Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование учебной мотивации младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 7
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования учебной мотивации младших школьников 7
1.2 Особенности формирования положительного отношения к учебной
деятельности младших школьников 10
1.3 Методы и приемы формирования учебной мотивации младших
школьников 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. Организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников 24
2.1 Диагностика учебной мотивации младших школьников 24
2.2 Методика, направленная на формирование учебной мотивации младших
школьников на уроках математики и русского языка 30
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию учебной мотивации
младших школьников в процессе игры 42
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Литература 62
Приложение 1 66
Приложение 2 69
Приложение 3 72
Приложение 4 73
Приложение 5 75
Приложение 6 81
Приложение 7
Актуальность исследования формирования учебной мотивации к учебной деятельности младшего школьника является одной из важнейших тем в современном образовании. Если наблюдать за учителями начальных классов, то можно сделать выводы о том, что они зачастую не уделяют должного внимания формированию учебной мотивации ребенка к учебе.
Школа, в первую очередь, должна приносить ученику положительные эмоции. К этому обязывают гуманное отношение к ученику и забота о его успешности в процессе обучения. «Для чего открыто сердце, не может оставить секрета и для разума»,- так в своих работах писал Л. Фейбрах.
Главной задачей в педагогической деятельности учителя заключается в пробуждении в ребенке желания учиться, быть открытым к освоению нового материала и работы с ним.
С точки зрения психологического и педагогического изучения, формирование учебной мотивации - это процесс воспитания формирования сферы личности учащегося. Изучение процесса формирования учебной мотивации - это выявление у каждого ребенка в классе уровня его реальных перспектив и зон ближайшего развития.
Основой для реализации процесса формирования являются результаты изучения.
Создание в классе условий для внутреннего побуждения мотивов, целей и эмоций ученика; осознание их и дальнейшее саморазвитие являются формированием учебной мотивации.
Учитель должен не занимать позицию наблюдения за тем, как ученики сами пытаются сформировать положительную учебную мотивации, а наоборот, стимулировать детей, применяя психологические приемы для воплощения поставленных целей. А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина, А.К. Маркова и другие ученые внесли большой вклад в формирование и разработку проблем формирования учебной мотивации.
Ю.К.Бабанский выделил определенные методы обучения и формирование учебного процесса в своей разработке классификаций методов обучения.
Занимательные задания, интересные факты, наглядность и возможности ТСО помогут творческим учителям, которые постоянно ищут приемы для формирования учебной мотивации.
Проблема исследования заключается в том, чтобы узнать каковы организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
Цель исследования заключается в выявлении, обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
Объектом исследования является формирование учебной мотивации младших школьников.
Предметом исследования являются организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: Формирование учебной мотивации младших школьников будет эффективным при реализации следующих условий:
- своевременной диагностики уровней сформированности учебной мотивации младших школьников;
- реализации педагогических средств обучения и воспитания на уроках математики и русского языка, обеспечивающих эффективное формирование учебной мотивации младших школьников;
- при использовании игры как метода формирования учебной мотивации младших школьников.
Задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
3) Экспериментально проверить эффективность предложенных организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, посвященные проблеме формирования учебной мотивации младших школьников: К.Е.Андреевой, И.Л.Базик, А.И.Епифанцевон, С.Е Злочевского, Д.И.Камышанской, Е.И.Кирилловой, Е.И.Киричук, А.И Липкиной, А.К.Марковой, Н.Г.Морозовой. Публикации, посвященные самостоятельной работе младших школьников: Е.И. Алиева, СМ. Бондаренко, Г.Г. Граник, А.К. Громцева, Л.А Концевая. Е.Л. Белкина, Н.Г. Дайра, В.П. Есипова, 3Л. Ляудиса, О.А. Нильсона, П.Й. Пидкасистого, А.В. Усова. Работы А.К. Маркова, М.В.Матюхина, А.М.Матюшкин, А.А.Мотков, А.Б.Орлов,
А.А.Реан раскрывают факторы и условия формирования учебной мотивации учащихся младших классов.
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы; психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, диагностические методики); констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент; статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №11» Советского района города Казани.
