Противоречия и конфликты внутри малых групп представляют значительный интерес с точки зрения науки и запросов общества. Это находит отражение в заметном количестве научных исследований по тем или иным проблемам конфликта, технологиям и методам управления групповым конфликтом с целью минимизации его негативных последствий или направления его в позитивное русло. Интерес к конфликтам обусловлен тем, что они, как считают многие специалисты, неизбежны, играют весомую, сложную и часто деструктивную роль в жизнедеятельности группы и межгрупповых отношениях.
Противоречия и конфликты оказывают прямое или косвенное, положительное или отрицательное влияние на внутригрупповые процессы и явления, результаты групповой деятельности, психологическое состояние членов и их удовлетворенность группой. В конечном счете, это отражается на функционировании и конкурентоспособности организации в целом, в состав которой входят группы.
Цель исследования – изучить противоречия в организации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и содержание противоречий;
- исследовать виды и ступени противоречий в организации.
Объект исследования – специфика и проблематика отношений, возникающих в современной организации. Предмет – определение термина «противоречие»; ступени противоречий в организации.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
В малых группах возникают разные противоречия, подчас приобретающие сложную мозаичность и оказывающие существенное влияние на групповую жизнедеятельность и эффективность. В связи с этим возникает проблема классификации противоречий, что позволило бы лучше в них ориентироваться, а значит, более целенаправленно строить научно-исследовательскую и практическую работу. В данном исследовании будут использованы две типологии противоречий в контексте малой группы.
Первая основана на двух критериях, а точнее, видах связей: «субъект – субъект» и «субъект – деятельность/условия» (в качестве субъектов рассматриваются индивид, подгруппа и группа).
Она включает следующие общие (социально-психологические) типы противоречий: межличностные противоречия, индивидуально-групповые (и индивидуально-микрогрупповые) противоречия, межгрупповые противоречия, статусные противоречия, мотивационно-деятельностные противоречия и деятельностно-организационные противоречия.
Перечисленные противоречия, в свою очередь, могут иметь разновидности. Вторая типология касается только межличностных противоречий, одни из которых связаны с персональными характеристиками членов группы, а другие – с выполняемой ими совместной деятельностью: противоречия интересов, личностно-поведенческие противоречия, ценностно-нормативные противоречия, противоречие мнений и идей, деятельностно-организационные и деятельностно-санкционирующие противоречия.
Поскольку противоречия проявляются сугубо в субъективном пространстве индивидов и часто ими не осознаются, то их изучение представляет собой сложную задачу.
Можно увидеть взаимодействие, борьбу, столкновение, но увидеть противоречие, т.е. тождество противоположностей, практически невозможно.
Различные группы противоречий в организации принято классифицировать по ряду критериев - по форме выражения, по характеру, по месту возникновения.
Организационные противоречия возникают из-за необходимости упорядочивания и структуризации, организации коммуникативных связей между элементами организационной системы, их взаимодействий. Соединение в рамках одной организации разных элементов предполагает наличие некоторых механизмов, объединяющих эти элементы и направляющих на единую цель организационной системы. Необходимость согласований между элементами вызвана участием разных субъектов и многообразием форм проявления объекта управления.