научно-практических конференций.
Методологической основой исследования послужил диалектический
метод научного познания, предполагающий рассмотрение предмета познания в
его непрерывности и развитии, изменениях и связи с другими явлениями. При
написании работы использовались такие частно-научные методы научного
исследования как системно-структурный, логико-правовой, сравнительноправовой, юридико-догматический, анализа документов, статистических
данных и другие научные методы исследования.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской
Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные нормативные
правовые акты РФ, международные правовые акты в области противодействия
легализации (отмыванию) преступных доходов, уголовное законодательство
зарубежных государств в рассматриваемой области.
Также были изучены материалы Пленума Верховного Суда РФ (в
частности, постановления, раскрывающие вопросы применения уголовноправовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).8
Фактические изменения в уголовном законодательстве России, а также
многогранность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая
значимость обусловливают необходимость дальнейшего научного
исследования. Это определило выбор темы выпускной квалификационной
работы и ее направленность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав
основной части, объединяющей восемь параграфов, заключения и списка
использованных источников.
способствовали появлению и развитию ранее практически неизвестных в нашей
стране общественно опасных деяний, одним из которых является легализация
(отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных
преступным путем.
Легализация доходов, приобретенных преступным путем, способствует
криминализации практически всей системы общественных отношений в
современной России. Это социально-негативное явление приобрело
международный характер и создает финансовую базу для существования
преступности, в том числе организованной и транснациональной.
В этой связи в современных условиях отмывание преступных доходов
является, как правило, многоэтапным преступлением, включающим в себя
систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть
первоначальный источник происхождения полученных преступным путем
средств, в том числе и путем их перевода из одной страны в другую.
Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в
гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет
получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает
неблагоприятный инвестиционный климат и негативно влияет на развитие
национальной экономики. Привлечение средств из преступных источников
вызывает, в свою очередь, дестабилизацию финансовых отношений, угрожает
стабильности банковской системы в целом.
По подсчетам экспертов Международного валютного фонда (МВФ),
ежегодно легализуется 2–3 % от общего мирового валового внутреннего
продукта (ВВП). Общий объем легализованных денежных средств в мире
составляет не менее 2 200 млрд. дол. США. Наличие такого количества
денежных средств, приобретенных в результате преступной деятельности,5
негативно сказывается на внутригосударственных и международных
экономических показателях, способствует существенному росту теневого
сектора экономики и в целом тормозит развитие экономических процессов в
государстве1.
Кроме того, проникновение «грязных денег» в легальный оборот
представляет собой опасность не только для экономики отдельных государств и
их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества, так
как легализация (отмывание) преступных доходов напрямую связана с
возможностью финансирования террористической деятельности. В данном
контексте противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов
приобретает особую актуальность ввиду возросшей террористической угрозы в
современном мире. Так, доходы, полученные от преступной деятельности,
согласно данным ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с
отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF), в дальнейшем часто
используются для финансирования террористических актов.
Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в
число приоритетных задач, учитывающихся при формировании
антикриминальной политики России, ведь по данным МВД РФ, до 70%
доходов, приобретенных преступным путем, вкладываются в различные формы
предпринимательской деятельности2.
Данные факторы предопределяют особую актуальность проведения
исследований в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных
доходов. В ряду значимых вопросов, требующих своего неотложного решения,
находятся, прежде всего, те, которые связаны с внедрением в российское
законодательство норм международного права, направленных на борьбу с
легализацией (отмыванием) преступных доходов; исследованием элементов и
признаков составов легализации (отмывания) денежных средств или иного
1 Опасно, легализация! // Ведомости: электр. период. изд-е. 2016. 18 мая. URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/05/18/641411-opasno-legalizatsiya (дата обращения: 25.04.2019)
2
Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание)
доходов, приобретенных преступным путем. – М.: Издательская группа «Юрист», 2007. – С.2.6
имущества, приобретенных преступным путем; а также вопросы
совершенствования и повышения эффективности действующего уголовного
законодательства в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
возникающие в области легализации (отмывания) денежных средств или иного
имущества, приобретенных преступным путем.
Предметом исследования являются гражданско-правовые, а также
уголовно-правовые нормы об ответственности за легализацию (отмывание)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
нормы законодательства зарубежных стран в рассматриваемой сфере; нормы
международного права в сфере противодействия легализации преступных
доходов.
