Антимонопольная политика в развитых странах мира
|
Введение 4
1. Теоретические подходы к исследованию антимонопольного регулирования . 7
1.1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной
экономике 7
1.2. Предпосылки возникновения антимонопольного законодательства 14
1.3. Эволюция антимонопольного законодательства в развитых странах 17
2. Современный зарубежный опыт проведения антимонопольной политики ... 27
2.1. Американская модель государственного регулирования конкуренции ... 27
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах ЕС 28
2.3. Антимонопольная политика Японии 39
3. Особенности развития антимонопольного регулирования в Узбекистане .... 44
3.1. Исторические особенности развития монополизма в Узбекистане 54
3.2. Узбекская антимонопольная политика и ее инструменты 54
3.3. Основные направления совершенствования антимонопольной политики в
Узбекистане 64
Заключение 76
Список использованной литературы
1. Теоретические подходы к исследованию антимонопольного регулирования . 7
1.1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной
экономике 7
1.2. Предпосылки возникновения антимонопольного законодательства 14
1.3. Эволюция антимонопольного законодательства в развитых странах 17
2. Современный зарубежный опыт проведения антимонопольной политики ... 27
2.1. Американская модель государственного регулирования конкуренции ... 27
2.2. Реализация антимонопольной политики в странах ЕС 28
2.3. Антимонопольная политика Японии 39
3. Особенности развития антимонопольного регулирования в Узбекистане .... 44
3.1. Исторические особенности развития монополизма в Узбекистане 54
3.2. Узбекская антимонопольная политика и ее инструменты 54
3.3. Основные направления совершенствования антимонопольной политики в
Узбекистане 64
Заключение 76
Список использованной литературы
Актуальность выбранной темы. Монополизм в экономике является одной из главных и наиболее сложных социально-экономических проблем мирового масштаба. Он служит источником множества противоречий и причиной возникновения серьезных проблем в экономике, а именно: роста цен, сокращения производства, ухудшения качества выпускаемой продукции и т.д. Неограниченная деятельность монополий несет в себе опасность как для потребителей, так и для всей экономики страны в целом.
Безусловно, вместе с монополиями рождается и необходимость их регулирования. Таким регулятором в большинстве случаев становится государство. Оно тем самым выполняет обязанность перед обществом в создании среды, обеспечивающей достойный уровень жизни и благосостояния граждан, а также обеспечивает нормальное функционирование всей экономической системы страны, защищает ее от злоупотреблений монополистов, охраняет и поддерживает различные хозяйственные субъекты от отрицательных последствий деятельности монополий, создавая тем самым конкурентоспособную экономику. Как результат претворения в жизнь различных способов ограничения деятельности монополий появилось и само понятие «антимонопольное регулирование».
Степень научной разработанности темы. Вопросы правого регулирования защиты конкуренции поднимались в немалом количестве научных работ. Проблемам зарождения и дальнейшего развития антимонопольного регулирования в различных странах занимались, в частности: И.Ю. Артемьев,О.А. Городов, М.Б. Демин, В.И. Еременко, С.А. Паращук, А.Г. Сушкевич, А.Ю. Юданов и др. Важно отметить и диссертационное исследование З.М. Казачковой (М., 2002 г.), оценивающее особенности антимонопольного регулирования в разных странах. В том числе, вопросы развития и периодизации законодательства о защите конкуренции были затронуты такими учеными, как: С.Б. Авадашева, В.А. Белов, Н.М. Розанова, А.Е. Шаститко и др.
Вопросы допустимости государственного вмешательства в конкурентную сферу рассматривали Р. Борк, А. Гринспен, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, А. Маршалл, Р. Познер, К. Поппер, М. Ротбард, А. Рэнд, М. Фридман, Ф. Хайек.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в комплексном изучении антимонопольной политики в развитых странах и, на основе передового зарубежного опыта, поиске путей повышения эффективности антимонопольного регулирования в Узбекистане
Задачи работы:
- раскрыть экономическую природу и роль монополий в современной рыночной экономике,
- представить предпосылки возникновения антимонопольного законодательства,
- проследить эволюцию антимонопольного законодательства в развитых странах,
- рассмотреть американскую модель государственного регулирования конкуренции,
- охарактеризовать реализацию антимонопольной политики в странах ЕС,
- изучить антимонопольную политику Японии,
- представить особенности развития антимонопольного регулирования в Узбекистане;
- предложить комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации антимонопольной политики в Узбекистане.
