ГУДВИЛ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОЦЕНКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О НЕМ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
|
Введение 3
1. Гудвил: понятие, классификация и подходы к оценке 9
1.1. Эволюция понятия «гудвил»: ретроспективный анализ 9
1.2. Современное развитие концепции гудвила как фактора стоимости
компании 19
1.3. Классификация гудвила для целей управления стоимостью компании 25
2. Актуальные вопросы интерпретации учетно-аналитической информации о
гудвиле как факторе формирования стоимости современной компании 36
2.1. Современные аспекты учета гудвила в составе приобретенного
имущественного комплекса 36
2.2. Раскрытие информации о гудвиле в системе консолидированной
финансовой отчетности 47
2.3. Внутренне созданный гудвил как элемент стоимости современной
компании 67
3. Исследование операций слияний и поглощений с позиции формирования
стоимости компании 78
3.1. Понятие и классификация операций слияний и поглощений 78
3.2. Экономический анализ эффективности сделок слияний и поглощений 100
3.3. Применение теории опционов к оценке стоимости нематериальных
активов и интеллектуальной собственности 112
Заключение 121
Список использованных источников 126
Приложения
1. Гудвил: понятие, классификация и подходы к оценке 9
1.1. Эволюция понятия «гудвил»: ретроспективный анализ 9
1.2. Современное развитие концепции гудвила как фактора стоимости
компании 19
1.3. Классификация гудвила для целей управления стоимостью компании 25
2. Актуальные вопросы интерпретации учетно-аналитической информации о
гудвиле как факторе формирования стоимости современной компании 36
2.1. Современные аспекты учета гудвила в составе приобретенного
имущественного комплекса 36
2.2. Раскрытие информации о гудвиле в системе консолидированной
финансовой отчетности 47
2.3. Внутренне созданный гудвил как элемент стоимости современной
компании 67
3. Исследование операций слияний и поглощений с позиции формирования
стоимости компании 78
3.1. Понятие и классификация операций слияний и поглощений 78
3.2. Экономический анализ эффективности сделок слияний и поглощений 100
3.3. Применение теории опционов к оценке стоимости нематериальных
активов и интеллектуальной собственности 112
Заключение 121
Список использованных источников 126
Приложения
Актуальность темы исследования. В современных условиях рыночной экономики организации стараются вовлекать в процесс хозяйственной деятельности все, что дает возможность получить доходы. Залогом успешной работы предприятий выступает эффективное и максимально результативное использование всех доступных ресурсов материального и интеллектуального характера, а также осуществление инвестиционных и инновационных процессов для обеспечения устойчивого развития организации.
Вместе с тем, все большее количество организаций стремится повысить качественный уровень своего развития, в связи с чем, гудвил становится одним из главных активов экономического субъекта. В России непрерывно происходят процессы приобретения, слияния, поглощения организаций, при этом, на их стоимость существенное воздействие оказывает именно «деловая репутация» (термин, принятый в РФ) либо «гудвил» (термин, принятый в международной практике).
Важнейшим и в то же время наименее исследованным и наиболее недооцененным на настоящий момент фактором, влияющим на стоимость компаний, является сравнительно новый для российской практики учетный объект «деловая репутация» или «гудвил». Значение данного объекта для компаний постоянно возрастает.
Сложность бухгалтерского учета гудвила объясняется неизбежностью к адаптации национальных учетных принципов к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Положительный эффект от внедрения и использования Международных стандартов проявляется в том, что это позволяет создать отчетность, которая отличается высокой степенью информативности и значимостью для пользователей, открывает российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
У организаций, которые ведут успешную деятельность на сегодняшний день, имеется необходимость в формировании качественной информации учетно-аналитического характера о гудвиле, которая при рациональном ее использовании руководством будет способствовать принятию на ее основе эффективных управленческих решений.
