ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1.1 Понятие социального страхования и его нормативное регулирование
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по социальному страхованию
1.3. Зарубежный опыт социального страхования 26
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В ООО «ДИАРТ»
2.1. Организационно - экономические характеристики ООО «ДИАРТ»
2.2. Учет выплат за счет социального страхования 43
2.3. Формирование отчетности по социальному страхованию и обеспечению
3. АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
3.1. Планирование аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению
3.2. Аудиторские процедуры проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов
3.3. Оформление результатов по страховым взносам 73
Заключение 79
Список литературы 85
Приложения 89
Современный этап реформирования экономической системы Российской Федерации характеризуется совершенствованием, как налоговой системы, так и систем пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования. Взаимозависимость источников поступления средств в бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды требует выработки мер по координации реформирования систем налогообложения и социального страхования. Эффективность мер принимаемых Правительством Российской Федерации в экономике, проявляется, прежде всего, в том, в какой мере это сказывается на социальной защищенности граждан. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования). Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизирует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России. Каждое предприятие в своей деятельности должно правильно организовать финансовый учет расчетов по социальному страхованию, не допускать ошибки в начислениях и перечислениях страховых сборов и взносов в органы Пенсионного фонда и социального страхования и не допускать штрафных санкций.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование сущности расчетов по социальному страхованию и обеспечению и разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета и проведению аудита. В соответствии с поставленной целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) рассмотрение понятия, сущности и функции внебюджетных фондов;
2) раскрытие понятия и содержания страховых взносов;
3) изучение опыта социального страхования в зарубежной практике;
4) отражение действующей практики бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению в ООО «Диарт», описание механизма заполнения налоговой декларации по страховым взносам;
5) провести аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению и отразить его результаты в отчетности.
Предметом исследования являются расчеты по социальному страхованию. Объект исследования - ООО «Диарт».
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: изучение нормативно - правовой базы, обобщение и анализ научной литературы, а также изучение монографических статей и публикаций. При исследовании учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению были использованы методы бухгалтерского учета: двойная запись, счета, оценка, документирование. Также в работе были использованы: синтез, метод изучения от общего к частным практическим примерам.
Работа представлена тремя главами. В первой главе обобщен теоретический и методологический материал по расчетам социального страхования основе требований законодательства, методик учета приведенных в нормативных документах, положениях по бухгалтерскому учету, инструкциях, учебных материалах.
Во второй главе раскрывается организация учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению на исследуемом предприятии ООО «Диарт». Показана технология автоматизации учетных работ по учету расчетов по социальному страхованию и обеспечению с применением программы «1С: Бухгалтерия8». Материал изложен на основе регистров бухгалтерского учета, журнала проводок по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», анализа данного счета, налоговой отчетности по социальному страхованию. В третьей главе проводится изучение методики проведения аудита учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, рассматриваются аудиторские процедуры проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов и оформляются результаты аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению в анализируемой организации.
Практическая значимость работы заключается в достижении поставленной цели и использовании полученных результатов работы на практике, что обеспечивает наиболее оптимальную систему принятия и реализации на основе исследований соответствующих управленческих решений.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы бухгалтерского учета: метод двойной записи, денежная оценка, бухгалтерские счета, двойная запись, документирование, бухгалтерская отчетность. В ходе написания работы были использованы учебные пособия по бухгалтерскому учету и аудиту таких авторов, как: Кондраков Н.П., Бабаев Ю.А., Камышанов П.И., Подольский В.И., Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т., а также статьи периодической печати.
Страховые взносы является федеральным налогом, взимаемый с 1.01.2001. на основании гл. 24 ч.2 Налогового Кодекса. Он предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, и медицинскую помощь.
Страховые взносы зачисляется в доходы федерального бюджета (часть из них направляется в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы государственных внебюджетных фондов. Распределение налога между федеральным бюджетом и государственными социальными внебюджетными фондами предусмотрено существующей шкалой ставок.
Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливаются назначением фондов. Помимо целевого использования средств этих фондов (при этом на конкретную цель указывает само название фонда: пенсионный фонд Российской Федерации создан для финансирования расходов по государственному пенсионному обеспечению граждан, фонды обязательного медицинского страхования - для финансирования гарантированной государством медицинской помощи гражданам и т.д.), они могут направляться на содержание органов управления фондом, на инвестиционную деятельность и т.п.
