Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №33036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
526
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I Теоретический анализ проблемы развития ответственного отношения к природе в процессе экoлoгическoгo образования дошкольников 8
1.1 Экологическое образование: история, теория, практика 8
1.2 Педагогические подходы к проблеме развития ответственного отношения
к природе в экологическом образовании дошкольников 17
1.3. Особенности отношения детей к природе в дошкольном возрасте 23
Выводы по Главе 1 28
Глава II Опытно - экспериментальное изучение формирования ответственного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста 32
2.1. Диагностика уровня сформированности ответственного отношения к
природе 32
2.2. Реализация авторской программы по профилактике ответственного
отношения к природе 43
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 50
Выводы по Главе II 63
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения


В современном мире, на фоне активного воздействия на сознание ребёнка через СМИ пропаганды агрессии, зла, насилия, культа силы, актуальной проблемой дошкольной педагогики является воспитание в детях ответственного отношения к своему окружению, прежде всего к природе. Именно это способствует развитию у детей эмоциональности, душевной отзывчивости, заботе о ближнем.
Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебреных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» [47].
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка трудно переоценить. Природа постоянно окружает детей, очень рано входит в их жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произнесёт первые слова, сделает первые шаги, откроет первую книгу. Ознакомление дошкольников с природой - это первые шаги в познании родного края, а значит и воспитании любви к Родине.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности.
Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется ответственное отношение к природе. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства. Действенная любовь, настоящая забота о природе, возникает у детей лишь тогда, когда у ребёнка сформирована культурная и духовная база, эмоциональная отзывчивость. Можно бесконечно говорить о любви к природе, но если воспитатель, которому подражают дети, бездумно сломал ветку, не восхитился красотой деревца, не первой весенней травке или закричал, увидев червяка в руке у ребёнка: «Брось эту гадость», - то пользы от этого не будет.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном обществе состояние природы находится на грани деградации, люди привыкли брать от природы всё, ничего не оставляя ей взамен. Происходит нерациональное использование природных ресурсов. Всё это ведёт к истреблению многих видов живых организмов, некоторые из них были занесены в Красную книгу России, после её обновления в 2015 году. Это происходит по тому, что люди снимают с себя ответственность, небрежно относясь к природе. Именно, поэтому, перед детскими образовательными организациями встаёт важная задача сформировать у детей ответственное отношение к природе через экологическое образование. К сожалению, взрослые не всегда понимают насколько значимо формирование ответственного отношения к природе, и даже если понимают, то не всегда используют имеющиеся у них возможности, что бы предупредить неблагоприятный итог.
Экологическое образование дошкольников было изучено во многих диссертациях: М.Ю. Попова рассматривала экологическое образование детей старшего дошкольного возраста на материале ознакомления с комнатными растениями, (2001), С.Н. Николаева описывала систему экологического воспитания детей дошкольного возраста, (2006), Н.В. Бутенко формировала основы экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности, (2006), П.В. Аксенова развивала экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника, (2012), Т.Ю. Бурлакова раскрыла педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, (2017). Но динамика сформированности ответственного отношения к природе в этих и других работах не была раскрыта, что повышает актуальность выбранной нами темы.
Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости профилактической работы по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, через экологическое образование.
Обозначенное противоречие определило проблему исследования: раскрыть динамику формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс исследования динамики формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: динамика формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить динамику формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления отклонения в формировании ответственного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет являться организованная работа посредством применения на практике специально подобранных заданий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей.
Предмет, объект и цель исследования, определили постановку и решение следующих задач:
- познакомиться с историей, теорией и практикой экологического образования; изучить подходы к проблеме развития ответственного отношения к природе у дошкольников;
- подобрать диагностический инструментарий для экспериментальной работы; провести экспериментальное исследование по теме;
- проанализировать результаты формирующего этапа эксперимента.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность методов. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит в углубленном изучении и раскрытии динамики формирования ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного научно-практического исследования определена эффективность организованной работы посредством использования в практической деятельности специально подобранных заданий, включенных в разработанную авторскую программу по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Подобраны разнообразные задания и игры, которые могут быть использованы педагогами непосредственно в практической работе, студентами во время педагогической практики и родителями.
База исследования: исследование проводилось на базе детского сада №391, с сентября по апрель.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 6 таблиц и 12 рисунков. Объем работы 73 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы очень остро встаёт проблема экологической воспитанности дошкольников и формирования у них ответственного отношения к природе. Зачастую поведение детей в природе, по отношению к живым организмам бывает далеко негуманным. Многие дети не понимают взаимосвязей в живой и неживой природе. Поэтому задачей педагога работающего в дошкольном учреждении является создавать условия, для формирования у детей ответственного отношения к природе.
В тоже время в старшем дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры для преодоления этих тенденций. Для таких детей, пока они не преступили порог школы, будет очень полезна специально организованная работа посредством применения на практике комплекса экологической деятельности.
В ходе экспериментальной работы было проведёно ознакомление с историей, теорией и практикой экологического образования; изучены подходы к проблеме развития ответственного отношения к природе у дошкольников; подобран диагностический теме.
