СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
(НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9 С
УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» ЕЛАБУЖСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Введение 3
1 Теоретические основы государственного и муниципального управления
сферой образовательных услуг 9
1.1 Понятие и структура образовательных услуг 9
1.2 Основы деятельности по управлению современной школой 16
1.3 Система управления в сфере образования на государственном и
муниципальном уровне 24
2 Управление сферой общего среднего образования на примере МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» 34
2.1 Общая характеристика деятельности МБОУ «СОШ №9» ЕМР РТ 34
2.2 Основные компоненты результативности и эффективности управления
МБОУ «СОШ №9» ЕМР РТ 45
2.3 Проблемы управления сферой образовательных услуг 53
3 Пути совершенствования государственного и муниципального
управления в области образования 55
3.1 Предложения по совершенствованию структуры управления МБОУ «СОШ №9» ЕМР РТ 55
3.2 Обоснование внедрения предложенных мероприятий по
совершенствованию структуры управления МБОУ «СОШ №9» ЕМР РТ 67
Заключение 73
Список литературы 77
Приложения
Проблемы совершенствования управления образованием остаются актуальными на протяжении многих лет. В последние годы они приобрели особое значение в условиях развертывания процессов реформирования и модернизации образования: законодательного
закрепления полномочий в этой сфере деятельности за различными уровнями управления, включения России в Болонский процесс и перехода к многоуровневому образованию, разработки образовательных стандартов нового поколения, перехода на Единый государственный экзамен, нормативное финансирование и др.
Актуальность проблемы мониторинга и управления средним образованием подтверждается рядом международных и отечественных документов, в том числе и документов, принятых в рамках Болонской конвенции. К этим документам относятся: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации», «Структура менеджмента качества» и т.д.
В прогрессивных условиях конкуренции на рынке интеллектуального труда возрастание роли образования в жизни сообщества связывается с повышением требований к его качеству. Надежные сведения о качестве всевозможных ступеней образования обязаны быть положены в базу процессов модернизации образования, разработки стратегии его последующего становления.
Данная тема разрабатывается на протяжении последних 20 лет, но в связи с постоянным реформированием непосредственно самой сферы образовательных услуг, повышающимися требованиями и запросами общества, изменением в нормативно-правовой базе подвести какое-либо исследование к логичному финалу так и не удалось ни одному исследователю. Также подобная степень разработки обоснована большим количеством составляющих компонентов подлежащих
анализу.
Актуальность обусловлена помимо прочего социокультурными переменами в современном сообществе, трансформацией Государственной образовательной политики, где ставится задача достижения этого качественного уровня преподавания и воспитания, который удовлетворял бы необходимость всевозможных слоев населения, дозволил бы подняться на новейшую ступень становления культуры, экономики, производства, качества жизни населения государства.
За последнее время в системе школьного образования в нашей стране прошли ощутимые изменения: отход от обычного единообразия, дифференциация образовательной сети, создание новых типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, приметно увеличилась
творческая активность учительства. Введена квалификационная сетка категорий учителей, где предусматриваются результативность, эффективность, оптимальность преподавательского труда, компетентность, профессионализм, учительское умение и творчество.
Управление системой образования в Российской Федерации осуществляется на 3 уровнях:
- федеральном;
- региональном;
- муниципальном.
Первые 2 уровня считаются уровнями государственного управления в области образования.
В каждом из субъектов России наличествует орган исполнительной власти, осуществляющий управление в области образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в пределах между надлежащего региона.
В городских районах и городских округах управление в области образования осуществляется подходящими органами районного
самоуправления.
Отдельные вопросы управления пребывают в зонах
ответственности и области ответственности образовательного
учреждения.
Как уже было указано, любой из уровней обладает собственными возможностями в части управления системой образования.
Целью исследования является теоретико-методологическое обоснование, разработка и оценка мер по совершенствованию государственного и муниципального управления сферой образовательных услуг.
