Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУССИИ О КОРАНЕ В ЖУРНАЛЕ “ШУРА” (1908-1917)

Работа №33158

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
654
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концепция «прогресс нации» (таракки-е миллет) на страницах
журнала «Шура» 14
§1.1 Журнал «Шура» как дискуссионный клуб 14
§1.2 «Прогресс нации» (таракки-е миллет) 24
Глава 2. Дискуссии вокруг Корана в журнале «Шура» 29
§2.1 Проблема печатания Корана 29
§2.2 Проблема использования тафсиров 41
Заключение 53
Библиография 56

Актуальность темы исследования. Сегодня мусульмане Поволжья и Приуралья, как и в начале ХХ в., находятся на важном этапе трансформации общественной жизни: высокая социальная мобильность, бурное религиозное возрождение, калейдоскоп идей и концепций - все это заставляет людей искать ответы на возникающие вопросы и находить адекватные пути адаптации в стремительно изменяющемся мире. Проводя параллель между началом ХХ и XXI вв., также следует отметить, что оба эти периода отличает стремительно увеличивающееся значение «текста»: если после 1905 г. информационное пространство заполоняет национальная периодическая печать, то сегодня ее место занимает сеть Интернет, а также многочисленные, вновь появившиеся мусульманские издания. Подобная скорость распространения информации способствует интенсификации процессов в современном обществе, что еще более увеличивает значение «текста».
Одной из важнейших особенностей печати является предоставляемая ею возможность проведения широких публичных дискуссий по различным вопросам. С появлением первых газет и журналов на татарском языке в начале ХХ в., национальная пресса стала играть важную роль в обсуждении животрепещущих проблем современного мусульманского сообщества, которые и по сей день составляют основной компонент дискуссий в среде российской уммы. При этом стоит отметить, что в начале ХХ в. это обсуждение происходило в среде религиозно грамотных людей, в то время как сегодня, в результате более чем 70 лет атеистической пропаганды и борьбы с религией, подобной религиозной грамотности уже нет. Также важным является множественность решений по различным проблемам (в том числе богословского характера), которые предлагались в ходе дискуссий начала XX века.
Степень изученности проблемы.
Первые серьезные попытки изучения истории становления и развития национальной прессы относятся к 20-м гг. ХХ в. В этот период времени на татарском языке в арабской графике был опубликован иллюстрированный альбом И. Рамиева «Татарская периодическая печать (1905—1925)», в котором автор рассматривает татарскую периодику, издававшуюся в период между двумя революциями, подразделяя ее на газеты и журналы. При этом общую информацию по изданию, упомянутому в альбоме, сопровождает также и оценка автора.
К этому же периоду относится и труд Дж. Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.)» , благодаря которому можно проследить предысторию возникновения татарской периодической печати. Преимуществом этой работы следует считать объективность оценок и информативность материала, значимость которого сохраняется и по сей день.
Из наиболее важных работ более позднего периода следует отметить книгу М. Гайнуллина «Татарская литература и публицистика начала ХХ века» , в которой изложена история возникновения и становления национальной прессы начала ХХ в, а также отдельно рассмотрены наиболее значимые издания. Данная работа, несмотря на определенные идеологические установки советской эпохи, содержит значительный пласт информации. В частности, подробно рассматривается проблематика отдельных изданий.
В этот же период было опубликовано учебное пособие Р.М. Нуруллиной «Татарская революционно-демократическая печать в период подготовки Октябрьской революции» , в которой была предпринята попытка изучения татарских газет начала ХХ в. по направлениям и тематике изданий. При этом нельзя не отметить явственно проступающую идеологическую ангажированность данного автора.
Наиболее полное исследование татарской периодической печати принадлежит авторству Р.У. Амирханова . В частности, следует упомянуть две монографии: «Татарская периодическая печать (1905-1917 гг.)» (1988) и «Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток - Запад»: (на примере развития русской культуры)» (2002), посвященные данной проблематике. Так, если в первой из двух проанализировано становление и развитие татарской демократической прессы, а также ее идейное содержание, то во второй, помимо зарождения и функционирования татарской периодической печати, рассмотрены литературно-публицистические проблемы русской культуры, вопросы русского искусства, проблемы просвещения и науки, нашедшие отражение в национальной прессе начала ХХ в. Также следует отметить различия в идеологической направленности этих двух книг: если первая несет на себе отпечаток советской идеологии, то во второй автор подходит к предмету более объективно.