Объектом исследования является экономическое регулирование как ответные меры государства на дефекты рынка, причиной которых является власть монополий.
Предмет исследования - антимонопольная политика и проблемы антимонопольного регулирования в отдельных странах.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных методов, в том числе общенаучный диалектический метод познания, позволяющий изучить различные точки зрения на предмет
исследования.
Информационной базой исследования явились фундаментальные труды современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам антимонопольного регулирования; специалистов Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук; экономистов Всемирного банка; Антимонопольные законодательства отдельных стран; интернет-ресурсы и др.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных систем государственного антимонопольного регулирования выделены основные факторы их детерминирующие, изучен мировой опыт государственной антимонопольной политики, исследованы механизмы регулирования рыночной экономики в ряд стран, проанализированы конкретные пути по его совершенствованию.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Безусловно, вместе с монополиями рождается и необходимость их регулирования. Таким регулятором в большинстве случаев становится государство. Оно тем самым выполняет обязанность перед обществом в создании среды, обеспечивающей достойный уровень жизни и благосостояния граждан, а также обеспечивает нормальное функционирование всей экономической системы страны, защищает ее от злоупотреблений монополистов, охраняет и поддерживает различные хозяйственные субъекты от отрицательных последствий деятельности монополий, создавая тем самым конкурентоспособную экономику. Как результат претворения в жизнь различных способов ограничения деятельности монополий появилось и само понятие «антимонопольное регулирование».
Степень научной разработанности темы. Вопросы правого регулирования защиты конкуренции поднимались в немалом количестве научных работ. Проблемам зарождения и дальнейшего развития антимонопольного регулирования в различных странах занимались, в частности: И.Ю. Артемьев,О.А. Городов, М.Б. Демин, В.И. Еременко, С.А. Паращук, А.Г. Сушкевич, А.Ю. Юданов и др. Важно отметить и диссертационное исследование З.М. Казачковой (М., 2002 г.), оценивающее особенности антимонопольного регулирования в разных странах. В том числе, вопросы развития и периодизации законодательства о защите конкуренции были затронуты такими учеными, как: С.Б. Авадашева, В.А. Белов, Н.М. Розанова, А.Е. Шаститко и др.
Вопросы допустимости государственного вмешательства в конкурентную сферу рассматривали Р. Борк, А. Гринспен, Дж. Гэлбрейт, Р. Коуз, А. Маршалл, Р. Познер, К. Поппер, М. Ротбард, А. Рэнд, М. Фридман, Ф. Хайек.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в комплексном изучении антимонопольной политики в развитых странах и, на основе передового зарубежного опыта, поиске путей повышения эффективности антимонопольного регулирования в Узбекистане
Задачи работы:
- раскрыть экономическую природу и роль монополий в современной рыночной экономике,
- представить предпосылки возникновения антимонопольного законодательства,
- проследить эволюцию антимонопольного законодательства в развитых странах,
- рассмотреть американскую модель государственного регулирования конкуренции,
- охарактеризовать реализацию антимонопольной политики в странах ЕС,
- изучить антимонопольную политику Японии,
- представить особенности развития антимонопольного регулирования в Узбекистане;
- предложить комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации антимонопольной политики в Узбекистане.
Объектом исследования является экономическое регулирование как ответные меры государства на дефекты рынка, причиной которых является власть монополий.
Предмет исследования - антимонопольная политика и проблемы антимонопольного регулирования в отдельных странах.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных методов, в том числе общенаучный диалектический метод познания, позволяющий изучить различные точки зрения на предмет
исследования.
