Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Работа №33116

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
614
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗУЧЕНИЮ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 7
1.1 Понятие Аддикция. Факторы, обуславливающие формирование
аддиктивного поведения у подростков 7
1.2 Личностные особенности подростков с аддиктивным поведением 15
1.3 Особенности психических состояний подростков с аддиктивным
поведением 22
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 34
2.1 Этапы и методы исследования 34
2.2 Исследования личностных особенностей подростков с аддиктивным
поведением 38
2.3 Исследования психических состояний подростков с аддиктивным
поведением 43
2.4 Анализ взаимосвязи личностных особенностей и психических состояний у
подростков с аддиктивным поведением 46
Выводы по второй главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования. Современная ступень российского общества характеризуется кординальными социальными и экономическими преобразованиями, изменением представлений об институте семьи, ослаблением контроля со стороны социума, сокращением детских неформальных объединений, возрастанием компьютерных игр с виртуальными контактами, разрастанием агрессивной информации в потоках СМИ. Кризисность и трансформация целого ряда социокультурных признаков развития приводят к непрерывному возрастанию стрессовых ситуаций, а также к долговременному и интенсивному психоэмоциональному напряжению. Последствием этого могут являться потеря чувства безопасности и страх перед действительностью, формирующие стремление ухода от реальности. По этой причине, увеличиваются виды психической дезадаптации в детском и подростковом возрастах, среди которых самой распространенной, по данным исследований, является зависимое (аддиктивное) поведение. Суть аддиктивного поведения заключается в уходе от дискомфорта, тревоги и напряжения путем искусственного изменения своего психического состояния при помощи некоторых веществ или постоянного закрепления внимания на определенных видах деятельности и предметах (Менделеевич В.Д., Короленко Ц.П., Донских Т.А., Змановская Е.В.) [3,7,41,8].
Статистические данные численности лиц, потребляющих с той или иной частотой одурманивающие вещества, указывает на то, что в 2006 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 21775 больных с наркологическими расстройствами в возрасте от 0 до 14 лет (что составило 260 больных на 100 тыс. детей), 126477 больных от 15 до 17 лет (что составляет 178 больных в расчете на 100 тыс. здоровых подростков). Вследствие данных государственной статистики можно говорить о стабильно высокой степени распространенности и злоупотреблении ПАВ среди детскоподросткового населения.
Степень научной разработанности проблемы: во многих исследованиях указывается, что наркомания в наибольшей степени формируется у лиц, имеющих аномалии характера (И.П. Лысенко, А.Д. Ревенок; В.Г. Морозов, H.H. Боголепов; А.Б. Смулевич; М.Г. Гулямов; И.Н. Пятницкая; А.Ю. Егоров). Низкая устойчивость к стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов, обусловленные неразвитостью или недостаточностью личностно-средовых ресурсов, часто являются причиной обращения к психоактивным веществам (А.Г. Врублевский, М.Г, Цетлин; Ю.В. Попов; H.A. Сирота, В.М. Ялтонский; В. Д. Менделевич; В. А. Дереча).
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации мероприятий, направленных на профилактику (первичную, вторичную) девиантного (зависимого, в том числе) поведения, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции.
Достоверность и обоснованность результатов исследования была обеспечена теоретической и методологической обоснованностью изучаемых психологических групп; подробной организацией эмпирического исследования; использованием комплекса методов исследования, соответствующих целям, задачам и гипотезе исследования; показательностью выборки испытуемых, а также применением методов математической статистики при обработке данных и содержательным, детальным анализом полученных результатов.
Целью настоящего исследования является изучение и выявление взаимосвязи личностных особенностей и психических состояний у подростков с аддиктивным поведением.
Объект исследования: особенности личности подростков с аддиктивным поведением.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных особенностей и психических состояний подростков с аддиктивным поведением.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: Существует взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями темперамента у подростков с аддиктивным поведением и их такими психическими состояниями, как агрессия и ригидность.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературных источников, посвященных изучению личностных особенностей и психических состояний у подростков с аддиктивным поведением.
2. Разработать программу исследования, сформировать выборку испытуемых, подобрать необходимые методы и психодиагностические методики для реализации поставленной цели.
3. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей подростков с аддиктивным поведением.
4. Провести эмпирическое исследование психических состояний подростков с аддиктивным поведением.
