Введение 3
Глава 1. Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию как социально-педагогическая проблема 12
1.1. Проблема педагогического сопровождения социализации
подростков в психолого-педагогической литературе 12
1.2. Факторы, влияющие на подростков, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации 24
1.3. Концептуальные основы проектирования системы педагогического
сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию 40
Глава 2. Пути и средства реализации педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание» 50
2.1. Педагогическое сопровождение подростков группы риска как
разновидность социально-педагогических технологий 50
2.2. Констатирующий эксперимент 59
2.3. Формирующий эксперимент 70
2.4. Динамика результатов опытно-экспериментального исследования по
педагогическому сопровождению подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию 76
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 99
Приложение 1. Авторская программа педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по
предмету «Обществознание» 104
Приложение 1.1. План-конспект №1 117
Приложение 2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной 127
Приложение 3. Диагностический опросник А.А. Кучера и В.П. Костюкевича 128
Приложение 3.1. Бланк ответов 132
Приложение 4. Тест на определение эмоциональности 133
Приложение 5. Методические рекомендации педагогам по оценке
результатов внеурочной деятельности 134
Актуальность исследования. За последние десятилетия в России произошли серьезные изменения социально-экономической ситуации, что негативно отразилось не только на различных сферах жизни, но и на социализации детей и подростков. В обществе остро встал вопрос кризиса института семьи, следствием которого стал неуклонный рост количества сирот, рост детской беспризорности, преступности и безнадзорности.
Исходя из анализа данных, раскрывающих последствия проблем экономики, института семьи и социальной сферы можно сказать, что кризисные явления продолжают обостряться. На данный момент в стране функционирует около 1500 специализированных учреждений для несовершеннолетних, среди которых 80% - дети с ограниченными
возможностями здоровья, имеющие различные формы нарушения социального поведения и отклонения в развитии.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ, постановление правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», выделяют такие группы несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, как: дети, испытывающие угрозу жизни и здоровью; дети, оставшиеся без попечения родителей; сироты; безнадзорные и беспризорные; дети, находящиеся в социально опасном положении; дети переселенцев; дети из семей, переживших стихийное бедствие».
Следует отметить, что основная часть подопечных социальнореабилитационных учреждений - подростки в возрасте от 12 до 15 лет, чьи родители лишены родительских прав. Исследования показывают, что число таких детей растет. В связи с этим одной из центральных проблем педагогики на сегодняшний день является поиск новых методов и форм обучения, обеспечивающих позитивную социализацию подростков в трудной жизненной ситуации.
Резко увеличилась преступность среди молодежи. По этой причине особое беспокойство вызывают социально запущенные подростки, у которых не только плохая успеваемость в школе и серьезное отставание по учебным предметам, но и ярый протест любым педагогическим воздействиям, отсутствие владения какими-либо полезными навыками и умениями. Такие дети отчуждены от школы и семьи, их развитие идет под влиянием криминальных, антиобщественных групп, чьи нормы и ценности приводят к полному искажению сознания, ценностных ориентаций и социальных установок. Для таких социально запущенных подростков характерны следующие отклонения: бродяжничество, пьянство, наркомания, проституция, правонарушения и так далее. В связи с этим проблема создания комплекса условий для позитивной социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, приобретает особое значение.
Анализ этого вопроса в педагогической теории и практике показал, что проблемы не могут быть разрешены в рамках традиционной модели воспитания. Современная педагогика нуждается в новых прикладных исследованиях и подходах, соответствующих актуальным потребностям общества. Все большую актуальность приобретает такая сфера деятельности педагога, как сопровождение.
Необходимость разработки данного направления педагогической деятельности и определила выбор темы магистерской диссертации.
Научная база исследования. Различные стороны педагогического сопровождения анализируются в работах Губановой М.И., Лаврентьевой Н.Б., Газмана О.С., Демаковой И.Д., Мудрика А.В. и других.
