Введение 3
1 Теоретические основы организации электронных банковских услуг 5
1.1 История развития электронных банковских услуг 5
1.2 Виды электронных банковских услуг 9
1.3 Законодательная база электронных банковских услуг 15
2 Анализ рынка электронных банковских услуг в России 19
2.1 Оценка привлекательности электронных банковских расчетов 19
2.2 Обеспечение эффективности электронных банковских услуг в России 27
3 Перспективы развития электронных банковских услуг 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 40
Современное состояние рынка банковских электронных услуг
|
Введение 3
1 Теоретические основы организации электронных банковских услуг 5
1.1 История развития электронных банковских услуг 5
1.2 Виды электронных банковских услуг 9
1.3 Законодательная база электронных банковских услуг 15
2 Анализ рынка электронных банковских услуг в России 19
2.1 Оценка привлекательности электронных банковских расчетов 19
2.2 Обеспечение эффективности электронных банковских услуг в России 27
3 Перспективы развития электронных банковских услуг 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А 40
Банковский сектор является одним из наиболее развитых сегментов сферы оказания финансовых услуг. Это определено как общими процессами глобализации, происходящими в мире, так и желанием клиентов получать банковские услуги более быстро, удобно, и с наименьшими затратами. Одной из форм развития банковского сектора стало появление электронных банковских услуг, которые устанавливают новые стандарты проведения финансовых операций. Электронные банковские услуги позволяют клиентам получать привычные, а также абсолютно новые финансовые услуги удаленно, без прямого контакта с банковскими сотрудниками, без обращения в банковские офисы, что качественно повышает сам процесс банковского обслуживания клиентов. Распространению электронных банковских услуг способствуют появившиеся технологичные каналы обслуживания клиентов, такие как интернет-банк, мобильный банк и телефонный банк.
Актуальность развития электронных банковских услуг определена несколькими аспектами: во-первых, они позволяют повысить эффективность взаимодействия банка с клиентами в процессе обслуживания; во-вторых, определяют экономическую выгоду для банков по сравнению с обслуживанием в офисах, так как не предусматривают ряд статей расходов, например, на оплату труда персонала или приобретение оборудования на рабочее место; в-третьих, рассматриваются как конкурентное преимущество и повышают репутацию банка, так как предоставление таких услуг свидетельствует о постоянном развитии деятельности.
При этом развитие электронных банковских услуг в России сопряжено и с рядом проблем, осложняющих их распространение. К таким проблемам относятся: незавершенность законодательного регулирования электронных банковских услуг, в том числе отсутствие самого понятия этих услуг; проблемы, связанные с функционалом интернет-банков, в том числе с полной и стоимостью проведения электронных услуг; проблемы мошенничества при проведении электронных денежных переводов. Учитывая существующие проблемы, и для государства и для отдельных банков важным является вопрос совершенствования рынка электронных банковских услуг.
Представленные аспекты определяют актуальность темы курсовой работы и позволяют сформулировать ее цель и задачи.
Целью курсовой работы является исследование состояния рынка электронных банковских услуг в России и определение перспектив его развития.
Задачами в курсовой работе выступили:
1. Рассмотреть историю развития электронных банковских услуг;
2. Описать в иды электронных банковских услуг;
3. Изучить законодательную базу электронных банковских услуг;
4. Оценить привлекательность электронных банковских расчетов на примере деятельности АО «ОТП Банк»;
5. Исследовать эффективность электронных банковских услуг;
6. Выявить перспективы развития электронных банковских услуг.
Объектом исследования в курсовой работе является рынок электронных банковских услуг в России. Предметом исследования являются электронные банковские услуги участника рынка – АО «ОТП Банк».
Методами исследования в курсовой работе выступили: метод сбора и обработки информации, метод описания, метод обобщения, табличный метод, графический метод.
Теоретическую основу исследования составили: нормативно-правовые акты законодательства РФ, учебная литература, статьи периодических печатных изданий и сборников научных статей.
Информационную основу исследования составили материалы о деятельности АО «ОТП Банк»: справочные данные Банка России, информационные и отчетные данные АО «ОТП Банк».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Актуальность развития электронных банковских услуг определена несколькими аспектами: во-первых, они позволяют повысить эффективность взаимодействия банка с клиентами в процессе обслуживания; во-вторых, определяют экономическую выгоду для банков по сравнению с обслуживанием в офисах, так как не предусматривают ряд статей расходов, например, на оплату труда персонала или приобретение оборудования на рабочее место; в-третьих, рассматриваются как конкурентное преимущество и повышают репутацию банка, так как предоставление таких услуг свидетельствует о постоянном развитии деятельности.