5. Проанализировать наличие связи между личностными особенностями и психическими состояниями подростков с зависимым поведением.
Теоретическую основу данного исследования составили: Концепции А.Г. Ковалева и К.К. Платонова о структуре личности; положения психологии развития об особенностях становления личности в подростковом возрасте, сформулированные в рамках деятельностного подхода (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д-.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); исследования феномена аддиктивного поведения и закономерностей формированная наркозависимости (С.В. Березин, Б.С. Братусь, К.С. Лисецкий, B.C. Битенский, А.Е. Личко, H.A. Сирота, И.П. Пятницкая); положения теории функциональных систем В.К. Шабельникова, касающиеся логики становления структур личности; особенности психического состояния подростков (А.Е. Личко, Г. Крайг, Ц.П. Короленко).
Методы и методики исследования: 1) Беседа. 2) Тестирование: Личностный опросник Айзенка; методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда; тест враждебности Басса-Дарки; тест самооценки психических состояний Айзенка. 3) методы математической обработки данных психологического исследования: вычисление среднего арифметического; метод оценки достоверности различий изучаемых показателей t-критерий Стьюдента; метод линейного корреляционного анализа по Пирсону.
Выборка: для выполнения поставленных задач и проведения исследования, направленного на изучение личностных особенностей и психических состояний подростков с аддиктивным поведением были обследованы подростки в возрасте 16-18 лет, проживающие в Раифском специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (20 человек). Нормативную группу составили ученики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии №3» в возрасте 16-18 лет (20 человек). Общий объем выборки составил 40 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Причины деструктивного поведения подростков, к которым относится и аддиктивное поведение, многообразны, при этом чаще всего химическая зависимость определяется совместным действием различных факторов и условий. Среди них следует выделить психологические, играющие существенную роль в возникновении и развитии зависимости от ПАВ.
Тем не менее, мало изученным является динамика формирования аддиктивного поведения в разные возрастные периоды, в частности, в подростковом возрасте. Недостаточно описаны механизмы, вызывающие и сдерживающие формирование зависимого поведения. Сказанное не позволяет целостно и системно оценивать риск формирования аддиктивного поведения. Таким образом, особое значение имеет поиск методик исследования факторов риска аддиктивного поведения как целостной динамической системы их взаимного влияния.
Проведенный теоретический анализ литературных источников, посвященных личностным особенностям и психическим состояниям у подростков при аддиктивном поведении, позволяет сделать вывод, что существует ряд личностных особенностей, а именно акцентуаций характера, которые в большей степени способствуют формированию и дальнейшему выбору вида аддиктивного поведения.
Психические состояния у подростков, по мнению авторов, при зависимом поведении отличаются сниженной способностью к саморегуляции, повышенной тревожностью, агрессивностью, возбудимостью и состоянием фрустрации.
В результате проведенного исследования с помощью методик, направленных на выявление личностных особенностей и психических состояний выявлено, что у подростков с аддиктивным поведением, с наибольшей вероятностью, наблюдаются Застревающий, Педантичный и Возбудимый типы акцентуации характера наряду с нейротизмом. Наличие смешанных типов обусловлены, либо накладыванием черт одного типа на другой, либо обусловлены эндогенными факторами, прежде всего генетическими, характеризующееся одновременным заострением черт разных типов акцентуаций. Так же, результаты методик показали высокую склонность подростков с зависимым поведением к агрессивности и ригидности.
Кроме прочих взаимосвязей между личностными особенностями с психическими состояниями, выявлена достоверно значимая связь возбудимого типа акцентуации характера с агрессией и ригидностью.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и особенностями темперамента у подростков с аддиктивным поведением и их такими психическими состояниями, как агрессивность и ригидность, в ходе исследования нашла свое полное подтверждение.
Полученные результаты исследования могут быть использованы специалистами в организации мероприятий, направленных на профилактику (первичную, вторичную) девиантного (зависимого, в том числе) поведения, а также при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии.



1. Ковалев, А. Г. Психология личности, изд. 3. - М., "Просвещение" [Текст], 2000. - 309 с.
2. Платонов, К.К. Занимательная психология [Текст]. - Издание 5е, исправленное. - СПб.: Питер Пресс, 2002. - 288 с.
3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст]. - М., 2001.
4. Битенский, B.C. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков / Вопросы психологии [Текст]: / Битенский B.C., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. — 1991. — №4. - С.87-93.
5. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст]. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с.
6. Личко, А.Е. Подростковая наркология: Руководство [Текст]:/ Личко А.Е., Битенский B.C. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
7. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1991. - №1.
8. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текст]. - М., 2003. - 228 с.
9. Крайг, Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб., 2010. - 987 с.
10. Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. Практическое пособие [Текст]. - М.: Фолиум, 1996. - 48 с.
11. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. - 304 с.
12. Алексеев, Б.Е. Системный подход к изучению алкоголизма и наркоманий / Обозрение психиатрии и мед. психологии. - 1992. - № 1. - 200 с.
13. Завьялов, В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости [Текст]. - Новосибирск: Наука, 1988. - 198 с.
14. Билибин, Д.П. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий: Учеб. Пособие [Текст]: / Билибин Д.П., Дворников В.Е. - М.: УДН, 1991. - 104 с.
15. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст]. - М.: Высшая школа, 1981. - 175 с.
16. Юлдашев, В. Л. Некоторые особенности приобщения к
психоактивным веществам несовершеннолетних / 13 съезд психиатров России: Материалы съезда [Текст]: / Юлдашев В. Л., Байков И.Р., Певцов Г.В.-М., 2000. - 281 с.
17. Антропов, А.Ю. К проблеме возрастной периодизации алкоголизма / XIII съезд психиатров России: Материалы съезда. - М., 2000. - 227 с.
18. Буторина, Н.Е. Особенности девиантного поведения как клинического проявления пубертатного криза / Саморазрушающее поведение у подростков: Тр. / Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. [Текст]:
/ Буторина Н.Е., Дедков Е.Д. - Л.,1991. - Т. 128. - 250 с.
19. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 384 с.
20. Кутер, П. Современный психоанализ. - СПб., 1997. - 421 с.
21. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст]. - М.: Класс, 2004. - 215с.
22. Гиндикин, В.Я. Личностная патология [Текст]: / Гиндикин В.Я., Гурьева В. А - М, 1999. - 266с.
23. Братусь, Б. С. Клиника и профилактика раннего алкоголизма / Братусь Б.С., Сидоров П.И. - М.: Изд. МГУ, 2013. - 144 с.
24. Сирота, H.A. Учимся жить без наркотиков [Текст]:/ Наркостоп: Ежекварт. бюл. / ЮНЕСКО; Европ. комис. / Сирота H.A., Ялтонский В.М., Терентьев A.B., Баушева И.Л. - М., 2001. - Вып. 1-2.
25. Бориневич, В.В. Наркомания. - М., 1963. - 275 с.
26. Копыт, Н.Я. Профилактика алкоголизма [Текст]: / Копыт Н.Я., Сидоров П.И. - М.: Медицина, 1986. - 240 с.
27. Янсупов, Р.К. Социально - гигиенические и психологические аспекты в употреблении наркотических веществ и токсинов подростками: (исследования методом анкетирования) / Гигиенические вопросы воспитания, обучения и охраны здоровья детей и подростков [Текст]: / Янсупов Р.К., Назарова Н.Р., Беленкова С.И., Асамова A.A. - М., 1989. - 210 с.
28. Ткаченко, Г.Б. Санитарное просвещение в области потребления алкоголя, деятельность учебных заведений, средств массовой информации / Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000: Материалы Всерос. Форума по политике в обл. обществ, здоровья, 1996-1998 гг. и Всерос. конф. "Алкоголь и здоровье" - М., 1998. - 203 с.
29. Леонгард, К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 150 с.
30. Буторина, Н. Е. Социально- психологические и
психопатологические факторы, влияющие на терапевтическую резистентность при героиновой наркомании у подростков / 13 съезд психиатров России: Материалы съезда [Текст]: / Буторина Н.Е., Куприн И.В., Хотяновская Н.Б., Буторин Г.Г. - М., 2000. - 231 с.
31. Ураков, И.Г. Современные тенденции в распространенности наркомании в мире / Ураков И.Г., Мирошниченко Л.Д. - М.: Медицина, 1989. - 310 с.
32. Личко, А.Е. Подростковая наркология: Руководство [Текст]: / Личко А.Е., Битенский B.C. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
33. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1007 с.