Проблема социализации подростков получила многостороннее освещение в научной литературе. Так, в философии раскрыто влияние на личность общественных преобразований, показан механизм социализации, проанализировано соотношение субъективных факторов развития личности и объективных условий (Каган М.С., Лямцев П.П., Ильенков Э.В., Коган Л.Н., Парыгин Б.Д., Мялкин А.В., Филонов Г.Н., Фролов И.Т, Смирнов Г.Л. и другие). В этике исследован процесс присвоения социально-нравственного опыта индивидом, регулирующее механизм морального выбора (Титаренко А.И., Анисимов С.Ф., Архангельский Л.М. и т.д.). В социологии личность раскрыта через деятельность и представлена как действующий субъект социальных отношений. Это рассматривается в работах Здравомыслова А.Г., Нугаева М.А., Заславской Т.И., Кона И.С., Ядова В.А., Осипова Г.В. и других. В психологии изучены внутренние механизмы социализации личности (Андреева Г.М., Абульханова-Славская К.А., Буева Л.П., Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Брушлинский А.В., Ковалев А.Г., Мерлин В.С., Левитов Д.Н., Петровский А.В., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Пеньков Е.М., Уманский Л.И. и другие). Байбородова Л.В., Мудрик А.В., Бызова В.М. и другие рассматривают в своих работах психолого-педагогические аспекты социализации подростков, попавших в трудные жизненные ситуации.
Проведенный анализ научной литературы позволил выявить фундаментальные подходы и теоретические положения, на которых основывались представления о разных сторонах социализации личности.
Как показали теория и практика, педагогическое сопровождение детей направлено на решение двух основных задач в социализации подростков, попавших в трудные жизненные ситуации:
1. преодоление комплекса социальных затруднений (несформированность социальных навыков, жилищно-бытовая неустроенность, отсутствие социальных связей и положительных жизненных планов);
2. преодоление комплекса психологических затруднений (отсутствие доверия к людям, несамостоятельность в решении жизненноважных задач, искаженное формирование «Я» - концепции, трудности в составлении профессиональных планов).
Полагаем, эти задачи можно успешно решать во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание». Однако, на наш взгляд, проблема педагогического сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, осталась в целом слабо разработанной в педагогической науке.
Кроме того, анализ позволил выявить некоторые противоречия между признанием необходимости педагогического сопровождения для успешной социализации подростков и технологической непроработанностью педагогических условий при реализации этого процесса. Особенно остро стоят вопросы разрешения этого противоречия в рамках предмета «Обществознание».
Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали следующую проблему исследования: каковы условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
Цель нашего исследования - выявить и экспериментально апробировать условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
Объект исследования: педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях.
Предмет исследования: условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
В основу гипотезы легли предположения о том, что педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание» будет эффективным при следующих условиях:
- активном вовлечении подростков во внеурочную деятельность;
- разработке и реализации программы педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»;
- использовании тренинговых и игровых технологий в данном процессе;
- разработке системы оценки эффективности реализации программы сопровождения.
В исследовании поставлены такие задачи как:
1. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования конкретизировать сущность понятия «педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях» и раскрыть его содержание;
2. Выявить условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»;
3. Экспериментально апробировать эффективность разработанной программы педагогического сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составили:
- системный подход (И.В. Блауберг, В.В. Краевский, Ю.А. Кустов), который позволяет исследовать российское общество как противоречивое единство, содержащее сложные отношения личностей, групп и общества во всех возможных их комбинациях и взаимосвязях;
- личностно-деятельностный подход к воспитанию обучающихся (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластёнин), позволивший исследовать педагогическую специфику взаимодействия сторон в процессе педагогического сопровождения;
- консолидация субъектов воспитательного процесса и всестороннего развития личности.
