Введение 2
Глава 1.1 Всероссийский съезд мусульманок.
1. Состав съезда 9
2. Ход съезда 10
3. Итоги съезда 19
Глава II. Женский вопрос на I Всероссийском съезде мусульман.
1. Состав и
ход съезда 25
2. Обсуждение женского вопроса на съезде и его итоги 39
Глава III. Женский вопрос на мусульманских съездах второй половины 1917.
1. Между съездами 52
2.II Всероссийский съезд мусульман , 54
3.1 Всероссийский съезд воинов-мусульман 63
4. Всероссийский съезд мусульманского духовенства 70
Заключение 74
Список использованных источников и литературы
1917 год вошел в историю огромным всплеском общественнополитической активности народных масс, мощным подъемом национального, мусульманского движения в России. Это доказывает проведение нескольких крупных форумов мусульманских народов страны - два общемусульманских съезда, съезд мусульманок, военный съезд и съезд духовенства. Принятые на этих съездах решения сыграли важную роль в процессах национальногосударственного и политического развития этих народов. На съездах наряду с другими впервые был поднят женский вопрос. Принятые резолюции и постановления по нему стали первыми актами в процессе раскрепощения мусульманок, изменения их социального статуса в обществе и семье.
Положение женщин и их роль в обществе изучает наука феминология.
Женский вопрос - это комплекс специфических проблем, связанных с положением и ролью женщин в обществе и семье .
Женское движение - это совокупность многих женских организаций с фиксированным и нефиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения интересов различных социальных слоев женщин, а также корректировки государственной политики для достижения гендерного равенства в различных сферах общественной жизни.
В первые же дни февральской революции, в Петрограде был учрежден Центральный исполнительный комитет мусульман (Искомус), а для руководства национальным движением мусульман. 7 марта в Казани был создан Мусульманский комитет. Этот комитет возглавили такие идеологи татарского национального движения, как С. Максуди, С. Алкин, Ф.Туктаров и др. Одной из первых в Комитет были избраны Хадича Ямашева-Таначева
Начинания, положенные на съезде мусульманок получили свое продолжение и резолюции принятые на данном съезде открыто обсуждались на последующих съездах. Женский вопрос был одним из самых обсуждаемых вопросов, так как консервативная часть общества, имеющая влияние на остальных (духовенство), никак не хотела демократического решения женского вопроса, они рассматривали освобождение женщин, как «покушение» на их «собственность». Однако, прогрессивная часть татарского общества считала, что освобождение женщин даст новый толчок в развитии нации, ведь только образованная, счастливая и здоровая женщина может воспитать достойных членов нации.
Цель работы: исследовать эволюцию женского вопроса на мусульманских съездах 1917 года. Задачи работы:
1) Рассмотреть Всероссийский съезд мусульманок и его итоги;
2) Изучить обсуждение женского вопроса на I Всероссийском съезде мусульман;
3) Анализировать изменения в женском вопросе на летних всероссийских мусульманских съездах.
Актуальность работы: К сожалению, в современном мире мы наблюдаем кризисный этап значения института семьи. Брачные узы больше не рассматривают как что-то ценное, хотя издревле супружество называли священными узами брака. Также семейные и духовно-нравственные ценности отходят на второй план, уступая ценностям материальным.
Явственно ощущается проблема демографического кризиса. Все эти негативные явления делают вопрос изучения положения татарской женщины в историческом аспекте актуальным. В прошлом роль женщины была проста, но очень значима: она была хранительницей домашнего очага, воспитывала подрастающее поколение, и была ответственна за формирование правильных нравственных ориентиров. Женские движения, созданные век тому назад, в настоящем вновь возрождаются. Есть много обществ и групп, например, «Ак калфак», которые так же устраивают съезды и обсуждают там злободневные вопрос . Однако татарские феминистки несколько отличаются от феминисток Европы. Если на западе на повестку дня постоянно выставляются проблемы легализации однополых браков, тендерной идентичности и т.д., то в движении татарских женщин эти вопросы касаются, прежде всего, семейных ценностей и проблем воспитания детей. Несмотря на достаточное количество документальных сведений о женском вопросе на мусульманских съездах, до сих пор нет обобщающей работы, которая могла бы представить миру в полной мере значение этого вопроса.
Хронологические рамки: февраль 1917- июль 1917.
Территориальные рамки: города проведения съездов - Казань, Москва.
