Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕМПЕРАМЕНТА И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА ПЕРВОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ

Работа №33165

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
494
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение: 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы 7
1.1. Категория темперамента в психологии младшего
школьника 7
1.2. Психология межличностных отношений младших школьников на
первом году обучения 15
1.3. Адаптация и характеристики темперамента 24
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Эмпирическое исследование 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 42
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список литературы 56
Приложение

Актуальность исследования. Исследования адаптации детей к школе показывает ясные индивидуальные отличия в особенностях протекания этого процесса, в его длительности и успешности. В качестве причин низкой адаптации наиболее часто называются свойства, входящие в синдром психологической готовности детей к школе, в частности, несформированность мотивационного и волевого компонентов учебной деятельности, недостаточный уровень развития интеллектуальной сферы, проблемы в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Значительно меньше внимания в работах, связанных с изучением адаптации в школе, уделяется психологическим характеристикам, относящимся к индивидному уровню в иерархии свойств индивидуальности. Причина этого состоит, по-видимому, в том, что такие индивидные свойства, как темперамент, определяют динамическую, а не содержательную сторону психической деятельности и, как показано во многих работах, обнаруживают лишь опосредованные связи с характеристиками успешности деятельности.
Однако, признание того факта, что различные свойства темперамента и разные сочетания этих свойств создают разные возможности для развития уровневых характеристик, тем не менее, не вступает в противоречие с предположением о том, что темперамент играет существенную роль в детерминации особенностей адаптации детей к школе. Основания для такого предположения состоят в следующем.
Во-первых, успешность деятельности оказывается независимой от особенностей темперамента только в тех случаях, когда условия развития достаточно разнообразны и не создают преимуществ для детей с определенными типами темперамента. К сожалению, ситуация школьного обучения не предоставляет равных возможностей для детей с разным типом темперамента, поэтому положительные стороны некоторых типов темперамента остаются невостребованными, а компенсация отрицательных - оказывается длительным и не всегда успешным процессом. На основании этого можно ожидать, что особенности адаптации к школе и успешность обучения детей связаны с особенностями их темперамента.
Во-вторых, известно, что свойства темперамента обнаруживают наиболее отчетливые связи с особенностями поведения в эмоциогенных ситуациях и в условиях, новых и незнакомых для данного человека. К числу таких ситуаций относится начало обучения в школе. Показателей того является то, что период адаптации к школе сопровождается повышением у детей уровня тревожности, появлением у них чувства внутренней напряженности, снижением самооценки. Значительные трудности в адаптации могут приводить к деформации личностной сферы, к возникновению неврологических отклонений - «школьных неврозов», «школьных фобий». Даже в условиях хорошей предварительной подготовки детей к школе, при их желании учиться, охотном посещении школы, - дети с трудом осваиваются в тех новых условиях, в которые они попадают при поступлении в школу. Школа, учебная деятельность в коллективе, общение детей с учителем и друг с другом - все это предъявляет такие требования, которые отличаются от требований, предъявляемых ребенку до школы.
В-третьих, ряд особенностей, рассматриваемых исследователями как показатели школьной адаптации являются непосредственными проявлениями темперамента или характеристиками, формирование которых в значительной степени детерминировано динамическими особенностями поведения.
В-четвертых, в целом ряде исследований показано, что свойства темперамента опосредуют влияние средовых условий развития, определяя большую или меньшую восприимчивость ребенка к различным педагогическим воздействиям, к особенностям взаимодействия с родителями, учителями и сверстниками. Поскольку адаптация ребенка к школе зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и от специфики межличностных отношений, в которые он включен, можно ожидать, что свойства темперамента, опосредующие эти межличностные взаимоотношения, будут обнаруживать связи с успешностью адаптации к школьному обучению.
Это было доказано в трудах их авторов, как Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Т.А.Репина, М.И.Лисина, С.Ф.Устименко, К.Н.Волков, Я.Л.Коломинский, А.Н.Сизанов и др.
Объект исследований - темперамент детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязи межличностных отношений детей первого года обучения и характеристик темперамента в современной школе.
Цель данной работы - изучить взаимосвязи межличностных отношений детей первого года обучения и характеристик темперамента в современной школе.
Гипотеза исследования состоит в том что, дети с разным темпераментом будут проявлять различную степень успешности в межличностных отношениях в современной школе.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников и свойств темперамента.
2. Подготовка материалов и методов для проведения исследования индивидуально-типологические особенности личности и уровень нейротизма младших школьников.
3. Изучить особенности межличностных отношений в группе младших школьников.
межличностными отношениями в группе младших школьников.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по коррекции межличностных отношений младших школьников.
Научная новизна заключается в том, что изучены взаимосвязи межличностных отношений детей первого года обучения и характеристик темперамента в современной школе.
Теоретическая значимость. Внесен вклад в общую психологию (развитие представлений о природе темперамента), возрастную психологию младшего школьного возраста, в педагогическую психологию учебной деятельности в период адаптации к школьному обучению.
Практическая значимость: результаты исследования индивидуальных различий по ряду психологических характеристик, анализ их возрастной динамики и особенностей проявления в процессе адаптации могут быть использованы при решении практических вопросов, связанных с выработкой индивидуального подхода к детям, имеющим сложности в адаптации к процессу школьного обучения.
Выборка исследования: исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста, первоклассниками в группах продленного дня в «ИнПро» г. Казань. Используемые методики были апробированы на выборке из 40 детей первого класса, которые в свою очередь разделялись по половому признаку (23 девочек, 17 мальчиков).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершено исследование взаимосвязей характеристик темперамента и межличностных отношений учащихся младших классов на первом году обучения. Поставленные цели достигнуты, задачи решены. Полученные результаты можно обобщить в следующих выводах.
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.
Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Темпы моей деятельности будут, очевидно, различными в том случае, когда направление ее вынужденно идет вразрез с моими склонностями, интересами, умениями и способностями, с особенностями моего характера, когда я чувствую себя в чужом мне окружении, и в том случае, когда я захвачен и увлечен содержанием моей работы и нахожусь в созвучной мне среде.
Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных слоев обуславливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих слоев. Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляции указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно - производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка - хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического - на внутренний строй личности, на ее темперамент.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.
Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Таким образом, есть основания рассматривать темперамент как фактор школьной адаптации. Специфика взаимосвязей темперамента и адаптации к школе, индивидуальные различия в структуре этих связей, отсроченные эффекты успешной - неуспешной адаптации и являются предметом данного исследования.
Результаты исследования индивидуальных различий по ряду психологических характеристик, анализ их возрастной динамики и особенностей проявления в процессе адаптации могут быть использованы при решении практических вопросов, связанных с выработкой индивидуального подхода к детям, имеющим сложности в адаптации к процессу школьного обучения.