Теоретической базой исследования являются:
- труды в области моделирования педагогического процесса (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько и др.);
- положения гуманистической психологии и педагогики (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, И.С. Якиманская);
- общие закономерности психолого-педагогического развития человека в социокультурном пространстве (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже);
- аксиологические основания современного образования, теория ценностей, теории развития личности учащихся (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган);
- исследования по вопросам формирования гражданственности у учащихся (Ю.К. Бабанский, A.B. Беляев, П.П. Блонский, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский и др.);
- государственные нормативные документы: Федеральные законы Российской Федерации, касающиеся развития образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ООО второго поколения, приказы и инструктивно-директивные документы, определяющие государственные стратегии развития воспитания и совершенствования воспитательной работы в системе общего образования.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ психолого-педагогической, философской и социологической литературы по рассматриваемой теме; анкетирование подростков; наблюдение; тестирование; методы статистической обработки результатов исследования, метод оценки, опытно-экспериментальная работа.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополя. В исследовании охвачены 57 подростков, 28 родителей и 6 педагогов.
Поставленные задачи исследования были реализованы в несколько этапов. I этап - постановочный. В рамках него был проведен анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблемам социального развития личности и педагогического сопровождения. Выявлены цели, методы, задачи исследования, выдвинута гипотеза. Выявлены показатели оценки и критерии эффективности педагогического сопровождения подростков, попавших в трудные жизненные ситуации, во внеурочной деятельности.
II этап - теоретико-практический. На основе спроектированного педагогического сопровождения подростков выявлено его содержание, осуществлен отбор форм, методов и средств. Получены и обработаны результаты диагностических срезов, на основании которых можно перейти к анализу эффективности педагогического сопровождения во внеурочной деятельности. Аргументированы критерии и показатели социального развития подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению и апробации методов и средств педагогического сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
III этап - обобщающий, где проанализирована эффективность педагогического сопровождения подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание», обобщены и проанализированы результаты исследования, сформулированы теоретические выводы и оформлен текст магистерской работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Спроектирована программа педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, во внеурочной деятельности, которая включает в себя этапы, функции, цель, методы и компоненты технологии педагогического сопровождения.
2. Аргументированы условия педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, представленные в реализации содержания и форм педагогического сопровождения подростков во внеурочной деятельности, организации социального партнерства субъектов социума, оценки эффективности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конкретизированы условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»; в рамках педагогического сопровождения описан процесс социально-коммуникативного развития подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом факторов, воздействующих на социализацию несовершеннолетних в зависимости от социального статуса.
Практическая значимость работы состоит в разработке программы педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»; в разработке рекомендаций для учителей-предметников и классных руководителей по оценке эффективности педагогического сопровождения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации во внеурочной деятельности. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в процессе педагогического сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также для написания ВКР бакалавров и магистров.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими основами, адекватными целями и задачами исследования, а также комплексом методов исследования и статистической выборкой, качественным и количественным анализом.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории, собрании родителей учащихся 8-11-х классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №4» г. Чистополя, а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополя.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 57 источников, в том числе 1 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 137 страниц, в которой содержание исследования изложено на 104 страницах и иллюстрировано 4 таблицами, 21 рисунком. В работе представлено 5 приложений.
Нами была проведена исследовательская работа по теме «Педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
Целью нашего исследования было выявить и экспериментально апробировать условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
Нами были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования конкретизировать сущность понятия «педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях» и раскрыть его содержание;
2. Выявить условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»;
3. Экспериментально апробировать эффективность разработанной программы педагогического сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, во внеурочной деятельности.
Цель достигнута, задачи выполнены. В результате мы пришли к следующим выводам:
1. Педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях - это особенный вид взаимодействия между сопровождающим и сопровождаемым, где научение субъекта решению проблем является главной целью. Педагогическое сопровождение направлено на поддержку подростка в построении им отношений с социумом, на обучение новым моделям поведения и совместной деятельности с собой и окружающим миром, на преодоление сложностей социализации.