Значительным вкладом в изучение татарской периодической печати начала ХХ в. на современном этапе стала публикация библиографического указателя, составленного Р.Р. Гайнановым, Р.Ф. Мардановым и Ф.Н. Шакуровым «Татарская периодическая печать начала ХХ века», предваренная статьей М.А. Усманова. Татарская эмигрантская пресса была исследована Т. Насыровым. Истории нелегальной татарской прессы посвящены исследования Р. Амирханова. Заключительный этап развития дореволюционной татарской прессы был рассмотрен в публикациях Т. Насырова. Также в свет выходили труды, посвященные отдельным татарским периодическим изданиям начала XX в. Так, журналу «Эд-дин вэл- эдэб» («Религия и этика») посвящено весьма основательное исследование А. Загидуллина.
Что касается журнала «Шура», то здесь отдельно стоит упомянуть о том, что единственным отечественным исследователем, подробно изучавшим это издание, а именно, проблемы литературы и литературоведения, рассмотренных на его страницах, остается Р.Ф. Марданов. В частности, в рамках его исследования освещены такие общие вопросы, касающиеся непосредственно самого журнала «Шура», как история изучения издания, структура журнала, место и время публикации, содержание, оформление, авторский состав, читатели, регионы распространения, издатели и редактор. Помимо монографии , посвященной этой проблематике, авторству Р.Ф. Марданова принадлежит также ряд научных статей, охватывающий более широкий круг вопросов.
Кроме того, свою лепту в изучение этого издания внес также М. Усманов . Некоторые аспекты изучались Р.У. Амирхановым ,
А.А. Арслановой , Г. Исхакый , Л. Хамидуллиным.
Творчеству главного редактора журнала «Шура» посвящен ряд исследований, среди которых стоит отметить таких ученых как Р.У. Амирханов , М. Гайнутдинов , Ф.Ф. Исламов , Ф.З. Яхин , Л.И. Алмазова (Тухватуллина) , Л.Ф. Байбулатова.
Из зарубежных ученых необходимо отметить французского исследователя С.А. Дюдуаньона , проведшего сравнительное изучение журнала «Шура» и египетского издания «ал-Манар» и подчеркивавшего значение журнала «Шура», сопоставимое с его египетским прототипом.
Несмотря на то, что периодическая печать начала ХХ в. является значительным источниковым пластом, благодаря которому можно проследить социальные процессы, происходившие в тот период времени, полный анализ национальной прессы по выше изложенной проблематике до настоящего времени не был осуществлен, что во многом связано со спецификой прочтения арабографических текстов, сложных для понимания не только с позиции графики, но и изменений, связанных с эволюцией татарского языка. Данная диссертационная работа представляет собой попытку освоения части этого богатого материала, представленного в публикациях журнала «Шура». Однако несоизмеримо большее количество журналов и газет начала ХХ в. ждут своего исследователя.
Обзор источников. При написании диссертационного исследования был использован широкий круг опубликованных источников, представленный статьями журнала «Шура» за 1908-1917 гг.
Хронологические рамки работы охватывают период публикации журнала «Шура», а именно - 1908-1917 гг.
Географические рамки исследования ограничены Волго-Уральским регионом.
Методологическая основа исследования. При изучении татарского мусульманского сообщества России начала XX в. возникает проблема выбора подхода. С одной стороны, цивилизационный подход позволяет рассматривать татарское мусульманское сообщество России начала XX в. как часть арабомусульманской цивилизации. Поэтому, рассматривая татарское сообщество с позиций данного подхода, можно выявлять те процессы и закономерности, которые являются общими для этого сообщества как части глобальной исламской цивилизации. Вместе с тем, цивилизационный подход, как макро - подход, не позволяет адекватно оценить отдельные локальные явления. Потому, наряду с макро-уровнем, целесообразно использование и микроуровня, возможности анализа которого может дать антропологический подход, который позволяет рассматривать локальные проявления арабо-мусульманской цивилизации в пределах Волго-Уральского региона. В частности, проблема возникновения отдельных идей по проведению социальных реформ в татарском мусульманском сообществе обусловлена местной спецификой, и антропологический подход позволяет максимально ее учитывать . Поэтому в одних случаях в работе используется цивилизационный подход, в иных же - антропологический.