Достижение обозначенной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить теоретические и методические аспекты системы управления в сфере образования на государственном и муниципальном
уровне;
2. Провести изучение и анализ процесса образования как сферы образовательных услуг на примере МБОУ «СОШ №9 с углубленным
изучением отдельных предметов» ЕМР РТ;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию системы управления сферой образовательных услуг в МБОУ «СОШ №9 с
углубленным изучением отдельных предметов» ЕМР РТ;
4. Дать оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является государственное и
муниципальное управление сферой образовательных услуг.
Предметом исследования является система управления сферой образовательных услуг.
Теоретической основой исследования являются теоретикометодологические и практические работы в области управления
системой образования Герасименко О.А., Измайловой М.А., Логвина Н. В., Нуждина Э. Г., а также нормативно-правовая база регулирующая
управление в сфере образовательных услуг.
Проблемы повышения эффективности управления
образовательными организациями рассматриваются в трудах таких авторов как Анчишкина О. В., Афанасьев М.П., Шаш Н.Н., Вифлеемский А., Гришин В.И., Либоракина М., Флямер М., Якимец В., Перелыгин Ю.А., Сластенин В.А., Подымова Л.С.
Гипотеза исследования:
Разработка новых подходов к процессу управления современной школой на примере процесс управления современной школой и рекомендаций по совершенствованию системы управления сферой образовательных услуг позволит повысить эффективность управленческого труда и экономические показатели организации.
Эмпирическую базу исследования составили законы и постановления Правительства Российской Федерации, нормативноправовые акты федеральных органов управления, субъектов Федерации и муниципальных образований, материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального управления Федеральной службы государственной статистики Республики Татарстан. В исследовании использованы отчетные данные образовательных учреждений г. Елабуги, публикации в специализированной периодической печати, материалы научнопрактических конференций, семинаров.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ нормативных документов и научной литературы по исследуемой проблеме, синтез, обобщение, экономический расчет).
2. Эмпирические (аудит состояния системы управления школы, методы сбора первичной информации (анкетирование, наблюдение, интервью, тестирование, групповая дискуссия, деловая игра), сравнительный качественный и количественный анализ результатов).
Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретических и методических положений, разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления в сфере образовательных услуг на муниципальном уровне.
Практическая значимость работы обусловлена ее направленностью на развитие сферы образовательных услуг на муниципальном уровне, который является самым массовым в управленческой вертикали образовательной отрасли Российской Федерации.
Апробация результатов исследования.
Основные положения ВКР доложены в ходе трех научнопрактических конференций:
1. Устюжина О.Н., Фатыхова И.И. Роль тимбилдинга как инструмента управления при организации внутришкольных проектов // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», Елабуга: Елабужский институт Казанского федерального университета, 2017
2. Фатыхова И.И. Роль метода проектов в современном
педагогическом пространстве // Материалы VII Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты». Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2018
3. Устюжина О.Н., Фатыхова И.И. Проблемы управления сферой образовательных услуг // Материалы I Международной научнопрактической конференции «Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса». Орёл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», 2018
По теме исследования опубликована статья в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки России: Сравнение формирования корпоративной культуры российских и зарубежных вузов // Материалы МОО «Фонд развития науки и культуры» журнал «Глобальный научный потенциал», Тамбов, 2018
Ряд положений ВКР получили практическую апробацию в деятельности МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ при разработке системы управления школой.
Обоснованность результатов исследования обеспечивается
методологической обоснованностью разработанного методического инструментария, использованием системного подхода,
взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа данных.
В соответствии с целью и решаемыми задачами исследования была определена структура работы, состоящая из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика изученности проблемы, сформулированы цели и задачи, объект и предмет исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе рассматриваются основные подходы к управлению в сфере образовательных услуг. Уточнено понятие управления в сфере образовательных услуг, с позиции взаимосвязи сфер в социальноэкономическом процессе, а также проведен анализ основных тенденций развития управления образованием в России, обобщены проблемы управления в сфере образовательных услуг на современном этапе развития.
Во второй главе рассмотрены основные компоненты результативности и эффективности управления МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ.
