Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ ИСЛАМСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Работа №33095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
393
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
§1.1 Краткая характеристика понятий: мировоззрение, убеждение, идея 7
§1.2 Анализ понятий: «дестабилизация», «стресс», «дистресс», «стрессор»,
«адаптация» 10
Глава 2. Принцип восприятия идеи через призму нейробиологических процессов мышления и психофизиология стрессовых и дистрессовых механизмов организма 14
§2.1 Психофизиологический механизм формирования идеи 14
§2.2 Психофизиология стрессовых и дистрессовых механизмов организма 18
Глава 3. Основополагающие убеждения ислама 27
§3.1 Шесть столпов имана 27
§3.2 Пять столпов ислама 32
Глава 4. Особенности становления неофитом в стабильном
психоэмоциональном состоянии и в условиях дестабилизации 36
§4.1 Степень индивидуального восприятия идей ислама в статичном, «спокойном» состоянии личности в контексте основных типов мировоззрения 36
§4.2 Степень индивидуального восприятия идей ислама в динамическом стрессовом состоянии человека в контексте основных типов мировоззрения .. 40
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 59



Религиозные ценности всегда играли в жизни человечества и на уровне отдельной личности огромную роль. С помощью складываемой в процессе социализации системы убеждений, установок человек индивидуально реагирует на любые, даже самые малые, изменения в обществе. Религия здесь во многом используется как модель для регулирования поведения и принятия решений. Одной из таковых значимых систем общественного мировоззрения является религия ислам, которая становится, несомненно, одним из самых массовых вероисповеданий в мире с широкой географией фигурирования.
В данной дипломной работе будет рассматриваться проблема восприятия исламского вероучения в контексте психоэмоционального состояния личности, начиная с психофизиологического уровня восприятия информации до самосознания, самоопределения человека как части того или иного идеологического течения ислама.
Актуальность исследования заключается в том, что сама по себе тематика рассмотрения психологического и, особенно, психофизиологического аспекта религии занимает важное место в науке, так как является на сегодняшний день малоизученной, в особенности в России. А также, данная проблематика является широко распространенной в социуме, что делает данную работу действительно социально значимой. Кроме того, анализ специфики нейропсихологической составляющей личностного сознания с точки зрения инструментов воздействия на него имеет значение в регулировании государственно-конфессиональных отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Поскольку данная тематика на стыке дисциплин стала популярной и активно исследуемой относительно недавно, на данный момент имеется несколько обширных научных работ. Наиболее активно по интересуемой нас проблематике сегодня ведется исследовательская деятельность на Западе, особенно в Америке. Например, американский ученый Эндрю Ньюберг в своей книге «Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и религиозного опыта» вводит новое понятие - «нейротеология» и обозначает основную цель нового направления: «...Цель зарождающейся нейротеологии - понять связь между функциями мозга и всеми важными аспектами религии. Нейробиологический подход помогает увязать религию с психологией человека и его организмом, так как все перечисленные факторы выглядят тесно взаимосвязанными». Также такие ученые, как Т. В. Малевич, Майкл Шермер в своих статьях и научных исследованиях рассуждают о месте нового направления науки и о перспективах религиоведения, пытаясь переосмыслить его методологические основания.
В результате анализа этих идей мы пришли к мнению о необходимости использования более обширной теоретической базы о психофизиологических и нейробиологический механизмах функционирования организма любого человека. Так, мы изучили учебные пособия и учебники по психофизиологии и нейробиологии Е. Д. Хомской, Ю. И. Александрова, А. С. Батуева, Л. С. Цветковой и др. Далее мы сочли целесообразным найти и изучить различные исследования в психологии по теме конструирования в сознании идей, структуре психики и принципов ее работы авторов А. А. Суханова, Р. М. Грановской, К. И. Пульциной, А. Н. Алехина, А. Г. Погорелова и проч.
Осуществление нашего исследования было бы также невозможно, если бы мы не использовали информацию о культуре, основах вероубеждения ислама, проиллюстрированных в публикациях А. И. Маточкиной, Д. А. Шагавиева, Р. К. Адыгамова, Б. Бренд, Ф. Исак.
Итак, цель данной дипломной работы - охарактеризовать особенности психофизиологических механизмов усвоения исламского мировоззрения в стабильном психоэмоциональном состоянии и в условиях дестабилизации. Из представленной цели можно выделить несколько задач.