Цель данной работы заключается в формулировании комплексного
представления об актуальном правовом регулирования преступлений в сфере
легализации преступных доходов, анализе проблем в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и
решения следующих задач:
определить понятие легализации (отмывания) денежных средств или
иного имущества, приобретенных преступным путем;
установить причины и условия, способствующие легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем;
изучить принципы, формы и методы противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем;
проанализировать объективные признаки преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ;
рассмотреть субъективные признаки преступлений, предусмотренных
статьями 174 и 174.1 УК РФ;7
определить квалифицированные виды легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем,
предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ;
исследовать правовые основы борьбы с легализацией (отмыванием)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в
зарубежных странах;
проанализировать эффективность международного сотрудничества в
области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или
иного имущества, приобретенных преступным путем.
Теоретическую основу исследования составляют: научные труды Г. А,
Русанова, В. М. Алиева, Б. В. Волженкина, Л. Н. Анисимова, Г. В. Бушуева, А.
Ю. Викулина, Н. М. Голованова, А. И. Долговой, Н. Д. Дурманова, В. В.
Колесникова, Н. И. Коржанского, Н. А. Лопашенко, В. А. Никулиной, В. С.
Обнинского и других, а также материалы научно-практических конференций.
Методологической основой исследования послужил диалектический
метод научного познания, предполагающий рассмотрение предмета познания в
его непрерывности и развитии, изменениях и связи с другими явлениями. При
написании работы использовались такие частно-научные методы научного
исследования как системно-структурный, логико-правовой, сравнительноправовой, юридико-догматический, анализа документов, статистических
данных и другие научные методы исследования.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской
Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные нормативные
правовые акты РФ, международные правовые акты в области противодействия
легализации (отмыванию) преступных доходов, уголовное законодательство
зарубежных государств в рассматриваемой области.
Также были изучены материалы Пленума Верховного Суда РФ (в
частности, постановления, раскрывающие вопросы применения уголовноправовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).8
Фактические изменения в уголовном законодательстве России, а также
многогранность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая
значимость обусловливают необходимость дальнейшего научного
исследования. Это определило выбор темы выпускной квалификационной
работы и ее направленность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав
основной части, объединяющей восемь параграфов, заключения и списка
использованных источников.
Возрастающая популярность такого явления, как легализация денежных средств и имущества, полученных преступным путем, его повышенная общественная опасность обусловили актуальность моего исследования. Резюмируя вышеизложенные материалы, можно отметить следующие значимые моменты.
Понятие легализации закреплено в международных актах, а также в Федеральном Законе №115-ФЗ, согласно которому легализацией (отмыванием) доходов является придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Сам по себе процесс легализации является сложным, многоэтапным и зачастую носит межнациональный характер, затрагивая интересы и вовлекая в борьбу с этим явлением многие государства. Благодаря росту организованной преступности, популярности данного общественно опасного деяния и его межгосударственному распространению, на сегодняшний день существует несколько моделей легализации (отмывания) преступных доходов. Кроме того, выделяются основные методы, с помощью которых данный процесс возможно осуществить, однако перечень таких действий далеко не исчерпывающий.
Легализация незаконных доходов несет в себе негативные последствия, как для одного государства (недополучение налогов, рост преступности внутри страны), так и для мирового сообщества в целом, предоставляя возможность преступным организациям финансировать террористические действия и ставя под угрозу безопасность населения. Для эффективной борьбы со столь опасным явлением учеными-правоведами изучаются и анализируются причины и условия, способствующие развитию легализации.
Кроме того, для действительно успешного противодействия отмыванию незаконных денежных средств необходимо не только разработать национальную систему мер борьбы, но и активное международное сотрудничество в этой области. Так, в настоящее время существует несколько институтов, действующих на международном уровне в области предупреждения легализации преступных доходов. Преобладающая роль среди них, несомненно, принадлежит ФАТФ и Подразделениям Финансовой разведки.
Принято несколько международных актов в области борьбы с легализацией незаконных денежных средств. В данных документах раскрываются значимые понятия в сфере легализации, а также предусмотрены меры противодействия отмыванию преступных доходов, рекомендуемые к принятию государствами на национальном уровне.
Ответственность за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, предусмотрена законодательством многих зарубежных стран, однако все они имеют свои особенности. К примеру, в американском законодательстве стоит отметить строгость наказания, во французском - наличие оснований освобождения от уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов, а также возможность сокращения срока уголовного наказания и, кроме того, в качестве предикатного преступления во Франции может выступать не только преступление, но и уголовный проступок. Тем не менее, легализация незаконных денежных средств и имущества в большинстве государств воспринимается как преступление с повышенной степенью общественной опасности.
В Российской Федерации уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления) предусмотрена ст. 174 и 174.1 УК РФ. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ выступают интересы законной предпринимательской или иной экономической деятельности (хоть это и является дискуссионным вопросом на сегодняшний день), а предмет преступления представлен в виде денежных средств и иного имущества.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 характеризуется наличием специальной цели - придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления). Зачастую неправильная трактовка судьями действий обвиняемых именно по реализации цели преступления приводит к неверной квалификации деяний.
