Введение 3
1. Цель работы 6
2. Используемые программные средства и технологии 7
3. Классификация онлайн-курсов 8
4. Особенности работы с онлайн-курсами 14
4.1. Адаптация теоретических материалов под платформу онлайн-курса 14
4.2. Исследование особенностей работы на платформе stepik.org 19
5. Разработка онлайн-курса 21
5.1. Архитектура онлайн-курса 21
5.2. Создание теоретической части онлайн-курса 23
5.3. Составление и адаптация практических задач 30
5.4. Реализация работы алгоритмов проверки заданий 31
5.5 Тестирование курса группой учащихся 35
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 1
Сегодня информационное общество в целом и система образования в частности, претерпевают изменения, обусловленные развитием и огромным влиянием информационных технологий на жизнь человека. В наши дни, процесс обучения стремительно меняется, обучающиеся получают информацию не только через книги и лекционные занятия, но и через личный опыт, при помощи анализа различных ситуаций, точек зрения. Объем доступной информации, сегодня, во много раз отличается от того, что было десятилетие назад. В связи с этим, появляются новые задачи, такие как способность студентов к анализу, воображению, критическому мышлению, творческому самовыражению и самосознанию. По этой причине, распространяется практика создание онлайн-курсов, во многих высших учебных заведениях, предлагаются полностью онлайн или смешанные курсы, сочетающие онлайн-обучение с очным обучением. Дистанционное обучение дает возможность реагирования на потребности в части подготовки высокопрофессиональных специалистов, массового, непрерывного самообучения, общего обмена информацией.
Развитие онлайн-курсов не происходило в одночасье. Дистанционное образование зародилось в Соединенных Штатах в 1800-х годах, когда учителя и ученики Чикагского университета, находившиеся в разных частях страны, пытались общаться при помощи корреспонденции. Спустя годы, во время Первой мировой войны, развитие радио как средства коммуникации открыло двери для использования этой технологии для дистанционного обучения в колледжах и школах, ярким примером является «School of the Air» или «Школа по радио», созданная в Висконсине в 1920-х годах. С популярностью телевидения в 1950-х годах впервые стало возможным визуальное обучение. В 1970-х и 1980-х годах расцветали компьютерные технологии, появилась электронная почта, возможности дистанционного обучения стали резко расширяться. Первый полностью онлайн курс был предложен в 1981 году, первая онлайн-программа была создана через год в Калифорнии в Западном институте поведенческих наук («Western Behavior Sciences Institute»). В конце 1980-х из-за нехватки учителей по математике, естествознанию и иностранным языкам некоторые американские школы, обучающиеся по системе K-12 (система образования от детского сада до окончания 12-ого класса, оплачиваемая правительством), начали практиковать использование коммерческих курсов онлайн-обучения.
Появление в 1991 году всемирной паутины явилось мощным катализатором для продвижения дистанционного образования и стало важной вехой в быстром расширении и росте онлайн-обучения и информатизации общества в целом. С тех пор колледжи и университеты во всем мире предлагают не только онлайн-курсы, но и целые программы для получения степени онлайн.
После серьезного экономического кризиса 2008 года федеральное и государственное финансирование образования сокращалось. В результате высокого уровня экономии все больше университетов и колледжей проявляют интерес к онлайн-образованию.
Обсуждая лучшие практики онлайн-образования, Финч и Джейкобс констатировали следующие преимущества: сокращение времени и затрат на поездки; возможность связи с экспертами и сотрудничество с ними по всему миру; предоставление студентам самим выбирать наиболее продуктивное для себя время для занятий; возможность корректировать тематику и изучаемый контент. Быстрое развитие Интернета и Всемирной паутины породило множество преимущества для образования. Интернет-образование предоставляет потенциальные возможности для открытия новых рынков для высших учебных заведений. Широкий спектр различных технологических достижений, используемых онлайн-программами университетов, может улучшить взаимодействие между студентами и преподавателями, и среди студентов в целом. Кроме того, анонимность в онлайн-среде может позволить большему количеству студентов, которые в противном случае не хотят посещать очные занятия из-за своей застенчивости или психологических проблем, участвовать в онлайн-образовании, где они физически не видят друг друга. Наконец, обновленные технологии и программное обеспечение позволяют преподавателям, студентам и администраторам университетов собирать данные, отзывы и оценки исходя из результатов полученных после прохождения курсов онлайн.
Задачи:
• Изучить основы разработки онлайн-курсов.
• Адаптировать теоретические материалы под выбранную платформу онлайн-курса.
• Исследовать особенности работы на платформе stepik.org.
• Создать теоретический раздел онлайн-курса.
• Составить и адаптировать практические задания.
• Реализовать работу алгоритмов проверки заданий.
• Протестировать курс группой учащихся.
• Обработать и проанализировать данные тестирования
За последние десятилетия развитие интернета оказало большое влияние на высшее образование, обеспечив популяризацию онлайн-обучения. Возможности дистанционного обучения обширны: прежде всего, это мобильность (можно заниматься в удобное время, в любом месте, с любым темпом обучения), параллельность (сочетание нескольких различных сфер образования с профильной деятельностью), возможность получения эффективного образования в лучших образовательных учреждениях мира не покидая дома, индивидуальность (корректировка объема учебного материала, возможность формировать индивидуальный учебный план), массовость (количество обучающихся не ограничено), экономическая эффективность (меньшее количество ресурсов потребуется для проведения занятий), трансформация роли преподавателя и обучающегося, социальность (дистанционное обучение снимает социальную напряженность, обеспечивает равные возможности для получения знаний независимо материального положения и физических возможностей). Эффективное онлайн обучение зависит от хорошо разработанного содержания курса, мотивированного взаимодействия между преподавателем и учащимися, хорошо подготовленных теоретических и практических материалов.
В ходе данной работы был выполнен ряд теоретических и практических задач. Были изучены основы разработки онлайн курсов, рассмотрено устройство онлайн-курсов, изучен соответствующий рынок рассмотрены языки программирования SQL и Python, а так же исследованы особенности работы различных онлайн площадок, в том числе и образовательная платформа stepik.org, теоретические материалы, основанные на методических материалах преподавателей кафедры теоретической кибернетики были адаптированы под данную онлайн площадку, сформирован и адаптирован теоретический раздел, составлены практические задания для проверки полученных знаний, включающие в себя, в том числе и задачи на написание запросов.
В практической части работы был разработан сопроводительный онлайн курс к предмету «Базы данных», который позволит дистанционно изучать и закреплять материал с лекций данного курса. Так же, созданный онлайн курс был протестирован двумя группами обучающихся, в ходе первого и второго этапов тестирования и на основе статистических данных были обнаружены, проработаны и устранены ряд ошибок и неточностей.
1. Ф.И.Салимов, А.Ф.Хайруллин, А.А.Марченко "Курсовой проект по базам
данных" // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://repository.kpfu.ru/?p_id=126168
2. Шаров Д. А. СУБД Oracle: DDL триггер, как средство контроля изменения структуры базы данных // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/archive/14/1291/
3. Рощина Я. М. , Рощин С. Ю.Рудаков В. Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования 2018. № 1. С.174-199
4. Лозовская М.В., Белянина Л.А., Колокольцева М.А., Смирнова Н.В. Алгоритм адаптации рабочей программы дисциплины к условиям инклюзивного образования в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 11. - С. 80-86;
5. Лебедева, М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 105-108
6. Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения // Педагогика высшей школы. — 2018. — №2. — С. 5-8.
7. Макарова А. А. Отчет по преддипломной практике. - К.: КФУ, -2019. - С.15