Степень разработанности темы исследования. Немаловажную роль играет накопленный свод научных знаний о бухгалтерском (финансовом) и управленческом учете, экономическом анализе нематериальных активов и интеллектуальной собственности, деловой репутации, теории формирования информации о гудвиле в системе бухгалтерского учета, изучение которого легло в основу магистерской диссертации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых: О.И. Калинского, В.С. Плотникова, Л.И. Ковалевой, Г.Г. Азгальдова, О.А. Щербаковой, О.Н. Кузнецовой, Е.Ю. Ветошкиной. Зарубежный опыт становления и развития категории гудвил, теория и методология гудвила нашли отражение в работах П.Д. Лика, Ф. Мора, Л.Р. Дикси, И.Ф. Шера, О. Шмаленбаха, У. Пиксли, Р.У. Гибсона, Дж.Р. Фрэнсиса, Хитчнер Джеймса и других.
Отдельные положения, посвященные вопросам формирования качественной информации о гудвиле в учете и управления величиной гудвила, освещенные в работах перечисленных авторов, несут в себе историческую и методическую ценность и были использованы нами в качестве научной базы данных при написании данного исследования. Следует отметить, что в отечественной науке, на наш взгляд, по сей день не выработано точных подходов к методическому обеспечению управления информацией о гудвиле организаций. Недостаточная изученность определила актуальность темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель магистерской диссертации заключается в исследовании методических и практических аспектов формирования и раскрытия учетно-аналитической информации о гудвиле, как факторе, определяющем стоимость современной компании, и разработка направления их совершенствования.
Осуществление поставленной цели предполагает решение следующих ключевых задач, определяющих структуру работы:
- на основе анализа отечественной и зарубежной литературы исследовать концепцию гудвила и ее становление в качестве финансовой категории;
- раскрыть содержание гудвила как экономической категории на основе сравнения понятий «гудвил» и «деловая репутация»;
- определить современные подходы к классификации гудвила;
- охарактеризовать содержание, достоинства и недостатки методических подходов к оценке стоимости внутренне созданного гудвила;
- проанализировать аспекты учета гудвила в составе приобретенного имущественного комплекса;
- раскрыть информацию о гудвиле в системе консолидированной финансовой отчетности;
- исследовать процесс слияний и поглощений с позиции формирования стоимости компании;
- определить и оценить эффективность процесса слияний и поглощений;
- доказать целесообразность применения теории опционов к оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обобщении и развитии теоретических и методических положений о гудвиле как факторе формирования стоимости современных компаний.
Элементы научной новизны, представленные в магистерской диссертации, направлены на решение актуальных проблем, возникающих в процессе оценки, учета и анализа гудвила, а также на более детальное изучение порядка формирования и раскрытия информации о нем в бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности современных компаний.
В результате проведенного исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:
- на основе анализа существующих толкований содержания категорий «деловая репутация» и «гудвил» сформулировано авторское определение гудвила как бухгалтерской категории, в основе которой лежит определение гудвила, имеющее количественную оценку;
- по итогам анализа основных подходов к проблеме классификации гудвила обоснованы классификационные признаки гудвила, введен дополнительный классификационный признак, характеризующий гудвил как величину, состоящую из двух факторов которые дают целостное представление о компании как субъекте определенного вида деятельности:
- рассмотрены современные аспекты учета гудвила в составе приобретенного имущественного комплекса и раскрытие информации о гудвиле в финансовой отчетности, на основе которых предложено представить информацию о величине гудвила отдельной позицией в системе консолидированной финансовой отчетности;
- предложена методика расчета внутренне созданного гудвила, в основе которой лежит определение стоимости внутренне созданного гудвила по установившему на отчетную дату рыночному курсу акций организации; доказана целесообразность представления информации о внутренне созданном гудвиле в виде справочной информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности;
- по итогам анализа подходов к определению эффективности слияний и поглощений был определен синергетический эффект от слияния компаний, в основу которого заложен метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых компаниями;
- в условиях неоднозначности решения проблемы оценки нематериальных активов, приобретенных в составе имущественного комплекса, внесены предложения о целесообразности применения теории опционов к оценке их стоимости.
Совокупность вышеназванных предложений и рекомендаций, по нашему мнению, способна улучшить качество, прозрачность и привлекательность представляемой информации с точки зрения заинтересованных пользователей, что, в свою очередь, будет способствовать принятию руководством организаций рациональных управленческих решений в части ведения инвестиционной деятельности.