Педагогическое сопровождение во внеурочной деятельности подразумевает признание ценности каждого индивида, важности его потребностей, целей и установок развития, выстраивание системы педагогических и корректирующих действий, социально-психологической помощи подростку на основе выявления изменений в его личностном развитии. Оно направлено на развитие ребенка, его индивидуализацию и социализацию.
Предметом педагогического сопровождения является процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению учащимся ожидаемого результата. Несмотря на качественные и количественные отличия субъектного опыта ученика и учителя, коллективное решение трудной ситуации провоцирует совместный поиск, партнерское принятие решений.
Важный критерий в содержании педагогического сопровождения - включенность ребенка в события и ситуации, оказывающие влияние на его личностное развитие.
2. Нами были выявлены условия педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание».
В процессе исследования мы пришли к тому, что вывод детей из сложной ситуации станет возможен в том случае, если в образовательном учреждении будет создана система социально-педагогического сопровождения, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для успешной социализации подростков посредством освоения ими основных социальных ролей, как: «ученик», «член семьи», «член школьного коллектива», «гражданин». Для достижения такого результата педагогическое сопровождение должно осуществляться системно и непрерывно, с опорой на внутренний позитивный потенциал развития ребенка, включая не воздействие, а взаимодействие.
Технологические основания педагогического сопровождения выражаются в возможности реализации теоретической модели системы в практико-ориентированных моделях, разработанных в соответствии с индивидуальными потребностями подростков «группы риска» и членов их семей. Она представляет собой совокупность конкретных средств и технологий реализации педагогического сопровождения и заключается в следующем:
- педагогическое сопровождение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеет объективно-логические основания для осуществления, организации и регуляции образовательного процесса посредством выбранных целей, содержания, структуры, средств, методов и форм социального воспитания, элементов управления этим процессом;
- педагогическое сопровождение рассматриваемых нами детей должно основываться на идеях взаимосвязи процессов обучения, учения, самовоспитания и воспитания, саморазвития и развития;
- педагогическое сопровождение как процесс представляет собой набор превентивных, просветительских, коррекционных и диагностических мероприятий, которые направлены на проектирование и реализацию условий работы учителя для обеспечения успешной социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- в процессе педагогического сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, реализуются не только общие социально - педагогические технологии, но и специфические (деятельность с семьей и детьми-мигрантами, деятельность с малообеспеченными семьями и так далее);
- социально-педагогические технологии направлены на выявление социальной и индивидуальной субъектности подростка, приоритет опоры на личностный потенциал индивида, осознание им ответственности за поступки.
3. Мы разработали программу педагогического сопровождения подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание» и экспериментально апробировали ее эффективность.
Основная идея исследования заключалась в том, чтобы, в рамках предмета «Обществознание» создать комфортную среду для социализации подростков, формирования их собственного «Я», повышения самооценки.
Нами были проведены три этапа эксперимента: констатирующий, экспериментальный и контрольный.
По итогам констатирующего этапа эксперимента были сделаны выводы, что для успешного процесса педагогического сопровождения подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, необходимо разработать авторскую программу воспитательно-образовательной деятельности учащихся.
Данная программа была реализована на формирующем этапе эксперимента. Она охватила участников экспериментальной группы 9 «Б» класса - детей, учителей и родителей.
Разработанная авторская программа внеурочной деятельности учащихся как инструмент системной деятельности школы по социализации учащихся, предполагал использование возможностей предмета «Обществознание» для организации ситуаций адаптации, индивидуализации и интеграции с целью приобретения подростком опыта по решению личностно значимых социальных задач разных типов. Реализация программы предполагала:
- ценностно-целевую ориентацию обществоведческого образования с учетом разных типов задач, содействующих социализации;
- включение социального проектирования в программу, что позволяет учащемуся изучать явления действительности в реальной жизни и осуществлять выбор видов деятельности, социальных субъектов, места и условий взаимодействия с социальными субъектами;
- организацию разных видов взаимодействия для привлечения социальных субъектов из разных сфер;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- понимание причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, способов взаимодействия;
- формирование умения коллективного взаимодействия;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
Сравнив результаты 9 «Б» класса (экспериментальная группа) и 9 «А» класса (контрольная группа) эксперимента, можем сделать следующие выводы о том, что уровень социализированности учащихся 9-х классов заметно отличается друг от друга.
