Диахронный анализ функционального развития языков в системе
образования на примере регионов Великобритании, Испании, Швейцарии,
Республик Татарстан и Башкортостан
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы языковой политики
1.1 Теоретические основы языковой образовательной политики…....................5
1.2 Законодательная поддержка региональных языков в образовании в РФ и
Европе……………………………………………………………………………9
1.2.1 Европейская Хартия региональных языков и языков меньшинств в сфере
образования…………………………………………………………………13
1.2.2 Языковое законодательство РФ и регионов в сфере
образования………15
Выводы……………………………………………………………………………18
Глава II Языки в образовании в Великобритании, Испании и Швейцарии
2.1 Великобритания………………………………………………………………21
2.2
Испания……………………………………………………...............…………39
2.3 Швейцария……………………………………………………………………43
Выводы……………………………………………………………………………46
Глава III Региональные языки в образовании в РТ и РБ
3.1 Республика
Татарстан…………………………………………………………50
3.2 Республика
Башкортостан…………………………………………………….65
Выводы……………………………………………………………………………71
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной
литературы
В современном мире сегодня языковой вопрос занимает одно из
наиболее важных мест и зачастую обуславливает многие процессы
политического, социально-экономического и культурного плана. В период
активных процессов глобализации, вопросы о сохранения и поддержки
родных языков встают особенно остро. Постоянный анализ функционального
состояния языков в различных регионах с одной стороны позволяет
отслеживать основные тенденции, с другой обеспечивает сбор
социолингвистических данных, что позволяет заниматься поиском
закономерностей и эффективных подходов в таком сложном секторе как
языковое регулирование. В связи с этим в современном языкознании
наблюдается потребность в современных социолингвистических
исследованиях, которые бы охватывали широкий круг количественных и
качественных параметров.
Основной целью данной работы является изучение функционального
развития региональных языков и языков меньшинств в образовании в странах
Европы и Республики Татарстан и Башкортостан.
Актуальность темы магистерской диссертации заключается в
необходимости детального анализа языковой ситуации в сфере образования
отдельных регионов Европы и Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью был определен круг задач:
1. Изучить теорию языковой образовательной политики как предмета
научного исследования.
В данной магистерской работе был выполнен анализ региональных
языков в образовании на примере регионов Великобритании, Испании,
Швейцарии, Республик Татарстан и Башкортостан.
В Великобритании существуют 6 региональных языков ирландский,
шотландский, мэнский, ольстер-шотландский, валлийский и гэльский
В Испании функционирует 4 региональных языка- каталонский,
валенсийский, баскский, галисийский.
В Швейцарии 3 региональных языка ретороманский, немецкий и
итальянский.
Как показало исследование наиболее благоприятные позиции в
отношении присутствия в образовании у валлийского, каталанского и
татарского языка. Однако глобализационные тенденции ставят региональные
языки в уязвимое положение, и языковая политика призвана защитить,
поддержать и развивать региональные языки. Использование языка как
инструмента обучения, внедрение его в сферу высшего образования как
показал анализ являются одними из важнейших условий сохранения и
развития региональных языков. Внедрение языков в киберпространство,
создание он-лайн курсов, он-лайн школ и других образовательных платформ
положительно влияет на развитие функционального положения региональных
языков. Мы согласны с большинством ученых, которые считают, что система
образования. – ключевой компонент языковой политики и включение
региональных языков во все звенья образовательной цепи будет
способствовать их более активному развитию.
Во время исследования было выявлено положение региональных языков
в образовании вышеперечисленных регионов, было представлено количество
татарских и башкирских школ в Республиках Татарстан и Башкортостан,
количество конкурсов, лагерей на татарском языке, которые проводятся на75
территории Республики Татарстан, процентное соотношение по изучению
татарского языка в школах Республики Башкортостан с 1992 по 2005 год. Нами
была предпринята попытка представить некоторые количественные
показатели языковой ситуации в изученных регионах так же как и провести
анализ качественных параметров языковой политики – законодательной
нормативной базы. Мы считаем, что во всех изученных регионах имеется
достаточная нормативная база для реализации эффективной языковой
политики, однако необходимы скоординированные усилия властей регионов,
федерального центра, общественных деятелей и системы образования для
успешной реализации языковой политики де-факто.