Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЛИПСИСА В ЗАГОЛОВКАХ БРИТАНСКИХ И ИСПАНСКИХ ГАЗЕТ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №33167

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЛИПСИСА В ЗАГОЛОВКАХ НОВОСТНЫХ СТАТЕЙ 7
1.1 Понятие эллипсиса в современной лингвистике. Классификация эллипсиса 7
1.2 Компрессия как фактор формирования языка британских и испанских медиатекстов 13
1.3. Заголовки англо- и испаноязычных газет и их языковые особенности 20
ГЛАВА II. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЛИПСИСА В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛО- И ИСПАНОЯЗЫЧНЫХ НОВОСТНЫХ СТАТЕЙ 28
2.1 Особенности функционирования эллипсиса в заголовках британских медиатекстов 28
2.2 Особенности функционирования эллипсиса в заголовках испанских медиатекстов 36
2.3 Сравнительный анализ употребления эллипсиса в британских и испанских заголовках 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


На протяжении последних нескольких десятилетий одним из центральных объектов изучения в лингвистической науке являются заголовок и его языковые особенности, исследуемые лингвистами на самых разных уровнях языка. Наибольший интерес представляют заголовки новостных медиатекстов, что обусловлено использованием в них особых языковых конструкций, характерных только новостному медиадискурсу.
Более того, ввиду развития интернет-технологий, значительной популярностью стали обладать и on-line газеты, заголовки которых также представляют особый интерес. Известно, что по причине появления большого количества информации в интернет сети, а также необходимости быстрой ее обработки, современные заголовки обладают краткостью и в то же время достаточной информативностью, что побуждает авторов медиатекстов употреблять в заголовке различные лексические, грамматические, синтаксические и некоторые иные языковые средства экспрессивности, при помощи которых происходит экономия пространства и языковых средств. К тому же, быстрый рост темпа жизни человека в современном мире также способствует различным языковым изменениям, в том числе изменениям в языке газет и их заголовков.
Таким образом, данная работа посвящена проблематике функционирования эллипсиса в заголовках газет. Данное явление встречается в заголовках весьма часто, поскольку оно позволяет выполнять все необходимые функции и соответствовать критериям современного заголовка новостного медиатекста. Вследствие этого, данный феномен много обсуждается учеными, по-разному трактующими данное понятие, и является одним из спорных в лингвистической науке.
Все эти вышеперечисленные факторы указывают на актуальность данного исследования, состоящей в том, что, во-первых, в научной литературе нет однозначного мнения о сущности эллипсиса. Каждый исследователь, обращавшийся к данной проблематике, представляет свое собственное понимание данного понятия, отличное от понимания других, поэтому существует необходимость представления определения эллипсиса. Во-вторых, новостные заголовки одними из первых реагируют на происходящие в языке динамичные процессы и представляют новые, непрерывно возникающие языковые явления, требующие подробного изучения.
Объект исследования - заголовки британских и испанских газет: “The Guardian”, “The Times”, “The Daily Telegraph”, “El Pafs”, “El Mundo”, “ABC”.
Предмет исследования - явление эллипсиса, использующегося в заголовках новостных медиатекстов.
Цель исследования заключается в выявлении различий и сходств в употреблении эллипсиса в заголовках британских и испанских газет.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• рассмотреть понятия эллипсиса и заголовка;
• охарактеризовать разновидности эллипсиса;
• определить функции заголовка;
• определить особенности употребления эллипсиса путем анализа заголовков с представлением статистических данных.
Для решения вышеприведенных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• изучение и анализ специализированной литературы;
• анализ выбранной группы заголовков;
• сравнение эллиптических конструкций в британских и испанских газетах.
Материал исследования. В качестве источника материала были использованы 256 заголовков с употреблением эллипсиса таких on-line газет как “The Guardian”, “The Times”, “The Daily Telegraph”, “El Pafs”, “ABC”.
В данной работе мы опирались на научные труды разных исследователей и лингвистов таких как: Ш. Балли, А.М. Пешковский, Ю.М. Скребнев, В.В. Виноградов, Е.И. Морозова, М.П. Брандес, Н.С. Валгина, С.В. Тютина, И.Р. Г альперин, Питер Вердонк, И.К. Диаконидзе, Л. Витгенштейн, Х. Дженкинс и многих других.