Объект и предмет исследования. В качестве объектов исследования выступают бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «Татнефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «МегаФон».
Предметом исследования служит совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, определяющих категорию «гудвил», подходов к его классификации, оценке и отражению информации о нем в отчетности организаций.
Методология и методика исследования. В ходе диссертационного исследования были применены следующие методы: комплексный системный подход, сравнительный метод, экономико-математической моделирование (построение модели Блэка-Шоулза, метод дисконтированных денежных потоков). Методика исследования основывалась на анализе отечественной и зарубежной теории и практики формирования информации о гудвиле.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в обобщении и систематизации методологических положений и практических подходов, позволивших сформулировать теоретические и практические рекомендации по учетно-аналитичсекому обеспечению организаций о гудвиле.
В ходе диссертационного исследования были применены следующие методы: комплексный системный подход, сравнительный метод, экономикоматематической моделирование (построение модели Блэка-Шоулза, метод дисконтированных денежных потоков). Методика исследования основывалась на анализе отечественной и зарубежной теории и практики формирования информации о гудвиле.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение на практике предложенных методических подходов к оценке гудвила, в том числе внутренне созданного, позволит повысить достоверность информационной базы принятия управленческих решений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных, региональных научно-практических конференциях. Наиболее существенные положения и результаты диссертационного исследования автора нашли отражение в 4 публикациях, среди которых 1 работа опубликована в научном журнале, рецензируемом ВАК и 3 работы - в журналах, входящих в РИНЦ.
Объем и структура работы. Диссертация содержит введение, три главы (каждая из которых подразделена на три параграфа), заключение, список использованных источников, приложения.
Вместе с тем, все большее количество организаций стремится повысить качественный уровень своего развития, в связи с чем, гудвил становится одним из главных активов экономического субъекта. В России непрерывно происходят процессы приобретения, слияния, поглощения организаций, при этом, на их стоимость существенное воздействие оказывает именно «деловая репутация» (термин, принятый в РФ) либо «гудвил» (термин, принятый в международной практике).
Важнейшим и в то же время наименее исследованным и наиболее недооцененным на настоящий момент фактором, влияющим на стоимость компаний, является сравнительно новый для российской практики учетный объект «деловая репутация» или «гудвил». Значение данного объекта для компаний постоянно возрастает.
Сложность бухгалтерского учета гудвила объясняется неизбежностью к адаптации национальных учетных принципов к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Положительный эффект от внедрения и использования Международных стандартов проявляется в том, что это позволяет создать отчетность, которая отличается высокой степенью информативности и значимостью для пользователей, открывает российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.
У организаций, которые ведут успешную деятельность на сегодняшний день, имеется необходимость в формировании качественной информации учетно-аналитического характера о гудвиле, которая при рациональном ее использовании руководством будет способствовать принятию на ее основе эффективных управленческих решений.
Степень разработанности темы исследования. Немаловажную роль играет накопленный свод научных знаний о бухгалтерском (финансовом) и управленческом учете, экономическом анализе нематериальных активов и интеллектуальной собственности, деловой репутации, теории формирования информации о гудвиле в системе бухгалтерского учета, изучение которого легло в основу магистерской диссертации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых: О.И. Калинского, В.С. Плотникова, Л.И. Ковалевой, Г.Г. Азгальдова, О.А. Щербаковой, О.Н. Кузнецовой, Е.Ю. Ветошкиной. Зарубежный опыт становления и развития категории гудвил, теория и методология гудвила нашли отражение в работах П.Д. Лика, Ф. Мора, Л.Р. Дикси, И.Ф. Шера, О. Шмаленбаха, У. Пиксли, Р.У. Гибсона, Дж.Р. Фрэнсиса, Хитчнер Джеймса и других.