34. Сирота, H.A. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]: / H.A. Сирота, В.М. Ялтонский. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
35. Энтин, Г.М. Построение лечебно-реабилитационной программы для больных наркоманией подростково-юношеского возраста / Конгресс по детской психиатрии: Материалы конгр. [Текст]: / Энтин, Г.М., Энтина Е.Г. - М., 2001. - 290 с.
36. Лисецкий, К.С. Психология и психопрофилактика наркотической зависимости [Текст]: / Лисецкий К.С., Литягина Е.В. - М., 2008. - 224 с.
37. Максимова, Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие [Текст]: / Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576 с.
38. Литвинова, A.B. Влияние образов родителей на формирование субъектных позиций у подростков [Текст]: / Литвинова A.B., Синягина И.А - М., 2004. - 108 с.
39. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. - 304 с.
40. Сирота, Н.А. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде - М., 2003.- 320 с.
41. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе. Короленко Ц.П., Донских Т.А. - М., 2000- 218 с.
42. Miller W. Addictive behaviors: treatment of alcoholism, drug abuse, smoking and obesity. - Oxford ets.: Pergamon Press, 1984. - P. 353.
43. Johnson E.O., Bree M.B.M van den, Pickens R.W. Indicators of genetic and environmental influence in alcohol-dependent individuals. Alcoholism.
1996. V.20, №1. P.74.
44. Fthenakis W.E. Vater.Bd. II. Zur Vater-King-Beziehung in verschiedenen Familien-Strurturen. Munchen: Urban & Schwarzenberg, 1988.
45. Goodwin D.W. Is alcoholism hereditary? N.Y.: Ballantin books. - 1988. - P. 204.
46. Holmgerg M.B. Longitudial studies of drug abuse in a fifteen-year-old population: V. Prognostic factors. Psychological abstracts. 1986. V.73 (2). P. 443.
47. Johnson E.O., Bree M.B.M van den, Pickens R.W. Indicators of genetic and environmental influence in alcohol-dependent individuals. Alcoholism.
1996. V.20, №1. P.74.
48. Lipman E.L., Boyle M.H., Dooley M.D., Offord D.R. Chied WellBeing in Single-mother Familes //Journal of the American Academy of child & Adolescent psychiatry, 2002. - P. 411.
49. Fatherhood today: Men's changing role in the family /Ed.by P. Bronstein, C. Cowan. - N.Y: Wiley, Cop. 1988. - XIX. - P. 365.
50. Lamb M., Tamis-Lemonda C. The role of the father: an introduction /Ed.by M. Lamb. The role of father in child development. - N.J.: Wiley, 2004. - P.l-32.
51. Mahler M.S. On human symbiosis and vicissitudes of individuation: Infantile psychosis /M.S. Mahler. On the concept of Symbiosis and Separation- Individuation, P.7. — N.Y.: International universities press, 1983. P.125.
52. Parke R. Perceptions of father-infant interaction /Ed.by J.Osofsky. Handbook of infant development. - N.Y., 1979.
53. Parke R. Dennis J., Flyr M., Morris K., Killian C., McDowell D., Wild M., Fathering and children's peer relationships /Ed.by M. Lamb. The role of father in child development. - N.J.: Wiley, 2004. - P. 341.
54. Pleck E., Two dimensions of fatherhood: a history of the good dad — bad dad complex /Ed.by M. Lamb. The role of father in child development. - N.J.: Wiley, 2004. — P. 58.
55. Pleck J. Psychology of sex-roles //Women and men. - N.Y.: Prager, 1977. V. XVI.- Р. 223.
56. Potter-Efron R.T., Potter-Efron P.S. Family violence as a treatment issue with chemically dependent adolescents. Psychological abstracts. 1986. V.73.
57. Blatt S. Psychological assessment of psychopathology in opiate addicts. J. New.Ment.Dis., 1984, P. 165.
58. Zickler P. Drug use among America's teenagers shows slight Downward Trend / NIDANotes.- 1999.-Vol.14,N 1 . - P. 5.
59. Turrisi R., Wiersma K.A., Hughes K.K. Binge-drinking-related consequences in college students: role of drinking beliefs and mother-teen communications. Psychology of addictive behaviors. V.14, N.4. P. 345.
60. DSM-IV. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4thed). Washington, D.S.American psychiatric association. - 1994.
61. Etchegoyen A. Psychoanalytic ideas about fathers /Ed.by. J. Trowell, A. Etchegoyen. The importance of fathers / Brunner-Routledge, 2002. - P. 42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