ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА
ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Содержание и роль маркетинговой деятельности предприятия 6
1.2. Методы и инструменты управления маркетинговой деятельностью
предприятия 11
1.3. Алгоритм управления маркетинговой деятельностью инструментов
предприятия 21
1.4. Подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности 26
II АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТД
«МАКСТРОЙ» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ТД «Макстрой» 33
2.2. Управление маркетинговой деятельностью в ТД «Макстрой» 38
2.3. Оценка эффективности управления маркетинговой деятельностью в ТД
«Макстрой» 49
III РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ТД «МАКСТРОЙ» 57
3.1. Основные направления совершенствования управлением маркетинговой
деятельностью ТД «Макстрой» 57
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий по
совершенствованию маркетинговой деятельностью ТД «Макстрой» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Значимой проблемой, встающей перед каждым торговым предприятием, функционирующим в условиях рынка, считается задача обеспечения непрерывности развития. В зависимости от складывающихся факторов и условий данный вопрос решается разными организациями самостоятельно, однако единым для абсолютно всех организаций считается формирование и осуществление конкурентных преимуществ в рамках образования маркетинговой стратегии управления торговым предприятием.
Основополагающая идея маркетингового подхода в управлении торговым предприятием заключается в том, что долгосрочное успешное функционирование предприятия на рынке определяется его способностью удовлетворять потребности потребителей. Организация и управление маркетинговой деятельностью должны содействовать этому процессу путем объективного и своевременного выявления потребностей потребителей, а также разработки конкурентоспособных предложений, обеспечивающих их удовлетворение.
Актуальность работы заключается в том, что важнейшей задачей управления является установление и поддержание динамичного воздействия организации с окружающей ее средой, признанное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается за счет предоставления фирмы покупателю. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций управления. Маркетинг обеспечивает комплексный подход к управлению торговым предприятием, который позволяет конкурировать и реализовывать свой потенциал в условиях современного рынка, который характеризуется высокой степенью динамизма и изменчивости условий.
Целью данной работы является анализ процесса управления маркетингом торгового предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью.
Основными задачами, обеспечивающими реализацию поставленной цели, являются:
1) изучить содержание и роль маркетинговой деятельности предприятия;
2) проанализировать методы и инструменты управления маркетинговой деятельностью предприятия;
3) рассмотреть алгоритм управления маркетинговой деятельностью;
4) выявить подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности;
4) дать общую характеристику деятельности ТД «Макстрой»;
5) выполнить исследование управления маркетинговой деятельностью в ТД «Макстрой»;
6) оценить эффективность управления маркетинговой деятельностью в ТД «Макстрой»;
7) разработать рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью в ТД «Макстрой».
Объектом исследования в работе выступает ТД «Макстрой».
Предметом исследования в работе служит процесс управления маркетинговой деятельностью компании.
Методологическим основанием в выпускной работе выступают труды российских и зарубежных авторов в области маркетинговой деятельности, таких как Ансофф И., Балашов А.П., Виханский О. С., Лисовский П.Я., Парахина В.Н., Сандракова И.В., Томпсон А.А., Шапиро С.А. и др.
Информационной базой исследования являются статистические данные и данные бухгалтерской отчетности ТД «Макстрой» за 2016-2018 гг.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научных представлений об управлении маркетинговой деятельностью, а также в раскрытии сущности, роли и места маркетинга в системе управления современными торговыми предприятиями.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации по совершенствованию управления маркетинговой деятельности, могут быть использованы в практической деятельности ТД «Макстрой» и на других предприятиях различных форм собственности.
Структурно работа состоит из введения, 3х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Маркетинговая деятельность - это научно разработанная концепция анализа и учета требований конкретного сегмента рынка, разработка в соответствии с выявленными требованиями нового товара, система организации его продаж, включая меры по стимулированию сбыта, а также система каналов товародвижения. Из этого определения вытекают основные принципы маркетинга: предпринимательского риска, организационного
поведения, формирования потребительских предпочтений, инструментарной обеспеченности руководства, конкурентного преимущества, свободного предпринимательства, информационной достаточности.
