Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование публичных мероприятий в образовательной сфере
1.1. Понятие, содержание и формы публичных мероприятий в российском
законодательстве 7
1.2. Классификации подходов к определению публичных мероприятий в сфере
образования 19
Глава 2. Организация публичных мероприятий и соблюдения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий в Республике Татарстан
2.1. Правомерные и неправомерные ограничения прав и законных интересов
организаторов и участников публичных мероприятий 38
2.2. Меры защиты прав и законных интересов организаторов и участников
публичных мероприятий в сфере образования 53
2.3. Проектная деятельность участников публичных мероприятий в
образовательной сфере 69
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 83
Актуальность темы исследования. Граждане в России и за ее пределами используют публичные мероприятия как инструмент выражения своего мнения. Наиболее часто они проявляются в череде событий по поводу выборов в органы государственной власти. По этой причине государство вынуждено проводить реформы и вносить изменения в законодательство по поводу публичных мероприятий в части ограничения прав и свобод граждан в их проведении, так как часто они носят неправовой характер.
Так, в 2012 году в Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» были внесены изменения, которыми ограничивались возможности лиц в области организации публичных мероприятий и выбора мест их проведения, а также вводились повышенные требования к внешнему виду, численности участников публичных мероприятий и порядку проведения одиночных пикетирований . В 2016-2017 годах состоялось законодательное признание возможности организации и проведения публичных мероприятий с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, а также с целью информирования депутатами избирателей о своей деятельности . Между тем, конституционность норм российского законодательства, закрепивших практически все из обозначенных новых правил, стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по жалобам граждан на нарушения данными нормами гарантированного статьей 31 Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги,
демонстрации, шествия и пикетирования . В период с 2007 по 2019 год Конституционный Суд РФ рассмотрел в общей сложности более двадцати восьми дел, связанных с оценкой на предмет соответствия Конституции РФ отдельных положений Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что может являться недоработкой и неэффективным анализом законодателя в этой сфере. Рассматривая эти дела, Конституционной Суд, в основном, принимал положительные решения в сторону граждан.
Данные действия подтверждают тот факт, что государство и граждане не могут найти наиболее подходящий выход по конституционному регулированию механизма публичных мероприятий и раскрыть тему самих подходов к определению публичных мероприятий.
Так, важно исследовать теоретическое направление, которое связалось бы с практикой выработки специальной структуры критериев, которые смогли бы разграничить сами публичные мероприятия и другие формы активности, похожие на них.
С учетом вышеизложенного, настоящее исследование направлено на разработку проблем, связанных с современными подходами к определению публичных мероприятий.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы теоретической и практической части в сфере регулирования публичных мероприятий, подходов к ним являются разработками как российских, так и зарубежных ученых. Сущность публичных мероприятий раскрывается в науке конституционного права через призму формы непосредственного народовластия (С.С. Зенин, В.Т. Кабышев, В.В. Комарова, Л.А. Нудненко) и, в том числе, организационно-правовой формы выражения протеста (С.А. Авакьян); формы общественной коммуникации (Т. Маунц, М.И. Свешников);
формы выражения конституционных эмоций (А. Шайо) и формы защиты конституционных прав (В.Ф. Матвеев). Различные аспекты конституционно - правового регулирования публичных мероприятий также освещались в работах Л.В. Андриченко, . Бланкенагеля, В.А. Виноградова, Е.В. Гриценко, И.Г. Левина, О. Салат, Н.Е. Таевой, А.А. Троицкой, В.Е. Чиркина. Отдельные вопросы по смежным с публичными мероприятиями формам активности рассматривались специалистами в области муниципального права и общественного контроля (Л.В. Андриченко, Т.М. Бялкина, В.В. Гриб, Е.В. Гриценко, Т.Н. Михеева, Г.Н. Чеботарев, Е.С. Шугрина). Наиболее глубокой разработке в современных диссертационных исследованиях подверглись вопросы, связанные с природой, юридическим содержанием, значением, принципами, гарантиями и ограничениями свободы собраний (А.О. Иванов, Т.М. Храмова, М.А. Яковенко и др.); вопросы, связанные с уточнением категориального аппарата законодательства о публичных мероприятиях и нормативной системы форм публичных мероприятий (Д.В. Гаглоев, М.М. Звягин и др.); вопросы юридической ответственности в сфере организации и проведения публичных мероприятий (М.А. Газимагомедов, К.Г. Прокофьев и др.)