Отдельные положения, посвященные вопросам формирования качественной информации о гудвиле в учете и управления величиной гудвила, освещенные в работах перечисленных авторов, несут в себе историческую и методическую ценность и были использованы нами в качестве научной базы данных при написании данного исследования. Следует отметить, что в отечественной науке, на наш взгляд, по сей день не выработано точных подходов к методическому обеспечению управления информацией о гудвиле организаций. Недостаточная изученность определила актуальность темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель магистерской диссертации заключается в исследовании методических и практических аспектов формирования и раскрытия учетно-аналитической информации о гудвиле, как факторе, определяющем стоимость современной компании, и разработка направления их совершенствования.
Осуществление поставленной цели предполагает решение следующих ключевых задач, определяющих структуру работы:
- на основе анализа отечественной и зарубежной литературы исследовать концепцию гудвила и ее становление в качестве финансовой категории;
- раскрыть содержание гудвила как экономической категории на основе сравнения понятий «гудвил» и «деловая репутация»;
- определить современные подходы к классификации гудвила;
- охарактеризовать содержание, достоинства и недостатки методических подходов к оценке стоимости внутренне созданного гудвила;
- проанализировать аспекты учета гудвила в составе приобретенного имущественного комплекса;
- раскрыть информацию о гудвиле в системе консолидированной финансовой отчетности;
- исследовать процесс слияний и поглощений с позиции формирования стоимости компании;
- определить и оценить эффективность процесса слияний и поглощений;
- доказать целесообразность применения теории опционов к оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в обобщении и развитии теоретических и методических положений о гудвиле как факторе формирования стоимости современных компаний.
Элементы научной новизны, представленные в магистерской диссертации, направлены на решение актуальных проблем, возникающих в процессе оценки, учета и анализа гудвила, а также на более детальное изучение порядка формирования и раскрытия информации о нем в бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности современных компаний.
В результате проведенного исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:
- на основе анализа существующих толкований содержания категорий «деловая репутация» и «гудвил» сформулировано авторское определение гудвила как бухгалтерской категории, в основе которой лежит определение гудвила, имеющее количественную оценку;
- по итогам анализа основных подходов к проблеме классификации гудвила обоснованы классификационные признаки гудвила, введен дополнительный классификационный признак, характеризующий гудвил как величину, состоящую из двух факторов которые дают целостное представление о компании как субъекте определенного вида деятельности:
- рассмотрены современные аспекты учета гудвила в составе приобретенного имущественного комплекса и раскрытие информации о гудвиле в финансовой отчетности, на основе которых предложено представить информацию о величине гудвила отдельной позицией в системе консолидированной финансовой отчетности;
- предложена методика расчета внутренне созданного гудвила, в основе которой лежит определение стоимости внутренне созданного гудвила по установившему на отчетную дату рыночному курсу акций организации; доказана целесообразность представления информации о внутренне созданном гудвиле в виде справочной информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности;
- по итогам анализа подходов к определению эффективности слияний и поглощений был определен синергетический эффект от слияния компаний, в основу которого заложен метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых компаниями;
- в условиях неоднозначности решения проблемы оценки нематериальных активов, приобретенных в составе имущественного комплекса, внесены предложения о целесообразности применения теории опционов к оценке их стоимости.
Совокупность вышеназванных предложений и рекомендаций, по нашему мнению, способна улучшить качество, прозрачность и привлекательность представляемой информации с точки зрения заинтересованных пользователей, что, в свою очередь, будет способствовать принятию руководством организаций рациональных управленческих решений в части ведения инвестиционной деятельности.
Объект и предмет исследования. В качестве объектов исследования выступают бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «Татнефть», ПАО «НК «Роснефть», ПАО АНК «Башнефть», ПАО «МегаФон».
Предметом исследования служит совокупность теоретических, методологических и практических вопросов, определяющих категорию «гудвил», подходов к его классификации, оценке и отражению информации о нем в отчетности организаций.
Методология и методика исследования. В ходе диссертационного исследования были применены следующие методы: комплексный системный подход, сравнительный метод, экономико-математической моделирование (построение модели Блэка-Шоулза, метод дисконтированных денежных потоков). Методика исследования основывалась на анализе отечественной и зарубежной теории и практики формирования информации о гудвиле.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в обобщении и систематизации методологических положений и практических подходов, позволивших сформулировать теоретические и практические рекомендации по учетно-аналитичсекому обеспечению организаций о гудвиле.
