РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 7
1.1. Особенности воображения у детей подготовительной группы 7
1.2. Театрализованная деятельность в детском саду 13
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития воображения
в ДОУ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Выявление исходного уровня развития творческого воображения
дошкольников 28
2.2. Разработка и апробация программы развития творческого
воображения дошкольников в театрализованной деятельности 38
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 7
1.1. Особенности воображения у детей подготовительной группы 7
1.2. Театрализованная деятельность в детском саду 13
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития воображения
в ДОУ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Выявление исходного уровня развития творческого воображения
дошкольников 28
2.2. Разработка и апробация программы развития творческого
воображения дошкольников в театрализованной деятельности 38
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время в обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, способной успешно действовать в условиях быстро изменяющейся социальной действительности, требующей от человека постоянного решения различных задач творческого характера. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей и средств его развития в период дошкольного детства, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития данного процесса.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития личности на данном этапе ее формирования. В связи с этим, в современной дошкольной педагогике возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития воображения, одним из которых может выступать театрализованная деятельность, которая, благодаря своей специфике, становится мощным основанием для повышения продуктивности данного психического процесса у ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что, в свете требований современного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, использование в работе с воспитанниками подготовительной к школе группы театрализованной деятельности позволяет обеспечить эффективность процесса формирования у них творческого воображения, способствуя тем самым достижению важнейших целей дошкольного образования.
Проблеме развития воображения детей дошкольного возраста и значения в данном процессе театрализованной деятельности посвящены исследования таких знаменитых отечественных ученых прошлого столетия как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, а также современных авторов, таких как Е.В. Боровых, Т.Н. Доронова, М.Н. Ноефтова, Н.С. Смотрова, в работах которых воображение предстает в качестве предпосылки эффективного усвоения детьми новых знаний, условия творческого преобразования информации об окружающей действительности, фактора саморазвития личности-ребенка дошкольника, а театрализованная деятельность детей рассматривается как эффективное средство активизации процесса развития воображения в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей подготовительной к школе группы.
Цель исследования: изучение развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
2. выявить исходный уровень развития воображения у воспитанников подготовительной к школе группы;
3. разработать и апробировать план развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
4. провести контрольный эксперимент по проверке эффективности плана.
Гипотеза исследования: если в работе с детьми подготовительной к школе группы использовать театрализованную деятельность, то процесс развития их воображения будет более продуктивным.
В ходе исследования использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
- эмпирические методы - педагогический эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение;
- методы математической обработки данных.
Методологической основой исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам изучаемой проблематики. В частности, среди них можно назвать таких ученых как О.Н. Беляева [2], Т.А. Грачева [10], О.М. Дьяченко [13], Н.П. Ендылетова [14], И.Е. Киселева [16], [17], Т.Е. Краснова [19], И.А. Мандрыка [22], Е.В. Мигунова [24], Н.А. Олейникова [28], М.К. Пасев [30], С.С. Петрова [33],
О.Н. Пономаренко [35], Н.М. Семенюк [40], Л.Б. Соловей [44], О.Н. Третьякова [46], Г.Ш. Хулхачиева [49], Г.М. Ямлихина [50] и других российских исследователей.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предложенный в нем план развития творческого воображения в театрализованной деятельности доказала свою эффективность в ходе ее апробации и может использоваться в практике педагогов системы дошкольного образования при организации и планировании работы в подготовительной к школе группе. Данный материал опубликован в статье «Театрализованная деятельность как средство развития воображения в ДОУ», «Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОУ»
Этапы исследования:
I. этап - констатирующий, на котором осуществляется выявление исходного уровня развития воображения воспитанников подготовительной к школе группы;
II. этап - формирующий, на котором производится разработка и апробация плана развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
III. этап - контрольный, на котором производится оценка эффективности плана.
База исследования: в исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитанники двух подготовительных к школе групп МАДОУ № 117 «Уенчык» г. Набережные Челны - по 25 дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития личности на данном этапе ее формирования. В связи с этим, в современной дошкольной педагогике возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития воображения, одним из которых может выступать театрализованная деятельность, которая, благодаря своей специфике, становится мощным основанием для повышения продуктивности данного психического процесса у ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что, в свете требований современного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, использование в работе с воспитанниками подготовительной к школе группы театрализованной деятельности позволяет обеспечить эффективность процесса формирования у них творческого воображения, способствуя тем самым достижению важнейших целей дошкольного образования.
