ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие Аддикция. Факторы, обуславливающие формирование
аддиктивного поведения у подростков 7
1.2 Личностные особенности подростков с аддиктивным поведением 15
1.3 Особенности психических состояний подростков с аддиктивным
поведением 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Исследования личностных особенностей подростков с аддиктивным
поведением 38
2.3 Исследования психических состояний подростков с аддиктивным
поведением 43
2.4 Анализ взаимосвязи личностных особенностей и психических состояний у
подростков с аддиктивным поведением 46
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие Аддикция. Факторы, обуславливающие формирование
аддиктивного поведения у подростков 7
1.2 Личностные особенности подростков с аддиктивным поведением 15
1.3 Особенности психических состояний подростков с аддиктивным
поведением 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Исследования личностных особенностей подростков с аддиктивным
поведением 38
2.3 Исследования психических состояний подростков с аддиктивным
поведением 43
2.4 Анализ взаимосвязи личностных особенностей и психических состояний у
подростков с аддиктивным поведением 46
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Современная ступень российского общества характеризуется кординальными социальными и экономическими преобразованиями, изменением представлений об институте семьи, ослаблением контроля со стороны социума, сокращением детских неформальных объединений, возрастанием компьютерных игр с виртуальными контактами, разрастанием агрессивной информации в потоках СМИ. Кризисность и трансформация целого ряда социокультурных признаков развития приводят к непрерывному возрастанию стрессовых ситуаций, а также к долговременному и интенсивному психоэмоциональному напряжению. Последствием этого могут являться потеря чувства безопасности и страх перед действительностью, формирующие стремление ухода от реальности. По этой причине, увеличиваются виды психической дезадаптации в детском и подростковом возрастах, среди которых самой распространенной, по данным исследований, является зависимое (аддиктивное) поведение. Суть аддиктивного поведения заключается в уходе от дискомфорта, тревоги и напряжения путем искусственного изменения своего психического состояния при помощи некоторых веществ или постоянного закрепления внимания на определенных видах деятельности и предметах (Менделеевич В.Д., Короленко Ц.П., Донских Т.А., Змановская Е.В.) [3,7,41,8].
Статистические данные численности лиц, потребляющих с той или иной частотой одурманивающие вещества, указывает на то, что в 2006 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 21775 больных с наркологическими расстройствами в возрасте от 0 до 14 лет (что составило 260 больных на 100 тыс. детей), 126477 больных от 15 до 17 лет (что составляет 178 больных в расчете на 100 тыс. здоровых подростков). Вследствие данных государственной статистики можно говорить о стабильно высокой степени распространенности и злоупотреблении ПАВ среди детскоподросткового населения.
Степень научной разработанности проблемы: во многих исследованиях указывается, что наркомания в наибольшей степени формируется у лиц, имеющих аномалии характера (И.П. Лысенко, А.Д. Ревенок; В.Г. Морозов, H.H. Боголепов; А.Б. Смулевич; М.Г. Гулямов; И.Н. Пятницкая; А.Ю. Егоров). Низкая устойчивость к стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов, обусловленные неразвитостью или недостаточностью личностно-средовых ресурсов, часто являются причиной обращения к психоактивным веществам (А.Г. Врублевский, М.Г, Цетлин; Ю.В. Попов; H.A. Сирота, В.М. Ялтонский; В. Д. Менделевич; В. А. Дереча).
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации мероприятий, направленных на профилактику (первичную, вторичную) девиантного (зависимого, в том числе) поведения, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования была обеспечена теоретической и методологической обоснованностью изучаемых психологических групп; подробной организацией эмпирического исследования; использованием комплекса методов исследования, соответствующих целям, задачам и гипотезе исследования; показательностью выборки испытуемых, а также применением методов математической статистики при обработке данных и содержательным, детальным анализом полученных результатов.
Целью настоящего исследования является изучение и выявление взаимосвязи личностных особенностей и психических состояний у подростков с аддиктивным поведением.
Объект исследования: особенности личности подростков с аддиктивным поведением.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и психических состояний подростков с аддиктивным поведением.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями темперамента у подростков с аддиктивным поведением и их такими психическими состояниями, как агрессия и ригидность.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению личностных особенностей и психических состояний у подростков с аддиктивным поведением.
2. Разработать программу исследования, сформировать выборку испытуемых, подобрать необходимые методы и психодиагностические методики для реализации поставленной цели.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей подростков с аддиктивным поведением.
4. Провести эмпирическое исследование психических состояний подростков с аддиктивным поведением.
5. Проанализировать наличие связи между личностными особенностями и психическими состояниями подростков с зависимым поведением.
