Введение……………………………………………………………............... 3
1. Понятие и юридическое содержание легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем…………………………………………………………………………. 9
1.1. Понятие и признаки легализации (отмывания) денежных средств
или иного имущества, приобретенных преступным путем………………. 9
1.2. Причины и условия, способствующие легализации (отмыванию)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем …………………………………………………………………………. 16
1.3. Принципы, формы и методы противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем………………………………………………………….. 23
2. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным
путем…………………………………………………………………………. 37
2.1. Анализ объективных признаков преступлений, предусмотренных
статьями 174 и 174.1 УК РФ ……………………………………………… 37
2.2. Характеристика субъективных признаков преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ …………………………… 46
2.3. Квалифицированные виды легализации (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем,
предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ ……………..…………… 51
3. Международно-правовые основы и зарубежный опыт
противодействия легализации (отмыванию) преступных
доходов………….…………………………………………………………… 57
3.1. Правовые основы борьбы с легализацией (отмыванием) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в
зарубежных странах……………………………………………………….. 573
3.2. Международное сотрудничество в области противодействия
легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества,
приобретенных преступным путем………………………………………… 68
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованной литературы
Происходящие в последние десятилетия изменения в общественнополитической и социально-экономической сферах в Российской Федерации
способствовали появлению и развитию ранее практически неизвестных в нашей
стране общественно опасных деяний, одним из которых является легализация
(отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных
преступным путем.
Легализация доходов, приобретенных преступным путем, способствует
криминализации практически всей системы общественных отношений в
современной России. Это социально-негативное явление приобрело
международный характер и создает финансовую базу для существования
преступности, в том числе организованной и транснациональной.
В этой связи в современных условиях отмывание преступных доходов
является, как правило, многоэтапным преступлением, включающим в себя
систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть
первоначальный источник происхождения полученных преступным путем
средств, в том числе и путем их перевода из одной страны в другую.
Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в
гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяет
получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создает
неблагоприятный инвестиционный климат и негативно влияет на развитие
национальной экономики. Привлечение средств из преступных источников
вызывает, в свою очередь, дестабилизацию финансовых отношений, угрожает
стабильности банковской системы в целом.
По подсчетам экспертов Международного валютного фонда (МВФ),
ежегодно легализуется 2–3 % от общего мирового валового внутреннего
продукта (ВВП). Общий объем легализованных денежных средств в мире
составляет не менее 2 200 млрд. дол. США. Наличие такого количества
денежных средств, приобретенных в результате преступной деятельности,5
негативно сказывается на внутригосударственных и международных
экономических показателях, способствует существенному росту теневого
сектора экономики и в целом тормозит развитие экономических процессов в
государстве1.
Кроме того, проникновение «грязных денег» в легальный оборот
представляет собой опасность не только для экономики отдельных государств и
их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества, так
как легализация (отмывание) преступных доходов напрямую связана с
возможностью финансирования террористической деятельности. В данном
контексте противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов
приобретает особую актуальность ввиду возросшей террористической угрозы в
современном мире. Так, доходы, полученные от преступной деятельности,
согласно данным ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с
отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF), в дальнейшем часто
используются для финансирования террористических актов.
Борьба с отмыванием преступных доходов в последние годы вошла в
число приоритетных задач, учитывающихся при формировании
антикриминальной политики России, ведь по данным МВД РФ, до 70%
доходов, приобретенных преступным путем, вкладываются в различные формы
предпринимательской деятельности2.
Данные факторы предопределяют особую актуальность проведения
исследований в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных
доходов. В ряду значимых вопросов, требующих своего неотложного решения,
находятся, прежде всего, те, которые связаны с внедрением в российское
законодательство норм международного права, направленных на борьбу с
легализацией (отмыванием) преступных доходов; исследованием элементов и
признаков составов легализации (отмывания) денежных средств или иного
1 Опасно, легализация! // Ведомости: электр. период. изд-е. 2016. 18 мая. URL:
https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/05/18/641411-opasno-legalizatsiya (дата обращения: 25.04.2019)
2
Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание)
доходов, приобретенных преступным путем. – М.: Издательская группа «Юрист», 2007. – С.2.6
имущества, приобретенных преступным путем; а также вопросы
совершенствования и повышения эффективности действующего уголовного
законодательства в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают общественные отношения,
возникающие в области легализации (отмывания) денежных средств или иного
имущества, приобретенных преступным путем.
Предметом исследования являются гражданско-правовые, а также
уголовно-правовые нормы об ответственности за легализацию (отмывание)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
нормы законодательства зарубежных стран в рассматриваемой сфере; нормы
международного права в сфере противодействия легализации преступных
доходов.
