Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Работа №32941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
596
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 7
1.1. Особенности воображения у детей подготовительной группы 7
1.2. Театрализованная деятельность в детском саду 13
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития воображения
в ДОУ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Выявление исходного уровня развития творческого воображения
дошкольников 28
2.2. Разработка и апробация программы развития творческого
воображения дошкольников в театрализованной деятельности 38
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время в обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности, способной успешно действовать в условиях быстро изменяющейся социальной действительности, требующей от человека постоянного решения различных задач творческого характера. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей и средств его развития в период дошкольного детства, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития данного процесса.
На значение воображения и фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития личности на данном этапе ее формирования. В связи с этим, в современной дошкольной педагогике возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития воображения, одним из которых может выступать театрализованная деятельность, которая, благодаря своей специфике, становится мощным основанием для повышения продуктивности данного психического процесса у ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что, в свете требований современного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, использование в работе с воспитанниками подготовительной к школе группы театрализованной деятельности позволяет обеспечить эффективность процесса формирования у них творческого воображения, способствуя тем самым достижению важнейших целей дошкольного образования.
Проблеме развития воображения детей дошкольного возраста и значения в данном процессе театрализованной деятельности посвящены исследования таких знаменитых отечественных ученых прошлого столетия как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, а также современных авторов, таких как Е.В. Боровых, Т.Н. Доронова, М.Н. Ноефтова, Н.С. Смотрова, в работах которых воображение предстает в качестве предпосылки эффективного усвоения детьми новых знаний, условия творческого преобразования информации об окружающей действительности, фактора саморазвития личности-ребенка дошкольника, а театрализованная деятельность детей рассматривается как эффективное средство активизации процесса развития воображения в период дошкольного детства.
Объект исследования: процесс развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития воображения у детей подготовительной к школе группы.
Цель исследования: изучение развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
2. выявить исходный уровень развития воображения у воспитанников подготовительной к школе группы;
3. разработать и апробировать план развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
4. провести контрольный эксперимент по проверке эффективности плана.
Гипотеза исследования: если в работе с детьми подготовительной к школе группы использовать театрализованную деятельность, то процесс развития их воображения будет более продуктивным.
В ходе исследования использованы следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
- эмпирические методы - педагогический эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение;
- методы математической обработки данных.
Методологической основой исследования послужили работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам изучаемой проблематики. В частности, среди них можно назвать таких ученых как О.Н. Беляева [2], Т.А. Грачева [10], О.М. Дьяченко [13], Н.П. Ендылетова [14], И.Е. Киселева [16], [17], Т.Е. Краснова [19], И.А. Мандрыка [22], Е.В. Мигунова [24], Н.А. Олейникова [28], М.К. Пасев [30], С.С. Петрова [33],
О.Н. Пономаренко [35], Н.М. Семенюк [40], Л.Б. Соловей [44], О.Н. Третьякова [46], Г.Ш. Хулхачиева [49], Г.М. Ямлихина [50] и других российских исследователей.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предложенный в нем план развития творческого воображения в театрализованной деятельности доказала свою эффективность в ходе ее апробации и может использоваться в практике педагогов системы дошкольного образования при организации и планировании работы в подготовительной к школе группе. Данный материал опубликован в статье «Театрализованная деятельность как средство развития воображения в ДОУ», «Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОУ»
Этапы исследования:
I. этап - констатирующий, на котором осуществляется выявление исходного уровня развития воображения воспитанников подготовительной к школе группы;
II. этап - формирующий, на котором производится разработка и апробация плана развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности;
III. этап - контрольный, на котором производится оценка эффективности плана.
База исследования: в исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитанники двух подготовительных к школе групп МАДОУ № 117 «Уенчык» г. Набережные Челны - по 25 дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было направлено на изучение развития творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности.
В ходе проделанной работы был проведен теоретический анализ проблемы развития воображения дошкольников в театрализованной
деятельности; выявлен исходный уровень развития воображения у воспитанников подготовительной к школе группы; разработан и апробирован план развития воображения дошкольников в театрализованной деятельности; проведен контрольный эксперимент по проверке эффективности предложенной программы.
Актуальность исследовавшейся проблемы определяется тем, что творческое воображение представляет собой важнейший аспект жизни ребенка, поэтому если с детства не проводить работу по его развитию, то в последующем наступает снижение активности воображения. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима организация с ними
театрализованной деятельности.
По результатам проведения в первой главе работы теоретического анализа проблемы исследования можно сделать вывод о том, что воображение представляет собой психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений, причем огромное влияние на развитие творческого воображения дошкольника оказывает театрализованная деятельность. Основными принципами организации и построения работы по развитию творческого воображения старших
дошкольников в процессе театрализованной деятельности являются принципы последовательности, эмоциональной привлекательности и творчества.