В ходе диссертационного исследования были применены следующие методы: комплексный системный подход, сравнительный метод, экономикоматематической моделирование (построение модели Блэка-Шоулза, метод дисконтированных денежных потоков). Методика исследования основывалась на анализе отечественной и зарубежной теории и практики формирования информации о гудвиле.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применение на практике предложенных методических подходов к оценке гудвила, в том числе внутренне созданного, позволит повысить достоверность информационной базы принятия управленческих решений.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены на международных, региональных научно-практических конференциях. Наиболее существенные положения и результаты диссертационного исследования автора нашли отражение в 4 публикациях, среди которых 1 работа опубликована в научном журнале, рецензируемом ВАК и 3 работы - в журналах, входящих в РИНЦ.
Объем и структура работы. Диссертация содержит введение, три главы (каждая из которых подразделена на три параграфа), заключение, список использованных источников, приложения.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать соответствующие обобщения, выводы и предложения, направленные на совершенствование учетно-аналитического обеспечения в системе управления стоимостью гудвила, как фактора, определяющего стоимость современной компании. В условиях интеграции России и ее включения в мировое экономическое сообщество, гудвил становится показательным фактором экономической жизни организаций, в том числе осуществляющих деятельность за рубежом.
На наш взгляд, гудвил следует классифицировать как величину, состоящую из двух факторов:
- качественное состояние или положение организации;
- количественная мера стоимости организации.
В первом случае гудвил представляется рыночным индикатором финансового положения организации, т.е. это совокупность всех факторов, которые помогают экономическому субъекту получать большую прибыль в сравнении со средней аналогичной компанией. Гудвил нарабатывается предприятиями годами и связан с большими вкладами сохранить имя компании: затраты на рекламу, продвижение бренда и поддержание имиджа. Гудвил в данной трактовке можно определить дорогостоящей ценностью компании, ущерб которой может повлечь разрушение всей организации.
Во втором случае понятие «гудвил» можно охарактеризовать как бухгалтерскую категорию, которая определяется готовностью покупателя заплатить большую или меньшую сумму, чем стоимость всех чистых активов приобретаемой компании, т.е. имеет количественную оценку.
Полученное сравнение понятий «гудвил» и «деловая репутация» позволили сделать вывод, что необходимо четко разграничить указанные термины в прямой зависимости от типов стандартов, в соответствии с которыми составляется финансовая отчетность. При этом следует закрепить понятие «гудвил» за величиной, характеризующей разность между стоимостью приобретенной компании, и справедливой стоимостью идентифицируемых активов и обязательств приобретенной компании, и используемой для составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО. А понятие «деловая репутация» - за величиной, характеризующей разность между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), и используемой для составления финансовой отчетности в соответствии с РСБУ.
В процессе характеристики методики бухгалтерского учета и анализа гудвила в ПАО «Татнефть» была предложена методика оценки внутренне созданного гудвила. На основу этой методики заложена оценка внутренне созданного гудвила по установленному на отчетную дату курсу акций данной организации, определение реальной стоимости ее капитала, присоединив к ней величину обязательств и вычтя справедливую стоимость активов на отчетную дату. Приведенные расчеты по данной методике показали, что ПАО «Татнефть» характеризуется высоким значением внутренне созданного гудвила. Также была произведена оценка доли внутренне созданного гудвила в рыночной стоимости компании. Значимая величина гудвила не только повышает надежность и устойчивость компании в лице потребителей продукции и услуг, поставщиков сырья, материалов и т.д., но и способствует решению инвестиционных вопросов, выгодному привлечению заемных средств, эффективному ведению хозяйственной деятельности. Как отмечалось, внутренне созданный гудвил также служит значимой управленческой информацией для собственников, менеджеров и инвесторов. В связи с этим предложено представление информации о внутренне созданном гудвиле в виде справочной информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности.