С учетом этого была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: современные подходы к определению публичных мероприятий.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование современных подходов к определению публичных мероприятий.
Объект исследования - подходы к определению публичных мероприятий.
Предмет исследования - отношения между субъектами публичных мероприятий, возникающие по поводу организации, проведения публичных мероприятий.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание и формы публичных мероприятий,
- представить классификацию подходов к определению публичных мероприятий,
- изучить, каким образом осуществляются ограничения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий,
- проанализировать меры защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий,
-показать проектную деятельность участников публичных мероприятий в образовательной сфере.
Теоретическую основу исследования составляют труды С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, В.А. Виноградова, Е.В. Гриценко, В.Н. Карташова, М.М. Ковалевского, В.В. Комаровой, В.И. Крусса, М.Н. Марченко, В.Ф. Матвеева, М.С. Матейковича, Т. Маунца, Л.А. Нудненко, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, А. Шайо, Е.С. Шугриной и других отечественных и зарубежных ученых в области общей теории права и конституционного права.
Практическую значимость составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и зарубежных стран, акты международного права, решения Европейского Суда по правам человека, материалы отечественной и зарубежной правоприменительной практики, аналитические исследования, публикации в интернет-источниках.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, поставленными перед автором, и представляет собой последовательность следующих этапов исследования: в первой главе изучено правовое регулирование публичных мероприятий, во второй проведен анализ организации и прав участников публичных мероприятий. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы.
В результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
1. Мы предлагаем критериями по определению публичных мероприятий и их форм- сами действия граждан и цели определенной формы в дефиниции. Определения конкретных форм публичных мероприятий в дипломе предполагается составить на основании правила родовидовой модели построения определений, раскрыв собрание, митинг, демонстрацию, шествие и пикетирование, учитывая факт, что публичные мероприятия является возможным соединить в формы по критерию совокупности способов внешнего выражения общественных интересов участников публичного мероприятия.
Собрание представляет присутствие граждан, проводимое в условиях обсуждения вариантов согласования и способов удовлетворения их общественных интересов, выражаемых при помощи вербальных средств.
Митинг следует определить как связанное с обсуждением и призывом к решению общественно значимых вопросов присутствие граждан, проводимое с использованием вербальных и невербальных средств выражения общественных интересов в форме декларируемых настроений, мнений, требований, заявлений и предложений.
Под шествием целесообразно понимать связанное с выражением общественных интересов без использования визуальных средств перемещение граждан по определенному маршруту.
Демонстрацию следует определить как связанное с выражением общественных интересов при помощи визуальных средств перемещение граждан.
Пикетирование целесообразно определять как связанное с использованием вербальных и невербальных средств внешнего выражения общественных интересов присутствие лица или группы лиц без обсуждения какого-либо вопроса.
Организуемые в целях обсуждения вопросов местного значения собрания и конференции жителей муниципального образования, в том числе, по вопросам организации территориального общественного самоуправления, публичные слушания целесообразно определить в качестве публичных мероприятий в форме собраний.
В целях реализации данного вывода, в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» целесообразно внести изменения, исключающие правила о необходимости назначения собраний (конференций) граждан (ст. 29, 30) органами местного самоуправления. В статье 1 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» целесообразно оговорить, что собрания граждан, проводимые с целью обсуждения вопросов местного значения, регулируются в части, не противоречащей федеральному законодательству о местном самоуправлении. В работе предложено отграничивать собрания как форму публичного мероприятия от общественного обсуждения как формы общественного контроля по критерию очного характера осуществляемых обсуждений.
В системе собраний как формы публичных мероприятий могут быть выделены собрания, организуемые в качестве формы общественного контроля, - по вопросам действий, решений и актов органов публичной власти; по вопросам местного значения и по иным, имеющим общественное значение вопросам. В этой связи справедливо утверждать, что собрания могут быть организованы по инициативе граждан без участия властных субъектов (собрания граждан), по инициативе органов государственной и местной власти или жителей муниципального образования с участием представителей властных субъектов (публичные слушания) и по инициативе органов общественного контроля (общественные слушания). Выделение подобной системы собраний как публичных мероприятий предполагает признание возможности организации публичных мероприятий со стороны субъектов общественного контроля (главным образом, общественных палат и советов); органов государственной власти и органов местного самоуправления; граждан и их объединений в целях информирования граждан о деятельности должностных лиц и ее оценки на предмет соответствия общественным интересам.