Цель данной работы заключается в формулировании комплексного
представления об актуальном правовом регулирования преступлений в сфере
легализации преступных доходов, анализе проблем в области противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и
решения следующих задач:
определить понятие легализации (отмывания) денежных средств или
иного имущества, приобретенных преступным путем;
установить причины и условия, способствующие легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем;
изучить принципы, формы и методы противодействия легализации
(отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем;
проанализировать объективные признаки преступлений,
предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ;
рассмотреть субъективные признаки преступлений, предусмотренных
статьями 174 и 174.1 УК РФ;7
определить квалифицированные виды легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем,
предусмотренные статьями 174 и 174.1 УК РФ;
исследовать правовые основы борьбы с легализацией (отмыванием)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в
зарубежных странах;
проанализировать эффективность международного сотрудничества в
области противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или
иного имущества, приобретенных преступным путем.
Теоретическую основу исследования составляют: научные труды Г. А,
Русанова, В. М. Алиева, Б. В. Волженкина, Л. Н. Анисимова, Г. В. Бушуева, А.
Ю. Викулина, Н. М. Голованова, А. И. Долговой, Н. Д. Дурманова, В. В.
Колесникова, Н. И. Коржанского, Н. А. Лопашенко, В. А. Никулиной, В. С.
Обнинского и других, а также материалы научно-практических конференций.
Методологической основой исследования послужил диалектический
метод научного познания, предполагающий рассмотрение предмета познания в
его непрерывности и развитии, изменениях и связи с другими явлениями. При
написании работы использовались такие частно-научные методы научного
исследования как системно-структурный, логико-правовой, сравнительноправовой, юридико-догматический, анализа документов, статистических
данных и другие научные методы исследования.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской
Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные нормативные
правовые акты РФ, международные правовые акты в области противодействия
легализации (отмыванию) преступных доходов, уголовное законодательство
зарубежных государств в рассматриваемой области.
Также были изучены материалы Пленума Верховного Суда РФ (в
частности, постановления, раскрывающие вопросы применения уголовноправовых норм об ответственности за легализацию (отмывание) денежных
средств или иного имущества, приобретенных преступным путем).8
Фактические изменения в уголовном законодательстве России, а также
многогранность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая
значимость обусловливают необходимость дальнейшего научного
исследования. Это определило выбор темы выпускной квалификационной
работы и ее направленность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав
основной части, объединяющей восемь параграфов, заключения и списка
использованных источников.
Возрастающая популярность такого явления, как легализация денежных средств и имущества, полученных преступным путем, его повышенная общественная опасность обусловили актуальность моего исследования. Резюмируя вышеизложенные материалы, можно отметить следующие значимые моменты.
Понятие легализации закреплено в международных актах, а также в Федеральном Законе №115-ФЗ, согласно которому легализацией (отмыванием) доходов является придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Сам по себе процесс легализации является сложным, многоэтапным и зачастую носит межнациональный характер, затрагивая интересы и вовлекая в борьбу с этим явлением многие государства. Благодаря росту организованной преступности, популярности данного общественно опасного деяния и его межгосударственному распространению, на сегодняшний день существует несколько моделей легализации (отмывания) преступных доходов. Кроме того, выделяются основные методы, с помощью которых данный процесс возможно осуществить, однако перечень таких действий далеко не исчерпывающий.
Легализация незаконных доходов несет в себе негативные последствия, как для одного государства (недополучение налогов, рост преступности внутри страны), так и для мирового сообщества в целом, предоставляя возможность преступным организациям финансировать террористические действия и ставя под угрозу безопасность населения. Для эффективной борьбы со столь опасным явлением учеными-правоведами изучаются и анализируются причины и условия, способствующие развитию легализации.
Кроме того, для действительно успешного противодействия отмыванию незаконных денежных средств необходимо не только разработать национальную систему мер борьбы, но и активное международное сотрудничество в этой области. Так, в настоящее время существует несколько институтов, действующих на международном уровне в области предупреждения легализации преступных доходов. Преобладающая роль среди них, несомненно, принадлежит ФАТФ и Подразделениям Финансовой разведки.
Принято несколько международных актов в области борьбы с легализацией незаконных денежных средств. В данных документах раскрываются значимые понятия в сфере легализации, а также предусмотрены меры противодействия отмыванию преступных доходов, рекомендуемые к принятию государствами на национальном уровне.