Новизна данной работы заключается в том, что несмотря на многочисленность исследований, посвященных проблеме средств экспрессивности, используемых в заголовках публицистических текстов, данная тема изучена поверхностно. Ввиду постоянных изменений в английском и испанском языках, появляются новые способы употребления эллипсиса в заголовках, публикуемых на разных языках, еще не рассмотренных исследователями, которые и были изучены и сравнены в настоящем исследовании.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были подтверждены теоретические изыскания лингвистов, выявлены сходства и различия их позиции относительно содержания понятий, а также в том, что его результаты способствуют выявлению основных и новых способов употребления эллипсиса в заголовках британских и испанских газет.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования в научно-исследовательской работе и преподавательской деятельности в области лингвистики, в курсах по стилистике, грамматике, языку прессы и переводу. Кроме того, данная работа может служить источником статистических данных относительно употребления эллипсиса в заголовках газет.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. 
Во введении обосновывается актуальность, определяются объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, а также теоретическая и практическая значимости настоящей работы.
В первой главе представлен анализ научной литературы по теме, в котором рассматриваются понятия эллипсиса и заголовка, способы употребления эллипсиса в заголовках британских и испанских газет, а также функционирование заголовка в медиатексте и его характерные особенности.
Во второй главе изучаются и анализируются основные способы использования и особенности функционирования эллипсиса в заголовках британских и испанских газет, проводится сравнительно-сопоставительный анализ, а также приводятся статистические данные использования эллипсиса в анализируемых в работе газетах.
Заключение содержит основные выводы по теме исследования.
Апробация. Данная выпускная квалификационная работа прошла апробацию на Ежегодной научной конференции студентов К(П)ФУ (12 апреля 2019 года). Работы вызвала определенный интерес, материалы выступления на конференции были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научной конференции студентов К(П)ФУ. Кроме того, некоторые проблемы, поднимаемые в данной ВКР, также были представлены в статье Ежегодного сборника научных трудов ОПиВКН ИМО К(П)ФУ "Terra Linguae et Reliquiae".

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, можно заключить, что нам удалось добиться реализации всех поставленных задач и выявить некоторые особенности функционирования эллипсиса в заголовке.
В первую очередь, мы провели анализ научной литературы по определению понятия эллипсиса разными учеными и выявили наиболее подходящее определение Е.И. Морозовой. Также установили, что эллипсис является механизмом синтаксической компрессии и экономии речевых средств, а также необходимом средством выразительности для создания экспрессивности, динамичности и лаконичности в тексте.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что эллипсис играет значительную роль при составлении заголовка, наделенного определенными функциями, которые необходимо выполнять. Поскольку мы анализировали заголовки on-line газет, в данной работе мы рассматривали заголовок как гипертекст, который не только представляет медиатекст, но и будучи гиперссылкой в новостной ленте, является средством навигации в газете.
Заголовки новостных on-line изданий обладают особыми характерными особенностями, отличными от заголовков печатных изданий. Тем не менее, они предназначены выполнять одни и те же функции (номинативную, информативную, рекламную, апеллятивно-экспрессивную и т.д.), но их основные функции различны. К примеру, заголовок печатного издания в первую очередь выполняет номинативную и информативную функции, однако заголовок как гипертекст предназначен в большей степени для информирования и привлечения внимания реципиента, поэтому справедливо определить главенствующими функциями заголовка-гипертекста рекламную и информативную.
В практической части настоящей работы были выявлены основные особенности функционирования эллипсиса в заголовках британских и испанских газет, а также был проведен сравнительно-сопоставительный анализ употребления эллипсиса в рассматриваемых нами заголовках.
В ходе исследования было выявлено эллиптирование следующих единиц:
• артикль;
• вводный глагол при прямой и косвенной речи;
• сказуемое;
• подлежащее;
• глагол-связка.
Согласно результатам исследования, наиболее частотной эллиптируемой единицей как в британских, так и в испанских заголовках оказалось сказуемое (32% всех заголовков). Данное явление можно объяснить необходимостью наличия в заголовке экспрессивности, динамичности и лаконичности, которые позволят привлечь внимание реципиента.
Самой редкой опускаемой единицей в заголовках британских газет стало подлежащее (4,3%), поскольку оно несет в себе ключевую информацию, передающую основное содержание новостного медиатекста. В заголовках испанских газет наиболее редким является одновременный эллипсис подлежащего и сказуемого (9,3%), так как основная цель такого приема зачастую заключается в создании интриги в заголовке, и тем самым побуждении читателя прочитать новостной медиатекст. Все заголовки представлены в приложении 2.
В данной работе были определены, описаны и доказаны примерами особенности употребления эллипсиса в заголовках британских и испанских online изданий. Также был проведен сравнительно-сопоставительный анализ всех проанализированных заголовков. Результаты анализа представлены на диаграмме в приложении 1.