Объект исследования: татарское женское движение
Предмет исследования: женский вопрос на мусульманских съездах 1917 г.
Источниковая база исследования включает в себя не опубликованные и опубликованные материалы. К опубликованным источникам следует отнести протоколы съездов, их резолюции, воспоминания участников этих мероприятий, опубликованные в сборнике документов и материалов посвященной 100-летию образования Татарской АССР автором-составителем которого является. З.С. Минннуллин. Так же был использован сборник документов и материалов С.М.Диманштейна "Революция и национальный вопрос", где опубликованы резолюции мусульманских съездов. Протоколы I и II Всероссийских съездов мусульман опубликованные и переведенные С.Ф. Фаизовым.
Из неопубликованных источников для данной работы были использованы: протокол съезда мусульманок в г.Казань, написаный Якубом Халили и опубликованный в журнале Сююмбике №11/12 и №13/14 1917 года, переведенный нами. Из неопубликованных источников нами были использованы статьи из газет "Йолдыз", "Вакыт".
Историография вопроса
Российские и иностранные историки не раз обращались к женской проблематике. Однако в поле зрения исследователей находился сравнительно узкий круг проблем. Приоритетное внимание уделялось анализу состояния женского вопроса в конце XIX - начале XX вв. и изучению женского общественного движения в период между Февральской и Октябрьской революциями.
Советская историография
В первые годы советской власти значительно вырос интерес к женскому вопросу, как «угнетенному полу», но научные работы, теперь корректировались идеологическими установками. В первое 1920-х гг. появились работы А.Мухитдиновой, где подчеркивалась особая роль Октябрьской революции в освобождении мусульманских женщин России6. В этот же период Г.Ибрагимов дал периодизацию татарского женского движения, выделив в нем следующие этапы: первый - века полной порабощенности женщины (примерно, до конца XIX в.); второй — период первых шагов в борьбе за ее освобождение (конец XIX в. - Первая мировая война); третий -период освобождения татарки (Первая мировая война - до времени написания работы).
С конца 1920-х до 1950-х гг. женская тематика отходит на второй план и к этой тематике вернулись вновь лишь после войны. И в 1970-х гг. предложенная Г.Ибрагимовым периодизация была скорректирована В.Н.Смирновой, в рамках советской историографии и поэтому, сделав Октябрьскую революцию переломным моментом между 2-м и 3-м этапами.
В те же годы, З.Х. Бурнашева, участница съездов 1917 года обратилась к вопросу татарского женского движения и уже в достаточно преклонном возрасте опубликовала труд «Из истории движения татарских женщин», где дает не самую лестную оценку женскому движению тех времен и обвиняет своих соратниц в отсутствии единства. В тот же период к женскому вопросу в 1917 г. обратился Т.Д. Давлетшин, в своем труде «Советский Татарстан» он дал оценку съездам и обсуждению женского вопроса на них. В данном труде, автор критично оценивает итоги обсуждения женского вопроса и выражает свое негативное отношение к татарскому духовенству.
Постсоветская историография
С конца 1980- начала 1990-х усилился интерес к женскому вопросу, на фоне ломки прежней системы и появлении свободы слова активизировались татарские ученые. В работах Р.Т. Нугмановой рассмотрены и изучены взгляды кадимистов и джадидистов на положение женщин. Попытку анализа политики советской власти по отношению к женщинам предприняла Э.З.Багманова.
Крупнейшим специалистом в изучении татарского женского движения является А.Х.Махмутова, которая написала на эту тему фундаментальные труды. В ее монографии «Пора и нам зажечь зарю свободы!» подробно написано о формировании женского движения в первой четверти XX в,, о выдвижении проблем женщин на первый план в татарском обществе . Так же, хотелось бы отметить труд “Миллэт аналары” - книга посвящена замечательным женщинам, вступившим на рубеже XIX-XX веков в бескомпромиссную борьбу с косностью и невежеством, царившими в татарском обществе, внесли огромный вклад в развитие и прогресс татарского народа. В ее работах исследуются причины выдвижения женского вопроса на передний план в жизни татарского общества.
Данный вопрос рассматривал и С.Ф. Фаизов в труде «Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.», где затронул истоки развития мусульманского феминизма в России, об участии видных просветителей в этом вопросе, о влиянии русского феминизма на мусульманок. А также затронул мусульманские съезды, на которых обсуждался женский вопрос и значение этих съездов.