Описанная во второй главе опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности предполагала изучение воображения дошкольников по трем показателям: воссоздающее и вербальное воображение, а также способность переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Диагностика на констатирующем этапе выявила недостаточность уровня развития творческого воображения дошкольников: большинство из них имеют средний уровень развития изученных показателей.
В связи с этим, на формирующем этапе в экспериментальной группе была осуществлена разработка и проверка опытно-экспериментальным путем плана развития творческого воображения детей в процессе театрализованной деятельности. В процессе педагогического эксперимента использовались театральные игры, культура и техника речи, основы театральной культуры. В ходе проведения работы было организовано знакомство дошкольников теоретическими аспектами театра, особенностями театральных профессий. Значительное внимание уделялось умению изображать героев с помощью пальцев рук, велась работа над выразительностью речи, интонацией, осуществлялось обучение дошкольников правильно вести фигуру на сцене, располагать персонажей во время диалога, соотносить слова и действия героев инсценировки. Большую роль в развитии воображения детей сыграли занятия по изготовлению атрибутов и теневых персонажей.
По результатам проверки эффективности предложенного плана работы было обнаружено, что у дошкольников, участвовавших в ней, произошло повышение уровня всех трех изученных показателей - воссоздающего, вербального воображения и способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Это позволило сделать вывод о том, что, действительно, процесс развития воображения воспитанников подготовительной к школе группы ДОУ будет более продуктивным, если в работе с ними использовать театрализованную деятельность.
Таким образом, работа по развитию творческого воображения дошкольников позволило выявить основную тенденцию данного процесса, которую продемонстрировало проведенное исследование: если в работе с детьми подготовительной к школе группы использовать театрализованную деятельность, то процесс развития их творческого воображения будет более продуктивным.
В качестве основания данного утверждения выступают данные позитивной динамики данной способности среди участников исследования: теперь среди них стало гораздо больше дошкольников, которые воссоздают при рисовании полную композицию сюжета произведения, творчески
перерабатывая его; для них характерно теперь хорошее понимание сути задания, быстрота при выборе сюжета рассказа, оригинальность и эмоциональность образов, использование большого количества живых существ, предметов и ситуаций, необычное содержание; гораздо большая часть детей демонстрируют установку на преобразование наличного предметного материала.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.



1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. - М.: Сфера, 2013. - 128с.
2. Беляева, О.Н. Понятие воображения с позиции мультидисциплинарного подхода / О.Н. Беляева // Череповецкие научные чтения. - 2016. - С. 31 -
33.
3. Богданов, И.В. Психология и педагогика / И.В. Богданов, С.В. Лазарев. - М.: Сфера, 2013. - 353 с.
4. Бондаренко, Т.А. Развитие творческих способностей ребёнка посредством театрального искусства / Т.А Бондаренко, Е.Н. Бондаренко, Г.Я. Потапова, А.Г. Сорока // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 485 - 488.
5. Боровых, Е.В. Театрализованная деятельность в дошкольном образовательном учреждении и ее организация / Е.В. Боровых // Образование будущего: психолого-педагогический взгляд. - 2019. - Ч. 1. - С. 11 - 13.
6. Булавская, К.В. Роль игр в развитии детей / К.В. Булавская // Вестник магистратуры. - 2014. - № 1. - С. 31 - 34.
7. Валова, Н.В. Критерии оценки творчества в детском возрасте / Н.В. Валова // Педагогическое регионоведение. - 2016. - № 3. - С. 88 - 90.
8. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. / Б.М. Величковский. - М.: Академия, 2016. - 112 с.
9. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 173 с.
10. Грачева, Т.А. Возможности театрализованных проектов в социализации детей старшего дошкольного возраста / Т.А. Грачева, В.А. Деркунская, А.Ю. Комилова // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 16 - 20.
11. Губанова, Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н.Ф. Губанова. - М.: ВАКО, 2017. - 236 с.
12. Доронова, Т.Н. Театрализованная деятельность как средство развития детей 4 - 6 лет / Т.Н. Доронова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - № 4. - С. 6 - 9.
13. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. / О.М. Дьяченко. - М: Институт психологии РАО, 2016. - 163 с.
14. Ендылетова, Н.П. Влияние театрализованной игры на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста / Н.П. Ендылетова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. - 2015. - С. 219 - 223.
15. Карачарова, И.А. Театрализованная деятельность в детском саду. От сказки до спектакля / И.А. Карачарова // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 5. - С. 39 - 40.
16. Киселева, И.Е. Детский теневой театр как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Киселева. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 81 с.
17. Киселева, И.Е. Педагогические условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника в театрализованной деятельности / И.Е. Киселева. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 124 с.
18. Корюкова, А.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности / А.В. Корюкова // Современные проблемы художественно-эстетического образования периода детства. - 2017. - С. 173 - 180.