Проблеме развития воображения детей дошкольного возраста и значения в данном процессе театрализованной деятельности посвящены исследования таких знаменитых отечественных ученых прошлого столетия как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, а также современных авторов, таких как Е.В. Боровых, Т.Н. Доронова, М.Н. Ноефтова, Н.С. Смотрова, в работах которых воображение предстает в качестве предпосылки эффективного усвоения детьми новых знаний, условия творческого преобразования информации об окружающей действительности, фактора саморазвития личности-ребенка дошкольника, а театрализованная деятельность детей рассматривается как эффективное средство активизации процесса развития воображения в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей подготовительной к школе группы.
Цель исследования: изучение развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
2. выявить исходный уровень развития воображения у воспитанников подготовительной к школе группы;
3. разработать и апробировать план развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
4. провести контрольный эксперимент по проверке эффективности плана.
Гипотеза исследования: если в работе с детьми подготовительной к школе группы использовать театрализованную деятельность, то процесс развития их воображения будет более продуктивным.
В ходе исследования использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
- эмпирические методы - педагогический эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение;
- методы математической обработки данных.
Методологической основой исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам изучаемой проблематики. В частности, среди них можно назвать таких ученых как О.Н. Беляева [2], Т.А. Грачева [10], О.М. Дьяченко [13], Н.П. Ендылетова [14], И.Е. Киселева [16], [17], Т.Е. Краснова [19], И.А. Мандрыка [22], Е.В. Мигунова [24], Н.А. Олейникова [28], М.К. Пасев [30], С.С. Петрова [33],
О.Н. Пономаренко [35], Н.М. Семенюк [40], Л.Б. Соловей [44], О.Н. Третьякова [46], Г.Ш. Хулхачиева [49], Г.М. Ямлихина [50] и других российских исследователей.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предложенный в нем план развития творческого воображения в театрализованной деятельности доказала свою эффективность в ходе ее апробации и может использоваться в практике педагогов системы дошкольного образования при организации и планировании работы в подготовительной к школе группе. Данный материал опубликован в статье «Театрализованная деятельность как средство развития воображения в ДОУ», «Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОУ»
Этапы исследования:
I. этап - констатирующий, на котором осуществляется выявление исходного уровня развития воображения воспитанников подготовительной к школе группы;
II. этап - формирующий, на котором производится разработка и апробация плана развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
III. этап - контрольный, на котором производится оценка эффективности плана.
База исследования: в исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитанники двух подготовительных к школе групп МАДОУ № 117 «Уенчык» г. Набережные Челны - по 25 дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенное исследование было направлено на изучение развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
В ходе проделанной работы был проведен теоретический анализ проблемы развития воображения дошкольников в театрализованной
деятельности; выявлен исходный уровень развития воображения у воспитанников подготовительной к школе группы; разработан и апробирован план развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности; проведен контрольный эксперимент по проверке эффективности предложенной программы.
Актуальность исследовавшейся проблемы определяется тем, что творческое воображение представляет собой важнейший аспект жизни ребенка, поэтому если с детства не проводить работу по его развитию, то в последующем наступает снижение активности воображения. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима организация с ними
театрализованной деятельности.
По результатам проведения в первой главе работы теоретического анализа проблемы исследования можно сделать вывод о том, что воображение представляет собой психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений, причем огромное влияние на развитие творческого воображения дошкольника оказывает театрализованная деятельность. Основными принципами организации и построения работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в процессе театрализованной деятельности являются принципы последовательности, эмоциональной привлекательности и творчества.
Описанная во второй главе опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности предполагала изучение воображения дошкольников по трем показателям: воссоздающее и вербальное воображение, а также способность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Диагностика на констатирующем этапе выявила недостаточность уровня развития творческого воображения дошкольников: большинство из них имеют средний уровень развития изученных показателей.
В связи с этим, на формирующем этапе в экспериментальной группе была осуществлена разработка и проверка опытно-экспериментальным путем плана развития творческого воображения детей в процессе театрализованной деятельности. В процессе педагогического эксперимента использовались театральные игры, культура и техника речи, основы театральной культуры. В ходе проведения работы было организовано знакомство дошкольников теоретическими аспектами театра, особенностями театральных профессий. Значительное внимание уделялось умению изображать героев с помощью пальцев рук, велась работа над выразительностью речи, интонацией, осуществлялось обучение дошкольников правильно вести фигуру на сцене, располагать персонажей во время диалога, соотносить слова и действия героев инсценировки. Большую роль в развитии воображения детей сыграли занятия по изготовлению атрибутов и теневых персонажей.
