Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ МАТЕРИ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ

Работа №33031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
455
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1 Современные аспекты изучения взаимосвязи личностных особенностей
матери на специфику взаимодействия подростков 9
1.2 Гендерные характеристики личности и их особенности формирования в
юношеском возрасте 15
1.3 Специфические ошибки в воспитании детей и риски в поведении
родителей 21
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Методики исследования 27
2.3 Математические методы исследования 30
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИ И ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ У ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВ 34
3.1 Особенности гендерных характеристик личности матери и особенностей
межличностного отношения у подростков 34
3.2 Анализ взаимосвязи гендерных характеристик личности матери и особенностей межличностного отношения у подростков 36
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 48



Формирование у подростков понимания поведения в межличностных отношениях с противоположным полом можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением социального и экономического климата в стране, постановкой задач формирования у подростков навыков гармоничного межличностного взаимодействия.
Исследуя теоретический анализ литературы, было принято решение сузить исследование и выборку до матерей и их девушек подростков.
В определенном возрасте, практически каждая девушка начинает мечтать о своей большой и крепкой любви, о добрых и крепких отношениях со своим мужчиной. Быть продолжательницей рода и заботиться о своей семье женщине предопределено самой природой. По данным исследования в политехническом колледже была выявлена проблема: девушки подростки очень часто обращаются с одинаковым запросом - построение взаимоотношений с юношами. В данное время эта проблема очень актуальна, ведь института построения правильных взаимоотношений с противоположным полом как такового уже нет, а альтернатива ему отсутствует.
По мнению О.О.Андрониковой, гендер - как определение есть совокупность социокультурных норм, предписываемых обществом к выполнению в зависимости от биологического пола индивида. В зависимости от половой принадлежности, этот индивид выстраивает свое поведение и свои социальные взаимоотношения [6].
Модель или сценарий выстраивания отношений с противоположным полом у человека формируется с детства. Семья есть именно тот социальный институт, который создает нам условия для понимания и первого опыта
межличностного общения. В детском возрасте, младшим свойственно копировать старших, девочки копируют мать, мальчики - отца. В младшем возрасте у детей преобладает Эдипов комплекс. «Эдипов комплекс» - как понятие, было введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом. Выражается как сознательное или бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные, двойственные чувства к родителю того же пола [1].
К биологическим отличиям между людьми, добавим разделение их по социальной роли в обществе, форме деятельности, различиях в выражении своих эмоций и проявлений в обществе. Специалисты в антропологи, этнографии и истории давно пришли к выводу что представление типично мужского и типично женского поведения относительно. Изучив этот вопрос с позиции разности культур, можно подтвердить, что чисто мужское поведение в одном обществе, может быть женским в другом обществе. Особенности формирования гендерных проявлений личности были отражены в трудах отечественных психологов: Евгения Павловича Ильина, Лидии Ильиничны Божович, Натальи Евгеньевны Харламенковой, Ольги Олеговны Андронниковой, и многих других. В других странах данным вопросом занимались Эрик Берн, Лоуренс Кольберг и большое количество других психологов.
Исходя из всего описанного, мы считаем что актуальность исследования выражается в недостаточной исследованности проявления гендерных характеристик личности у девушек, исходя из личного опыта взаимодействия со своим родителем - матерью, на протяжении периода детства.
Таким образом, научная проблема выражается в дефиците знаний о взаимосвязи гендерных характеристик личности матери на особенности выстраивания психологически здоровых отношений с противоположным полом у потомка девушки.
Актуальность и проблема исследования обусловлены противоречием, представленным в современной науке, а именно:
Достаточно подробно изучен феномен гендера в психологии, но отсутствуют конкретные доказывающие связь влияния индивидуальных гендерных характеристик родителя-матери на гендерные характеристики у подростков девушек.
Цель: исследовать взаимосвязь гендерных характеристик личности матери и особенностей межличностных отношений с противоположным полом у девушек.
Объект: матери и их подростки девушки.