Женскому вопросу посвятила свою монографию «Ступени образования до Сорбонны» Т.А. Биктимирова. В монографии рассказывается об основных этапах пути, пройденного татарскими женщинами в борьбе за образование, за свободу и равноправие в конце XIX - начале XX вв .
Также к вопросу о положении татарских женщин обращалась А.М. Хабибуллина , написавшая диссертацию «Положение женщины в татарском обществе в конце XVIII - первой половине XIX вв.», где автор комплексно анализирует роль татарской женщины в семье, ее реальное социально-экономическое и сословно-правовое положение, наследственные и имущественные права .
Зарубежная историография
Татарское женское движение рассматривается не только в трудах российских ученых. Большой вклад внесли турецкие историки Неджип Хаблемит- оглу и Шенгул Хаблемит-оглу. Они имели доступ к личным архивам Шафикой Гаспринской, в их труде «§efika Gaspirali ve Rusya'da ttirk kadm Hereketi 18931920» подробно написано о становлении женского движения и образования в России на примере Крымских татар.
Со свержением царизма в России активизируется общественнополитическая жизнь, мусульманские народы России освободились от бесконечного религиозного притеснения, повели активную борьбу за права и свободы своей нации, религии. Не остались в стороне и татарские женщины, много веков притесняемых мужчинами и в течении всего 1917 года они принимали участие на мусульманских съездах, где пытались добиться освобождения от неравноправия и дискриминации. С февраля по июль 1917 года женский вопрос прошел длинный путь.
С 24 по 27 апреля 1917 года прошел Всероссийский съезд мусульманок в Казани, где было приняты решения, относительно равноправия мужчин и женщин, отмене калыма и многоженства, права женщины на развод, уравнение с мужчинами в гражданских и политических делах. Эти демократические решения были поддержаны и на I Всероссийском съезде мусульман, однако мусульманское духовенство подав свой протест начнет пересмотр решений данного съезда. Таким образом впервые так открыто были заявлены проблемы женщин, открыто обсуждались пути их решения.
После московского съезда женщины активизируются, их статьи чаще стали появляться на страницах журналов, газет, они создавали комитеты, благотворительные общества, женщинами открывались новые учебные заведения. Однако, на II Всероссийском мусульманском съезде и на съезде мусульманского духовенства женский вопрос став одним из самых острых, был пересмотрен не в пользу женщин, но нужно отметить, что на съезде мусульман-воинов к женскому вопросу отнеслись демократично, согласно решениям принятым в Москве. Светская интеллигенция татарского общества была вынуждена уступить духовенству в данном вопросе, они не хотели разрыва с такой мощной силой и как итог передают духовенству то, что при толковании вопросов, касающихся женщин, придерживаться норм Корана и шариата. Таким образом, Духовное собрание получало в свои руки решение женского вопроса. Можно сказать, что женщины были уравнены в правах с мужчинами только в вопросе выборов в Учредительное собрание. Нужно отметить, что чем больше татарское общество приближалось к Учредительному собранию, тем меньше стали обсуждать женский вопрос и он вовсе отошел на второй план. На первом месте стояли вопросы территориального устройства, выборы в Учредительное собрание.
Таким образом на мусульманских съездах 1917 года впервые так открыто заговорили о проблемах женщин. Татарские женщины вышли на политическую арену
1. Диманштейн С.М. Революция и национальный вопрос т.З/ С.М.Диманштейн.- М., 1930.- 297с.
2. И. Алкин Впечатления, полученные от I Всероссийского съезда мусульман, состоявшегося в г. Москве.// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.-520с.
3. Аграрный вопрос Резолюция Шакира Мухамедиарова/ Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в г. Москве.// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.-520с.
4. Временная духовная организация мусульман/ Резолюция Салихджана Урманова./ Резолюции Всероссийского
мусульманского съезда, состоявшегося в г.Москве// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань:3аман, 2017.520с.
5. Резолюции Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в г. Москве.// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин. - Казань:3аман, 2017.-520с.
6. Резолюции Учредительное собрание/ Протоколы I армейского мусульманского съезда IX армии.// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань:3аман, 2017.-520с.
7. Образцовый Устав Мусульманского женского комитета, составленный Временный Центральным организационным бюро мусульманок.// 100- летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань:3аман, 2017.-520с.
8. Протоколы I армейского мусульманского съезда IX армии// 100- летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.520с.
9. Протоколы II всероссийского мусульманского съезда в г. Казани.// 100- летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.-520с.