Теоретическую основу данного исследования составили: Концепции А.Г. Ковалева и К.К. Платонова о структуре личности; положения психологии развития об особенностях становления личности в подростковом возрасте, сформулированные в рамках деятельностного подхода (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д-.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); исследования феномена аддиктивного поведения и закономерностей формированная наркозависимости (С.В. Березин, Б.С. Братусь, К.С. Лисецкий, B.C. Битенский, А.Е. Личко, H.A. Сирота, И.П. Пятницкая); положения теории функциональных систем В.К. Шабельникова, касающиеся логики становления структур личности; особенности психического состояния подростков (А.Е. Личко, Г. Крайг, Ц.П. Короленко).
Методы и методики исследования: 1) Беседа. 2) Тестирование: Личностный опросник Айзенка; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; тест враждебности Басса-Дарки; тест самооценки психических состояний Айзенка. 3) методы математической обработки данных психологического исследования: вычисление среднего арифметического; метод оценки достоверности различий изучаемых показателей t-критерий Стьюдента; метод линейного корреляционного анализа по Пирсону.
Выборка: для выполнения поставленных задач и проведения исследования, направленного на изучение личностных особенностей и психических состояний подростков с аддиктивным поведением были обследованы подростки в возрасте 16-18 лет, проживающие в Раифском специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (20 человек). Нормативную группу составили ученики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии №3» в возрасте 16-18 лет (20 человек). Общий объем выборки составил 40 человек.
Статистические данные численности лиц, потребляющих с той или иной частотой одурманивающие вещества, указывает на то, что в 2006 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 21775 больных с наркологическими расстройствами в возрасте от 0 до 14 лет (что составило 260 больных на 100 тыс. детей), 126477 больных от 15 до 17 лет (что составляет 178 больных в расчете на 100 тыс. здоровых подростков). Вследствие данных государственной статистики можно говорить о стабильно высокой степени распространенности и злоупотреблении ПАВ среди детскоподросткового населения.
Степень научной разработанности проблемы: во многих исследованиях указывается, что наркомания в наибольшей степени формируется у лиц, имеющих аномалии характера (И.П. Лысенко, А.Д. Ревенок; В.Г. Морозов, H.H. Боголепов; А.Б. Смулевич; М.Г. Гулямов; И.Н. Пятницкая; А.Ю. Егоров). Низкая устойчивость к стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов, обусловленные неразвитостью или недостаточностью личностно-средовых ресурсов, часто являются причиной обращения к психоактивным веществам (А.Г. Врублевский, М.Г, Цетлин; Ю.В. Попов; H.A. Сирота, В.М. Ялтонский; В. Д. Менделевич; В. А. Дереча).
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации мероприятий, направленных на профилактику (первичную, вторичную) девиантного (зависимого, в том числе) поведения, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования была обеспечена теоретической и методологической обоснованностью изучаемых психологических групп; подробной организацией эмпирического исследования; использованием комплекса методов исследования, соответствующих целям, задачам и гипотезе исследования; показательностью выборки испытуемых, а также применением методов математической статистики при обработке данных и содержательным, детальным анализом полученных результатов.
Целью настоящего исследования является изучение и выявление взаимосвязи личностных особенностей и психических состояний у подростков с аддиктивным поведением.
Объект исследования: особенности личности подростков с аддиктивным поведением.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и психических состояний подростков с аддиктивным поведением.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями темперамента у подростков с аддиктивным поведением и их такими психическими состояниями, как агрессия и ригидность.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению личностных особенностей и психических состояний у подростков с аддиктивным поведением.
2. Разработать программу исследования, сформировать выборку испытуемых, подобрать необходимые методы и психодиагностические методики для реализации поставленной цели.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей подростков с аддиктивным поведением.
4. Провести эмпирическое исследование психических состояний подростков с аддиктивным поведением.
5. Проанализировать наличие связи между личностными особенностями и психическими состояниями подростков с зависимым поведением.
Теоретическую основу данного исследования составили: Концепции А.Г. Ковалева и К.К. Платонова о структуре личности; положения психологии развития об особенностях становления личности в подростковом возрасте, сформулированные в рамках деятельностного подхода (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д-.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); исследования феномена аддиктивного поведения и закономерностей формированная наркозависимости (С.В. Березин, Б.С. Братусь, К.С. Лисецкий, B.C. Битенский, А.Е. Личко, H.A. Сирота, И.П. Пятницкая); положения теории функциональных систем В.К. Шабельникова, касающиеся логики становления структур личности; особенности психического состояния подростков (А.Е. Личко, Г. Крайг, Ц.П. Короленко).
Методы и методики исследования: 1) Беседа. 2) Тестирование: Личностный опросник Айзенка; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; тест враждебности Басса-Дарки; тест самооценки психических состояний Айзенка. 3) методы математической обработки данных психологического исследования: вычисление среднего арифметического; метод оценки достоверности различий изучаемых показателей t-критерий Стьюдента; метод линейного корреляционного анализа по Пирсону.