Таким образом, цель исследования достигнута, а все поставленные нами задачи были выполнены в полном объеме.



1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова - М.: КомКнига, 2007. — 525 с.
2. Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. — М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 393 с.
3. Брандес М.П. Стилистика немецкого языка: учеб. 2-е изд., испр. / М.П. Брандес. М., 1990. — 100 с.
4. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгига. М.: Высшая школа, 2003. — 304 с.
5. Васильев Л.С., Реализация вопросительно-побудительной модальности в заголовках медийных текстов / Л.С. Васильев, Н.А. Пробст // Вестник БФУ. - 2015. - 219 с.
6. Виноградов В.В. Избранные труды по общему языкознанию / В.В. Виноградов, И.А. Бодуэн де Куртенэ. В 2 т.- М.: Изд-во АН СССР, 1963. - Т.1. - С. 6-20.
7. Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения / В.В. Виноградов — М., 1954. - 346 с.
8. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. — М.: КомКнига, 2007. — 133 с.
9. Диаконидзе И.К. Г ипертекст как объект лингвистического исследования / И.К. Диаконидзе. - Самара, 2010. — С. 32-34.
10. Казенин К.И. О некоторых ограничениях на эллипсис в русском языке / К.И. Казенин. - М., 2007. — 592 с.
11. Кармазина Т.И. Конструкции с компрессированным предложением- определением в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.И. Карамзина. - М., 1984. — 20 с.
12. Ковригина А.И. Реализация принципа экономии языковых средств в современной испанской прессе: лексико-синтаксический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.И. Ковригина. - М., 2013. - Москва. - 14 с.
13. Лазарева Э. А. Заголовок в газете: учеб. пособие для студентов- журналистов / Э.А. Лазарева // Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986.
14. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях: (Проблемы диахронической фонологии) / А. Мартине. - М., 1960. - 152 с.
15. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов / Т.В. Матвеева. — М., Ростов-на-Дону, 2010. — 106 с.
16. Морозова Е. И. Лингвистический статус эллипсиса / Е. И. Морозова - Челябинск, 2003. - С. 7-14.
17. Мухаметгалеева А.И. Характерные особенности заголовка современного британского политического медиатекста / А.И. Мухаметгалеева // Terra Linguae. - Казань, 2017. - 20 с.
18. Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка: учеб. пособие / Л.Л. Нелюбин. - М.: Флинта: Наука, 2007. — 128 с.
19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. - М., 1956. -396 с.
20. Розенталь Д.Э. Стилистика газетных жанров / Д.Э. Розенталь. М., 1981. - 209 с.
21. Скребнев Ю. М. Основы стилистки английского языка / Ю. М. Скребнев. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — С. 78-80.
22. Тютина С.В. Компрессия как фактор формирования языка испанской газеты: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / С.В. Тютина. - Санкт-Петкрбург, 2009. - 18 с.
23. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. - Л., 1941.
24. Яковлева Е.В. Подъязык газеты и его системное описание: Методические рекомендации для студентов испанского отделения / Е.В. Яковлева, Т.Н. Макарова. - М.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1984. - 178 с.
25. ABC [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.abc.es, дата обращения: 20.05.2019.
26. Al-Selmany. The Language of Commercial Advertisement in British and American Magazines: Stylistics, Lexical and Syntactic Analysis / Al-Selmany; Unpublished M.A. Thesis. - P.: Baghdad, 2000. - 238 p.
27. Carter R. Investigating English Discourse / R. Carter; P.: London: Rutledge, 1997. - 331 p.
28. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language / D. Crystal; P.: Cambridge University Press, 2003. - 199 p.
29. El Mundo [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.elmundo.es, дата обращения: 20.05.2019.
30. El Pafs [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elpais.com, дата обращения: 20.05.2019.
31. Hui-xia Han Stylistic Features of English Newspapers Headlines / Han Hui-xia; P.: Journal of Shandong Institute of China, 2002.
32. Jenkins H. Headlines and Cataphoric Ellipsis / H. Jenkins; P., Amsterdam: John Benjamins, 1987. - 473 p.
33. Mardh I. Headlines: On the Grammar of English Front page Headlines / I. Mardh; P.: Gotab, Malmo, 1980. - 167 p.
34. The Daily Telegraph [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/, дата обращения: 22.05.2019.
35. The Guardian [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.theguardian.com, дата обращения: 23.05.2019.
36. The Times [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/, дата обращения: 22.05.2019.
37. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Part I. / L. Wittgenstein. P., Moscow, 1994. - 116 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