Также в работе используется концепция А. Тойнби «вызов - ответ», которая позволяет объяснить процессы модернизации традиционных обществ, начинавшиеся в результате столкновения последних с многочисленными и болезненными вызовами времени. По мнению А.Дж. Тойнби, «социальная группа, слой, класс, в чем-либо ущемленные собственными действиями, действиями ли других людей, либо волею случая, утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чем, как правило, достигают немалых успехов» . Это положение достаточно точно отображает суть процессов происходивших среди российских мусульман Поволжья и Приуралья, перед которыми вставали как внутренние, так и внешние вызовы. Так, если первые были обусловлены застоем в самом обществе, то последние вытекали как из отсутствия государственности у татар, так и из разрыва между бурным социально-экономическим развитием Запада и отставанием некогда превосходящего его по всем аспектам мусульманского Востока. В то же время, не следует упрощенно интерпретировать феномен отсутствия государственности у татар, поскольку, к примеру, положение мусульман в Средней Азии и Поволжье не было одинаковым: если первая представляла собой колонию в полном смысле, то татарское население Поволжья жило в тех же условиях что и русское. Более того, «в других случаях быть русским означало иметь дополнительные обязанности» . К тому же следует учитывать, что народ не гомогенен и не ведет себя как единое целое, следовательно, зачастую не имеет общего вектора сопротивления. Поэтому закономерно, что среди населения были разные настроения и внутри самих нерусских народов были конфликты на основе возрастных и гендерных отличий, уровне достатка.
Тем не менее, в начале ХХ в. общая либерализация общества и реформы в Российской империи позволили татарскому обществу улучшить свое положение. Пользуясь экономическим ростом в среде мусульманского населения России, они выдвигали свои «ответы» в виде социальных реформ, призванных возродить татарское мусульманское сообщество. При этом, говоря о факторах, повлиявших на активизацию татарского общества в начале XX в., было бы неверно объяснять указанное явление лишь экономической подоплекой. Существовали и другие факторы. Так, «соединение капитализма и техники книгопечатания в точке фатальной разнородности человеческого языка сделало возможной новую форму воображаемого сообщества, базисная морфология которого подготовила почву для современной нации». Также, национальная пресса, едва появившаяся в XX веке, но уже переживавшая свое стремительное развитие, вкупе с капиталистическими отношениями, внесла ощутимый вклад в распространение реформистских идей по всей Российской империи. В этой связи представляет интерес трактовка К. Ясперсом реформаторского движения как такового: «Люди ощущают близость катастрофы, стремятся помочь пониманием, воспитанием, введением реформ. Планируя, они пытаются овладеть ходом событий, восстановить необходимые условия или создать новые. История в ее целостности мыслится как последовательная смена различных образов мира: либо в сторону постоянного ухудшения, либо как круговорот или подъем. Создаются теории, которые должны определить, как наилучшим образом устроить совместную жизнь людей, управлять и править ими. Реформаторские идеи подчиняют себе деятельность людей» . Эта трактовка объясняет попытки проведения социальных реформ в среде татарской интеллигенции в начале XX в.
Кроме того, в рамках данного исследования мы используем и метод case study, который позволяет рассмотреть трансформацию татарского мусульманского сообщества Российской империи начала ХХ в. как отдельную ситуацию. Под названным методом понимается детальное, целостное описание индивидуального случая, включенного в более широкий социальный и культурный контекст. В качестве «случая» («case») может рассматриваться «культура, общество, сообщество, организация, группа, или же такие явления, как верования, практики, формы взаимодействия, также как почти все другие
аспекты человеческого существования» . В нашем случае в роле case выступают дискуссии в журнале «Шура» по вопросам социальных реформ в татарском мусульманском сообществе России начала ХХ в.