государственного и муниципального управления сферой общего образования.
На сегодняшний день наше государство находится на пути коренных изменений политической и экономической организации общества.
По итогам первой главы, мы можем сделать вывод, что в зависимости от уровня управления образовательным учреждением
менеджеров образования можно условно разделить на три группы. К первой группе, характеризующейся высшим уровнем управленческой деятельности, относится административный персонал образовательных учреждений и органов управления образованием. Вторую группу, относящейся к среднему уровню, составляют руководители
методических, юридических, финансово-экономических и иных служб структуры образования. К третьей группе управления в образовании относят учителей, выступающих организаторами управления учебнопознавательной деятельностью школьников. Инновационные процессы в условиях современного образования, связанные с введением ФГОС, обусловливают научный интерес к проблеме управления
образовательным учреждением. С позиции учительского менеджмента, управление современным образовательным учреждением и
педагогическим процессом в нем является основанием деятельности современного образовательного учреждения, осуществляющего подготовку подрастающих поколений к полноценной жизни и деятельности в обществе. Управление современной школой
основывается на методически грамотном выборе целей и задач, изучении и глубоком анализе достигнутого уровня учебновоспитательной работы, структуры рационального планирования; выявлении и распространении передового учительского опыта и использовании научных достижений педагогической науки в подготовке преподавателей к работе с обучающимися; эффективном контроле и проверке качества исполнения деятельности учителей.
По итогам второй главы, мы можем сделать вывод, что директор осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы, определяет структуру, должностные обязанности работников, обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами. Управление воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием повышения его эффективности является оптимальное их сочетание.
Проанализировав управленческую деятельность школы, можно сделать выводы: задачи, над решением которых работает руководство школы, реализуются; системный мониторинг различных направлений деятельности свидетельствует о положительной динамике управленческих компетенций заместителей директора. Однако необходимо усовершенствовать систему оценки деятельности школы; расширить границы внешнего мониторинга. Проблемными местами в управлении школой можно признать незначительный прирост государственного финансирования, а также фонда учебной литературы, сокращение числа преподавателей с высшим образованием и
значительным стажем работы.
В третьей главе проанализировано соответствие кадровой политики со сложившимися в учреждении традициями, организационной культурой, можно прийти к выводу, что сотрудники не ощущают на себе проводимую политику управления кадрами. Не учитывается
психологический климат в школе, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить социологические исследования с целью изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую политику.
Были разработаны рекомендации и мероприятия по устранению выявленных недостатков, а так же совершенствованию управления
системой повышения квалификации.
И главное, необходимо провести меры по активизации персонала, его мотивации на труд, т.к. не видна заинтересованность каждого сотрудника в общем деле школы. Ведь одной из подзадач кадровой политики является выбор наиболее действенных методов мотивации персонала. Мотивировать - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе работы.
Мы пришли к выводу, что для доступности качественного образования необходимы государственные гарантии:
- обучение на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной
литературы;
- социально-учительской и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и
психологических).
- бесплатного пользования учащимися школы фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
Финансирование школы осуществляется за счет государственного и городского бюджетов. Но, к сожалению, такое финансирование проводится в недостаточном объеме. Но если не будет финансирования, то в школе сложится опасная для учащихся ситуация: туалет закрыт, отопление не работает, окна разбиты.
Мы считаем, что вопрос не в том «сколько платить», а «как проконтролировать». Для контроля над расходом денежных средств на общешкольные нужды, предложено в фойе школы на стенде для родителей должна быть отведена рубрика, где размещена подробная информация о расходах.
Так же необходимо увеличить перечень оказываемых платных услуг. Например: курсы дошкольной подготовки для дошкольников, дополнительные занятия для учеников выпускных классов. Школа имеет
право заниматься дополнительными платными образовательными услугами (за рамками школьной программы).
Подписывается договор с родителями, с учителями. Родители вносят сумму через банк по квитанции. С общей суммы идет налог, отдельно начисляется зарплата учителям. Остатки суммы можно расходовать на развитие тех же услуг.