По результатам проверки эффективности предложенного плана работы было обнаружено, что у дошкольников, участвовавших в ней, произошло повышение уровня всех трех изученных показателей - воссоздающего, вербального воображения и способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Это позволило сделать вывод о том, что, действительно, процесс развития воображения воспитанников подготовительной к школе группы ДОУ будет более продуктивным, если в работе с ними использовать театрализованную деятельность.
Таким образом, работа по развитию творческого воображения дошкольников позволило выявить основную тенденцию данного процесса, которую продемонстрировало проведенное исследование: если в работе с детьми подготовительной к школе группы использовать театрализованную деятельность, то процесс развития их творческого воображения будет более продуктивным.
В качестве основания данного утверждения выступают данные позитивной динамики данной способности среди участников исследования: теперь среди них стало гораздо больше дошкольников, которые воссоздают при рисовании полную композицию сюжета произведения, творчески
перерабатывая его; для них характерно теперь хорошее понимание сути задания, быстрота при выборе сюжета рассказа, оригинальность и эмоциональность образов, использование большого количества живых существ, предметов и ситуаций, необычное содержание; гораздо большая часть детей демонстрируют установку на преобразование наличного предметного материала.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
В ходе проделанной работы был проведен теоретический анализ проблемы развития воображения дошкольников в театрализованной
деятельности; выявлен исходный уровень развития воображения у воспитанников подготовительной к школе группы; разработан и апробирован план развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности; проведен контрольный эксперимент по проверке эффективности предложенной программы.
Актуальность исследовавшейся проблемы определяется тем, что творческое воображение представляет собой важнейший аспект жизни ребенка, поэтому если с детства не проводить работу по его развитию, то в последующем наступает снижение активности воображения. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима организация с ними
театрализованной деятельности.
По результатам проведения в первой главе работы теоретического анализа проблемы исследования можно сделать вывод о том, что воображение представляет собой психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений, причем огромное влияние на развитие творческого воображения дошкольника оказывает театрализованная деятельность. Основными принципами организации и построения работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в процессе театрализованной деятельности являются принципы последовательности, эмоциональной привлекательности и творчества.
Описанная во второй главе опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности предполагала изучение воображения дошкольников по трем показателям: воссоздающее и вербальное воображение, а также способность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Диагностика на констатирующем этапе выявила недостаточность уровня развития творческого воображения дошкольников: большинство из них имеют средний уровень развития изученных показателей.
В связи с этим, на формирующем этапе в экспериментальной группе была осуществлена разработка и проверка опытно-экспериментальным путем плана развития творческого воображения детей в процессе театрализованной деятельности. В процессе педагогического эксперимента использовались театральные игры, культура и техника речи, основы театральной культуры. В ходе проведения работы было организовано знакомство дошкольников теоретическими аспектами театра, особенностями театральных профессий. Значительное внимание уделялось умению изображать героев с помощью пальцев рук, велась работа над выразительностью речи, интонацией, осуществлялось обучение дошкольников правильно вести фигуру на сцене, располагать персонажей во время диалога, соотносить слова и действия героев инсценировки. Большую роль в развитии воображения детей сыграли занятия по изготовлению атрибутов и теневых персонажей.
По результатам проверки эффективности предложенного плана работы было обнаружено, что у дошкольников, участвовавших в ней, произошло повышение уровня всех трех изученных показателей - воссоздающего, вербального воображения и способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Это позволило сделать вывод о том, что, действительно, процесс развития воображения воспитанников подготовительной к школе группы ДОУ будет более продуктивным, если в работе с ними использовать театрализованную деятельность.
Таким образом, работа по развитию творческого воображения дошкольников позволило выявить основную тенденцию данного процесса, которую продемонстрировало проведенное исследование: если в работе с детьми подготовительной к школе группы использовать театрализованную деятельность, то процесс развития их творческого воображения будет более продуктивным.
В качестве основания данного утверждения выступают данные позитивной динамики данной способности среди участников исследования: теперь среди них стало гораздо больше дошкольников, которые воссоздают при рисовании полную композицию сюжета произведения, творчески
перерабатывая его; для них характерно теперь хорошее понимание сути задания, быстрота при выборе сюжета рассказа, оригинальность и эмоциональность образов, использование большого количества живых существ, предметов и ситуаций, необычное содержание; гораздо большая часть детей демонстрируют установку на преобразование наличного предметного материала.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.