Цель данной диссертационной работы заключается в выявлении особенностей религиозно-реформаторского дискурса татар-мусульман Российской империи начала ХХ в. на материалах журнала «Шура». Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить особенности национальной прессы на (старо)татарском языке как социального института;
2. Рассмотреть концепцию «прогресс нации» (таракки-е миллет), как парадигму, в рамках которой проходили дискуссии о Коране;
3. Изучить дискуссии в журнале «Шура» по проблеме печатания Корана;
4. Проанализировать дискуссии в журнале «Шура» по проблеме использования тафсиров.
Объектом исследования в данной диссертационной работе являются религиозно-реформаторский дискурс татар-мусульман Российской империи начала ХХ в.
Предметом исследования выступают дискуссии по вопросам Корана, которые велись на страницах журнала «Шура».
Научная новизна исследования.
- В данной работе впервые в научный оборот был введен широкий круг источников: статей, охватывающих проблемы интерпретации и печатания Корана в подзнеимперской России.
- В работе было продемонстрировано, что дискуссии по богословским проблемам интеллектуалами из числа татар-мусульман Российской империи велись в рамках парадигмы «прогресс нации» (таракки-е миллет).
Положения, выносимые на защиту:
- Журнал «Шура» в условиях отсутствия государственности у татар претендовал на роль «совещательного органа», который занимался поиском решений наиболее острых проблем.
- Необходимость использования авторитетных тафсиров при чтении коранического текста оспаривается. Оценивая роль авторитетных тафсиров в истории ислама в общеисламском контексте и на локальном уровне как негативную и приводящую к стагнации мусульманского общества, авторы публикаций зачастую руководствовались идеей прогресса нации.
- Тафсиры рассматривались как источники необходимого исторического контекста, отвечающего на вопросы, возникающие при чтении коранического текста.
- Дискуссии, которые велись в татарской периодической печати начала ХХ
в. относительно Корана, его понимания и толкования, были во многом созвучны обновленческим идеям, распространенным в среде образованных мусульман.
- Попытки внести новшества в печатные издания Корана, сопровождавшие конкурентную борьбу типографий за татарские заказы, вскрыли проблему богословского характера - методику подсчета аятов.
- Ошибки при печатании Корана подтолкнули татар-мусульман к поискам ответственных лиц, а также возможным решениям проблемы. Рассуждения Р. Фахретдина в рассматриваемых статьях лежали именно в этой плоскости.
Практическая значимость данной диссертационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для составления учебников по истории ислама в России.
Апробация работы. Основные результаты данной диссертационной работы были опубликованы в следующих научных статьях:
1. Брилева Д.С. Общественные дискуссии по проблеме печатания Корана в периодической прессе татар-мусульман Российской империи начала ХХ в. (на материалах журнала «Шура») // Ислам в современном мире. - 2018. - №2. - в печати.
2. Брилева Д.С. Дискуссии о тафсирах Корана в периодической прессе татар-мусульман Российской империи начала ХХ в. (на материалах журнала «Шура») // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. - в печати.
Структура диссертационной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена исследованию концепции «прогресс нации» (таракки-е миллет) на страницах журнала «Шура». Во второй главе анализируются дискуссии вокруг Корана в журнале «Шура». В заключении приведены выводы, сделанные в ходе научно-исследовательской работы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Периодическая печать татар-мусульман Российской империи, появившись вслед за подписанием Манифеста 17 октября 1905 г., стала местом проведения богословских дискуссий, зародившихся в трактатах отдельных ученых. Несмотря на то, что круг участников публичных обсуждений таким образом значительно расширился, тем не менее профиль участников существенно не изменился: участие в нем принимали религиозные деятели - преимущественно имамы и преподаватели медресе. Авторы статей, посвященных проблеме понимания Корана, подходили к проблеме использования тафсиров с двух позиций. В частности, в ряде статей оспаривается необходимость использования авторитетных тафсиров при чтении коранического текста. Оценивая роль авторитетных тафсиров в истории ислама в общеисламском контексте и на локальном уровне как негативную и приводящую к стагнации мусульманского общества, авторы публикаций зачастую руководствовались идеей прогресса нации. В то же время, в ряде публикаций журнала тафсиры рассматривались как источники необходимого исторического контекста, отвечающего на вопросы, возникающие при чтении коранического текста. Однако и в этого рода статьях говорится о необходимости пересмотра формата тафсиров для обеспечения читающих Коран контекстуальной информацией. В целом, дискуссии, которые велись в татарской периодической печати начала ХХ в. относительно Корана, его понимания и толкования, были во многом созвучны обновленческим идеям, распространенным в среде образованных мусульман.