Предмет: особенности гендерных характеристик личности матери и особенностей межличностных отношений у девушек.
Гипотезы:
Следует ожидать, что гендерные характеристики матери взаимосвязаны с особенностями межличностных взаимоотношений у дочери, а именно: феминность или маскулинность у матери в первую очередь взаимосвязана с конфликтностью, во вторую очередь взаимосвязана с конформностью и безопасностью в межличностных отношениях у дочери.
Задачи:
1. Проведение теоретического анализа по проблеме исследования гендерных особенностей, характеристик личности, взаимоотношения противоположного пола, родительских взаимоотношений.
2. Осуществить практические исследования взаимосвязи гендерных характеристик личности матери и особенностей межличностных отношений с противоположным полом у девушек.
3. Провести качественный и количественный анализ исследования;
Методы исследования:
Для решения практических задач, нами проводился констатирующий эксперимент с последующей разработкой характеристики личности и типологии родителя-матери, с учетом гендерных особенностей, на специфику отношений с противоположным полом у девушек.
1. Теоретические: анализ и синтез научной литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа, эксперимент.
3. Диагностическое тестирование.
Методики исследования.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1) Полоролевой опросник (С.С. Бем);
2) Опросник «Характер взаимодействия молодых пар в
конфликтных ситуациях» (авторы Н.А. Коваль, Е.А. Калинина).
3) Ценностный опросник (Ш. Шварца);
4) Математико - статистические: метод ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили основные положения материалов российских и зарубежных авторов Алешина Ю.Е., Волович А.С., Андроникова О.О., Араканцева Т. А., Бендас Т.В., Берн Э., Божович Л.И., Бойко О., Вейнингер О., Вержибок Г.В., Рубенштейн С.Л., Фрейд З.
Новизна исследования: использованные методики позволяют
достоверно определить взаимосвязь между гендерными характеристиками матери и межличностных взаимоотношений с противоположным полом девушек подростков.
Теоретическая значимость заключается в углублении знаний по проблеме влияния гендерных характеристик личности матери на межличностные взаимоотношения дочери. Результаты как теоретической, так и практической части могут быть использованы при чтении курсов лекций, связанных с понятиями «семья», «взаимоотношения», «брак», и так далее.
Практическая значимость определяется доказанной взаимосвязью гендерных характеристик личности матери и особенностей межличностных отношений у подростков.
Практическая значимость исследования в разработке типологии по формированию навыка правильного выстраивания отношений матери с дочерями, способствующие формированию гармоничных отношений у девушек-подростков с противоположным полом в дальнейшем, типологию по умению перестраиваться в различных ситуациях, а так же составить рекомендации педагогу-психологу, работающего в психологической службе колледжа, для выявления и решения проблем взаимоотношений девушек с противоположным полом.
Результаты как теоретической, так и практической части могут быть использованы при чтении курсов лекций, связанных с понятиями «семья», «взаимоотношения», «брак», и так далее.
База исследования: исследование проводилось среди студенток 3-4 курсов ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж». В него были включены 60 респондентов, из них 30 студенток и 30 родителей матерей. Возраст исследуемых подростков 15-18 лет.
Достоверность и надежность результатов обеспечена их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения
современной психологии; применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; использованием надежных теоретически обоснованных методик диагностики исследуемых переменных, доступностью всех методик для воспроизводства и проведения
подтверждающих исследовании; репрезентативностью выборки, лонгитюдным характером экспериментальной работы; использованием адекватных задачам исследования методов математического анализа и статистики - корреляционного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проведенного нами теоретического и практического исследования, мы можем сделать выводы.
Изученные в гендерной психологии факторы, имеющие влияющие на эффективные межличностные отношения, имеется дефицит исследований, объясняющих значение родительского опыта в выстраивании супружеских отношений и на специфику общения с противоположным полом у их повзрослевших детей.