1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI-II.- М., 2011.
2. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. О. Исакова и др. - М.: КСП +; СПб.: Ювента. 2009.
3. Бобнева М. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М.: Прогресс, 2010.
4. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие / Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. - М., «Академия», 2012.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2012.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2011.
7. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2009.
8. Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании. - Москва.: Питер, 2009.
9. Заваденко Н.Н. Петрухин, Манелис, Т.Ю. Успенская, Н.Ю. Суворинова и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование, 2011г.
10. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 2009 - №4.
11. Карвасарский Б.Д. Неврозы. Изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.:
Медицина, 2010.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2013.
13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2008.
14. Мерлин В.Л. Производство удовлетворения : очерки симптомологии русского тела. -М.: Знаки, 2011.
15. Мельник В. С. В сборник “Очерк теории темперамента”, изд.2. Пермское книжное издательство, 2013г.
16. Миллер С. Психология игры. - Санкт-Петербург, 2013.
17. Морено Дж. История доктора : Д. Морено - создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. - М.: Класс, 2011.
18. Мир психологии. Психология для всех и каждого. // Интернет ресурс: http://www.psyworld.ru/index.php
19. Налчаджан А.А. Личность, психологическая адаптация и творчество.
— Ереван: Луис, 2010.
20. Небылицын В.Д. Актуальные вопросы физиологии, психофизиологии и психологии. - Уфа: Башкирский ин-т физической культуры, 2010.
21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2013.
22. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна. - М.: Аспект Пресс. 2011.
23. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект,
2009.
24. Агапова, И.Ю., Чеховская, В.Б. Подготовка детей к школе / И.Ю. Агапова, В.Б. Чеховская // Начальная школа. - 2004.
25. Агафонова И.Н. «Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. Программа "Я и мы"». СПб, Экспресс 2009.
26. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 2013.
27. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М.,
1990.
28. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. - 2006.
29. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. / Народный университет.
30. Педагогический факультет № 5. - М.: Знание, 2010.
31. Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации.// - М.:
Консорциум "Социальное здоровье России", 2013.
32. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка - М., 2010.
33. Битянова М.Р. Профессия школьник: программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: рабочая тетрадь школьника - М.: Генезис, 2010.
34. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 2013.
35. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2010.
36. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 2011.
37. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост.: И.В. Дубровина, В.В. Зацепин, А.М. Прихожан. - М.: Academia, 2009.
38. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». // Начальная школа, №3, 2012.
39. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. - М.: ИП РАН, «Смысл». 2012.
40. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012
41. Ратанова Т.А., Шляхт Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учеб.пособие - М.: Флинта 2009.
42. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
43. Сергиеко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. .22. № 3. 2011.
44. Смирнова У.О. Детская психология: учебник для ВУЗов. - М.: Владос, 2011г.
45. Теплов Методология анализа материала. - Спб.: РИИИ, 2012.
46. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М., 2010.
47. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы. - Минск, 2012.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Педагогика. 2011.
49. Юнг К. Символическая жизнь. - М.: Cogito centre, 2010.
50. Яницкнй М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учебное пособие. - Кемерово. Кемеровский государственный университет, 2010.
51. http://www.rsl.ru/ru - Российская государственная библиотека
52. http://cyberleninka.ru/ - Научная электронная библиотека «Киберленинка»
53. http://elibrary.ru/defaultx.asp - Научная электронная библиотека


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