С началом печатания Корана в России у татар-мусульман Поволжья и Приуралья возникли проблемы, связанные с практической стороной этого дела. Журнал «Шура», являясь одним из авторитетнейших изданий своего времени, поднимал также и проблемы, связанные с печатанием Корана.
Попытки внести новшества в печатные издания Корана, сопровождавшие конкурентную борьбу типографий за татарские заказы, вскрыли проблему богословского характера - методику подсчета аятов. Теологам предстояло решить, каким из существующих способов следует воспользоваться. Эта проблема поднималась Р. Фахретдином и М. Бигиевым. Ошибки при печатании Корана подтолкнули татар-мусульман к поискам ответственных лиц, а также возможным решениям проблемы. Рассуждения Р. Фахретдина в рассматриваемых статьях лежали именно в этой плоскости.
Борьба между русскими и татарскими типографиями за право издавать Коран выступает важным историческим контекстом, объясняющим отношение к печатанию Корана, как к прибыльному делу. Поскольку на начало ХХ в. этноконфессиональная идентичность татар-мусульман все еще была нераздельной, печатание Корана (как составляющая печатания исламской литературы в целом) мы можем рассматривать как часть национального (милли) печатного капитализма.



1. Бигиев М. Коръэн аятлэре вэ тынышлары хакында // Шура. - 1914. - №18. - 558-559 б.
2. Бигиев М. Коръэн Кэрим хосусында Русия меселманлары // Вакыт. - № 1367. - 1913. 14 дек. - 1-2 б.
3. Бигиев М.Ж. Коръэн Кэримнец вужуЬ гарэбиясе, аят кэримэлэре хакында // Шура. - 1912. - №2. - 46-49 б.
4. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.) (фрагменты книги). - Казань, 1992. - 48 с.
5. Вэлиулла Ш. Амэнэт улмак ифтидасыйлэ Коръэн Кэримне тэфсир вэ тэрж;емэ // Шура. - 1912. - №6. - 167-170 б.
6. Габдаhy М. Ислам философлары. - Казан. Б. и. - 122 б.
7. Г айни И. Коръэн Кэрим тэрж;емэсе хакында // Шура. - 1912. - №2. - 51-52 б.
8. ЖиЬа.нтин Э. Коръэн Кэрим эЬле хакында // Шура. - 1914. - №7. - 210-211 б.
9. ЖиЬа.нтин Э. Коръэн тэрж;емэсе // Шура. - 1912. - №4. - 104-106 б.
10. Исхакый Г. «Шура» журналы // Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1998. 6 т. Публицистика Ьэм эдэби тэнкыйть мэкалэлэре, 2005. - 121-124 б.
11. Коръэн аятлэре вэ тынышлары хакында // Шура. - 1914. - №17. - 517-520 б.
12. Коръэн Кэрим тэрж;емэсе хакында // Шура. - 1912. - №2. - 52 б.
13. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября
1905 г. // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9.
Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. / Отв. ред. О.И.Чистяков. - М.: Юридическая литература, 1994. - С. 41.
14. Мозаффар М. Коръэн. Тэфсир. Ищ^ад // Шура. - 1909. - №20. - 612-613 б.
15. Р. Ф. Коръэн Кэрим табагасы хакында // Шура. - 1914. - №3. - 70-72 б.; №4. -101-102 б.; №5. - 132-134 б.
16. Р. Ф. Коръэн Кэрим табагасы хакында // Шура. - 1914. - №5. - 132-134 б.
17. Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты (Альбом). 1905-1925. - Казань: Гажур, 1926. - 250 б.
18. Риба hэм вак бурыч щэмгыятлэре // Шура. - 1913. - №2. - 40 б.
19. Риятов М. Коръэн тэрщемэсе хакында бер-ике CY3 // Шура. - 1912. - №8. - 227-229 б.