Информационной базой исследования явились фундаментальные труды современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам антимонопольного регулирования; специалистов Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук; экономистов Всемирного банка; Антимонопольные законодательства отдельных стран; интернет-ресурсы и др.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных систем государственного антимонопольного регулирования выделены основные факторы их детерминирующие, изучен мировой опыт государственной антимонопольной политики, исследованы механизмы регулирования рыночной экономики в ряд стран, проанализированы конкретные пути по его совершенствованию.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Монополистическая форма организации экономики имеет очень древнюю историю. На протяжении всего своего существования монополия имела характерные формы проявления. Прежде всего, достижение хозяйствующим субъектом монополистического положения позволяет ему устанавливать на рынке монопольную цену. Собственно говоря, это основной способ реализации монополистической сущности. При этом цена может быть как монопольно высокой (как правило, в случае продажи товара), так и монопольно низкой (обычно при покупке сырья и комплектующих деталей).
Выделим причины, по которым правительство регулирует монополию:
1) Предотвращение высоких цен. Без государственного регулирования монополии могут поставить цены выше конкурентного равновесия. Это приведет к неэффективности распределения и снижению благосостояния потребителей.
2) Качество обслуживания. Если фирма имеет монополию на предоставление определенной услуги, у нее может быть небольшой стимул предлагать качественный сервис. Правительственное регулирование может гарантировать, что фирма отвечает минимальным стандартам обслуживания.
3) Монопсония. Фирма с монополистической продажей может также быть в состоянии использовать монопсоническую покупательную способность. Например, супермаркеты могут использовать свое доминирующее положение на рынке, чтобы сжать прибыль фермеров.
4) Естественные монополии. Некоторые отрасли промышленности являются естественными монополиями - из-за высокой экономии за счет масштаба наиболее эффективным числом фирм является одно. Поэтому мы не можем поощрять конкуренцию, и важно регулировать фирму, чтобы предотвратить злоупотребление монополистической властью.
Анализ зарубежных тенденций правового участия государства в регулировании предпринимательской деятельности позволяет определить некоторые ключевые направления:
- во-первых, относительно не высокий уровень административного воздействия на бизнес, предоставление ему немалого объема свободы в самоопределении вида и производства товаров, с одной стороны, а с другой, при выявлении возможных признаков незаконной деятельности хозяйствующих субъектов — «грубое» вмешательство в административно-хозяйственную деятельность организации.
Во-вторых, политика государства направлена на поддержку наиболее востребованных и приоритетных секторов экономики, зачастую, как, к примеру, в США, от сектора экономики, подверженному большему или меньшему проявлению элементов монополии, пропорционально зависит объем охранительных и регулятивных мер со стороны государства.
В странах с развитой рыночной экономикой антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер.
С обретением независимости Узбекистан взял курс на построение демократического государства с рыночной экономикой. Республика получила возможность самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Ныне Узбекистан является членом Организации экономического сотрудничества, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной организации труда, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других авторитетных организаций.
Таким образом, нами выявлены особенности монополизма в Узбекистане.
За долгие годы по всей стране сложилась такая монополистическая система, которую очень трудно перевести в частные руки. Это — государственные монополии, которые не слишком оправданы современной экономикой. Например, монополия «Узбектелекома» на внешний интернет, монополия «Узавтосаноата» на производство машин, монополия Национальной авиакомпании на рейсы внутри страны (хотя и не все признают это монополией).
К регулируемым сферам деятельности естественных монополий в Узбекистане до недавнего времени относились добыча нефти, газового конденсата, природного газа и угля; транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; производство и транспортировка электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное обслуживание.
С развитием в Узбекистане рыночных отношений в сферах естественных монополий все больше проявляется конкурентный потенциал, и это имеет большие перспективы.
Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, становится ясным, что новые экономические реалии требуют реформирования естественных монополий.