Для достижения главной цели маркетинга - согласования интересов производителя и решения множества возникающих при этом задач - маркетинговая деятельность выполняет множество поддающихся контролю функций. Среди них основными являются аналитическая, производственная, сбытовая и информационная (управления и контроля). Соблюдение принципов и выполнение функции как раз и представляет практическое осуществление маркетинговой деятельности.
Таким образом, формирование сбалансированного комплекса маркетинга торгового предприятия является основой для принятия важных маркетинговых решений и контроля исполнения маркетинговых планов. Это узкая и ориентированная на товар стратегия. Эта модель применяется компаниями для определения того продукта на рынке, который способен принести предприятию прибыль.
От выбора комплекса мероприятий зависит успех или неудача торгового предприятия на рынке. Сочетание воздействия различных элементов комплекса маркетинга торговой организации, помогает выявить преимущества компании и оценить их по достоинству, налаживая эффективное общение с целевой аудиторией.
ООО ТД «МакСтрой» - магазин по продаже товаров для строительства, ремонта, декора и сада.
Основными видами деятельности являются: оптовая торговля, оптовозакупочная и посредническая деятельность
На основе проведенных исследований выявлен ряд проблем, важных для развития организации:
- нет достаточной информированности сотрудников ООО «Макстрой» о перспективах развития рынка товаров бытовой химии и стройматериалов. Информация поступает отрывками от клиентов, зачастую с большим опозданием. Вследствие этого организация следует в форватере других фирм по обновлению ассортимента.
- слабый контроль организации продаж (в т.ч. анализ статистических данных);
- отсутствует мониторинг конкурентных предприятий.
В маркетинговой деятельности рассматриваемой компании присутствует также ряд недостатков:
1) рекламные акции не производят должного эффекта, то есть увеличения продаж. Выделяется достаточная сумма для продвижения товара и стимулирования сбыта, которая окупается, но чистая прибыль предприятия не возрастает. За 2017-2018 гг. годовая выручка за весь рассматриваемый период слабо выросла (на 3,3%), убыток от продаж за последний год равнялся -365700 руб. Данные показатели демонстрируют нам, насколько неэффективно организация выполняет свои функции и развивается в своем направлении бизнеса;
2) отсутствие мотивации сотрудников магазина.
Наиболее значимыми для руководителей и работников магазина в настоящее время являются такие факторы как: признание (28%) и самореализация (26%)
Рассмотрев и проанализировав маркетинговую деятельность исследуемого предприятия, мы разработали необходимые рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ТД «Макстрой»:
- проведение мероприятий по продвижению товара;
- введение гибкой системы скидок;
- введение дополнительного послепродажного обслуживания;
- стимулирование персонала.
Ожидается, что внедрение данных мероприятия приведет к повышению прибыли от реализации на 15%. В начале 2019 года показатели прибыли ТД «Макстрой» составляли 420230руб.,следовательно, в 2019году ожидается прибыль в размере: 483260 руб.Планируется, что прибыль компании в сумме 54470 руб.
В целом полученный эффект от предложенных мероприятий положителен, следовательно, предложенные мероприятия рекомендуются к применению в ТД «Макстрой»
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 01.01.2019) / «Собрание законодательства РФ». - 2006. - N 12. - Ст. 1232
Книги, монографии
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. -524с.
3. Бест, Д. Маркетинг от потребителя: учебное пособие/ Д. Бест. - Москва: МИФ, 2015. - 180 с.
4. Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 506 с.
5. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2014. - 306 с.
6. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и К, 2017. - 520 с.
7. Варлей, Р. Управление розничными продажами. Мерчандайзинг. /Р. Варлей. - М.: Изд-во Проспект, 2015. - 272 с.
8. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 613 с.
9. Волкогонова, О.Д. Стратегический менеджмент: Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 256 с.
10. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению.«Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. - М.: Дашков, 2015. -671с
11. Г олова, А.Г. Управление продажами: учеб.для студ. экон. вузов, обуч. по направлению «Экономика» и спец. «Маркетинг», «Реклама» / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2017. - 277 с.
12. Г олубков, Е.П. Маркетинг для профессионалов / Е.П. Г олубков. - М: Юрайт, 2014. - 475 с.
13. Данченко, Л.А. Маркетинг. Учебник и практикум / Л.А.Данченко. - М: Юрайт, 2014. - 486 с
14. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки:
учебноепособиея / А. П. Дурович. - Минск: Современная школа, 2014. - 253 с.