На примере компаний ПАО «НК «Роснефть» и ПАО АНК «Башнефть» произведены расчеты по оценке неконтролирующей доли участия и гудвила, оцененные по методу справедливой стоимости. Гудвил ПАО «НК «Роснефть» при приобретении ПАО АНК «Башнефть», рассчитанный методом полного гудвила, имеет положительный гудвил. Было показано учет стоимости гудвила ПАО «НК «Роснефть», рассчитанного при приобретении ПАО АНК «Башнефть», бухгалтерскими записями.
На основе консолидированной финансовой отчетности ПАО «МегаФон» проанализировано порядок проведения проверки на обесценение и отражение убытка от обесценения в отчетности организации. В соответствии с учетной политикой организации, а также в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности убыток от обесценения гудвила признается в сумме превышения балансовой стоимости над возмещаемой стоимостью каждой ЕГДС, к которой относится гудвил. Возмещаемая стоимость представляет собой большую из двух величин: справедливой стоимости актива или ЕГДС за вычетом затрат на его продажу и ценности его использования. Убыток от обесценения отнесенного к ЕГДС гудвила впоследствии не подлежит восстановлению.
Авторами на основе консолидированной финансовой отчетности различных компаний было проанализировано раскрытие информации о гудвиле в системе консолидированной финансовой отчетности. Форматы представления финансовой отчетности, по нашему мнению, должны содержать объективную и полную достоверную информацию о гудвиле. На наш взгляд, информацию о величине гудвила следует представлять отдельной позицией, тем более если величина гудвила является существенной, но при этом прочие статьи нематериальных активов обозначать как «Нематериальные активы, за исключением гудвила». Так, были рассмотрены современные аспекты учета гудвила в составе приобретенного имущественного комплекса и раскрытие информации о гудвиле в системе консолидированной финансовой отчетности.
На сегодняшний день одним из путей приобретения дополнительных конкурентных преимуществ для компаний может стать проведение сделки слияния и поглощения. В этой связи значительный интерес представляет исследование существующих подходов к определению стоимости компании - объекта сделки, а также возможных вариантов ее изменения. Нами дано определение, что результат сделки слияния и поглощения - это новая крупная экономическая единица, которая характеризуется направленной на совместной производственно-хозяйственной деятельности двух и более компаний как единое целое. На данной основе было отмечено, что миссия сделок слияний и поглощений заключается в увеличении стоимости компании, преследующая цели максимизации прибыли экономической единицы и оптимизации затрат организации при осуществлении деятельности. Приведена статистика процессов слияний и поглощений на российском и мировом рынках, которая в основном была охарактеризована ростом количества и стоимости данных сделок.
На основе анализа эффективности слияний и поглощений был определен синергетический эффект от слияния компаний ПАО «НК «Роснефть» и ПАО АНК «Башнефть». На основу проведения анализа был заложен метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых компаниями (перспективный анализ), поскольку решение об интеграции является стратегическим, ориентированным на будущее. Данная информация являлось основой для осуществления расчета эффективности сделок слияний и поглощений. Слияние анализируемых организаций по представленным расчетам является обоснованным с экономической точки зрения.
При расчете гудвила немаловажное значение имеет стоимость чистых активов компании. Активы любой компании характеризуются такими статьями долгосрочных активов, как основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения. Их наличие и оценка прямо влияют на стоимость чистых активов организации. Для предприятий, которые успешно развиваются и направляют ресурсы организации на инвестиции в нематериальные активы, привлекательным является применение теории опционов к оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Проведенная нами оценка нематериального актива с использованием модели Блэка-Шоулза с помощью Excel-функции HOPMPACn(d) для оценки нематериального актива, которую планирует приобрести организация, подтверждает целесообразность приобретения данного актива и возможное повышение эффективности использования нематериальных активов НГДУ «Бавлынефть» ПАО «Татнефть». Экономическая эффективность производства во многом зависит от степени использования основных фондов и нематериальных активов.