Анализ результатов опытно-экспериментально работы показал, что у учащихся 9 «Б» класса (экспериментальная группа) в ходе формирующего этапа эксперимента изменился уровень одиночества. На начальном этапе число тех, кто не испытывает чувства одиночества, составляло 4 человека. На последнем этапе эта цифра возросла до 7 человек. Изменилось и число тех, кто испытывает неглубокое переживание одиночества: на констатирующем этапе эта цифра составляла 7 человек, на контрольном - 4 человека. Г лубокое переживание на начальном этапе испытывали 3 учащихся, на контрольном - 2. Не может не радовать то, что в результате внеурочной деятельности изменилось количество тех подростков, которые испытывают очень глубокое переживание одиночества: с 1 человека до 0.
Изменилась динамика эмоционального состояния испытуемых. На начальном этапе число тех, кто имеет низкий уровень эмоциональности, было на нуле. На последнем этапе эта цифра составила 3 человека. Средний уровень эмоциональности на констатирующем этапе имели 10 учащихся. На контрольном этапе эта цифра составила 8 человек. Изменилось число тех, кто имел высокий уровень эмоциональности: на констатирующем этапе - 3 человека, на контрольном - 2.
Также отметим, что на начальном этапе число тех, кто имеет низкий уровень суицидального риска, составляло 4 человека. На последнем этапе эта цифра составила 7 человек. Средний уровень суицидального риска на констатирующем этапе имели 8 испытуемых. На контрольном этапе эта цифра составила 6 человек. Изменилось число тех, кто имел высокий уровень: на констатирующем этапе - 1 человек, на контрольном - 0.
Следовательно, можно сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы, в основу которой легли предположения о том, что внеурочное педагогическое сопровождение подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, по предмету «Обществознание» может быть эффективным при соблюдении определенных условий.
Кроме того, мы разработали методические рекомендации педагогам по оценке результатов внеурочной деятельности (см. приложение 5).
По нашему мнению, исследование подтверждает заявленные положения гипотезы, цель достигнута, задачи решены.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в отно-и социогенезе // Мир психологии. - 1996. - № 3. - 29 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Диагностика человеческой жизни: Соотношение филогенетического методологического и конкретно научного подходов к проблеме индивида. / К. А. Абульханова -Славская. -М.: Мысль, 1977.-224 с.
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977.- 344 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001. - 213 с.
5. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение. / С.Ф. Анисимов. -2-е изд. доп. М.: «Мысль», 1985. - 158 с.
6. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: методология и исследование структур и процессов / А.И. Антонов. М.: Nota Bene, 1998. - 360 с.
7. Архангельский, В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации / В.Н. Архангельский // Семья в России. 1994. -№ 1.-С. 112-130.
8. Асоев X. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей Текст. : автореф. дис. . канд. пед. паук / X. М. Асоев. - М.: [б. и.] 2007. - 18 с.
9. Байбородова, Л. В., Рожков, М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Ярославль, 2003. - 256 с
10. Безрукова, B.C. Воспитательный процесс и его организация в практике школы. / B.C. Безрукова. Казань, 1982 - 231 с.
11. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе.- М., 2005.
12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания Пер. с англ. / Р. Берне; под общей ред. В.Я. Пименовского. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
13. Бодалев, А.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания о современных условиях / А.А. Бодалев, В. А. Караковский, JI.H. Новиков. М.: Педагогика, 1991. - № 5. - С. 11 -20.
14. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2001. - 64 с.
15. Брудный А. А. О проблеме коммуникации Текст. / А. А. Брудный // Методические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2006. - С. 166
16. Варанник А. С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.