Выборка: для выполнения поставленных задач и проведения исследования, направленного на изучение личностных особенностей и психических состояний подростков с аддиктивным поведением были обследованы подростки в возрасте 16-18 лет, проживающие в Раифском специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (20 человек). Нормативную группу составили ученики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии №3» в возрасте 16-18 лет (20 человек). Общий объем выборки составил 40 человек.
Причины деструктивного поведения подростков, к которым относится и аддиктивное поведение, многообразны, при этом чаще всего химическая зависимость определяется совместным действием различных факторов и условий. Среди них следует выделить психологические, играющие существенную роль в возникновении и развитии зависимости от ПАВ.
Тем не менее, мало изученным является динамика формирования аддиктивного поведения в разные возрастные периоды, в частности, в подростковом возрасте. Недостаточно описаны механизмы, вызывающие и сдерживающие формирование зависимого поведения. Сказанное не позволяет целостно и системно оценивать риск формирования аддиктивного поведения. Таким образом, особое значение имеет поиск методик исследования факторов риска аддиктивного поведения как целостной динамической системы их взаимного влияния.
Проведенный теоретический анализ литературных источников, посвященных личностным особенностям и психическим состояниям у подростков при аддиктивном поведении, позволяет сделать вывод, что существует ряд личностных особенностей, а именно акцентуаций характера, которые в большей степени способствуют формированию и дальнейшему выбору вида аддиктивного поведения.
Психические состояния у подростков, по мнению авторов, при зависимом поведении отличаются сниженной способностью к саморегуляции, повышенной тревожностью, агрессивностью, возбудимостью и состоянием фрустрации.
В результате проведенного исследования с помощью методик, направленных на выявление личностных особенностей и психических состояний выявлено, что у подростков с аддиктивным поведением, с наибольшей вероятностью, наблюдаются Застревающий, Педантичный и Возбудимый типы акцентуации характера наряду с нейротизмом. Наличие смешанных типов обусловлены, либо накладыванием черт одного типа на другой, либо обусловлены эндогенными факторами, прежде всего генетическими, характеризующееся одновременным заострением черт разных типов акцентуаций. Так же, результаты методик показали высокую склонность подростков с зависимым поведением к агрессивности и ригидности.
Кроме прочих взаимосвязей между личностными особенностями с психическими состояниями, выявлена достоверно значимая связь возбудимого типа акцентуации характера с агрессией и ригидностью.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями темперамента у подростков с аддиктивным поведением и их такими психическими состояниями, как агрессивность и ригидность, в ходе исследования нашла свое полное подтверждение.
Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации мероприятий, направленных на профилактику (первичную, вторичную) девиантного (зависимого, в том числе) поведения, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
Тем не менее, мало изученным является динамика формирования аддиктивного поведения в разные возрастные периоды, в частности, в подростковом возрасте. Недостаточно описаны механизмы, вызывающие и сдерживающие формирование зависимого поведения. Сказанное не позволяет целостно и системно оценивать риск формирования аддиктивного поведения. Таким образом, особое значение имеет поиск методик исследования факторов риска аддиктивного поведения как целостной динамической системы их взаимного влияния.
Проведенный теоретический анализ литературных источников, посвященных личностным особенностям и психическим состояниям у подростков при аддиктивном поведении, позволяет сделать вывод, что существует ряд личностных особенностей, а именно акцентуаций характера, которые в большей степени способствуют формированию и дальнейшему выбору вида аддиктивного поведения.
Психические состояния у подростков, по мнению авторов, при зависимом поведении отличаются сниженной способностью к саморегуляции, повышенной тревожностью, агрессивностью, возбудимостью и состоянием фрустрации.
В результате проведенного исследования с помощью методик, направленных на выявление личностных особенностей и психических состояний выявлено, что у подростков с аддиктивным поведением, с наибольшей вероятностью, наблюдаются Застревающий, Педантичный и Возбудимый типы акцентуации характера наряду с нейротизмом. Наличие смешанных типов обусловлены, либо накладыванием черт одного типа на другой, либо обусловлены эндогенными факторами, прежде всего генетическими, характеризующееся одновременным заострением черт разных типов акцентуаций. Так же, результаты методик показали высокую склонность подростков с зависимым поведением к агрессивности и ригидности.
Кроме прочих взаимосвязей между личностными особенностями с психическими состояниями, выявлена достоверно значимая связь возбудимого типа акцентуации характера с агрессией и ригидностью.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями темперамента у подростков с аддиктивным поведением и их такими психическими состояниями, как агрессивность и ригидность, в ходе исследования нашла свое полное подтверждение.
Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации мероприятий, направленных на профилактику (первичную, вторичную) девиантного (зависимого, в том числе) поведения, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.
Подобные работы
- Психологическое сопровождение лиц, склонных к аддиктивному поведению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональные состояния мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПИЩЕВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Индивидуальные психологические особенности у лиц с аддиктивными формами поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Социальная профилактика аддиктивного поведения молодежи (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