Во-первых, дать определение основным и специальным понятиям исследования, а именно: «картина мира», «убеждения», «идеалы», «стресс», «стрессор», «дистресс», «адаптация», «дестабилизация» и некоторым др.
Во-вторых, описать конкретный принцип восприятия идеи через призму психофизиологических процессов мышления, а также, проанализировать физиологию стресса и дистресса как неосознаваемых психофизиологических механизмов организма.
В-третьих, рассмотреть основополагающие убеждения исламского мировоззрения.
В-четвертых, дать характеристику особенностей приобщения к исламу в стабильном психоэмоциональном состоянии и в условиях дестабилизации в контексте реконструирования картины мира.
Объект исследования представляет собой мировоззренческую систему ислама.
Предмет данного исследования - процесс психофизиологического и нейробиологического восприятия человеком исламского мировоззрения в стабильном психоэмоциональном состоянии и в условиях дестабилизации.
Гипотеза: предполагается, что психофизиологические и нейробиологические процессы усваивания информации являются основой и принимают прямое участие в принятии тех или иных положений исламской картины мира, являясь предшественниками реорганизации личностных жизненных ориентиров.
Новизной данной работы является нестандартный подход к изучению ислама, а именно, через детальное рассмотрение физиологических основ психологических инструментов влияния исламского мировоззрения на личность.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы: сравнительно-сопоставительный метод, систематизация, анализ и обобщение.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что факты, описанные в ней, и исследования, проведенные по ходу работы, могут быть использованы в дальнейшем для более подробного изучения тематики освещения психологических аспектов исламской религиозной картины мира в таких науках, как теология, религиоведение, психология.
Данная дипломная работа содержит введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. Также имеются две схемы (приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из проделанной работы, необходимо подвести общие выводы, основанные на проведенном исследовании.
В данной дипломной работе был рассмотрен процесс принятия определенных убеждений, начиная с нейропсихологических основ личности с учетом психоэмоционального состояния человека на данный момент.
Сначала мы обозначили понятия, которыми мы оперировали в ходе всего исследования, рассмотрели общую нейробиологическую закономерность выстраивания в сознании людей мировоззренческого конструкта в «спокойном» состоянии и под действием дестабилизационных процессов. Далее было выявлено, что мировоззренческая картина мира подразделяется на различные сферы и представляет собой иерархичную систему, состоящую из идеалов, убеждений и идей, а переход от наименьшего к наибольшему осуществляется на основе механизма паттерничности и агентичности. Были описаны уровни выстраивания и усложнения ассоциативных закономерностей восприятия и усваивания информации, проанализированы ключевые факторы изменения взаимодействия систем организма, которые ведут к процессу адаптации: сниженная электрическая межполушарная активность мозга и допаминовая зависимость.
Затем, обратившись к основополагающим идеям непосредственно ортодоксального исламского вероубеждения, мы изучили фундаментальные аспекты столпов веры и поклонения в исламе и выявили особенности мусульманского менталитета, которые базируется на принципе следования авторитетам и хорошо выработанном в рамках традиции исламского искусства аналитическом мышлении.
И, наконец, на основе выявленных ранее типах мировосприятия мы сформулировали особенности синтеза идей у людей, социализированных в условиях тех типов миропонимания, в условиях стабильного психоэмоционального состояния и при условии дестабилизации картины мира, которая подразумевает стресс и его крайнюю форму - дистресс. Данное исследование мы подкрепили схемой для наиболее наглядного изучения реализуемого нашим мозгом механизма перестроения и замещения мировоззренческой картины.
В дальнейшем планируется подробное изучение и сравнение процесса нейробиологического принятия убеждений салафизма с принятием ашарито- матуридитских идей в условиях стресса и дистресса.
предполагается, что психофизиологические и нейробиологические процессы усваивания информации являются основой и принимают прямое участие в принятии тех или иных положений исламской картины мира, являясь предшественниками реорганизации личностных жизненных ориентиров.
Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что психофизиологические и нейробиологические процессы усваивания информации являются основой и принимают прямое участие в принятии тех или иных положений исламской картины мира, являясь предшественниками реорганизации личностных жизненных ориентиров, подтвердилась. Все поставленные задачи были выполнены, что позволило раскрыть цель нашего исследования, а именно, охарактеризовать особенности психофизиологических механизмов усвоения исламского мировоззрения в стабильном психоэмоциональном состоянии и в условиях дестабилизации.