Данное исследование проводилось в три этапа:
1) Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
2) Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию учебной мотивации младших школьников;
3) Экспериментальная обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ней выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников, которые включают в себя: своевременную диагностику уровней сформированности учебной мотивации младших школьников; реализацию педагогических средств обучения и воспитания на уроках математики и русского языка, обеспечивающие эффективное формирование учебной мотивации младших школьников; использование игры как метода формирования учебной мотивации младших школьников.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный материал может быть использован учителями начальных классов для планирования в процессе обучения формирования учебной мотивации.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и приложений.
Одной из актуальных проблем в современном обществе является проблема формирования учебной мотивации младших школьников. Ведь мотивация занимает ведущее место в развитии личности. Также мотивация является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Учебная мотивация определяет область желаемого, перспективу дальнейшего развития деятельности. Именно поэтому проблема формирования учебной мотивации младших школьников является одной из актуальных проблем в методологическом, теоретическом и в практическом отношении.
Перед школой, и перед учителем одной из основных задач является задача формирования учебной мотивации у школьников. Ведь сформированная у учеников учебная мотивация побуждает к упорной, систематической учебной работе. Очевидно, что без сформированности учебной мотивации учебно-воспитательный процесс будет неэффективным.
Игра в процессе обучения играет большую роль в формировании учебной мотивации. Игровые ситуации и приемы на уроках создают игровую форму занятий. Это содействует стимулированию к учебной деятельности. Процесс игры играет главную роль в обучении, поэтому здесь не важен результат игры. Эта особенность очень важна для воспитания учеников, так как учитель может именно в игровой ситуации развить познавательный интерес у учащихся. Игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, хотя и является развлечением.
Устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Для этого учитель начальных классов должен использовать в своей практике как занимательные приемы работы и задания, так и задания проблемного характера. Так же, для возникновения положительной мотивации учебной деятельности при
начальном обучении русскому языку и математике необходимы следующие условия:
1) опора на опыт и потребности ребёнка;
2) чередование форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой;
3) создание условий для само- и взаимооценки при работе детей в малых группах;
4) систематичность и целенаправленность работы по формированию учебной мотивации;
В целом по всей работе мы можем сказать, что педагогам начальной школы необходимо формировать учебную мотивацию младших школьников, так как именно таким образом можно открыть ученика к освоению нового материала и пробудить в ребенке желание учиться.
В процессе нашей дипломной работы решались 3 основные задачи:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности данной проблемы исследования.
2) Выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников.
3) Экспериментально проверить эффективность предложенных организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
В процессе решения первой задачи, которая была направлена на анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами были выявлены теоретические аспекты формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Решение первой задачи обусловило логику постановки следующей задачи, которая заключалась в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
В процессе решения второй задачи мы выделили следующие организационно-педагогические условия формирования учебной мотивации младших школьников: уроки с использованием различных педагогических средств и использование на уроках различных игр.
Мы провели уроки по математике и русскому языку, включающие в себя систему педагогических средств обучения и воспитания. Эти уроки формируют мотивацию к изучению учебных предметов, так как они проводятся в интересной для детей форме - в форме интегрированного урока, урока-соревнования, урока-сказки. На уроке использовались познавательные задания, задания на смекалку, на развитие воображения, мышления школьников. На каждом из этих уроков использовались наглядные пособия, ИКТ, ученики активно участвовали не только в ходе уроков, но и в их подготовке. Также в экспериментальном классе мы провели сюжетноролевые, героико-тематические, игры с бытовыми сюжетами, игры с профессиональными сюжетами, игры с сюжетами из жизни детей, а также дидактические игры. Игровые ситуации и приемы на уроках создают игровую форму занятий. Это содействует стимулированию к учебной деятельности. Процесс игры играет главную роль в обучении, поэтому здесь не важен результат игры. Эта особенность очень важна для воспитания учеников, так как учитель может именно в игровой ситуации развить познавательный интерес у учащихся.
Итак, в процессе решения третьей задачи, которая была направлена на экспериментальную проверку эффективности использования предложенных организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников, нами был проведен эксперимент. Опытноэкспериментальной базой являлась МБОУ «Лицей №110» Советского района города Казани. Эксперимент позволил прийти к следующим выводам:
Первичная диагностика сформированности учебной мотивации выявила, что и в экспериментальном и контрольном классе уровень учебной мотивации средний.