2. С учетом вышеизложенного, на основе использования логического, языкового, философского, социологического и психологического подходов к раскрытию содержания публичных мероприятий, представляется возможным сформулировать ряд критериев, использование которых позволяет произвести отграничение публичных мероприятий от иных форм активности(выделить гражданскую активность, способы участия граждан- по совместному решению вопросов в обществе) .
3. Правомерное ограничение прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий является результатом грамотного выявления, оценки и выбора средств минимизации уполномоченным на то властным субъектом рисков, сопровождающих организацию и проведение публичного мероприятия, через призму связи цели, средства и юридико- социального результата ограничительного воздействия. Основными показателями правомерности ограничения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий служат формальный критерий, с позиции которого оцениваются полномочия властного субъекта на установление ограничения и юридическая форма его внешнего закрепления; содержательный критерий, отражающий направленность ограничения на устранение неизбежного или реального вреда охраняемым законом ценностям, объективность угрозы которого подтверждается фактическими данными; инструментальный критерий, позволяющий оценить достаточность, адекватность и исключительность способа ограничительного воздействия; материальный критерий, позволяющий оценить вмешательство в свободу собраний с позиции его связи с негативными явлениями в сфере реализации прав человека, в целом, и права организации и проведения публичных мероприятий, в частности, и в соотношении с вредом, на предотвращение которого нацелено ограничение.
Высокий порог правомерности объективно присущ ограничениям, необходимость введения которых вызвана рисками, связанными с распространением в ходе публичного мероприятия взглядов определенного содержания, региональным и предварительными ограничениям.
Неправомерные ограничения прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий являются результатом сбоя на этапах выявления, оценки или выбора средств минимизации рисков, связанных с проведением публичного мероприятия. Сбой на этапе выявления рисков имеет место в случае, если властный субъект, осуществляя установление круга связанных с публичным мероприятием угроз в условиях высокого уровня дискреционных полномочий по выявлению рисков, через призму личности и приемлемости взглядов организаторов акции либо исключительно формальных оснований, связывает с публичным мероприятием мнимые, объективно ему не присущие риски. Некорректная оценка связанных с публичным мероприятием рисков выражена в переоценке, недооценке, произвольной оценке или в неправильном определении источника угроз, сопровождающих проведение публичного мероприятия. Сбой на этапе выбора средств минимизации рисков имеет место в случае, если среди всех способов преодоления связанной с публичным мероприятием угрозы выбирается такое средство, которое является чрезмерным, не оправданным необходимостью, снижающим уровень общегосударственных гарантий свободы собраний или устанавливающим зависимость между объемом права и территорией осуществления данного права.
4. К числу основных мер защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий целесообразно относить меры признания, посредством которых обеспечивается защита свободы собраний на этапе организации публичного мероприятия до запланированной даты его проведения; меры компенсации, предоставляющие защиту после намеченного времени проведения акции; превентивные и пресекательные меры, используемые против неправомерного вмешательства в свободу собраний на этапе проведения публичного мероприятия; меры самозащиты. Критерием эффективности данных мер защиты справедливо считать показатель устранения с помощью используемого средства нарушения права и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий либо до даты проведения публичного мероприятия, либо до его окончания.
В российском законодательстве следует расширить границы применения мер самозащиты свободы собраний посредством признания за организатором публичного мероприятия возможности направления в адрес органов публичной власти, с которыми производится согласование публичного мероприятия, отказа в принятии неправомерно ограничивающего свободу собраний предложения об изменении условий проведения публичного мероприятия.
В целях повышения эффективности защиты прав и законных интересов организаторов и участников публичных мероприятий в Российской Федерации от нарушений со стороны органов власти и их должностных лиц на этапе согласования публичного мероприятия, представляется целесообразным внести изменения в часть 4 статьи 219, часть 4 статьи 225 и части 6, 8 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ. Данные положения следует изложить в новой редакции, распространяющей сокращенные сроки подачи административного искового заявления, рассмотрения его судом, вручения копий и исполнения решений по административному делу на процедуру оспаривания выносимых (совершаемых) до запланированной даты проведения публичного мероприятия решений, действий, бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, в том числе, по вопросам, связанным с согласованием места и времени публичного мероприятия, а также с вынесенным этими органами или лицами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия, формы или иных условий его проведения. В качестве субъектов подачи административных исковых заявлений по соответствующей категории дел законодателю следует признать организаторов публичных мероприятий, то есть граждан и организации.