В связи с этим возникает объективная необходимость в пересмотре ряда законодательных актов. Кстати, уже пересмотрен перечень регулируемых сфер естественных монополий в сторону уменьшения. Из него исключена добыча нефти, природного газа, угля и некоторых других позиций. Необходимо также более жестко контролировать цены естественных монополий и изменения тарифов, учитывая, что они имеют общеэкономический эффект и оказывают существенное влияние на бизнес-планы других сфер экономики. В данный же момент ввиду отсутствия эффективной системы ценообразования, не учитывающей наличие платежеспособного спроса, периодическое повышение цен приводит к росту дебиторской задолженности. Непредсказуемость цен увеличивает также предпринимательский риск, что является негативным фактором для экономики в целом. Придание регулярности изменению цен (например, один раз в год) позволит предприятиям более уверенно рассчитывать свои планы на данный период.
Система проведения конкурентной политики, созданная в Узбекистане, включает в себя законы и подзаконные акты, специальные институты, отвечающие за ее осуществление и защиту прав потребителей, а также механизмы реализации этой политики. Однако, несмотря на определенные успехи в данной области, цели и методы проведения конкурентной политики требуют дальнейшего совершенствования.
Кроме того, необходимо признать, что проводимая политика развития конкуренции в республике недостаточно действенна.
Поэтому для создания эффективной конкурентной среды в Узбекистане требуются меры по
а) максимальному устранению всех проявлений государственного монополизма в экономике, для чего нужна глубокая институциональная реформа, нацеленная на создание более благоприятных условий для развития предпринимательства и совершенствование системы государственного управления экономикой;
б) предотвращению возможностей злоупотребления рождающимися в рыночных условиях монополиями своим доминирующим положением на рынке. Государственные институты должны обеспечивать развитие конкуренции, без чего невозможны эффективные инновации, низкие издержки и цены, высокое качество продукции, - иными словами, невозможно повышение конкурентоспособности всей экономики.
Результатами осуществления мер по развитию конкуренции должны стать усиление роли рыночных механизмов в регулировании деятельности экономических агентов, устранение административных препятствий для входа на рынок, формирование конкурентных условий для всех субъектов экономики. А важнейшая стратегическая цель развития конкуренции - обеспечение потребителю возможности стабильно получать качественные общественные услуги за экономически оправданные цены.
В 2019 году Узбекистане учрежден Антимонопольный комитет.
Отметим, что Антимонопольный комитет - правопреемник Госкомитета Узбекистана по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции по всем его правам, обязательствам и договорам в части антимонопольного регулирования.
Антимонопольный комитет осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций.
Организации необходимо будет внедрить инструменты по защите конкуренции и усовершенствовать систему государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) за счет внедрения новых высокоэффективных методов.
Одной из основных задач Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции станет реализация эффективной антимонопольной политики, осуществление контроля за соблюдением законодательства об ограничении монополистической деятельности и о естественных монополиях.
Вместе с тем, Комитет займется осуществлением мер по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), в первую очередь на внутреннем потребительском рынке и в сфере рекламы.
Комитет отвечает также за недопущение неправомерных действий со стороны органов государственного управления и государственной власти на местах в отношении хозяйствующих субъектов, и обеспечение в тесной координации с общественными структурами защиты законных интересов и прав потребителей.
Кроме того, одним из направлений деятельности Комитета является проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния и конкурентоспособности экономически несостоятельных предприятий, осуществление функций по реструктуризации и банкротству хозяйствующих субъектов, представление интересов государства при рассмотрении вопросов реструктуризации, санации и банкротства.
Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции предоставлено право выдавать органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей, о рекламе или об устранении их последствий, а также контролировать исполнение выданных предписаний.
Комитет имеет право обращаться в суд с иском и заявлением, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей и о рекламе.
Комитет наделен правом налагать штрафы на хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах в случаях и порядке, установленных законодательством.
Также Комитет имеет право по заявлениям и жалобам потребителей об ущемлении их прав производить, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, проверки предприятий и организаций (за исключением их финансово-хозяйственной деятельности).
Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные подразделения освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, вносимым на рассмотрение судов, по предъявляемым искам.
Выделим причины, по которым правительство регулирует монополию:
1) Предотвращение высоких цен. Без государственного регулирования монополии могут поставить цены выше конкурентного равновесия. Это приведет к неэффективности распределения и снижению благосостояния потребителей.
2) Качество обслуживания. Если фирма имеет монополию на предоставление определенной услуги, у нее может быть небольшой стимул предлагать качественный сервис. Правительственное регулирование может гарантировать, что фирма отвечает минимальным стандартам обслуживания.
3) Монопсония. Фирма с монополистической продажей может также быть в состоянии использовать монопсоническую покупательную способность. Например, супермаркеты могут использовать свое доминирующее положение на рынке, чтобы сжать прибыль фермеров.
4) Естественные монополии. Некоторые отрасли промышленности являются естественными монополиями - из-за высокой экономии за счет масштаба наиболее эффективным числом фирм является одно. Поэтому мы не можем поощрять конкуренцию, и важно регулировать фирму, чтобы предотвратить злоупотребление монополистической властью.
Анализ зарубежных тенденций правового участия государства в регулировании предпринимательской деятельности позволяет определить некоторые ключевые направления:
- во-первых, относительно не высокий уровень административного воздействия на бизнес, предоставление ему немалого объема свободы в самоопределении вида и производства товаров, с одной стороны, а с другой, при выявлении возможных признаков незаконной деятельности хозяйствующих субъектов — «грубое» вмешательство в административно-хозяйственную деятельность организации.
Во-вторых, политика государства направлена на поддержку наиболее востребованных и приоритетных секторов экономики, зачастую, как, к примеру, в США, от сектора экономики, подверженному большему или меньшему проявлению элементов монополии, пропорционально зависит объем охранительных и регулятивных мер со стороны государства.
В странах с развитой рыночной экономикой антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер.
С обретением независимости Узбекистан взял курс на построение демократического государства с рыночной экономикой. Республика получила возможность самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Ныне Узбекистан является членом Организации экономического сотрудничества, Европейского банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной организации труда, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и других авторитетных организаций.
Таким образом, нами выявлены особенности монополизма в Узбекистане.
За долгие годы по всей стране сложилась такая монополистическая система, которую очень трудно перевести в частные руки. Это — государственные монополии, которые не слишком оправданы современной экономикой. Например, монополия «Узбектелекома» на внешний интернет, монополия «Узавтосаноата» на производство машин, монополия Национальной авиакомпании на рейсы внутри страны (хотя и не все признают это монополией).
К регулируемым сферам деятельности естественных монополий в Узбекистане до недавнего времени относились добыча нефти, газового конденсата, природного газа и угля; транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; производство и транспортировка электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное обслуживание.
С развитием в Узбекистане рыночных отношений в сферах естественных монополий все больше проявляется конкурентный потенциал, и это имеет большие перспективы.
Таким образом, если резюмировать все вышесказанное, становится ясным, что новые экономические реалии требуют реформирования естественных монополий.
В связи с этим возникает объективная необходимость в пересмотре ряда законодательных актов. Кстати, уже пересмотрен перечень регулируемых сфер естественных монополий в сторону уменьшения. Из него исключена добыча нефти, природного газа, угля и некоторых других позиций. Необходимо также более жестко контролировать цены естественных монополий и изменения тарифов, учитывая, что они имеют общеэкономический эффект и оказывают существенное влияние на бизнес-планы других сфер экономики. В данный же момент ввиду отсутствия эффективной системы ценообразования, не учитывающей наличие платежеспособного спроса, периодическое повышение цен приводит к росту дебиторской задолженности. Непредсказуемость цен увеличивает также предпринимательский риск, что является негативным фактором для экономики в целом. Придание регулярности изменению цен (например, один раз в год) позволит предприятиям более уверенно рассчитывать свои планы на данный период.
