Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние специфики образа тела подростков на их психическое развитие

Работа №32930

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы29
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение. 3
Глава 1. Значение подросткового возраста для формирования представления о своём теле. 6
1.1 История изучения самосознания и становления образа «Я» у подростков. 6
1.2. Особенности психического развития подростков. 11
Глава 2.Изучение роли специфики образа тела подростка. 15
2.1. Условия и особенности построения адекватного образа «Я» у подростков. 15
2.2. Влияние личности взрослого и сверстников на образ «Я» у подростков. 20
Заключение. 26
Список используемой литературы. 28


В настоящее время особую актуальность приобретает проблема изучения влияния специфики образа и тела подростков на их психическое развитие [10. с. 118]. Данная проблема в психологии возникла не случайно. Она объясняется тем, что очень часто в практике оказания психологической помощи подросткам возникает внутренняя глубинная проблема, связанная с оказанием всестороннего содействия специалиста психолога, направленного на реагирование подростком на свое внутреннего психического напряжения, препятствующего его самостоятельному выходу из сложившейся проблемной ситуации [2. с. 305].
Важно отметить, что в работе с подростками психологи сталкиваются с ситуацией, когда специфические особенности образа тела влияют на психическое становление и личностное развитие подростков. При этом данная проблема касается как девочек, так и мальчиков подростков, проживающих кризис подросткового возраста с его многообразными психическими и морфофункциональными изменениями [26. с. 119].
Не является исключением и формирование такого компонента образа себя, как Я-образа, связанного с наличием специфических особенностей формирования тела [20. с. 94]. Это выражается в том, что подростковый возраст сам по себе является периодом гормональной психической перестройки. То, что ранее казалось нормальным, приемлемым в образе своего тела, на момент наступления кризисного подросткового возраста является чем-то сложно воспринимаемым, с преобладанием ярко выраженных эмоциональных переживаний и внутренних конфликтов, которые без специально организованной помощи психолога могут приводить к развитию внешних и внутренних комплексов неполноценности [15. с. 208].
Наличие комплексов неполноценности, сказываясь на формировании образа своего тела, негативно влияет и на внутреннем психологическом состоянии подростка, что в свою очередь приводит к развитию депрессивных расстройств, нарушения в самооценке и оценке своих возможностей и особенностей. В такой ситуации подросткам очень часто кажется, что мир вокруг отличается враждебностью, непредсказуемостью и жестокостью, в рамках которой подростки затрудняются самостоятельно проживать свои кризисные особенности подросткового возраста, связанные с принятием себя и отождествлением себя с окружающими людьми. Наличие подобных переживаний приводит к необходимости разработки специально организованных психологических мероприятий, направленных на оказание психологической помощи по формированию специфических особенностей образа своего тела в подростковом возрасте.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что специфические особенности образа тела подростков являются важным структурным компонентом Я-концепции, подразумевающим формирование у подростков реального и идеального Я. При этом, реальное Я выступает в плане формирования реальной оценки себя самого в различных жизненных ситуациях, а идеальное Я является внутренним прообразом желаемых подростком изменений в образе своего тела [28. с. 201].
Расхождение между реальным и идеальным Я очень часто приводит к развитию разного рода депрессивных личностных расстройств. В результате у подростков возникают множественные нарушения схемы своего тела и представления о себе, как о самодостаточной личности. Всё это отрицательно сказывается на процессе обучения, общения с окружающими людьми, а также на успешности адаптации подростка в различных жизненных ситуациях [1. с. 184].
Учёные сделали свой вклад в изучение формирования специфики образа тела в подростковом возрасте. Так, по мнению Л.С. Выгодского, подростковый возраст характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового в построении образа своего тела [19. с. 407].В этом возрасте, по мнению учёных, изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри, а также на образ своего тела, воспринимающееся, как важная составляющая в плане установления взаимоотношений с противоположным полом и в плане формирования собственного отношения к себе. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования своего тела, в связи, с чем особую значимость имеет своевременное оказание психологической помощи, как со стороны родителей, так и психологов, направленной на формирование адекватного отношения к своему телу [3. с. 166].
Таким образом, актуальность темы исследования специфики формирования образа тела в подростковом возрасте и его влияние на психическое развитие ребёнка приобретает особую значимость и актуальность, так как своевременное воздействие на сильные и слабые стороны психики и личности подростка в ряде случаев позволяет достигать значительных результатов в плане формирования у подростков положительного отношения к себе в различных жизненных ситуациях.
Цель исследования – Изучение влияния специфики образа тела подростков на их психическое развитие.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования образа тела у подростков;
2. Изучение основных условий и факторов формирования специфики образа тела подростков;
3. Анализ особенностей психического развития подростков, находящихся на стадии формирования образа своего тела.
Объект исследования: Специфика образа тела в подростковом возрасте.
Предмет исследования: Особенности психического развития подростков, находящихся на стадии формирования образа себя.
Гипотеза: Предполагается, что специфические особенности формирования образа тела в подростковом возрасте оказывают существенное влияние на психическое развитие ребёнка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании изучения условий формирования телесного образа себя в подростковом возрасте, а также степени значимости и выраженности влияния ближайшего окружения на его закрепление и моделирование, можно сделать следующие выводы.
Вопрос о формировании разнонаправленных представлений подростков о своём теле волнует многих исследователей различных направлений научно-практической деятельности. Неоднозначность изучения его объясняется тем, что во главу угла рассмотрения каждый из исследователей вкладывает свой смысл, своё внутреннее понимание проблемы. При этом, одни авторы утверждают, что специфика формирования образа тела у подростков тесно связана с психическими и соматическими составляющими. Другие, наоборот, особое внимание уделяют формированию Я-концепции и самосознанию. Разность понимания данного аспекта во многом определяется теми научными изысканиями, которые формируются у исследователей, благодаря практическому опыту работы с подростками и изучению на этой основе специфики формирования образа их тела.
Изучение вопроса о специфике формирования образа тела подростков немыслимо без его тесной взаимосвязи с психическими особенностями подростков. При этом важно отметить, что уровень психического развития часто связан с той социальной ситуацией, в которой проживает подросток, с теми убеждениями о себе, о своём теле, которые закладываются из особенностей межличностного взаимодействия с ближайшим окружением.
Неоднозначность психического реагирования подростков тесно связана с особенностями формирования их отношения к своему телу здесь и сейчас в данной жизненной ситуации. В данном аспекте особую актуальность приобретает своевременное и грамотное оказание и психологической помощи, направленной на решение различных внутренних подростковых проблем, связанных со спецификой формирования образа своего тела.