Понятие, «пол» - совокупность анатомических и физиологических характеристик организма, данных от рождения. Определяется во внутриутробном развитии с помощью генетического и гормонального аспектов. «Гендер» - социальный образ, разграничивающий мужское и женское поведение. Определяется в процессе социализации с помощью ценностей, установок, выражается посредством определенных черт личности: маскулинные-мужские) - феминные-женские [24].
Таким образом, маскулинный и феминный типы личности проявляются в различных скрытых механизмах поведения, что дает понять сущность характеристики гендера. Особое внимание требует попоролевая идентификация детей, с родителями, что в свою очередь очень важно для здравого самоопределения гендера подростка.
Так же мы рассмотрели основные половые различия, исследовали методические рекомендации в работе с родителями, по особенностям проявления гендерных характеристик в процессе воспитания. Такие понятия как расстройства гендерной идентификации глубже раскрыли понимание ошибок в воспитании детей, что поспособствовало предположению гипотезы в научной работе. Исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Результаты исследования могут быть использованы практикующим психологом.
В ходе констатирующего эксперимента, были изучены степень выраженности маскулинностифеминности, у матери. Проявление конфликтности в отношениях с противоположным полом у студенток колледжа и формирование установки конформности - податливости, свободы как безопасности.
При проверке корреляционной связи между выбранными шкалами по методу Спирмена, статистической значимости, в ходе нашего исследования мы получили следующие результаты. Выраженное преобладание в проявлениях маскулинности у матерей и проявление конфликтности в отношениях с противоположным полом у их дочерей не взаимосвязаны.
Проявления маскулинной характеристики имеет влияние на формирование установки конформности как отчуждения в отношениях с противоположным полом у дочери.
Проявление фемининной характеристики у матери, способствовует формированию установки свободы у ее дочери.
В ходе исследования нами были найдены любопытные результаты, на которые мы посчитали нужным обратить внимание.
В опроснике, «о характере взаимодействия молодых пар в конфликтных ситуациях», нами были выделены сферы в которых более ярко проявляется конфликтность в парах. Что в свою очередь показывает 65%, проявления конфликтности выражено в парах при доминировании девушек, а это в свою очередь доказывает преобладание маскулинной характеристики у студенток.
Цель работы была достигнута. Выявлена взаимосвязь влияния гендерных характеристик личности матери и особенностей межличностных отношений с противоположным полом у девушек подростков.
Данные результаты составляют практическую значимость, т.к. рекомендации и типология характеристик родителя помогут быть использованы в практической работе.



1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 2009, № 2. - С. 152-157
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины// Вопросы психологии. 2001. №4. - С. 12-24
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Москва, 2013.-312с.
4. Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - Москва: ИП РАН, 2007. - С.270-373.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1988.-392с.
6. Андроникова О.О. Гендерная дифференциация в психологии: уч. пособие / О.О. Андроникова. - Москва: Вузовский учебник, 2014. -264 с.
7. Араканцева Т. А. Отношения родителей и детей в гендерном
измерении: учебное пособие / Т.А. Араканцева; РАО «Московский психолого-социальный институт». - Москва: Московский психолого
социальный институт, 2013. - 67c.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416с.
9. Асадуллина Ф.Г. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора / Ф.Г. Асадуллина, Д.В. Малюгин // Психологический журнал. Т.29. - 2008. - № 6. - С. 48-55.
10. Белкин А.И. Формирование личности при смене пола // Психология личности. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 197-205.
11. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему
неравенства полов/Пер. с англ. - М.: «Россиская политическая
энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.-336с.
12. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие для студентов психологических специальностей вузов / Т.В.Бендас. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 431c.
13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. - М., 2010. -405с.
14. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -310с.
15. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы//«Вестник МГУ» Сер.14:Психология. 1985. №2.- С.11-15.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008. - 464с.
17. Бойко О. Гендерные аспекты психического здоровья / О.Бойко // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 40-50.
18. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336с.
19. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 606с.