15. Егоров, В.Ф. Управление торговлей крупного города в новых условиях хозяйствования / В.Ф. Егоров - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та экономики и финансов, 2014. - 107 с.
16. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 с.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебно - методическое пособие / Ф. Котлер, Дж. Сондерс, В. Вонг, Г. Армстронг; под общ.ред. Котлер Ф. - 5-е европейское издание. - Москва: ИД Вильямс, 2014. - 314 с.
18. Мешкова, Г.И. Маркетинг: учебник/ Г.И. Мешкова, А.Б. Соловьёв, Д.Н. Мусатов; под общ.ред. Г.И.Мешкова. - Москва: Инфра-М, 2014. - 228 с.
19. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 с.
20. Пузиков, В. Г. Технология тренинга продаж / В.Г. Пузиков. - М.: Речь, 2017. - 341 с.
21. Сагинова, О.В. Интегрированные коммуникации: учебное -
методическое пособие/ А.В. Цветкова, А.И. Скоробогатов; под общ.ред. О.В. Сагинова. - М.: Академия, 2014. - 320 с
22. Секерин, В.Д. Инновационный маркетинг / В.Д. Секерин. - М: Инфра-М, 2014. 237с.
23. Сфера услуг: Менеджмент: учебное пособие / кол.авт.; под ред. Т. Д.Бурменко. - М.: КНОРУС, 2017. - 332 с.
24. Тюрин, В. Д. Аудит маркетинга: учеб.пособие для вузов / В.Д. Тюрин.- Москва: Инфра - М, 2016. - 285 с.
25. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c.
26. Шевченко, Д.А. Реклама. Маркетинг. PR: учеб.пособие для вузов / Д.А. Шевченко. - Москва: РГГУ, 2014. - 639 с.
27. Эдвард, Р. ДельГайзо Секреты наиболее успешных продавцов. Мастерство продаж: фокус на клиенте / Эдвард Р. ДельГайзо, Селеста Е. Лансфорд, Марк Д. Мароун. - М.: Гиппо, 2014. - 87 с.
Печатная периодика
28. Белкин, Б. Ю. Сущность управления маркетингом / Б. Ю. Белкин // Маркетинговые исследования. - 2015. - № 3. - С. 6-9.
29. Бережная, Ю.В., Панкина, Т.В. Направления повышения конкурентоспособности торговых организаций // Современные научные исследования и инновации. 2016. - № 2 (58). - С. 437-439.
30. Диянова, С. Н. Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли // Молодой ученый, 2017. - №7. - С.86
31. Жилина, Е. В. Управление конкурентоспособностью на основе оценки качества обслуживания розничного торгового предприятия // Экономика, управление, финансы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 90-93.
32. Ильин, С.Ю. Современные тенденции развития маркетинговой деятельности организаций // вестник экономической науки Украины, 2015. - №2.- С. 156-157.
33. Имихович, А.О., Сурменкова, К.Ю., Сумина, Е.В. Оценка эффективности маркетинговой стратегии фирмы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. - № 12(27). - С.15
34. Кокарева Д.В. Внешняя среда и конкурентоспособность предприятия// Журнал ОГУ «Вестник»,2014. - №2. - С.23.
35. Костюкевич Е. А., Швед И. В., Костюшко Н. Зарубежный опыт организации маркетинговой деятельности фирмы // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (1). — С. 40-42.
36. Мусиенко, Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях // Молодой ученый, 2017. - №2. - С. 83-84.
37. Никишин, А.Ф., Иванов, Г.Г. Формирование лояльности покупателей в торговле // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Сукиасян А.А. - 2016. - С. 114-117.
38. Цысарь, А. Лояльность покупателей: основные определения, методы измерения, способы управления // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - № 5. - С. 19-22.
39. Шальнова, О.А. Особенности коммуникативной политики специализированного магазина / О.А. Шальнова // Маркетинговые коммуникации. - 2015. - №3. - С. 156-163.
40. Шеремет, Н. Мотивация персонала: некоторые приложения к теории ожиданий / Н. Шеремет// Человек и труд.- 2014. - № 10. - С. 80 - 81
Электронные ресурсы
41. Официальный сайт ТД «Макстрой» http://td-makstroy.ru/, вход свободный