Условия формирования телесного образа себя во многом связаны с условиями жизни подростка в той или иной социальной ситуации развития. Большое значение в данном аспекте имеет ситуация, связанная с формированием не только телесного образа себя, но и психологических структурных компонентов, таких как самосознание, Я-концепция, позволяющих подростку идентифицировать свои внутренние переживания, настроения и эмоциональные состояния с идентичными особенностями психического и физического поведенческого реагирования других людей. Условия формирования образа себя достаточно разнообразны и имеют в своей основе сочетательный характер. Нарушение контекста одного из них приводит к рассогласованности в плане формирования телесного образа себя.
Значимое окружение в жизни подростка имеет очень важную роль. Это объясняется особенностями ведущей деятельности (общения) на данном возрастном этапе развития. Данная особенность объясняется тем, что своего собственного мнения в сознании подростка ещё нет, а потому особую важность приобретает отношение ближайшего окружения к самому подростку: не только к телесному, но и к духовному компоненту образа себя.
Важное значение при этом имеет своевременное оказание психологической помощи подросткам, испытывающим внутренние проблемы (неуверенность в себе, невротическая симптоматика). Чем ранее оказана психологическая помощь, тем намного легче подростку адаптироваться в новой жизненной ситуации, связанной с разнонаправленными изменениями в картине психических поведенческих проявлений и в плане принятия своего телесного образа.



1. Афанасьев В.В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология и методы научного исследования. М: Издательство Юрайт, 2018. 154 с.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М. : Смысл, 2003. 240 с.
3. Лебедев С.А. Методология научного познания. М: Издательство Юрайт, 2018. 153 с.
4. Еромасова А.А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента. 2-е издание. М: Издательство Юрайт, 2018. 138 с.,
5. Ильин Г.Л. История психологии. Учебник для вузов. М: Издательство Юрайт, 2018. 389 с.,
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 671 с.
7. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. М. : Аспект Пресс, 2008. 319 с.
8. Еромасова А.А. Общая психология. Практикум для самостоятельной работы студента. 2-е издание. М: Издательство Юрайт, 2018. 138 с.,
9. Ильин Г.Л. История психологии. Учебник для вузов. М: Издательство Юрайт, 2018. 389 с.,
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 671 с.
11. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков. М. : Аспект Пресс, 2008. 319 с.
12. Дубровина И.В. Психология : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.
13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
14. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с. 141-157)
15. Арутюнян М. Образ власти у мальчиков и девочек // Женщина плюс... - 2006. - № 3. - С.6-7.
16. Ахапкина Я., Веселова А. Геополитическая самоидентификация современного школьника // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
17. Безрогов В.Г. «Бог есть, но я в него не верю»: модус (де)религиозного детства в советской России // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
18. Бетчер Т.И. Представления подростков о своем будущем: гендерные различия // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
19. Борисов С.Б. Механизмы гендерной социализации детей и подростков // Мальчики и девочки: реалии социализации. Cборник статей / Редколлегия М.А. Литовская, Е.Г. Трубина, О.В. Шабурова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
20. Буркова, В.Н., Тименчик В.М. Проявление агрессивного поведения у мальчиков-школьников (11-17 лет) города Москвы // Мужское в традиционном и современном обществе. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2003. - С. 18.
21. Бутовская М.Л., Артемова О.Ю., Арсенина О.И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. - М., 2004. - № 1. - С. 104-120..
22. Городнова Н. Роль семьи и гендерной социализации подростков // Гендерные разночтения. Материалы IV межвузов. конференции молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное». - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 310-314.
23. Завадская Ж.Е. Способность к самоопределению как показатель социальной зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, - 2006., - №10, - С. 35-42 с.
24. Егорычева И.Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития) // Мир психологии. – 2008. - №1, С. 189-202.
25. Капустина Н.Г. Подросток: период после детства // Начальная школа плюс до и после. – 2008, - №1, С.20-24.
26. Корепанова М.В. Взрослый и ребенок: проблемы отношений // Начальная школа плюс до и после. – 2004, - №10, С.4-5.
27. Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А.Реана. – С.П.: Прайм-Еврознак, 2004, - М.: ОЛМА-ПРЕСС, - 2004. – 480 с.
28. Тихонрович О.В. Особенности Я-образа воспитанников социальных приютов // Весці БДУ. Сер.1. Педагогіка. Псіхалогія. Філасофія. – 2008. - №4, С.35-39.
29. Туманова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты)// Психологическая наука и образование. – 2007, - №4, С. 16-24.
30. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология и педагогика». – М.: Академия, 2004. – 159 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