Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРРАТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОСВЕТЛЕНИЯ В ДЗЭН-БУДДИЗМЕ

Работа №33156

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
554
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Раздел 1. Предпосылки анализа категорий восточной философии в контексте современной нарратологии 6
Раздел 2. Архитектонические векторы построения повествования 18
Раздел 3. Принципы структуралистской нарратологии в анализе достижения просветления (сатори) 26
Заключение. 43
Список литературы

Актуальность исследования нарратических структур нехудожественных произведений в сфере восточных концепций постижения человека, а также рассмотрение отношений между буддийскими практиками и их пониманием в западной культуре имеет общефилософское обоснование. Исследование и осмысление процессов, явлений, закономерностей, противоречий и тенденций культурного бытия - единственная и прямая возможность сущностного постижения человека. Философская рефлексия, ставя задачу субстанционального постижения через предельность метафизических вопросов (что есть человек? в чем смысл его жизни? что есть бытие и не-бытие?), тем не менее, всегда отталкивается от проблем реального человека как культурноисторического и социального субъекта.
Очевидным для нас является еще тот факт, что формирующийся дискурс философского понимания человека через анализ нарративов имеет огромный потенциал. Современный человек, войдя в эпоху новой формации, где отношения с социумом простроены на принципе формировании сознательного из интеллектуальных функций, необходимых для адекватного существования в системе общественных отношений, испытывает неповторимое чувство онтологического дискомфорта. Кризис индивида, его оторванность от надындивидной сущности становится основной проблемой западной философии. Мы полагаем, что работа в области нарратологической рефлексии существования человека через призму буддийских практик потенциально может послужить инструментом эффективного поиска выхода из состояния экзистенциального противоречия Человека.
В ходе нашего исследования важным являлся сам принцип определения подхода к изучению объекта исследования. Наиболее перспективными в этом плане оказались два, казалось бы, противоположных подхода к изучению нарратива - структурализм и феноменология. Сложившиеся методологические направления хоть и рассматривают разные пласты нарратива, тем не менее, позволяют идти по пути расширения методологического инструментария, дополняя друг друга в точках соприкосновения. В работе мы опирались на исследования таких приверженцев структуралистского подхода, как Ц. Тодоров, Р. Барт, Ю. Лотман и В. Пропп. Их исследования легли в основу работы, в которой мы сосредоточились на соотнесении архитектонических основ повествовательных структур, изученных западными и отечественными нарратологами, с повествовательными структурами, описывающими постижение дзэн в буддийской традиции. С другой стороны, в рамках дальнейшей работы в ключе феноменологиии работы А. Шюца и Д. Карра определили бы методологические основания для проработки более глубоко пласта нарратива. Изучение феномена нарратива с точки зрения самого нарратора, определение проектной природы построения повествования, его место-временной сцепки и стремления к предвосхищению поможет наиболее точно с точки зрения методологии охарактеризовать функционирование нарратива и роли нарратора в рамках анализа предмета нашего исследования. Включение в категорию используемых терминов такого понятия как нарративная идентичность позволило бы более точно проанализировать феномен “просветления” и определить, каким образом так называемое достижение состояния сатори определяет движение наррации в его феноменологическом понимании. Исследуемыми материалами послужили дошедшие до нас тексты о жизни мастеров дзэн, собрания сочинений об этических принципах дзэн-буддизма, такие как Хагакурэ и Бусидо, а также работы ведущих исследователей дзэн, в частности, профессора буддийской философии Дайсэцу Тайтаро Судзуки и др.
Объект исследования: практики дзэн-буддизма.
Предмет исследования: нарративные аспекты практик дзэн-буддизма.
Целью нашей работы является выявление нарративных аспектов учения о сатори в дзэн-буддизме.
В работе ставятся следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные положения учения о сатори в контексте общих принципов подхода к человеку в дзэн-буддизме.
2. Произвести обзор наиболее значимых нарратологических концепций XX века как методологической базы исследования нарративов.
3. Проанализировать ключевые положения учения о сатори и характерные элементы повествовательной литературы о достижении просветления в дзэн-буддизме с опорой на методологические принципы нарратологии.
Структура работы выстроена таким образом, что в первой части работы рассматриваются предпосылки формирования исследовательского поля с привлечением нарратологических категорий для анализа феноменов дзэнбуддизма.
Вторая часть работы посвящена рассмотрению формирования морфологии археосюжетов нарратических структур и ее применимости в анализе практик дзэн, поиску общих оснований, которые позволят перейти к более глубокому анализу состояния сатори с точки зрения нарратологии.
Третья часть работы направлена на рассмотрение применимости методологии структуралистской нарратологии в анализе структурных элементов повествования о состоянии «сатори».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос о соотношении Запада и Востока, достижений гуманитарного познания, ставящихся на этом пути вопросов бытия человека, можно и должно, особенно сегодня, рассматривать не только с учетом всего многообразия эмпирических и теоретических наработок, но, прежде всего, оценивая духовный смысл и перспективы научного познания в контексте анализа этого широчайшего исследовательского поля. Запад и Восток берутся не только как устойчивые системы ценностей, но и как различные тенденции развития духовного опыта человечества.
Данная работа является попыткой найти общие нарратологические основания между разработанными за последнее столетие категориями нарратива как формы конфигурации человеческого опыта и восточными практиками трансформации индивида, в частности, дзэн-буддизма как явления не просто философского, но практически оценимого, в философских изысканиях западного мира. Наше исследование затрагивало изучение широкого, неоднородного, неконституированного философского направления, известного как буддизм. Отсутствие закрепленных принципов способствовало появлению множества сект, использовавших те или иные идеи буддизма. Более всех нас интересовал дзэн-буддизм, основой которого были махаянские сутры, а также труды учителей дзэн. Обозначенная нами в начале работы трудность понимания этого направления восточной философии обусловлена тем, что, по нашему мнению, к ее изучению не применены еще все инструменты рационального познания, доступные современному исследователю гуманитарного направления.
Структуралистская нарратология, имея возможность теоретизировать многовековой опыт человека категориями нарратива, дает основания для включения в исследовательское поле не только не поэтических повествовательных структур, но и структур, имеющих метафизические основания, описывающие стоящие перед человеком вопросы постижения собственной природы, своего места в мире и преодоления экзистенциальных противоречий, с которыми сталкивается человек в своем существовании. Такого рода анализ позволил рассмотреть феномены “просветления”, сосредоточившись на поиске закономерно соотносящихся элементов в повествовательных структурах восточных религиозно-философских концепций. Выявление общих структурных оснований архитектонических векторов формирования интриги и сюжета, а также сам факт применимости нарратологических теорий на материале дзэн-буддизма позволяет говорить о том, что разные культурные, исторические и социальные предпосылки не являются помехов для истинно философского понимания пути человека в мире, его попытки осознать самого себя.
Интересным для разработки перспективных исследований является область феноменологического понимания нарратива, самоопределения в нем героя и соотношения разных уровней нарратива в рамках материалов дзэнбуддизма. Изучение принципов нарративной идентичности персонажей, находящихся на пути к просветлению, может стать научно обоснованным развитием нашего исследования и позволит еще ближе подойти к пониманию феномена просветления и выхода из рационального дискурса героя.
Таким образом можно сказать, что наше исследование восточных категорий, а именно категории «сатори» на материале западных практик не оказалось беспочвенным. Сама постановка вопроса говорит о том, что существует проблема, которая может быть развернута в подобном русле. С позиции экзистенциального обоснования открывается глубина и бесконечность трагедии человека: сознанию только здесь, на этом уровне отношения к миру открывается то, что прорывы его и продвижения в полагании себя в мир возможны лишь через обращение лицом к своим страхам.