Система проведения конкурентной политики, созданная в Узбекистане, включает в себя законы и подзаконные акты, специальные институты, отвечающие за ее осуществление и защиту прав потребителей, а также механизмы реализации этой политики. Однако, несмотря на определенные успехи в данной области, цели и методы проведения конкурентной политики требуют дальнейшего совершенствования.
Кроме того, необходимо признать, что проводимая политика развития конкуренции в республике недостаточно действенна.
Поэтому для создания эффективной конкурентной среды в Узбекистане требуются меры по
а) максимальному устранению всех проявлений государственного монополизма в экономике, для чего нужна глубокая институциональная реформа, нацеленная на создание более благоприятных условий для развития предпринимательства и совершенствование системы государственного управления экономикой;
б) предотвращению возможностей злоупотребления рождающимися в рыночных условиях монополиями своим доминирующим положением на рынке. Государственные институты должны обеспечивать развитие конкуренции, без чего невозможны эффективные инновации, низкие издержки и цены, высокое качество продукции, - иными словами, невозможно повышение конкурентоспособности всей экономики.
Результатами осуществления мер по развитию конкуренции должны стать усиление роли рыночных механизмов в регулировании деятельности экономических агентов, устранение административных препятствий для входа на рынок, формирование конкурентных условий для всех субъектов экономики. А важнейшая стратегическая цель развития конкуренции - обеспечение потребителю возможности стабильно получать качественные общественные услуги за экономически оправданные цены.
В 2019 году Узбекистане учрежден Антимонопольный комитет.
Отметим, что Антимонопольный комитет - правопреемник Госкомитета Узбекистана по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции по всем его правам, обязательствам и договорам в части антимонопольного регулирования.
Антимонопольный комитет осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций.
Организации необходимо будет внедрить инструменты по защите конкуренции и усовершенствовать систему государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) за счет внедрения новых высокоэффективных методов.
Одной из основных задач Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции станет реализация эффективной антимонопольной политики, осуществление контроля за соблюдением законодательства об ограничении монополистической деятельности и о естественных монополиях.
Вместе с тем, Комитет займется осуществлением мер по дальнейшему совершенствованию правового поля для развития в республике конкурентной среды, пресечению недобросовестной конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), в первую очередь на внутреннем потребительском рынке и в сфере рекламы.
Комитет отвечает также за недопущение неправомерных действий со стороны органов государственного управления и государственной власти на местах в отношении хозяйствующих субъектов, и обеспечение в тесной координации с общественными структурами защиты законных интересов и прав потребителей.
Кроме того, одним из направлений деятельности Комитета является проведение глубокого анализа финансово-экономического состояния и конкурентоспособности экономически несостоятельных предприятий, осуществление функций по реструктуризации и банкротству хозяйствующих субъектов, представление интересов государства при рассмотрении вопросов реструктуризации, санации и банкротства.
Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции предоставлено право выдавать органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей, о рекламе или об устранении их последствий, а также контролировать исполнение выданных предписаний.
Комитет имеет право обращаться в суд с иском и заявлением, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о банкротстве, о защите прав потребителей и о рекламе.
Комитет наделен правом налагать штрафы на хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления и органов государственной власти на местах в случаях и порядке, установленных законодательством.
Также Комитет имеет право по заявлениям и жалобам потребителей об ущемлении их прав производить, по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, проверки предприятий и организаций (за исключением их финансово-хозяйственной деятельности).
Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные подразделения освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, вносимым на рассмотрение судов, по предъявляемым искам.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - МОНОПОЛИЗМ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Контрольные работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 950 р. Год сдачи: 2008 - Особенности современной антимонопольной политики (Государственное регулирование экономики, ВЗФЭИ)
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Сущность и основные инструменты государственной антимонопольной политики (Самарский государственный экономический университет)
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Состояние и перспективы развития внешнеэкономических отношений
стран - членов БРИКС
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2020 - Антимонопольное регулирование в сфере электроэнергетики
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В ЛАТИНСКОЙ
АМЕРИКЕ И РОССИИ
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018