Ответственность за совершение преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, предусмотрена законодательством многих зарубежных стран, однако все они имеют свои особенности. К примеру, в американском законодательстве стоит отметить строгость наказания, во французском - наличие оснований освобождения от уголовной ответственности за легализацию (отмывание) преступных доходов, а также возможность сокращения срока уголовного наказания и, кроме того, в качестве предикатного преступления во Франции может выступать не только преступление, но и уголовный проступок. Тем не менее, легализация незаконных денежных средств и имущества в большинстве государств воспринимается как преступление с повышенной степенью общественной опасности.
В Российской Федерации уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления) предусмотрена ст. 174 и 174.1 УК РФ. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 174 и 174.1 УК РФ выступают интересы законной предпринимательской или иной экономической деятельности (хоть это и является дискуссионным вопросом на сегодняшний день), а предмет преступления представлен в виде денежных средств и иного имущества.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 характеризуется наличием специальной цели - придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления). Зачастую неправильная трактовка судьями действий обвиняемых именно по реализации цели преступления приводит к неверной квалификации деяний.
Также необходимо отграничивать преступления, указанные в ст.174 и
174.1 от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ). Основываясь на Постановлении Пленума Верховного Суда №32 от 07 июля 2015 года, основное отличие заключается в субъективной стороне и связано с наличием специальной цели легализации преступных доходов.
На основании исследования зарубежного опыта и российского законодательства возникает предложение установить ответственность юридических лиц за легализацию (отмывание) преступных доходов. Однако, это не представляется возможным в рамках действующего уголовного законодательства. Тем не менее, решение данной проблемы возможно путем расширения административной ответственности - установить ее для юридических лиц за правонарушения идентичные, предусмотренным в ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» (в ред. от
18.03.2019 г.) // СЗ РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3418.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2019 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 г.) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 01.05.2019 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
6. Федеральный закон от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (в ред. от 18.04.2018 г.) // СЗ РФ. - 2009. - № 23. - Ст. 3418.
7. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 27.12.2018 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
8. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 01.05.2019 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
9. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. от 29.12.2017 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 219.
10. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» (ред. от 06.07.2016 г.) // СЗ РФ. - 1995. - №33. - ст. 3349.
11. Указание Банка России от 17 октября 2018 г. №4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. - 2019. - № 5.
12. Письмо от 06.04.2005 № 56-т «О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 25.04.2019)
13. Положение от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник Банка России. - 2008. - № 54.
14. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19.12.2011 г. // СЗ РФ. - 2013. - № 21. - Ст. 2561.
15. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 г. // СЗ РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.- утратил силу.
16. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 05.07.2010 г.// СЗ РФ. - 2012. - №36. - Ст. 4867. - утратил силу.
17. Уголовный кодекс Франции (официальный текст) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid =9BE71EDAA064507E5371823670179133.tpdila21v_2?idSectionTA=LEGISCTA0 00006165345&cidTexte=LEGITEXT000006070719&dateTexte=20170506. - (Дата обращения: 24.04.2019)
18. FinCEN's Mandate From Congress [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.fincen.gov/resources/statutes-regulations/fincens-mandate-
congress. - (Дата обращения: 24.04.2019)
19. Money laundering control act of USA [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1956. - (Дата обращения:
24.04.2019)
20. Money Laundering Suppression Act of 1994 [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.law.cornell.edu/topn/money_laundering_
suppression_act_of_1994. - (Дата обращения: 24.04.2019).
21. USA PATRIOT Act [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fincen.gov/resources/statutes-regulations/usa-patriot-act. - (Дата обращения: 24.04.2019).
Материалы судебной практики:
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 г. № 32 (ред. от 26.02.2019 г.) «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда РФ - сентябрь, 2015 г. - №9.
23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 г. №83-УД18-5. - Режим доступа: https://vsrf.ru. - (Дата обращения: 25.04.2019).
24. Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2008 г. № 13-Д08-2. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.04.2019).
25. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан
от 24.08.2015 г. по делу № 33-11282/2015. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.04.2019).
26. Апелляционное определение Московского городского суда от
20.07.2015 по делу № 33-25469. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.04.2019).
27. Постановление Президиума Верховного Суда Республики Мордовия от 18.04.2019 г. по делу №44у-19. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.04.2019).
28. Постановление Ульяновского областного суда от 06.02.2019 г. по делу № 4А-47/2019. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения:
23.04.2019) .
29. Постановление Президиума оренбургского областного суда от
11.03.2019 г. по делу №44у-41-2019. - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения: 23.04.2019).
Специальная литература:
30. Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем: уголовно-правовое и криминологическое исследование. / Монография. - М.: ИСП, 2001. - 238 с.
