ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.2 Особенности развития творческих способностей в школьном возрасте ... 11
1.3 Методы и приемы развития творческих способностей школьников в
предметной области «Технология» 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
«ТЕХНОЛОГИЯ» 21
2.1 Определение исходного уровня развития творческих способностей школьников 21
2.3 Анализ и интерпретация изменений в уровне развития творческих
способностей школьников 28
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ «ДЕКОРИРОВАННЫЕ
СВЕТИЛЬНИКИ» 35
3.1 Технология изготовления «Декорированные светильники» 35
Вывод по третьей главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Интерес к природе творчества и творческих способностей в отечественной психолого-педагогической науке приобрел в настоящее время особую значимость в связи с развитием науки и техники и обусловленной этим необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи деятельности. Для продвижения общества вперед, создания новых технологий нужны люди, неординарно мыслящие, обладающие творческими способностями, которые могут эффективно функционировать в современных рыночных условиях и реализовывать себя в любой сфере деятельности. В результате в современных условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности учащихся школ рассматривается как одна из важнейших задач психологии и педагогики.
Проблема развития творческих способностей школьников отражает необходимость формирования у подрастающего поколения опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, стремления реализовать свои потенциальные возможности. Эти задачи могут быть решены в процессе освоение учащимися содержания предметной области «Технология», которая, выполняя свое предназначение, вносит существенный вклад в становление целостной личности, гармонично сочетающей в себе потребности к физическому и умственному труду, постоянному самообразованию и самосовершенствованию с высоким уровнем развития творческих способностей.
Таким образом, актуальность проводимого исследования состоит в том, что изучение проблемы развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология» отвечает на запрос современного общества, позволяя обеспечить достижение основных целей основного образование в свете требований, предъявляемых современным Федеральным государственным образовательным стандартом.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение и экспериментальную проверку развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология».
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей школьников в предметной области «Технология».
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявить особенности развития творческих способностей в школьном возрасте;
- определить методы и приемы развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология;
- провести развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология».
В ходе исследования были использованы такие методы как анализ научной литературы по проблеме изучения, обобщение и систематизация имеющихся подходов к ее исследованию, диагностические методик для выявления уровня развития творческих способностей у школьников, математические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она содержит результаты обобщения позиций современных авторов по проблеме развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология». Предложенная в данной работе программа работы с учащимися дополняет методику технологического образования.
Практическая значимость исследования состоит в , разработке проектной работы «декорированный светильники».
-Технология изготовления «Декорированные светильники».
Каждая глава завершается краткими выводами (обобщениями).
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Данное исследование было направлено на то, чтобы провести теоретическое изучение и экспериментальную проверку развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология».
В ходе проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлены особенности развития творческих способностей в школьном возрасте; определены методы и приемы развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология; проведено методики исследование развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология».
По результатам проведенного исследования могут быть сделаны следующие выводы:
1. Творческие способности представляют собой особый вид умственных способностей человека, которые выражаются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в процессе своего мышления от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить возможные варианты их практического решения. Одним из самых благоприятных периодов для развития творческих способностей является школьный возраст. Мощным стимулом для развития творческих способностей школьников способно стать содержание предметной области «Технология».
2. В ходе проведения методики исследования была проведена работа по развитию творческих способностей учащихся в предметной области «Технология». С целью развития творческих способностей школьников на уроках технологии были использованы следующие методы организации работы: проектный, эвристический и ситуационный. Использование этих методов позволяло обеспечить необходимые условия результативности проведения формирующего этапа исследования: положительный эмоциональный комфорт на уроках технологии, высокий познавательный интерес. В результате большинство
учащихся сформировали умение перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, что и соответствует сущности творческих способностей.
3. В результате проделанной работы среди школьников произошли существенные изменения в лучшую сторону по степени выраженности творческих способностей. Среди них теперь гораздо большее количество детей, которые характеризуются нестандартным подходом к решению новых задач, возникающих в процессе того или иного вода деятельности, креативностью, беглостью мышления, высоко развитым творческим воображением. Гораздо большее количество учащихся характеризуются стремлением к выполнению самостоятельной деятельности, требующей творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа осуществления деятельности, стремятся проявлять творческие способности в различных ситуациях.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезу о том, что развитию творческих способностей детей школьного возраста способствует использование в работе с учащимися в рамках предметной области «Технология» проектного, эвристического и ситуационного методов организации работы.
1. Андреева, Т.В. Применение элементов дизайна при проведении элективных курсов в предмете Технология / Т.В. Андреева // Наука и школа. - 2013. - №
2. - С. 101 - 106.
2. Аникушина, Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева, О.Н. Егорова и др. - Томск: В-Спектр, 2016. - 212 с.
3. Артизанова, Д.В. Диагностика творческих способностей детей / Д.В. Артизанова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://crthm.ru/wp- content/uploads/2018/10/artizanova_3_3_2.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
4. Барышева, Н.А. Метод кейсов на уроках технологии в средней школе / Н.А. Барышева // Концепт. - 2018. - № 12. - С. 112 - 115.
5. Бибикова, Н.В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности / Н.В. Бибикова // Вектор науки ТГУ. - 2015. - № 1. - С. 213 - 217.