5. Наиболее эффективный способ для государства и граждан к определению и организации публичных мероприятий - реализация проектной деятельности. К данной сфере можно отнести реализацию проектов молодежного движения “Молодая Гвардия”, которое организует условия и среду для развития талантов молодого поколения. В рамках данной организации проводятся вышеперечисленные митинги, шествия и демонстрации, направленные на развитие его участников, проведение образовательной и развивающей деятельности.
Таким образом, публичные мероприятия являются наиболее актуальными на данный момент, так как Россия продвигается по пути становления гражданского общества, чертой которого является легальная и легитимная власть, где каждый гражданин несет взаимную ответственность перед государством.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о105.02бч.2014 № 2-ФКЗ; 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2010.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международное право в документах: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2010.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Международное право в документах: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2010.
Нормативные правовые акты Российской Федерации
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от
28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от
31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от
17.04.2017) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"// СЗ РФ. 2004. Ст. 31.
11. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 2016. № 23. Ст. 2.
12. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 53.
13. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // СЗ РФ. 2014. № 4. Ст. 1536.
14. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 17
15. Федеральный закон от 08.06.2012 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»» // СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3082.
16. Федеральный закон от 07.06.2017 N 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» // СЗ РФ. 2017. № 24. Ст. 3476.
17. Закон Республики Калмыкия от 13.03.1995 № 10-1-З «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Известия Калмыкии. 1995. 30 марта; Постановление мэра города Биробиджана от 19.01.1998 № 24 «Об утверждении положения о порядке организации и проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах г. Биробиджана» // Улица Ш-А. № 3.
18. Закон Республики Татарстан № 91-ЗРТ от 25 декабря 2012 года «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан»
Нормативные правовые акты зарубежных стран
19. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ред. от 22.07.2016) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 63. 2/946
Практика Европейского Суда по правам человека
20. Application no. 6694/74, Artico v. Italy, Judgment of 13 May 1980 // HUDOC. European Court of Human Rights. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-57424 (дата обращения: 01.05.2019).
21. Application no. 7601/76; 7806/77, Young, James and Webster v. the United Kingdom, Judgment of 13 August 1981 // HUDOC. European Court of Human Rights. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-57608 (дата обращения: 01.05.2019).
22. Application no. 10126/82, Plattform «Arzte fur das Leben» v. Austria, Judgment of 21 June 1988 // HUDOC. European Court of Human Rights. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-57558 (дата обращения: 01.05.2019).
23. Application no. 44306/98, Appleby and others v. the United Kingdom, Judgment of 6 May 2003 // HUDOC. European Court of Human Rights. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-61080 (дата обращения: 01.05.2019).
24. Application no. 10519/03, Barankevich v. Russia, Judgment of 26 July 2007 // HUDOC. European Court of Human Rights. URL: http://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-81950 (дата обращения: 01.05.2019)
Судебная практика Российской Федерации
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пункта 5 211 статьи 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 51. Ст. 7324.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П // СЗ РФ.
2013. № 8. Ст. 868; Определение Конституционного Суда РФ от 07.07.2016 № 1428-О // Официальный интернет-портал правовой информации
http: //www.pravo .gov.ru.
27. Постановление Правительства Воронежской области от 19 декабря 2012 г. № 1192 “О специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территориях муниципальных районов и городских округов Воронежской области”
28. Постановление Севастопольского городского суда от 15.03.2017 № 4-а- 67/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
29. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22.03.2017 № 33-А-2484/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
Научная литература
30. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М., 2015. С. 523-524.
31. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. 3-е изд. Т. 1. М., 2010. С. 620.
32. Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное
право. 2013. № 1. С. 12-21
33. Антонов К. Самообложение в каждый дом / К. Антонов// Коммерсантъ. - 2019.-28 мая.- с 5.
33. Антонова Л. Б., Каширина Ю.П. Право граждан на проведение публичных мероприятий: понятие, содержание и перспективы правового регулирования, Воронежский институт МВД России, Воронежский экономико-правовой институт, статья, 2013 г.
34. Баранов В.М., Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н. Классификация в российском законодательстве (теоретико-прикладное исследование): монография / под ред. А.П. Кузнецова. М., 2014. С. 4-5.