20. ТаЬири h. Коръэн тэрщемэсе // Шура. - 1912. - №3. - 68-70 б.
21. Фахретдин Р. Джавамигуль калям шархи. - Казань: Иман, 2002. - 202 с.
22. Фахретдинов Р. Моя биография //Ризаэтдин Фахретдинов: Научнобиографический сборник. - Каазн: Рухият, 1999. - С. 81-110.
23. Фэхретдин Р. Коръэн вэ табагат. - Казан: Типография Торгового Дома Братьев Каримовых, 1900. - 43 б.
24. Фэхретдин Р. Мэслэк вэ максат // Шура. - 1908. - №1. - 1 б.
25. «Шура» журналы // Исхакый М.Г. Эсэрлэр: 15 т. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1998. - 6 т. - Публицистика hэм эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - 2005. - 121-124 б.
26. Эл-Гаффари Г. Ислам еммэтене зиhерлэмеш фикерлэр. 4. Коръэн Кэримне CYЭ истигъмэл // Шура. - 1913. - №15. - 453-454 б.
27. Эл-Мэрщани М. Коръэн аятлэренэ рэкъмлэр куеп басмак хакында // Шура. - 1910. - №12. - 369-370 б.
28. Эл-Хесни М. Коръэн Шэриф тэрщемэсе хакында // Шура. - 1910. - №15. - 468-469 б.
29. Flugel G.U'J^' ^'J^ ^ и/JJ' . Concordantiae Corani Arabicae. Lipsiae: Sumtibus et typis Caroli Tauchnitii, 1842. - 219 p.
Научная литература
Научная литература на русском языке
30. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. - Казань: Иман, 1998. - 41 с.
31. Адыгамов Р. Введение // Утыз-Имяни Г. Избранное. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. - С. 6-78.
32. Алмазова Л.И. Вступительное слово к трактату Зыяэтдина Камали «Философия вероубеждения» из серии «Философия ислама» // Камали З.Д. Философия ислама: в 2 т. Т.1.: Часть I. Философия вероубеждения. - Казань: Татарское книжное издательство, 2010. - С. 58-76.
33. Амирханов Р. Из истории татарских нелегальных изданий в дореволюционный период // Г асырлар авазы - Эхо веков. - 2005. - № 1. - С. 136-137.
34. Амирханов Р.У. Ризаэддин Фахреддин как историк // Ризаэддин Фэхреддин: Мирасы hэм хэзерге заман: Мэкалэлэр ж;ыентыгы. - Казань: Издательство Института истории АН РТ, 2003. - С. 32-54.
35. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток - Запад»: (на примере развития русской культуры). - Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - 239 с.
36. Амирханов Р.У. Татарская периодическая печать (1905-1917 гг.). - М.: Наука, 1988. - 191 с.
37. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и происхождении национализма. - М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. - 288 с.
38. Байбулатова Л.Ф. «Асар» Ризы Фахреддина: источниковая основа и значение свода. - Казань: Татарское книжное издательство, 2006. - 174 с.
39. Белл Р., Уотт У. М. Коранистика: введение. / Пер. с англ. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2005. - 256 с.
40. Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.) (фрагменты книги). - Казань, 1992. - 48 с.
41. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.
42. Верт П. Арбитры свободной совести: конфессиональная идентификация и смена веры в России (1905-1917) // Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - С. 43-64.
43. Верт П.В. От «сопротивления» к «подрывной деятельности»: власть империи, противостояние местного населения и их взаимозависимость. // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология. - М.: Новое издательство, 2005. - С. 48-82.
44. Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала ХХ века: Библиографический указатель. - Казан: Милли китап, 2000. - 316 б.
45. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала ХХ века. - Казань: Татарское книжное издательство, 1975. - 308 с.
46. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. - Казань: Государственное издательство ТССР, 1926. - 259 с.
47. Каримуллин А.Г. Татарская книга. - Казань: Татарское книжное
издательство, 1974. - 320 с.
48. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. - Казань: Татарское книжное издательство, 1992. - 208 с.
49. Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане: исламский дискурс под русским господством. - К.: РИУ, 2008. - 654 с.
50. Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть?: опыт системного и социокультурного исследования. - М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2005. - 240 с.