31. Болотский, Б. С, Волеводз, А. Г., Воронин, Е. В., Калачев, Б. Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 460 с.
32. Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем. - М.: Издательская группа «Юрист», 2007. - 144 с.
33. Волженкин Б.В. Преступления в сере экономической деятельности по уголовному праву России. / Б.В. Волженкин; Ассоц. Юрид. центр. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2007. - 765 с.
34. Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / Под ред. М.П. Клейменов - М.: Юрист, 2005. - 396 с.
35. Журбин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - 339 с.
36. Золотарёва, А. Б., Киреева, А. В. Экономические правонарушения: некоторые проблемы ответственности / А. Б. Золотарёва, А. В. Киреева. - М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. - 106 с.
37. Кругликов Л. Л., Дулатбеков Н. О. Экономические преступления (вопросы дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания): Учеб. пособие / Л.Л. Кругликов, Н.О. Дулатбеков. - Яросл. гос.ун-т. - Ярославль, 2001. - 159 с.
38. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: монография в 2-х ч. / Н.А. Лопашенко. - М.: Юрлитинформ, 2015. - 976 с.
39. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной
деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность,
оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. / В.И. Михайлов. - СПб.: Юридический Центр Пресс, 2002. - 230 с.
40. Пикуров Н.И., Пудовочкин Ю.Е. Проблемы квалификациии привлечения к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. - М., Российский государственный университет правосудия, МУМЦФМ, 2015. - 264 с.
41. Расследование преступлений в сфере экономики: Сборник
методических рекомендаций. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 104 с.
42. Русанов Г.А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. / Г.А. Русанов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 157 с.
43. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.П. Ревина. - М.: Юстицинформ, 2016. - 580 с.
44. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2016. - 864 с.
45. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. / Под редакцией д.ю.н., профессора В.И. Гладких. - М.: Международный юридический институт, 2012. - 392 с
46. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - 943 с.
47. Bemasconi P. Finanzunterwelt. - Zurich-Wiesbaden, 1986.
48. France: financial sector assessment program. - Paris, 2005.
Статьи:
49. Дрыгола Е.А. К вопросу об определении объекта легализации (отмывания) преступных доходов // Юридическая наука и практика: история и современность: сборник материалов II Международной научно- практической конференции, 17 июня 2014 г.. Вып. 2. - 2014. - С. 149.
50. Иванов Э.А. Формирование в России системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. - С. 383.
51. Концепция проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов» // «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. - М.: Инфра-М, 1995. - С. 15-16.
52. ЛевакинИ.В.,ЮртаеваЕ.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // Гражданин и право. - 2007. - № 1. - С. 3-16.
53. Марецкий А. В. Привлечение к уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем / А. В. Марецкий // Законность. - 2011. - № 7. - С. 37-39.
54. Саппаров Р. Х. Анализ зарубежного законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов, приобретенных в результате совершения коррупционных преступлений // Российский юридический журнал. - 2018. - № 2. - С. 91-96.
55. Филатова М.А. Объект посягательства в легализации (отмывании) имущества, полученного преступным путем (ст.174,174.1 УК РФ) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2014. - № 2. - С. 61.
Диссертации, авторефераты:
56. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: дис. д-ра юрид. наук (12.00.08). / Алиев Вагиф Музафарович; Всеросс. научно-исслед. ин-т МВД России. - М., 2001. - 467 с.
57. Коротков Ю.В. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.08) / Коротков Юрий Валентинович; Всеросс. научно-исслед. ин-т МВД России. - Москва, 1998. - 26 с.
58. Крепышева С. К. Формирование прогностической методики расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов: дис.канд. юрид. наук (12.00.09). / Крепышева Светлана Константиновна. - Н. Новгород, 2001. - 198 с.
59. Тетюков К.В. Легализация преступных доходов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.08) / Тетюков Константин Викторович; Челябинский гос. ун-т. - Челябинск, 2003. - 32 с.
60. Ющенко И. С. Анализ законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Украина в сфере противодействия легализации (отмывания) преступных доходов: дис.канд. юрид. наук (12.00.08). / Ющенко Ирина Сергеевна; Всеросс. гос. налог. акад.мин-ва финансов РФ. - М., 2009. - 175 с.
Электронные ресурсы:
61. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/nationalocenka. - (Дата обращения: 25.04.2019)
62. Опасно, легализация! // Ведомости: электр. период. изд-е. 2016. 18 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/05/18/641411-opasno- legalizatsiya (дата обращения: 25.04.2019)