35. Бачурин А.Г. Административно-правовое регулирование порядка проведения публичных мероприятий с использованием транспортных средств // 220 Алтайский юридический вестник. № 1 (5). 2014. С. 41-43.
36. Вавилов Н.С. Правовые предпосылки гражданской активности на местах // Административное и муниципальное право. 2015. № 12.С. 1238-1243.
37. Васильев В.В. Татарстан правит закон о митингах на фоне растущего числа протестов // Интернет издание «Казанский репортер» Казань, 2019. URL: https: //kazanreporter.ru/post/3 539_tatarstan-pravit-zakon-o-mitingah-na-fone- rastusego-cisla-protestov (дата обращения: 28.02.2019).
38. Васильева С.В. Каким быть Кодексу об административном судопроизводстве Российской Федерации? // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 38-40.
39. Вышкварцев В.В. Свобода собраний в свете проектов российской Конституции (1990-1993 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 5-9.
40. Гаглоев Д.В. К вопросу об ответственности за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий // Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 76-80.
41. Гаглоев Д.В. Конституционно-правовое регулирование института публичных мероприятий в Российской Федерации и странах Европы на современном этапе: сравнительно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 193, 195.
42. Гималова Р.А. "Да, хочу как в Париже": активист "Бессрочки" в Казани вышел на одиночный пикет [Электронный ресурс]//Ие1.Реалии: сайт- URL: https://www.idelreal.org/a729708939.html (дата обращения 14.01.2019)
42. Гриб В.В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3-13.
43. Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы
законодательства о свободе публичных мероприятий: режим
конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 1. С. 22-31.
44. Гриценко Е.В. Обеспечение доступа граждан к судебной защите в рамках административного судопроизводства в контексте стратегических интересов России // Обеспечение национальной безопасности России в современном мире: материалы международной научно-практической конференции, г. Иркутск, 26-27 мая 2016 г. Иркутск, 2016. С. 48-53.
45. Иванов А.О. Пределы ограничения права на публичные мероприятия в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2015. С. 4, 9
46. Исаева Е.А., Соколов А.В., Тарусина Н.Н. Гражданская активность россиян: тенденции законодательства и общественной практики // Социальноюридическая тетрадь. 2015. № 5. С. 132.
47. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества (инновационный подход к фундаментальной юриспруденции): научное издание для бакалавров и магистров. Ереван, 2014. С. 13-17.
48. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). М., 2014. С. 469-471.
49. Конституционное право Российской Федерации. В 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.А. Умнова, И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко; под общ. ред. И.А. Умновой. М., 2017.
50. Конституционное право Российской Федерации. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.А. Виноградов, С.В. Васильева, В.Д. Мазаев; под общ. ред. В.А. Виноградова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016. С. 126.
51. Кругликов Л.Л. О понятии и уголовно-правовой оценке насилия // Уголовное право. 2015. № 1. С. 72-75.
52. Симонова С.В. Классификации публичных мероприятий: сравнение национально-правовых подходов и поиск оптимальной модели // Служение праву: сборник статей / под ред. Д.А. Туманова, М.В. Захаровой. М.: Проспект, 2017. С. 559-570.
53. Храмова Т.М. Ограничения конституционной свободы собраний: сравнительно-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 10, 14, 21.
54. Чиркин В.Е. Конституционная терминология: монография. М., 2015. С. 19
55. Чепурнова М.Н., Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовой аспект: монография. М., 2010;
56. Шугрина Е.С. Возможные направления совершенствования эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 19-24.
Диссертационные исследования
57. Величанская Ю.Н. Свобода общественного мнения как конституционно - правовая ка-тегория: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 41, 90.
58. Иванова К.А. Институт общественных инициатив граждан в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2015. С. 21-26.
59.Околеснова О.А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 147 60. Симонова С.В. Конституционно-правовое регулирование публичных мероприятий в Российской Федерации. дис. . канд. юрид наук. М., 2017.
Аналитические и иные источники
61 . Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год // Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации.
URL: https://www.oprf.ru/files/1_2017dok/Doklad_OPRF_2016_11012017.pdf
(дата обращения: 01.04.2019).
62. Venice Commission, Opinion on Federal Law № 65-FZ of 8 June 2012 CDL- AD(2013)003 (Venice, 8-9 March 2013) // Council of Europe. Venice Com-mission. URL: http://www.venice.coe.mt/webforms/documentsUcoun try=26&year=all
(дата обращения: 01.05.2019).