Налоги для бюджетного учреждения предлагается снизить до минимума. Сейчас от оказания платных услуг школа платит в бюджет налог на прибыль Согласно статьи 284 НК РФ, налоговая ставка на прибыль устанавливается в размере 20 %. При этом, 2% от суммы, начисленной по налоговой ставке на прибыль идет в Федеральный Бюджет РФ, а 18% от данной суммы перечисляют в местные бюджеты субъектов РФ. Налоговую ставку на прибыль, средства от которой зачисляются в местные бюджеты субъектов РФ, местные органы самоуправления имеют право снизить для отдельных категорий налогоплательщиков.
I. Публикации автора по теме исследования
1. Устюжина О.Н., Фатыхова И.И. Роль тимбилдинга как инструмента управления при организации внутришкольных проектов // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», Елабуга: Елабужский институт Казанского федерального университета, 2017
2. Фатыхова И.И. Роль метода проектов в современном педагогическом пространстве // Материалы VII Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты». Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2018
3. Устюжина О.Н., Фатыхова И.И. Проблемы управления сферой образовательных услуг // Материалы I Международной научнопрактической конференции «Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса». Орёл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», 2018
4. Фатыхова И.И. Сравнение формирования и корпоративной культуры российских и зарубежных вузов // Материал МОО «Фонд
развития науки и культуры» журнал «Глобальный научный потенциал», Тамбов, 2018
II. Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года
2. Концепция Развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2014 года №1726-р
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, №232-ФЗ // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]:
от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Консультант Плюс. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/
5. "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 24.10.2018) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
6. Паспорт приоритетного проекта "Образование" по направлению "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий" ("Рабочие кадры для передовых технологий"), Утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9)
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2016 г. № 02-860 "О направлении Методических рекомендаций"
8. Письмо Минобрнауки России от 16.11.2015 № АП-2026/02 "О размещении информации организациями сферы образования"
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы
Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"
10. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
11. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 29.08. 2013 г. № 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2016 г. № 1212 «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 25 ноября 2014 г. № 1517»;
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г. № 413";
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897"
16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 "Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность";
17. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в
сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
18. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики",
19. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
III. Монографии и учебные пособия
20. Антонова Л. Н. Образование - стратегический ресурс развития общества/Л. Н. Антонова// Учительская газета. - 2016. - 4 апр.
(№14). - с.19
21. Анчишкина О. В. Государственные стратегические
программы социально-экономического развития: состояние и
перспективы/О. В. Анчишкина// Проблемы теории и практики управления. - 2015. - №6. - с. 27-42
22. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и
муниципального управления. - 2013. - № 3. - С. 48-69.
23. Бердашкевич А.П. Государственная политика в области образования и науки и конкурентоспособность России/А. П.
Бердашкевич//ЭКО. - 2015. - №10. - с. 64-74
24. Болотов Виктор Александрович, Вальдман Игорь
Александрович, Ковалёва Галина Сергеевна, Пинская Марина
Александровна Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. №1.
25. Бочкарев В. Образование служит подъему экономики и уровня жизни/В. Бочкарев//Народное образование. - 2014. - №10. - 25-34
26. Бубеева Баирма Нанзатовна Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2010. №1.
27. Бурко Р. А. Современные проблемы науки и образования в
России [Текст] / Р. А. Бурко, С. В. Тимофеева // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 745-747.
28. Вифлеемский А. Проблемы экономики образования России/А. Вифлиеемский// Народное образование. - 2014. - №6. - с. 26-39
29. Галкина Т. И. Новая настольная книга современного завуча школы/Т. И. Галкина. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 395 с.
30. Герасименко О.А. Теоретико-методологические основы управления региональной образовательной системой // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1.