1. 101 Дзенская история. Paui Fresh Zen Bones / London - New York: Doubleday, 1957. - Переводчик и редактор С.А. Коротков. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://101-dzen-stories.blogspot.com/9999/12/101- zen-stories.html, свободный
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М., 1975.
- 504 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.,1979. - 423 с.
4. Борисенкова А. В. Теория повествования Поля Рикера: от нарративной организации опыта к нарративным основаниям научного знания / А. В. Борисенкова // Социологическое обозрение. - 2007. - Том 6. № 1. - С. 5563.
5. Веловский А. Н. Историческая поэтика // А. Н. Веселовский. - Л., 1940. - 405 с.
6. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В четырех томах, под редакцией и с предисловием М. Лифшица, Т. 1. / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Искусство, 1968. - 330 с.
7. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология / П. А. Гринцер.
- М.: ГРВЛ «Наука», 1974. - 422 с.
8. Дюмулен Г. История дзэн-буддизма / Г. Дюмулен [Электронный ресурс] - Режим доступа https://coollib.net/b/951 -genrih-dyumulen-istoriya-dzen- buddizma/read, свободный.
9. Женетт Ж. Работы по поэтике: Фигуры / Ж. Женетт. - М., 1998. - Т. 2. - 944 с.
10. Козловский Ю.Б. Современная буржуазная философия в Японии. - М.: Наука, 1997 - 214 с.
11. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. - М., 1999. - 464 с.
12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 285 с.
13. Межуев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1997.- 427 с.
14. Нукария К. Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии / К. Нукария. - СПб.: Наука, 2003. - 245 с.
15. Пропп В. Я.. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. - Издательство "Лабиринт", М., 2001. - 192 с.
16. Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. - Л.: Изд- во ЛГУ, 1986. - 364 с.
17. Рикер П. Время и рассказ. Т.2. Конфигурация в вымышленном рассказе / П. Рикер. - М. ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 224 с.
18. Судзуки Д. Т. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн / Д. Т. Судзуки, С. Кацуки. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.
19. Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме. Часть вторая / Д. Т. Судзуки. - СПб.: Наука, 2004. - 396 с.
20. Сэкида Кацуки. Практика дзэн / Кацуки Сэкида [Электронный ресурс] -
Режим доступа http://ki-
moscow.narod.ru/litra/zen/zen practice/zen practice.htm, свободный
21. Теребков А. С. К вопросу о трактовке феномена нарратива в современном гуманитарном знании. Сущность и истоки / А. С. Теребков // Омский научный вестник. - 2012. - №3 (109). - С. 114-117.
22. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. - 473 с.
23. Топоров В.Н. Древо мировое / В. Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М., 1991. Т.1. - 673 с.
24. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тернер. - М.: «Наука», 1983. - 277 с.
25. Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии / В. И. Тюпа // Критика и семиотика. - 2002. - No 5. - С. 5-31.
26. Хализев В.Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М., 2002. - 405 с. 27.Элиаде М. Аспекты мифа. Пер. с фр. В.Большакова М.: «Инвест - ППП», СТ «ППП», 1996 - 235 с.
28.Элиаде М. Миф о вечном возвращении / М. Элиаде. - СПб., 1998. - 250 с.
29. Юринов В.Ю. «Восточная философия» как проблема западной философской культуры / В. Ю. Юринов / Учебно-методическое пособие. - Казань, 2010.
30. White H. Metahistory: The historical imagination in nineteenth century / H. White. - Baltimore; London. - 1973. - 448 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