На основании проведенных исследований страховых взносов можно сделать следующие выводы:
1. Экономическая сущность страховых взносов сводится к взиманию денежных средств с работодателей для распределения этих средств в социальной сфере. Страховые взносы предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
2. В системе налогов и сборов Российской Федерации источником финансового обеспечения реализации социальных реформ выступает страховые взносы.
Государственные внебюджетные фонды играют важную роль в общегосударственной системе финансов. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья. Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость их концентрации на государственном и региональном уровнях, ибо планируемые мероприятия отвечают, как общим, так и региональным социально-экономическим интересам.
Налоговая база для работодателей — организаций и индивидуальных предпринимателей - определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. Налоговым периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами по страховым взносам признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В зарубежных странах доминируют четыре основные модели: континентальная или «бисмарковская», англосаксонская или «модель Бевериджа», скандинавская и южно-европейская. Из рассмотренных моделей социального страхования зарубежных стран можно сказать о том, что в каждой модели своя специфика организации социального страхования. Но скандинавская модель более близка к организации российского государственного социального страхования. Сходство в том, что социальные услуги определяются как гражданские права и все граждане имеют право на финансирование социального обеспечения за счет налогов. Также финансируются страховые программы из страховых отчислений заработной платы, и государство берет на себя функции перераспределения социальных благ.
В ООО «Диарт» бухгалтерский учет ведется, автоматизировано, то есть с помощью автоматизированной обработки учетной информации о персонале.
Также работник отдела кадров заполняет личные карточки работника. В них необходимая информация заполняется на основании трудовой книжки, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, заполняется свидетельство о постановке на учет в налоговые органы, размер окладов, премии и другие сведения по каждому работнику.
В соответствии с действующим законодательством ООО «Диарт» уплачивает за работников: 1) страховые взносы, зачисляемый в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды и фонды обязательного медицинского страхования; 2) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ; 3) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зачисляемые в Фонд социального страхования РФ.
В плане счетов ООО «Диарт» для бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам предназначен отдельный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открыты соответствующие субсчета: 69-01 «Расчеты по социальному страхованию», 69-0101 «Страховые взносы на выплату пособий», 69-0102 «Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»; 69-02 «Расчеты по пенсионному обеспечению» 69-0201 «Расчеты с федеральным бюджетом», 69-0202 «Страховая часть обязательного пенсионного страхования», 69-0203 «Накопительная часть обязательного пенсионного страхования»; 69-03 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию», 69-0301 «Расчеты с федеральным Фондом обязательного медицинского страхования».
Особенность страховых взносов состоит в том, что при его начислении предприятия относят суммы налога на затраты собственных производств: счета 20, 23, 25, 26. данные счета активные и при начислении страховых взносов отражаются по дебету, а по кредиту счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При погашении обязательств данный счет дебетуется со счетами денежных средств. Если имеются штрафы и пени, начисленные за несвоевременную уплату платежей по страховым взносам, то они отражаются, проводкой дебет 99-05 «Налоговые санкции» Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в соответствующие фонды.
В ООО «Диарт» бухгалтерский учет ведется, автоматизировано, то есть с помощью автоматизированной обработки учетной информации о персонале. С помощью программы «1С: Предприятие» осуществляется: ведение табеля учета рабочего времени, расчет начислений заработной платы, расчет отпусков, больничных листов, ведется персонифицированный учет расчетов в пенсионный фонд по каждому работнику, составляются отчеты в Пенсионный фонд и налоговые инспекции в электронной форме. В ООО «Диарт» в регрессивную шкалу до 755000 рублей подпадают 49 человек.
Общий уровень существенности составит 20000 тысяч рублей и это максимально допустимый размер ошибки (искажении) в отчётности ООО «Диарт». Полученное значение уровня существенности может быть равномерно распределено между активом и пассивом баланса, то есть по активу и по пассиву допустимая ошибка составит 20000 тысяч рублей (20000 тысяч рублей / 2 = 10000 тысяч рублей). Определим уровень существенности значимых статей баланса (значимые - это статьи составляющим свыше 1% в валюте баланса). Доля расчетов по страховым взносам в валюте баланса составляет 2,29%. Средний процент уровня существенности = 10000 тысяч рублей / 953668 тысяч рублей * 100=1,05 % Уровень существенности расчетов по страховым взносам составил 0,71% или 229 тысяч рублей.