Также необходимо отграничивать преступления, указанные в ст.174 и
174.1 от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ). Основываясь на Постановлении Пленума Верховного Суда №32 от 07 июля 2015 года, основное отличие заключается в субъективной стороне и связано с наличием специальной цели легализации преступных доходов.
На основании исследования зарубежного опыта и российского законодательства возникает предложение установить ответственность юридических лиц за легализацию (отмывание) преступных доходов. Однако, это не представляется возможным в рамках действующего уголовного законодательства. Тем не менее, решение данной проблемы возможно путем расширения административной ответственности - установить ее для юридических лиц за правонарушения идентичные, предусмотренным в ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Понятие легализации закреплено в международных актах, а также в Федеральном Законе №115-ФЗ, согласно которому легализацией (отмыванием) доходов является придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Сам по себе процесс легализации является сложным, многоэтапным и зачастую носит межнациональный характер, затрагивая интересы и вовлекая в борьбу с этим явлением многие государства. Благодаря росту организованной преступности, популярности данного общественно опасного деяния и его межгосударственному распространению, на сегодняшний день существует несколько моделей легализации (отмывания) преступных доходов. Кроме того, выделяются основные методы, с помощью которых данный процесс возможно осуществить, однако перечень таких действий далеко не исчерпывающий.
Легализация незаконных доходов несет в себе негативные последствия, как для одного государства (недополучение налогов, рост преступности внутри страны), так и для мирового сообщества в целом, предоставляя возможность преступным организациям финансировать террористические действия и ставя под угрозу безопасность населения. Для эффективной борьбы со столь опасным явлением учеными-правоведами изучаются и анализируются причины и условия, способствующие развитию легализации.
Кроме того, для действительно успешного противодействия отмыванию незаконных денежных средств необходимо не только разработать национальную систему мер борьбы, но и активное международное сотрудничество в этой области. Так, в настоящее время существует несколько институтов, действующих на международном уровне в области предупреждения легализации преступных доходов. Преобладающая роль среди них, несомненно, принадлежит ФАТФ и Подразделениям Финансовой разведки.
Принято несколько международных актов в области борьбы с легализацией незаконных денежных средств. В данных документах раскрываются значимые понятия в сфере легализации, а также предусмотрены меры противодействия отмыванию преступных доходов, рекомендуемые к принятию государствами на национальном уровне.
Ответственность за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, предусмотрена законодательством многих зарубежных стран, однако все они имеют свои особенности. К примеру, в американском законодательстве стоит отметить строгость наказания, во французском - наличие оснований освобождения от уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов, а также возможность сокращения срока уголовного наказания и, кроме того, в качестве предикатного преступления во Франции может выступать не только преступление, но и уголовный проступок. Тем не менее, легализация незаконных денежных средств и имущества в большинстве государств воспринимается как преступление с повышенной степенью общественной опасности.
В Российской Федерации уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления) предусмотрена ст. 174 и 174.1 УК РФ. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ выступают интересы законной предпринимательской или иной экономической деятельности (хоть это и является дискуссионным вопросом на сегодняшний день), а предмет преступления представлен в виде денежных средств и иного имущества.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 характеризуется наличием специальной цели - придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления). Зачастую неправильная трактовка судьями действий обвиняемых именно по реализации цели преступления приводит к неверной квалификации деяний.
Также необходимо отграничивать преступления, указанные в ст.174 и
174.1 от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ). Основываясь на Постановлении Пленума Верховного Суда №32 от 07 июля 2015 года, основное отличие заключается в субъективной стороне и связано с наличием специальной цели легализации преступных доходов.
На основании исследования зарубежного опыта и российского законодательства возникает предложение установить ответственность юридических лиц за легализацию (отмывание) преступных доходов. Однако, это не представляется возможным в рамках действующего уголовного законодательства. Тем не менее, решение данной проблемы возможно путем расширения административной ответственности - установить ее для юридических лиц за правонарушения идентичные, предусмотренным в ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Подобные работы
- Легализация (отмывание) денежных средств и иного
имущества, приобретенных преступным путем
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Анализ уголовно-правовой характеристики преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика кражи, совершенной с банковскогосчета, а равно в отношении электронных денежных средств (п. «г» ч.3 ст.158УК РФ).
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Незаконное предпринимательство и
его виды по УК РФ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные проблемы уголовного права, связанные с квалификацией преступлений в сфере экономической деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Преступления в сфере кредитно-банковской деятельности
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Уголовно-правовая характеристика приобретения и сбыта имущества, добытого преступным путем (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Мошенничество по уголовному законодательству России: уголовно-правовая характеристика и квалификация
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006



