Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические основы обучения младших школьников орфографии

Работа №33125

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
640
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОРФОГРАФИИ…………………………………………….
6
1.1. Лингвистические особенности обучения младших школьников орфографии…………………………………………………………………….
6
1.2. Методы и приемы обучения младших школьников орфографии……. 12
1.3. Анализ учебников по русскому языку в аспекте формирования орфографических умений у младших школьников…………………………
18
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………...

28
2.1. Диагностика сформированности орфографических умений у детей младшего школьного возраста………………………………………………..
28
2.2. Комплекс заданий, направленный на формирование орфографических умений у младших школьников…………………………
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 49


Формирование у обучающихся прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит и дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представлениями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает следующие требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в области «Филология» (Русский язык. Родной язык): 1. Ребёнок должен овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 2. Обучающийся должен овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [43]. Изложенное выше подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Формирование орфографически грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах Н. А. Корфа, Д. И. Тихомирова, В. А. Флерова, а также методистов и психологов – Д. Н. Богоявленского, Л. К. Назаровой, С. П. Редозубова,
Н. С. Рождественского, М. В. Ушакова и других. Однако несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, обучение младших школьников правописанию остается сложной методической задачей.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников орфографии.
Предмет исследования: комплекс заданий, направленный на формирование орфографических умений у младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс заданий, направленный на формирование орфографических умений
у младших школьников.
Задачи исследования:
 изучить и проанализировать состояние проблемы обучения младших школьников орфографии в педагогической теории и практике;
 осуществить отбор методов и приёмов работы по формированию орфографических умений у детей младшего школьного возраста;
 проанализировать современные программы начального общего образования, учебники по русскому языку в свете исследуемой проблемы;
 выявить критерии и показатели сформированности орфографических умений у детей младшего школьного возраста;
 на базе начальной диагностики спроектировать комплекс заданий, направленный на формирование орфографических умений у младших школьников.
Методы исследования:
 методы теоретического анализа: анализ методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
 частные эмпирические методы: педагогическое наблюдение за ходом процесса обучения в образовательной организации; анализ продуктов учебной деятельности.
База исследования: МАОУ «Криулинская СОШ» с. Криулино, Свердловская область. В исследовании приняли участие 16 обучающихся
4 класса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Орфографические умения являются важнейшей частью речевых знаний и навыков, языкового процесса в целом. Орфографическими умениями называется комплекс, включающий умение видеть орфограммы, умение устанавливать тип орфограммы, умение применять правило, умение осуществлять орфографический самоконтроль. Перечисленные умения должны формироваться в начальной школе с учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
В настоящее время методика обучения орфографии в младших классах располагает большим разнообразием методов и приемов, а также специальных орфографических упражнений. В практике преподавания большое значение имеет не только тип применяемых упражнений, но и их комплексное использование, отвечающее потребностям конкретного класса или отдельных обучающихся.
В ходе исследования нами были проанализированы учебники русского языка для 4 класса В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого (УМК «Школа России») и Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»). Указанные учебники содержат большое количество заданий, ориентированных на формирование орфографических умений. В учебнике УМК «Школа России» уделено особое внимание формированию орфографического самоконтроля, а учебник УМК «Перспектива» содержит большее количество заданий, способствующих формированию умения устанавливать тип орфограммы. Типичными для анализируемых программ являются задания, в которых требуется вставить пропущенную орфограмму. Очевидно, что данный тип заданий не решает комплексно проблему формирования орфографических умений у младших школьников.
Для диагностики сформированности орфографических умений у детей младшего школьного возраста нами было проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 16 обучающихся 4 класса. По результатам проведенного эксперимента, был сделан вывод о том, что у большинства обучающихся средний уровень орфографических умений. Только у двух обучающихся был выявлен высокий уровень всех орфографических умений. Проведенная диагностика показала, что хуже всего у обучающихся сформирована орфографическая зоркость.
Проведенный эксперимент выявил необходимость специальной работы по формированию у обучающихся орфографических умений (прежде всего, орфографической зоркости). В связи с этим был разработан примерный комплекс упражнений для формирования орфографических умений у младших школьников. Учитель может использовать разработанный нами комплекс упражнений длительное время, изменяя по своему усмотрению содержание упражнений. С целью достижения стойких положительных результатов по формированию орфографических умений, педагогу следует использовать такие упражнения на каждом уроке русского языка.