10. Протоколы заседаний I Всероссийского мусульманского военного съезда.// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.-520с.
11. О II Всероссийском мусульманском съезде в г.Казани// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.520с.
12. Выписка из протокола за №24 экстренного заседания Искомуса 12 армии в числе 20 членов// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин,- Казань: Заман, 2017.-520с.
13. Устав Исполнительного комитета совета делегатов мусульман- воинов ХПармии// 100-летие Татарской АССР/ Авт.сост. З.С. Миннуллин.- Казань: Заман, 2017.-520с.
14. Гомуми Русия меселманнарыныц беренче съезды// Вакыт.-1917 5 май. №2219
15. Бетен Русия меселманнарныц икенче съезды 7-нче мэж;лес// Йолдыз.- 1917 2 август. №1821
16. 0ч съездыц гомуми мэж;лесе. Хэзерге сэяси хэлгэ менэсэбэт// Йолдыз.- 1917 26 июль. №1818
17. Движение мусульманок России за права женщин в 1917г.:век 20-й: документы Бетен Русия меселманнарныц 1917, 1-11 майда Мэскэудэ булган гомуми съездыныц протоколлары. Петроград, 1918/ С.Ф.Фаизов URL: http://www.gender-az.org/index. shtml?
18. Я. Халили Казандагы Гомуми меслимэлэр съезды/ Халили Я.//
Сеембикэ,1917. №11/12. 10 май. 6.166-174
19. Я. Халили Казандагы Гомуми меслимэлэр съезды/ Халили Я.//
ЛСЛП Л1М7/1 /I /Г ЛСП 01/1
1. Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. N 6.- 250с.
2. Айнутдинова Л.М. Либеральное движение в Казанской губернии (1900- 1917 гг.)/ Л.М.Айнутдинова. - Казань: Фэн, 2003, 205 с.
3. Биктимирова,Т.А. Ступени знаний до Сорбонны/ Т.А. Биктимирова.- Казань: Алма-Лит,2003.-184с.
4. Багманова Э.З. Социальное положение женщин во второй половине 1940-х - середине 1960-х гг. (на материалах Татарской АССР): Автореф. дис. к.и.н. /
Э.З. Багманова. - Казань, 2009.
5. Габдрафикова Л.Р. В начале XX века татарки были наиболее эмансипированными среди всех мусульманок России./ Габдрафикова Л.Р. // URL: https://realnoevremya.ru/articles/2543 8
6. Гафаров А.А. Женское мусульманское движение в Татарстане: Исторические истоки и современные тенденции./А.А.Гафаров., А.И.Саттарова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №2.;
7. Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди (1906-1924 еллар)/ Ф.Ю.Гаффарова. - Казань: Изд-во «Школа», 2001. - 262 с.
8. Давлетшин Т.Д. Советский Татарстан: теория и практика ленин. нац. политики/ Т.Д.Давлетшин.— Казань: «Жиен», 2005.- 485с.
9. Дэулэт Н. Русия теркилэренец милли керэш тарихы (1905-1917)/ Н. Дэулэт. - Казан, 1998.
Ю.Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология: учебное пособие. -
М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001,- 248 с.
11. Исхаков С.М. Российские мусульмане и революция (весна 1917- лето 1918)/ С.М.Исхаков - М.: Издательство «Социально-политическая мысль», 2004.592с.
12. Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение) - Алма-Лит, 2006, 254с.
13. Нугманова Р.Т. Проблема правового и социального положения женщины в Волго-Уральском регионе в 1850-1917 гг. в трудах джадидистов / Р.Т. Нугманова // URL: http:// www.e-riu.m.
14. Султанбеков Б.Ф. Татарстан. XX век. Личности. События. Документы/ Б.Ф.Султанбеков. - Казань: Тарих, 2003,- 236с.
15. Фаизов С.Ф. Движение Мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории/ С.Ф,Фаизов. - Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005. - 127с.
16. Тагиров И.Р. История государственности Татарстана. XX век/И.Р.Тагиров. -Казань: Гасыр, 2005.-384с.
17. Фахрутдинов Р.Г «История татарского народа» / Р.Г.Фахрутдинов, Р.Р.Фахрутдинов. - Татар.кн. изд-во 2015. - 407 с.
18. История татар. Том VII. Татары и Татарстан в XX - начале XXI
в. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. - 1008 с. + 64 с. вкл.
19.Энциклопедия социологии URL: //https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio
На турецком языке:
20. Do