Таким образом, в ходе проведения аудиторской проверки выявлено, что фонд заработной платы для начисления страховых взносов определен ООО «Диарт» 71140 рублей, следует начислить 69880 рублей. Излишне начислено 1260 рублей. По проверке правильности применения тарифов и исчисления страховых взносов излишне начислен в ООО «Диарт» страховые взносы на сумму 227 рублей. В ходе проверки тождественности показателей отчетных форм по заработной плате на конец 2018 года искажений выявлено не было, все суммы указаны верно. При аудите соответствия отчетности данным синтетического и аналитического учета аудиторы на основании данных главной книги и расчетно-платежных ведомостей проверили соответствие данных синтетического и аналитического учета. Проверка производилась путем сопоставления на одну и ту же дату сальдо по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в главной книге и по расчетно-платежной ведомости и расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования. По результатам проверки было установлено, что отчетные показатели соответствуют показателям регистров синтетического и аналитического учета.
Для улучшения организации расчетов по страховым взносам рекомендуются в ООО «Диарт» следующие мероприятия:
- чаще проводить внутренний аудит для выявления ошибок, недоработок, неточностей в отражении состояния расчетов по страховым взносам;
- сделать информацию более доступной и понятной в автоматизированной форме для основных пользователей (внешних пользователей - органов государственного управления (налоговые, статистические, Счетная палата) и внутренних пользователей работники);
- следить за правильным оформлением первичных документов;
- открыть аналитические счета к счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» по каждой группе персонала согласно штатному расписанию;
- в сложившейся экономической ситуации можно посоветовать организовать систему аналитического учета расчетов по страховым взносам третьего порядка не только по срокам, но и по суммам, местонахождению юридических и физических лиц.
- вести обособленный учет средств пенсионных накоплений и обеспечивать режим их учета, позволяющий сверять средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц за прошедший финансовый год, с суммами поступивших страховых взносов и
доходами от инвестирования за тот же период, а также средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц нарастающим итогом, с общим объемом пенсионных накоплений;
- отражать и обобщать ежемесячно результаты инвестирования средств пенсионных накоплений;
- осуществлять экономические отношения с негосударственными пенсионными фондами.
Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию учета расчетов по страховым взносам могут дать еще больше экономический эффект при их внедрении в ООО «Диарт». Так как они обеспечат формирование полной и достоверной информации, что предотвратит осуществление ошибок при расчете страховых взносов.
1. Налоговый кодекс РФ/ Собрание законодательства Российской Федерации//.
- М.:Инфра-М.-2016.-524 с.
2. Федеральный закон от 24. 18. 2017 № 212 - ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПЕРЕДАЧЕЙ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ ПОЛНОМОЧИЙ ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ,
СОЦИАЛЬНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ», в ред. от 28. 12. 2018.
3. Федеральный закон от 24.18.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в ред. от 09.12.2018.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
6. Федеральный закон от 29.11.2018 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
8. Федеральный закон от 30.04.2016 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. №32н.
II. Специальная литература:
11. Беляева, Н.А. Бухгалтерский учет пособий по социальному страхованию и обеспечению/ Н. А. Беляева // Налоги. - 2016. - 15 марта - (КонсультантПлюс).
12. Бочкова, Л. Правила изменились, а бланк больничного остался старым. Как его заполнять / Л. Бочкова // ГлавБух. -2018-№4. -с.18-24.
13. Бреева, Е.А. Новые правила назначения, расчета и выплаты пособий, действующие с 1 января 2018 года значительно отличаются от прежних / Е. А. Бреева // Российский налоговый курьер - 2018.- №1-2. - с. 14-20.
14. Вайтман, Е. В. Размеры детских пособий индексируем, а пособие по уходу за ребенком выплачиваем по новым правилам / Е.В. Вайтман // Российский налоговый курьер. - 2018. -№ 3.- с. 79 -85.
15. Валова, С.Р. Заполняем расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам ( Ф РСВ-1 ПФР) / С. Р. Валова // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2018.- № 3. - (КонсультантПлюс).