19. Краснова, Т.Е. Возможности театрального искусства в развитии личности дошкольника / Т.Е. Краснова, Е.Б. Егорова // Детский сад от А до Я. -
2017. - № 1. - С. 30 - 34.
20. Кузнецова, М.Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность / М.Н. Кузнецова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2018. - № 7. - С. 345 - 346.
21. Лаврентьева, И.А. Театрализованный дизайн в детском саду / И.А. Лаврентьева // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 10. - С. 82 - 93.
22. Мандрыка, И.А. Теоретические основы понятия воображения: опыт, методики исследования / И.А. Мандрыка, Т.А. Родермель // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. -
2014. - № 14. - С. 81 - 85.
23. Мартынова, А.С. Театрализованные представления в детском саду / А.С. Мартынова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 4. - С. 106 - 109.
24. Мигунова, Е.В. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации театрализованной деятельности с детьми / Е.В. Мигунова // Вестник НГУ им. Ярослава Мудрого. - 2014. - № 79. - С. 54 - 57.
25. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду / Е.В. Мигунова. - М.: Сфера, 2014. - 65 с.
26. Ноефтова, М.Н. Развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности / М.Н. Ноефтова // Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук. - 2018. - С. 236 - 240.
27. Овчаренко В.А. О развитии творческих способностей ребенка / В.А. Овчаренко, Т.Л. Фролова // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 3. - С. 57 - 62.
28. Олейникова, Н.А. Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе театрализованной деятельности / Н.А. Олейникова // Методист. - 2013. -№ 2. - С. 59 - 63.
29. Павленова, Е.И. Организация и применение театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении / Е.И. Павленова // Наука и образование: новое время. - 2016. - № 2. - С. 729 - 738.
30. Пасев, М.К. Понимание понятия воображение / М.К. Пасев // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 6-2. - С. 50 - 52.
31. Пашина, С.А. Совершенствование психоэмоциональной сферы старших дошкольников в театрализованной деятельности / С.А. Пашина // Психологическое здоровье личности: теория и практика. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - С. 235 - 237.
32. Переберина, Л.В. Театрализованная деятельность в детском саду / Л.В. Переберина, Л.Ю. Смагина, Е.Ю. Николаева // Научные исследования: теория, методика и практика. - 2019. - С. 77 - 80.
33. Петрова, С.С. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности / С.С. Петрова // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - № 47. - С. 127 - 143.
34. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. - М.: Знание, 2003. - 50 с.
35. Пономаренко, О.Н. Театральная деятельность как одно из средств всестороннего развития дошкольников / О.Н. Пономаренко // Образовательный потенциал, перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития. - Чебоксары: ЭМЦ, 2017. - С. 227 - 231.
36. Психология детства: практикум, тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Фиона, 2014. - 134 с.
37. Рудь, А.А. Теоретический аспект понятия воображения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / А.А. Рудь, М.С. Голубь // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 121-3. - С. 60 - 64.
38. Самсоненко, Л.С. Развитие эмпатии дошкольников посредством театрализованной деятельности / Л.С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. -
2016. - № 2. - С. 8 - 13.
39. Самсоненко, Л.С. Реализация программы театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации / Л.С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. - 2016. - № 1. - С. 4.
40. Семенюк, Н.М. Организация театрализованной деятельности детей дошкольного возраста / Н.М. Семенюк // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. - 2016. - С. 105 - 108.
41. Смагин, Ю.В. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника / Ю.В. Смагин // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - №6. - С. 104 - 108.
42. Смирнова, М.С. Развитие интегративных качеств дошкольников / М.С. Смирнова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - №
6. - С. 252 - 253.
43. Смотрова, Н.С. Особенности организации театрально-игровой деятельности в группе детского сада / Н.С. Смотрова // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - № 4. - С. 21 - 22.
44. Соловей, Л.Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Л.Б. Соловей. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - № 76-2. - С. 230 - 235.
45. Степанова, Н.И. Театрализованная деятельность в детском саду / Н.И. Степанова, В.В. Меньшикова // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 2. - С. 19 - 21.
46. Третьякова, О.Н. Театрализованная деятельность в детском саду / О.Н. Третьякова // Альманах мировой науки. - 2016. - № 1-3. - С. 57 - 58.
47. Удивительные истории о животных: инсценировки, миниатюры,
постановки для детей 4-6 лет / Сост. Е.А. Гальцова. - Волгоград: Учитель,
2013. - 112 с.
48. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста / Г.А. Урунтаева. - М: Издательский центр «Академия», 2016. - 272 с.
49. Хулхачиева, Г.Ш. Театрализованная деятельность в детском саду / Г.Ш. Хулхачиева // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования. - 2017. - С. 355 - 358.
50. Ямлихина, Г.М. Сущность понятия «воображение» / Г.М. Ямлихина, З.З. Крымгужина // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники. - 2018. - С. 221 - 224.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