51. Муртазин М.Ф., Кулиев Э.Р. Корановедение: учебное пособие. - М.: Издательство Московского исламского университета, 2011. - 370 с.
52. Мухаметшин Р. М. Джадидизм в Среднем Поволжье: распространение и формы проявления // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. - Казань, 2008. - С. 260-267.
53. Наганава Н. Формирование мусульманского общества через царскую администрацию: махалля под юрисдикцией Оренбургского Магометанского Духовного собрания после 1905 г. // Татарские мусульманские приходы в Российской империи. Материалы научно-практической конференции (27-28 сентября 2005 г., г. Казань) - Казань: Институт истории АН РТ, 2006. - С. 101-128.
54. Насыров Т. Репрессированная татарская пресса (1917-1918 гг.) // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2006. - № 1. - С. 28-32.
55. Насыров Т.М. Татарская эмигрантская пресса // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2004. - № 2. - С. 117-128.
56. Наумкин В.В. К вопросу о хасса и ‘амма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве // Ислам в истории народов Востока / Отв. ред. И.М. Смилянская, С.Х. Кямилев. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - С. 40-50.
57. Нуруллина Р.М. Татарская революционно-демократическая печать в период подготовки Октябрьской революции. - Казань, 1974. - 38 с.
58. Резван Е.А. Коран и его мир. - Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2001. - 608 с.
59. Рзаев А.К. Мухаммед Али Мирза Казем-Бек. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 199 с.
60. Салихов Р.Р. Татарская буржуазия Казани и национальные реформы второй половины XIX начала - XX вв. - Казань: Мастер-Лан, 2001. - 123 с.
61. Сибирская Икшурма - несомненный успех Столыпинской аграрной реформы. / Под ред. Р. К. Яруллиной. - Икшурма: МУК «Центр ремесел «Домострой», 2010.
62. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 640 с.
63. Тольц В. «Собственный Восток России»: политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 336 с.
64. Тухватуллина Л.И. Специфика гендерных представлений Ризаэтдина Фахретдинова // Ризаэддин Фэхреддин: мирасы hsM хэзерге заман. Фэнни конференция материаллары. - Казан: Институт истории АН РТ, 2003. - С. 316-328.
65. Усманов М.А. Судьба татарской периодической печати в ХХ столетии // Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала ХХ века: Библиографический указатель. - Казан: Милли китап, 2000. - С. 10-33.
66. Хабутдинов А.Ю. Воспитание личности мусульманина в системе джадидского образования в медресе // Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов одноименной научно-практической конференции. - Казань: Институт истории АН РТ, 2005. - С. 22-26.
67. Хакимов Р.С. Джадидизм (реформированный ислам). - Казань: ИИ АН РТ,
2010. - 208 с.
68. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 304 с.
69. Шагавиев Д.А. Влияние мусульманского реформатора Джамал ад-Дина ал- Афгани на татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина (Ризу Фахретдинова) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Том 4. История. - 2014. - №4. - С.118-126.
70. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль X-XIX веков // Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиознофилософская мысль в общемусульманском контексте. - Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - С. 72-153.
71. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
Научная литература на татарском языке
72. Арсланова А.А. Р.Фэхреддинов иждтында Кенчыгыш чыганаклары («Шура» журналы материаллары буенча) // Ризаэддин Фэхреддин: Мирасы hsM хэзерге заман: Мэкалэлэр жыентыгы. - Казань: Институт истории АН РТ, 2003. - 111-121 б.
73. Гайнетдин М. Риза Фэхреддинов - публицист // Ризаэддин Фэхреддин: Мирасы hэм хэзерге заман: Мэкалэлэр ж;ыентыгы. - Казань: Издательство Института истории АН РТ, 2003. - 163-170 б.
74. Госманов М. Тарихыбызнын, тутыкмас бер кезгесе: [«Шура» журналына 100 ел] // Казан утлары. - 2008. - №1. - 152-155 б.
75. ЗаЪидуллин А.Ж^. «Эд-дин вэл-эдэб» журналы // Закидуллин А.Ж^. «Эд-дин вэл-эдэб» журналыныц библиографик ^рсэткече. - Казан: Милли китап, 2003. - 4-25 б.