Таким образом, вышеприведенные предложения касаются правильного аналитического учета гудвила, вопросов оценки и отражения стоимости гудвила в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, вопроса раскрытия информации о гудвиле в отчетности организаций, методики расчета внутренне созданного гудвила публичных компаний и последующего мониторинга его стоимости. Рассмотренные аспекты анализа гудвила, на наш взгляд, приведут к повышению прозрачности и качества формирования учетноаналитической информации о гудвиле в организациях, что позволит лучше управлять компанией и своевременно принимать обоснованные управленческие решения.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день компаниям следует уделять больше внимания постоянному повышению квалификации бухгалтеров и аудиторов, поскольку профессиональный опыт специалиста напрямую будет сказываться на результатах деятельности компании. Это обеспечит формирование максимально объективного профессионального суждения, которое необходимо в современных условиях, особенно, при интеграции российских стандартов бухгалтерского учета с МСФО.
На наш взгляд, гудвил следует классифицировать как величину, состоящую из двух факторов:
- качественное состояние или положение организации;
- количественная мера стоимости организации.
В первом случае гудвил представляется рыночным индикатором финансового положения организации, т.е. это совокупность всех факторов, которые помогают экономическому субъекту получать большую прибыль в сравнении со средней аналогичной компанией. Гудвил нарабатывается предприятиями годами и связан с большими вкладами сохранить имя компании: затраты на рекламу, продвижение бренда и поддержание имиджа. Гудвил в данной трактовке можно определить дорогостоящей ценностью компании, ущерб которой может повлечь разрушение всей организации.
Во втором случае понятие «гудвил» можно охарактеризовать как бухгалтерскую категорию, которая определяется готовностью покупателя заплатить большую или меньшую сумму, чем стоимость всех чистых активов приобретаемой компании, т.е. имеет количественную оценку.
Полученное сравнение понятий «гудвил» и «деловая репутация» позволили сделать вывод, что необходимо четко разграничить указанные термины в прямой зависимости от типов стандартов, в соответствии с которыми составляется финансовая отчетность. При этом следует закрепить понятие «гудвил» за величиной, характеризующей разность между стоимостью приобретенной компании, и справедливой стоимостью идентифицируемых активов и обязательств приобретенной компании, и используемой для составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО. А понятие «деловая репутация» - за величиной, характеризующей разность между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), и используемой для составления финансовой отчетности в соответствии с РСБУ.
В процессе характеристики методики бухгалтерского учета и анализа гудвила в ПАО «Татнефть» была предложена методика оценки внутренне созданного гудвила. На основу этой методики заложена оценка внутренне созданного гудвила по установленному на отчетную дату курсу акций данной организации, определение реальной стоимости ее капитала, присоединив к ней величину обязательств и вычтя справедливую стоимость активов на отчетную дату. Приведенные расчеты по данной методике показали, что ПАО «Татнефть» характеризуется высоким значением внутренне созданного гудвила. Также была произведена оценка доли внутренне созданного гудвила в рыночной стоимости компании. Значимая величина гудвила не только повышает надежность и устойчивость компании в лице потребителей продукции и услуг, поставщиков сырья, материалов и т.д., но и способствует решению инвестиционных вопросов, выгодному привлечению заемных средств, эффективному ведению хозяйственной деятельности. Как отмечалось, внутренне созданный гудвил также служит значимой управленческой информацией для собственников, менеджеров и инвесторов. В связи с этим предложено представление информации о внутренне созданном гудвиле в виде справочной информации в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности.
На примере компаний ПАО «НК «Роснефть» и ПАО АНК «Башнефть» произведены расчеты по оценке неконтролирующей доли участия и гудвила, оцененные по методу справедливой стоимости. Гудвил ПАО «НК «Роснефть» при приобретении ПАО АНК «Башнефть», рассчитанный методом полного гудвила, имеет положительный гудвил. Было показано учет стоимости гудвила ПАО «НК «Роснефть», рассчитанного при приобретении ПАО АНК «Башнефть», бухгалтерскими записями.
На основе консолидированной финансовой отчетности ПАО «МегаФон» проанализировано порядок проведения проверки на обесценение и отражение убытка от обесценения в отчетности организации. В соответствии с учетной политикой организации, а также в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности убыток от обесценения гудвила признается в сумме превышения балансовой стоимости над возмещаемой стоимостью каждой ЕГДС, к которой относится гудвил. Возмещаемая стоимость представляет собой большую из двух величин: справедливой стоимости актива или ЕГДС за вычетом затрат на его продажу и ценности его использования. Убыток от обесценения отнесенного к ЕГДС гудвила впоследствии не подлежит восстановлению.