При этом развитие электронных банковских услуг в России сопряжено и с рядом проблем, осложняющих их распространение. К таким проблемам относятся: незавершенность законодательного регулирования электронных банковских услуг, в том числе отсутствие самого понятия этих услуг; проблемы, связанные с функционалом интернет-банков, в том числе с полной и стоимостью проведения электронных услуг; проблемы мошенничества при проведении электронных денежных переводов. Учитывая существующие проблемы, и для государства и для отдельных банков важным является вопрос совершенствования рынка электронных банковских услуг.
Представленные аспекты определяют актуальность темы курсовой работы и позволяют сформулировать ее цель и задачи.
Целью курсовой работы является исследование состояния рынка электронных банковских услуг в России и определение перспектив его развития.
Задачами в курсовой работе выступили:
1. Рассмотреть историю развития электронных банковских услуг;
2. Описать в иды электронных банковских услуг;
3. Изучить законодательную базу электронных банковских услуг;
4. Оценить привлекательность электронных банковских расчетов на примере деятельности АО «ОТП Банк»;
5. Исследовать эффективность электронных банковских услуг;
6. Выявить перспективы развития электронных банковских услуг.
Объектом исследования в курсовой работе является рынок электронных банковских услуг в России. Предметом исследования являются электронные банковские услуги участника рынка – АО «ОТП Банк».
Методами исследования в курсовой работе выступили: метод сбора и обработки информации, метод описания, метод обобщения, табличный метод, графический метод.
Теоретическую основу исследования составили: нормативно-правовые акты законодательства РФ, учебная литература, статьи периодических печатных изданий и сборников научных статей.
Информационную основу исследования составили материалы о деятельности АО «ОТП Банк»: справочные данные Банка России, информационные и отчетные данные АО «ОТП Банк».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение.
В процессе выполнения курсовой работы была рассмотрена история развития электронных банковских услуг. Выявлено, что история развития электронных банковских услуг связана с появлением банковских карт, так как именно они позволили банкам проводить обслуживание клиентов удаленно. Предпосылки для современных электронных банковских услуг формировались в мире в два этапа – в виде создания удаленного банковского обслуживания, основанного на телефонной связи, и в виде формирования электронного банковского обслуживания, основанного на интернет-банкинге. Сегодня электронными банковскими услугами является результат обслуживания клиентов с использованием различных электронных технических средств.
Исследование видов электронных банковских услуг показало, что они различаются на услуги, оказываемые с помощью банковских карт, услуги дистанцион¬ного управления клиентами своими банковскими счетами и ус¬луги через сеть Интернет и телефонную связь. Каналами для предоставления услуг сегодня являются: сеть Интернет, мобильная сеть, телефонная связь, смс-сервисы.
В результате изучения законодательной базы электронных банковских услуг сделан вывод, что предоставление этих услуг в России не имеет единого законодательного регулирования, выраженного в каком-либо одном нормативно-правовом акте. Законодательная база проведения электронных банковских услуг включает Гражданский кодекс РФ, который вводит основы осуществления расчетов в РФ, Федеральный закон «О национальной платежной системе», вводящий основные понятия для проведения электронных переводов денежных средств, а также на нормативные акты Банка России, в том числе регулирующие выпуск и обращение платежных карт и формы безналичных расчетов.
Оценка состояния рынка электронных банковских услуг в России была проведена на примере деятельности АО «ОТП Банк». Данный банк реализует формы оказания электронных услуг через интернет-банк «ОТП директ» и мобильный банк «ОТП директ». Интернет-банк предусматривает оказания таких электронных банковских услуг, как просмотр информации по текущим счетам, вкладам, кредитам, совершение денежных переводов, оплата товаров и услуг, обмен валют, направление заявок на получение кредитов и др.
Количество клиентов, которые пользуются услугами интернет-банка АО «ОТП Банк» для получения электронных банковских услуг, увеличивается. В 2016 г. 410 тыс. клиентов использовали услуги банка, в 2017 г. их численность выросла на 148 тыс. ед., до 558 тыс. клиентов, в 2018 г. число клиентов выросло в 1,7 раз, составив 985 тыс. клиентов. Также в 2016-2018 гг. происходило увеличение общего объема услуг, оказанных клиентам АО «ОТП Банк» через интернет-банк. Если в 2016 г. объем операций составлял 16 441 млн. руб., то к концу 2018 г. он увеличился на 22%, составив 20 080 млн. руб. В течение периода наибольшее увеличение отмечается по двум видам услуг – услуги с картами, включая платежи и осуществление переводов. В структуре услуг преобладают услуги по платежным картам банка. Количество карт, которые выпущены банком в обращение, увеличилось с 15,2 млн. шт. в 2016 г. до 1 16,3 млн. шт. в 2018 г.