31. Гин А. Семь противоречий нового образования/А. Гин// Народное образование. - 2014. - №8. - с. 51-58
32. Гликман И. Основные подходы к образованию/И. Гликман//Народное образование. - 2015. - №1. - с. 124-132
33. Голуб Ю. Власть, общество и проблемы российского образования/Ю. Голуб//Власть. - 2014. - №8. - с. 19-23
34. Гохберг Л. М. Мониторинг экономики образования: цели, задачи, реализация/Л. М. Гохберг//Вопросы статистики. - 2014. - №9. - с. 38-45
35. Гришин В. И. О федеральных программах регионального развития/В. И. Гришин//Финансы. - 2016. - №4. - с. 13-15
36. Давидов Л. О показателях качества образования/Л. Давидов//Высшее образование в России. - 2014. - №11. - с. 92-96
37. Егорова Юлия Александровна Роль и функции цели в сфере управления образованием, образовательным учреждением и педагогической деятельности // Вестник ЧГПУ. 2012. №11.
38. Измайлова М. А. Проблемы независимой оценки качества образования // Вестник Финансового университета. 2015. №1 (85).
39. Клейн Э. Коррупция в российских вузах // Пространство экономики. 2011. №1.
40. Коваленко И. В. Педагогический мониторинг как средство
управления качеством образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №1-2.
41. Колисниченко И. Государственная политика реализуется в регионах/И. Колисниченко // Народное образование. - 2014. - №8. - с. 37-43
42. Кузьменко Н.Е. О модернизации образования в России/Н. Е. Кузьменко // Учитель. - 2015. - №3. - с. 107-16
43. Курмышева Лидия Константиновна Инклюзивное
образование: зарубежный опыт // Сибирский педагогический журнал.
2012. №9.
44. Лебедев В.В. Экономические методы в управлении образовательным учреждением // Российское предпринимательство. 2012.
№22.
45. Лебедев О. Модернизация управления образованием/О. Лебедев// Народное образование. - 2014. - №6. - с.169-179
46. Либоракина М., Флямер М., Якимец В. и др.. Социальное партнерство: заметки формировании гражданского общества в России.
М. : Школа культурной политики, 2015. 11 с.
47. Логвин Н. В., Нуждин Э. Г. Нужна ли оценка состояния управления региональными системами образования? // Экономика
образования. 2014. №3.
48. Паникарова С. Факторы выполняемости государственных целевых программ/С. Паникарова //Экономист. - 2016. - №8. - с. 36-41
49. Перелыгин Ю. А. Стратегии развития федеральных целевых программ/Ю. А. Перелыгин //ЭКО. - 2015. - №10. -с. 37-39
50. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования?/А. Руткевич // Народное образование. - 2014. - №2. - с. 3847
51. Рябко Т. В. Формирование системы независимой оценки и сертификации квалификаций // Дополнительное профессиональное
образование в стране и мире. № 3 (3). 2013. С. 1-4.
52. Саркисов П. Д. Модель и организационная структура российской структуры управления образованием в 21 веке/П. Д.
Саркисов //Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №1.- с. 42-47
53. Симачев Ю. Стали ли федеральные программы инструментом государственной промышленной политики /Ю. Симачев // Российский экономический журнал. - 2015. - №8. - с. 3-11
54. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Учитель: инновационная деятельность. - М.:“Издательство Магистр”, 2016. - 224 с.
55. Смолин О. Об основах стратегической модернизации в России: роль образования и науки/О. Смолин// Альма матер: Вестник
высшей школы - 2015. - №4. - с. 17-22
56. Смолин О. Российская образовательная политика и инвестиции в человека/О. Смолин//Альма матер: Вестник высшей школы. - 2014. - №4. - с. 5-9
57. Смолин О. Финансирование образования: уровень и
механизмы/О. Смолин// Народное образование. - 2014. - №2. - с. 9-15
58. Соловьев Игорь Владимирович, Филатов Сергей Витальевич Интегральные оценки качества образования // Интеграция образования.
2014. №2 (75).
59. Тихомирова Н. В. Структура показателей и индикаторов качества образования/Н. В. Тихомирова //Вопросы статистики. - 2015. -
№9. - с. 50-54
60. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика учительского менеджмента. - М.: Новая школа, 2013. - 288 с.
61. Указ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».