С. Варанник. - Новосибирск: [б. и.], 2012. -29 с.
17. Вершловский, С.Г. Личность, семья, школа (проблемы
социализации учащихся): пособие для руководителей школ / С.Г.
Вершловский. -С.-П. ун-т пед. мастерства, 1996. 220 с.
18. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов - М.: Просвещение, 2011
19. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001
20. Выготский, JI.C. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
21. Гегель, Г.В.Ф. Философия права Пер. с нем. / Г.В.Ф. Гегель-М.: Мысль, 1990.-524 с.
22. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н.Ф.Голованова // Педагогика. - 1998. - № 5. - 42-45 с.
23. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Работаем по программам
«Программы внеурочной деятельности»: Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. - Москва «Просвещение», 2011.- 87 с.
24. Гришина Л. Г., Талалаева Н. Д., Амирова Э. К. Анализ инвалидности в Российской Федерации за 1970 - 1999 гг. и ее прогноз до 2015 года / Медико-социальная экспертиза и реабилитация / Л. Г Гришина, Н. Д. Таламаева, Э. К. Амирова. - М., 2001. - 244 с.
25. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
26. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: Монография. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИПРО», 2002. -207 с.
27. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. - 210 с.
28. Демакова И.Д. Некоторые подходы к социализации детей разных социальных групп и психофизических возможностей // Социализация и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. - М.: 1998.-С. 144-146
29. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
30. Драгунова Т В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков М.: Просвещение, 1967, - 360с.
31. Дюркгсйм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. М.: - 1995.- С. 244-265.
32. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности - М.: Просвещение, 2005. - 183 с.
33. Ерошенков, И.Н. Теоретические основы культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками: лекция / И.Н. Ерошенков. -М.: МГУ К, 1997. - 39 с.
34. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2007. 96 с.
35. Забродина И. В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Забродина. - Челябинск: [б. и.], 2006. - 16 с.
36. Иовчук Н. Поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях / Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова // Социальная педагогика. - 2004. - № 2.- 82 с.
37. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. М.: Новая школа, 1996. - 143 с.
38. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М., 1996. - 108 с.
39. Кон И.С. Социология личности. - М.: Просвещение, 1967. - 23 с.
40. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., Просвещение, 1989. - 255 с.
41. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2003. - 336 с
42. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008 - 18 с.
43. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х.Кули.
- М.: Идея- Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 267 с.
44. Левин К. Теория поля в социальных науках / К.Левин. - СПб.: «Сенсор», 2000. - 368 с.
45. Левин И. Б. Гражданское общество на Западе и в России // Полис. - 1996. - № 5 - 17-23 с.
46. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н.Степанов [Электронный ресурс]. URL http://tuxtet- 1.ucoz.ru/doc/fgos/noo/metod/metodicheskie rekomendacii.pdf (дата обращения 19.11.2018).
47. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. / Я.Л.Морено. - М.: Академический проект, 2001. - 384 с.
48. Новикова Л. И. Педагогика коллектива. - М.: Просвещение, 1978. -766 с.
49. Педагогическая энциклопедия. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». М., 1993. ч 1. - 608 с.
50. Петровский А.В. Введение в психологию. // А.В. Петровский. - М.: Изд-во «Академия», 1995. - 254 с.
51. Понаморенко В.А. Созидательная психология. - М.: Москов. психолого-социальный ин-т; Воронеж; НПО «МОДЭК», 2000. - 122 с.
52. Права ребенка в Российской Федерации относительно Конвенции ООН о правах ребенка // Вестник образования. 2000,- №16 (8). -С. 42-61.
53. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 75 с.
54. Российская Федерация. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник образования. - 2000. - №6. - С. 3-46
55. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: В 2 т. / Д.И.Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - Т.1 - 568 с.
56. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно
содержательные характеристики процесса развития личности/ Д.И.Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 672 с.
57. Kron T. W. Grundwissen Padagogik / T. W. Kron. - Munchen, Basel,
1991. - 457 s.