Исследование эффективности электронных банковских услуг в АО «ОТП Банк» показало, что деятельность банка по предоставлению электронных банковских услуг является прибыльной. В 2016 г. финансовый результат составил 173 млн. руб., в 2017 г. прибыль выросла на 117,92% до 377 млн. руб. По итогам 2018 г. прибыль показала прирост на 17,77%, до 444 млн. руб.
В качестве перспективы развития электронных банковских услуг в России выделено совершенствование эквайринга – деятельности по приему платежных карт для оплаты товаров, работ, услуг. Необходимость развития этой деятельности определена тем, что именно эквайринг определяет возможность оплаты посредством карты товаров, работ, услуг в электронном виде у различных торгово-сервисных организаций, и в случае недостаточного его развития, расчеты картами становятся затруднительными.
Исследование видов электронных банковских услуг показало, что они различаются на услуги, оказываемые с помощью банковских карт, услуги дистанцион¬ного управления клиентами своими банковскими счетами и ус¬луги через сеть Интернет и телефонную связь. Каналами для предоставления услуг сегодня являются: сеть Интернет, мобильная сеть, телефонная связь, смс-сервисы.
В результате изучения законодательной базы электронных банковских услуг сделан вывод, что предоставление этих услуг в России не имеет единого законодательного регулирования, выраженного в каком-либо одном нормативно-правовом акте. Законодательная база проведения электронных банковских услуг включает Гражданский кодекс РФ, который вводит основы осуществления расчетов в РФ, Федеральный закон «О национальной платежной системе», вводящий основные понятия для проведения электронных переводов денежных средств, а также на нормативные акты Банка России, в том числе регулирующие выпуск и обращение платежных карт и формы безналичных расчетов.
Оценка состояния рынка электронных банковских услуг в России была проведена на примере деятельности АО «ОТП Банк». Данный банк реализует формы оказания электронных услуг через интернет-банк «ОТП директ» и мобильный банк «ОТП директ». Интернет-банк предусматривает оказания таких электронных банковских услуг, как просмотр информации по текущим счетам, вкладам, кредитам, совершение денежных переводов, оплата товаров и услуг, обмен валют, направление заявок на получение кредитов и др.
Количество клиентов, которые пользуются услугами интернет-банка АО «ОТП Банк» для получения электронных банковских услуг, увеличивается. В 2016 г. 410 тыс. клиентов использовали услуги банка, в 2017 г. их численность выросла на 148 тыс. ед., до 558 тыс. клиентов, в 2018 г. число клиентов выросло в 1,7 раз, составив 985 тыс. клиентов. Также в 2016-2018 гг. происходило увеличение общего объема услуг, оказанных клиентам АО «ОТП Банк» через интернет-банк. Если в 2016 г. объем операций составлял 16 441 млн. руб., то к концу 2018 г. он увеличился на 22%, составив 20 080 млн. руб. В течение периода наибольшее увеличение отмечается по двум видам услуг – услуги с картами, включая платежи и осуществление переводов. В структуре услуг преобладают услуги по платежным картам банка. Количество карт, которые выпущены банком в обращение, увеличилось с 15,2 млн. шт. в 2016 г. до 1 16,3 млн. шт. в 2018 г.
Исследование эффективности электронных банковских услуг в АО «ОТП Банк» показало, что деятельность банка по предоставлению электронных банковских услуг является прибыльной. В 2016 г. финансовый результат составил 173 млн. руб., в 2017 г. прибыль выросла на 117,92% до 377 млн. руб. По итогам 2018 г. прибыль показала прирост на 17,77%, до 444 млн. руб.
В качестве перспективы развития электронных банковских услуг в России выделено совершенствование эквайринга – деятельности по приему платежных карт для оплаты товаров, работ, услуг. Необходимость развития этой деятельности определена тем, что именно эквайринг определяет возможность оплаты посредством карты товаров, работ, услуг в электронном виде у различных торгово-сервисных организаций, и в случае недостаточного его развития, расчеты картами становятся затруднительными.
Подобные работы
- НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ И СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ БЕЗОПАСНОСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - EVENT-МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ Г. КРАСНОЯРСКА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ КРЕДИТНЫХ УСЛУГ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАТЕЖЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ В РФ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АК БАРС» БАНК
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - КРЕДИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА РЫНКЕ РОЗНИЧНЫХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КРЕДИТНЫХ УСЛУГ РОЗНИЧНЫМ КЛИЕНТАМ В
КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТНЫХ КАРТ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БАНКОВСКОЙ ПРАКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО БАНКОВСКОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