Авторами на основе консолидированной финансовой отчетности различных компаний было проанализировано раскрытие информации о гудвиле в системе консолидированной финансовой отчетности. Форматы представления финансовой отчетности, по нашему мнению, должны содержать объективную и полную достоверную информацию о гудвиле. На наш взгляд, информацию о величине гудвила следует представлять отдельной позицией, тем более если величина гудвила является существенной, но при этом прочие статьи нематериальных активов обозначать как «Нематериальные активы, за исключением гудвила». Так, были рассмотрены современные аспекты учета гудвила в составе приобретенного имущественного комплекса и раскрытие информации о гудвиле в системе консолидированной финансовой отчетности.
На сегодняшний день одним из путей приобретения дополнительных конкурентных преимуществ для компаний может стать проведение сделки слияния и поглощения. В этой связи значительный интерес представляет исследование существующих подходов к определению стоимости компании - объекта сделки, а также возможных вариантов ее изменения. Нами дано определение, что результат сделки слияния и поглощения - это новая крупная экономическая единица, которая характеризуется направленной на совместной производственно-хозяйственной деятельности двух и более компаний как единое целое. На данной основе было отмечено, что миссия сделок слияний и поглощений заключается в увеличении стоимости компании, преследующая цели максимизации прибыли экономической единицы и оптимизации затрат организации при осуществлении деятельности. Приведена статистика процессов слияний и поглощений на российском и мировом рынках, которая в основном была охарактеризована ростом количества и стоимости данных сделок.
На основе анализа эффективности слияний и поглощений был определен синергетический эффект от слияния компаний ПАО «НК «Роснефть» и ПАО АНК «Башнефть». На основу проведения анализа был заложен метод дисконтирования денежных потоков, генерируемых компаниями (перспективный анализ), поскольку решение об интеграции является стратегическим, ориентированным на будущее. Данная информация являлось основой для осуществления расчета эффективности сделок слияний и поглощений. Слияние анализируемых организаций по представленным расчетам является обоснованным с экономической точки зрения.
При расчете гудвила немаловажное значение имеет стоимость чистых активов компании. Активы любой компании характеризуются такими статьями долгосрочных активов, как основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения. Их наличие и оценка прямо влияют на стоимость чистых активов организации. Для предприятий, которые успешно развиваются и направляют ресурсы организации на инвестиции в нематериальные активы, привлекательным является применение теории опционов к оценке стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Проведенная нами оценка нематериального актива с использованием модели Блэка-Шоулза с помощью Excel-функции HOPMPACn(d) для оценки нематериального актива, которую планирует приобрести организация, подтверждает целесообразность приобретения данного актива и возможное повышение эффективности использования нематериальных активов НГДУ «Бавлынефть» ПАО «Татнефть». Экономическая эффективность производства во многом зависит от степени использования основных фондов и нематериальных активов.
Таким образом, вышеприведенные предложения касаются правильного аналитического учета гудвила, вопросов оценки и отражения стоимости гудвила в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, вопроса раскрытия информации о гудвиле в отчетности организаций, методики расчета внутренне созданного гудвила публичных компаний и последующего мониторинга его стоимости. Рассмотренные аспекты анализа гудвила, на наш взгляд, приведут к повышению прозрачности и качества формирования учетноаналитической информации о гудвиле в организациях, что позволит лучше управлять компанией и своевременно принимать обоснованные управленческие решения.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день компаниям следует уделять больше внимания постоянному повышению квалификации бухгалтеров и аудиторов, поскольку профессиональный опыт специалиста напрямую будет сказываться на результатах деятельности компании. Это обеспечит формирование максимально объективного профессионального суждения, которое необходимо в современных условиях, особенно, при интеграции российских стандартов бухгалтерского учета с МСФО.
Подобные работы
- Роль деловой репутации в системе угроз экономической безопасности банка
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - Персональный бренд как компонент репутации компании
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018