1) . Коран: [в 2 т.] / [пер. Г. С. Саблукова]. Т 1 - Казань: Центральная
типография, 1907. - 571 с.
2) . Коран: [в 2 т.] / [пер. Г. С. Саблукова]. Т 2 - Казань: Центральная
типография, 1907. - 598 с.
Литература:
3) . Абд ар-Рахман ибн Мухаммад Авад аль-Джузайри. Намаз в четырех
мазхабах. Ознакомление с совершением / Абд ар-Рахман ибн Мухаммад Авад аль-Джузайри. - СПб.: Диля, 2015. - 240 с.
4) . Адыгамов Р.К. Исламское вероучение: Учебное
пособие / Р.К. Адыгамов. - Казань: б.и., 2011. - 231 с.
5) . Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология : [учеб. пособие для
студ.] / Т. В. Алейникова. - Ростов-на-Дону: изд. РГУ, 2002. - 146 с.
6) . Алехин А. Н. Закономерные фазы динамики психической адаптации к
непривычным условиям жизнедеятельности / А. Н. Алехин, В. С. Михайленко, К. И. Пульцина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: психологические науки - СПб: 2015. №6 (124). - С. 139 - 150.
7) . Бренд Б. Искусство ислама / Б. Бренд. - пер. с англ., А. Гарькавый. - М.:
издательство ФАИР, 2008. - 336 с.
8) . Грановская Р. М. Психология веры / Р. М. Грановская. - 2-е изд. - СПб.:
Питер, 2010. - 1038 с.
9) . Девойно Л. В. Системные мозговые механизмы нейроиммуномодуляции:
психоэмоциональный вклад / Л. В. Девойно, Г. В. Идова, Е. Л. Альперина, М. А. Чейдо, М. М. Г еворгян, С. М. Давыдова // Сибирский научный медицинский журнал. - 2004. - №2. - С. 90 - 97.
10) . Загуровский В. М. Патогенетическая модель механизмов развития психосоматичеких нарушений / В. М. Загуровский // Медицина неотложных состояний. - 2006. - №1 (2). - С. 106-110.
11) . Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г. Е.
Залесский. - М.: МГУ, 1994. - 144 с.
12) . Исак Ф. Быть мусульманином. Ислам сегодня / Ф. Исак [перевод Н.
Лебедевой] - б.г.: Фаир-Пресс, 2002. - 352 с.
13) . Корб А. Восходящая спираль. Как нейрофизиология помогает справиться
с негативом и депрессией - шаг за шагом / А. Корб; [пер. с англ.] - М.: ООО Манн, Иванов и Фербер, 2017.- 111 с.
14) . Костандов Э. А. Психофизиология сознания и бессознательного /
Э. А. Костандов, Д. А. Фарбер, Н. Н. Данилова. - СПб.: Питер, 2004. - 167 с.
15) . Маточкина А. И. Обращение к идеям Ибн Теймийи в Новое и Новейшее
время / А. И. Маточкина // Ученые записки Казанского университета: гуманитарные науки - б.г.: 2013. - С. 111 - 119.
16) . Нейропсихология: учебник / Е. Д. Хомская [и др.]; под общ. ред. Е. Д.
Хомской. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005. — 496 с.
17) . Ньюберг Э. Тайна Бога и наука о мозге: Нейробиология веры и
религиозного опыта / Э. Ньюберг, Ю. д'Аквили, В. Рауз; [пер. с англ. М. И. Завалова]. - М.: Эксмо, 2013. - 320 с.
18) . Оганесян С. С. Тора, Новый Завет и Коран - три послания от Единого
Бога: отношение Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам / С. С. Оганесян, О. А. Фарре-Трензелева; Акад. гуманиитар. исслед., Междунар. Центр соц.-.правовых и интеллектуал.программ. - М.: Гуманитарий, 2008. - 190 с.
19) . Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. - 944 с.
20) . Погорелов А. Г. Несоответствие субъективного образа реальному миру
как проявление экстремального пространства личности / А. Г. Погорелов,
Е. И. Погорелова // Известия ТРТУ. Тематический выпуск. МИС - 2000. - №4 (10). - С. 192 - 194.