20. Вержибок Г.В. Семья как фактор функционирования гендерных ролей / Г.В.Вержибок // Народная асвета. - 2008. - № 10. - С. 88-92.
21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Наука, 1960. -281с.
22. Городнова Н.Н. К вопросу о формировании гендерных ролей у учащихся лицейных классов с разной предметной направленностью //Материалы международной научной конференции. Ин-т психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины - К.: Миллениум, Т. 2, 2002.
23. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 508с.
24. Зинченко В.П. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс. 1999.-440с.
25. Иванова Е.О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. - №3 ХЦГИ. - М.,2009. С.242-252.
26. Игнатенко Д. Историко-гендерные концепции в современной западной истории педагогики / Д. Игнатенко // Вопросы гуманитарных наук.
- 2006. - № 5. - С. 180- 183.
27. Ильин Е.П. Пол и Гендер. - СПб.: Питер, 2010.-688с.
28. Ильин Е.П. Половые и гендерные особенности учащихся / Е.П. Ильин // Психология для педагогов. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 465-495.
29. Ильиных С.А. Множественная маскулинность (гендерная социология) / С.А. Ильиных // Социологические исследования. - 2011. - № 7.
- С. 101-110.
30. Каменская В.Г. Оценка гендерной идентичности [ребенка
дошкольного возраста] // Психодиагностика ребенка: учебник /
B. Г.Каменская, Л.В.Томанов, О.А.Драганова. - Москва, 2014. - С. 236-243.
31. Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журнала «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» / И.С.Клецина // Вопросы психологии. - 2012. - № 1. - С. 83-92.
32. Клецина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клёциной. - СПб, 2003. -
C. 44-471.
33. Клочко О.И. Отечественный вариант гендерных исследований / О.И. Клочко // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 172-176.
34. Кон И.С. Ребенок и общество: ( Ист.- этногр. перспектива) / АН СССР, ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1988. -269с
35. Меренков А.В. Духовно нравственное развитие подростков. Методическое пособие. ИСТУ Екатеринбург 2017.
36. Мельников В.М., Ямпольский, Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2014. - 320с.
37. Петровский А.В. Личность в психологии с позиции системного подхода // Вопросы психологии. - 1981. - № 1.-С.20-31.
38. Радина Н.К.Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С.22-
27.
39. Рахматуллина Р.С. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке : Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2011. - 23с.
40. Райх В. Анализ личности / Пер. С.Ю. Романюк, Т.В. Русина, Я.Л. Шапиро. - М.; СПб.: КСП+; Ювента, 2009. - 332с.
41. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6. - 2005. - Вып.3, № 20. - С. 74-79.
42. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопр. психол. 2009, № 2.- С.158-165
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер КОМ, 1999. - С.27-68
44. Самоукина Н.В.Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С.67-81
45. Семенова Л.Э. Психологические теории гендера как возможный инструмент анализа субъективной реальности и социальной действительности / Л.Э.Семенова // Психолог в детском саду. - 2012. - № 1. - С. 25-42.
46. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2013. - 286 с.
47. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. - СПб., 1997. - 387с.
48. Харламенкова Н.Е. Признаки сепарации дочери в отношениях с маскулинной и фемининной матерью / Н.Е.Харламенкова // Психологический журнал. Т.34. - 2013. - № 5. - С. 58-69.
49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 608с.
50. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие для
студентов вузов по специальностям 050706.65 (031000) - педагогика и психология, 050708.65 (031200) - педагогика и методика начального образования [и др.] / А.А.Чекалина. - Москва: Ось-89, 2009. - 240c .
51. Челышева Н.А. К проблеме методологии исследования гендерных различий // Материалы международной научно-практической конференции "Молодежь в условиях социально-экономических реформ". ВыпЛ.СПб. 1995. - С. 102-104.
52. Чеснокова О. И. Феномен пола в современной культуре (философско-культурологический анализ): монография / О.И.Чеснокова; М- во образования РБ, Витебский гос. ун-т. - Витебск: Изд-во ВГУ, 2004. - 177c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