16 Все о больничных и детских пособиях: полное практическое руководство / И. А. Феоктистов // М.: «ГроссМедиа»: «РосБух». - 2018. - 80 с.
17. Гаврикова, И. А. Изменения в 2018 году / И. А. Гаврикова // Зарплата. - 2018. - № 12. - с. 14-20.
18. Гаврикова, И. А. Индексация детских в 2018 году / И. А. Гаврикова // Зарплата. - 2018.- № 12. -с. 6-10.
19. Голикова, Е. Индексация среднего заработка / Е.Голикова // Финансовая газета. - 2018.- № 37 (977) .- с. 7-8.
20. Демидов, Г. И. Рекомендации по заполнению отчета в ФСС / Г. И. Демидов
// Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2018. - № 3. - с. 23- 34.
21. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова /М.:Проспект, 2018. - 424 с. - ISBN 978-5-39201156-8.
22. Когдиенко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / В. Г. Когдиенко. - 2-е изд. перераб. и допол.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. -392 с.- ISBN 978-5-238-01535-4.
23. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский учет: учебник. - 2 -е изд. перераб. и доп. -
М.: ИНФРА - М, 2017. - 720 с.- (Высшее образование).- ISBN 978-5-16-0032481.
24. Котко, Е.А. Новое в расчете больничных / Е. А. Котко // Налоговый вестник.- 2018. -№ 11. -с. 14-18.
25. Клямова, М. А. Форма расчета по страховым взносам в ПФР, ФФОМС, ТФОМС / М. А. Клямова // Налоговый вестник. - 2018. - №3.
26. Кузнецова В. А. О дополнительных гарантиях пособия по беременности и
родам и по уходу за ребенком / В. А. Кузнецова //Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2018. -№6 - (КонсультантПлюс).
27. Курбангалиева, О. А. Отпускные: налоги и страховые взносы / О. А. Курбангалиева // Налоговый вестник. - 2018. - №8. - с. 37-41.
28. Мященко, О. Особенные договоры. Начисление страховых взносов / О. Мищенко // Современный предприниматель. - 2018.- №6.
29. Налоги и налогообложение, 6-е изд., доп. и перераб. / под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - СПб.: Питер, 2018. - 528 с.- (Серия «Учебник для вузов»). - ISBN 978-5-388-00532-8.
30. Панченко, Т. Порядок расчета среднего заработка для выплаты пособий в 2018 году / Т. Панченко // Финансовая газета. - 2018.- № 25 (965).- с. 6.
31. Полякова, М.С. Новое в правилах расчета выплаты пособий в связи с материнством и на детей в 2018 году / М. С. Полякова // Российский налоговый курьер. - 2018. - № 3. - с. 72 -77.
32. Полякова, М.С. Как рассчитать пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с 2018 года / М. С. Полякова // Российский налоговый курьер. - 2018. - № 3. - с. 72 -77.
33. Путеводитель по налогам: практическое пособие по страховым взносам на обязательное социальное страхование. - 2018.- КонсультантПлюс.
34. Расчет социальных пособий в 2018 году . - Бухгалтерия 1С. - 2017.- № 12.- с. 4-7.
35. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник.
- 5-е изд., перераб. и допол. - М.: ИНФРА-М, 2017.- 536 с. - (высшее образование).- ISBN 978-5-16-003428-7.
36. Семенихин, В.В. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованному лицу / В.В. Семенихин // Аудиторские ведомости. -2018. - №6. - с. 33 -40.
37. Теплова, Н. А. Расчет социальных пособий в 2018 году / Н. А. Теплова // Упрощенка. -2017. - № 10.- с. 23.
38. Харитонов, С. А. Начисление социальных пособий в «1С: Зарплате и управлении персоналом 8» в 2018 году. / С. А. Харитонова // Бух. 1С. - 2018.- № 3. - с. 14 - 22.
39. Шаронова, Е. А. Заполняем новую форму 4 - ФСС РФ / Е. А. Шаронова // Главная книга. - 2018. - №6.- (КонсультантПлюс).
40. Шилкин, С. Как посчитать пособия для совместителей по новому / С. Шилкин // ГлавБух. - 2015. -№4. - с. 26-30.