21) . Психофизиология : учебник для ВУЗов / Ю. И. Александров [и др.] ; под
общ. ред. Ю. И. Александрова - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер,
2007. - 464 с.
22) . Пульцина К. И. Психологические закономерности адаптации к условиям
искусственной экосистемы: [диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук] / К. И. Пульцина - СПб.: ФГБО «Российский государственный педагогический университет им.
A. И. Герцена», 2016. - 179 с.
23) . Самыгин С. И. Религиоведение: социология и психология религии / С. И.
Самыгин, В. И. Нечипуренко, И, Н. Полонская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 - 672 с.
24) . Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.; общ. ред. Е.М. Крепса. - М.:
Прогресс, 1979. - 124 с.
25) . Сороко С. И. Основные типы саморегуляции механизмов мозга / С. И.
Сороко, С. С. Бекшаев, Ю. А. Сидоров. - Л.: Наука, 1990. - 205 с.
26) . Спиркин А. Г. Философия: Учебник для технических
вузов. А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
27) . Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем:
учебник / А. С. Батуев под общ. ред. А. С. Батуева - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 317 с.
28) . Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное
обучение : [учеб. пособие для студ.] / Л. С. Цветкова [и др.] ; под общ. ред. Л. С Цветковой - М.: МПСИ, 2000. - 148 с.
29) . Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. /
B. Ф. Черноволенко. - Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1970. - 175 с.
30) . Шагавиев Д. А. Исламские течения и группы: [учеб. пособие для
студ.] / Д. А. Шагавиев - Казань: ЧУ «ИД «Хузур» - «Спокойствие», 2016. - 288 с.
31) . Шермер М. Тайны мозга. Почему мы во все верим / М. Шермер; [пер. с
англ. У. Сапциной]. - М.: Эксмо, 2015 - 560 с.
32) . Юнусова С. Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты. / С. Г.
Юнусова, А. Н. Розенталь, Т. В. Балтина // Ученые записки Казанского государственного университета: гуманитарные науки - Казань: 2008. - С. 139 - 150.
33) . Harrison R. The effect of sensory deprivation and Ego strength on a measure of
autistic thinking / R. Harrison, J. Newirth // Journal of personality assessment, 1994. - V.4. pp. 694 - 703.
34) . Lifton R.J. Psychiatric aspect of Chines communistic thought reform / R.J.
Lifton // Group for advancement of psychiatry. Symposium 4. 1957. - pp. 234249.
35) . Zubek J.P. Sensory deprivation: fifteen years of research / J.P. Zubek - N.-Y.:
Apleton-Century-Crofts, 1964. - 480 p.
Электронные ресурсы:
36) . Авдеев П. С. Механизм формирования убеждений [Электронный
ресурс] / П. С. Авдеев // Психология, социология и педагогика: электронный журнал. - 2015. - №4; Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2015/04/4705. (7.05.2018).
37) . Заблуждения ваххабитов «салафитов» // статья на сайте darulfikr.ru
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://darulfikr.ru/node/1236
(7.05.2018)
38) . Малевич Т. В. Нейротеология: теории религии и наука о мозге / Т. В.
Малевич // Религиоведческие исследования. - 2012. - №7-8 - с. 83 - 95; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/743
(7.05.2018) .
39) . Соколов Е. Н. Психофизиология восприятия [Электронный ресурс] / Е. Н.
Соколов // Научная электронная библиотека по психологии; Режим
доступа: http://psychologylib.ru/books/item/fD0/s00/z0000048/st002.shtml,
свободный режим доступа (7.05.2018)
40) . Суханов А. А. Виды, формы адаптации в психологической науке
[Электронный ресурс] / А. А. Суханов // Научная электронная библиотека монографий, изданный в издательстве Российской Академии Естествознания, Режим доступа:
https://www.monographies.ru/en/book/section?id=4545 (7.05.2018)
41) . Словарь физиологических терминов О. Г. Газенко 1987 [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.cnshb.ru/AKDiL/0049/default.shtm
(7.05.2018)
42) . Современные представления о механизмах стресса: краткое описание
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://allrefs.net/c54/3vodz/p80Afull (7.05.2018)
43) . Стресс, его виды, стадии и механизмы. Влияние стресса на
эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы // интернет-сайт статей о мозге Braintools [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.braintools.ru/article/9548 (7.05.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