Нами был проведён эксперимент для подтверждения гипотезы о том, что необходимым условием эффективной профилактики и преодоления отклонения в формировании ответственного отношения к природе через экологическое воспитание у детей дошкольного возраста будет являться организованная работа посредством применения на практике специально подобранных заданий, в которых используются сочетание передачи новой информации с ее закреплением в практической деятельности детей.
В программу экспериментального исследования были включены ряд методик:
1. диагностическая карта Шушановой С.В., Назаровой Ф.Р.;
2. методика «Секретный разговор» Цветковой И.В.;
3. методика «Экологический светофор» (модификация методики Цветковой И.В.) .
На основании полученных данных после проведения данных методик, в экспериментальной группе проводилась специально организованная работа направленная на формирование ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя проведение четыре раза в месяц экологической деятельности.
Работа на формирующем этапе эксперимента была эффективной и дала следующие результаты:
1. Поводя итоги по диагностической карте Шушановой С.В. и Назаровой Ф.Р., мы видим, что динамика экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе сдвинулась в положительную сторону, данная разница составила: высокий уровень - 15%, в контрольной группе - 5%; в группе «Семицветик» средний уровень повысился на 15%, в группе «Гномики» средний уровень тоже повысился, но только на 5%; в экспериментальной группе низкий уровень снизился на 20%, в контрольной группе данный уровень снизился незначительно и разница составила 10%.
2. После проведения методики «Секретный разговор» Цветковой И.В., мы отметили, что в формировании ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошла положительная динамика. Так, высокий уровень повысился на 15%; средний уровень на 15% и низкий уровень снизился на 30%. Если же говорить о контрольной группе, то там, разница составляет: высокий уровень понизился на 5%, средний остался без изменений, низкий повысился на 5%.
3. Итак, по полученным данным методики «Экологический светофор» Цветковой И.В., мы можем сделать вывод, что уровень ответственного отношения у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе повысился. Высокий уровень на 10%, средний на 10%, а вот низкий уровень снизился на 20%. В контрольной же группе данные остались практически такими же. Высокий уровень снизился на 5%,средний повысился на 5%, а низкий остался без изменений.
Вывод: проведённая нами работа оказалась эффективной.
В заключение своей работы хочется сказать, что организованная работа по формированию ответственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста была для детей интересна и увлекательна. Дети её восприняли с большим удовольствием. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.



1. Аксенова, П.В. Экологическое воспитание дошкольников в образовательной среде природного заповедника/ П.В. Аксенова// Диссертация. - Воронеж, 2012 .
2. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова. - М., 2012.
3. Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Природа, Творчество и Красота. / В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - М.,2011, N 7. С. 2 - 5; N 11. - С. 51-54.
4. Алябьева, Е.А. Нравственно - этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
5. Баринова, Е.В.Учимся любить природу. Пособие для детских садов и школ раннего развития / Ростов - на - Дону. Изд. Феникс 2014г. - 158 с.
6. Балаценко, Л.Н. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей / Л.Н. Балаценко // Ребенок в детском саду. - 2012 г. - N 5. - С. 80-82.
7. Большакова, М.А., Морева Н.А. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе /М.А. Большакова, Н.А. Морева // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 7. - с. 12-20.
8. Бобылева, Л.Д. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные?/ Л.Д.Бобылёва // Дошкольное воспитание. - 2009г. - N 7. - С. 38-46
9. Буало - Нарсежак Поэтическое искусство / Пер. с фр. М.: Азбука - Классика, 2010 г.
10. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П.Букин. - М.: Просвещение, 2011г. - С. 111-113.
11. Бурлакова, Т.Ю. Педагогическое условия организации
образовательной деятельности по экологическому воспитанию
дошкольников/ Т.Ю. Бурлакова// Диссертация. - Москва, 2017 .
12. Бутенко, Н.В. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности/ Н.В. Бутенко// Диссертация. - Челябинск, 2006 .
13. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / В.А.Васильева - М., 2013 г. -56 с.
14. Голикова, Т.В., Иванова, Н.В., Пакулова, В.М. Теоретические основы методики обучения биологии: учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. - Краснодар. Гос. пед. ун-т им. В.П., Красноярск, 2013г. - 264 с.
15. Габдулхаков, В.Ф. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе / В.Ф. Габдулхаков // Журнал «Педагогика». - 2001г. - № 6. - С. 18-24.
16. Габдулхаков В.Ф. Стратегии реализации стандартов второго поколения в Республике Татарстан. / В.Ф.Габдулхаков, Г.Е.Попова, И.Н.Платова. // Журнал «Стандарты и мониторинг в образовании». - 2009г. - № 1. - С. 38-44.
17. Габдулхаков В.Ф. Личность учителя в системе непрерывного профессионального и персонифицированного образования / В.Ф. Г абдулхаков // Научный журнал «Известия Российской академии образования». - М., 2010 г. - № 1(13). Январь-март. - С. 101-112.
18. Габдулхаков, В.Ф. О языковом образовании в детских садах Татарстана / В.Ф. Габдулхаков.// Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». - М., 2010г. - № 6.