6. Битюцкая, Е.Ю. Творческие способности как фактор формирования личности младшего школьника / Е.Ю. Битюцкая, Т.В. Зеленкова // Студенческая наука Подмосковью. - 2015. - С. 26 - 27.
7. Борисов, В.М. Развитие творческих способностей учащихся в предметной области «Технология» / В.М. Борисов // Концепт. - 2018. - № 4. - С. 41 - 43.
8. Валова, Н.В. Критерии оценки творчества в детском возрасте / Н.В. Валова // Педагогическое регионоведение. - 2016. - № 3. - С. 88 - 90.
9. Воронин, М.А. Развитие креативности личности учащихся на уроках трудового обучения средствами декоративно-прикладного искусства / М.А. Воронин, И.В. Герлах // Технолого-экономическое образование. - 2018. - №9. - С. 37 - 47.
10. Григорьева, Л.Г. Развитие творческих способностей младшего школьника в процессе трудового воспитания / Л.Г. Григорьева // Вестник науки ТГУ. -
2014. - № 1. - С. 45 - 48.
11. Дикая, Л.А. Творческий мозг / Л.А. Дикая, И.С. Дикий. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. - 218 с.
12. Жданова, Н.С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков / Н.С. Жданова. - М.: Владос, 2013. - 300 с.
13. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.Г. Карпова // Омский научный вестник. - 2015. - № 2. - С. 137 - 139.
14. Колосова, Е.В. Возрастная динамика развития креативности личности / Е.В. Колосова // Экономическая психология: проблемы и возможности. - 2018. - С. 67 - 72.
15. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» / Н.В. Кондратьева // Концепт. - 2015. - № 09. - С. 98 - 101.
16. Корытов, Г.А. Работа с одаренными детьми в процессе технологической подготовки в школе / Г.А. Корытов, К.А. Стрижков // Мир науки. - 2016. - № 4. - С. 18 - 19.
17. Мандрыка, И.А. Теоретические основы понятия воображения: опыт, методики исследования / И.А. Мандрыка, Т.А. Родермель // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 14. - С. 81 - 85.
18. Маслова, С.Е. К вопросу о творческих качествах личности / С.Е. Маслова // Высшее образование сегодня. - 2017. - №3. - С. 58 - 61.
19. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2013. - 720 с.
20. Медведева, И.В. Эвристическое обучение на уроках технологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/evristicheskoe- obuchenie-na-urokah-tehnologii-1894020.html (дата обращения: 19.04.2019).
21. Мезенцева, И.А. Психолого-педагогические особенности развития технических способностей школьников на уроках технологии / И.А. Мезенцева // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. - 2017. - С. 312 - 318.
22. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2014. - 672 с.
23. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина. - М.: Ин-т философии РАН; Мысль, 2016. - 360 с.
24. Новоженина, Е.А. Особенности развития креативного мышления у детей среднего школьного возраста / Е.А. Новоженина // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. - 2017. - С. 338 - 342.
25.Овчаренко, В.А. О развитии творческих способностей ребенка / В.А. Овчаренко, Т.Л. Фролова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 57 - 62.
26. Павлова, О.С. Методы обучения дизайну на уроках технологии в средней школе / О.С. Павлова // Концепт. - 2018. - № 11. - С. 41 - 44.
27. Поленякин, И.В. Проблема развития креативности личности в современных условиях / И.В. Поленякин // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций. - 2018. - С. 119 - 125.
28. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. - М.: Знание, 2013. - 50 с.
29. Поскачин, А.А. Творческие способности детей среднего школьного возраста / А.А. Поскачин // Инструменты и механизмы современного инновационного развития / А.А. Поскачин // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. - 2017. - С. 117 - 118.
30. Психология детства: практикум, тесты, методики для психологов,
педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Фиона, 2014. - 134 с.
31. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2017. - 576 с.
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2014. - 720 с.
33. Сайниев, Н.С. Развитие творческого потенциала личности в обучении технологии / Н.С. Сайниев // Вестник САФУ. - 2015. - № 4. - С. 155 - 163.
34. Сергеев, А.Н. Формирование творческих способностей у учащихся на уроках технологии средствами дизайна / А.Н. Сергеев, П.Н. Медведев, А.В. Казакова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 6-2. - С. 86 - 88.
35. Соколова, Л.Ю. Динамика развития креативности у детей младшего школьного и младшего подросткового возраста / Л.Ю. Соколова // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 9. - С. 16 - 21.
36. Соловей, Л.Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Л.Б. Соловей. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 76-2. - С. 230 - 235.
37. Хотунцев, Ю.Л. Актуальность технологического образования школьников (концепция преподавания предметной области «Технология») / Ю.Л. Хотунцев // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2016. - № 9. - С. 5 - 16.
38. Хромова, И.В. Диагностика творческого развития личности / И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2013. - 44 с.
39. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2014. - 160 с.
40. Шадрин, А.С. Методика обучения учащихся учебному проектированию на уроках технологии / А.С. Шадрин // Молодой ученый. - 2016. - №28. - С. 965 - 969.
41. Яковлева, Н.А. Технологическое образование в школе / Н.А. Яковлева // Концепт. - 2018. - № 11. - С. 89 - 92.
42. Ященко, С.Н. Методология преподавания технологии в школе / С.Н. Ященко // Социосфера. - 2016. - № 2. - С. 41 - 44.