1. Аввакумова Е.А. Описки в письменной речи детей // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3. С. 331–334.
2. Алексеева Н.В., Веселовацкая А.В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная наука. 2011. № 2. С. 35-38.
3. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии // Начальная школа. 2003. №4. С. 39-45.
4. Бутенко А.В. Психолого-педагогические и лингвистические аспекты обучения орфографии в начальной школе // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-4. С. 587-588.
5. Булохов В.Я. Повышение орфографической грамотности учащихся (в свете теории речевой деятельности). Красноярск, 1993. 182 с.
6. Булохов В.Я. Визуалы как субъекты орфографической деятельности при написании контрольного диктанта // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: теория и практика коммуникативного воздействия: м-лы V Междунар. научно-практ. конф. / отв. ред. В. П. Антонов. Абакан: ХГУ, 2010. С. 66–68.
7. Винокурова Н.В. Языковой материал орфографических упражнений как средство формирования грамотности младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 5-3. С. 58-61.
8. Воробцова А.Ю. Работа над орфографией при обучении русскому языку в начальной школе // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 57-60.
9. Вохмина Ю.С. К вопросу дифференциации дидактического материала по орфографии на основе ведущих сенсорных каналов обучаемых // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2016. №.15. С. 112–114.
10. Граник Г.Г. Психологические механизмы формирования умений и навыков грамотного письма // Начальная школа.2010. № 2. С. 3–8.
11. Жажева Д.Д. Орфографическая грамотность учащихся начальных классов и условия ее формирования // Новые технологии. 2010. № 4. С. 161-164.
12. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск: Пеленг, 1992. С. 52-96.
13. Желтова И.П. Формирование представлений об орфограмме у младших школьников // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т.3. № 4 (04). С. 166-170.
14. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. 5-е изд., испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
15. Заморзаева Е.М. Поэтапная отработка орфографических навыков на основе алгоритмов // Начальная школа. 2005. №4. С. 78-79.
16. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. / В. П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 158 с.
17. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2013. 160 с.
18. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова,
Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 127 с.
19. Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова,
Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 143 с.
20. Козина А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. 2014. №18. С. 584-586.
21. Комисарова Л.Ю. Орфографическая навигация (методика формирования орфографической зоркости у учащихся с опорой на опознавательные признаки орфограмм): моногр. М.: Баласс, 2014. 175 с.
22. Краева А.А. Методика обучения правописанию в начальной школе на примере изучения безударных личных окончаний глаголов // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1(5). С. 198-202.
23. Куропаткина Т.И. Теория и практика обучения орфографии в школе: моногр. Самара: СПГУ, 2016. 270 с.
24. Львов М.Р. Основы обучения правописанию в начальной школе. М.: Прометей, 1988. – 90 с.
25. Малявина Т.П. О понятии «коррекция орфографического навыка» / // Начальная школа. 2008. № 9. С. 3–7.
26. Мисаренко Г.Г. Технология обучения школьников написанию слуховых диктантов // Педагогика. 2009. № 3. С. 43–46.
27. Мишина Т.И. Дидактический аспект повторения орфографии в начальной школе. В сборнике: Модернизация образования: проблемы и перспективы // Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, 2015. С. 252-255.
28. Мурашов А.А. Учим правило или учим языку? // Начальная школа. 2013. № 1. С. 25–32.
29. Остапенко А.А. «Вычитание» ошибок как приём формирования грамотности // Начальная школа. 2009. № 4. С. 40–43.
30. Острикова Т.А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М.: Вербум, 2008. 221 с.
31. Петрова А.Б. Формирование орфографической грамотности младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(36). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(36).pdf (дата обращения: 29.07.2019).
32. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
В 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. 400 с.
33. Приступа Г.Н. Орфография и пунктуация в таблицах и заданиях. М.: Просвещение, 1989. 120 с.
34. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». М.: Просвещение, 1979. 431 с.
35. Редозубов С.П., Рождественский Н.С. О преподавании грамматики и обучении орфографии в начальной школе. Методическое пособие для учителей. М.: Наука 2008. 94 с.
36. Романова О.В. Упражнения на развитие орфографической зоркости у младших школьников // Вестник научных конференций. 2018. № 3-2 (31). С. 83-85.
37. Рыбакова А.В. К вопросу об использовании терминов при обучении орфографии в начальной школе. в сборнике: языковое и литературное образование в современном обществе – 2016 // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 153-159.
38. Савельева Л.В. Реализация и развитие идей Т.Г. Рамзаевой в современной методике обучения орфографии // Начальная школа. 2019. № 2. С. 11-15.
39. Савельева Л.В. Стратегии овладения орфографией в начальной школе и когнитивные предпосылки их формирования // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 231-245.
40. Сафарова З.И. Система орфографических упражнений // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф.
(г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 162-164.
41. Сундарева Е.А., Васильева М.А. Роль учебников русского языка для начальной школы в процессе формирования орфографической зоркости учащихся// Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 45-48
42. Сычугова Л.П. Изучение орфографии в свете когнитивной лингвистики // Русский язык в школе. 2017. № 9. С. 7–10.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373. URL: http://Минобрнауки. РФ (дата обращения 27.08.2019).
44. Формирование общих орфографических приёмов при изучении русского языка: уч. пос. / ред. Н.Ф. Талызина. М.: МТО Холдинг, 2002. 160 с.
45. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: уч. пос. для студ. пед. вузов / Е.Г. Шатова. М.: Дрофа, 2008. 253 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