76. Исламов Ф.Ф. Ризаэддин Фэхреддинов - мэтт^р мэгърифэтче, педагог // Ризаэддин Фэхреддин: Мирасы hэм хэзерге заман: Мэкалэлэр жыентыгы. - Казань: Издательство Института истории АН РТ, 2003. - 188-205 б.
77. Мэрданов Р. «Вакыт» газетасы // Бертуган Рэмиевлэр: Фэнни-биографик ж;ыентык. - Казан: Рухият, 2002. - 161-163 б.
78. Мэрданов Р. «Тэрбияи Этфаль» журналына йез ел // Казан утлары. - 2007. - №2. - 180-181 б.
79. Мэрданов Р. Ризаэддин Фэхреддиннец «Шура» журналындагы эдэби эшчэнлеге // Ризаэддин Фэхреддин: Мирасы hэм хэзерге заман: Мэкалэлэр ж;ыентыгы. - Казань: Институт истории АН РТ, 2003. - С. 239-253.
80. Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналы (1908-1917): эдэбият мэсьэлэлэре. - Казан: Рухият, 2001. - 152 б.
81. Мэрдэнов Р. «Шура» журналы hэм Рэмиевлэр // Бертуган Рэмиевлэр: Фэнни-биографик жыентык. - Казан: Рухият, 2002. - 150-160 б.
82. Хэмидуллин Л. Рэмиевлэр матбагасы. // Бертуган Рэмиевлэр: Фэнни- биографик жыентык. - Казан: Рухият, 2002. - 69-79 б.
83. Яхин Ф.З. Риза Фэхреддинов ваЙЬабилар хакында // Ризаэддин Фэхреддин: Мирасы Иэм хэзерге заман: Мэкалэлэр ж;ыентыгы. - Казань: Издательство Института истории АН РТ, 2003. - 264-268 б.
Научная литература на иностранных языках
Научная литература на английском языке
84. Asad T. The idea of an anthropology of Islam. // Asad T. Qui Parle. Vol. 17, No. 2 (spring/summer 2009). - University of Nebraska Press. - P. 1-30.
85. Dudoignon S. Echoes to al-Manar among the Muslims of the Russian Empire. A preliminary research note on Riza al-Din b. Fakhr al-Din and Sura (1908-1918) /
S. Dudoignon // Intellectuals in the Modern Islamic world. Transmission, transformation, communication - London-New York: Routledge, 2006. - P. 85116.
86. Dudoingnon S.A. Status, strategies and discourses of a Muslim «clergy» under a Christian law: polemics about the collection of the zakat in late Imperial Russia // Islam and policy in Central Asia (early eighteenth to late twentieth centuries). - Londres, Kegan Paul. - 2001. - P. 43-73.
87. Jorgensen D.L. Participant Observation: A Methodology for Human Studies. - Thousand Oaks: Sage Publications, 1989. - 136 p.
88. Kanlidere A. Reform within Islam. The Tajdid and Jadid Movement among the Kazan Tatars (1809-1917) Conciliation or Conflict? - Istanbul: Eren, 1997. - 199
p.
89. Lazzerini E.J. Gadidism at the turn of the twentieth century: a view from within. // Cahiers du Monte russe et sovietique. - Vol. 16. - No. 2 (Apr. - Jun., 1975). - P. 245-277.
90. Lazzerini E.J. Ismail Bey Gasprinskii's Perevodchik/Tercuman. Central Asian monuments. Ed. by Hasan Paksoy. - Istanbul: The Isis Press, 1992. - pp. 143156.
91. Scharbodt O. Islam and the Baha’i Faith: A comparative study of Muhammad ‘Abduh and ‘Abdul-Baha ‘Abbas. - Routledge, Abingdon/New York, 2008. - 237 p.
92. Sedgwick M. Muhammad Abduh. - London: Oneworld Publications, 2010. - 160 P.
Справочная литература
93. Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С.М. Прозоров. - М. : Наука, ГРВЛ, 1991. - 315 с.
Электронные ресурсы
94. Исхаков Д. Джадидизм // Режим доступа:
http: //www.tataroved.ru/publication/i ad/2/g9/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