На формирующем этапе в экспериментальном классе мы провели уроки по математике и русскому языку, включающие в себя систему педагогических средств обучения и воспитания, а также мы использовали различные игры. Данные уроки формируют мотивацию к изучению учебных предметов, так как они проводятся в интересной для детей форме - в форме интегрированного урока, урока-соревнования, урока-сказки. На уроке использовались познавательные задания, задания на смекалку, на развитие воображения, мышления школьников. На каждом из этих уроков использовались наглядные пособия, ИКТ, ученики активно участвовали не только в ходе уроков, но и в их подготовке.
Завершающим этапом исследования было проведение контрольного эксперимента, где было проведено повторное диагностирование по выявлению сформированности учебной мотивации младших школьников в экспериментальном и контрольном классах, а также был проведен сравнительный анализ полученных результатов.
После проведения повторного эксперимента мы заметили повышение учебной мотивации в экспериментальном классе, после проведённой нами работы. В контрольном классе серьезных изменений не произошло.
Таким образом, в ходе опытно-педагогической работы доказана эффективность использования предложенных организационно-педагогических условий формирования учебной мотивации младших школьников.
Поставленные задачи в исследовании решены. Гипотеза дипломной работы нами полностью доказана.
В ходе написания дипломной работы была достигнута цель исследования. Мы выявили, обосновали и экспериментально проверили организационно-педагогические условия, способствующие формированию учебной мотивации младших школьников.
Так как наше исследование было апробировано, и дало положительные результаты, оно может использоваться в школах учителями начальных классов для повышения интереса к учебной деятельности, а как следствие и повышение уровня учебной мотивации младших школьников.
1. Бабанский Ю. К. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. институтов. М.; 2011. С. 42-53.
2. Баркова Н. Н. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников. // Начальная школа, №3, 2012 г., С. 2426.
3. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2012. 293 с.
4. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. М.: ВЛАДОС, 2000.156 с.
5. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 2011. С.132-143.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.; Просвещение, 2013. С.142-148.
7. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.321 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл Эксмо, 2006 512 с.
9. Гаврилычева Г. В. Младший школьник и его ценности. // Начальная школа, №7, 2012. С. 13-15.
10. Головастикова Т. М. Как сделать учение увлекательным? // Начальная школа, №2, 2013 г., С. 30-38.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 2013 г. 168 с.
12. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2011 656 с.
13. Ефимова Л. А., Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства. // Начальная школа, №2, 2012 г., С. 3739.
14. Задунова Е. В., Омельченко А. А. Формирование учебной мотивации школьников. // Начальная школа, №2, 2012 г., С. 20-34.
15. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 2013. 434 с.
16. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М., 2014. С.132-138.
17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.,2014. 323 с.
18. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение,2010. С. 120-122.
19. Кудинов С.И., Козлова Е.В. Психология младшего школьника. Бийск, 2014 г. 300 с.
20. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2014 г. 276 с.
21. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. М., 2012 г. С. 123-127.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2011. С. 24-28.
23. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/ Под ред. А. А. Смирнова и др. - М., 2013. С.26-37
24. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. Волгоград, 2013. С. 5360;
25. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. М. 2014 г. 236 с.
26. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 2013. С.89-93.
27. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте - пособие для учителя. М., Просвещение, 2014.С.76-88.
28. Матюхина М. В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников. М., 2014. С.45-48.
29. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо. М.,2011. 323 с.
30. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психологопедагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. Волгоград, 2013. С.98-102.
31. Мотивация учения /Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 2013.432 с.
32. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2008. 456 с.
33. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 2012. С. 67-77
34. Молокова А.В. Начальная школа: Современный урок в условиях информатизации учебно-методическое пособие. Новосибирск: Эгида, 2010. С.102-105.
35. Мураль И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников // Начальная школа, №12, 2011. С.99-100.
36. Николаенко В. М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Андрюшина Т.В. / М.: ИНФРА-М.,2012. 175 с.
37. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. М.: Владос, 2013; С. 16-23.
38. Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю. К М.: Просвещение, 2013. С.45-56
39. Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение,2012. 543 с.
40. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А.А. М.: Центр,2013. 234 с.
41. Подласный И.П. Педагогика.М.: Владос, 2005. С.45-47.
42. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2013. 566 с.
43. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.: канд.психол.наук. Ростов н/Д, 2012. С.77-79.
44. Фомина Р.Т. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 2011. С.66-69.
45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. М.: Педагогика, 2012. 322 с.
46. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 2013. С.45-47
47. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации // Начальная школа № 7, 2012.544 с.
48. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 2012. С.322-324.
49. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2011. С.24-25.
50. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2014. С.67-69.