19. Гликман, И.З. Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Глиман - М.: Форум: НИЦ ИНФРА - М., 2015г. - 320 с.
20. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитанности личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.:Просвещение, 2009 г.
21. Иванова, Г.М., Курашова В.А. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г.М. Иванова, В.А. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2006г. - N 3. - С. 10-12.
22. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011г. - 56 с.
23. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. - 2005г. - N 5. - С. 70-73.
24. Коротких, О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики / О.В. Коротких.: НИЦ ИНФРА - М., 2014г. - 128 с.
25. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2010 г.
26. Колобашкина, Л.В. Основы теории игр / Л.В. Колобашкина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г.
27. Климентьева, З.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учебно-методическое пособие. Курс лекций и практических занятий для бакалавров / З.А. Климентьева - Казань: изд-во "Вестфалика", 2015г. - 210 с.
28. Кочергина, А.В. Наш дом - Земля / А.В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004г. - N 6. - С. 50-53.
29. Королева, А. Земля - наш дом / А. Королева // Дошкольное воспитание. - 2008г. - N 10. - С. 34-36.
30. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004г. - 144 с.
31. Лыкова, И.А. Ребенок в мире открытий или Тайные дары природы / И.А. Лыкова. // Специализированный журнал цветной мир для воспитателей ДОУ №5. 2011 г.
32. Левитман, М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? / М.Х. Левитман. - СПб.: СОЮЗ, 2009г. - 282 с.
33. Миронова, Н. Р. Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребенка / Н.Р. Миронова. // Дошкольное воспитание №4 2014г. - С. 39-43
34. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы / Г.П. Мойснер // Начальная школа, 2005г. - № 3.
35. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. // Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004г. - 160 с.
36. Николаева, С.Н. Экологическое воспитания в рамках ФГОС дошкольного образования / С.Н. Николаева. // Дошкольное воспитание №5 2014г., С.14-18.
37. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016г. - 256 с.
38. Николаева, С.Н. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста / С.Н. Николаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016г. - 198 с.
39. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013г. - С. 119.
40. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С.Н. Николаева. // Дошкольное воспитание - 2002г. - N 9. - С. 52-64.
41. Пастернак, Н.А. Воспитываем ребенка / Н.А. Пастернак - М.: Форум, 2013г. - 112 С.
42. Пашкевич, А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики / А.В. Пашкевич. - 2 изд., испр. И доп. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015г. - 76 с.
43. Петрова, В.Ф. Проектная технология формирования
этнопедагогической компетентности у будущих бакалавров дошкольного образования / В.Ф. Петрова. // Развивающее обучение в условиях государственно-общественного управления: Сборник статей и методических материалов Международной научно-практической конференции. 10 апреля 2015 года. / Под ред. В.Ф. Габдулхакова, М.А. Ильиной Й.Й. Подгурецки И.Л. Меняйло. - Казань: Казанский федеральный университет, 2015г. С. 207 - 209.
44. Петрова, В.Ф., Хабибрахманова Л.С. Лего-конструирование как средство развития экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В.Ф. Петрова, Л.С. Хабибрахманова. // Преемственность и перспективность в системе развивающего обучения: сборник статей и научно-методических материалов Международной научнопрактической конференции 4 апреля 2014г./Под ред. В.Ф. Габдулхакова, E.V. Subbotsky, М.И. Ильиной. - Казань: Казанский федеральный университет, 2014г. - 280с.
45. Попова, М.Ю. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (на материале ознакомления с комнатными растениями)/ М.Ю. Попова// Диссертация. - Москва, 2001.
46. Сурагевина, С.А. Как учить экологии / С.А. Сурагевина - М.: Просвещение, 2005г. - 378 с.
47. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский - Киев, 1973г. - 254 с.
48. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004г. - N 2 - С. 21 - 27.
49. Рыжова, Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Н.А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 2005г. - N 10. - С. 18-20.
50. Рыжова, Н.А. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003г. - N 5. - С. 26-34.
51. Рожнов, В.Е. Игровая терапия / В.Е. Рожнов. - М, 2006г. - 123 с.
52. Смирнов, С.А. Педагогика, Педагогические теории, системы технологии / С.А. Смирнов. - 2000г. - 274 с.
53. Соколков, Е. А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария / Е.А. Соколов. — М.: Университетская книга, Логос, 2009г. — 480 с.
54. Турченко, В. И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2013г. - 256 с.
55. Тулобуева, А. С. душой к природе / А.С. Тулобуева. // Дошкольное воспитание №8. - 2014г., С.28-30.
56. Ульева, Е.А. Времена года. Творческие задания. Лето: тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет / Е.А. Ульева. - М.: ВАКО, 2014г. - 48 с.
57. Ульева, Е.А. Времена года. Творческие задания. осень: тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет / Е.А. Ульева - М.: ВАКО, 2014г. - 48 с.
58. Ярошенко, Н.А. Азбука природы / Н.А. Ярошенко. - М., Издательский дом «Ридерз Дайджест», 2001г. - 336 с.
59. Ясвин, В.А., Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология/ В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо. - Ростов - на - Дону, 1996 .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